83231

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая

Педагогика и дидактика

Потребность в двигательной активности является как известно важнейшей общебиологической особенностью организма. Однако развитие современной цивилизации привело к тому что большинство современных школьников живёт в условиях пониженной двигательной активности что не благоприятно отражается на здоровье и физиологических возможностях...

Русский

2015-03-12

106 KB

19 чел.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Стр.                    

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .     3

Глава I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ . .  

Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ

              АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

              ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава IY. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ

                 РЕЗУЛЬТАТОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей общеобразовательной школы в настоящее время является воспитание всесторонне, и гармонически развитого подрастающего поколения. В условиях бурного роста научной информации к современной личности предъявляются все более высокие требования как в отношении  интеллектуальных  способностей,  так  и физического развития.  Потребность в двигательной активности   является,   как   известно,   важнейшей общебиологической особенностью организма.  Однако развитие современной цивилизации привело к тому, что большинство современных школьников живёт в условиях пониженной двигательной активности, что не благоприятно отражается на здоровье и физиологических возможностях организма.  Таким  образом,  проблема  гиподинамии приобретает социальный характер и ее успешное решение во многом определяется своевременностью профилактических мер в период - обучения в школе, т.е. зависит от объединённых усилий учителей, медицинских работников, родителей и широких кругов общественности. Система мероприятий по повышению двигательной активности может принести наибольший эффект в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте происходит образование многих двигательных навыков и умений, а также зафиксированы наиболее интенсивные темпы прироста показателей основных двигательных качеств - быстроты, ловкости, выносливости. Это создает предпосылку для дальнейшего развития двигательных качеств не только в подростковом возрасте, но и в последующие годы. Для определения двигательной активности детей необходим суммарный учёт произвольных движений, выполняемых в период   бодрствования.   С   целью   последующего планирования оптимального двигательного режима мы в своей  дипломной  работе   поставили  задачу  дать качественную оценку двигательной активности в недельном режиме у школьников.

ГЛАВА I.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Повышение двигательной активности российских людей и особенно молодежи общегосударственная задача. В настоящее время большое практическое значение имеет оценка    существующей    двигательной    активности» современных детей и подростков, совершенствование принципов нормирования двигательной активности и определение того минимума, который необходим для обеспечения нормального развития ребенка.

Под двигательной активностью понимается сумма движений,   выполняемых   человеком   в   процессе повседневной жизнедеятельности (А.Г.Сухарев, 1972). С позиции физиолога можно разделить движение на организованные, или регламентированные (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.), и нерегламентированные (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т.д.).

В структуре двигательной активности наибольшую значимость имеют организованные движения. Ребенок может достаточно полно удовлетворить и биологическую потребность в движениях, и совершенствовать свою общефизическую подготовку лишь в том случае, если в его режиме жизни будет включен достаточный объем организованных форм двигательной активности.

Двигательная активность должна способствовать гармоническому развитию ребёнка в широком смысле этого слова. Прежде всего, оптимально влиять на физическое и умственное развитие, укреплять здоровье, обеспечивать высокую работоспособность в последующие периоды жизни человека.   Это   основной   принцип   нормирования двигательной активности (Р.А.Шабунин.,1981).

Многочисленные  исследования  показывают,  что развитие современного общества в условиях научно-технической революции тесно связано с явлением гиподинамии и усилением психо-эмоциональных нагрузок на организм человека (Шабунин Р.А., 1981; Пальнау Н.А., 1979). В результате гиподинамия, избыточный вес, стрессовые состояния, вредные привычки и др., медленно и незаметно воздействующие на организм человека, вызывают нарушения равновесия между организмом и природно-социальной средой, приводят к серьезным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, нарушениям обмена веществ и др.

Гиподинамия   -   явление,   которое   появилось сравнительно недавно. Её породил XX век. Уменьшение двигательной активности и мышечных усилий зависит от многих  факторов     и  определяется  чаще  всего малоподвижным образом жизни современных  людей в высокоразвитых странах. Распространенность гиподинамии в настоящее время связана с урбанизацией, механизацией и автоматизацией производства, улучшением условий жизни, комфортом, сопутствующим современной цивилизации, развитием общественного и личного транспорта, средств массовой информации, изменением интересов, появлением разнообразных форм досуга, исключающих двигательную активность. Всё большее число людей оказывается в условиях гиподинамии, не смотря на широкую пропаганду физкультуры и спорта. Это относится и к детям школьного возраста. (Шабунин Р.А., 1981).

