83189

Стратегический менеджмент как сфера профессиональной деятельности

Эссе

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Процесс разработки стратегий включает: 1 определение корпоративной миссии; 2 конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3 формулировку и реализацию стратегии направленной на их достижение. Вместе с тем разработка стратегии на практике процесс творческий.

Русский

2015-03-10

38.25 KB

4 чел.

Министерство образования и науки

        Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Ивановский государственный энергетический университет имени В. И. Ленина»

Кафедра менеджмента и маркетинга

Э С С Е

 по  дисциплине  «Теория менеджмента часть1 »

Стратегический менеджмент как сфера профессиональной деятельности

 Выполнил: студентка ФЭУ

           

                                                                                                                    Группы 1 — 57

 

                                                                                                                      Исаева Т.М.

                                                                                                    Проверил: доцент кафедры МиМ   

                                                                                                                     Лапина О.И.

Иваново  2014

Содержание

Краткое содержание_______________________________________________2

Введение________________________________________________________3

Руководитель и стратегическое управление___________________________4-8

Заключение______________________________________________________9

Библиографический список ________________________________________10

Краткое содержание

Стратегия - это элемент движения организации и подход руководителей, используемые для достижения целей организации и выполнения ее миссии. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решения, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Процесс разработки стратегий включает: 1) определение корпоративной миссии; 2)конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3) формулировку и реализацию стратегии, направленной на их достижение2. Невозможно разработать единую унифицированную стратегию, пригодную для всех организаций, не менее трудно найти ее оптимальный вариант для конкретной организации на долго-срочную перспективу. Руководитель должен свободно ориентироваться в воз-можных вариантах стратегий, понимать взаимосвязь ситуационных факторов и стратегического выбора и осознавать его последствия. Вместе с тем, разра-ботка стратегии на практике - процесс творческий. В нем должно быть опре-делено: какие задачи выполняет стратегического менеджмента, кем будут вы-полняться, какие цели и мисси преследуется этот процесс, как будет реализо-ваться.

Введение

 Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достиже-ния поставленных целей путем координации и распределения ресурсов ком-пании. Еще десять лет назад в нашей стране сложно было говорить о бизнес-стратегиях и стратегиях конкуренции. Руководители предприятий только на-чинали учиться таким модным в то время предметам, как менеджмент, марке-тинг и т.д. Стратегическое управление же объединяет разрозненные знания, создает у руководителей видение предприятия как единого целого, со всеми его функциями, развивающегося в изменчивой конкурентной среде. Наука о стратегическом менеджменте и сама не стоит на одном месте. По мере того как изменяются технологии, окружающая бизнес-среда во всем мире, теория стратегий также развиваются. Руководитель компании должен удержать поло-жение своей компании на должном уровне. И Стратегический менеджмент мог бы ему в этом помочь. Задача: осмысление процесса стратегического уп-равления, его составляющих во взаимосвязи. Рассмотри их.

Руководитель и стратегическое управление.

Руководители предприятий  особенно малого и среднего бизнеса в нашей стране работают очень много, каждый день решают большое коли-чество проблем, выбиваются из сил и при этом часто даже не подозревают, что основ-ной их задачей является стратегическое управление и планирова-ние, а для решения текущих задач имеется штат сотрудников. Руководители же некоторых крупных предприятий, фактически занимаясь стратегическим управлением, бывает, не знают даже словосочетания «стратегический  ме-неджмент», не говоря уже о теории и инструментах такого управления, а, сле-довательно, они совершают ошибки, которых можно было бы избежать. Без-условно, часто руководитель является самым опытным человеком в органи-зации и умеет решать текущие проблемы наиболее эффективно, но в таком случае у него просто нет времени задуматься всерьез над развитием пред-приятия. Он делает это урывками, и фактически дело долгосрочного плани-рования или пущено на самотек, или перепоручено менее опытным сотруд-никам, которые не знают всех обстоятельств и особенностей конкретного бизнеса, а тем более, политической обстановки вокруг него. Эффективное развитие предприятия, управляемого таким, образом вызывает сомнения. Как бы я определила стратегический менеджмент? Это способность руководителя проанализировать окружающую среду, сделать прогноз и построить работу предприятия таким об-разом, чтобы через 3-5 лет предприятие и все его под-разделения стали более успешными. Управляющие разрабатывают стратегии для того, чтобы определить в каком направлении будет развиваться компания и как принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Без стратегии у менеджера нет продуманного плана действий, нет программы до-стижения результатов. При этом такой план должен охватывать все функции предприятия: снабжение, производство, распределение, маркетинг, финансы, управление кадрами, научно-исследовательские работы, другие, часто специ-фические функции.
Задачи стратегического менеджмента:

