83313

Журналистское мастерство Василия Пескова

Курсовая

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Каждый из нас имеет свою судьбу. Все события в нашей жизни складываются не просто так, а в связи с какими-либо обстоятельствами; при которых мы ведем себя по-разному. В нашей жизни столько всего случается: хорошего и не очень, но за всё, что бы, ни произошло, мы должны благодарить судьбу...

Русский

2015-03-13

154 KB

16 чел.

Введение

Каждый из нас имеет свою судьбу. Все события в нашей жизни складываются не просто так, а в связи с какими-либо обстоятельствами; при которых мы ведем себя по-разному. В нашей жизни столько всего случается: хорошего и не очень, но за всё, что бы, ни произошло, мы должны благодарить судьбу – это именно она запрограммировала все наши жизненные ситуации.

У всех нас есть свое окружение: семья, родные, друзья, близкие люди, любимые, знакомые – список можно продолжать до бесконечности. Но имея всё это, мы не радуемся жизни, и стараемся избежать общения со всеми. Это называется одиночеством. Также эту проблему мы тоже проанализируем.

Мы в нашей курсовой работе, решили рассмотреть столь важные для всего человечества аспекты, а именно: судьба, одиночество, обстоятельство. Ничто не существует отдельно, все это собранное воедино, составляет что-то невероятно важное для нас – нашу жизнь.

Актуальность работы:

Думаем, что ни для кого не окажется сюрпризом то, что данная тема, несомненно, актуальна. Причем ее можно рассматривать с различных точек зрения, и как журналистики, на примерах произведений людей этого ремесла, как и с точки зрения психологии, науки, изучающей человека и его внутренний мир.

На данное время творчество журналиста В. Пескова в научном плане мало изучено. Поэтому тему нашей курсовой работы я считаю актуальной.

Ценность данной работы, прежде всего, состоит в том, что курсовая будет моим первым опытом научной работы.

 Научная новизна: на кафедре журналистики БашГУ это будет первая студенческая курсовая по данной теме.

Степень изученности проблемы:

Мы считаем, что данная проблема до сих пор до конца не изучена, поэтому именно эту тему выбрали для курсовой работы. Да, несомненно, огромное количество ученых изучают аспекты этих вопросов, но нам бы хотелось ввести свою лепту в исследовании столь актуальной задачи.

Цель работы:

Попытаться найти ответы, на поставленные нами вопросы. А также постараться еще более раскрыть данную тему.

Задачи:

  1.  Ознакомиться с произведением, отражающим тему исследования. В нашем случае с очерком В. Пескова «Антониха».
  2.  Выяснить, насколько точно и ярко выражена тема курсовой работы в данном произведении.
  3.  Обратиться к материалам по психологии. Сделать сравнительный анализ, и впоследствии вывод.
  4.  Подойти к данной проблеме с разных сторон, изучить несколько точек зрения.

Методы исследования: метод дедукции, индукции, сравнительный анализ, описательный анализ.

Практическая значимость:

Данная курсовая работа поможет нам всем, хотя бы чуть-чуть разобраться в нашей жизни; узнать что-то новое, научиться чему-либо. Возможно, по мере продолжения изучения проблемы, эта работа станет настольной книгой для нас.

Объект исследования:

Очерк В.Пескова «Антониха». Литература по психологии.

Предмет исследования: Судьба, одиночество, и обстоятельство.

Глава 1

Известный журналист В. Песков и его творчество

Василий Михайлович Песков – писатель, журналист, тележурналист, ведущий телевизионной программы «В мире животных» (1975-1990гг.), путешественник, родился 14марта 1930г. в село Орлово, Центрально-Черноземной области СССР (ныне Воронежской области Российской Федерации).

 Факты из биографии

Отец Василия Михайловича был машинистом, а мама обычной крестьянкой. Окончив среднюю школу, не стал сидеть на шее у родителей и начал работать. Он работал пионервожатым, шофером, киномехаником, фотографом.