Проблема  гиподинамии  приобретает социальный характер, и ее успешное решение может быть достигнуто только комплексными усилиями государства, общественных организаций и самих индивидуумов.

Признаки низкой двигательной активности отмечаются в обычных общеобразовательных школах и даже у некоторых школьников, занимающихся спортом (Сухарев А.Г., 1972). В результате научно-технического прогресса произошли значительные перемены в структуре свободного .времени, интересах школьников. Так, для 65,8% мальчиков, 60,5% девочек любимым занятием является просмотр передач и кинофильмов, занимающий несколько часов в неделю(71-72%). (Шабунин Р.А., 1981).

У школьников ряда школ Москвы среднесуточные показатели   двигательной активности на 40-45% ниже уровня возрастной потребности в движениях (Лебедева Н.Т.,1979).

Состояние гиподинамии характеризуется снижением функций всех органов и систем, расстройством их взаимосвязей в .организме. Снижается биологическая надежность и устойчивость организма человека при значительных функциональных нагрузках и воздействиях неблагоприятных    факторов    окружающей    Среды, ограничиваются рабочие возможности организма (Пестов И.Р.,1977).

Применительно к детям мы можем говорить лишь об относительной гиподинамии, т.к. определённый минимум двигательной   активности   ребёнком   реализуется   в повседневной жизни. В то же время недостаточная двигательная активность неблагоприятно сказывается на многих функциях растущего организма и может служить патогенетическим фактором в возникновении и течении ряда заболеваний.(Сердюковская Г.Н., 1975).

Недостаточная   двигательная   активность   детей отрицательно воздействует на развитие и функциональное состояние   сердечно-сосудистой  системы  (Гуминский А.А.,1973, Калюжная Р.А.,1980, Смирнов К.М.,1972).

Отрицательное влияние сниженной двигательной активности на организм детей и подростков усугубляется ещё и тем, что своевременному поколению свойственно явление    акселерации:    современные  школьники существенного  опережают  в  физическом  развитии сверстников, которые жили предыдущие 100 лет. Более развитая морфологическая структура требует повышенного обеспечения  своей  жизнедеятельности  со  стороны функциональных   систем организма   (Сердюковская Г.Н.; Минх А.А., 1975).

У многих школьников, отличающихся хорошим физическим  развитием,  наблюдается  несовершенство деятельности некоторых функций, снижение физической работоспособности,   что   обусловлено   выраженной гиподинамией (Гуминский А.А., 1973.)

    Таким образом, дети и подростки нуждаются в оптимальной двигательной активности.  Она должна удовлетворять биологическую потребность растущего организма в движениях и способствоватв физическому развитию, высокой работоспособности, формирование разнообразных двигательных качеств и навыков (силы, выносливости, быстроты и ловкости). Требуются большие усилия для преодоления -гиподинамии современных школьников. Гиподинамия оказывает неблагоприятное влияние на здоровье школьников и снижает их потенциальные  возможности     в  зрелом  возрасте (двигательная активность и реакция вегетативных систем организма   младших   школьников   на   физические нагрузки (Шабунин Р.А., 1981).

    Большое значение для жизнедеятельности человека представляют локомоции (бег, ходьба и др.), а так же полезные движения, которые обеспечивают исходное положение     перед     выполнением     какого-либо. целенаправленного   движения.   Значимость   полезной деятельности у детей возрастает с началом учебы в школе (Шабунин Р.А., 1981).

Для современного человека двигательные реакции необходимы для общения, являются внешним проявлением трудового процесса и занимают одно из важнейших мест в жизнедеятельности организма.

Двигательная активность детей является биологическим стимулом,   способствующим   морфофункциональному развитию организма, его совершенствованию (двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки (Шабунин Р.А.,1981).

Оптимальная двигательная активность способствует адаптации организма человека к изменениям окружающей среды, долголетию, улучшает здоровье, повышает учебную и трудовую активность (Аршавский И.А., 1967; Аршавский И.А., 1975).  Ограничения двигательной активности, напротив, резко снижает адаптационные возможности организма и укорачивает жизнь.

