83251

Классификация жилых домов по градостроительной ситуации, виды жилой застройки

Доклад

Архитектура, проектирование и строительство

Периметральная застройка составляется из протяженных жилых домов любого типа: многосекционных коридорных галерейных блокированных рис. Однако периметральная застройка может охватывать и участок значительного размера.

Русский

2015-03-12

29.65 KB

3 чел.

Классификация жилых домов по градостроительной ситуации,

Виды жилой застройки

Жилая застройка проектируется и осуществляется в самых различных природно-климатических и градостроительных условиях, и это отражается на ее пространственной организации, на выборе типов , домов и композиционных приемов. Можно выделить несколько основных видов застройки, отличающихся по характеру образуемых пространств и по рисунку план. Они встречаются в проектной практике для самых различных населенных мест: от крупного города до села.

Периметральная застройка составляется из протяженных жилых домов любого типа: многосекционных, коридорных, галерейных, блокированных (рис. 6). Для нее характерно образование дворового пространства в группе домов, полностью замкнутого или частично раскрытого. Минимальные размеры двора устанавливают с учетом инсоляционных разрывов между домами, стоящими напротив друг друга (СНиП 2.07.01—89). Однако периметральная застройка может охватывать и участок значительного размера. Предшественник современной периметральной застройки—традиционный городской квартал, определявший планировочную структуру всех исторически сложившихся городов. На рубеже XIX—XX вв. и позже квартальная планировка и возникающая вместе с ней сплошная фронтальная застройка улиц (улицы-коридоры) подверглись резкой критике в новых градостроительных концепциях («город-сад», дезурбанизм, социалистический город в проектах И. Леонидова и Н. Милютина, Афинская хартия). Однако в 70-е годы жилой квартал, более свободный, чем исторические прототипы, озелененный и благо-

устроенный вновь стал элементом градостроительных планов, причем не только в зонах реконструкции, но и на свободных территориях. Возрождается и традиционная улица.

Строчная застройка возникла как альтернатива старым городским кварталам и долгое время считалась символом современного градостроительства, принципы которого были изложены, в частности, в Афинской хартии. В советских городах получила массовое распространение с 20-х годов и применяется до сих пор. За рубежом была характерна главным образом до 70-х годов. Строчная застройка в отличие от периметральной открыта для аэрации территории, пронизана зеленью (рис. 7). Однако из-за того, что жилые здания располагаются преимущественно торцом к магистралям и улицам защита территорий от транспортных шумов оказывается недостаточной. Массовое применение строчной застройки стало кроме того одной из причин потери индивидуального облика городов, утраты улиц как архитектурно-планировочных элементов, однообразия пространств и перерасхода территорий. В настоящее время строчная застройка заметно уплотняется, трансформируется в более замкнутые планировочные образования. В ее формировании так же, как и в предыдущем случае участвуют дома разных типов.

Групповая застройка в отечественной практике возникла в 70-х годах, в период укрупнения микрорайонных территорий, когда периметральная застройка уже не могла дать необходимой плотности. При этом приеме протяженные жилые дома группируются в виде разнообразных геометрических фигур, образующих дворы различной формы и глубины, часто в сочетании с односекционными домами большей этажности. Такие группы, одинаковые или несколько отличающиеся друг от друга, размещенные вдоль красных линий микрорайонов, представляют значительные по протяженности, самостоятельные ансамбли (рис. 8).

«Сетчатая» застройка компонуется на геометрической сетке разного рисунка (прямоугольной, треугольной, многоугольной). Для ее формирования используются многоквартирные жилые дома от одного до четырех этажей блокированного, секционного, коридорного, галерейного или смешанного типов. Внутренние дворы служат рекреацией для группы квартир.

«Ковровая» застройка образуется из одно-двухэтажных блок-квартир с внутренними двориками. В тех случаях, когда блок-квартиры имеют правильную геометрическую форму (например Г-образные блок-квартиры) «ковровая» застройка напоминает «сетчатую» (рис. 9, 10).

Однако «ковровая» застройка всегда сохраняет свой существенный признак — внутренний двор принадлежит одной квартире. В практике можно найти немало примеров использования сложных по конфигурации исходных блок-квартир, что освобождает рисунок плана от строгой геометричности и сообщает ему больше свободы и живописности.

Таковы основные и наиболее распространенные виды застройки, различающиеся по типологическому при-

знаку. Кроме них можно назвать еще несколько.