Задача менеджера по созданию и реализации стратегии фирмы состоит из пя-ти взаимосвязанных частей:

  1.  определение вида коммерческой деятельности и формирование страте-гических направлений ее развития, т.е. необходимо обозначить миссию, цели и долгосрочные перспективы развития,
  2.  превращение общих целей в конкретные направления работы,
  3.  умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых ре-зультатов,
  4.  эффективная реализация выбранной стратегии,
  5.  оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение кор-ректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в страте-гию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей3.

Кто выполняет задачи по стратегическому управлению.

Первый руководитель предприятия должен быть самым влиятельным и са-мым ответственным менеджером по стратегии. Он является главным поста-новщиком задач, определяет цели, стратегии и пути их достижения. На нем же лежит и вся полнота ответственности за результат. Руководители функци-ональных подразделений также несут ответственность за разработку и осу-ществление стратегии каждый в своей сфере, внося предложения своим руко-водителям и организуя исполнение стратегии в подотчетных участках. При этом если руководители, отвечающие за исполнение стратегии на всех уров-нях организации, участвуют в разработке стратегических планов, то им труд-но обвинить кого-либо в их неисполнении или в постановке нереалистичных целей.

Развитие стратегического видения и миссии компании.

Основной вопрос, который задают себе подготовленные менеджеры относи-тельно стратегии компании: как мы видим свою компанию, что мы собираем-ся делать и чего хотим достичь?  То, что компания собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является миссией компании. Развивая и пуб-ликуя миссию и стратегическое видение, руководство компании знакомит со-трудников, владельцев, государственные структуры и общественность с соци-альным смыслом существования компании и направлением ее будущего раз-вития.

 Определение цели.

Определение целей способствует переходу от миссии к конкретным планам работы, которые помогут достичь успеха. Цели заключают в себе результаты, для достижения которых требуются усилия и организованные действия. Пра-вильно сформулированная цель должна отвечать ряду параметров. Некоторые из них: измеримость, достижимость. К стратегическим целям относятся дол-госрочные, со сроком 3-5 лет. Срок постановки стратегических целей зависит от скорости нарастания изменений в окружающей предприятие среде и в са-мом предприятии. Умение правильно сформулировать цели является одним из основных навыков руководителей и лидеров4.

Создание стратегии.

Цели - это описание результатов, а стратегии - это пути их достижения. Стратегия - это инструмент менеджера для выполнения определенных задач, как стратегических, так и финансовых. Для правильного определения страте-гии необходимо изучить как состояние самой фирмы, так и факторы внешне-го окружения. Неверная оценка ситуации увеличивает риск выбора неверной стратегии. Таким образом, реальная стратегия компании во многом определя-ется продуманными заранее действиями и реакцией на не предсказанные из-менения в окружающей предприятие среде. Можно говорить о том, что хоро-ший руководитель - разработчик стратегии больше ориентирован на измене-ния внешней среды, чем на изучение внутренних проблем фирмы, знает ос-новные варианты стратегий и может сделать обоснованный выбор одного из вариантов или создать новый в случае необходимости. С другой стороны, им-еющаяся стратегия подсказывает линейным руководителям, какие действия они должны предпринимать для достижения целей, тем самым снимая с руко-водителей необходимость заниматься принятием повседневных, операцион-ных решений.