Двигательная активность во всех её разнообразных формах является одной из наиболее мощных и жизненно-выжных функциональных систем в первые годы жизни ребёнка, включая младший школьный возраст (Аршавский И.А., 1967).

Высокая двигательная активность положительно влияет как на исходную умственную работоспособность, так и на её сохранение в процессе школьных уроков (Антропова М.В., 1979; Антропова М.В., 1968; Гуминский А.А., 1973; Лебедева Н.Т., 1979).

Большинство авторов, занимающихся изучением двигательной активности считают, что она является биологической потребностью, незаменимым фактором жизнедеятельности человека.

В настоящее время для повышения двигательной активности основной массы школьников необходимо разработать систему мероприятий, охватывающих все стороны жизни детей и подростков. Проблему гиподинамии современных школьников можно решить на основе комплексного   подхода,   заключающего   повышение двигательной активности во все периоды бодрствования. Имеется несколько способов решение этой задачи. Главный - широкое привлечение школьников к занятиям физической культурой и спортом (Шабунин Р.А.,1981).

Большие  возможности  активизации  двигательной активности открывает улучшение постановки обязательных занятий физической культурой в условиях средней школы. Социологические условия показывают, что в младшем школьном возрасте отмечается наибольший интерес к занятиям физической культурой (98%). С возрастом этот показатель уменьшается до 52% (в старших классах).

Уроки физической культуры в том виде, как они проводятся в школе, существенно не повышают уровень двигательной активности и не могут компенсировать недостаток в движениях. В дни, когда проводится урок физической культуры, при отсутствии других форм физического воспитания, дети не дополучают до 40%, а без таких уроков - до 80% движений (Хрипкова А.Г.; Антропова М.В., 1980).

Основные  задачи,  стоящие  перед  физическим воспитанием школьников, можно решить при увеличении объёма организованных занятий физической культурой до 6-8 часов в неделю и проведении этих занятий в плане общефизической подготовки(Шабунин Р.А., 1969).

Большие резервы повышения двигательной активности имеются в тех школах, где существует режим продлённого дня, где применялось ежедневная часовая динамическая пауза между уроками и спортивный час во второй половине учебного дня, физическое развитие, функциональное состояние   организма   и   показатель   умственной работоспособности младших школьников были выше, чем у их сверстников, обучающихся в обычной школе (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., 1980; Антропова М.В., Хрипкова А.Г., 1979; Вьюшкина С.П., 1981).

В значительной мере активизируется двигательная активность в летние каникулы. Развитие двигательных качеств младших школьников, организованная  двигательная   активность   которых ограничивалась  лишь  двумя  занятиями  физической культурой в неделю, происходит, главным образом, за летние месяцы. Для активизации двигательной активности во внеурочное время важно возродить утраченный интерес школьников к подвижным играм (Лебедева Н.Т., 1979).

Специально разработанная система физического воспитания школьников различного возраста оказывает решающее  воздействие  на  гармоническое  развитие организма, если соответствует возрастным возможностям  (Шабунин Р.А., 1981).

Задачи, стоящие перед физическим воспитанием младших школьников, могут быть решены только на основе общей физической подготовки. Это означает, что во время уроков физической культуры необходимо развивать все без исключения   двигательные   качества,   не   отдавая предпочтения развитию только координационных и скоростных способностей.

Включение в структуру урока для младших школьников упражнений,   развивающих   общую   и   статическую выносливость,  силу  и  сжоростно-силовые  качества, обеспечивает высокий тренировочный эффект, способствует существенному повышению двигательной подготовленности и выполнению нормативов

Обязательные уроки физической культуры не могут решить все задачи, стоящие перед физическим воспитанием. Поэтому необходимо всемерно развивать различные формы внеклассной и внешкольной работы, способствовать самостоятельности детей на занятиях физической культурой, планировать домашние    задания, шире использовать самоконтроль. Эффективность физического воспитания младших школьников значительно возрастает    при увеличении организованных форм занятий до 3-4 часов в неделю (Шабунин Р.А., 1981).

В настоящее время еще не разработана методика, позволяющая достаточно полно оценить как количественно, так и качественно двигательную активность человека.