Для сельских населенных пунктов и малых городов характерна усадебная застройка. Сегодня она особенно актуальна в связи с программой развития сел и поощрения жителей к ведению развитого подсобного хозяйства. В основе ее дом усадебного типа (рис. И).

Для заполнения небольших свободных участков и замены ветхих зданий в зонах реконструкции используют дома-«вставки». Застройка ими ведется выборочно, что позволяет полнее сохранить облик ценной городской среды и архитектурно-историческое наследие (рис. 12).

При освоении участков с большим уклоном предпочтение нередко от-

дается застройке из террасных домов, что позволяет использовать территории, относящиеся к категории неудобных (рис. 13).

Одной из современных форм ведения жилищного строительства являются многофункциональные комплексы. Они основаны на интеграции жилья с различными учреждениями и применяются как при реконструкции центральных районов, так и на периферии города

Среди других важных характеристик застройки следует назвать размещение жилых зданий относительно пешеходно - транспортных коммуникаций, учреждений обслуживания, зон отдыха и других элементов селитебной зоны. Оно регулируется специальными нормами. Так, например, жилые здания должны располагаться с отступом от красной линии магистральных улиц не менее 6 м. Радиус доступности остановок общественного транспорта не должен превышать 500 м. Расстояние до школ должно быть в пределах 500 м, а до детских садов—300 м.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55430. Методика организации коррекционной работы в старших классах общеобразовательной школы 73 KB
  Коррекция ЗУН –- способ преодоления неуспеваемости учащихся Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя преподавание и ученика учение.
55431. «Project Studio Сила» Версия 2.0 11.89 MB
  Производит автоматическую генерацию отчетов распределительной и питающей сети. Сначала происходит открытие схемы распределительной и питающей сети в предварительном окне, где она может быть просмотрена. Далее, есть возможность перенести схемы сетей в чертежи AutoCAD-а.
55432. Роль прокаріотів в природі і житті людини 68 KB
  Мета: Розкрити роль дробянок у природі, значення бактерій у розкладанні органічних речовин, показати значення бактерій в медицині, сільському господарстві; розвивати вміння працювати з текстом підручника, малюнками, додатковою літературою, схемами;...
55433. ПРОПИСЬ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 1.75 MB
  ПРОПИСЬ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ Художники: А. Спешим успокоить вас обыденностью этого явления поэтому мы не будем обсуждать психофизиологические особенности леворуких детей так как по этой проблеме можно найти достаточное количество медицинской и педагогической литературы. Постараемся в доступной форме в четкой и строгой последовательности вместе с вами преодолеть трудности обучения навыкам письма детейлевшей перед поступлением в школу ошибки в написании слов отвратительный почерк неуверенность ребенка перед письмом и т. Праздник начала...
55434. Пропорції та пропорційні величини 128 KB
  Мета. Закріпити та скорегувати знання учнів про пропорції та пропорційні величини. Працювати над виробленням вмінь та навичок розв’язування стандартних задач. Розвивати уяву, абстрактно-логічне мислення. Виховувати працьовитість, почуття гумору, інтерес до вивчення математики.
55435. Відношення і пропорції. Розв’язування задач 4.86 MB
  Мета: освітня: закріпити свідоме розуміння правил знаходження невідомого члена пропорції пропорційної залежності при розв’язуванні задач практичного змісту повторити вивчені способи усних обчислень ввести поняття прямо пропорційні величини і обернено пропорційні величини;...
55436. Решение задач с помощью пропорций 123 KB
  Обучающая: научить учащихся правильно определять тип пропорциональной зависимости, описанный в задаче, правильно составлять краткую запись к задаче, пропорцию, правильно уметь оценить полученный ответ
55437. ВМІННЯ ПРОЩАТИ 43 KB
  Завдання Обери колір пелюстки і дай відповідь на запитання Що таке любов Що означає любити Бога Кого може любити людина Що таке жертовність З якими чеснотами повязана любов У чому проявилася любов Бога до людей Якою є найбільша любов ...
55438. Паралельність прямих і площин у просторі 59.5 KB
  Інтерактивна гра: Незакінчене речення Властивості основних геометричних фігур виражаються Основними фігурами стереометрії є Якщо дві прямі не мають спільних точок і не лежать на одній площині то вони Через дві мимобіжні прямі можна провести площину...