8325

Китайская медицина

Реферат

Медицина и ветеринария

Китайская медицина Традиционная китайская медицина (называемая далее ТКМ) в последнее время признана как весьма эффективная система целительства, в том числе у нас. Даже в широких кругах медицины она теперь полностью признана. ТКМ основывается на ты...

Русский

2013-02-10

98.5 KB

3 чел.

Китайская медицина

Традиционная китайская медицина (называемая далее ТКМ) в последнее время признана как весьма эффективная система целительства, в том числе у нас. Даже в широких кругах медицины она теперь полностью признана. ТКМ основывается на тысячелетней и оправдавшей себя традиции и охватывает много больше, чем просто акупунктура.

Она предлагает: - терапию с иглами и нагревом, акупунктуру и лечение Мокса; - терапию природными веществами - лекарственную терапию; - мануальную терапию - массаж руками Туина; - расслабление и осознание собственного тела путем медитативных дыхательных и двигательных упражнений - медицинский кигон; - расслабление мышц - меридиональная гимнастика; - лечение подходящими питательными средствами и соблюдение жизненного режима - китайское учение о питании.

Западная медицина пытается привнести здоровье извне. Традиционная китайская медицина (сокращенно ТКМ), напротив, хочет помочь вам самим вылечить себя или оставаться здоровым. Она стремится стимулировать внутренние силы оздоровления, присущие каждому человеку. Она может вылечить больного и сохранить здоровье, благополучие и внутреннюю гармонию в течение всей длительной жизни.

Помощь самому себе. Особенностью традиционной китайской медицины является то, что ее методы лечения посторонними и собственными силами составляют единую цельную систему. Посторонние силы - это когда вами занимается врач либо другой специалист традиционной китайской медицины (например, массажист, не являющийся врачом). Собственными силами - это значит, что вы можете сами при возникновении болезни оказать помощь процедурными мероприятиями, назначенными вашим врачом. Или делать то же самое для профилактики, чтобы сохранить свое здоровье.

Акупунктура Что такое акупунктура, сегодня знают многие. Наверное, и вы тоже уже слышали об этом дальневосточном методе лечения укалыванием, тонкой стальной иглой. Вы, конечно, тоже уже знаете, что акупунктура пришла к нам из Китая. В целом традиционная китайская медицина охватывает следующие пять различных методов лечения, которые основываются на одних и тех же теориях и принципах, и акупунктура не является при этом ни в коем случае самой важной. Акупунктура и лечение прижиганиями Лечение извне, причем прижигания могут выполняться и собственными силами

Взгляд на суть вопроса со стороны. Традиционная китайская медицина отличается от западных методов исцеления в следующем: она разработала собственную большую теоретическую базу. В этой теории упоминаются, например, "инь" и " ян", жизненная энергия "ци" и многие другие экзотические понятия. Понятия и теории традиционной китайской медицины, конечно, не соответствуют современным научным критериям. Однако в качестве теоретических моделей они все же остаются и сегодня справедливыми и эффективными так же, как это было всегда - это доказывает мой ежедневный опыт. И они вовсе не являются такими уж "притянутыми за волосы", как это на первый взгляд кажется. Древние китайцы пытались описывать только то, что они видели. Так как современные устройства и методы исследований им не были известны, они должны были объяснять функции жизнедеятельности и человеческий организм другим образом. Поэтому они создали мысленное здание, которое могло наглядно представить взаимодействие сил в природе и в человеческом организме.

Цельное и индивидуальное лечение. При этом большую пользу древним китайцам оказала их отличная способность восприятия действительности. Они создали модель, которая позволяла понять человека как единое целое, как нераздельное единство тела, духа и (ума) души. Поэтому и лечение по ТКМ основывается на принципе цельности. Оно учитывает все три упомянутых аспекта. Кроме того, китайский врач будет всегда назначать вам лечение, ориентированное лично на ваш организм.

«Ци» должно свободно течь. Чтобы пояснить, что означают здоровье и болезнь с точки зрения ТКМ, здесь приводится небольшой пример: Жизненная энергия, согласно теории ТКМ, течет через тело по определенным путям, так называемым "меридианам", чем и обеспечивается выполнение функций тела. Если ваша "ци" течет равномерно и в достаточном количестве, то вы здоровы. В организме сохраняются порядок и гармония. Если свободное течение будет чем-нибудь нарушено, то вы заболеете, так как возникнут беспорядок и дисгармония. Это выразится в недомогании и других телесных признаках (например, в цвете языка), которые точно исследует врач или другой специалист по ТКМ. Но ТКМ наряду с "ци" знает также и другие силы, которые действуют в нашем теле и упорядоченность которых может нарушаться.