Наиболее распространенным  способом  изучения повседневной двигательной активности является подсчёт локомоций (числа шагов при ходьбе и беге), сделанным человеком за день (Лебедева Н.Т., 1979; Дедовская Н.М., 1972; Смирнов К.М., 1972, Сухарев А.Г., 1972). Оценка двигательной активности с помощью шагомеров представляется наиболее простым методом и позволяет получить ориентировочное представление об ее объеме.

Ежедневная   двигательная   активность   младших школьников составляет в среднем 12-18 тысяч шагов (Силла Р.В., 1975).

Оценивая изменения   двигательной активности с возрастом, следует прежде всего, обратить внимания на детей, поступающих в первый класс. До этого свободно проявляемая и автоматически     само регулируемая двигательная активность сменяется в семилетнем возрасте состоянием гиподинамии (Аршавский А.И., 1975). Имеются данные о том, что двигательная активность с поступлением в школу падает- почти на 50%. За сутки правильно развивающиеся и хорошо успевающие школьницы первого класса совершают ежедневно в среднем 12000 локомоций (Лебедева Н.Т., 1979). Такая    явно недостаточная двигательная активность не благоприятно сказывается на росте и развитии ребенка, если не предпринимать меры по сохранению его прежней    дошкольной двигательной активности (Калюжная Р.А., 1977, Хрипкова А.Г., Антропова М.В., 1980).

О снижении двигательной активности   школьников первого класса ниже биологической потребности говорит такой факт. Во время весенних каникул число локомоций у них превышает средние показатели учебного года в два раза, достигая 29600 шагов за сутки. (Физическое воспитание и школьная гигиена. Тез.1 Всес.конф. Махачкала 1978).

Как показывают многочисленные исследования, адаптация организма первоклассников к условиям школы происходит сравнительно медленно. Так, у мальчиков к весне отмечается снижение физической работоспособности, подъём происходит лишь к началу обучения во втором классе (Маслова Г.М., 1979).

Неблагоприятных сдвигов во время адаптации ребенка к условиям школы в первый год обучения можно избежать. Так при режиме повышенной двигательной активности не наблюдается неблагоприятных изменений здоровья у шестилетних детей, обучающихся в первом классе экспериментальной школы при учебной нагрузке, равно четырём урокам по 35 минут. Не обнаружено снижения темпа  нарастания  веса  тела  и  физиометрических показателей, как это наблюдалось у детей нормальной общеобразовательной школы. Отмечались положительные сдвиги в развитии основных двигательных качеств (Сердюковская Г.Н.,Минх А.А., 1971).

    У здоровых, правильно развивающихся младших школьников суточное   число движений   с возрастом постепенно нарастает из года в год, т.е. двигательная активность увеличивается, это связанно с тем, что у младших школьников по мере роста и развития интенсивно увеличивается скорость движений.

    На протяжении всего периода младшего школьного возраста значительных изменений суточной двигательной активности не происходит. Наиболее часто у младших школьников двигательная активность определялась   в диапазоне  от 13 до 17 тысяч шагов  в день. Такую двигательную активность нельзя признать оптимальной (Антропова М.В., Хрипкова А.Г., 1979, Фарфель B.C., 1959).

    Как показали многие исследования, двигательная активность у представителей женского и мужского пола не одинакова; у первых она, как правило, ниже.

В младшем школьном возрасте различия в ДА мальчиков и девочек небольшие, но отчётливо выявляется тенденция к большей активности мальчиков (Лебедева Н.Т., 1979, Пальнау Н.А., 1979, Сухарев А.Г., 1972). Имеются данные, что в младшем школьном возрасте двигательная активность девочек на 16-30% ниже, чем у мальчиков (Лебедева Н.Т., 1979, Сухарев А.Г., 1972). П.К.Нормантис (1978) зарегистрировал у девочек 1-3 классов на протяжении суток достоверно меньшее число локомоций, чем у мальчиков, примерно на 1-2 тысячи шагов.

    Девочки, в отличие от мальчиков, проявляют меньшую активность в нерегламентированных видах мышечной деятельности. Поэтому для них следует применять больший объём организованных форм физического воспитания. Девочки охотнее участвуют в различных подвижных играх, развлечениях,   выполняют   физические   упражнения.

Активизация     двигательной     активности     может способствовать укреплению здоровья девочек, так как они в два раза чаще болеют простудными заболеваниями, чем мальчики (Лебедева Н.Т., 1979). Малоподвижных девочек больше, чем мальчиков.

