83262

Задача моделирования предпочтений ЛПР

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Задача моделирования предпочтений ЛПР Изучение моделирования предпочтений имеет большое значение для разработки управленческого решения так как принятие правильных решений это область управленческого искусства.

Русский

2015-03-12

18.02 KB

2 чел.

Работу выполнила студентка 3 курса

Группы 1ИТСб-00-31оп

Самсонова И.С.

Задача моделирования предпочтений ЛПР

Изучение моделирования предпочтений имеет большое значение для разработки управленческого решения, так как принятие правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни.

Теоретически предпочтения можно выявлять и измерять:

  1.  По результатам операции. Например, результаты y(a,s) для каждой из альтернатив получены. Тогда для выбора наилучшей альтернативы необходимо вначале измерить с помощью функции выбора и (y(a,s)) степень предпочтительности результатов, а затем — решить задачу оптимизации полезности.
  2.   На множестве элементов произвольной природы.

Для того чтобы абстрагироваться от качества объектов, на множестве которых выявляют предпочтения ЛПР, и сосредоточиться на сущности самой задачи моделирования предпочтений, вводят понятие некоего абстрактного множества сравниваемых объектов. Поскольку элементы множества будут предъявляться ЛПР для сравнения по предпочтению, этому множеству присвоено специальное название — множество предъявления.

Вербальная постановка задачи моделирования предпочтений задается следующими высказываниями:

Дано: Описание цели операции, условий ее проведения, сведения о значениях основных факторов, определяющих предпочтения ЛПР, об особенностях личности ЛПР и т.п., «множество предъявления»

Требуется: Найти функцию выбора, упорядочивающую элементы «множества предъявления» в соответствии с предпочтениями ЛПР.

Проанализируем задачу. Прежде всего заметим, что существительное «предпочтение» происходит от глагола «предпочесть», то есть признать преимущество перед кем-нибудь или чем-нибудь, признать одно лучшим по сравнению с другим. Предпочтение — это выражение субъективного отношения кого-то к представленным ему на выбор объектам. Например, известно, что братья Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы (первый — на посту градоначальника, а второй — в период основания известной картинной галереи в Москве) своим девизом считали слова: «Выгода — превыше всего, но честь — дороже выгоды!». В то же время указанная «определенность» отношения индивида к выбору среди альтернатив диктуется не только тем, что его выражает определенное лицо.   Предпочтение — это вполне субъективное мнение конкретного человека, выраженное для вполне определенной цели и во вполне объективных условиях.   

ЛПР может сравнить между собой любые два элемента и из множества предъявления D, и при сравнении двух указанных произвольных элементов для ЛПР имеет место всегда один из трех альтернативных вариантов суждения:

а) элемент предпочтительнее элемента

б) оба предъявленных элемента одинаково предпочтительны;

в) элемент предпочтительнее элемента

Случаи а) и в) означают, что если многократно предъявлять эти элементы ЛПР, то его выбор среди них будет всегда однозначен (только первый — в случае а и только второй — в случае при многократном предъявлении элементов в случае б) ЛПР всегда отвечает, что выбор одного из этих элементов ему безразличен. Других вариантов суждения (например, «я не могу ничего сказать» или «я не знаю») не должно быть. Если это так, то говорят, что предпочтения ЛПР обладают свойством полноты.

Способы выявления предпочтений: сортировка, попарное сравнение, ранжирование и частично — балльное оценивание, а также попарные сравнения с градациями. Каждый из перечисленных способов обладает определенными, свойственными ему характеристиками качества, в частности, такими, как точность, надежность, оперативность, сложность получения и др.  

Подробнее я бы хотела рассмотреть сортировку и разобрать ее на конкретном примере. Используя сортировку, ЛПР должно разделить элементы множества предъявления на некоторые предложенные классы. Например, множество возможных сценариев развития некоего конфликта отнести к классам «благоприятные» (конфликт быстро угаснет) и «неблагоприятные» (перманентный конфликт). Сортировка требует от ЛПР незначительной сосредоточенности, но высокой профессиональной подготовленности, так как объекты сравниваются по целой совокупности свойств. Поэтому оценки могут оказаться не вполне надежными. Сортировка дает результаты в номинальной (классификационной) шкале.

Разберем пример: ЛНП - начальник (механик-бригадир) поезда, во время поездки является лицом, принимающим самые важные и ответственные решения. Все внештатные ситуации в пути следования решаются только с его ведома и под его полную ответственность. Одной из типичных внештатных ситуаций на железной дороге, во время пути следования, является выявление проводниками пассажирских вагонов ошибок в оформлении проездных документов у потенциальных пассажиров. В таком случае, согласно регламенту, пассажир имеет право следовать по билету, в котором допущена одна ошибка (цифра) в паспортных данных и одна ошибка (буква) в фамилии, имени, отчестве.

