83200

Проблемы высвобождения и конверсии РЧС в Российской Федерации

Научная статья

Коммуникация, связь, радиоэлектроника и цифровые приборы

Государственные решения по регулированию использования частот должны быть направлены на гармонизацию использования радиочастотного спектра в соответствии с международными договорами Российской Федерации (РФ) путем высвобождения и конверсии РЧС. В результате этих решений Постановлением Правительства РФ должна быть определена доля РЧС...

Русский

2015-03-10

185 KB

0 чел.

Проблемы высвобождения и конверсии РЧС в Российской Федерации

Быховский М.А., Васехо Н.В., Дотолев В.Г., Корж В.А.

1. Введение

В СССР организация системы управления использованием радиочастотного спектра (РЧС) была направлена на удовлетворение потребностей правительственных служб и силовых ведомств. Только 4% частотного спектра предназначалось для использования преимущественно гражданскими радиосредствами, остальные 96% использовались либо совместно, либо преимущественно в интересах национальной обороны и безопасности. Такой подход к использованию РЧС создавал серьезные препятствия для развития в России систем радиосвязи гражданского назначения и вещания. В результате такой технической политики национальная таблица распределения полос частот (ТРЧ) между службами имела и продолжает иметь серьезные отличия от Регламента радиосвязи (РР).

В последнее десятилетие ХХ века явной стала тенденция экономической и технологической интеграции разных стран мира. Такая интеграция интенсивно происходит в Европе. В области телекоммуникаций это проявляется, в частности, в том, что во всех европейских странах внедряется одно и то же оборудование радиосвязи и вещания, разработанное по стандартам Европейского  института стандартизации (ETSI), и осуществляется единая техническая политика использования РЧС всеми европейскими странами. Эта техническая политика отражена, в частности, в разработанной европейскими странами региональной ТРЧ, которая, начиная с 2010 года, будет определять использование РЧС во всех европейских странах. Россия не может стоять в стороне от происходящих в Европе процессов интеграции в области телекоммуникаций, так как это приведет к застою в развитии в стране современных средств радиосвязи и вещания и, как следствие, отразиться на замедленном развитии ее экономики.

Накопившиеся в стране весьма сложные проблемы в области использования РЧС требуют скорейшего решения для обеспечения условий внедрения перспективных технологий радиосвязи и вещания. Эти технологии уже сейчас ускоренными темпами внедряются во всем мире и без них невозможно войти в современное Информационное сообщество, как это намечено Правительственной программой “Электронная Россия” .  

Государственные решения по регулированию использования частот должны быть направлены на гармонизацию использования радиочастотного спектра в соответствии с международными договорами Российской Федерации (РФ) путем высвобождения и конверсии РЧС. В результате этих решений Постановлением Правительства РФ должна быть определена доля РЧС, которая отводиться для использования радиоэлектронными средствами (РЭС) гражданского и  правительственного назначения. В США и странах, входящих в блок НАТО, доля РЧС, используемая для РЭС правительственного назначения и полностью покрывающая потребности служб, обеспечивающих нужды обороны и национальной безопасности страны, составляет примерно 30%. Остальной частотный ресурс отводится преимущественного для развития служб гражданского назначения. В европейских странах в 1990 - 2000 гг. были проведены детальные исследования вопросов перспективного использования РЧС и приняты Решения Европейского радиобюро (ERO), устанавливающие график высвобождения в странах европейского континента полос частот, необходимых для развития многих перспективных технологий радиосвязи и вещания, от РЭС правительственного назначения и устаревших РЭС гражданского назначения.

В последние годы в России были проведены крупные работы, направленные на высвобождение РЧС для развития сетей сотовой подвижной связи, сетей абонентского доступа, вещания и т.п. Однако, в целом, эти работы еще не создают предпосылок для должной гармонизации отечественной ТРЧ с европейской. Недостатком российской технической политики использования РЧС является, по нашему мнению, то, что до сего времени по весьма важным Решениям ERO не приняты соответствующие национальные Решения на уровне Государственной Комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Недостатком является также и то, что до сих пор в России не разработана Программа, обеспечивающая в заданные сроки высвобождение РЧС для развития тех перспективных радиотехнологий, интенсивное внедрение которых уже началось в развитых странах. При планировании перспективного использования РЧС в стране продолжает доминировать ведомственный подход, когда отдельные ведомства (в первую очередь правительственные) формулируют свои потребности в необходимых для развития их систем объемах РЧС без должного обоснования и без учета общей региональной технической политики использования РЧС в Европе.