    Постоянство определённого количества движений за сутки у разных людей является указанием на существование у человека индивидуальной биологической потребности в движениях. Эти уровни двигательной активности имеют устойчивый характер. Зависимость величины двигательной активности от индивидуальных особенностей детей прослеживается достаточно чётко и, по-видимому, в большей     мере     определяется     типологическими особенностями нервной деятельности. Как и следовало ожидать, двигательная активность у возбудимых детей больше, чем у инертных (Лебедева Н.Т., 1979).

    Среди детей каждого возраста и пола отмечаются дети с высоким уровнем двигательной активности, выполняющие в день от 20 до 30 тысяч локомоций, и малоподвижные с низким уровнем двигательной активности, делающие менее 10 тысяч шагов в день (Пальнау Н.А., 1979), У малоподвижных детей по сравнению с подвижными сверстниками  адаптационные  возможности сердечно-сосудистой системы и дыхательной снижены (Калюжная Р.А , 1980). У тучных школьников суточное число движений значительно ниже, чем у детей с нормальным весом (на 26,8-35,7 %), у них так же меньше подвижность на уроках (Лебедева Н.Т., 1979).

    Тучные школьники не достаточно двигаются по собственной инициативе, но их двигательную активность нужно стимулировать и использовать при проведении занятий физической культуры и во время игр.

    Ребёнок нуждается в движениях   во все периоды бодрствования, поэтому он совершает их, естественно, и на уроке.

    Физически неверно стремится к сохранению не подвижной позы на протяжении всего урока. Там , где учитель пытается это сделать, он обнаруживает быстрое снижение внимания детей, неадекватные поведенческие реакции. Это свидетельствует о развивающемся утомлении. В данной ситуации оно вызвано длительным поддержанием не подвижной позы, т.е. статическим напряжением мышц. Организованная  двигательная  активность  на  уроке (использование наглядных пособий, работа группами, кратковременная работа стоя, применение физкультурных пауз), приводящая к изменению позы 2-3 раза на урок, позволяет   сохранить   работоспособность   младшего-школьника в течение 35-45 минут. Школьники 1-2 классов за 4 часа пребывания в школе совершают 20-30% суточного числа движений'(Лебедева Н.Т., 1979).

    Ежедневное занятие физической культурой после уроков для учащихся первой смены оказывает благоприятное влияние на организм школьника. Но спортивный час не всегда используется на практике.

    Урок физической культуры приводит у младших школьников к реализации от 27 до 40% суточного числа движений и может составлять до 5.000 шагов (Лебедева Н.Т. ,1979).

    Главное назначение урока физической культуры заключается   в   развитии   двигательных   качеств, формировании двигательных навыков.

    Активизация двигательной активности в определённых пределах способствует эффективному обучению в школе и умственной работоспособности  школьников (Вьюшкина С.П., 1981, ХрипковаА.Г. Антропова М.В., 1980).

    Какой же должна быть оптимальная величина двигательной активности детей младшего школьного возраста?   В    настоящее,   время    можно   дать предположительный ответ.

    Для сохранения здоровья и оптимального физического и умственного развития младших школьников необходимо, в среднем, 6-8 часов достаточно интенсивных занятий физической культурой и спортом (Слоним А.Д., 1971, Хрипкова А.Г., Антропова М.В., 1980, Шабунин Р.А., 1969). Эти занятия должны проходить на фоне активизации двигательной активности во все периоды бодрствования (во время  уроков  в  школе,  во  внеурочное  время). Среднесуточная двигательная активность должна составлять не менее 20-25 тысяч шагов (Пальнау Н.А., 1979, Силла Р.В., 1975, Сухарев А.Г. 1972 ).

СОБСТВЕННЫЕ  ДАННЫЕ

МЕТОДИКА  ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследования проводились на практически здоровых школьниках обоего пола ( 22 мальчика и 18 девочек ) в течение недели в период ноября-декабря. Для регистрации числа движений использовались шагомеры, которые помещались в специальных кармашках поясного ремня. Показания шагомеров регистрировались дважды - после окончания уроков и перед отходом школьника ко сну.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЙ

И ИХ  ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследований показали, что средние данные ежедневной двигательной активности составили у мальчиков 11.283 ± 421 локомоций, у девочек - 9313 ± 412. Средние показатели двигательной активности в учебное время у мальчиков составили 27% ( 3052 ± 152 локомоций ) (см. табл.1), у девочек - 30% ( 2789 ±274 локомоций ) (см.табл.1) от суточной. Локомоторная активность во внеурочное времй у мальчиков составила соответственно 73% ( 8231 ± 454 локомоции ) (см. табл.2), у девочек - 70% (6524 ± 458 локомоции ) (см. табл.2) от суточной.

