83290

Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов

Доклад

Педагогика и дидактика

Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.

Русский

2015-03-12

60 KB

0 чел.

І семестр                                                                         Дата проведения

Урок русского языка

в 4-А классе

ДСШ № 33

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов.

Старший учитель высшей категории Пономарева Н.А.

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов.

Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.

Ход урока:

І. Организационный момент

Существительное - школа

Просыпается - глагол

С прилагательным - веселый

Новый школьный день пришел,

Встали мы - местоименье

Бьет числительное - семь

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем.

ІІ. Актуализация опорных знаний

  1.  Словарный диктант

Замени одним словом и запиши слова:

- Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде транспорта. (Пассажир)

- Горящая куча дров, хвороста, сучьев. (Костер)

- Изображение какого-либо человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике, фотографии. (Портрет)

- Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу. (Багаж)

- Электроэнергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей. (Электричество)

- Все то, что служит для производства, составляет производство. (Хозяйство)

  1.  Игра «Восстанови стихотворение»

Прочитай предложение и напиши их в такой последовательности, чтобы существительные подлежащие расположились по алфавиту.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

Белый пар по лугам расстилается

Звезды меркнут и гаснут в огне облака

Звезды меркнут и гаснут в огне облака

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается

(2 предложения)

- Найди предлоги, к какой части речи они относятся?

- Подчеркни имена существительные. Определи падеж.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

  1.  Сообщение задачи урока

- Сколько падежей в русском языке?

- Для чего необходимо уметь различать падежи (чтобы правильно писать окончания имен существительных)

  1.  Из истории занимательной грамматики

Сказка о падеже

Он еще не родился, а уже думали какое дать ему имя, и решили назвать

Именительный.

Родился - стал Родительным, это имя ему еще больше понравилось.

Он был малышом, ему все давали и он стал Дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться Творительным.

Он стал предлагать свою помощь, о нем все заговорили и назвали его Предложным.

П

О

М

Н

И

И. П.

кто?

что?

Р. П.

кого?

чего?

Д. П.

кому?

чему?

В. П.

кого?

что?

Т. П.

кем?

чем?

П. П.

о ком?

о чем?

Сегодня на уроке мы продолжаем определять падежи имен существительных в ед. числе; с какими предлогами употребляются в некоторых падежах, что является начальной формой имени существительного.

ІV. Восприятие и осознание учебного материала.

  1.  Работа по таблице Упр. 224 (с. 105 учебника)

И. П.

кто?

что?

Р. П.

кого?

чего?

без, из, около, возле

Д. П.

кому?

чему?

к, по

В. П.

кого?

что?

в, за, на, про, через

Т. П.

кем?

чем?

за, между, над, перед

П. П.

о ком?

о чем?

в, на, об

Запомните эту фразу:

Иван          Рубил          Дрова          Велел          Тащить          Пилу

В ней выделены начальные буквы падежей.

  1.  Чтение и запоминание правила с. 166
  2.  Работа с текстом. Коллективная работа.

Тянуть канитель

Канителью называлась металлическая нить. 1) Мастера вытягивали канитель (в.п.) из раскаленной проволоки. 2) Канитель (и.п.) применялась в рукоделии. Вытягивать металлическую нить и вышивать ею – дело нелегкое. Эта работа требовала много времени.

- Как вы думаете, что означает тянуть канитель в современном языке.

(1. Делать, говорить что-либо однообразно, нудно;

2. Медлить, затягивать какое-либо дело)

- Выписать из текста 2 предложения, в которых слово канитель употреблено в И.П. и В.П.

- Каким членом предложения является.

ФИЗМИНУТКА

V. Закрепление изученного материала

  1.  Мини-диктант.

Укажи падежи имен существительных ед. числа.

На березе, на осине

Догорели листья

И рябина снегирям

Раздарила кисти

  1.  Самостоятельная работа по уровням.
    1.  Карточки «Контроль-экспресс»
    2.  Работа по учебнику Упр. 226 с последующей проверкой. Несклоняемые имена существительные.
    3.  Игра «Конструктор»

Соедини части левого и правого столбика

Не спеши языком,

Не гордись званием,

С курами ложись,

Часом с квасом,

порою с водою.

а гордись знанием.

торопись делом.

с петухами вставай.

Укажи падежи имен существительных.

  1.  Итог урока.

- В каком падеже существительные употребляются без предлога?

- Что является начальной формой имени существительного?

- Все ли существительные склоняются? Приведи примеры несклоняемых существительных.

