83301

Исследование силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях

Курсовая

Физкультура и спорт

В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно у детей дошкольного возраста. Масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей. Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость.

Русский

2015-03-13

68.22 KB

2 чел.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования тюменской области

«ТЮМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Курсовой проект

Исследование силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях.

Исполнитель: Саватнеева И.А

Группа: ПДО 11-01

Специальность: педагогика дополнительного образования

Научный руководитель: Лактионова Ю.А

Тюмень, 2014 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности силы мышц и  гибкости, как ценность хореографического качества……………………………………………………………………………………………

§1.1. Изучение понятия «сила мышц» и «гибкость» на хореографических занятиях……….

§1.2. Значение силы мышц и гибкости на занятиях хореографии у детей  дошкольного возраста………………………………………………………………………………………….....

§1.3. Хореографическое занятие, способствующее повышению уровня силы мышц и гибкости в физическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………….

Глава 2. Свойства развития силы мышц и гибкости позвоночника с помощью хореографии……………………………………………………………………………………….

§2.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста на занятиях хореографии…….

§2.2.Методы и способы развития силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста на занятиях хореографии……………………………………………….

§2.3. Анализ исследования силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………………………….

Введение.

Одним из важных физических качеств является гибкость. Гибкость - свойство упругой растягиваемости телесных структур (главным образом мышечных и соединительных), определяющее пределы амплитуды движений звеньев тела. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, быстрота реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энерготраты и снижать экономичность работы и зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок. Проведенные научные исследования доказывают, что широкое применение упражнений, развивающих гибкость, на растяжение и расслабление в разминке, особенно перед интенсивной работой, способны в 2-3 раза сократить количество травм и повреждений.

Дошкольный возраст - важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества.

Актуальность. В процессе роста и развития разные группы мышц развиваются неравномерно у детей дошкольного возраста. Масса нижних конечностей по отношению к массе тела увеличивается интенсивнее, чем масса верхних конечностей.

Характеристикой функционального созревания мышц служит мышечная выносливость. Считается, что ее увеличение у детей дошкольного возраста наибольшее по сравнению с другими возрастами. За счет роста диаметра мышечных волокон и увеличения их числа возрастает мышечная сила.

Сила является одним из основных двигательных качеств, она указывает на состояние мышечной системы ребенка, способствует развитию других двигательных качеств. Невозможно развивать выносливость, быстроту у ребенка со слабо развитыми мышцами. Развитие силы происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений. Работа над ее развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей.

Проблема развития гибкости относится к психофизическому качеству - объясняется значением гибкости для выполнения любого двигательного акта.

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий. Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы.

Объект исследования: процесс развития силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста на хореографических занятиях.

Предмет исследования: хореографическое занятие, как способ развития силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: выявление эффективных методов и способов для развития силы мышц и гибкости позвоночника детей дошкольного возраста на занятиях хореографии.

Задачи исследования:

1. Изучить понятия силы мышц и гибкости позвоночника у дошкольников;

2. Выявить влияние силы мышц и гибкости на уровень воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста;

3. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста на занятиях хореографии;

4. Рассмотреть хореографическое занятие, способствующее повышению уровня силы мышц и гибкости в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

5. Выявить методы и способы развития силы мышц и гибкости позвоночникау детей дошкольного возраста на занятиях хореографии

6. Проанализировать исследования силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста

Методы исследования: анализ и обобщение

Практическая значимость данного исследования заключается в исследовании силы мышц и гибкости позвоночника детей посредством хореографических занятий.

Структура:

Курсовой проект представлен введением, двумя главами, содержащими по три параграфа, заключением, списком использованной литературы.

Глава 1. Особенности силы мышц и  гибкости, как ценность хореографического качества

§1.1. Изучение понятия «сила мышц» и «гибкость»

Физическое качество у детей дошкольного возраста «сила» можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Одним из наиболее существенных моментов определяющих мышечную силу – это режим работы мышц.

Важнейшими свойствами мышц, отражающими их работоспособность, являются их сила и выносливость.

Сила мышцы- это то максимальное напряжение, которое она может развить. Известно, что очень часто люди с одинаковой силой утомляются по-разному.

Сила – это произведение массы на сообщенное ей ускорение. При выполнении трудовых, спортивных, хореографических движений наибольшая сила мышц достигается либо за счет наибольшего увеличения массы поднимаемого или перемещаемого груза, либо за счетвозрастания ускорения, т.е изменения скоростидо максимальной величины.

В физиологии выделяют две формы мышечного сокращения – динамическую и статическую.

Динамическая форма проявляется в двух видах работы:

1) если внешняя нагрузка меньше развиваемого мышцей напряжения, то она укорачивается, выполняя преодолевающую работу;

2) если же внешняя нагрузка больше, чем напряжение мышцы, то мышца под ее действием растягивается, удлиняется и таким образом производит уступающую работу.