Жизненая энергия в равновесии. Целью лечения по ТКМ является восстановление порядка и гармонии: застоявшаяся "ци" должна потечь, а при недостатке "ци" необходимо "пополнение" жизненной энергией. Недомогания и другие признаки не равновесия исчезают. Врач ТКМ знает из опыта многих тысячелетий, как он должен применять методы китайской медицины, чтобы достичь этого. Подходящие лечебные мероприятия он может при этом назначить непосредственно на основе теории, из которой он выведет также и точный результат обследования. Теория и методы исцеления ТКМ образуют очень логичную и цельную медицинскую систему.

Еще китайские врачи Каменного века лечили больных в духе теперешней традиционной китайской медицины: археологи нашли каменные иглы, которые, безусловно, предназначались для лечебных целей. Позднее, в бронзовый и железный век старые иглы были заменены все более тонкими металлическими. Также и лечение прижиганиями лекари применяли для оказания помощи больным уже в очень раннее время. Это относится и к природным веществам, например к растениям, минералам и отдельным частям тела животных. Примерно в пятом веке до нашей эры затем развились обе первые и важнейшие философские школы в китайской культуре: конфуцианство и таоизм. Они имели решающее значение для развития китайской медицины.

Учение Конфуция о морали. Конфуций родился в 552 году до н. э. и жил в политически неспокойное время, когда обычаи и мораль все больше приходили в упадок. Он изучил старые рукописи и на их основе создал свое моральное и социальное учение. В нем он описал правила безупречного образа жизни, как для правителей, так и для народа. Для китайской медицины имело значение учение о пяти стихиях , корни которого в значительной части находятся в конфуцианстве.

ТЯО ТЭ КИН, труд Ляо Цзэ. В резком противоречии с конфуцианством находится таоизм, основателем которого был легендарный Лао-цзэ (предположительно четвертый или третий век до н. э.). Если Конфуций предписывал точные правила для жизни, то Лао-цзэ высказывался в своей философии лишь весьма теоретически. Основным трудом таоизма является знаменитая книга «Тао Тэ Кин». В таоизме речь идет о гармонии между человеком и космосом. Отсюда ведет свое происхождение теория двух начал «инь» и «ян» . До наших дней конфуцианство и таоизм, а также буддизм, который оказал влияние, придя из Индии и Тибета, являются столпами культуры и повседневной жизни Китая. На этом фоне и следует понимать теории и воображаемые модели китайской медицины.

Отцы искусства целительства. В истории китайской медицины было много знаменитых врачей. Они написали ряд классических трудов, которые сохраняют свое значение и до настоящего времени.

Хуан Ти, «желтый «император». Хуан Ти, «Желтый князь» (император), был одним из мифических властителей древнего Китая. Ему приписывается первая известная книга китайской медицины «Хуан Ти Нэй Цзин». Заглавие можно перевести так: «Классический труд Желтого князя по внутренней медицине». Труд был создан между 500 и 300 гг. до нашей эры. «Хуан Ти Нэй Цзин» является основой для последующих классических медицинских книг, т. е. своего рода «библией» по китайской медицине. Теперешнее издание содержит, впрочем, и много нового материала, который был добавлен в течение прошедших лет.

Хуа То - «бог хирургии». Во втором столетии нашей эры жил знаменитый врач Хуа То, которого еще и теперь почитают как «бога хирургии». О нем говорят, что создал эффективное оглушающее средство (наркоз), что позволяло выполнять операции без боли. К сожалению, данных о составе этого средства не сохранилось.

Чжан Чжун Чин - «Гиппократ востока». Современником Хуа То был знаменитый врач Чжан Чжун Чин, который по праву именуется «Гиппократом Востока». Китайская медицина обязана ему важным вкладом в лекарственную терапию. Его основной труд называется «Сян Хань Лунь», классическая книга по заболеваниям, связанным с простудой. Японское учение о целебных растениях, так называемая «Кампо-медицина» («Полевая медицина») в значительных своих частях тоже восходит к этой книге.

