83193

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Научная статья

Экономическая теория и математическое моделирование

Отличительными свойствами интеллектуального товара, по сравнению с обычным товаром, являются: редкость, уникальность, конкурентоспособность и другие характеристики. Общим с рынком любого товара является то, что интеллектуальный товар – продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке...

Русский

2015-03-10

70.5 KB

3 чел.

PAGE  6


ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СТОИМОСТНОЙ ОЦЕНКЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ыночный (сравнительный) подход

Метод сравнения продаж объектов интеллектуальной собственности

Затратный подход

Метод стоимости замещения

Метод восстановительной стоимости

Метод начальных затрат

Доходный подход

Метод расчета роялти

Метод исключения ставки роялти

Методы DCF

Методы прямой капитализации

Экспресс-оценка

Метод преимуществ в прибыли

Метод, основанный на «законе 25%» (дробление прибыли)

Экспертные методы

Комбинированный подход

Метод весомых вкладов рыночного, затратного и доходного подходов в итоговый результат

Социально-экологический подход

Метод экологических результатов

Метод социальных результатов

Биркентале В.В., Чепорнюк Н.А. Современные аспекты коммерциализации объектов интеллектуальной собственности // Гармонізація законодавства України з питань інтелектуальної власності щодо законодавства Європейського союзу: Збірник наукових праць Всеукраїнської науково-практичної конференції молодих вчених та студентів з проблем інтелектуальної власності. – Маріуполь: ДВНЗ «ПДТУ», 2013. – С. 191-196.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ЧЕПОРНЮК Н.А.

студент  магистратуры

ДВНЗ «Донецкий национальный технический университет»

БИРКЕНТАЛЕ В.В.

к.э.н., доцент

ДВНЗ «Донецкий национальный технический университет»,

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в настоящее время активно вовлекаются в экономический оборот, становятся товаром, то есть предметом коммерциализации. Это определяет актуальность данной тематики.

Коммерциализация интеллектуальной собственности – использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятия (слайд 2). Она позволяет получить ряд практических преимуществ:

- позволяет владельцам интеллектуальной собственности быть учредителями фирм без отвлечения реальных денежных средств путем внесения ОИС в уставный капитал предприятия;

- предоставляет возможность получать дополнительные доходы за передачу права пользования;

- используется в качестве залога при получении кредита;

- обеспечивает защиту от конкурентов на период выведения на рынок новой продукции, а также защиту от недобросовестной конкуренции;

- способствует созданию рекламного имиджа у покупателя при информировании о правовой охране выпускаемой продукции или работе по лицензии известного производителя.

В России коммерциализация позволяет снизить налог на прибыль путем уменьшения налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов и величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности, а также –  уменьшить налог на добавленную стоимость, если сделка оформляется как патентный, лицензионный или авторский договор [1].

Способы использования объектов интеллектуальной собственности исследуют в своих работах такие ведущие отечественные и зарубежные ученые и практики, как: Г. Азгальдов, Г. Андрощук, Г. Бромберг, В. Зинов, Ю. Капица, П. Крайнев, В. Мухопад, П. Цыбулев, П. Перерва, С. Бабаскин, В. Зинов, Д. Коциски и др.

Основой интеллектуальной собственности является интеллектуальный труд, а его продуктом, в свою очередь, новые знания, которые, приобретая материально-вещественную форму, становятся объектами интеллектуальной собственности и могут быть использованы как товар [2]. Отличительными свойствами интеллектуального товара, по сравнению с обычным товаром, являются: редкость, уникальность, конкурентоспособность и другие характеристики. Общим с рынком любого товара является то, что интеллектуальный товар – продукт труда, произведенный для продажи в целях обмена на другие продукты труда или деньги на рынке; на цену товара влияет спрос и предложение, а также факторы формирующие их. Но наряду с этим существует проблема оценки таких товаров: сложность выбора подхода и метода оценки, расхождение в результатах при использовании различных методов, недостаточность информации и др. (слайд 3). Кроме того, часто будущий доход от использования объектов интеллектуальной собственности можно оценить только приблизительно, с разбросом в сотни и тысячи процентов [3].

Учитывая наличие различных подходов к оценке ОИС, их объединяют, как правило, в следующие группы: затратный, сравнительный, доходный. Некоторые ученые выделяют также комбинированный и социально-экологический подходы (рис 1.) [1, 3, 4, 5] (слайд 4). Применение различных подходов и методов оценки зависит от характера ОИС, от стабильности и природы дохода.

Объекты интеллектуальной собственности являются оригинальными и зачастую не имеют аналогов. Немаловажным является и тот фактор, что в Украине информация о сделках по ОИС является конфиденциальной, а рынок интеллектуальной собственности развит недостаточно. Поэтому сравнительный подход для оценки объектов интеллектуальной собственности в нашей стране применяется достаточно редко. Следовательно, к оценке каждого объекта нужно подходить дифференцированно.