Если внешняя нагрузка равна напряжению, развиваемому мышцей, а ее длина не изменяется, то такую работу мышц называют изометрической. Это статическая форма сокращения. Для измерения силы мышц введено два понятия: абсолютная сила и относительная сила. Абсолютная сила – вся сила, проявляемая человеком в каком-либо упражнении без учета веса мышц или всего тела. Например: наибольший вес штанги, с которым удалось встать атлету из приседа, служит показателем абсолютной силы мышц ног. Можно измерить силу мышц – сгибателей или разгибателей локтевого, коленного суставов, силу мышц разгибателей туловища. Относительная сила – сила человека проявляемая в каком-либо упражнении приходящаяся на 1 кг веса тела. Относительная сила увеличивается, если абсолютная растет без заметного увеличения веса тела занимающегося.

Величина внешнего сопротивления или нагрузка определяет быстроту сокращения мышцы. При очень малых нагрузках мышца сокращается быстро, а при очень больших медленно. Установлено, что способности к проявлению силы в движениях разной быстроты и продолжительности мало взаимосвязаны. Можно выделить четыре типа спортивных движений, в которых проявляются силовые качества спортсмена:

1) движения, где требуются максимальные, либо близкие к ним усилия, называют собственно силовыми;

2) движение, где требуется проявлять значительную силу за короткий промежуток времени, называют скоростно-силовыми;

3) движения, которые выполняются с предельной быстротой при очень незначительном внешнем сопротивлении, называют скоростными;

4) статические и циклические упражнения силового и скоростно-силового характера, выполняемые длительно, требуют проявления силовой выносливости;

Сила мышцы зависит от многих факторов. При прочих равных условиях она пропорциональна поперечному сечению мышц. Максимально возможное ее сокращение, укорочение при прочих равных условиях пропорционально длине мышечных волокон.

Сила мышцы не зависит от ее длины, а зависит главным образом от ее толщины, от физиологического поперечника, т.е от количества мышечных волокн, приходящихся на наибольшую площадь ее поперечного сечения.

Общая сила мышц зависит от силы каждой мышечной клетки, а каждая клетка развивает тем большую силу.

Сила мышц зависит  и от таких факторов, как: затормаживание сигнала на пути от мотонейрона к волокну – в результате накопления продуктов метаболизма, а также возникновение некой предохранительной реакции в центральной нервной системе.

Получается, что сила мышц и способность ее поддерживать зависят от продолжительности интенсивности работы. «Отказ» мышц является результатом причин.

Понятие «гибкость» означает - способность выполнять упражнения с большой амплитудой. Также гибкость - абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии. У детей гибкость не является одинаковой во всех суставах.

Существует три разновидности гибкости, каждая из которых может быть у человека развита в большей или меньшей степени:

  1.  Динамическая (кинетическая) гибкость — возможность выполнения динамических движений в суставе по полной амплитуде;
  2.  Статически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием;
  3.  Статически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом, удержанием руками или с помощью снарядов или партнёра.

Гибкость — комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обусловливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.

Термин «гибкость» целесообразно применять для характеристики суммарной подвижности целой цепи сочленений или всего тела. Например, движения позвоночника часто называют «гибкими». Когда же речь идет об отдельных суставах, правильнее говорить о подвижности в них (подвижность в голеностопных суставах, подвижность в плечевых суставах).

Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движения. В практике для контроля за развитием гибкости используются разнообразные тесты.

Различают активную и пассивную гибкость:

Активная гибкость — это способность человека достигать больших амплитуд движения за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав. Например, амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка».

Пассивная гибкость определяется наибольшей амплитудой движений, которую можно достичь за счет приложения к движущейся части тела внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнера и т.д. Показатели пассивной гибкости, прежде всего, зависят от величины прикладываемой силы (т.е. от степени насильственного растягивания определенных мышц и связок), от порога болевых ощущений у конкретного индивида и его способности терпеть неприятные ощущения.

Из-за большой изменчивости данных факторов показатели пассивной гибкости у каждого человека могут варьировать в достаточно широких диапазонах.

Величина пассивной гибкости больше величины активной гибкости. Чем больше эта разница, тем больше резервная растяжимость и, следовательно, возможность увеличения амплитуды активных движений. Добиваться увеличения амплитуды пассивных движений нужно в тех случаях, когда это необходимо для совершенствования активной гибкости.

Активная гибкость проявляется при выполнении различных физических упражнений, и поэтому на практике ее значение выше, чем пассивной.

Следует иметь в виду, что между показателями активной и пассивной гибкости наблюдается весьма слабая связь. Довольно часто встречаются люди, имеющие высокий уровень активной гибкости и недостаточный уровень пассивной, и наоборот.

Активная гибкость развивается в 1,5—2 раза медленнее пассивной.

