83207

Анализ научного текста

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

Как правило, для фиксирования точки конца титрования в комплексонометрии используют так называемые металл-индикаторы, которые представляют собой органические красители, образующие с катионами определяемых металлов растворимые в воде окрашенные комплексные соединения.

Русский

2015-03-10

38.83 KB

19 чел.

Федеральное агентство по образованию РФ

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического
университета

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Семестровая работа.
Анализ научного текста.

Выполнил: студент группы ВХТ-201
Шошина Я.А.

Проверил: доцент Крячко В.Б.

Волжский 2014г

Содержание

Введение……………………………………………………….….3

Глава I. Метод замещения…………………………………..…....4

Глава II. Анализ научного текста…………………….………..…6

2.1 Лексические признаки научного текста ……………..…..6

2.2 Морфологические признаки научного текста………..….7

2.3 Синтаксические признаки научного текста……………...8

2.4 Анализ научного текста на речевые ошибки…………….9

Заключение………………………………………………………..10

Используемая литература………………………………………...11

Введение

Цель семестровой работы: доказать что текст является научным.

Задача семестровой работы: рассмотреть методику анализа научного текста.

Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

  1. Точность и фактографичность
  2. Нормированность языка
  3. Информативность
  4. Монологический характер речи
  5. Логичность и последовательность изложения
  6. Использование научной терминологии
  7. Объективность изложения

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья).

Глава I 

Метод замещения основан на том, что ионы Mg2+ дают с комплексоном менее устойчивое комплексное соединение, чем подавляющее большинство других катионов. Поэтому при добавлении определяемого катиона к комплексонату Mg произойдет реакция обмена. Например, при определении ионов тория, к анализируемому раствору добавляют комплексонат магния MgY2-, а затем оттитровывают выделившиеся ионы Mg2+ стандартным раствором ЭДТА (6):

                              Th4+ + MgY2−ThY + Mg2+                                                  (5)

                            Mg2+  + H2Y2− MgY2− + 2H+                                              (6)

Вследствие того, что Th4+ образует с комплексоном более устойчивое комплексное соединение, чем Mg2+ , равновесие реакции (5) смещается вправо.                                                 

Выбор индикатора для комплексонометрии осуществляется с помощью кривых титрования. При этом кривую титрования строят по аналогии с кривыми для кислотно-основного титрования, откладывая на оси ординат значение рМ= − lg [Mn+], а на оси абсцисс – количество добавленного комплексона или процент титрования. При постепенном прибавлении раствора ЭДТА к раствору соли металла происходит уменьшение концентрации свободных ионов металла, вблизи точки эквивалентности наблюдается её резкое уменьшение − скачок титрования.

% титрования

Величина скачка титрования имеет большое значение: чем он больше, тем легче установить конечную точку титрования. Величина скачка зависит от природы иона металла, устойчивости образующегося комплекса (чем устойчивее комплексонат, тем больше скачок), рН среды и концентрации растворов.

Как правило, для фиксирования точки конца титрования в комплексонометрии используют так называемые металл-индикаторы, которые представляют собой органические красители, образующие с катионами определяемых металлов растворимые в воде окрашенные комплексные соединения. Получаемые при этом комплексы менее устойчивы, чем комплексы металлов с комплексонами. При добавлении индикатора к раствору соли металла образуется комплекс металла с индикатором, окрашенный определенным образом. При титровании ЭДТА полученного раствора, малоустойчивый комплекс металла с индикатором разрушается и образуется более устойчивый неокрашенный комплекс металла с комплексоном, а индикатор выделяется в свободном виде, и в конечной точке раствор приобретает окраску, свойственную индикатору.

В качестве примера рассмотрим кислотный хромоген черный специальный (эриохром черный Т), который очень широко применяется в комплексонометрии. Эриохром черный Т является органическим азокрасителем группы о,о' – диоксиазонафталина. Анион индикатора, который можно обозначить как H2Ind-

Этот ион проявляет себя как кислотно-основной индикатор. В зависимости от рН раствора индикатор существует в трех окрашенных формах: при рН < 6 реагент красного цвета, при рН от 7 до 11 – синего, при рН >11,5 – желто-оранжевого:

H2Ind HInd2−  Ind3−

                                     красный                      синий                          желто-

                                                                                                           оранжевый

Глава II Анализ научного текста

2.1 Лексические признаки научного текста

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются :

а) Термины: комплексное соединение, катион, комплексонат, комплексонометрия, анион, титрование, точка эквивалентности, металл- индикаторы, органические красители, малоустойчивый комплекс, индикатор, азокраситель, группа диоксиазонафталина , кислотно- основной индикатор, рН раствора.

В тексте есть формулы и сокращения( ЭДТА)

б) Частая повторяемость ключевых слов: комплексоном

комплексонату, комплексное, комплекс, оттитровывают, титрования, индикатора, индикатором, индикатор, раствора, растворов, раствору, металл, металла, стандартным, стандартный.

