83207

Анализ научного текста

Практическая работа

Иностранные языки, филология и лингвистика

Как правило, для фиксирования точки конца титрования в комплексонометрии используют так называемые металл-индикаторы, которые представляют собой органические красители, образующие с катионами определяемых металлов растворимые в воде окрашенные комплексные соединения.

Русский

2015-03-10

38.83 KB

21 чел.

Федеральное агентство по образованию РФ

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического
университета

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Семестровая работа.
Анализ научного текста.

Выполнил: студент группы ВХТ-201
Шошина Я.А.

Проверил: доцент Крячко В.Б.

Волжский 2014г

Содержание

Введение……………………………………………………….….3

Глава I. Метод замещения…………………………………..…....4

Глава II. Анализ научного текста…………………….………..…6

2.1 Лексические признаки научного текста ……………..…..6

2.2 Морфологические признаки научного текста………..….7

2.3 Синтаксические признаки научного текста……………...8

2.4 Анализ научного текста на речевые ошибки…………….9

Заключение………………………………………………………..10

Используемая литература………………………………………...11

Введение

Цель семестровой работы: доказать что текст является научным.

Задача семестровой работы: рассмотреть методику анализа научного текста.

Научный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей:

  1. Точность и фактографичность
  2. Нормированность языка
  3. Информативность
  4. Монологический характер речи
  5. Логичность и последовательность изложения
  6. Использование научной терминологии
  7. Объективность изложения

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья).

Глава I 

Метод замещения основан на том, что ионы Mg2+ дают с комплексоном менее устойчивое комплексное соединение, чем подавляющее большинство других катионов. Поэтому при добавлении определяемого катиона к комплексонату Mg произойдет реакция обмена. Например, при определении ионов тория, к анализируемому раствору добавляют комплексонат магния MgY2-, а затем оттитровывают выделившиеся ионы Mg2+ стандартным раствором ЭДТА (6):

                              Th4+ + MgY2−ThY + Mg2+                                                  (5)

                            Mg2+  + H2Y2− MgY2− + 2H+                                              (6)

Вследствие того, что Th4+ образует с комплексоном более устойчивое комплексное соединение, чем Mg2+ , равновесие реакции (5) смещается вправо.                                                 

Выбор индикатора для комплексонометрии осуществляется с помощью кривых титрования. При этом кривую титрования строят по аналогии с кривыми для кислотно-основного титрования, откладывая на оси ординат значение рМ= − lg [Mn+], а на оси абсцисс – количество добавленного комплексона или процент титрования. При постепенном прибавлении раствора ЭДТА к раствору соли металла происходит уменьшение концентрации свободных ионов металла, вблизи точки эквивалентности наблюдается её резкое уменьшение − скачок титрования.

% титрования

Величина скачка титрования имеет большое значение: чем он больше, тем легче установить конечную точку титрования. Величина скачка зависит от природы иона металла, устойчивости образующегося комплекса (чем устойчивее комплексонат, тем больше скачок), рН среды и концентрации растворов.

Как правило, для фиксирования точки конца титрования в комплексонометрии используют так называемые металл-индикаторы, которые представляют собой органические красители, образующие с катионами определяемых металлов растворимые в воде окрашенные комплексные соединения. Получаемые при этом комплексы менее устойчивы, чем комплексы металлов с комплексонами. При добавлении индикатора к раствору соли металла образуется комплекс металла с индикатором, окрашенный определенным образом. При титровании ЭДТА полученного раствора, малоустойчивый комплекс металла с индикатором разрушается и образуется более устойчивый неокрашенный комплекс металла с комплексоном, а индикатор выделяется в свободном виде, и в конечной точке раствор приобретает окраску, свойственную индикатору.

В качестве примера рассмотрим кислотный хромоген черный специальный (эриохром черный Т), который очень широко применяется в комплексонометрии. Эриохром черный Т является органическим азокрасителем группы о,о' – диоксиазонафталина. Анион индикатора, который можно обозначить как H2Ind-

Этот ион проявляет себя как кислотно-основной индикатор. В зависимости от рН раствора индикатор существует в трех окрашенных формах: при рН < 6 реагент красного цвета, при рН от 7 до 11 – синего, при рН >11,5 – желто-оранжевого:

H2Ind HInd2−  Ind3−

                                     красный                      синий                          желто-

                                                                                                           оранжевый

Глава II Анализ научного текста

2.1 Лексические признаки научного текста

Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются :

а) Термины: комплексное соединение, катион, комплексонат, комплексонометрия, анион, титрование, точка эквивалентности, металл- индикаторы, органические красители, малоустойчивый комплекс, индикатор, азокраситель, группа диоксиазонафталина , кислотно- основной индикатор, рН раствора.

В тексте есть формулы и сокращения( ЭДТА)

б) Частая повторяемость ключевых слов: комплексоном

комплексонату, комплексное, комплекс, оттитровывают, титрования, индикатора, индикатором, индикатор, раствора, растворов, раствору, металл, металла, стандартным, стандартный.