Он был единственным сыном (у него было 4 сестры), поэтому, когда отец его ушел на фронт, ему пришлось стать главой семейства и кормить всю семью.

Также часто вспоминает Песков и о войне:

«Близко войну я не видел. Но она была рядом. Летом и осенью 42-го года горел занятый немцами Воронеж. Воздушные бои истребителей. Взрывы бомб. (Осколок одной, упавшей за огородами, врезался в нашу дверь.) Массированные бомбежки железной дороги (от села в пяти километрах), передвижения танков, автомобилей с пушками на прицепе, скопление войск в заповедном лесу – такой была полоса возле фронта. Вспоминая то лето и осень, дивлюсь отсутствию у людей страха. В первые дни войны, когда фронт был у Минска, было куда беспокойней. Люди вязали узлы, заклеивали окна бумажными полосами, ночью маскировали каждую щель в окнах. Теперь же война была почти у порога, и жизнь, тем не менее, протекала своим чередом – каждое утро пастух Петька Кривой гнал пасти коз, и председатель колхоза Митрофан Иванович сам обходил избы: "Бабы, нынче на молотилку!»

О многих событиях, произошедших за годы войны, он написал в книге «Война и люди».

В дальнейшем его увлекла журналистика, и, выбрав свой творческий путь, он стал сотрудником воронежской областной газеты «Молодой коммунар».

С 1953г. Василий Песков работает в прессе. Дебют состоялся в воронежской газете «Молодой коммунар», где он проработал три года. В эту газету Василий Михайлович пришел как фотограф. Редактор газеты Борис Стукалин обратил внимание на то, что Песков делает оригинальные подписи к своим снимкам и предложил ему что-нибудь написать.

С тех пор он стал штатным корреспондентом этой газеты. Василий Песков не раз признавался, что заповедные леса под Воронежом «стали плацдармом для первых публикаций. Потом, Песков отправил несколько статей в «Комсомольскую правду», его пригласили в Москву, и с тех пор он работает там. «Я пришел в «Комсомольскую правду» с 10-летним образованием. Я им говорю: «Вы знаете, кого вы берете? Я из Воронежа, у меня 10 классов только образования. А там был такой хохол у нас, замечательный Петр Бондаренко, у него один стеклянный глаз был, так он поглядел на меня здоровым глазом, и говорит: «А у меня четыре класса». Я понял, что профессия эта требует способностей – это не чертежника научить. Однако я понял, что требуются все-таки знания и опыт. Это все само собой. А знания… Знания получать мне официальным путем было сложно – у меня уже была семья, учиться официально не на что было просто, и я понял, что мое образование – это самообразование. Из чего оно складывается? Из чтения, обязательно чтения – я хочу это подчеркнуть. Из путешествий – интересные люди, яркие встречи. Вот это и есть самообразование, вот 50 лет я этим делом занимался».1 

 Идейно-тематическое содержание творчества В. Пескова

С 1956г. В.Песков – фотокорреспондент и очеркист «Комсомольской правды». «Комсомольскую правду» Василий Песков считает своим вторым, после войны, университетом. Несмотря на то, что эта газета стала коммерческой, статьи Пескова – приятное исключение. Однажды шеф-редактор "Комсомолки" Владимир Мамонтов сказал: "В газете нашей все занимаются коммерцией. Не трогаем мы только Пескова. Он живет в заповеднике, и туда не может проникнуть даже Дарья Асламова". Уже 30 лет он ведет рубрику «Окно в природу», в которой рассказывает о природе того или иного места, об уникальных случаях, событиях. В его представлении природа – это отдельный мир, со своими порядками и нарушать их человеку просто категорически воспрещается. Я рассказываю о том, что сам наблюдал, чем был удивлен, озадачен, - говорит Василий Михайлович. За время работы в «КП» Песков 10 раз побывал в США и написал по этому поводу много статей. Он не писал о штатах, как о мире фастфудов и гламура. Он открыл Америку с совершенно новой стороны – рассказал о ее природе, жизни американских животных и растений. И, можно сказать, сделал это первым «Я - продукт "Комсомольской правды", работаю в редакции 45 лет, у меня с ней брак по любви. Я газете нужен, и она мне очень нужна». Об «Окне в природу» главный редактор «Комсомолки» Владимир Сунгоркин в беседе с читателями сказал так: «Василий Песков сочетает в себе качества неутомимого натуралиста–путешественника и мастера журналистики, он одинаково хорошо владеет и фотокамерой, и пером. Принцип его «Окна» - о самом серьезном в мире природы рассказывать увлекательно - неизменно им соблюдается.

