83239

Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Цель работы рассмотреть и изучить формы государственного регулирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы решить следующие задачи: Рассмотреть необходимость государственного вмешательства в экономику страны...

Русский

2015-03-12

59.21 KB

18 чел.

28

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра теории и практики государственного управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Государственное регулирование развития АПК Республики Беларусь 

Студентки 4 курса заочного отделения ИГУ ГРНЭ                        

Ю. И. Штыгель

Руководитель

 

Минск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….

3

1. Необходимость государственного вмешательства в экономику………......

5

2. Развитие агропромышленного комплекса Беларуси………………………..

8

2.1.Особенности агропромышленного комплекса как объекта государственного регулирования……………………………………………….

8

2.2. Характеристика агропромышленного комплекса Республики Беларусь..

12

3. Государственное регулирование агропромышленного комплекса в современных условиях…………………………………………………………..

16

Заключение……………………………………………………………………….

27

Список литературы………………………………………………………………

29


ВВЕДЕНИЕ

Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. Эти особенности особенно ярко выражены в сфере агропромышленного комплекса

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а, следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в макроэкономическом регулировании пропорций развития производства, писал: «Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие, бесспорно, было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким».

Таким образом, на наш взгляд, тема данной курсовой работы является достаточно актуальной.

Цель работы – рассмотреть и изучить формы государственного регулирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо в процессе выполнения курсовой работы решить следующие задачи:

Рассмотреть необходимость государственного вмешательства в экономику страны;

Выявить особенности агропромышленного комплекса как объекта государственного регулирования;

Изучить развитие агропромышленного комплекса Республики Беларусь;

Рассмотреть государственное регулирование сферы АПК на современном этапе.

Объектом исследования выступает агропромышленный комплекс Республики Беларусь, предметом является государственное регулирование АПК в современных условиях.

В ходе выполнения курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты по теме государственного регулирования, при написании использованы такие общенаучные методы исследования как монографический, диалектический, анализа и синтеза, конструктивно-логический и другие.


1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ.

В условиях смешанной рыночной системы хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.

Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.

Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.

Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности.

Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного.

Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.

В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Беларуси обнаружились следующие черты:

сосуществование новой и старой экономических систем. Хотя каркас новой уже обрел первичную форму, рыночная система еще несовершенна, по-прежнему велико влияние плановой;

быстрый рост сопровождается инфляцией. Эта ситуация отличается как от положения в прошлом, когда в условиях плановой экономики рост не был стабильным8шл7ю, но отсутствовала инфляция, так и от явления депрессии, характерной для Запада;

продолжаются циклические колебания;

темпы развития ускорены, однако экономическая эффективность сравнительно низка;

роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению в макро- и микрообластях отстает от развития макроэкономической ситуации.

Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства.

Государственное регулирование особенно необходимо в сфере агропромышленного комплекса, так как ему присущи специфические особенности, которые даже в условиях развитых рыночных отношений не обеспечивают действенной саморегуляции и эффективного развития комплекса.


2. РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. Особенности агропромышленного комплекса как объекта государственного регулирования.

Агропромышленный комплекс (АПК) - это важнейший межотраслевой комплекс сферы материального производства, сформированный на базе агропромышленной интеграции. Он объединяет три тесно взаимосвязанные сферы. Первая сфера охватывает отрасли промышленности, поставляющие сельскохозяйственные средства производства и обеспечивающие производственно-техническое обслуживание комплекса; вторая - состоит из сельского и лесного хозяйства; третья - обеспечивает заготовку, хранение, переработку, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

В состав АПК входят подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, мясной, молочный и другие, сформированные на основ е технологических взаимосвязей по производству конечной продукции. Все сферы и составляющие АПК последовательно и тесно взаимосвязаны между собой, выполняют собственные функции в едином процессе агропромышленного воспроизводства. Единство их функционирования направлено на достижение главной цели АПК - удовлетворение потребностей населения и отраслей народного хозяйства в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Центральным звеном АПК является сельское хозяйство, обеспечивающее производство сельскохозяйственной продукции - растениеводства (кроме цветов и декоративных растений) и животноводства. Ряд специфических особенностей сельского хозяйства требует и соответствующих подходов к регулированию отрасли.