в) Использование слов  общенаучного употребления: метод, выделившееся, реакции, по аналогии, процент, устойчивость, образуется, разрушается, выделяется, приобретает окраску.

г) Эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует. Отсутствие  образных средств, слов в переносном значении .

д) Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

2.2 Морфологические признаки научного текста.

а) Явное преобладанием имени над глаголом, широкое употребление имен существительных на –ом, - ие, -ов, ии, ия.

б) Широкое использование возвратных глаголов, так как  на первый план выдвигается действие, а не его производитель: наблюдается, образовавшегося, образуется, разрушается, выделяется, применяется.

в) Из видовых форм глаголов наиболее частотны формы несовершенного вида: выделяется, представляют, строят, добавляют, оттитровывают.

г) Употребление отглагольных существительных: фиксирования, замещения, добавление, определении.

д) Много употреблено форм причастий: выделившийся ион, образовавшегося комплекса, получаемые, окрашенный комплекс.

е) Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения.

ж) Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мало форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты отвлеченные по значению формы 3-го лица. 

2.3 Синтаксические признаки научного текста.

а) Преобладание союзных предложений над бессоюзными.

б) Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные.

в) Частотны вводные слова или словосочетания, выражающие отношения между частями высказывания: вследствие того, как правило, при этом, поэтому, например.

г) Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного научного стиля.

д) Предложения однообразны по цели высказывания — они всегда повествовательные.

е) Обобщенно-абстрактный характер, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах:  В качестве примера рассмотрим.

2.4 Анализ научного текста на речевые ошибки.

а) Тавтология – многократное повторение одинаковых и однокоренных слов в предложениях, встречается на протяжении всего текста: комплексон, индикатор, раствор, титрование.

Заключение

В ходе семестровой работы был проведен анализ текста на соответствие лексическим, морфологическим и синтаксическим признакам принадлежности его к стилю речи, и наличие речевых ошибок. Проведенное исследование на 4-х уровнях доказывает, что текст является научным.

Используемая литература:

  1. Котюрова М.П. Стилистика научной речи. — Академия, 2010. — 240 с. 
  2. Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф. Пособие по научному стилю речи.
  3.  http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/04_sti1a.htm
  4.  http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/plan-analiza-teksta-nauchnogo-stilya/
  5.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Научный стиль


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79895. Исследование взаимосвязи смыслов учения и мотивации выбора профессии в старшем школьном возрасте 120.2 KB
  Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана прежде всего с анализом источников активации человека побудительных сил его деятельности поведения с поиском ответа на вопрос что побуждает человека к деятельности каков мотив ради чего он ее осуществляет.
79896. Основні підходи і методи рішення транспортної задачі лінійного програмування 206.84 KB
  Дані задачі відносяться до задач лінійного програмування і можуть бути вирішені симплексним методом. Проте матриця системи обмежень транспортної задачі настільки своєрідна, що для її вирішення розроблені спеціальні методи, які ми розглядатимемо далі.
79898. Модернізація парогенератора ПГВ-1000 для підвищення КПД та надійності в реакторі ВВЕР-1000 910.08 KB
  Водоводяні енергетичні реактори без кипіння води в активній зоні одержали найбільше поширення в усьому світі. До однієї з циркуляційних петель першого контура приєднаний компенсатор тиску за допомогою якого в контурі підтримується заданий тиск води що являється у реакторі і теплоносієм і сповільнювачем нейтронів.
79899. Транзитная подстанция переменного тока 1.24 MB
  Система постоянного тока получила широкое применение для электрической тяги в городском и промышленном электротранспорте, а также для железнодорожного транспорта на первом этапе его электрификации из-за значительных преимуществ двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением по тяговым и скоростным характеристикам.
79901. Робота з природним матеріалом аплікація з крупів «Зерняткове сонечко» 108.5 KB
  МЕТА: ознайомити учнів з використанням нетрадиційних матеріалів при виготовленні предметної аплікації; сформувати вміння виготовляти предметну аплікацію за допомогою шаблонів та нетрадиційних природних матеріалів; розвивати просторову уяву, окомір,дрібні м’язи кісті рук; виховувати культуру праці.
79902. Подарунок мамі. Виготовлення листівки-видавки 118.5 KB
  Мета: навчити дітей виготовляти листівку видавку володіти технікою і прийомами видавлювання роботи з ножицями; правильно розміщувати свої задуми на малюнку; розвивати фантазію відчуття колірної гармонії; формувати творчу уяву; виховувати любов до батьків до рідних людей сестрички бабусі подруги.
79903. День художньої творчості за темою «Дизайнер і техніка». Колективне художньо – ігрове конструювання технічних моделей. Захист власних винахідницьких проектів 56 KB
  Мета. Закріпити уміння дітей з технічного моделювання, розвивати конструкторську винахідливість, прояв фантазії, виховувати почуття любові до праці. Обладнання: технічні конструктори, конструктори «Lego», фотографії космічної техніки з деталей металоконструктора, мультимедійне обладнання...