83290

Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.

Русский

2015-03-12

60 KB

0 чел.

І семестр                                                                         Дата проведения

Урок русского языка

в 4-А классе

ДСШ № 33

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов.

Старший учитель высшей категории Пономарева Н.А.

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов.

Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

І. Организационный момент

Существительное - школа

Просыпается - глагол

С прилагательным - веселый

Новый школьный день пришел,

Встали мы - местоименье

Бьет числительное - семь

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем.

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1.  Словарный диктант

Замени одним словом и запиши слова:

- Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. (Пассажир)

- Горящая куча дров, хвороста, сучьев. (Костер)

- Изображение какого-либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике, фотографии. (Портрет)

- Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу. (Багаж)

- Электроэнергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей. (Электричество)

- Все то, что служит для производства, составляет производство. (Хозяйство)

  1.  Игра «Восстанови стихотворение»

Прочитай предложение и напиши их в такой последовательности, чтобы существительные подлежащие расположились по алфавиту.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Белый пар по лугам расстилается

Звезды меркнут и гаснут в огне облака

Звезды меркнут и гаснут в огне облака

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

(2 предложения)

- Найди предлоги, к какой части речи они относятся?

- Подчеркни имена существительные. Определи падеж.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

  1.  Сообщение задачи урока

- Сколько падежей в русском языке?

- Для чего необходимо уметь различать падежи (чтобы правильно писать окончания имен существительных)

  1.  Из истории занимательной грамматики

Сказка о падеже

Он еще не родился, а уже думали какое дать ему имя, и решили назвать

Именительный.

Родился - стал Родительным, это имя ему еще больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали и он стал Дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться Творительным.

Он стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и назвали его Предложным.

П

О

М

Н

И

И. П.

кто?

что?

Р. П.

кого?

чего?

Д. П.

кому?

чему?

В. П.

кого?

что?

Т. П.

кем?

чем?

П. П.

о ком?

о чем?

Сегодня на уроке мы продолжаем определять падежи имен существительных в ед. числе; с какими предлогами употребляются в некоторых падежах, что является начальной формой имени существительного.

ІV. Восприятие и осознание учебного материала.

  1.  Работа по таблице Упр. 224 (с. 105 учебника)

И. П.

кто?

что?

Р. П.

кого?

чего?

без, из, около, возле

Д. П.

кому?

чему?

к, по

В. П.

кого?

что?

в, за, на, про, через

Т. П.

кем?

чем?

за, между, над, перед

П. П.

о ком?

о чем?

в, на, об

Запомните эту фразу:

Иван          Рубил          Дрова          Велел          Тащить          Пилу

В ней выделены начальные буквы падежей.

  1.  Чтение и запоминание правила с. 166
  2.  Работа с текстом. Коллективная работа.

Тянуть канитель

Канителью называлась металлическая нить. 1) Мастера вытягивали канитель (в.п.) из раскаленной проволоки. 2) Канитель (и.п.) применялась в рукоделии. Вытягивать металлическую нить и вышивать ею – дело нелегкое. Эта работа требовала много времени.

- Как вы думаете, что означает тянуть канитель в современном языке.

(1. Делать, говорить что-либо однообразно, нудно;

2. Медлить, затягивать какое-либо дело)

- Выписать из текста 2 предложения, в которых слово канитель употреблено в И.П. и В.П.

- Каким членом предложения является.

ФИЗМИНУТКА

V. Закрепление изученного материала

  1.  Мини-диктант.

Укажи падежи имен существительных ед. числа.

На березе, на осине

Догорели листья

И рябина снегирям

Раздарила кисти

  1.  Самостоятельная работа по уровням.
    1.  Карточки «Контроль-экспресс»
    2.  Работа по учебнику Упр. 226 с последующей проверкой. Несклоняемые имена существительные.
    3.  Игра «Конструктор»

Соедини части левого и правого столбика

Не спеши языком,

Не гордись званием,

С курами ложись,

Часом с квасом,

порою с водою.

а гордись знанием.

торопись делом.

с петухами вставай.

Укажи падежи имен существительных.

  1.  Итог урока.

- В каком падеже существительные употребляются без предлога?

- Что является начальной формой имени существительного?

- Все ли существительные склоняются? Приведи примеры несклоняемых существительных.

  1.  Д/З: с.107-108 упр.227, выучить правила.
    1.  Дополнительное задание

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р.  От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле гож.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________ ОЦЕНКА ____________

І вариант

1. Поставь имена существительные в начальную форму. Определи их склонение.

Грозы - ________________________________________________________

Крепости - _____________________________________________________

Корабли - ______________________________________________________

Гнёзда - _______________________________________________________

Ручьи - ________________________________________________________

2. Образуй словосочетания с именами существительными. Определи падеж существительных.