В данной статье обсуждаются основные проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время с целью повышения эффективности использования РЧС в стране и создания необходимых условий для развития в ней современных технологий радиосвязи и вещания. Следует отметить, решение этих проблем требует, с нашей точки зрения, серьезной перестройки и самой отечественной системы управления использованием РЧС [1, 2], носящей до сего времени ведомственный характер.

2. О работах по высвобождению РЧС, проводимых в РФ

Начиная с 1991 года, в России выполнены две важные Программы научных исследований (“Комплексная целевая программа конверсии в области использования радиочастотного спектра службами РФ” – 1991-1996 гг. и “Спектр-2000” –1996-2000 гг.), в результате которых были обеспечены условия развития в стране радиосистем гражданского назначения. Выполнение работ по этим Программам позволило внедрить в России ряд новейших европейских радиотехнологий подвижной связи и абонентского доступа, таких как GSM, DECT, MVDS и др. Федеральный стандарт сотовой подвижной связи GSM стал повсеместно внедряться в России и в сейчас количество абонентов в сотовых сетях связи превышает 14 млн.

В настоящее время выполняется третья Программа “Спектр - 2003”. В рамках этой Программы в соответствии с Постановлением Правительства (№ 413 от 26.05.2000 г.) выполнен ряд работ по дальнейшему сближению распределения и условий использования полос радиочастот в Российской Федерации с установленными Регламентом радиосвязи Международного Союза Электросвязи.

Они направлены на решение в ближайшие годы ряда весьма важных для России проблем, связанных с выделением полос частот для развития в России:

  •  сетей сотовой подвижной связи GSM (GSM-E, GSM-R);
  •  сетей сотовой подвижной связи 3-го поколения (3G);
  •  сетей абонентского доступа;
  •  цифровых сетей звукового и телевизионного вещания и др.

В программе “Спектр - 2003” выполняются также работы, направленные на переработку национальной таблицы распределения полос частот между РЭС с целью ее сближения с Регламентом Радиосвязи.

Следует отметить, что наряду с важными Решениями ГКРЧ, которые были направлены на выделение полос частот для развития в стране европейских радиотехнологий и гармонизацию национальной ТРЧ с РР и с европейской ТРЧ, в последние годы были приняты и ошибочные, с нашей точки зрения, Решения. Этими Решениями наряду со средствами воздушной аэронавигации, использующими РЧС на первичной основе, допускалось использование в стране американских технологий подвижной связи полос частот в диапазоне 800 МГц (системы американских стандартов: транкинговые и сотовой подвижной связи AMPS и CDMA). Согласно же РР, в Регионе 1, к которому относиться наша страна, эти полосы частот отведены для развития телевизионного (ТВ) вещания.

Для устранения возникших проблем, препятствующих развитию в стране в ХХI веке сетей цифрового вещания, в последнее время были приняты специальные Решения ГКРЧ. Этими Решениями определено, что срок эксплуатации систем  AMPS и CDMA ограничен 2010 годом. Аналогичные Решения целесообразно принять и в отношении транкинговых сетей связи, работающих в диапазоне 800 МГц.

3. Актуальные проблемы высвобождения РЧС

Наиболее интенсивно в России и во всем мире используются полосы частот, лежащие ниже 10 ГГц. Одна из основных проблем в области управления использованием РЧС, которая должна быть решена в России, состоит в обеспечении частотным ресурсом перспективных технологий радиосвязи и вещания, которые весьма интенсивно развиваются во всем мире. Для этого необходимо устранить отличия национальной ТРЧ от РР, которые касаются, в первую очередь, именно этих полос частот.

В ближайшее время крайне необходимо решить ряд весьма важных проблем использования РЧС в России. Основные из этих проблем состоят в следующем:

  •  В числе первых следует указать на проблему вывода из полос частот 873 – 1000 МГц радиоэлектронных средств (РЭС) воздушной аэронавигационной  службы, которая использует в России эти полосы частот на первичной основе, в том числе в Единой системе организации воздушного движения для управления воздушным движением (УВД) и радиоопределения местоположения воздушных судов. Эта система разработана еще в середине прошлого века и используется в районных центрах УВД и значительной частью военных и гражданских самолетов. В тоже время, в соответствии с Регламентом радиосвязи значительная часть указанной полосы частот предназначена для развития служб вещания и подвижной связи общего пользования. Недоступность в течение многих десятилетий этой полосы частот для служб гражданского назначения до сего времени существенно усложняет развитие в России многих радиосистем: сотовой подвижной связи стандарта GSM, транкинговой связи стандарта TETRA, систем поездной подвижной связи стандарта  GSM-R и систем аналогового и, что особенно важно,  перспективного цифрового ТВ вещания.
  •  Другой важнейшей проблемой является высвобождение полосы частот 1710-2100 МГц от действующих в ней станций радиорелейных линий связи (РРЛ) гражданского и военного назначений. В настоящее время РРЛ интенсивно используют данные диапазоны частот. В европейских странах полоса 1710-1900 МГц выделена для развития сотовых сетей стандарта GSM-1800 и сетей радиодоступа DECT, а полоса частот 1900-2100 МГц – для развития сетей 3G. Если по первой из указанных полос частот приняты соответствующие Решения ГКРЧ и началось их развитие, то по полосе частот 1900-2100 МГц подобных Решений до сих пор нет. Отсутствие таких Решений не позволяет начать выдачу лицензии на создание сетей 3G, развитие которых в ряде крупных стран мира уже началось. По прогнозам создание таких сетей является стратегическим направлением развития сотовой связи.
  •  К числу важнейших следует отнести проблему использования в России полосы частот 1452 - 1492 МГц, которая  на Всемирной конференции по радиосвязи 92 года (ВКР-92) была распределена в 1-м регионе для развития спутникового  и наземного цифрового звукового радиовещания (СЦЗР и НЦЗР). В России она отведена для службы воздушной телеметрии. Следует отметить, в результате выполненных в последние годы работ открылась принципиальная возможность использования полосы частот 1480-1492 МГц для спутникового цифрового вещания, а полосы частот 1484-1492 МГц для наземного цифрового вещания. Однако в национальной ТРЧ [3] указываются весьма существенные ограничения на мощность, излучаемую наземными передатчиками. Это делает фактически невозможным развитие в России НЦЗР в этом диапазоне частот. Поэтому данные ограничения должны быть пересмотрены.
  •  Отметим еще одну актуальную проблему, связанную с использованием РЧС в России. В течение последнего десятилетия в мире велась интенсивная работа по созданию радиоустройств малого радиуса действия (Short Range Devices - SRD). Подобные устройства широко используются во многих сферах деятельности. Они имеют маломощные радиопередатчики, которые не должны создавать вредных помех для других РЭС. Для таких систем могут применяться простые требования лицензирования, например, общие лицензии или общие частотные назначения или даже освобождение от лицензирования. Устройства SRD могут использоваться практически в любой сфере. Например, для сбора данных в системах идентификации автомобилей или для управлением товаром в системах складирования.. Они применяются в системах открывания дверей гаража, в беспроводной домашней телеметрии, в системах безопасности, в автомобильных системах открывания дверей и в сотне других видов электронных систем. Устройства SRD работают в различных диапазонах частот от десятков кГц до десятков ГГц. Они должны использовать выделенные им частоты совместно с другими системами и не должны создавать им помехи. Поскольку в ближайшее время предполагается, что использование SRD примет массовый характер, то необходимо выполнить исследования возможности обеспечения их электромагнитной совместимости (ЭМС) с другими РЭС.

 

3.1 Сети сухопутной подвижной связи 

Диапазон 500 МГц. Этот диапазон в России используется множеством ведомственных сетей радиосвязи, в частности, сетями транкинговой связи. Кроме того, он используется федеральной сетью сотовой подвижной связи. Ведомственные сети имеют, как правило, небольшую емкость и в них РЧС используется крайне неэффективно. Основные проблемы, использования данной полосы частот, связаны с постепенным выводом из нее устаревших радиосистем транкинговой связи и созданием вместо множества ведомственных сетей единой федеральной сети транкинговой связи, которая будет обслуживать абонентов разных ведомств, предоставляя им необходимые услуги. В европейских странах национальные сети транкинговой связи создаются на основе стандарта TETRA. Эта система позволяет организовывать роуминг, что важно для согласованных действий служб безопасности разных стран, и они использует полосы частот 385-390/395-399.9, 410-430, 450-470 и 870-876/915-921 МГц. Для создания федеральной сети транкинговой связи в РФ также целесообразно использовать эту систему.