Стратегия и стратегические планы.

Разработка стратегического видения и миссии компании, выбор целей и стра-тегии вместе с шагами и действиями по реализации выбранной стратегии и составляют стратегический план. Такие планы разрабатываются управлением компании и чаще всего представляют собой объемный документ, который це-ликом или частично доводится до соответствующего персонала. Следователь-но, современные менеджеры должны знать составляющие элементы такого плана и принципы его подготовки.

 Реализация стратегии.

Задача реализации стратегии состоит в понимании того, что необходимо сде-лать, чтобы стратегия работала, а также создать достаточное давление, чтобы эти действия были произведены в намеченные сроки. Таким образом, работа по реализации стратегии относится к сфере административных задач. Это и есть стратегическое управление5.

 Непрерывность стратегического управления.

Менеджер не может позволить себе отвлечься от стратегических задач. В процессе стратегического управления ничто не может быть окончательным, и все предварительные планы претерпевают изменения в зависимости от новых обстоятельств и возможностей. Это требует соответствующих корректив стратегии, которые чаще всего касаются частностей, хотя может возникнуть и необходимость полного пересмотра. Таким образом, управляющий компани-ей должен быть всегда настороже, готовым определить необходимость изме-нений и провести эти изменения.

Роль и задача специалистов по стратегическому планированию.

Возникает вопрос: если мы определили круг лиц ответственных за разработ-ку и реализацию стратегии, то должны ли существовать в организациях спе-циалисты по стратегическому планированию? Ответ - да. Роль таких специа-листов в следующем. Они как внутри предприятия, так и за его пределами собирают и анализируют информацию, которая может повлиять на стратеги-ческий выбор, подготавливают эту информацию для принятия решений соот-ветствующими руководителями. Они выполняют задачи по консультирова-нию, координации. Однако не следует думать, что эти специалисты должны разрабатывать стратегические планы. Во-первых, они не владеют всем объем-ом информации, которым обладают управляющие менеджеры, и вряд ли су-меют создать работающий план. Во-вторых, они не могут отвечать за выпол-нение такого плана, так как не обладают правами принятия решений и конт-роля над процессами в организации. Линейные менеджеры вряд ли смогут взять на себя всю полноту ответственности за реализацию планов, в разра-ботке которых они не принимали участие. Таким образом, в случае неудачи сложно будет найти виноватых. Понимая это, линейные менеджеры, скорее всего, не будут прилагать максимальные усилия для выполнения планов.

Заключение

Приведенный краткий обзор стратегического менеджмента показывает, что современный руководитель должен в достаточной мере владеть теорией и практикой стратегического управления. Если он не обладает этими знаниями и навыками, то их можно получить в имеющихся в школах бизнеса. Есть и другой вариант: можно пригласить консультанта, который обучит руководите-лей компании на рабочем месте, а затем поможет составить стратегический план и организовать стратегическое управление. Без этого я считаю нельзя добиться успешного развития компании в долгосрочной перспективе.

Библиографический список

  1.  Психология Управления. Розанова В.А. М: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.- с.352
  2.  Виханский О.С. Стратегическое управление, М., Гардарики, 2000 -с.164
  3.  Электронный ресурс: group27.narod.rushporystr_uprsoderzhaniem.doc( страт_шпоры_по_стр_упр_с_содержанием) –с.38
  4.  Менеджмент. Виханский О.С., Наумов А.И., М: Гардарика, 1998.- с. 670
  5.  Стратегический менеджмент. Курс лекций. Полушкин О.А. М.: ВЗФЭИ, 2007. - с.140

2 электронный ресурс: group27.narod.rushporystr_uprsoderzhaniem.doc (страт-шпоры_по_стр_упр_с_содержанием) –с.2