Я была свидетелем случая, когда женщина воспользовавшись электронной регистрацией, допустила ошибку - переставила местами имя и отчество своего ребенка (вместо Ивана Анатольевича было Анатолий Иванович). И ей конечно же отказали в посадке. Она проследовала к ЛНП, который отправил ее в кассу ЖД вокзала обменивать билет. Но так как станция, на которой производилась посадка, была промежуточной и стоянка составляла не более 10 минут, женщина с ребенком опоздали на поезд. Правда, через 4 часа, они нагнали поезд и возник большой конфликт между пассажиркой и работниками поездной бригады: пассажирка была уверена, что они имели право ехать на поезде даже с ошибкой в билете, но для этого должен был быть составлен соответствующий акт начальником поезда (ЛПР). К сожалению, она владела устаревшей информацией. В итоге, на начальника поезда, от лица этой пассажирки поступила жалоба в резерв и на горячую линию РЖД, что повлекло за собой долгое разбирательство этого конфликта. Таким образом, мы имеем ситуацию развития некоего конфликта, который относится к классу «неблагоприятных».

Но данная ситуация могла бы иметь другой исход. У ЛПР было два возможных сценария развития конфликта (два предпочтения). Первый из класса «благоприятные» (конфликт быстро угаснет) состоял в том, чтобы не смотря на установленные правила, допустить пассажирку до посадки и избежать полностью конфликтной ситуации. Но в этом случае, он полностью бы нёс ответственность перед любой проверкой ФПК или ревизорами, за пассажира, считающегося безбилетным. А это грозило бы начальнику поезда штрафом, лишением премии и, возможно даже, смещением с должности ЛНП до старшего проводника. Второй же из класса «неблагоприятные» (перманентный конфликт) и имел место быть.

В связи с этим становится понятным смысл еще одной из аксиом ТПР: «Не бывает наилучших решений вообще. Каждое решение может считаться наилучшим только для конкретной задачи, только в конкретных условиях и только для конкретного ЛПР».

  

 

 

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59112. Сценарій літературного вечора, присвяченого Ю. Яновському. Слово, що не прохолоне 63 KB
  Юрій Яновський - одна з найбільш трагічних постатей в українській літературі. Людина надзвичайно яскравого й оригінального обдарування, він був ніжним, тендітним, творчим.
59113. Справедливість 27.5 KB
  Учитель пропонує членам групи побудувати зі слів довгий потяг у якому кожний вагончик складається з окремого слова. Гра Ланцюжок слів Учитель ставить перший вагончик і при цьому каже: корупція яка ставить вагончик Корупція.
59114. Сприймання навколишнього світу 44.5 KB
  Виховувати зацікавленість до наукових відкриттів і повагу до людей які збагачують ці відкриття Обладнання: овочі перець помідор морква часник тощо картки зі словами селекція гібрид камбуз картки з алгоритмами опису овочів карта півкуль Землі силуетні картки овочів перець помідор...
59115. Спрощення в групах приголосних 29 KB
  Поставте наголос у словах. Правильно вимовте слова назвіть орфограму. Усно доберіть перевірочні слова там де можливо.
59116. Сторінки книжок завітних всіх нас доброму навчать 49 KB
  І кожна людина знає що найвідданішого і наймудрішого друга ніж книга не знайти. До глядачів виходить Королевакнига. Королевакнига Дуже я потрібна всім І дорослим і малім. Ну що друзі відгадали хто я Дітиглядачі відповідають: книга.
59117. Урок-дослідження. В. Сухомлинський, О. Олесь 36 KB
  Читання оповідання Дрібний дощик Як називають дощик Яким вам видався дощик Що вирішив зробити оповідач Для кого старався Чим схожі вірш та оповідання У чому різниця У вірші дощу радіють в оповіданні він набрид. А потім складав повчальні оповідання та казки.
59118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на спосіб зведення до одиниці 30 KB
  Обладнання: таблиця з короткою умовою задачі картки з відповідями картка з числами для гри Фотограф картки зі словами для логічної розминки карткивідповіді для гри Блискавка фішки таблиця оцінювання. За правильне виконання завдань ви отримуватимете фішки...
59120. Схаменіться, люди, ще не пізно. Позакласний захід з екологічного виховання в початковій школі 49 KB
  Перший ведучий. Усім відомо, що природа на землі сформувалася до появи людини. Первісні люди були такою ж частиною природи, як і дикі звірі, а головною їх проблемою був голод.