Выделяют также анатомическую подвижность, т.е. предельно возможную. Ее ограничителем является строение соответствующих суставов. При выполнении обычных движений человек использует лишь небольшую часть предельно возможной подвижности, однако при выполнении некоторых спортивных действий подвижность в суставах может достигать более 95% анатомической.

Гибкость может быть общей и специальной.

Общая гибкость — это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой.

Специальная гибкость — это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.

Уровень развития гибкости зависит от формы суставов, толщины суставного хряща, эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок. Чем эластичнее связки и податливее мышцы, тем лучше гибкость.

На подвижность в суставах существенное влияние оказывает способность человека сочетать сокращение мышц, производящих движения, с расслаблением растягиваемых мышц. Нередко плохая гибкость объясняется неумением расслаблять мышцы-антагонисты во время работы. За счет расслабления растягиваемых мышц можно увеличить подвижность до 12 — 14%. Существует мнение, что рост мышечной силы приводит к ухудшению подвижности в суставах. Однако взаимосвязи двух видов гибкости с силовыми качествами далеко неоднозначны. Во взаимоотношениях силовых качеств и активной гибкости прослеживается и прямая, и обратная связь: чем больше динамическая сила, тем на большее расстояние может быть осуществлено соответствующее движение в суставе, а чем больше активная гибкость, тем большую силу может проявить человек.

В то же время силовые качества сами по себе не оказывают положительного влияния на повышение пассивной гибкости. Более того, увеличение силы приводит к ухудшению подвижности в суставах — особенно при гипертрофии мышц. С другой стороны, чем выше показатели пассивной гибкости, тем более растянутыми оказываются мышцы, а значит, тем большую силу они могут проявить при прочих равных условиях.

В связи с этим в практике физического воспитания важно не только добиваться высокого уровня развития гибкости и силы, но и обеспечить соответствие развития этих качеств между собой. Для этого обычно применяются упражнения, обеспечивающие одновременное (совместное) проявление силовых возможностей мышц и повышение подвижности в суставах.

Разные виды двигательной деятельности предъявляют различные требования к развитию гибкости.

Методические подходы в развитии гибкости:

Методы – повторный, изометрический, изотонический, изокинетический.

Упражнения для развития гибкости выполняются после предварительной достаточно интенсивной разминки (до пота), начинаются при минимальном напряжении. Упражнения должны вызывать комфортные ощущения, при появлении болевых ощущениях необходимо снизить нагрузку или полностью прекратить выполнять упражнение. Необходимо уметь расслабляться при выполнении упражнений на гибкость.

Быстрее повышается подвижность в суставах: лучезапястном, локтевом, плечевом.

Медленнее развивается подвижность в суставах: тазобедренном и суствах позвоночного столба.

Для успешного развития гибкости необходимы ежедневные занятия.

Гибкость можно развивать используя в качестве средств упражнения обще подготовительные – сгибания, разгибания, повороты, наклоны.

Специально- подготовительные упражнения с учетом специфической деятельности.

Для большей эффективности от занятий характер упражнений должен быть плавный, с возрастающей амплитудой. Эффективно сочетать упражнения на растягивание с силовыми упражнениями, величина отягощений подбирается индивидуально.

§1.2. Значение силы мышц и гибкости на занятиях хореографии у детей  дошкольного возраста.

Во время занятий хореографией, в организме детей дошкольного возраста происходит ряд адаптационных процессов, которые помогают ему приспособиться к регулярной нагрузке, если она не превышает физиологически допустимую. Степень физической нагрузки не должна превышать физический потенциал человека, так как могут возникнуть различные нарушения здоровья. Недостаток движения так же опасен (гиподинамия), это один из основных факторов (наряду с ожирением, неправильным питанием и вредными привычками) возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и диабета. Таким образом, занятия танцем имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и свободно двигаться, приобретают правильную осанку, избавляются от сутулости, опущенной при ходьбе головы, привычки ставить ноги вовнутрь носками, физические недостатки постепенно исправляются. Также улучшается координация движений, сила мышц, развиваются динамические возможности и дыхательная система, укрепляется сердечно – сосудистая система.

Физические занятия влияют на опорно-двигательный аппарат, то есть на систему мышц, костей, суставов, связок и сухожилий. Под действием физических тренировок мышечные волокна утолщаются, кости начинают значительно перестраиваться. Процесс костного обновления происходит постоянно, при этом одна часть кости рассасывается, а другая восстанавливается. Поэтому регулярные занятия хореографией укрепляют кости. Физические нагрузки влияют на связки и сухожилия, утолщая их и делая более прочными.

Хореография оказывает положительное влияние и на суставы. Амплитуда движений в суставе возрастает, а хрящевая ткань уплотняется. Но не стоит забывать, что чрезмерные физические нагрузки оказывают негативное влияние на состояние суставов.