Во-первых, неразрывная связь технологии и экономики сельскохозяйственного производства с биологическими процессами развития живых организмов во многом предопределяет темпы роста растениеводства и животноводства. Биологический потенциал растений и животных обусловливает развитие селекции, семеноводства, племенной работы, передачу новых сортов растений и пород животных для широкого хозяйственного использования. Особый воспроизводственный цикл сельскохозяйственной продукции требует, чтобы часть ее оставалась в хозяйствах для обеспечения следующего цикла.

Во-вторых, зависимость сельскохозяйственного производства от природно-климатических и погодных факторов влияет на устойчивость сельского хозяйства («перепады» валового сбора продукции по годам), и на случай неблагоприятных условий требует создания необходимых резервов готовой продукции, семян, кормов, уборочной техники, хранилищ и т.д.

В-третьих, сезонный характер отдельных видов сельскохозяйственных работ обусловливает своеобразие расчетов потребности сельского хозяйства в орудиях и предметах труда, рабочей силе, трудовых ресурсах, материально-технических средствах производства; обычно они рассчитываются на период максимального разворота работ.

В-четвертых, основным средством производства является земля, качество которой в отдельных районах и хозяйствах различное. Затраты на поддержание ее плодородия обусловливают рентабельность и различную себестоимость сельскохозяйственной продукции в разных регионах страны, что требует определения рациональных зон специализации.

Пятая особенность связана с формами собственности и многообразием категорий хозяйств: сельскохозяйственные производственные кооперативы, акционерные общества, агрофирмы, хозяйства населения (личные подсобные хозяйства, коллективные сады и огороды, дачные участки), фермерские хозяйства.

В-шестых, к особенностям сельскохозяйственного производства следует отнести и то, что оно является капиталоемким и энергоемким и при этом более рисковым, чем другие отрасли народного хозяйства. В результате оно менее привлекательно для предпринимателей и инвесторов, в него весьма затруднен перелив частного капитала из других отраслей и сфер экономики.

Перечисленные особенности обусловливают объективную необходимость государственного регулирования и поддержки АПК, тем более что основные компоненты рынка даже в условиях развитых рыночных отношений не обеспечивают действенной саморегуляции и эффективного развития комплекса.

Специфические особенности сельскохозяйственного производства учитываются при выработке государственной аграрной политики и в системе мер по ее реализации. Для анализа состояния и регулирования развития отрасли используются натуральные и стоимостные, количественные и качественные, абсолютные и относительные показатели:

  1.  продукция сельского хозяйства (представляет собой денежное выражение продукции растениеводства и животноводства по фактическим ценам, являющимся средневзвешенными ценами на товарную и нетоварную части произведенной продукции за календарный год);
  2.  индексы объема продукции сельского хозяйства (рассчитываются в сопоставимых ценах, в процентах к соответствующему году);
  3.  продукция растениеводства (включает стоимость продуктов, полученных из урожая данного года, стоимость выращивания молодых многолетних насаждений и изменение стоимости незавершенного производства от начала к концу года);
  4.  продукция животноводства (включает стоимость выращивания скота, птицы и других животных, производства молока, шерсти, яиц, меда и др.);
  5.  валовой сбор (собранный и оприходованный урожай сельскохозяйственных культур со всей убранной площади как с основных, так и с повторных и междурядных посевов);
  6.  поголовье скота по состоянию на 1 января (устанавливается на основе ежегодных сплошных учетов (переписей) и включает поголовье всех возрастных групп различных видов скота);
  7.  реализация скота и птицы (производство мяса);
  8.  производство молока (фактически надоенное молоко, независимо от того, было оно реализовано или потреблено в хозяйстве);
  9.  средний годовой удой молока на одну корову (приводится в расчете на среднее поголовье коров на начало года и начало каждого отчетного периода);
  10.  производство яиц (их сбор за год от всех видов домашней птицы, включая используемые на инкубацию, выработку яичного порошка и другие цели);
  11.  число прибыльных (убыточных) предприятий;
  12.  себестоимость производства одной тонна продукции в сельскохозяйственных предприятиях.

Сельскохозяйственное производство характеризуется также наличием общей земельной площади, сельскохозяйственных земель (пахотных, земель под постоянными культурами (многолетние насаждения, плодопитомники, хмельники), сенокосных, пастбищных), посевных площадей - на их основе определяется урожайность сельскохозяйственных культур.

