83262

Задача моделирования предпочтений ЛПР

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Задача моделирования предпочтений ЛПР Изучение моделирования предпочтений имеет большое значение для разработки управленческого решения так как принятие правильных решений это область управленческого искусства.

Русский

2015-03-12

18.02 KB

2 чел.

Работу выполнила студентка 3 курса

Группы 1ИТСб-00-31оп

Самсонова И.С.

Задача моделирования предпочтений ЛПР

Изучение моделирования предпочтений имеет большое значение для разработки управленческого решения, так как принятие правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни.

Теоретически предпочтения можно выявлять и измерять:

  1.  По результатам операции. Например, результаты y(a,s) для каждой из альтернатив получены. Тогда для выбора наилучшей альтернативы необходимо вначале измерить с помощью функции выбора и (y(a,s)) степень предпочтительности результатов, а затем — решить задачу оптимизации полезности.
  2.   На множестве элементов произвольной природы.

Для того чтобы абстрагироваться от качества объектов, на множестве которых выявляют предпочтения ЛПР, и сосредоточиться на сущности самой задачи моделирования предпочтений, вводят понятие некоего абстрактного множества сравниваемых объектов. Поскольку элементы множества будут предъявляться ЛПР для сравнения по предпочтению, этому множеству присвоено специальное название — множество предъявления.

Вербальная постановка задачи моделирования предпочтений задается следующими высказываниями:

Дано: Описание цели операции, условий ее проведения, сведения о значениях основных факторов, определяющих предпочтения ЛПР, об особенностях личности ЛПР и т.п., «множество предъявления»

Требуется: Найти функцию выбора, упорядочивающую элементы «множества предъявления» в соответствии с предпочтениями ЛПР.

Проанализируем задачу. Прежде всего заметим, что существительное «предпочтение» происходит от глагола «предпочесть», то есть признать преимущество перед кем-нибудь или чем-нибудь, признать одно лучшим по сравнению с другим. Предпочтение — это выражение субъективного отношения кого-то к представленным ему на выбор объектам. Например, известно, что братья Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы (первый — на посту градоначальника, а второй — в период основания известной картинной галереи в Москве) своим девизом считали слова: «Выгода — превыше всего, но честь — дороже выгоды!». В то же время указанная «определенность» отношения индивида к выбору среди альтернатив диктуется не только тем, что его выражает определенное лицо.   Предпочтение — это вполне субъективное мнение конкретного человека, выраженное для вполне определенной цели и во вполне объективных условиях.   

ЛПР может сравнить между собой любые два элемента и из множества предъявления D, и при сравнении двух указанных произвольных элементов для ЛПР имеет место всегда один из трех альтернативных вариантов суждения:

а) элемент предпочтительнее элемента

б) оба предъявленных элемента одинаково предпочтительны;

в) элемент предпочтительнее элемента

Случаи а) и в) означают, что если многократно предъявлять эти элементы ЛПР, то его выбор среди них будет всегда однозначен (только первый — в случае а и только второй — в случае при многократном предъявлении элементов в случае б) ЛПР всегда отвечает, что выбор одного из этих элементов ему безразличен. Других вариантов суждения (например, «я не могу ничего сказать» или «я не знаю») не должно быть. Если это так, то говорят, что предпочтения ЛПР обладают свойством полноты.

Способы выявления предпочтений: сортировка, попарное сравнение, ранжирование и частично — балльное оценивание, а также попарные сравнения с градациями. Каждый из перечисленных способов обладает определенными, свойственными ему характеристиками качества, в частности, такими, как точность, надежность, оперативность, сложность получения и др.  

Подробнее я бы хотела рассмотреть сортировку и разобрать ее на конкретном примере. Используя сортировку, ЛПР должно разделить элементы множества предъявления на некоторые предложенные классы. Например, множество возможных сценариев развития некоего конфликта отнести к классам «благоприятные» (конфликт быстро угаснет) и «неблагоприятные» (перманентный конфликт). Сортировка требует от ЛПР незначительной сосредоточенности, но высокой профессиональной подготовленности, так как объекты сравниваются по целой совокупности свойств. Поэтому оценки могут оказаться не вполне надежными. Сортировка дает результаты в номинальной (классификационной) шкале.

Разберем пример: ЛНП - начальник (механик-бригадир) поезда, во время поездки является лицом, принимающим самые важные и ответственные решения. Все внештатные ситуации в пути следования решаются только с его ведома и под его полную ответственность. Одной из типичных внештатных ситуаций на железной дороге, во время пути следования, является выявление проводниками пассажирских вагонов ошибок в оформлении проездных документов у потенциальных пассажиров. В таком случае, согласно регламенту, пассажир имеет право следовать по билету, в котором допущена одна ошибка (цифра) в паспортных данных и одна ошибка (буква) в фамилии, имени, отчестве.

Я была свидетелем случая, когда женщина воспользовавшись электронной регистрацией, допустила ошибку - переставила местами имя и отчество своего ребенка (вместо Ивана Анатольевича было Анатолий Иванович). И ей конечно же отказали в посадке. Она проследовала к ЛНП, который отправил ее в кассу ЖД вокзала обменивать билет. Но так как станция, на которой производилась посадка, была промежуточной и стоянка составляла не более 10 минут, женщина с ребенком опоздали на поезд. Правда, через 4 часа, они нагнали поезд и возник большой конфликт между пассажиркой и работниками поездной бригады: пассажирка была уверена, что они имели право ехать на поезде даже с ошибкой в билете, но для этого должен был быть составлен соответствующий акт начальником поезда (ЛПР). К сожалению, она владела устаревшей информацией. В итоге, на начальника поезда, от лица этой пассажирки поступила жалоба в резерв и на горячую линию РЖД, что повлекло за собой долгое разбирательство этого конфликта. Таким образом, мы имеем ситуацию развития некоего конфликта, который относится к классу «неблагоприятных».