Наиболее часто для оценки ОИС используется доходный подход. Его сущность заключается в определении стоимости объекта интеллектуальной собственности как текущей стоимости будущих доходов от использования данного объекта. В основе этого подхода лежит принцип вклада: приобретая дополнительный производственный ресурс предприниматель рассчитывает на получение дополнительного дохода или прибыли от его использования в собственном производстве [6]. Учитывая долгосрочный характер использования ОИС и получения от него дохода, его текущая стоимость может быть получена только путем приведения разновременных денежных потоков к одному моменту времени. Таким образом, в общем виде доходный подход предполагает дисконтирование части прибыли, полученной предприятием непосредственно от использования объекта интеллектуальной собственности [7].

Рисунок 1 –  Классификация подходов к определению стоимостной оценки объектов

интеллектуальной собственности

В общем виде стоимость нематериальных активов на основе методов доходного подхода рассчитывается по формуле:

                                            Т

Цд = Σ (Пt – Зt) * (1 + i)-t ,              (1)

                                           і=1

где Цд – стоимость нематериального актива, рассчитанная на основе доходного подхода;

Пt – величина чистой прибыли (после налогообложения), которая придется на использование нематериального актива в t-м году;

Зt – затраты, связанные с использованием нематериального актива (расходы на поддержание действия охранного документа, затраты на доработку нематериального актива, для товарных знаков – затраты на рекламу и др.);

t – порядковый номер года получения дохода от использования нематериального актива;

і – ставка дисконтирования;

Т – срок действия права интеллектуальной собственности при купле-продаже патента (при купле-продаже лицензии – срок действия лицензионного договора) [3] (слайд 5).

Следует отметить, что владение информацией о возможных подходах к оценке ОИС и знание сущности самих ОИС позволит максимально удовлетворить потребности рынка и сочетать интересы своего предприятия и общества в целом.

Коммерциализация, как предпринимательский процесс использования результатов инновационной деятельности предприятий в коммерческом обороте, в настоящее время в мире превратилась в самостоятельную сферу экономических отношений и составляет около 5 трлн долл. США в год. Темпы роста коммерциализации ОИС на международном рынке составляют 12%, что существенно выше темпов роста промышленного производства (2,5 – 3% в год). Благодаря коммерциализации инноваций ведущие страны мира занимают доминирующие позиции на международном рынке наукоемкой продукции, доля которых составляет: США – 39%, Япония – 30%, Германия – 16%, Россия – 0,5%, в то время как доля Украины – менее 0,1% [8] (слайд 6). Поэтому проблема коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности предприятий имеет принципиально важное значение для инновационного развития отечественной экономики.

Использование предприятиями объектов интеллектуальной собственности и проведение инновационной политики дает им конкурентные преимущества. Например, для предприятий банковской сферы наличие прав на объекты интеллектуальной собственности, защита и их обоснованная оценка повышает стоимость и цену банковских услуг, а также является одной из важных составляющих стоимости самого банка. Из всех объектов интеллектуальной собственности для банковских учреждений наиболее важны: лицензии, программные продукты, бренд, информация о клиентах, а также гудвилл (деловая репутация банка). Гудвилл формируется в процессе осуществления банковской деятельности и представляет собой ряд положительных преимуществ, которые присущи определенному банку и неотделимы от него: удобное и выгодное месторасположение, широкая и разветвленная филиальная сеть, качество, стоимость банковских услуг и продуктов на рынке, стабильность, высокотехнологичное оборудование, высокий профессиональный уровень персонала и т. д. Рыночная стоимость деловой репутации банка определяется методами доходного подхода, как правило – методом капитализации. Оценка рыночной стоимости гудвилла является одним из этапов рыночной оценки банка в целом. Учитывая то, что деловая репутация – это, по сути, нематериальный актив, благодаря которому рентабельность собственного капитала и активов банка превышает средние показатели по отрасли, то расчеты следует проводить в следующей последовательности:

- анализ данных о финансовых результатах деятельности группы банков, к которой относится данный банк;

- вычисление средней по группе банков рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельности активов (ROA);

- определение чистой прибыли банка на условиях среднегрупповых уровней рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельности активов (ROA);

- определение избыточной прибыли путем вычитания из фактической чистой прибыли банка чистой прибыли в условиях средних по группе показателей рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельности активов (ROA);

- расчет стоимости гудвилла путем деления прибыли для банка на коэффициент капитализации [9].

Государственное регулирование интеллектуальной собственности заключается в создании комплекса методов, инструментов и направлений влияния государства на инновационные процессы в экономике; в государственном инвестировании инновационной деятельности; а также в создании мероприятий, направленных на обеспечение благоприятной социально-экономической среды для инновационной деятельности.

Основные проблемы коммерциализации интеллектуальной собственности, тормозящие процессы формирования и реализации научно-технического продукта, заключаются в следующем:

- несовершенство нормативно-законодательной базы – противостояние и коллизии трех нормативных сфер: права, налогообложения и бухгалтерского учета;

- кадровая проблема – недостаточное число высококвалифицированных специалистов по вопросам интеллектуальной собственности [5] (слайд 7).