Эффективность сельскохозяйственного производства характеризуют показатели: урожайность сельскохозяйственных культур, средний удой молока на одну корову, продуктивность в животноводстве.

Все выделенные показатели даются по всем категориям хозяйств: сельскохозяйственным предприятиям, хозяйствам населения и фермерским хозяйствам. Важным показателем, характеризующим отрасль, является производство основных продуктов сельского хозяйства на душу населения.

2.2. Характеристика агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Агропромышленный  комплекс Беларуси является одним из ведущих секторов народного хозяйства, на долю которого еще несколько лет назад приходилось 44% внутреннего валового продукта, 40% стоимости основных производственных фондов и 39% численности работников.

К началу 90-х годов по производству продукции сельского хозяйства Беларусь занимала одно из первых мест не только в бывшем Советском Союзе, но и среди многих развитых стран Европы. В расчете на душу населения республика производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна – на треть больше, чем страны Евросоюза. По выращиванию картофеля и получению льноволокна  республике принадлежало мировое первенство. Один работник, занятый в сельском хозяйстве, кормил более 20 человек.

Кризис 1991-1996 гг., охвативший экономику Республику Беларусь, сильно повлиял на сельское хозяйство. Многие хозяйства не могли компенсировать даже текущие производственные затраты. Спад производства за этот период по валовой продукции составил 25%, однако был одним из самых небольших среди стран СНГ. Беларуси удалось сохранить лидирующие позиции по производству молока, яиц, картофеля, льна на душу населения в Европе за счет существенного реформирования АПК и интенсификации производства.

В настоящее время сельскохозяйственная продукция и продовольствие составляют примерно 10% общего экспорта по республике. Основная часть (более 85%) реализуется в страны СНГ, в том числе в Россию - почти 80%, другие страны- до 15%. К популярным экспортным товарам отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности относятся молоко и молочные продукты, мясные продукты, мясные изделия, консервы, льноволокно и картофель. Ввозятся в Беларусь преимущественно растительное масло, сахар, пшеница, тропические и субтропические фрукты.

Сельскохозяйственные земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня- 30% общей площади. На душу населения приходится 0,9  га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые  почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.

Более 26% пашни республики в разной степени завалунено и около 8% подвержено эрозии, что отрицательно сказывается на производительной способности пахотных земель. Но несмотря на различия в уровне эффективного плодородия почв, в каждом хозяйстве и районе имеются большие резервы улучшения качества пахотных земель.

Главным достижением АПК Беларуси в 2008 г. стал рекордный урожай зерна - впервые собрано более 9,5 млн. тонн. Таким образом, значительно превышен результат 1987 г., когда в амбарном весе намолот составил 7,8 млн. тонн. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки составил 9,015 млн. тонн против 7,21 млн. тонн в 2007 г. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 25%. Урожайность зерновых в 2008 году достигла 35,2 ц/га против 28,5 ц/га в 2007 г.

Впервые получив такой высокий урожай, республика полностью обеспечила себя фуражным зерном, отказавшись от импортных закупок. Исключение составляют лишь 80 тыс. тонн зерна пшеницы с высоким содержанием клейковины, которая в стране не производится, но крайне необходима в качестве улучшителя для хлебопекарной муки. В ближайшие годы средняя урожайность в Беларуси должна возрасти до 40-45 ц/га, а в крупных хозяйствах - минимум до 50-60 ц/га.

Следует подчеркнуть, что в агропромышленном производстве сегодня достигнуты положительные результаты. Обеспечена устойчивая динамика роста производства, увеличен экспорт. В прошлом году получены рекордные для страны показатели валового сбора и урожайности зерновых, рапса, удоя молока на корову.

Беларусь занимает первое место среди стран СНГ по производству основных видов сельхозпродукции в расчете на душу населения, за исключением зерна. По производству мяса мы сравнялись с Германией. По молоку примерно вдвое превышаем показатели развитых в аграрном отношении стран Европы и США. Очевидны успехи и в социальной сфере села.

