83254

Личностные профессионально значимые качества педагога

Доклад

Педагогика и дидактика

Социально-нравственная профессионально-педагогическая и познавательная направленность занимает ведущее место в структуре личности педагога. В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности.

Русский

2015-03-12

34.95 KB

0 чел.

Личностные профессионально значимые качества педагога

К личности педагога предъявляются большие требования. По мнению Я. А. Коменского, учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни. Такой учитель составляет гордость школы и се учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность, выше которой нет другой под солнцем.

Совокупность профессионально необходимых качеств и других особенностей учителя определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

В. А. Сластениным выделены профессиональные требования к педагогу, которые объединены в профессиограмме в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Социально-нравственная, профессионально-педагогическая и познавательная направленность занимает ведущее место в структуре личности педагога. Социально-нравственная направленность выражается в нравственных потребностях, моральных ценностных ориентациях, чувстве общественного долга и гражданской ответственности. Она лежит в основе социальной активности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает (В. А. Сластенин).

В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является той основой, вокруг которой формируются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессионально-педагогическая направленность - система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности педагога, побуждающих его к утверждению в педагогической деятельности и профессиональном общении.

Структура профессионально-педагогической направленности содержит: направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Профессионально-педагогическая направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой такой направленности является интерес к профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди личностных качеств педагога особое место занимает педагогический долг, самоотверженность и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, педагог всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в пей нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность, справедливость, такт.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях, любовь к своему предмету. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Современный педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподаст, знать се возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

В. А. Сластенин, обобщая содержание направленности педагога, выделяет основные качества его личности: высокая гражданская активность и социальная ответственность; любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, индивидуальный стиль педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная компетентность.

Готовность педагога выполнять профессиональные задачи деятельности в соответствии с полученным образованием - это важнейшая составляющая его компетентности. Понятие "компетенция" определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. В структуру компетенций педагога входят три составляющие - когнитивная (знание и понимание),деятельностная (практическое и оперативное применение знаний) и ценностная (ценности как органическая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Педагог должен владеть определенными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным. Педагогические умения подразделяются на несколько групп в зависимости от функций педагогической деятельности. Например, при проектировании содержания он должен уметь адаптировать учебный материал, учитывая возможности учащихся при его усвоении, обладать способностью к предвидению типичных затруднений школьников на уроке, уметь варьировать формы и методы объяснения нового материала.

Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма и компетентности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4202. Стратегія управління стресом 183.5 KB
  Вступ Переважна більшість людей в сучасному суспільстві знаходиться під впливом стресу, бо у часи науково-технічної революції, в які ми живемо, посилюється психічна діяльність людей. Це пов’язано з необхідністю засвоєння і переробки великого об...
4203. НЛП та управління колективом 169.5 KB
  Вступ Актуальність теми. Темою даної курсової роботи є застосування в управлінській діяльності нейролінгвістичного програмування. Розроблене в середині минулого сторіччя, НЛП зараз є однією із найактуальніших методик психотерапії та психологічного в...
4204. Структура таблицы и основные типы данных. Абсолютная и относительные ссылки 91.12 KB
  Структура таблицы и основные типы данных. Абсолютная и относительные ссылки. Цель: рассмотреть основные параметры рабочего листа вводить текстовые,числовые данные и формулы в таблицу редактировать и форматировать данные...
4205. Дослідження вхідних і вихідних характеристик транзисторів 179 KB
  Дослідження вхідних і вихідних характеристик транзисторів Мета роботи: отримання експериментальним шляхом вхідних і вихідних характеристик транзисторів, отримання навичок роботи з довідковою літературою. Схема дослідження характеристик тр...
4206. Условная функция. Использование диапазона клеток с применением статических функций 162.52 KB
  Условная функция Цель: Научится: Пользоваться диапазоном клеток и стандартными статическими функциями. Использовать логические функции. Создавать сложные формулы. Работать с несколькими листами. Составлять логические выражения. Ход работы Используя...
4207. Електробезпека. Основні причини та особливості електротравм 226.5 KB
  Електробезпека. Основні причини та особливості електротравм. Електробезпека — система організаційних і технічних заходів та засобів, що забезпечують захист людей від шкідливої і небезпечної дії електричного струму, електричної дуги, електричног...
4208. Надання першої допомоги при ураженні електричним струмом 160 KB
  Надання першої допомоги при ураженні електричним струмом Людина, яка надає першу долікарську допомогу, повинна знати: характерні ознаки порушення функцій організму потерпілого загальні принципи надання першої долікарської допомоги при отриманих ушк...
4210. ФСП НТУУ КПІ з позиції концепції управління за цілями 276.5 KB
  Вступ Метою даної роботи є аналіз діяльності ФСП НТУУ КПІ з позиції концепції управління за цілями. Спираючись на мету, я виділила наступні завдання для вирішення у даній роботі: --встановити основні положення концепції управління за цілями, її ет...