Хорошо развитая мышечная система – это надежная опора для скелета. Например, из-за слабости мышц спины и плечевого пояса появляется искривление позвоночника, грудная клетка деформируется и как следствие работа легких и сердца затрудняется, ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Развитая мускулатура укрепляют позвоночный столб, берёт часть нагрузки на себя, тем самым разгружая его, предотвращает "выпадение" межпозвоночных дисков.

Под влиянием физической нагрузки мышцы становятся не только более эластичными, но и более твердыми. Занятия танцами способствуют лучшему кровоснабжению и питанию мышц, увеличивают способность мышц к растяжению, эластичные связки совершенствуют движения, увеличивая их амплитуду. Возможность адаптации человека к различной физической работе расширяется.

У детей дошкольного возраста силовой уровень достаточно высок. Исследованиями доказано, что у мальчиков двух лет сила одной кисти составляет в среднем 6,4 кг, у их сверстниц -девочек —6,0 кг, становая сила равна 11,0 кг. К семи годам сила мыши кисти правой и левой руки составляет у мальчиков соответственно 14,0 и 13,2 кг. у девочек—11,6 и 11,0 кг. Становая сила мальчиков 39.0 кг, девочек—34 кг. Особенно очевидны большие возможности дошкольников в проявлении силовых способностей, если рассмотреть показатели относительной силы (в пересчете на 1 кг массы тела ребенка). Она составляет 1,5— 1,7 ед., т. е. ребенок в состоянии поднять предмет, масса которого значительно превышает его собственную. 
Однако сила разных групп мыши у дошкольников развита неодинаково, что мешает им овладевать двигательными умениями и тормозит гармоничное физическое развитие. 

Определение мышечной силы. Мышечная сила определяется кистевым и становым динамометром. Для детей дошкольного возраста подходит кистевой динамометр, рассчитанный для измерения сипы до 30 кг. Ребенок берет динамометр в руку, вытягивает ее в сторону и сильно сжимает. После небольшого отдыха измеряется сила другой руки. Становая сила определяется становым динамометром. Ребенок становится двумя ногами на металлическую пластинку с крючком, за который прикрепляется динамометр, и тянет за ручку вверх, прикладывая усилие рук, туловища, ног. 
Особенно важно достичь равномерного развития мышц сгибателей и разгибателей туловища и верхнего плечевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних органов. Слабые мышцы плечевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки.

Для   эффективного    развития    гибкости   у   детей   5-7   лет,    необходимо   учитывать    возрастные    особенности.

         Между   4  и  7   годами   начинается   окостенение   длинных   костей.    Окостенение   идёт   неравномерно,   и    чрезмерные   силовые   нагрузки    могут   нарушить   этот    процесс.

             В   этом   же   возрасте   оформляются   изгибы   позвоночного   столба,     и   имеет   место   недостаточно   компенсированный   поясничный   лордоз.    Поэтому   у   детей    появляется неправильная осанка (при   ходьбе   выставляется   живот   вперёд).   Вдумчивое   применение  специальных   упражнений способствует исправлению осанки. У 5-6-летних   детей   мышцы   ещё   не   оформлены,   имеет   место   неравномерность    развития    отдельных   мышечных   групп.    Тем,   у   кого   сильнее   мышцы   сгибатели,   целесообразно   обратить   внимание     на   развитие     разгибателей   и   наоборот.

             Высокая   интенсивность    обменных  процессов,    неэкономичность   мышечных   усилий,    повышенный    энергорасход    могут    приводить    к   быстрому   утомлению.   Поэтому   нагрузки    должны   быть   небольшого    объёма  и   носить   «дробный»     характер,   с   частыми   паузами      для  отдыха.

Регуляторные механизмы, сердечнососудистой   и   дыхательной    систем,   ещё   не    совершенны.  Частота   пульса высокая   и,  в   покое,     возрастает    даже   при   умеренной   нагрузке,   артериальное   давление     претерпевает     большие   колебания,   дыхание   учащённое   и     поверхностно. Но   под   влиянием     естественного   развития    и  регулярных    занятий    функциональные возможности детей повышаются. К 7-8   годам   дети   могут    переносить    значительные    нагрузки,    но    лучше   приспосабливаются   к  занятиям    умеренной   интенсивности.

Основные    двигательные    качества   развиваются   неравномерно    и  зависят   от  состояния   функциональных     систем   ребёнка   и  его   двигательного    опыта.   Особенностью   этого   возраста    является   взаимосвязь   прироста   отдельных  качеств,    заметный     положительный  перенос   в  развитии    одного   качества   на    другие.   Поэтому    необходимо    повышать   общую   дееспособность    занимающихся       с  помощью   разнообразных   средств.

Внимание у детей 5-6   лет   удерживается   с  трудом,   его   объём  и   устойчивость     увеличивается   постепенно  и  незначительно.   В  процессе   обучения  необходимо   использовать    новые,   яркие   и  краткие    раздражители.