  1.  Д/З: с.107-108 упр.227, выучить правила.
    1.  Дополнительное задание

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р.  От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле гож.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________ ОЦЕНКА ____________

І вариант

1. Поставь имена существительные в начальную форму. Определи их склонение.

Грозы - ________________________________________________________

Крепости - _____________________________________________________

Корабли - ______________________________________________________

Гнёзда - _______________________________________________________

Ручьи - ________________________________________________________

2. Образуй словосочетания с именами существительными. Определи падеж существительных.

Помогаешь _____________________________________________________

Сверкает на_____________________________________________________

3. Просклоняй существительные земля, окно.

И. _____________________________________________________________

Р. _____________________________________________________________

Д. _____________________________________________________________

В. _____________________________________________________________

Т. _____________________________________________________________

П. _____________________________________________________________

4. Укажи падеж имен существительных.

Огонь в очаге разгорелся ярче. Мороз вытянул влагу из земли.


ФАМИЛИЯ, ИМЯ _________________________________ ОЦЕНКА ____________

ІІ вариант

1. Поставь имена существительные в начальную форму. Определи их склонение.

Медведи - _____________________________________________________

Скатерти - _____________________________________________________

Озёра - ________________________________________________________

Стулья - _______________________________________________________

Капитаны - _____________________________________________________

2. Образуй словосочетания с именами существительными. Определи падеж существительных.

Работаешь в ____________________________________________________

Выписал из_____________________________________________________

3. Просклоняй существительные сестра, ведро.

И. _____________________________________________________________

Р. _____________________________________________________________

Д. _____________________________________________________________

В. _____________________________________________________________

Т. _____________________________________________________________

П. _____________________________________________________________

4. Укажи падеж имен существительных.

Сад заполнила музыка. Ель росла в тени могучего дуба.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67681. Проект отделения ремонта двигателей на обслуживание 459 автомобилей ГАЗ-33075 569.5 KB
  Основной объём работ по ЕО приходится на УМР. Рабочий пост предназначен для выполнения основных работ по ТО и ТР автомобилей и представляет собой участок пола здания производственное площади для постановки автомобилей и размещения одного или нескольких рабочих мест.
67683. Проект устройства управления стиральной машины 380 KB
  На основании анализа функциональной спецификации можно выделить следующие блоки которые необходимо реализовать аппаратным способом: ВХОДЫ: модуль датчика температуры; модуль переключателя режимов; модуль датчика уровня воды; ВЫХОДЫ: модуль управления двигателем; модуль управления насосом...
67684. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ПРЯМОУГОЛЬНОМ ВОЛНОВОДЕ 143.39 KB
  Стенки волновода являются идеально проводящими. Проверить выполнение граничных условий на стенках волновода при x=0 и y=0 b. Определить максимальные значения плотностей продольного и поперечного поверхностных токов на всех стенках волновода на частоте f2.
67685. Изучение электромагнитных волн 61.57 KB
  Элементарный электрический вибратор создает в свободном пространстве монохроматическое поле с частотой f. Сопротивление излучения вибратора равно R∑, а среднее за период значение излученной мощности равняется P∑ср. Фаза комплексной амплитуды электрического тока, протекающего по вибратору, равна нулю.
67686. Аналіз рівня готовності майбутніх соціальних педагогів до реалізації посередницької функції та дослідження особливостей здійснення посередництва соціальними педагогами ЗОШ 212.7 KB
  Спецкурс щодо підвищення рівня готовності майбутніх соціальних педагогів до виконання посередницької діяльності в ЗОШ та семінар для поліпшення рівня реалізації посередницької функції соціальними педагогами ЗОШ.
67687. Побудова компілятора з використанням середовища розробки Borland CodeGear RAD Studio Delphi 2009 188.9 KB
  Метою даної курсової роботи є вивчення теоретичних основ, на яких базується робота компілятора, а також програмна реалізація алгоритмів кожної стадії компіляції вихідного коду. Курсова робота полягає в створенні окремих частин компілятора заданої мови, а саме: лексичного аналізатора...
67688. ЕСТЕТИЧНЕ ВИХОВАННЯ ХУДОЖНЬО-ТВОРЧОГО РОЗВИТКУ ОСОБИСТОСТІ – ШЛЯХ ДО КРАСИ І ДУХОВНОГО ОДУЖАННЯ СУСПІЛЬСТВА 97 KB
  При розгляді поняття художньо-творчого розвитку особистості як методу становлення естетичного суб`єкту, як носiя специфічно естетичної модальності світовідношення, що проявляє саме художньо-творчу активність, а не якусь іншу, само собою знімається питання про критерії естетичного розвитку людини