Вместе с тем в АПК существует еще много проблем. Главная из них — это низкая рентабельность сельхозпроизводства, что не позволяет обеспечить его расширенное воспроизводство без господдержки. В связи с этим необходимо совершенствовать формы, методы и объемы такой поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, развития аграрных технологий. Важно также обеспечить доступность кредитных ресурсов, развивать товаропроводящую сеть, расширять доступ на рынок всем категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Стимулирование сельхозпроизводства требует поддержки, в том числе на законодательном уровне. Как считает Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, нужен закон, который бы определил правовые, организационные, экономические и социальные основы государственного регулирования АПК и сельских территорий. Какие нововведения должен содержать данный нормативный правовой акт?

Анализ правового регулирования в сфере господдержки сельского хозяйства зарубежных стран показывает, что в большинстве из них она осуществляется в соответствии с национальными законами о сельском хозяйстве, которые постоянно совершенствуются.

По примеру законодательного акта ЕврАзЭС «О государственной поддержке и развитии агропромышленного комплекса» в законе следует закрепить нормы, предусматривающие подготовку государственных и местных территориальных программ в области агропромышленного производства. У нас была программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 — 2005 гг. В разработке находится аналогичная программа на 2011 — 2015 гг. И закрепление такого положения в законе вполне логично.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения необходимость государственного регулирования в аграрной сфере. Общеизвестно, что производство сельскохозяйственной продукции зависит от климатических условий, а это в совокупности с иными причинами делает уязвимой экономику отрасли. В связи с этим государство берет на себя функцию регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. В законе должны быть регламентированы вопросы госрегулирования и финансирования АПК, ценообразования, кредитования, расчетов и страхования, внешнеэкономической деятельности, поддержки аграрной науки и развития социальной сферы села.


3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Цель государственного регулирования АПК - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны. Регулирование АПК осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим. Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в Республике Беларусь являются:

  1.  поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;
  2.  государственный протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  3.  cохранение самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности;
  4.  использование преимущественно экономических методов (финансирование, налогообложение, кредитование, ценообразование, страхование и др.) в системе государственного регулирования;
  5.  воздействие на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка;
  6.  приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного комплекса.

Система государственного регулирования в республике складывается с учетом того, что на сегодняшний день еще не созданы условия для регулирования деятельности аграрного сектора посредством рыночного механизма. Его формирование должно быть эволюционным и, следовательно, охватит длительный промежуток времени. Необходимость поддержания структурных пропорций, межотраслевых и внутриотраслевых связей требует действенного вмешательства государства, при этом расширяет сферу применения административных методов регулирования.

В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и программированию. В планах, прогнозах и программах находят отражение цели, задачи и направления развития агропромышленного комплекса и составляющих его подкомплексов, решение важнейших проблем, основные параметры, характеризующие объемы производимой продукции и т.д.

В задачи планирования и прогнозирования входит определение объемов производимой продукции, используемой на личное потребление населения, производственное потребление, а также продукции, идущей на пополнение резервов и запасов и направляемой на экспорт. Планирование и прогнозирование осуществляются по АПК в целом, а также в территориальном разрезе с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей сферы, по видам сельскохозяйственных производственных кооперативов и фермерским хозяйствам; в разрезе подкомплексов - зернопродуктового, картофелепродуктового, плодоовощеконсервного, свеклосахарного, льняного, масложирового, молочного, мясного, яйцепродуктового, кожевенного. Особо выделяется лесное хозяйство.

Прогнозы развития АПК включаются в годовые прогнозы социально-экономического развития Республики Беларусь как самостоятельный раздел.

Решение важных проблем в развитии АПК осуществляется посредством программирования. Наиболее значимой в настоящее время является Программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, направленная на оздоровление экономики всех звеньев и структур АПК, рационализацию организационной структуры и эффективность взаимоотношений партнеров по агропромышленной деятельности, технико-технологическому переоснащению отрасли.

Цель Программы - создание условий для приоритетного социально-экономического развития села, повышения эффективности работы агропромышленного комплекса.

В качестве важнейших задач, на комплексное решение которых направлена Программа, следует выделить: возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечение условий для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе; обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.