Дети 5-6   лет   ещё   не   способны   отделить    несущественное    от   основного,     часто   фиксируют    своё  внимание   на    второстепенное.    Поэтому    в    этом   возрасте    целесообразно    использовать    целостный     метод   обучения, изучать   просты упражнения,     пользоваться    краткими   и  точными   объяснениями.

Основное значение в  этом   возрасте   имеет   наглядность    обучения.   Показ   должен   быть   очень   точным   и  чётким,     так  как  дети   нередко   просто     копируют  педагога   и  могут   повторить  его  ошибки.

Эмоциональные проявления у детей 5-6   лет   несовершенны,   волевые   и  нравственные  качества   имеют   ограниченный   характер.

Необходимо    неустанно   работать   над   развитием    этих   качеств,   помня,   что   похвала,    методы   поощрения    в   этом   возрасте    гораздо  действенней    методов   наказания.

 

§1.3. Хореографическое занятие, способствующее повышению уровня силы мышц и гибкости в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Хореография – это, прежде всего, здоровье и развитие. Современная система дошкольного образования предусматривает разностороннее развитие личностных качеств у детей, где хореографии отводится особая роль. Обучаясь выполнять хореографические упражнения, дети не только учатся понимать и создавать прекрасное, но и развивают  образное мышление и фантазию, пополняют свой интеллект, осваивают этические нормы общения как друг с другом, так и со взрослыми. Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его духовного, волевого, физического и пластического развития. На гармоничном сочетании всех этих факторов и закладывается начало формирования внутренней социальной культуры личности дошкольника.

Танец очень тесно связан со здоровьем и красотой человека. Мышечная нагрузка во время исполнения номера — прекрасный вид физической зарядки.  Хореография так же способствует развитию гибкости и сохранению ее до преклонных лет,  вырабатывают культуру движений, шлифуют фигуру, осанку, походку. Это одна из форм не только высокой физической культуры, но и психической.

Воспитанники хореографических коллективов обладают большой природной гибкостью, увеличенной за счет повседневной хореографической тренировки. Танцору для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, так как именно они участвуют в движениях с большой амплитудой.

Гибкость является важной составляющей подтянутого, здорового тела, без неё любой танец был бы и невозможен сам по себе. Именно поэтому все танцы предусматривают большой блок упражнений, развивающих гибкость.

Тренировка гибкости может свести к минимуму вероятность получить травму, а так же позволит избежать многих проблем связанных с суставами. Без достаточного уровня гибкости будет трудно добиться существенных результатов не только в классическом танце, но и любом другом танцевальном направлении. Если  мышцы не работают в тандеме, где одна из мышц антагонистов (мышцы, вызывающие движения в двух противоположных направлениях:  сгибание и разгибание конечностей) выступает в качестве основой мышцы, а другая в качестве стабилизатора, то будет не возможно выполнять правильно танцевальные элементы и есть риск получить травму.

Среди воспитанников танцевальных коллективов есть и  такие, гибкость которых надо развивать, не смотря на то, что они уже обладают определенным уровнем развития всех своих природных задатков, в том числе и гибкости. Развитие гибкости происходит в основном за счет упражнений на растягивания. Они увеличивают подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата.

Любому человеку, занимающемуся хореографией, для высокой техники исполнения необходима высокоразвитая гибкость позвоночника и суставов конечностей, так как именно они участвуют в движениях с большой амплитудой. Гибкость зависит от подвижности отдельных суставов и от подвижности их по отношению друг к другу, от перераспределения тонуса мышц и соотношения в работе мышц.

Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжения с силовыми. Амплитуда движений берется большая, но не вызывающая болевых ощущений, количество повторений такое, при котором можно сохранить данный размах движений. При частом выполнении этих специальных упражнений гибкость увеличивается быстро.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращении` и махов. Комплексы таких упражнений могут выполняться самостоятельно или с партнером, с различными отягощениями или простейшими тренировочными приспособлениями: утяжелителями, накладками, у гимнастической стенки, а так же с гимнастическими палками. Посредством целенаправленного выполнения специальных комплексов упражнений можно достичь гораздо большей гибкости, чем требуется в процессе профессиональных действий. Этим создается "запас гибкости". Если такого запаса нет и имеющийся уровень подвижности в суставах используется "до предела", то трудно достигнуть максимальной точности, силы, скорости и экономности движений.

§2.1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста на занятиях хореографии

Все дети – абсолютно разные. И в то же время существуют особенности физиологического и психического развития, характерные для того или иного возраста. Например, малыши, которым исполнился годик, начинают ходить и пытаются овладеть первыми словами, пятилетки – милые почемучки, дети в десять лет смотрят на мир и окружающих уже другим, почти взрослым, взглядом. Естественно, каждому возрасту присущи свои достоинства и недостатки, ограничения, потери. Но давайте посмотрим на основные возрастные особенности детей, отличающие ту или иную группу.