Реферат: Медицина Китая (Скачать)

Медицина Китая

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях

опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления

династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих

империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по

медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-

377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более

позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире

трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный

предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую

систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы

китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания,

акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие

приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических

средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной

полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и

специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо,

живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых

операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин

(150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных

болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой

диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до

настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-

199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области

медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца

средних веков.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование

Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей

сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в

которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским

врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

Значительное место в китайской медицине всегда занимала превентивная

медицина. Идея предотвращения болезней стояла в самом начале дошедшего до нас

врачебного наследства Древнего Китая. Так, например, содержанием одного из

диалогов в первой главе книги «Нэй-Цзин» является вопрос о том, как человек

может сохранять свое здоровье. По этой причине гигиенические мероприятия и

борьба с паразитами постоянно играли важную роль в китайской истории. В

период Танской династии (618-907 гг. н.э.) китайским врачам уже было

известно, что проказа является инфекционной болезнью, и больные изолировались

от здоровых людей. Предохранительные прививки против оспы были проведены

впервые не английским врачом Дженнером (1749-1823), как считают на Западе.

Противооспенная прививка была открыта в Китае и впервые использована здесь

приблизительно в одиннадцатом столетии, причем сыворотка, взятая у больных

оспой, вводилась здоровым людям в целях профилактики. Китайская книга «Новая

книга о прививках против оспы» (Чжун-тоу Хин-жу), новаторский труд в области

иммунологии, была известна в XVI веке в некоторых странах Европы и Азии.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины

других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской

науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э -

220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей,

Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир,

Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по

лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в

том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и

французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок

традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать

предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась

дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело

дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоминдановском

правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна

произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова

мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской

медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной

западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху

от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до

н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной

(Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В

период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская

медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:

1.  Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).

2.  Общая медицина (Цзэ-и).

3.  Педиатрия (Хао-фэн-май).

4.  Лечение параличей (Фэн-га).

5.  Гинекология (Фу-гэ).

6.  Офтальмология (Ян-гэ).

7.  Стоматология (Гоу-ци).

8.  Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).

9.  Ортопедия (Чжен-гу).

10.                     Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).

11.                     Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура

(Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных

областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология,

ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей

охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве

врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на

Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти

различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая

впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская

медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в

соответствии с показаниями в различных областях медицины:

1.  Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).

2.  Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).

3.  Банки (Хуа-гуань).

4.  Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).

5.  Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)

(Шуй-лао).

6.  Бальнеотерапия (Ю-фа).

7.  Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).

8.  Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).

9.  Грязи (Ни-лео).

10.                     Лечебная гимнастика (Дао-инь).

11.                     Массаж (Дуй-на).

12.                     Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).

13.                     Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)

(Ни-жи).

14.                     Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение

во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной

западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

1.  Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).

2.  Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-

чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого,

центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу),

а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними

сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу,

интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами

инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.

Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как

результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь

нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как

результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма.

Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает

вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци

(функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные

силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет

профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад,

находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь».

Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К

терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете

его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени

года.

                      Целостный подход к анализу явлений                       

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений

основывается преимущественно на двух факторах:

1.  Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.

2.  Признания целостности взаимоотношения между человеком и

природой.

Человеческое тело как органически единое целое

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела

находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого

органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к

другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо),

включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные сосуды

и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во взаимодействии между

отдельными плотными и по-лыми органами и в обмене между внутренними органами

и другими частями тела.

Так, например, сердце связано через систему каналов с тонким кишечником, оно

ведает* кровеносными сосудами. Ключом к пониманию его состояния является

поверхность языка. Легкие находятся в связи с толстым кишечником, они

отвечают за кожу и волосяной покров тела. Ключом к пониманию их состояния

является нос. Селезенка связана через систему каналов с желудком, она

отвечает за мышцы и конечности. Ключом к пониманию ее состояния является рот.

Печень связана с желчным пузырем, оба ведают сухожилиями. Ключом к пониманию

ее состояния являются глаза. Почки связаны каналами с мочевым пузырем, они

ведают костями. Ключом к пониманию их состояния являются уши.

Отклонения от нормы в работе внутренностей отражаются согласно представлениям

китайской медицины через систему каналов на поверхности тела. С другой

стороны, болезни, проникающие внутрь через поверхность тела, могут

распространяться дальше по канальным сосудам. Наполнительные и полые органы

также могут оказывать воздействие друг на друга через систему каналов.