    Анализ полученных данных показал, что двигательная активность изменяется не только в течении дня, но и в различные дни недели (см.табл.З). Двигательная активность в учебное время в различные дни недели колебалась от 22 до 32%, как у мальчиков, так и у девочек. Самые высокие показатели двигательной активности в учебное время наблюдались во вторник, четверг и пятницу, что объясняется наличием в эти дни уроков физической культуры и ритмики.

    Двигательная активность во вне учебное время как у мальчиков, так и у девочек составляла в среднем 68 - 78 % от суточной. Самые высокие показатели двигательной активности во вне учебное время наблюдались в субботние и особенно в воскресные дни. Как показало анкетирование, в эти дни дети больше времени проводили на свежем воздухе, выполняя больший объём нерегламентированной

двигательной активности ( футбол, различные игры, велосипед и др.). Следует заметить, что двигательная активность во вне учебное время у девочек в течение пяти дней недели была меньше, по сравнению с двигательной активностью мальчиков.

    При сравнении полученных результатов исследований с существующими гигиеническими нормами двигательной активности обращает на себя внимание разноречивость литературных данных.

    Сухарев А.Г. (1972) классифицирует двигательную активность для школьников 11-15 лет следующим образом :

 

10 тыс. шагов в сутки и менее низкий уровень двигательной активности, 11-20 тыс. - умеренный уровень двигательной активности и 21-30 тыс. - высокий уровень двигательной активности, считая последнее гигиенической нормой. Лебедева Н.Т. (1979) считает, что ежедневная потребность в движениях для детей 7-10 лет должна составлять 12-18 тыс. шагов.

Пальнау Н.А. (1979), исследуя школьников 7-16 лет, получила средние данные ежедневной двигательной активности в 10-16 тыс. шагов, считая их ниже физиологической нормы.

Шабунин Р.А. с соавторами (1981) считают, что нормой двигательной активности для младших школьников является не менее 20 тыс. шагов ежедневно.

    Таким образом, несмотря на наличие разноречивых гигиенических норм двигательной активности, предлагаемых разными авторами, совершенно очевидно, что показатели

ежедневной двигательной активности исследуемых школьников являются очень низкими. При поступлении в школу, как известно, происходит резкое изменение поведенческих реакций детей, особенно если организация учебных занятий и домашнего режима не отвечает требованиям гигиены. Это находит своё проявление и в резком снижении двигательной активности, особенно во время пребывания в школе. Уроки физической культуры и ритмики, как показали наши исследования, дают сравнительно скромный прирост объёма двигательной активности. Нерегламентированная двигательная активность

вне школы также не может компенсировать дефицита суточной потребности в движениях. Такая явно недостаточная локомотивная деятельность детей первого года обучения создаёт реальные предпосылки к снижению функциональных возможностей всех органов и систем организма, ухудшению роста и физического развития, двигательных качеств, физической и умственной работоспособности (Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. Под. Ред. Хрипковой М.В., 1982, Гуминский А.А., 1973, Лебедева Н.Т., 1979, Маслова Г.М., 1979, Смирнов К.М., 1972 ).

    Таким образом, чтобы создать оптимальные условия сохранения здоровья, улучшения физического и умственного развития, необходимо увеличить объём регламентированной двигательной активности у семилетних школьников. Целесообразно не только внести соответствующие коррективы в структуру уроков по физическому воспитанию, но и поднять роль различных форм внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию в школе и в семье. Не следует забывать также ( выше было упомянуто ), что девочки по сравнению с мальчиками выполняют меньший объём движений в нерегламентированных видах локомоторной деятельности. И они более предрасположены к простудным и инфекционным заболеваниям по сравнению с мальчиками (Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки Под. Ред. ШабунинаР.А.,1981, Пальнау Н.А.,1979), поэтому девочки более, чем мальчики, нуждаются в повышении двигательной активности, которую необходимо предусмотреть в самых различных формах физического воспитания. Достаточно надежным критерием правильности физического воспитания может служить выполнение нормативов .