Необходимость усовершенствования нормативно-правовой базы Украины и ее гармонизация относительно законодательства ЕС по вопросам интеллектуальной собственности вызвана тем, что не все отечественные законы и статьи законов в настоящее время являются действующими. Недостаточное бюджетное финансирование, неразвитость кредитования, венчурного инвестирования, страхования, низкие темпы создания инновационной инфраструктуры, незначительная доля инновационной продукции в структуре товарооборота, недостаточность привлечения организационно-экономических стимулов инновационной деятельности, усиление политической нестабильности в государстве сдерживают кардинальные и прогрессивные изменения не только в сфере интеллектуальной собственности, но и в экономике страны в целом [10].

Таким образом, одной из основных проблем инновационной сферы Украины является неумение превращать интеллектуальный потенциал в лицензии, права интеллектуальной собственности, бренды, т.е. в активы. На практике проблемы формирования рыночных отношений коммерциализации интеллектуальной собственности являются наиболее сложными. Возможность достижения конечных результатов инновационной и инвестиционной деятельности зависит от успешного разрешения этих проблем.

Список использованных источников:

1. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. – СПб.: Питер, 2003. – 528с.

2. Бабаскин С.Я., Зинов В.Г.  Коммерциализация технологий: Теория и практика. – М.: Монолит, 2002. – 240с.

3. Перерва П.Г., Коциски Д., Сакай Д., Верешне Шомоши М. Трансфер технологий. Монография. – Х.: Віровець А.П. «Апостроф», 2012. – 668с.

4. Тимофеева А.А. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности как механизм инновационного развития предприятий: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: Санкт-Петербург, 2011.- 238с.

5. Бондаренко О.О., Пахтєєва Д.О. Проблеми комерціалізації інтелектуальної власності в Україні // Вестник НТУ «ХПИ». – 2011

6. Бачевський Б.Є., Заблодська І.В., Решетняк О.О. Потенціал і розвиток підприємства. – К.: Центр учбової літератури, 2009. – 400с.

7. Журин К.В. Оценка объектов интеллектуальной собственности в управлении инновационной деятельностью: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05: Саратов, 2003. – 183с.  

8. Наукова та інноваційна діяльність в Україні: Стат. зб. / Держкомстат України. – К.: Консультант, – 2012. – 305с.

9. Кочетков В.М. Сутність та методологічні аспекти ринкової оцінки вартості банку // Проблеми і перспективи розвитку банківської системи України: Збірник наукових праць.– Суми: УАБС НБУ, 2007

10. Біркентале В.В. Інтелектуальна власність: тенденції та напрямки розвитку в контексті інноваційної стратегії України / Роль і значення інтелектуальної власності в інноваційному розвитку економіки. Матеріали І Міжнародної науково-практичної конференції. – Хмельницький: ХмЦНТЕІ, 2009. – С.  148-154.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2014. М’ясні напівфабрикати 57.81 KB
  На підприємствах ресторанного господарства використовують такі види м'яса: яловичину, телятину, баранину, козлятину, свинину й у незначних кількостях м'ясо диких тварин - лося, ведмедя та ін.
2015. Рибні вироби 29.19 KB
  У підприємства ресторанного господарства риба надходить живою, парною, охолодженою, мороженою і солоною. Жива риба є найбільш коштовною сировиною. Страви з неї відрізняються особливим смаком і ароматом.
2016. Страви з яєць 26.49 KB
  Страви з них є важливим джерелом особливо коштовних білків, лецетину й арахидонової кислоти, що нормалізують жировий обмін, вітамінів D, Е, К, пантотенової і фолиєвої кислота, мінеральних солей, заліза і міді, що беруть участь у процесах кровотворення.
2017. Технологія приготування супів, різновиди супів 38.32 KB
  Супи - рідкі страви, основою яких служать бульйони, відвари, молоко та хлібний квас. Крім рідкої основи, значна більшість супів містить щільну частину - різноманітні гарніри з овочів, крупів, макаронних виробів, мяса, риби, птиці й інших продуктів.
2018. Технологія холодних страв та закусок 24 KB
  За характером кулінарної обробки і основним продуктом закуски можна поділити на такі групи: бутерброди, салати і вінегрети, холодні страви і закуски з овочів і грибів, риби, м'яса, яєць.
2019. Технологія напоїв 24.5 KB
  Напої, що готують па підприємствах ресторанного господарства, поділяють па гарячі й холодні.
2020. Технологія гарячих напоїв 30.45 KB
  Напої поділяють на гарячі і холодні. Гарячі (чай, кава, какао, шоколад) є тонізуючими завдяки вмісту алколоїдів, дубильних речовин, вітамінів. Мають приємний аромат, стимулюють серцеву діяльність, органів травлення, зменшують відчуття втоми.
2021. Види харчування 20.68 KB
  Робота підприємств харчування при лікувальних установах може організовуватися по-різному, підстроюючись під вимоги клієнтів, які не відрізняється гарним здоров'ям — хворих, що знаходяться на стаціонарному і профілактичному лікуванні.
2022. Організація харчування на курортах і в місцях масового відпочинку 20.91 KB
  Усі курорти можна об'єднати в 3 групи: Бальнеологічні (лікування брудом, водою і т.ін.), Кліматичні (лікування особливим кліматом, обумовленим географічним положенням курорту), Горно-туристичні (для відпочинку і туризму) – для активного відпочинку.