Но данная ситуация могла бы иметь другой исход. У ЛПР было два возможных сценария развития конфликта (два предпочтения). Первый из класса «благоприятные» (конфликт быстро угаснет) состоял в том, чтобы не смотря на установленные правила, допустить пассажирку до посадки и избежать полностью конфликтной ситуации. Но в этом случае, он полностью бы нёс ответственность перед любой проверкой ФПК или ревизорами, за пассажира, считающегося безбилетным. А это грозило бы начальнику поезда штрафом, лишением премии и, возможно даже, смещением с должности ЛНП до старшего проводника. Второй же из класса «неблагоприятные» (перманентный конфликт) и имел место быть.

В связи с этим становится понятным смысл еще одной из аксиом ТПР: «Не бывает наилучших решений вообще. Каждое решение может считаться наилучшим только для конкретной задачи, только в конкретных условиях и только для конкретного ЛПР».

  

 

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26489. Бланки документов и их оформление 49 KB
  Бланк стандартный лист бумаги на котором заранее воспроизводится информация об организации авторе от имени которого издается документ. Для организации ее структурного подразделения должностного лица устанавливают следующие виды бланков документов: общий бланк; бланк письма; бланк конкретного вида документа кроме письма. Реквизиты общего бланка документа: герб для организаций имеющих на это право; эмблема организации при наличии герба не проставляется; наименование вышестоящей организации если она имеется; наименование...
26490. ОТВЕТЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ 10 КЛАССА ПРОФИЛЬНОГО КУРСА «ОФИСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» 34.5 KB
  При адресовании документа должностному лицу инициалы указываются перед фамилией. При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию получателя затем почтовый адрес. При подписании документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одна под другой в последовательности соответствующей занимаемой должности. При подписании документа несколькими лицами равных должностей их подписи располагают на одном уровне.
26491. Многокритериальные задачи принятия решения 18.13 KB
  Смысл обоих подходов состоит в том что один из критериев оценки альтернатив переводится в ограничение. В ряде случаев можно использовать отношение двух указанных критериев. Третий подход к синтезу критериев стоимости и эффективности приводит к построению паретовского множества. Парето развивая исследования эджварда ввел в экономику понятия оптимальности для случая нескольких критериев.
26492. Принятие решений в задачах с детерминированными целочисленными параметрами 24.47 KB
  Первая категория задачи с неделимостями. Вторая категория комбинаторные задачи. задачи теории расписаний упорядочение планирование согласование. Третья категория задачи сводящиеся к задачам дискретного программирования.
26493. Основные понятия теории расписаний 29.8 KB
  Задачи теории расписаний делятся на детерминированные и стохастические. К детерминированным задачам теории расписаний относятся задачи упорядочения планирования и согласования. В этом случае задачи детерминированного календарного планирования сводятся к задачам упорядочения. В некоторых классификациях к задачам теории расписания могут быть отнесены например задачи распределения в которых множество работ с заданными временными характеристиками необходимо распределить по приборам у которых заранее установлены параметры производительности.
26494. Применение метода динамического программирования в задачах принятия решений 26.55 KB
  Концептуально динамическое программирование применяется для анализа систем которые характеризуются следующими признаками: процесс функционирования системы включает последовательные этапы текущие этапы i конечный этап m. предполагается что для системы выполняется принцип отсутствия последействия. Суть этого принципа заключается в том что состояние Si зависит только от состояния системы на предыдущем этапе то есть на Si1 а так же зависит от управляющего воздействия Ui. И не зависит от предыдущих состояний системы и предыдущих...
26495. Основные типы вероятностных задач и критериев оценки решения 30.14 KB
  Например допустим рассматривается детерминированная система на вход которой через равные промежутки времени Т1 поступают работы.ожидания времени простоя на стоимость 1ой единицы времени их работы зарплата отнесенная к суммарному фонду рабочего времени. 2 Математический аппарат используемый при разработке модели ПР Для конструирования вероятностных моделей ПР примем аппарат случайных процессов: Процесс называется случайным если для каждого момента времени его состояние представляет собой случайную величину. Если переходы между...
26496. Применение теории массового обслуживания в задачах принятия решений 22.61 KB
  Характеристика дисциплин обслуживания заявок. Основные задачи теории массового обслуживания состоят в следующем: вопервых в определении законов распределения количества заявок в очереди на обслуживание вовторых оптимизация пропускной способности обслуживающих приборов втретьих определение рациональных дисциплин выбора заявок из очереди. Таким образом СМО это концептуальная модель основными элементами которой являются источники заявок содержание заявки обслуживающие приборы очередь заявок дисциплина обслуживания заявок.
26497. Марковские модели принятия решений 2.13 MB
  Системному аналитику или управляющему алгоритму предоставлено право выбора одной из общих стратегий Z. И каждая из этих стратегий соответствует матрицам переходных вероятностей Rij где элементы матрицы задают вероятность перехода из состояния i в котором находилась система в момент времени tn1 в состояние j в следующий момент времени. Необходимо для каждого из моментов принятия решений выбрать такую последовательность общих стратегий Z которая будет обеспечивать максимальный суммарный выигрыш от функционирования системы за N этапов. Если...