Реализация организационно-экономических мероприятий в АПК должна обеспечить рост производства продукции повышение ее конкурентоспособности, обеспечить продовольственную безопасность страны, она должна содействовать преодолению разобщенности предприятий и товаропроизводителей в вопросах производства и сбыта продукции, объединять их экономические интересы, формировать продуктовые специализированные технологические цепи «производство - переработка - готовая продукция - торговля сбыта (сбыт)», включая и финансовые структуры, материально техническое обеспечение и сервис.

Государственное регулирование аграрного рынка осуществляют Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерство торговли Республики Беларусь, Белорусский концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы и иные уполномоченные государственные органы. Они обеспечивают условия для формирования, развития и эффективного функционирования аграрного рынка, формирования конкурентной среды, способствуют созданию специализированных товарных бирж, оптовых рынков и т.д.

Учитывая специфику функционирования аграрного рынка, государство в целях его стабилизации создает государственные стабилизационные фонды, материальные резервы сельскохозяйственной продукции, формируемые путем проведения закупочных и товарных интервенций. Порядок их формирования и использования определяет Совет Министров Республики Беларусь, проведение интервенций координирует Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Закупочная интервенция - это организованная закупка сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства.

Товарная интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке.

Закупочные и товарные интервенции на аграрном рынке осуществляются через государственных агентов, статус которых присваивается соответствующим организациям Советом Министров Республики Беларусь. Координирует их деятельность Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Поставки для республиканских нужд и закупки скота и птицы осуществляются на основе действующей в Республике Беларусь законодательной и нормативно-правовой базы - Закона Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд», Положения «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» и других. Заказы формируются Министерством экономики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Министерством торговли Республики Беларусь.

Размещение заказов осуществляется на основе Положения о подготовке и проведении тендеров на закупку товаров за счет средств республиканского бюджета соответствующими органами государственного управления. С 1995 г. в республике введен государственный заказ на закупку зерна с предварительным его авансированием.

Следует отметить, что квоты реализации продукции по госзаказу необходимо устанавливать исходя из минимального уровня обеспечения продовольственной безопасности страны, экспортных поставок и создания госрезерва. При этом доходы сельскохозяйственных предприятий от реализации крупного рогатого скота, свиней, молока и зерна в пределах квот государственного заказа должны обеспечивать расширенное воспроизводство.

Важнейшую роль в системе государственного регулирования АПК играют финансирование, кредитование, налоговое регулирование и цены.

Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Основными направлениями централизованного финансирования АПК являются: государственные целевые программы развития АПК; семеноводство; племенное животноводство; мероприятия по воспроизводству и повышению плодородия почв, ведению земельного кадастра, защите сельскохозяйственных растений, поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств; создание запасов материально-технических ресурсов, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; поддержка аграрного рынка и другие.

Источники финансирования АПК - республиканский бюджет; местные бюджеты; целевые бюджетные фонды; местные фонды стабилизации. Особо следует выделить Фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, созданный в 1997 году. Фонд формируется за счет отчислений 1% выручки от реализации продукции, работ, услуг почти всеми предприятиями и организациями республики несельскохозяйственной сферы.

Объемы ежегодного финансирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь после принятия и вступления в силу Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на очередной финансовый год. Целесообразный размер бюджетного субсидирования от расходной части консолидированного бюджета (без социальной сферы) составляет 15%.

Государственная поддержка предусматривает финансирование приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, обеспечивающих стабильное функционирование всех его отраслей. В этих целях в 2005 - 2010 годах намечается приоритетное инвестирование следующих мероприятий (в ценах 2005 года):

  1.   известкование почв - 509,6 млрд. рублей;
  2.   государственные программы: "Мелиорация" - 1302,8 млрд. рублей и "Племдело" - 119,3 млрд. рублей;
  3.   семеноводство - 193,2 млрд. рублей;
  4.   ветеринарные мероприятия, включая содержание государственной ветеринарной сети, - 72 млрд. рублей;
  5.   льготирование кредитов (под бизнес-планы) на реконструкцию молочнотоварных ферм, животноводческих комплексов, птицефабрик и перерабатывающих предприятий, на строительство жилья и приобретение техники - 660 млрд. рублей;
  6.   дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию пропорционально их росту на энергоносители - 1630 млрд. рублей;
  7.   страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы - 60 млрд. рублей;
  8.   снижение цен посредством дотаций на зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставляемые по лизингу, - 1000 млрд. рублей;
  9.   субсидии 60 базовым сельскохозяйственным организациям - 600 млрд. рублей.