Учитывая взаимосвязь,китайский врач при установлении причин заболевания

делает на основе оценки состояния так называемых пяти отверстий (язык, нос,

рот, глаза, уши), внешнего вида, цвета лица и пульса заключение об изменениях

внутри организма. Таким образом можно установить, находятся ли внутренние

органы в состоянии опорожнения (Ху) или наполнения (Шиа), сильны и обильны

(Чэн) или слабы (Шуай) ци и кровь, каково соотношение между защитными силами

организма (Чжан) и болезнетворным началом (Хэ) и т.д.

В соответствии с тем же подходом в практике китайской медицины используется

метод лечения «охлаждение печени» (Цин-гань), если пациент жалуется на жжение

в глазах, имеющих покрасневший воспаленный вид. Метод «охлаждения сердца»

(Цин-синь) и «отвода огня тонкого кишечника» (Хэ Сяо-чан-хуо) применяется,

если пациент жалуется на появление пузырьков во рту и на языке. Гриппозную

инфекцию и кашель можно вылечить, способствуя функции «расширения» (Хуань)

легких. При болезнях кожи, фурункулезе и других признаках заболевания на

поверхности тела применяются методы «внутреннего поддержания» (Дуо-ли) и

«внутреннего уничтожения» (Нэй сяо), что также основано на теории

целостности, лежащей в основе китайской медицины, согласно которой внутреннее

состояние и внешний вид человеческого тела образуют нераздельное целое.

Взаимоотношения между человеком и природой

Рассмотренный в предыдущем разделе целостный подход к анализу явлений не

ограничивается только человеком. Для китайской медицины последний является

составной частью окружающей его природы и находится в постоянных

взаимоотношениях с рассматриваемым как единое целое окружающим миром, в живом

обмене с Вселенной. Таким образом, и для традиционной китайской медицины

является само собой разумеющимся, что человек получает все необходимые для

существования предпосылки из окружающей его природы. В книге «Су-вэнь» мы

читаем: «Жизнь человека образована из ци неба и земли и находится под

влиянием четырех времен года». Аналогичную мысль находим в 9-й главе того же

труда: «Небо питает человека пятью ци (воздействие погодных условий), земля

обеспечивает его пятью различными вкусами (речь идет о видах зерновых)».

Продукты питания, необходимый для дыхания воздух человек получает из

окружающей его природы, к условиям которой он должен приспосабливаться в

желании иметь более благоприятные условия жизни. Это относится также к

погодным условиям четырех времен года, которые постоянно учитываются

китайской медициной как возможный исходный пункт заболевания. Так, весеннее

тепло, летняя жара, осенняя прохлада и зимний холод могут вызывать болезни,

вследствие чего они и по настоящее время причисляются в современной китайской

медицине к причинам возникновения болезней. В книге «Лин-шу» находим: «Если

стоит теплая погода, а люди продолжают носить толстую одежду, то поры

открываются и пот выходит наружу... В холодную погоду поры закрываются, влага

не может выйти наружу, она направляется к мочевому пузырю, превращаясь там в

мочу и ци». Здесь описывается процесс естественного приспособления человека к

температуре окружающей среды: при жаре выступает пот, который испаряется,

чтобы адаптировать человека к жаркой погоде. При низкой температуре поры

закрываются, ограничивая выделение пота, происходит выделение жидкости в виде

мочи, температура тела сохраняет свое постоянство. Аналогично человеческий

организм приспосабливается к перемене мест, смене дня и ночи. При нарушении

регуляторного механизма человеческого тела возникают заболевания. В случае

инфекционных болезней и эпидемий также находит свое выражение единство

взаимоотношений между человеком и окружающей природой. В Китае возникает

весной много заболеваний, связанных с воздействием температуры; летом

увеличивается число случаев тепловых ударов, дизентерии, малярии; зимой -

большинство пациентов страдает простудными заболеваниями. Многочисленные

хронические болезни реагируют на неожиданные изменения погодных условий. К

ним относятся болезни ревматического характера (по-китайски Би), астма,

мигрень. На течение других заболеваний оказывает влияние естественная смена

дня и ночи. При некоторых болезнях наступает облегчение в первой половине дня

и ухудшение во второй, при других наоборот.

Китайская медицина постоянно учитывала прошлый человеческий опыт,

свидетельствовавший о том, что благодаря разумному поведению можно избежать

вредных воздействий окружающей среды. Так, например, в книге «Су-вэнь»

содержится следующее предупреждение: «Когда пять инфекционных болезней

достигают наибольшего распространения, можно легко подвергнуться заражению...

человек должен избегать их ядовитого дыхания». В той же книге читаем в 1-й

главе: «Находясь в состоянии слабости, избегай возбуждающего болезнь ветра».