Для сотовой подвижной связи выделена полоса частот 453-457,5./463-467,5 МГц, шириной всего 2х4.5 МГц. В этой полосе частот в течение ряда лет развивались аналоговые системы стандарта NMT-450. В настоящее время операторы этих сетей в этих же полосах частот начинают их модернизацию на основе стандарта CDMA-450. Система CDMA-450 обеспечивает существенно большую емкость этих сетей и большую зону обслуживания. Следует отметить, что ширина полосы частот в 2х4.5 МГц недостаточна для того, чтобы эти сети могли бы конкурировать с операторами сотовых сетей GSM, которые для своих сетей имеют существенно большие полосы частот в диапазонах 900 и 1800 МГц. Поэтому для создания равных условий конкуренции разных операторов сотовых сетей связи было бы целесообразно выделить операторам сетей CDMA-450 дополнительные полосы частот в диапазоне 2 ГГц.

Диапазон 900 МГц. Распределение правительственных радиослужб в России и европейское частотное распределение радиосистем сухопутной подвижной связи в диапазоне 900 МГц показано на рис. 1. Следует обратить внимание на существенные отличия национальной ТРЧ от европейской. Диапазон 900 МГц является самым сложным с точки зрения правовых и технических аспектов использования РЧС.

Полосы частот в России 915-935/960-1215 МГц отведены для преимущественного использования РЭС правительственного назначения (они имеют категорию ПР), включая средства воздушной радионавигации, подвижной и фиксированной спутниковой связи, а также средства космической эксплуатации и космических исследований. Согласно Примечанию S5.323 к РР, принятому на ВКР-97, полоса радиочастот 862-960 МГц в России распределена воздушной радионавигационной службе на первичной основе до конца срока эксплуатации наземных радиомаяков и в указанных полосах частот на территории России и в странах СНГ эксплуатируется радиотехническая система ближней навигации и посадочная радиомаячная группа (РСБН/ПРМГ). 

Рис.1. Распределение РЧС в диапазоне 900 МГц

В настоящее время в России, в отличие от Европы, только отдельные участки полос частот 890-915/935-960 МГц имеют статус совместного использования правительственными и гражданскими РЭС (имеют категорию СИ) и могут использоваться цифровыми сотовыми сетями связи стандарта GSM-900 при условии обеспечения их ЭМС с действующими РЭС воздушной радионавигации и посадки самолетов. Из общей полосы частот, отведенной для развития сетей GSM-900, используется практически без ограничений только 15% (за исключением нескольких регионов, где свободно более 50%), что существенно тормозит развитие этих сетей.

ЭМС РЭС воздушной радионавигации и сетей GSM обеспечивается на основе введения частотных и территориальных ограничений на работу РЭС сетей GSM с использованием норм частотно-территориального разноса.

В России в силу стихийного характера выдачи лицензий и выделения полос частот для сетей стандарта GSM-900 привело к перемежению полос частот, выделенных разным операторам, и к снижению эффективности использования спектра за счет потерь потенциальных рабочих каналов на защитные полосы, либо к межсистемным помехам при отказе от защитных полос. Все указанные обстоятельства усложняют электромагнитную обстановку в полосах частот, в которых функционируют сети сотовой связи.

Существующие проблемы совместного использования полос радиочастот операторами GSM-900 имеют не только технический, но и организационно-правовой аспект. Принятое в 1999 году Решение Государственного комитета по электросвязи (ГКЭС) правильное решение, в соответствии с которым у операторов появилась возможность получения лицензий на создание двухдиапазонных сетей GSM-900/1800 существенно обострило проблему выделения частотного ресурса и назначения частот в диапазоне 900 МГц. Появление нескольких национальных операторов совмещенных сетей GSM-900/1800 требует в настоящее время выделения дополнительного экономически рентабельного частотного ресурса в традиционной полосе 880-890/925-935 МГц.

Выдача большого числа лицензий на оказание услуг связи в диапазоне 900 МГц в одном регионе ведет к неэффективному развитию сотовых сетей. Отсутствие свободного частотного ресурса и невозможность его перепланирования приводит к необходимости наращивания инфраструктуры базовых станций, что повышает затраты на создание сетей GSM и не позволяет операторским компаниям снижать тарифы на услуги до уровня европейских. В ряде регионов страны в настоящее время Минсвязи России уже выданы лицензии трем (а в некоторых регионах четырем) операторам сетей GSM-900. Отсутствие государственных и ведомственных регулирующих нормативных актов, ограничивающих число выдаваемых лицензий на оказание услуг связи в стандарте GSM в диапазоне 900 МГц не позволяет регулирующим органам Минсвязи России отказывать в рассмотрении радиочастотных заявок операторам, претендующим на получение в регионе лицензии в стандарте GSM-900. Однако имеющийся в этих регионах ограниченный частотный ресурс в диапазоне 900 МГц недостаточен для развертывания экономически эффективной сети сотовой связи для еще одного нового оператора. Опыт большинства стран Западной Европы показывает, что даже в тех странах, где для работы сетей GSM-900 выделен полный диапазон частот (225 МГц), число операторов, действующих в одном регионе, не превышает трех.