в) Использование слов  общенаучного употребления: метод, выделившееся, реакции, по аналогии, процент, устойчивость, образуется, разрушается, выделяется, приобретает окраску.

г) Эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует. Отсутствие  образных средств, слов в переносном значении .

д) Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

2.2 Морфологические признаки научного текста.

а) Явное преобладанием имени над глаголом, широкое употребление имен существительных на –ом, - ие, -ов, ии, ия.

б) Широкое использование возвратных глаголов, так как  на первый план выдвигается действие, а не его производитель: наблюдается, образовавшегося, образуется, разрушается, выделяется, применяется.

в) Из видовых форм глаголов наиболее частотны формы несовершенного вида: выделяется, представляют, строят, добавляют, оттитровывают.

г) Употребление отглагольных существительных: фиксирования, замещения, добавление, определении.

д) Много употреблено форм причастий: выделившийся ион, образовавшегося комплекса, получаемые, окрашенный комплекс.

е) Среди падежных форм первое место по частотности употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения.

ж) Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мало форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты отвлеченные по значению формы 3-го лица. 

2.3 Синтаксические признаки научного текста.

а) Преобладание союзных предложений над бессоюзными.

б) Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные.

в) Частотны вводные слова или словосочетания, выражающие отношения между частями высказывания: вследствие того, как правило, при этом, поэтому, например.

г) Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного научного стиля.

д) Предложения однообразны по цели высказывания — они всегда повествовательные.

е) Обобщенно-абстрактный характер, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определённых типов синтаксических конструкций: неопределённо-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщённо, неопределённо; всё внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределённо-личные и обобщённо-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах:  В качестве примера рассмотрим.

2.4 Анализ научного текста на речевые ошибки.

а) Тавтология – многократное повторение одинаковых и однокоренных слов в предложениях, встречается на протяжении всего текста: комплексон, индикатор, раствор, титрование.

Заключение

В ходе семестровой работы был проведен анализ текста на соответствие лексическим, морфологическим и синтаксическим признакам принадлежности его к стилю речи, и наличие речевых ошибок. Проведенное исследование на 4-х уровнях доказывает, что текст является научным.

Используемая литература:

  1. Котюрова М.П. Стилистика научной речи. — Академия, 2010. — 240 с. 
  2. Аросева Т.Е., Рогова Л.Г., Сафьянова Н.Ф. Пособие по научному стилю речи.
  3.  http://www.distedu.ru/mirror/_rus/www.mediaterra.ru/rhetoric/04_sti1a.htm
  4.  http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/plan-analiza-teksta-nauchnogo-stilya/
  5.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Научный стиль


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14137. Вказівка розгалуження та її опис мовою програмування. Опис умов 40.5 KB
  Тема уроку: Вказівка розгалуження та її опис мовою програмування. Опис умов. Мета уроку: Дати поняття про структурні оператори вказівку розгалуження повну та скорочену форми та поняття про прості та складені умови.Тип уроку: Лекційний з практичними прикладами. Лекц
14138. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 63.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір задач що потребують для свого розв'язання вказ
14139. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 70.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити створювати математичні моделі задач складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір задач що
14140. Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування 69.5 KB
  Тема уроку: Запис алгоритмів з використанням вказівки розгалуження мовою програмування. Мета уроку: Навчити складати алгоритми з використанням команди розгалуження та записувати їх мовою програмування.Тип уроку: Розбір більш складних задач що потребують для свого р
14141. Вказівка повторення та її опис мовою блок-схем та мовою програмування 48.5 KB
  Тема уроку: Вказівка повторення та її опис мовою блоксхем та мовою програмування. Мета уроку: Дати поняття про вказівку повторення та її використання при розвязуванні задач про типи циклів та їх оформлення мовою програмування Паскаль та мовою блоксхем. Тип уроку: Лек
14142. Використання циклу з параметром для розвязування задач 66.5 KB
  Тема уроку: Використання циклу з параметром для розвязування задач. Мета уроку: Навчити використовувати цикл з параметром для розвязування типових задач. Тип уроку: Практичний. На початку уроку рекомендується провести письмове опитування можна у вигляді диктанту
14143. Використання циклу з передумовою для розвязування задач 66 KB
  Тема уроку: Використання циклу з передумовою для розвязування задач. Мета уроку: Навчити використовувати цикл з передумовою для розвязування типових задач. Тип уроку: Практичний. На початку уроку рекомендується провести письмове опитування можна у вигляді диктант
14144. 120 уроков психологического развития младших школьнико 469 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Предисловие автора к третьему изданию Предисловие автора ко второму изданию Раздел I О ...
14145. Уроки психологического развития во II классе (31-60) 661.5 KB
  Локалова Н.П. Л73 120 уроков психологического развития младших школьников {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV классов. М.: Ось89 2006. Содержание Уроки психологического развития во II классе 3160 Содержание занятий во II классе Указате