Таблица 1

Средние показатели ДА в учебное время

(в недельном цикле) у школьников 8 лет

Мальчики

Девочки

Абсолютные величины

    %                  %   

3052

± 152

27

2789

± 274

30

Таблица 2

Средние показатели ДА во внеучебное время

(в недельном цикле) у школьников 8 лет

Мальчики

Девочки

Абсолютные велечины

    %                 %

8231

± 454

73

6524

± 458

70

Выводы.

1. Средние показатели ежедневной двигательной активности у школьников 6-7 лет в течение недели очень низкие по сравнению с гигиеническими нормами.

2. Средние показатели ежедневной локомоторной

деятельности в течение недели у девочек ниже, чем у мальчиков.

3. Двигательная активность во вне учебное время у девочек в течение пяти дней недели меньше, по сравнению с мальчиками.

4. Самые высокие показатели двигательной активности во вне учебное время приходятся на субботние и воскресные дни.

5. Двигательная активность в учебное время у мальчиков и девочек почти не отличается.

6. Самые высокие показатели двигательной активности наблюдаются во вторник, четверг и пятницу, что обусловлено наличием в эти дни занятий физической культуры и ритмики.

7. Уроки физической культуры и ритмики дают скромный прирост объёма двигательной активности, что требует соответствующей корректировки плотности занятий.

Литература.

1. Абзалов Р.А., Сазонов В.Г. Изучение спонтанной локомоторной активности детей. - В кн : Вопросы психологии и физиологии физического воспитания и спорта.- Казань, с 113 - 118.           

2. Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам. ( Под. Ред. Хрипковой А.Г. и Антроповой М.В. - М. : Педагогика, 1982 - 238 с.

3. Антропова М.В., Хрипкова А.Г. Адаптация учащихся 6-11 лет к учебным нагрузкам. - В кн : Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979, N 2, с. 5-17.

4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и её

динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. -М., Просвещение, 1968 г.

5. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. М., Медицина, 1967 г.

6. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. - В кн: Возрастная физиология. Л., 1975, с 5-67.

7. Вьюшина С.П. Исследование связи между умственной и физической работоспособностью школьников 7-14 лет. Автореф. Дисс...... канд. биол. Наук-М., 1981 г.

8. Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков: Материалы Всес. Науч. Конф. -Таллин,1975,с. 16, 108,121,135,142,144,158,180.

9. Гуминский А.А. Возрастное развитие систем кислородного обеспечения организма и их совершенствование в процессе занятий спортом. Автореф. дисс....докт. биол. Наук, - М., 1973 г.

10. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки (Под. Ред. Шабунина Р.А. - Свердловск, 1981 - 72 с).

11. Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. - М. Медицина, 1977 г.

12. Калюжная Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии. - В кн. Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с 3-17.

13. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников: Гигиенические основы физического воспитания. – Минск: Народная асвема, 1979г.

14. М.Ледовская Н.М. Опыт изучения двигательной активности у детей - близнецов, - В кн. : Двигательная активность человека и гипокинезия. Новосибирск, 1972, с 30-34.

15. Маслова Г.М. Динамика физической работоспособности у детей, поступивших в школу в 6 и 7 лет. - В кн : Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979, N 2 с. 68-73.

16. Пальнау Н.А. Исследование взаимосвязи между двигательной активностью, физической работоспособностью и функциональным состоянием кардиореспираторной системы школьников северного Казахстана. Автореф. Дисс..... канд. Биол. Наук. - М., 1979 г.

17. Пестов И.Д. Гиподинамия. -В кн . БМЭ, 3-е изд., 1977 г, т. 5, с 486-488.

18. СердюковскаяГ.Н., МинхА.А. Современное состояние и очередные задачи гигиены физического воспитания в школе. - В кн. Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Материалы Всес. Научн. Конф. - Таллин, 1975, с. 144 - 147.

19. Силла Р.В. Оптимальная доза двигательной активности для школьников. - В кн. Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков: Материалы Всес. Науч. Конф., Таллин, 1975 г, с. 148 -151.

20. Слоним А. Д. Экологическая физиология животных. М.: Высшая школа, 1971 г.