Но важно подчеркнуть: в жертву занимательности никогда не приносится научная достоверность всей информации. У молодого читателя «Окно в природу» формирует мировоззрение, основанное на знаниях». Но писал Песков не только о природе: он объехал всю страну, встречался с известными и интересными людьми: маршалом Жуковым, маршалом Василевским, Михаилом Шолоховым, Юрием Гагариным. В 1992 году Василий Михайлович начал писать и для детского журнала «Муравейник». Песков теперь стал любимцем не только взрослых, но и детей. Его рубрика там называлась «Дядя Вася рассказывает». 2 За время работы в «Комсомольской правде» Песков объездил весь мир. Это север, юг, Центральная Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтийские острова, граница Европы и Азии. Конечно, выезжал за рубеж: десять раз в США, три раза на Аляску, шесть раз в Африку, был в Австралии, Антарктиде, Китае, во Вьетнаме.

Однажды ночью ему пришла идея: снять все это сверху. Началась труднейшая съемка, затянувшаяся на полтора года. Вспоминает: «Я летал из одного конца страны в другой, пересаживаясь с самолета на вертолет. Позже весь этот материал стал основой моей книги «Отечество», выдержавшей восемь изданий. Это был не альбом, а согретый эмоциями рассказ о стране, причем рассказ человека, который любит и уважает свою родину».

Его первая книга вышла в 1960г. За книгу «Шаги по росе», написанной в 1963г. он получил Ленинскую премию.

У В.Пескова огромное количество наград, но хотелось бы выделить две основные и наиболее важные из них.

1) Ленинская премия 1964г.

2) Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, (5 мая 2003г.) – за большой вклад в развитие отечественной журналистики. Василий Песков всю свою насыщенную жизнь любит фотографировать – это одно из самых любимых его занятий. Он говорил:

«Фотография - одно из самых хороших человеческих увлечений. Фотография делает интересным пребывание в любом месте, оставляет память о нем, воспитывает внимание, вкус. Лучше, чем ружье, приобщает человека к общению с природой, делает интересным любое странствие и доставляет радость даже в саду и огороде. И самое главное: фотография доступна любому человеку, а если она еще и помогает добывать хлеб насущный, то уже почти счастье».3

Любовь к природе у него появилась еще со школьной скамьи; ее привил Василию Пескову его первый учитель Василий Николаевич.

Он не раз говорил во время своего очередного интервью:

«Я объехал многие страны, видел красоту природы в различных местах, но жажда к познанию нового не угасает. Я советую всем с молодых лет приобщаться к миру природы, ходить по лесу с глазами любопытного человека. Общение с природой - одна из самых больших радостей в жизни».

Ознакомимся вкратце с творчеством этого журналиста, и приведем список его произведений:

«Шаги по росе» (1963г.) – книга очерков; «Записки фоторепортера» (1960г.) – книга; «В гостях у Шолохова»; «Ждите нас, звезды» (1963г.) – книга документальных очерков; «Белые сны» (1965г.) – книга; «Он был разведчиком» (1966г.); «Край света» (1967г.) – книга, «Ржаная песня» (1971г.); «Отечество» (1972г.);«Земля за океаном» (1973г.) – совместно с Борисом Стрельниковым; «Речка моего детства» (1978г.) – книга очерков;«Птицы на проводах» (1978г.) – книга об экологии, с главой о людях, неразрывно связанных с природой (Альфред Брем, Борис Николаевич Вепринцев, Джой Адамсон, Дмитрий Павлович Зуев, Эрнест Сето-Томпсон);«Просёлки» (1988г.) – книга очерков, «Таежный тупик» (1990г.) – документальная повесть о семье староверов Лыковых, «Странствия» (1991г.) – книга очерков, «Плата за выстрел», «Аляска больше, чем вы думаете» (1994г.).