Китайцы уже давно знали о рекомендации врачей, регулярно полоскать рот после

принятия пищи. Им рекомендовали чаще менять одежду, регулярно купаться и

делать предохранительные прививки (например, против оспы). Большое значение

придавалось также сохранению физической подвижности. Уже упоминавшийся нами

врач Хуа-Туо разработал для этой цели специальные гимнастические упражнения,

усовершенствованный вариант которых, известный под названием «Таи-жи-цюань»,

до настоящего времени пользуется популярностью во всем Китае.

Таким образом, и в этом случае принимаются во внимание оба полюса

диалектических отношений в системе «человек-окружающая среда». Китайца

приучали приспосабливаться к природе, но ему разъясняли также и необходимость

повышения сопротивляемости собственного организма. Кроме того, классики

медицины учили его изменять окружающую среду в собственных интересах. Все это

входит важными составными элементами в традиционную китайскую медицину.

        Диалектическая диагностика в зависимости от синдромов и лечение         

Диагностика в зависимости от синдромов (Биень-чжэн) и связанное с ней лечение

являются особенностями китайской медицины. Заболевание анализируется с

помощью диалектической диагностики, выделяется из числа других заболеваний

путем дифференциального диагностирования и классифицируется в соответствии с

то симптомами. Для этого китайская медицина использует многочисленные твердо

установленные синдромы. В тесном сочетании с этими диагнозами находится

применяемая в китайской медицине терапия, причем синдром и метод лечения

должны подходить друг другу, как ключ к замку. Тем самым диагностика в

зависимости от синдромов является предпосылкой эффективности лечения,

безразлично идет ли речь при этом о назначении медикаментов, массаже,

применении «мокса», банках, акупунктуре и т.п. Эта терапия имеет целью, как и

в западной медицине, излечение больного. Однако одновременно она служит с

диалектической гибкостью для контроля диагностики. Т.е. если она окажется

безуспешной, врач должен пересмотреть свой диагноз. Более того, лишь если до

начала лечения была проведена диалектическая диагностика по методу китайской

медицины, которая привела к установленному синдрому, можно вообще вести речь

о рациональном применении китайской медицины.

Особенность диалектической диагностики и терапии состоит в том, что в данном

случае не применяется просто симптоматическое лечение, а с другой стороны, не

требуется (как в современной западной медицине) полного опознания болезни,

чтобы использовать затем для ее лечения одномерный целенаправленный метод.

Китайская медицина исходит из того, что различным стадиям болезни

соответствуют различные симптомы и что различные болезни могут иметь на

разных стадиях схожие симптомы. Поэтому для свойственной китайской медицине

терапии характерны два совершенно различных подхода:

1.  Применение различных методов лечения одного и того же заболевания.

2.  Применение одного и того же метода лечения при различных заболеваниях.

Синдромы, свойственные китайской диагностике («чжэн» из понятия «Биень-чжэн»,

означающий «симптом заболевания»), включают в основном следующие элементы:

1.  Обобщенную оценку причины возникновения болезни.

2.  Установление локализации болезни.

3.  Характерные признаки болезни.

4.  Оценку противоборства между вызвавшим болезнь нарушением (Хэ) и

сопротивляемостью организма (Чжэн) пациента.

Рассмотрим в качестве примера дизентерию, для которой характерно наличие

различных стадий течения и симптомов. Вначале возникают боли в животе,

сопровождающиеся поносом с кровью и слизью. Позднее при дальнейшем развитии

болезни могут возникнуть симптомы синдрома ци-фэнь и синдрома фэнь крови,

сопровождающиеся попеременным жаром и ознобом при малой или значительной

влажности. В данном случае китайская медицина использует на различных стадиях

заболевания в зависимости от симптоматики различные методы лечения. Такой

подход соответствует принципу применения «при одной и той же болезни

различных методов лечения».

Другой пример. При воспалении почек (нефрит) с нарушением функции сердца

могут возникнуть отеки, может появиться симптоматика учения ян согласно

теории китайской медицины. В этом случае применяется терапия, включающая

следующие элементы:

1.  Согревание ян (Бэнь-ян)

2.  Способствование процессу испарения (Хуа-ци)

3.  Способствование выделению воды (Ли-шуй).