Помогаешь _____________________________________________________

Сверкает на_____________________________________________________

3. Просклоняй существительные земля, окно.

И. _____________________________________________________________

Р. _____________________________________________________________

Д. _____________________________________________________________

В. _____________________________________________________________

Т. _____________________________________________________________

П. _____________________________________________________________

4. Укажи падеж имен существительных.

Огонь в очаге разгорелся ярче. Мороз вытянул влагу из земли.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________ ОЦЕНКА ____________

ІІ вариант

1. Поставь имена существительные в начальную форму. Определи их склонение.

Медведи - _____________________________________________________

Скатерти - _____________________________________________________

Озёра - ________________________________________________________

Стулья - _______________________________________________________

Капитаны - _____________________________________________________

2. Образуй словосочетания с именами существительными. Определи падеж существительных.

Работаешь в ____________________________________________________

Выписал из_____________________________________________________

3. Просклоняй существительные сестра, ведро.

И. _____________________________________________________________

Р. _____________________________________________________________

Д. _____________________________________________________________

В. _____________________________________________________________

Т. _____________________________________________________________

П. _____________________________________________________________

4. Укажи падеж имен существительных.

Сад заполнила музыка. Ель росла в тени могучего дуба.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83441. Односторонні акти держав як джерело міжнародного права 36.33 KB
  Суть одностороннього акту полягає у тому що він є результатом волевиявлення однієї держави яким вона бере на себе певні зобовязання. Односторонній акт як правило не може створювати зобовязання для інших держав. Якщо інші держави погодилися користуватися наданими правами вони зобовязані дотримуватися умов їх надання. зобовязання одностороння заява держави про те що вона бере на себе зобовязання дотримуватися в міждержавних відносинах певної поведінки відповідно до умов викладених у заяві.
83442. Акти міжнародних організацій як джерело міжнародного права 34.7 KB
  За колом адресатів акти міжнародних організацій можна поділити на рішення pro foro externo зовнішнє право організації адресатами якого є державичлени організації та pro foro interno внутрішнє право організації яке визначає порядок її функціонування. Джерелом міжнародного права може бути визнаний лише правотворчій акт міжнародної організації.
83443. Засоби визначення норм міжнародного права 35.08 KB
  Доктрина міжнародного права у широкому значенні це система поглядів та концепцій про сутність та призначення міжнародного права у певних історичних умовах. Доктрина міжнародного права у вузькому значенні це наукові праці юристівміжнародників.
83444. М’яке право 32.29 KB
  Такі норми прийнято відносити до мякого права soft lw норми якого на відміну від так званого твердого права hrd lw не породжують чітких прав та обовязків а дають лише загальну установку якої мають дотримуватися субєкти міжнародного права. Норми мякого права вирішують завдання з якими не може впоратися тверде право в таких сферах як наприклад охорона навколишнього середовища коли держави з одного боку ще не готові приймати на себе зобовязання а з іншого згодні дотримуватися певних міжнародних стандартів в...
83445. Кодифікація та прогресивний розвиток міжнародного права 31.68 KB
  Важливу роль в кодифікації міжнародного права відіграє Комісія міжнародного права КМПяка є допоміжним органом ООН. Як правило кодифікація міжнародного права супроводжується його прогресивним розвитком яке має зі мету уточнення діючих норм а також розробку нових норм та їх закріплення в міжнародних договорах. Починаючи з 1945 року під егідою ООН проводяться численні кодифікаційні конференції результатом яких наприклад є чотири конвенції з морського права Женева 1958 р.
83446. Норми міжнародного права 36.15 KB
  Міжнародно-правові норми поділяються на універсальні ~ норми міжнародного права, що встановлюються усією міжнародною спільнотою і адресуються усім субєктам міжнародного права, та норми регіональні (локальні)...
83447. Імплементація норм міжнародного права 37.07 KB
  Буткевич моністичні концепції співвідношення двох правопорядків припускають пряму дію норм міжнародного права в національній правовій системі В інших концептуальних напрямках по різному пояснюється суть процесу виконання міжнародноправових норм у внутрішньодержавній сфері. Механізм дії національного права непридатний для регулювання міжнародних відносин а міжнародне право не здатне регулювати внутрішньодержавні взаємини. Лукашуком процес входу норм міжнародного права в правову систему називається імплементація.
83448. Поняття основних принципів міжнародного права 36.28 KB
  Основні принципи міжнародного права це система основоположних норм міжнародного права які регулюють відносини між його субєктами і є критерієм правомірності міжнародних правотворчого і правозастосовчого процесів дійсності інших міжнародноправових норм. Не всі принципи міжнародного права є універсальними нормами. Існують також регіональні принципи принцип непорушності державних кордонів партикулярних локальних принципів міжнародного права.