Сегодня весьма актуально принятие правового документа, ограничивающего число лицензий, выдаваемых Минсвязи России на оказание услуг связи в диапазоне 900 МГц. Для решения существующих в настоящее время проблем дефицита частотного ресурса в диапазоне 900 МГц в 2000 году было принято Решение ГКРЧ “Об исследовании возможности и условий использования радиочастот в полосах 880-890/925-935 МГц для аппаратуры сухопутной подвижной радиосвязи стандарта GSM-900”, а в 2001 году Правительство РФ одобрило Программу мер по высвобождению радиочастотного этого диапазона для систем подвижной сотовой связи.

Диапазон 1800 МГц. На рис. 2 показана диаграмма, иллюстрирующая использование полосы частот 1600-1900 МГц в России и в Европе, где она выделена для сотовых сетей стандарта GSM-1800 и сетей радиодоступа DECT.

Рис.2. Распределение РЧС в диапазоне 1600-1900 МГц

Применение оборудования стандарта GSM-1800 регламентируется принятыми в 1997 году Решениями ГКРЧ, в одном из которых отмечено, что “согласованные установленным порядком отдельные участки радиочастот (номиналы) для сетей GSM -1800 в конкретных регионах (районах) используются на первичной основе”. Это единственное Решение, позволяющее использовать частотный ресурс для сотовых систем на первичной основе. Для оборудования беспроводной телефонной связи технологии DECT в 1996 и 1998 гг. были определены условия использования полосы частот 1880-1900 МГц.

Основные проблемы обеспечения ЭМС сетей GSM-1800 связаны с станциями РРЛ гражданского и военного назначения. Загрузка диапазона 1800 МГц по отдельным регионам страны радиорелейными системами весьма неравномерна. Соответственно, в разных регионах объем частотного ресурса, который может быть выделен для сетей GSM-1800, различен. Поэтому требуется разработка условий совместимости этих сетей и РРЛ в каждом отдельном регионе.

Вопрос об освобождении для систем GSM-1800 диапазона 1800 МГц, а в целом более широкого диапазона 1700-2100 МГц, от РЭС фиксированной службы уже давно обсуждается в Администрации связи России и в ГКРЧ. В 2000 году было принято Решение ГКРЧ, в котором  определено, что выделение полос радиочастот в этом диапазоне для разработки, серийного производства на территории России, а также закупки за границей новых РЭС фиксированной службы нецелесообразно, а время их действия в этом диапазоне РЭС ограничено амортизационным сроком аппаратуры. С 1 января 2001 года в России прекращено рассмотрение заявок на присвоение частот в полосе 1700-2100 МГц для новых РЭС фиксированной службы гражданского применения. Это решение является весьма важным и закладывает основу для развития сетей связи 3G в диапазоне 2 ГГц. Решениями ВКР-2000 полоса частот 1710-1900 МГц определена в качестве полосы расширения для развития семейства систем 3G. Следовало бы распространить это Решение также и на РЭС правительственного применения.

3.2 Сети телевизионного и звукового радиовещания

Диапазон частот ниже 1000 МГц. Распределение частотного ресурса в Российской Федерации и Европе в диапазоне 76-230 МГц приведено на рис. 3, из которого видны отличия в использовании полос частот этого диапазона в России и в Европе.

Регламентом радиосвязи Российской Федерации полоса частот 76 - 230 МГц разбита на несколько участков частот,  в которой полоса 76 - 100 МГц распределена в России радиовещательной службе (телевидение), а полоса 100 - 108 МГц - радиовещательной службе (звуковое вещание). Следует отметить, что полоса 104 - 108 МГц распределена в России также и воздушной подвижной службе. Все перечисленные  службы используют частотный ресурс на первичной основе. При этом все вышеуказанные полосы частот имеют категорию СИ. При этом правительственные системы имеют приоритетное право на использование данных полос частот. Это обстоятельство приводит к целому ряду ограничений на возможности выделения частотных каналов для станций ТВ и ОВЧ ЧМ радиовещания. Исключение составляет полоса частот 100-104 МГц, которая  предназначена для преимущественного использования РЭС гражданского назначения (имеет категорию ГР). Однако и в ней частотные назначения для РЭС гражданского назначения требуют согласования.