Хореография является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Согласованность и единство танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.  Хореография имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения и учитывания возрастных особенностей. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения хореографии. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии означает, что педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию данного вида искусства. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижения физического совершенства должны быть тесно связанны с духовно развитой личностью. Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.

При работе с детьми необходимо знать возрастные особенности, без которых невозможно верно определить содержание и направление обучения. Для детей старшего дошкольного возраста характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования быстрого темпа с медленным. У детей недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей обучения.

Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. К 5-6 летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного итого же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно и учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство - это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве.

Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развить и укреплять.

§2.2.Методы и способы развития силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста на занятиях хореографии.

  Гибкость у детей дошкольного возраста отмечается большим разнообразием ее проявлений, требующих значительного двигательного опыта, поэтому при ее формировании нужно уделять внимание всем ее разновидностям, делая акцент на специфических для конкретного вида деятельности. В основу упражнений для развития гибкости положены разнообразные движения: сгибания-разгибания, наклоны, повороты, махи, вращательные и круговые движения.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) - задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха, достаточными для восстановления работоспособности.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки может быть весьма разнообразной, а количество повторений упражнения в серии дифференцируется. Этот метод имеет два варианта: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

Кроме того, процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой, соревновательный и соревновательно - игровой методы. Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Для развития гибкости используются различные приёмы:

1. Применение повторных пружинящих движений, повышающих интенсивность растягивания.  Выполнение движений по возможно большей амплитуде;

2. Использование инерции движения какой-либо части тела;

3. Использование дополнительной внешней опоры: захваты руками за рейку гимнастической стенки или отдельной части тела с последующим притягиванием одной части тела к другой;

4. Применение активной помощи партнера.

Существуют два основных метода тренировки гибкости – метод многократного растягивания и метод статического растягивания.

  Метод многократного растягивания основан на свойстве мышц растягиваться значительно больше при многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений. В начале спортсмены начинают упражнение с относительно небольшой амплитудой, увеличивая её к 8-12-му повторению до максимума.

Метод статического растягивания основан на зависимости величины растягивания от его продолжительности. Сначала необходимо расслабиться, а затем выполнить упражнение, удерживая конечное положение от 10-15 секунд до нескольких минут. Упражнения обычно выполняются отдельными сериями в подготовительной и заключительной частях занятия, или используются отдельные упражнения в любой части занятия. Но наибольший эффект дает ежедневное выполнение комплекса таких упражнений в виде отдельного тренировочного занятия. Если основная тренировка проводится в утренние часы, то статические упражнения на растягивание необходимо выполнить во второй половине дня или вечером. Такая тренировка обычно занимает до 30-50 минут. Если же основное тренировочное занятие проводиться вечером, то комплекс статических упражнений на растягивание можно выполнить и в утреннее время.


§2.3. Анализ исследования силы мышц и гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста.

При планировании и проведении занятий у детей дошкольного возраста, связанных с развитием силы мышц и гибкости позвоночника, необходимо соблюдать ряд важных методических требований. Упражнений на гибкость можно включать в разные части занятия: подготовительную, основную и заключительную. В комплекс может входить 6-8 упражнений. Преимущественно необходимо развивать подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях.

Воспитывая гибкость, важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах. При этом надо иметь в виду, прежде всего те звенья опорно-двигательного аппарата, какие имеют наибольшее значение в овладении прикладными жизненно необходимыми действиями.

Основными средствами воспитания гибкости у детей являются упражнения в растягивании — многократно повторяемые с постепенно возрастающей возможно полной амплитудой движений гимнастические упражнения относительно локального характера (махи руками и ногами, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц и т. д.). Они применяются в младшем школьном возрасте главным образом в активном динамическом режиме, хотя вводится и определенная доля статических и пассивных упражнений.

В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Нужно иметь в виду, что упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже 2 раза в день. При прекращении выполнения упражнений на гибкость уровень ее постепенно снижается и через 2-3 месяца вернется к исходному уровню. Поэтому перерыв в занятиях может быть не более 1-2 недель. Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10 - 12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставах, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

При развитии гибкости целесообразны такие соотношения различных упражнений на растягивание: 40% активных, 40% пассивных и 20% статических. Но существует такая закономерность: чем меньше возраст, тем большую долю должны составлять активные упражнения и меньшую - статические.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.

Пассивные и статические упражнения в растягивании целесообразно применять в основном тогда, когда с возрастом существенно возрастает масса мышц и становится малоподатливым деформации связочный аппарат.

Работу на развитие гибкости необходимо сочетать с развитием силовых способностей. В этом случае большой эффективностью обладают занятия с использованием упражнений с применением дополнительных отягощений, причем величина их не должна превышать 50% от уровня силовых возможностей растягиваемых мышц. Величина отягощения в значительной мере зависит от характера двигательного действия: при использовании маховых упражнений вполне достаточно отягощения 1-3 кг, а при выполнении упражнений с принудительным растягиванием должно быть больше.