Централизованные ресурсы будут выделяться регионам и сельскохозяйственным организациям с учетом объемов производства и реализации продукции, естественных условий хозяйствования. Государственная поддержка будет оказываться, как правило, предприятиям, обеспечивающим высокую окупаемость ресурсов.

Направление средств государственной поддержки на указанные цели позволит создать благоприятные условия для укрепления аграрной экономики, реализовать наиболее экономически выгодные проекты.

Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен.

Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при:

  1.  расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для государственных нужд;
  2.  определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных.

Проблема цен в АПК Республики Беларусь является наиболее острой. Существующее ценообразование не обеспечивает преодоления межотраслевого диспаритета, а действующие закупочные цены не покрывают среднеотраслевых издержек по продукции животноводства. Между тем основным принципом ценообразования в АПК должен быть принцип возмещения затрат на производство продукции и получение доходов, достаточных для осуществления воспроизводственного процесса.

В перспективе в АПК необходимо перейти к гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию, которые должны рассчитываться на основе нормативных затрат на производство установленных налогов и неналоговых платежей, нормативной прибыли, обеспечивающей с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки получение доходов, достаточных для ведения расширенного воспроизводства.

При падении рыночных цен ниже уровня гарантированных государством целесообразно осуществлять на рынке закупочные интервенции или компенсировать товаропроизводителям разницу между рыночной и гарантированной ценой. Перечень видов сельскохозяйственной продукции, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по этим ценам, порядок утверждения гарантированных цен и их применения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов. Участие государства в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется путем выделения бюджетных ссуд, установления льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении льготных процентных ставок за пользование кредитами, предоставления государственных гарантий в погашении кредитов банков, компенсации потерь банков в связи с предоставлением льготных кредитов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Часть средств, направляемых на финансирование сельского хозяйства, может предоставляться на условиях возвратности и платности, в виде бюджетных ссуд для кредитования сезонных сельскохозяйственных работ, проведения закупочных интервенций и для иных целей в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Важной проблемой в кредитовании АПК остается долгосрочное кредитование. Оно связано со спецификой сельскохозяйственного производства, где производственный цикл длится иногда до года и более. Процентные ставки по долгосрочным кредитам не могут быть на уровне ставок, устанавливаемых по кратковременным кредитам. В мировой практике применяется долгосрочное кредитование сельского хозяйства с пониженными процентными ставками за пользование кредитом.

Широкое распространение в республике получил товарный кредит (дизельное топливо, смазочные материалы и т.д.). Для обеспечения обязательств по кредитным договорам применяется залог сельскохозяйственной продукции. Условия залога с участием государства определяет Совет Министров Республики Беларусь. Важно отметить, что система кредитования АПК должна быть тесно увязана с системой кредитования национальной экономики и соответствовать ей.

Как сообщает главное управление экономики министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси, на поддержку сельского хозяйства в 2010 году планируется направить Br2,645 трлн, однако, это только предварительная сумма, поскольку бюджет на следующий год еще не принят. Как таковой фонд поддержки сельхозпроизводителей в следующем году не будет формироваться за счет отчислений предприятий, он будет формироваться за счет республиканского бюджета. Финансирование сельского хозяйства в 2010 году превысит финансирование текущего года. Всего в 2009 году на поддержку сельского хозяйства направлено Br2,5 трлн.

В Республике Беларусь используется режим льготного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Он устанавливается действующим налоговым законодательством. Основная цель льготного налогообложения - защита отечественных производителей.

Широкое применение в регулировании АПК получили лизинг, способствующий более быстрому обновлению техники, и сельскохозяйственное страхование, которое призвано гарантировать финансовую поддержку производителей сельхозпродукции, осуществляющих страхование имущества, урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы от стихийных бедствий и неблагоприятных погодных условий.