В перспективной европейской ТРЧ предусмотрено сокращение полос частот, выделяемых в диапазоне метровых волн для службы радиовещания. Высвобождающиеся полосы частот выделяются подвижной службе. Более конкретно, согласно этой таблице полоса 68-87,5 МГц предназначена для развития сетей мобильной связи. Отдельные участки этой полосы предназначены для использования воздушной подвижной службой и службой радионавигации. В Европе в настоящее время прекращена работа станций ТВ вещания в диапазоне метровых волн.  

Полоса частот 174 - 230 МГц распределена в национальной ТРЧ радиовещательной службе (телевидение) на первичной основе, при этом полоса предназначена для совместного использования радиоэлектронными средствами правительственного и гражданского назначения.

В европейской ТРЧ эта полоса предназначена для развития сетей цифрового звукового вещания. Отдельные участки этой полосы предназначены для ее использования также и подвижной службой.

В настоящее время во многих странах разворачивается внедрение перспективных систем наземного телевизионного (НТЦВ) и звукового (НЦЗР) цифрового радиовещания. Это вызывает более интенсивное использование полос частот, отведенных радиовещательной службе.

Регламентом радиосвязи полоса частот 470 - 790 МГц (21 - 60 ТВ каналы - ТВК) распределена в 1-м районе радиовещательной службе на первичной основе. Распределение правительственных и гражданских радиослужб в России и европейское частотное распределение в диапазонах 470-790 МГц и  790-862 МГц приведено на рис. 4 и 5, соответственно.

Полоса частот 790 - 862 МГц (61 - 69 ТВК) распределена в 1-м районе фиксированной и радиовещательной службам на первичной основе. В некоторых европейских странах она используется также подвижной службой для средств военного назначения, однако, как правило, на вторичной основе.

В соответствии с дополнительным распределением (РР, Примечание  5.312), в России, в странах СНГ и в некоторых восточно-европейских странах полоса частот 645 - 862 МГц (42, 43 - 69 ТВК) распределена также воздушной радионавигационной службе на первичной основе.

Рассматривая перспективы использования полосы частот 470 - 862 МГц (21-69 ТВК) ТВ вещанием, необходимо учитывать особенности использования в России всех полос частот, выделенных радиовещательной службе в соответствии с национальной ТРЧ. Полосы частот, отведенные в ней для ТВ вещания, относятся к категории СИ. Причем правительственные системы имеют приоритетное право на их использование. Это приводит к целому ряду серьезных ограничений на использование частотных каналов для ТВ вещания и существенно сужает возможности его развития.

В национальной ТРЧ полосы частот 638 - 646 МГц (42 ТВК), 686 -694 МГц (48 ТВК) и 790 - 862 МГц (61-69 ТВК), отданы другим службам - воздушной радионавигации и сухопутной подвижной. Причем последняя из указанных не имеет никакой международной защиты, так как возможность использования этих полос частот подвижной службой не указана в РР. Использование же радиовещательной службой полосы частот 790 - 862 МГц (61-69 ТВК) в национальной ТРЧ также не предусмотрено. Кроме того, полоса 726 - 790 МГц (53 - 60 ТВК) отнесена в России к категории ПР и, хотя в национальной ТРЧ она и распределена для ТВ вещания, реально эта полоса до настоящего времени для его развития недоступна. Все это значительно сокращает возможности выделения дополнительных частотных каналов для развития в России аналогового и цифрового ТВ вещания. Кроме того, это не только существенно ограничивает возможности развития в стране ТВ вещания, но и ставит Россию в неравное положение с сопредельными странами  в отношении использования РЧС в приграничных районах. Следует отметить, что в настоящее время на территории Польши, Литвы и других стран бывшего Варшавского договора проводится ввод в действие ТВ передатчиков в диапазоне 53...60 ТВК (в соответствии с региональным соглашением между европейскими странами “Стокгольм-61”) и в Калининградской области уже отмечены случаи влияния непреднамеренных помех от ТВ передатчиков, действующих на территории соседних стран, на маяки РСБН. То обстоятельство, что национальная ТРЧ имеет значительные расхождения с РР и подготовленной общеевропейской ТРЧ создает значительные трудности при международной защите национальных частотных присвоении, а иногда делает ее невозможной.