21. Смирнов И.М. Гипокинезия и образ жизни человека. В кн.: Двигательная активность человека и гипокинезия. Новосибирск, 1972, с. 11 -21.

22. Сухарев А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. Дисс. Докт, мед. Наук. -М., 1972 г, с. 18.

23. Тезисы пятой научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М.: изд-во АПН СССР, НИИ физиологии детей и подростков, 1972, с. 5, 12, 25, 40.

24. Физическое воспитание и школьная гигиена. Тез. 1 Всес. Конф. ( Махачкала, ноябрь, 1978 г ). М., 1978 г, с. 16, 20, 21,26,168,214,220,223.

25. Хрипкова А.Г. , Антропова М.В. Забота о здоровье детей :

Из опыта работы школы продлённого дня N 710 Москвы. - М., Педагогика, 1980 г.

26. Шабунин Р. А. Возрастные особенности

функционирования двигательного аппарата и

сердечно-сосудистой системы при статических напряжениях Автореф.  Дисс. Докт. Мед. Наук. - Свердловск, 1969 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42873. Сучасні тенденції транспортно-географічного положення України 303.5 KB
  Аналіз взаємного розташування географічних обєктів, дослідження множин місцеположень зумовили появу важливого й базового поняття географічного положення. Його найбільш глибоку теоретичну розробку під назвою економіко-географічне положення (ЕГП) здійснив свого часу М.Баранський. За його визначенням
42875. Процес доставки товару до споживача, методом потенціалів 469.5 KB
  Логістика — це процес управління матеріальним, фінансовим та кадровим потоками, а також необхідним інформаційним потоковим процесом для прискорення фізичного розподілу та мінімізації загальних витрат під час постачання, виробництва і збуту товарів з метою задоволення потреб споживачів.
42876. Підвищення ефективності організації транспортного процесу при перевезенні партіонних вантажів 576.67 KB
  Для досягнення мети необхідно вирішити наступні задачі: сформувати маршрути перевезення партіонних вантажів; визначити техніко – експлуатаційні показники роботи автомобілів на маршрутах; розрахувати годинну продуктивність автомобілів і собівартість перевезення вантажів; встановити закон розподілу розмірів партій вантажів які пред’явлені до перевезення; розрахувати чисельні характеристики замкнутої пуассонівської системи масового обслуговування яка представляє собою спільну роботу автотранспортних і навантажувальних –...
42878. Графы и алгоритмы на графах. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Разработка программы для решения системы ОДУ, описывающей простейшую модель экосистемы (модель Лотка-Вольтерра). Методы оптимизации 1.58 MB
  Оптимизация как раздел математики существует достаточно давно. Оптимизация - это выбор, т.е. то, чем постоянно приходится заниматься в повседневной жизни. Термином "оптимизация" в литературе обозначают процесс или последовательность операций, позволяющих получить уточненное решение. Хотя конечной целью оптимизации является отыскание наилучшего или "оптимального" решения, обычно приходится довольствоваться улучшением известных решений, а не доведением их до совершенства. По этому под оптимизацией понимают скорее стремление к совершенству, которое, возможно, и не будет достигнуто.
42879. Создания простейшей экспертной системы 69.17 KB
  Если реакция системы не понятна пользователю то он может потребовать объяснения: CLIPS Первоначально аббревиатура CLIPS была названием языка С Lnguge Integrted Production System язык С интегрированный с продукционными системами удобного для разработки баз знаний и макетов экспертных систем. Теперь CLIPS представляет собой современный инструмент предназначенный для создания экспертных систем expert system tool. CLIPS состоит из интерактивной среды экспертной оболочки со своим способом представления знаний гибкого и мощного...
42880. Состояния международного туризма на современном этапе 84.24 KB
  Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.
42881. Поняття туризму. Класифікація, види і форми туризму 59.48 KB
  Термін туризм (tourism) першим вжив В. Жекмо в 1830 р. Слово «туризм» походить від французького «tour», що означає «прогулянка». До недавнього часу в різних країнах поняття «туризм», «турист» розумілися неоднаково. З розвитком туризму в сучасному світі, особливо міжнародного і з створенням міжнародних туристичних організацій, стало необхідним дати загальноприйняте визначення поняття «турист» і відповідно «туризм».