Сельскохозяйственное страхование может быть обязательным и добровольным. Виды, условия и порядок обязательного сельскохозяйственного страхования устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и определяются Советом Министров. Средства на уплату 50% страховых взносов по видам обязательного страхования выделяются из республиканского бюджета, а операции по этому виду страхования проводит Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах». В перспективе следует перейти от добровольного к обязательному страхованию агропромышленного производства и образовать специализированную отраслевую агропромышленную страховую компанию. Важным направлением государственного регулирования АПК является инвестиционная деятельность. Меры государственного регулирования в этом направлении должны обеспечить активизацию инвестиционной деятельности, для чего необходимо:

  1.  повысить роль собственных источников формирования инвестиционных ресурсов, которые в общем объеме инвестиций должны составлять не менее 65-70%;
  2.  усилить роль амортизационных отчислений в формировании инвестиционных ресурсов путем использования ускоренной амортизации, свободной амортизации, введения режима специального хранения и расходования амортизационных средств;
  3.  сосредоточить централизованные инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях АПК;
  4.  развивать вторичный рынок ценных бумаг и специализированные финансовые поступления;
  5.  создать ипотечную систему и механизм ее регулирования;
  6.  расширить систему лизинговых операций и т.д.

Таким образом, на наш взгляд, государственное регулирование агропромышленного комплекса является необходимым условием успешного функционирования экономики в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства.

Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государствен тм, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства.

Из данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Агропромышленный  комплекс Беларуси является одним из ведущих секторов народного хозяйства, на долю которого еще несколько лет назад приходилось 44% внутреннего валового продукта, 40% стоимости основных производственных фондов и 39% численности работников.

Главным достижением АПК Беларуси в 2008 г. стал рекордный урожай зерна - впервые собрано более 9,5 млн. тонн. Таким образом, значительно превышен результат 1987 г., когда в амбарном весе намолот составил 7,8 млн. тонн. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки составил 9,015 млн. тонн против 7,21 млн. тонн в 2007 г. Прирост по сравнению с прошлым годом составил 25%. Урожайность зерновых в 2008 году достигла 35,2 ц/га против 28,5 ц/га в 2007 г.

Основными формами государственного регулирования являются: планирование, прогнозирование, финансирование, налогообложение, кредитование, ценообразование, страхование и др.

Характерными чертами успешной реализации мер государственного регулирования способными создать общий экономический эффект и целенаправленно воздействовать на товаропроизводителя, должны стать системность, комплексность, преемственность и непрерывность процесса совершенствования системы нормативно-правового обеспечения аграрной политики и организаций обеспечивающих ее реализацию; продуманность совершенствования, отсутствие экономически необоснованных и скоропалительных решений, а также полное финансовое обеспечение принятых программ.

Сохранение мотиваций в сфере агропромышленного производства, основанных на усилении тотального контроля и принятии мер прямого администрирования на товаропроизводителя может дать экономический эффект только в краткосрочном периоде. Достижение долгосрочного эффекта связано с кардинальными мерами по изменению отношений собственности и сопряженных с ними производственных отношений.

Таким образом, эффективное государственное регулирование будет способствовать успешному развитию агропромышленного комплекса и экономики страны в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Антонова Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С. Организационная структура государственного управления. Курс лекций. Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005. – 215 с.
  2.  Антонова Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления. Курс лекций. Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2005. – 232 с.
  3.  Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. -  М.: Омега-Л. 2004. – 584 с.
  4.  Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 200 с.
  5.  Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАН, 2002.
  6.  Государственное управление: основа теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.1 / Под ред.В.А.Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. И доп. – М.: «Статут», 2002. - 366 с.
  7.  Государственное и муниципальное (административное) управление: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 500 с.
  8.  Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2002.-656с.
  9.  Гусаков В. Г. Основные меры финансово-экономического оздоровления сельскохозяйственных предприятий /Гусаков В.Г.// Весцi Нац. Акадэмii навук Беларусi, - МН, 2004, №1 с. 3-9.
  10.  Закон Республики Беларусь  «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» № 157 – 3 от 17 апреля 1998г.
  11.  Князев С.Н.  Управление: искусство, наука, практика: Учебное пособие/ С.Н.Князев.- Минск.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 2002. – 512 с. (Серия «Современное образование»).
  12.  Князев С.Н. Основы концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Учебное пособие – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 103 с.
  13.  Князев С.Н., Гулякевич А.В. Национальная безопасность Республики Беларусь: Курс лекций / Князев С.Н., Гулякевич А.В.  –  Минск.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 178 с.
  14.  Князев С.Н., Кремень М.А. Термины и понятия в системах управления «человек – человек», «человек – техника»: Справочник. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.- 102 с.
  15.  Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями):  Принята на респ. референдуме 24 нояб.1996 г.: В ред. Решения респ. референдума 17 окт. 2004 г. -  Мн. :  Амалфея, 2004.
  16.  Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь 17.07.2001. №390. – Минск, 2001. – 55с.
  17.  Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. Главное управление экономики АПК (сельское хозяйство)- Т.1, Мн. – 2008.
  18.  Национальная стратегия устойчивого социально - экономического раз- вития Республики Беларусь на период до 2020г./ Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. – Минск.: Юнипак – 200с.
  19.  Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Утверждена Указом Президента Республики Беларусь 12.06.2006 н. № 384. – Минск, «Беларусь», 2006. – 176с. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. 2002. – 775 с.
  20.  Чернобривец, А.О. Безубыточность работы предприятия / А.О. Чернобривец// Экономика, финансы, управление – 2005. - №9 – с. 23-24