Проведенные исследования показали, что развитие ТВ вещания в диапазоне 726-862 МГц осложняется тем обстоятельством, что в этом диапазоне расположены частотные каналы РЭС воздушной радионавигации (РСБН и ПРМГ) и РЭС  УВД (740 МГц - активный канал УВД и 835-883 МГц - пассивный канал). Системы РСБН и ПРМГ используют отдельные участки частотного диапазона 770...1000,5 МГц. В указанном диапазоне функционируют различные системы радиосвязи, к которым относятся сотовые и транкинговые сети и сети персонального радиовызова (пейджинговые). В этом же диапазоне  (61-69 ТВК) рассматривается и возможность развития ТВ вещания. В связи с невозможностью обеспечения ЭМС РЭС воздушной радионавигации и ТВ вещания в настоящее время для целей вещания не используются 44-46, 48, 53 -56 и 58-60 ТВК. По этой же причине нельзя использовать для цифрового ТВ вещания полосу частот 790-814 МГц (61-63 ТВК), а также полосу частот 830-862 МГц (66-69 ТВК), которая занята системами сотовой связи AMPS и CDMA.

Следует отметить, что распоряжение Правительства (№1564 от 23 ноября 2001 г.) о модернизации наземного азимутально-дальномерного радиомаяка не предусматривают освобождение полосы частот 770-813 МГц (58...60 ТВК), как это предписано международной и национальной ТРЧ. Затраты значительных финансовых средств на эту модернизацию только продлит сроки действия устаревшей отечественной системы УВД и сохранит еще на долгие годы серьезные ограничения на использование в России перспективными радиотехнологиями занимаемых ею полос частот. Поэтому такая модернизация является, по нашему мнению, нецелесообразной. Одним из путей высвобождения данных полос частот, является быстрейшее завершение уже начатой разработки инструментальной системы посадки, построенной на принципах микроволновой системы посадки, в диапазонах частот 960-1215 и 5031- 5090,7 МГц. При этом полностью освобождается диапазон частот для развития ТВ вещания и сетей GSM-900, а существующая система ПРМГ может оставаться в резерве.

Для реализации организационно-технических мероприятий по освобождению частотного диапазона 726-790 МГц и развития цифрового телевидения в диапазоне частот 790-862 МГц необходимо:

разработать Программу проведения организационно-технических мероприятий по освобождению полосы частот 726-862 МГц для ТВ вещания;

провести исследования по определению условий совместного использования полосы частот 790-862 МГц сетями цифрового ТВ вещания с РЭС правительственного назначения и мероприятий по защите этих РЭС;

согласовать с Минобороны РФ и подготовить и к рассмотрению на ГКРЧ предложение о включении в национальную ТРЧ радиовещательной службы (цифровое ТВ вещание) в диапазоне  790-862 МГц.

В настоящее время идет массовое направление Администрациями связи зарубежных стран заявок на частотные присвоения радиостанциям и сетям цифрового телевидения, их международную координацию и  регистрацию. В Администрацию связи России поступили на координацию заявки от Финляндии, Швеции, Польши, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии. Швеция, например, заявила на координацию более 120 станций НЦТВ, в том числе в полосе частот 790-862 МГц. Если не принять соответствующих мер и не обеспечить в ближайшее время необходимый частотный ресурс в полосе частот  790-862 МГц  для развития отечественных сетей НЦТВ, то ценный для страны частотный ресурс будет безвозвратно потерян. Поэтому решение перечисленных выше проблем не терпит отлагательства.

Диапазон частот 1.5 ГГц. На ВКР-92 полоса частот 1452 - 1492 МГц была распределена в 1-м районе для развития спутникового  и наземного цифрового радиовещания. Национальная ТРЧ [3] ограничивает использование спутникового цифрового вещания полосой частот 1480-1492 МГц, а наземного цифрового вещания полосой 1484-1492 МГц. При этом существенные ограничения на мощность излучения вещательных станций делают невозможным развитие в России НЦЗР в этом диапазоне.

На европейском собрании по планированию использования полос частот для НЦЗР (Висбаден 95 - Германия) был разработан общеевропейский План выделения частотных блоков для НЦЗР в различных полосах частот в соответствии с заявками стран-участниц собрания. По этому плану каждой стране было выделено определенное число частотных блоков в полосе частот 1452-1468 МГц, без привязки к конкретным параметрам и местоположению передающих станций.

В середине 2002 года в городе Маастрихт (Голландия) состоялась конференция европейских стран по планированию сетей НЦЗР в диапазоне частот 1468-1480 МГц. На основе этого плана выделений каждая страна может проектировать свои сети, заявлять и координировать с соседними странами конкретные станции, формируя, таким образом, план частотных присвоений. В соответствии с принятой Минсвязи Программой “Спектр-2003” в настоящее время проводятся исследования по определению  возможности и условий использования диапазона 1452-1492 МГц для развития НЦЗР в России. Результаты этих исследований  должны послужить основой для выработки российской государственной стратегии использования данного диапазона частот для целей развития цифрового звукового вещания.