Кроме того, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. При использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.

Для расслабления и снижения мышечного напряжения целесообразно использовать психорегулирующие методы.

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

В процессе воспитания гибкости необходимо также учитывать, что подвижность в суставах может значительно изменяться в зависимости от различных внешних условий и состояния организма. Подвижность в суставах уменьшается после утомительной тренировки, при охлаждении мускулатуры и, наоборот, увеличивается после разминки, при повышении температуры воздуха.

Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно выполнять достаточно резко, так как мышцы уже адаптируются к растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально расслабить мышцы и несколько минут отдыхать пассивно, без движений. Если в ходе тренировки появляется чувство общей усталости, необходимо дождаться восстановления (1-2 мин). При стойком утомлении тренировку следует прекратить.

В последние года появились новые, нетрадиционные методы развития гибкости. Например, метод биомеханической стимуляции мышц, разработанный В.Т. Назаровым или метод электровибростимуляционный. Последний метод основан на том, что при выполнении упражнений на растягивание вибростимуляции подвергаются мышцы-антогонисты, а электростимуляции – мышцы-синергистры. Это способствует достижению большой амплитуды движений.

Заключение

Процесс развития  силы мышц  и гибкости позвоночника    у    детей дошкольного возраста сложный, но интересный.

Самое        сложное   -   убедить     учащихся        ежедневно      в   полную       силу выполнять      определённые     комплексы      упражнений,        увлечь    и   заинтересовать детей     в   необходимости          выполнения         этих       упражнений      до   появления    неприятных     ощущений.     Сложно     на    каждом     занятии    уделять      много    времени      именно        развитию     этих   качеств.     А    интерес    появляется    у   детей, когда    они    видят,    что    с  каждым   днём     становятся     более     спортивными   и   совершенными,     что     могут    выполнять     всё   более   сложные    элементы.

Осуществление целенаправленного развития и совершенствования силы мышц гибкости позвоночника у детей дошкольного возраста  значительно облегчает  им   выполнение всех видов упражнений, позволяет быстрее овладевать различными двигательными действиями.

Анализ научной и учебно-методической литературы, по вопросам теории и методики, педагогике, физиологии, показал, что наиболее благоприятным возрастом для развития гибкости является дошкольный возраст. Данный возраст является сенситивным для развития гибкости, суставы наиболее подвижны, кости не до конца окостеневшие, мышцы эластичные. Все это позволяет на занятиях ритмикой выполнять сложные специальные упражнения для увеличения подвижности в суставах, увеличения эластичности мышц. Для этого используются большей частью статические упражнения, также применяются эластичные резины, различные утяжеления, специальные тренажеры, упражнения могут выполняться при помощи партнера. Также используется повторный метод, с выполнением большего количества серий. Подвижность суставов связочного аппарата определяет скорость движений и технику исполнения. Естественный прирост подвижности суставов имеет наиболее высокие темпы от семи до десяти лет.

При целенаправленной тренировке она может быть доведена до своего максимального предела. У детей данного возраста наиболее меньший болевой порог, и переносить нагрузки им намного проще, чем детям более старшего возраста. В этом и заключается особенность развития гибкости.

Подведя итоги своей работы, можно отметить, что поставленная цель и задачи были раскрыть в ходе исследования.

Список литературы

1. Нилов В. Н. Хореография как средство самореализации дошкольников // Духовная культура накануне нового столетия. - М.: МГУК,  2008. – 183с.

2.Быков, В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. - Челябинск: УралГАФК, 1998. - 74 с.

3.Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 1980. - 56 с.

4.Альтер, М. Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Альтер – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 4 с.

5. Барышникова Т. Азбука хореографии. - Санкт-Петербург, 2006. – 392с.

6. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития/ И. А. Аршавский - М.: 2001. – 285 с.

7. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин – Ростов на Дону: Феникс, 2002. – 384с.

8.Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике /Ю.В. Менхин – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 170 с.

9.Новинская, С.А. Содержание занятий ритмической гимнастикой у детей школьного возраста: автореф. дисс. …канд. пед. наук / С.А. Новинская.- Кубань, 2000.- 26 с.

10. Аркин Е.А. Дошкольный возраст.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-220с.

11.Вавилова Е.Н. Дошкольный возраст.- М.: Физкультура и спорт,2004

12.Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -Физкультура и спорт,2006.-456с.

13.Введение в теорию физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева

14.Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев 2007. - С.23-48.

15.Дергунов Н.И. Дошкольный возраст. - М.: Академия, 2005.-245с.

16.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М.:Знание, 2008

17.Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств

18.Кузнецова В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - Физкультура и спорт,2007.-330с.

19. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. -М.: Академия, 2005

20. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 2003. -150с.

21. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. -СПб.: Питер, 2004.-192с.

22. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. - М.: Академия, 2003. - 265 с.

23. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду.- М.: Академия

24. Романенко М.И. Физкультура. - Киев, 2008. - 260 с.

25. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5--7 лет. -М.: Физкультура и спорт, 2003. -140с.

26. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. - Улан - Удэ, 2006.- 410 с.

27. Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.

28. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

29. Филимонов В.И.Дошкольный возраст - М.: Академия, 2004. - 139с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84290. Пищевые отравления: токсикоинфекции и интоксикации. Характеристика возбудителей пищевых отравлений 62.5 KB
  Пищевые токсикоинфекции – отравления, возникающие при приеме пищи, содержащей большое количество живых токсигенных бактерий. Возбудители токсикоинфекций образуют эндотоксины, прочно связанные с клеткой, которые при жизни микроорганизма в окружающую среду не выделяются
84291. Микробиологический контроль качества пищевых продуктов 36.74 KB
  Важнейшими характеристиками пищевых продуктов является их безопасность и микробиологическая стойкость. Для оценки качества пищевых продуктов пользуются количественными и качественными микробиологическими показателями. Поэтому при санитарной оценке продуктов пользуются косвенными методами позволяющими определить уровень загрязнения продукта выделениями человека уровень фекального загрязнения.
84292. Биосфера и распространение микроорганизмов в природе. Влияние на окружающую среду антропогенных факторов 33.94 KB
  Местообитание. В пределах экосистемы для каждого микроорганизма можно описать его местообитание. В рамках определенной экосистемы микрооганизм имеет как правило только одноединственное местообитание хотя некоторые микроорганизмы могут иметь несколько таких мест каждое в отдельной экосистеме. Иными словами местообитание – это адрес данного организма.
84293. Микрофлора почвы. Ее роль в инфицировании пищевых продуктов. Санитарная оценка почвы 33.3 KB
  Санитарная оценка почвы Почва – благоприятная среда для обитания и размножения различных микроорганизмов. В состав микробных биоценозов почвы входят бактерии грибы простейшие и бактериофаги. Микроорганизмы почвы участвуют в круговороте веществ в природе минерализации органических отбросов самоочищении почвы.
84294. Микрофлора воздуха. Оценка качества воздуха по микробиологическим показателям. Методы очистки и дезинфекции воздуха 32.84 KB
  Оценка качества воздуха по микробиологическим показателям. Методы очистки и дезинфекции воздуха Воздух является неблагоприятной средой для развития микроорганизмов что обусловлено недостатком питательных веществ и влаги а также бактерицидным действием солнечных лучей. Поэтому количественный и видовой состав микрофлоры воздуха зависит от ряда факторов: климатических метеорологических сезонных общего санитарного состояния местности и др.
84295. Микрофлора воды. Санитарная оценка воды по микробиологическим показателям. Способы очистки и дезинфекции воды 38.11 KB
  Санитарная оценка воды по микробиологическим показателям. Способы очистки и дезинфекции воды Вода является благоприятной средой для развития многих микроорганизмов. В состав микрофлоры воды входят сапрофиты: флуоресцирующие бактерии микрококки реже встречаются бактерии рода Bcillus.
84296. Предмет и задачи микробиологии. Основные свойства микроорганизмов 36.14 KB
  Основные свойства микроорганизмов Микробиология от греч. mikros – малый bios – жизнь logos – учение – наука изучающая мир мельчайших живых существ – микроорганизмов и процессы вызываемые микроорганизмами. Микробиология изучает морфологию микроорганизмов закономерности их развития и процессы которые они вызывают в среде обитания а также их роль в природе и хозяйственной деятельности человека. К миру микроорганизмов относятся бактерии дрожжи микроскопические плесневые грибы.
84297. Исторический очерк развития микробиологии. Перспективы развития и достижения современной микробиологии в народном хозяйстве, пищевой промышленности 41.75 KB
  Перспективы развития и достижения современной микробиологии в народном хозяйстве пищевой промышленности Процессы вызываемые микроорганизмами люди знали и использовали с незапамятных времен. В истории микробиологии можно выделить три периода: морфологический физиологический и современный. Морфологический период развития микробиологии связан с именем голландского ученого Антония ван Левенгука 16321723 который в конце XVII века с помощью изготовленного им самим микроскопа дающего увеличение в 300 раз открыл мир микробов.
84298. Принципы систематики микроорганизмов 39.21 KB
  С открытием микроорганизмов делались попытки распределить их между этими двумя царствами. Распределение микроорганизмов на царства в зависимости от структуры их клеточной организации Надцарство Царство Структура клеточной организации Эукариоты Простейшие Водоросли Грибы По своему строению сходны с клетками животных и растений. Для группирования родственных микроорганизмов по иерархической схеме используют следующие таксономические категории: вид род семейство порядок класс отдел царство.