Эти три элемента образуют единый метод лечения. Они совместно воздействуют

как на воспаление почек, так и на ослабление сердца. Таким образом, в данном

случае два различных болезненных состояния, воспаление почек и сердечная

недостаточность, подвергаются одной и той же терапии, что соответствует

принципу китайской медицины «лечить различные нарушения одинаковыми

методами». Необходимо при этом отметить, что диалектическая диагностика

китайской медицины не во всех случаях оказывается достаточной для

установления полного диагноза заболевания в соответствии с представлениями

современной медицины. Она должна поэтому сочетаться с точными, объективными и

количественными способами диагностики современной западной медицины во

избежание ошибок в лечении и нанесения ущерба здоровью пациентов.

Теория китайской медицины занимается физиологией человеческого организма, его

патологией (возникновение заболеваний и их причины), методами врачебного

исследования, диалектической диагностикой, терапией и профилактикой

заболеваний. и вопросам научно-теоретического разграничения китайской

медицины и современной западной медицины.

Китайская медицина обращается сначала к основным принципам, потом к технике,

так как правила - окончательные выводы из основных положений. Ней Кинг

объясняет: "Если хотят лечить болезнь, нужно сначала узнать причину". Это

предписание - одно из основных положений дальневосточной медицины. Отсюда для

постановки диагноза необходимо исследовать этиологию, которая предпологает не

только социологию, но и терапевтические правила. Терапевтические правила

китайской медицины крайне многосторонни и различны. Но самое важное состоит в

том, чтобы подробности практики сопоставить с правилами и последовательно

согласовать. Во времена Ней Кинга профилактика состояла в том: "заранее лечить,

чтобы болезнь не прогрессировала". После династии Рани - профилактика

прогрессировала в виде: телесные упражнения, духовное занятие, предупреждение

болезни, тренировка против патогенного климатических энергий.

    Современная китайская профилактика состоит, прежде всего, в том, чтобы

развить понятие Ней Кинга: "Человек состоит в отношениях с небом и землей". Это

значит, что  для профилактики очень важно решить следующие проблемы:

приспосабливание человека к естественным внешним процессам и духовная забота о

человеке. Это приводит Нея Кинга к следующему выводу: "Если основная энергия

человека сильная и уравновешенная, то патогенная биоклиматическая энергия его

не может атаковать".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63260. Християнська церква 27.44 KB
  Що спільного було в політиці Діоклетіана і Константина У яких сферах суспільного життя Константин проводив політику що відрізнялася від політики Діоклетіана Порівняйте системи управління що існували в Римській імперії принципат і домінат.
63261. Падіння Західної Римської імперії 27.25 KB
  Мета: дати уявлення про варварські племена Велике переселення народів падіння Риму й утворення варварських королівств на території імперії; зясувати причини розпаду Римської імперії; ознайомити учнів з останніми десятиліттями існування Західної Римської імперії...
63262. Урок узагальнення з теми «Пізня Римська імперія» 20.76 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час вторгнення варварів реформ Діоклетіана і Константина прийняття християнства як державної релігії Римської імперії вторгнення гунів дати поділу Римської імперії на Західну і Східну падіння Західної...
63264. Слов’яни напередодні Великого переселення народів 31.24 KB
  Мета: ознайомити учнів із джерелами з історії словян, сформувати уявлення про суспільне, господарське життя і духовний світ давніх словян, розглянути різні наукові підходи до визначення прабатьківщини словян.
63265. Сусіди давніх слов’ян 33.53 KB
  Мета: розглянути господарське, суспільне та духовне життя міст-держав північного Причорноморя в римський період їхньої історії; ознайомитися з особливостями історичного розвитку сусідів словян та простежити, який вплив мали словяни та їхні сусіди один на одного.
63266. Слов’яни під час Великого переселення народів 21.63 KB
  Мета. Показати напрямки розселення словян, розглянути різні наукові підходи до визначення витоків українського народу. Очікувані результати. Після цього уроку учні зможуть: називати час Великого переселення народів, вторгнення готів, гунів, народи, що населяли територію України...
63267. Урок узагальнення з теми «Давні слов’яни та їхні сусіди» 18.19 KB
  Мета. систематизувати та узагальнити знання, здобуті учнями впродовж вивчення теми, удосконалити навички роботи в групі, надати учням можливість висловлювати власне ставлення до проблем, що розглядаються.
63268. Оцінювання навчальних досягнень учнів із тем «Пізня Римська імперія» та «Давні слов’яни та їхні сусіди» 20.37 KB
  Мета: оцінити навчальні досягнення учнів за результатами вивчення тем шляхом проведення гри «Брейн-ринг», підвищити пізнавальну активність шестикласників у вивченні історії стародавнього світу.