83264

Исследование влияния браков и разводов на воспроизводство населения

Доклад

Социология, социальная работа и статистика

Одними из основных факторов влияющих на процесс воспроизводства населения являются браки и разводы. Брачностью называется процесс образования брачных или супружеских пар населения. Брачность находится в тесной связи с воспроизводством населения выступая как один из важнейших факторов рождаемости и смертности.

Русский

2015-03-12

64 KB

19 чел.

Исследование влияния браков и разводов на воспроизводство населения.

Одними из основных факторов, влияющих на процесс воспроизводства населения, являются браки и разводы.

1 С Браком называется такая форма отношений между мужчинами и женщинами, которая определяет права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Разводом называется прекращение брака при жизни супругов.

Брачностью называется процесс образования брачных или супружеских пар населения. Этот процесс включает вступление в первый и повторный браки.

Брачность находится в тесной связи с воспроизводством населения, выступая как один из важнейших факторов рождаемости и смертности.

Прекращение брака - один из важных факторов воспроизводства населения. Прекращением брака в демографии называют процесс распада брачного союза в результате смерти одного из членов семьи или расторжения брака. В условиях высокой смертности населения главной причиной прекращения брака является смерть одного из членов семьи, при условиях же низкой смертности — расторжение брака.

Разводимостью называется процесс распада супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака.

Брачное состояние – это положение лица по отношению к институту брака, определяемое в соответствии с законодательными нормами государства. Выделяют следующие категории брачного состояния:1) лица, состоящие в браке;2) лица, никогда не состоявшие в браке;3) вдовые;4) разведенные (при наличии документа о разводе); 5) разошедшиеся (документа о разводе нет или документы находятся в стадии оформления).

При браке, разводе, овдовении происходит переход лица из одной категории брачного состояния в другую. Совокупность таких переходов представляет собой процесс воспроизводства брачной структуры населения.

4С Факторы разводимости. Вопрос о причинах развода и факторах разводимости исследован недостаточно полно. Одним из важных факторов, определяющих уровень разводимости, является брачно-семейное законодательство, которое упрощает или ужесточает процесс развода.

Основное место в разводимости принадлежит демографическим и социально-экономическим факторам. Так, существенную роль играет возраст мужчины и женщины. Эта демографическая составляющая выступает в трех разных модификациях: возраст вступления в брак, возраст в момент развода, разница в возрасте между женой и мужчиной.

5С Возраст вступления в брак. Вероятность развода изменяется таким образом: сначала она снижается от высоких значений, свойственных бракам, заключенным в сильно молодом возрасте, а затем опять повышается для браков, заключенных в старших возрастах. Наименьшую вероятность развода демонстрируют браки, заключенные в возрасте максимальной брачности.

Возраст на момент развода. Разводимость имеет максимум в возрастном интервале 20-30 лет, а затем плавно снижается к крайне низким уровням в возрасте старше 50 лет. При этом возраст максимальной вероятности развода у женщин ниже, чем у мужчин. Большая разница в возрасте мужчины и жены повышает вероятность развода, при этом эта вероятность выше в тех случаях, когда жена старше мужа.

Число детей в семье: вероятность развода в бездетных семьях и семьях с одним ребенком выше, чем в семьях с двумя и больше детьми.

6С К показателям брачного состояния относятся:

1) абсолютное число лиц любого брачного состояния;

2) удельный вес лиц любого брачного состояния в общей численности лиц исследуемой группы;

3) коэффициент брачного состояния:

4) коэффициент брачной ситуации:

7С К показателям брачности относятся:

1) абсолютное число браков Б;

2) средний возраст вступления в первый брак;

3) доля ранних браков (в возрасте 15–19 лет) в общем числе зарегистрированных браков;

4) доля поздних браков (после 50 лет) в общем числе зарегистрированных браков;

5) общий коэффициент брачности, характеризующий количество браков в среднем на тысячу человек:

где Б – число зарегистрированных браков;S – среднегодовая численность населения.

