83290

Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.

Русский

2015-03-12

60 KB

0 чел.

І семестр                                                                         Дата проведения

Урок русского языка

в 4-А классе

ДСШ № 33

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов.

Старший учитель высшей категории Пономарева Н.А.

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов.

Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

І. Организационный момент

Существительное - школа

Просыпается - глагол

С прилагательным - веселый

Новый школьный день пришел,

Встали мы - местоименье

Бьет числительное - семь

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем.

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1.  Словарный диктант

Замени одним словом и запиши слова:

- Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. (Пассажир)

- Горящая куча дров, хвороста, сучьев. (Костер)

- Изображение какого-либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике, фотографии. (Портрет)

- Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу. (Багаж)

- Электроэнергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей. (Электричество)

- Все то, что служит для производства, составляет производство. (Хозяйство)

  1.  Игра «Восстанови стихотворение»

Прочитай предложение и напиши их в такой последовательности, чтобы существительные подлежащие расположились по алфавиту.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Белый пар по лугам расстилается

Звезды меркнут и гаснут в огне облака

Звезды меркнут и гаснут в огне облака

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

(2 предложения)

- Найди предлоги, к какой части речи они относятся?

- Подчеркни имена существительные. Определи падеж.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

  1.  Сообщение задачи урока

- Сколько падежей в русском языке?

- Для чего необходимо уметь различать падежи (чтобы правильно писать окончания имен существительных)

  1.  Из истории занимательной грамматики

Сказка о падеже

Он еще не родился, а уже думали какое дать ему имя, и решили назвать

Именительный.

Родился - стал Родительным, это имя ему еще больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали и он стал Дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться Творительным.

Он стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и назвали его Предложным.

П

О

М

Н

И

И. П.

кто?

что?

Р. П.

кого?

чего?

Д. П.

кому?

чему?

В. П.

кого?

что?

Т. П.

кем?

чем?

П. П.

о ком?

о чем?

Сегодня на уроке мы продолжаем определять падежи имен существительных в ед. числе; с какими предлогами употребляются в некоторых падежах, что является начальной формой имени существительного.

ІV. Восприятие и осознание учебного материала.

  1.  Работа по таблице Упр. 224 (с. 105 учебника)

И. П.

кто?

что?

Р. П.

кого?

чего?

без, из, около, возле

Д. П.

кому?

чему?

к, по

В. П.

кого?

что?

в, за, на, про, через

Т. П.

кем?

чем?

за, между, над, перед

П. П.

о ком?

о чем?

в, на, об

Запомните эту фразу:

Иван          Рубил          Дрова          Велел          Тащить          Пилу

В ней выделены начальные буквы падежей.

  1.  Чтение и запоминание правила с. 166
  2.  Работа с текстом. Коллективная работа.

Тянуть канитель

Канителью называлась металлическая нить. 1) Мастера вытягивали канитель (в.п.) из раскаленной проволоки. 2) Канитель (и.п.) применялась в рукоделии. Вытягивать металлическую нить и вышивать ею – дело нелегкое. Эта работа требовала много времени.

- Как вы думаете, что означает тянуть канитель в современном языке.

(1. Делать, говорить что-либо однообразно, нудно;

2. Медлить, затягивать какое-либо дело)

- Выписать из текста 2 предложения, в которых слово канитель употреблено в И.П. и В.П.

- Каким членом предложения является.

ФИЗМИНУТКА

V. Закрепление изученного материала

  1.  Мини-диктант.

Укажи падежи имен существительных ед. числа.

На березе, на осине

Догорели листья

И рябина снегирям

Раздарила кисти

  1.  Самостоятельная работа по уровням.
    1.  Карточки «Контроль-экспресс»
    2.  Работа по учебнику Упр. 226 с последующей проверкой. Несклоняемые имена существительные.
    3.  Игра «Конструктор»

Соедини части левого и правого столбика

Не спеши языком,

Не гордись званием,

С курами ложись,

Часом с квасом,

порою с водою.

а гордись знанием.

торопись делом.

с петухами вставай.

Укажи падежи имен существительных.

  1.  Итог урока.

- В каком падеже существительные употребляются без предлога?

- Что является начальной формой имени существительного?

- Все ли существительные склоняются? Приведи примеры несклоняемых существительных.

  1.  Д/З: с.107-108 упр.227, выучить правила.
    1.  Дополнительное задание

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р.  От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле гож.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________ ОЦЕНКА ____________

І вариант

1. Поставь имена существительные в начальную форму. Определи их склонение.

Грозы - ________________________________________________________

Крепости - _____________________________________________________

Корабли - ______________________________________________________

Гнёзда - _______________________________________________________

Ручьи - ________________________________________________________

2. Образуй словосочетания с именами существительными. Определи падеж существительных.