3 электронный ресурс:group27.narod.rushporystr_uprsoderzhaniem.doc(страт-шпоры_по_стр_упр_с_содержанием) – с.3

4 Виханский О.С. Стратегическое управление, М., Гардарики, 2000. -с.36,38

5 Виханский О.С. Стратегическое управление, М., Гардарики, 2000. - с.19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41162. История лазерных принтеров 1.9 MB
  На поверхности фоторецептора создается электростатическое а затем видимое изображение копируемого оригинала с последующим переносом этого изображения на бумагу или специальный материал. Формирование изображения На этапе формирования изображения на поверхности фоторецептора создается оптическое изображение оригинала. Полученное оптическое изображение должно: а обладать требуемыми геометрическими параметрами б иметь распределение освещенностей соответствующее оптическим плотностям оригинала. Проявление На этапе проявления на участки...
41163. Метод узловых напряжений 192.5 KB
  Метод узловых напряжений. Метод узловых напряжений заключается в определении на основании первого закона Кирхгофа потенциалов в узлах электрической цепи относительного некоторого базисного узла. Положительное напряжение узловых напряжений указывается стрелкой от рассматриваемого узла к базисному. Иллюстрация к методу узловых напряжений.
41164. Власть, влияние, лидерство 198 KB
  Они делают это посредством допущения подчиненных к выработке управленческих решений развитию лидерства в рабочих командах инициативы обучения и т. Лидерство Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Природа лидерства может быть лучше понята если сравнить лидерство с управлением. Теория лидерских качеств Это один из наиболее ранних подходов к изучению и объяснению лидерства.
41165. Человек в организации. Функция мотивации 242.5 KB
  Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1 с позиции взаимодействия человека с организационным окружением в этом случае человек находится в центре модели и 2 с позиции организации включающей в себя индивидов в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения. Второе что он сделал для организационного окружения для организации в ответ на стимулирующие воздействия которые организация применила по отношению к человеку. Нас будут интересовать ответы на вопросы: как...
41166. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 898 KB
  Основные журналы по изучению распределения и маркетинга: 1. Цели политики распределения. Особенности оптовой торговли как канала распределения. Проблема относительно времени и места продажи товара рассматривается в маркетинге как политика распределения.
41167. Теплообменные аппараты 688 KB
  По истечении определенного промежутка времени осуществляется переключение потоков теплоносителей. Регенераторы выполняются исключительно для газовых теплоносителей. В зависимости от взаимного направления движения теплоносителей различают такие схемы движения теплоносителей: а прямоточная схема прямоток когда горячий и холодный теплоноситель движутся вдоль поверхности теплообмена в одном направлении б противоточная схема противоток когда горячий и холодный теплоноситель движутся вдоль поверхности теплообмена в противоположных...
41168. Функциональные стили русского языка и стилистическая дифференциация лексики 48 KB
  В зависимости от цели и темы высказывания говорящий или пишущий выбирает из лексической системы русского языка нужные ему слова. Например в официальноделовом документе и в письме близкому вам человеку на одну и ту же тему будут использованы разные слова:Дорогой Ванечка Уважаемый товарищ ИвановПодобное явление обусловлено так называемым функциональностилевым расслоением русской лексики. Функцию общения выполняют как правило слова разговорного стиля в его устной форме проявления; функцию сообщения и воздействия слова одного из книжных...
41169. Теоремы линейных цепей. Метод эквивалентного генератора 424 KB
  В электрической цепи любой пассивный элемент можно заменить эквивалентным источником напряжения, э.д.с. которого равна падению напряжения на данном элементе E=U=IR и направлена навстречу току. E =E =IR то точки '''' и ''d'' ''c'' и ''b'' оказываются соответственно точками одинакового потенциала: Таким образом закоротив точки '''' и ''d'' и исключив получим этот участок из ветви b получим схему рис. Ток ветви при этом не изменится. k ой ветви Ek вызывает в ветви n ток In то этот же источник э.