4. Заключение

Решение насущных проблем, о которых шла речь в предыдущих разделах данной статьи, позволило бы обеспечить условия для широкого развития в стране перспективных радиотехнологий: сетей сотовой и транкинговой подвижной связи, сетей абонентского доступа, сетей цифрового наземного и спутникового звукового и телевизионного вещания и систем SRD.

Учитывая государственную важность этих проблем, было бы целесообразно принять Правительственную Программу сближения национальной ТРЧ с Регламентом радиосвязи. В этой Программе должны быть определены сроки высвобождения определенных полос частот от устаревших радиосистем. Один из разделов этой программы должен быть посвящен работам, связанным с конверсией РЧС. При этом объем РЧС, выделяемый для нужд правительственных служб (обороны, безопасности и т.п.), следует привести в соответствие с тем объемом, который выделяется для подобных нужд в других странах, в которых он составляет примерно 30%. Высвобождаемые при этом полосы частот должны быть переведены в категорию гражданского использования (ГР).

Решения Правительства РФ по модернизации национальной ТРЧ с целью ее большего сближения с европейской, должны основываться на результатах совместных исследований, выполняемых в рамках данной Программы научными институтами ведомств, являющихся основными пользователями РЧС в нашей стране (Минсвязи, Минобороны и ФАПСИ).

Выполнение Правительственной Программы должно привести также и к совершенствованию отечественной системы управления РЧС. Соответствующие предложения были разработаны научными институтами Минсвязи и Минобороны еще в середине 90-х годов при выполнении 1-й Программы конверсии РЧС и не утратили своей актуальности и сегодня. Эта система должна быть централизованной, а не построена, как это имеет место ныне, по ведомственному принципу. Кроме того, в этой системе должны широко использоваться научно–обоснованные экономические методы управления РЧС. Необходимо также провести масштабные технико-экономические исследования и получить оценки финансовых затрат, связанных с выводом ряда РЭС из ряда полос частот, которые в перспективе будут выделяться в России для развития новых технологий радиосвязи и вещания.

Литература

[1] Быховский М.А. Управление использованием радиочастотного спектра и развитие радиосвязи и вещания в России, Электросвязь, №12, 1997

[2] Быховский М.А.,  Володин В.Н., Козирацкий Ю.Л., Сорокин А.Д., Бобовников В.В., Цветков С.А., Ященко В.С. Некоторые направления конверсии РЧС в России, Электросвязь, №11, 2000

[3] Регламент радиосвязи Российской Федерации, М.: ГКРЧ, 1999


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61905. Творчість лауреата Міжнародної премії ім. Г.Сковороди, Заслуженого діяча мистецтв України поета Михайла Шевченка 68.5 KB
  Мета. Ознайомити із творчістю поета-земляка; розбудити творчу уяву й почуття всеосяжності поетичного слова; виховувати любов до отчого краю, його культури.
61906. Шкафчик и 3D дверь сложной формы 386 KB
  Начнем работу в видовом окне Front (Вид спереди). Создайте Box со следующими параметрами: Length (Длина) 75; Width (Ширина) 60; Height (Высота) 1,5 и сегментами Length Segs равным 7...
61908. Шкільне дитинство успіхом розквітне і дзвоником останнім продзвенить! 27.5 KB
  Вед. Любі друзі! Радісно й привітно Зустрічає нас цей день крилатий. Чаром дивовижним сонце квітне, Бо у школі нині – світле свято. Вед. Скільки в ньому щемної надії, Скільки сподівань на щастя, ласку! В день такий – сповняються надії І дарують серцю тиху казку.
61909. Сценарій уроку: Шляхи інтеграції України в Європу 37 KB
  Ви імітуєте засідання Ради Національної Безпеки та Оборони України. Президент України поставив перед Вами завдання розробити Проект і Програму Із забезпечення інтеграції України в Європу. Під час обговорення в групі Ви повинні висвітлити такі напрямки Проекту...
61912. Що на світі найцінніше? 76.5 KB
  Дитина яка цінує своїх батьків не буде засуджувати їх за те що на її думку вони не змогли влаштувати життя так як би їй чи йому хотілося. Саме ці наслідки складають найбільшу небезпеку для здоров’я та життя людини.