Помогаешь _____________________________________________________

Сверкает на_____________________________________________________

3. Просклоняй существительные земля, окно.

И. _____________________________________________________________

Р. _____________________________________________________________

Д. _____________________________________________________________

В. _____________________________________________________________

Т. _____________________________________________________________

П. _____________________________________________________________

4. Укажи падеж имен существительных.

Огонь в очаге разгорелся ярче. Мороз вытянул влагу из земли.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________ ОЦЕНКА ____________

ІІ вариант

1. Поставь имена существительные в начальную форму. Определи их склонение.

Медведи - _____________________________________________________

Скатерти - _____________________________________________________

Озёра - ________________________________________________________

Стулья - _______________________________________________________

Капитаны - _____________________________________________________

2. Образуй словосочетания с именами существительными. Определи падеж существительных.

Работаешь в ____________________________________________________

Выписал из_____________________________________________________

3. Просклоняй существительные сестра, ведро.

И. _____________________________________________________________

Р. _____________________________________________________________

Д. _____________________________________________________________

В. _____________________________________________________________

Т. _____________________________________________________________

П. _____________________________________________________________

4. Укажи падеж имен существительных.

Сад заполнила музыка. Ель росла в тени могучего дуба.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37489. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы 736 KB
  Таким образом зарождение философии исторически обусловлено: накоплением в практической деятельности людей значительного опыта что формировало у них понимание определенной упорядоченности окружающего мира источником которой как они думали являются имеющиеся в природе некие независимых от человека силы; открытием в различных сферах человеческой деятельности зачатков научных знаний эмпирическое знание которые можно было проверить и которые как люди предполагали были связаны с этими глубинными силами; появлением в классовом...
37490. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ 347 KB
  Основной вопрос философии это соотношение человека и мира мышления и природы. Неосновные законы: взаимосвязь общего особенного и единичного взаимосвязь сущности и явления взаимосвязь формы и содержания взаимосвязь причины и следствия взаимосвязь необходимости и случайности взаимосвязь возможности и действительности Структура философии: онтология теория бытия гносеология теория познания теория развития социальная философия философия общества философская антропология философия человека методология теория...
37491. Философия: Учебник. 4.63 MB
  ru Рецензенты: кафедра социальной философии Российского университета Дружбы народов им. редактора журнала Вопросы философии доктор филос. Учебник содержит изложение истории философии и рассмотрение ее основных областей. При этом многие вопросы входящие в вузовский курс философии освещены достаточно подробно что позволит студентам и преподавателям специализированных вузов углубленно изучить философские проблемы применительно к своей специальности.
37492. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие 2.07 MB
  На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках)
37493. Философия педагогики. Учебное пособие для вузов 1.06 MB
  Она лаконично излагает системную суть философии культурологии психологии религиоведения развернуто дает этическую и эстетическую системы знаний в их неотрывной и прямой значимости для педагогической практики параллельно освещая проблемы образования и реальной жизни школы с установкой на их действительное и творческое решение. Философские аспекты образования и воспитания Философия как наука о всеобщих закономерностях жизни и мира является опорой для всех наук в познании изучаемых ими частных закономерностей это же касается педагогики....
37494. Философия Рене Декарта 32 KB
  Декарт сформулировал четыре правила: признавать истинными только ясные и отчетливые положения; расчленять сложную проблему на более простые менее сложные задачи; постепенно переходить от доказанного и известного к недоказанному и неизвестному; не допускать никаких пробелов в логической цепочке рассуждений. На это Декарт отвечал что нельзя полагаться на очевидность наших чувств как это делают эмпирики. Декарт пробует на самоочевидность тезисы о бытии мира Бога и нашего Я.
37495. Конспект лекций по курсу «Философия» для студентов заочной формы обучения 1.33 MB
  Философия как форма мировоззрения ее роль в жизни общества и человека. Бытие человека. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека осознание им своего места и роли в обществе цели и смысла социальной и личной активности ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными жизненными ценностями. В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль связанную с ее многовековым опытом...
37496. Философия. Учебник для вузов. В. В. Миронова 3.74 MB
  Природа человека. Происхождение человека и уникальность его бытия. Природа сущность и существование человека. Смысл жизни и назначение человека.
37497. Основные философские учения 1.95 MB
  Религиозноидеалистическая картина мира: эволюционный космизм тема 12 Природа человека и смысл его существования 12. Проблемы методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме тема 15 Современный философский иррационализм: решение проблем бытия познания человека и личности в различных школах и течениях 15. Вовторых мы считаем мудрым того кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека ведь воспринимание чувствами свойственно всем а потому это легко и ничего мудрого в этом нет. Но пожалуй труднее всего...