Данный показатель зависит от возрастной структуры населения, брачного состояния и других факторов;

6) специальный коэффициент брачности:

где S15(16) и старше – средняя численность бракоспособных лиц;

7) чистый специальный коэффициент брачности:

где SХВР15(16) и старше – средняя численность холостых, вдовых, разведенных лиц бракоспособного возраста.

8С К показателям разводимости относятся:

1) абсолютное число разводов R;

2) общий коэффициент разводимости, характеризующий количество разводов в среднем на каждую тысячу человек:

где R – число зарегистрированных разводов;S – средняя годовая численность населения.

Данный показатель зависит от влияния возрастного состава населения;

3) специальный коэффициент разводимости:

где S15(16) и старше – средняя численность бракоспособных лиц;

4) коэффициент неустойчивости браков:

Заключение.

Рост уровня разводимости неизменно связан с модернизацией общества. Традиционная семья как форма демографического регулирования постепенно сдает свои позиции и уходит в прошлое. Вступление в брак на сегодняшний день не тождественно созданию семьи. Для большинства молодежи заключение брака является не ступенью на пути к выполнению долга, а скорее модной тенденцией.

Изменение уровня разводимости зависит от влияния многих факторов: нормативных, демографических, социально-экономических. Сила влияния того или иного фактора на частоту разводов определяется мерой его отклонения от социокультурных норм, принятых в данном обществе. То есть в целом рост разводимости связан с всемирным прогрессом в области науки, культуры, социальной сфере и т.д., но степень увеличения разводимости определяется долей вклада того или иного фактора (например, рождаемость существенно влияет на число потенциальных невест/женихов, и как следствие на количество брачных союзов, это в свою очередь влияет на число потенциальных разводов).

Существенно изменились мотивы вступления в брак. Если раньше приоритетным считалась прокреация, то теперь стремление к счастью и личностная реализация выходят на первое место. Как следствие, основной и достаточной причиной развода является отсутствие любви. Относительно к женской половине населения развод во многих случаях является позитивным решением, а именно расценивается как второй шанс – шанс повстречать-таки любящего и заботливого супруга. И именно по этому в современном обществе инициатором развода выступает женщина, в то время как мужчина чаще видит в браке законный способ удовлетворения своих сексуальных потребностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70855. Измерение параметров гармонического напряжения с помощью осциллографа 361 KB
  Получение навыков измерения параметров гармонического напряжения с помощью осциллографа. Приобретение сведений о характеристиках и устройстве электронного осциллографа. Ознакомьтесь с принципом работы устройством и характеристиками универсального электронного осциллографа.
70859. Этика отношений преподавателя и студента 98.5 KB
  Этические кодексы поведения запрещает преподавателю узурпировать свою власть над студентом особенно в форме эксплуатации или насилия в различных видах: сексуальном расовом религиозном интеллектуальном принуждать студентов делать то что не является предметом изучения его дисциплины.
70860. Обучение студентов и школьников навыкам изучения правовых наук 104.5 KB
  Творческие работы как элемент мотивации студентов к изучению правовых наук. Обучение студентов и школьников работе с текстом книгой Учебный текст как модель представления научных знаний это обобщенное содержание учебного процесса. Студентов следует учить как работать с текстом.
70861. Основные требования к преподавателю общественных дисциплин 89 KB
  Педагоги используют различные способы мотивирования студентов к учебе. Первый использует собственный авторитет свою личность для того чтобы привлечь студентов а затем пытается перенести интерес студентов от себя к предмету.
70862. Дискуссия как эффективный метод проведения семинарского занятия по правоведческим наукам 120 KB
  Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки. Роль преподавателя в проведении дискуссии. Приемы и методы проведения дискуссии. Дискуссии и диалоги их преимущества и недостатки.
70863. Демократический идеал и методика преподавания общественно- правовых дисциплин 57 KB
  По содержанию гуманитарное образование можно определить как учебно-воспитательный процесс преподавания и усвоения широкого круга гуманитарных дисциплин исторических философских политологических социологических экономических культурологических филологических...