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46413. Педагогічні особливості культури офіцера. Військово-педагогічні процеси 112 KB
  Сформувати у курсантів навички пошуку узагальнення критичного аналізу навча1льного матеріалу вміння висувати і захищати свої погляди з питань що розглядаються; Формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; Формувати світогляд курсантів спираючись на національні історичні та військовопатріотичні традиції загальнолюдські цінності; Сприяти розвитку у курсантів почуття свідомої військової дисципліни відповідальності і цілеспрямованості.
46416. Надійність машин і устаткування 1.13 MB
  Причини утворення і розвитку несправностей деталей машин Практично будьяка несправність є наслідком зміни механічних властивостей матеріалу конструктивних розмірів деталей і стану їхньої поверхні. У свою чергу зміна механічних властивостей відбувається внаслідок зміни складу і структури матеріалу деталей. До конструктивних факторів відносяться фактори що були враховані на стадії проектування: конструктивне виконання деталей і складальних одиниць форма величина зазорів і натягів у спряженнях шорсткість і твердість поверхонь і т.;...
46417. Відновлення деталей типу вал(вісь) 264 KB
  Для відновлення нерухомих сполучень, широко розповсюджена елекроконтактне приварювання металевої стрічки (дроту). Перевага – незначний нагрів деталей, зменшення витрат наплавних матеріалів, значне підвищення продуктивності і умов праці.
46418. УСТРОЙСТВО ВВОДА АНАЛОГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 135.5 KB
  В настоящее время персональные компьютеры используют не только как вычислительные средства, но и как универсальные измерительные приборы. КИС на основе персонального компьютера заменяют стандартные измерительные приборы (вольтметры, осциллографы, анализаторы спектра, генераторы и пр.) системой виртуальных приборов. Причем ряд этих приборов может быть активизирован на одном персональном компьютере одновременно.
46419. СЦЕНАРІЙ КОНКУРСНОЇ ПРОГРАМИ «МІС ГІМНАЗІЙНА ВЕСНА» 55 KB
  Доброго дня дорогі друзі ВЕДУЧА. Вас вітає конкурс краси і грації ВЕДУЧА. ВЕДУЧА. А до речі кажуть що наші дівчата – найкрасивіші дівчата в світі До глядачів Це правда ВЕДУЧА.
46420. Визуализация семантического анализа текстов 3.57 MB
  Технологии анализа естественного языка, моделирования когнитивных процессов понимания, языкового взаимодействия и извлечения информации из текстов объединяются общим термином “Компьютерная лингвистика” (вычислительная лингвистика, computational linguistics)
46421. Розрахунок завантажувального пристрою - бункер лопатний 5.07 MB
  Схематичне зображення положення заготовки в направляючих бункера Принцип дії лопатного бункера заснований на тому що заготовки типу болт штуцер і інші перемішуються в полості бункера за допомогою лопатей п’ять штук. Безпосередньо при перемішуванні заготовки які попадають виступаючою частиною в спеціальні пази між направляючими стійками переміщуються по даним стійкам до направляючого лотка за допомогою лопатей.2 зображена схема розташування заготовки між направляючими пазами пристрою.2 видно що відстань між пазами H має бути...