Почитатели творчества Пескова с нетерпением ждут каждого очерка в газете "Комсомольской правды". Только он, по их мнению, может в простом увидеть такие сюжеты и преподнести их так, что просто вживаешься в них. На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности, он раскрывает характеры и судьбы людей. Ведь писание о природе, главной героине Василия Пескова – это не зоология или ботаника. Благодарная задача: наводить мостки между природой и духовным миром людей. Он видел много интересных людей: лесники, охотники, космонавты, маршалы, фронтовые разведчики, ученые, летчики. Но особо надо сказать о семье таёжников Лыковых. Их сибирская одиссея - поразительная человеческая история. В десяти странах, на разных языках вышла книжка об этих людях. Прошло двадцать четыре года, как написала «Комсомолка» о Лыковых, и все эти годы идут письма: «А что там сейчас?» В Швеции читатели книги образовали клуб с названьем «Агафья» - регулярно собираются обсуждать новости из «Тупика».

Как считает Василий Песков, сам человек является частью природы. Всех людей тайны природы, загадки, красота и дары её в разной степени обязательно интересуют. Природа – важная часть огромного мира, в котором живет человек. Поэзия, музыка, живопись проникнуты духом природы. Всё искусство либо откликается на потребность человека чувствовать природу, либо пробуждает у кого-то дремлющую любовь к ней.4

Об очерке «Антониха»

Перед нами необычный персонаж – Антониха (деревенская старуха, прожившая всю жизнь у Дона). Мужики побоялись перевезти автора через реку на ту сторону, а она, старая и не умеющая плавать, сделала это.

Во время войны она перевозила по ночам через бушующую реку под обстрелом солдат. Эта женщина поднимала на ноги своих сестер и братьев, так как их родители рано ушли из жизни. Она всегда все делала сама, не просила ни у кого помощи; могла даже в любую погоду добыть рыбу на пропитание.

Разве это не героические качества? Однако автор доискивается

деталей, и в итоге их находит. Оказывается, Антониха так и не научилась плавать за всю свою жизнь, ей просто было некогда. Но, как же, она не тонула, когда лодка переворачивалась? Антониха по дну бежала к берегу, а под водой она могла задерживать дыхание на 2 минуты! Вынырнет, глотнет воздуха и обратно.

Безусловно, многие ее качества возникли под руководством Коммунистической партии. Однако Песков сумел избежать пропаганды – именно за это публицисту положена еще одна премия – от читателей.

Много аспектов для изучения в этом очерке. Главная героиня, несомненно, заслуживает особого внимания. Она является отражением женщин тех времен. Женщин, которые включали в себе кроме своих еще и качества мужчин, решали трудные проблемы, спасали жизни, ничего не требуя взамен.

На протяжении всей нашей курсовой работы, мы будем обращаться к этому очерку, и к проблемам, затронутым в нем.

Глава 2

Жанры журналистики в творчестве В.Пескова

Несмотря на разнообразие журналистских жанров в творчестве Василия Пескова, все же, всем нам он известен своими заметками и очерками (он писатель-очеркист).

Вообще, очерк считают «королем» художественно-публицистических жанров, потому что, он требует умелого сочетания аналитического и образного начал.

Прежде чем обратиться непосредственно к сборникам очерков этого журналиста, рассмотрим очерк как художественно-публицистический жанр.

К этому жанру можно подойти с двух сторон: со стороны литературы и журналистики. Сравним эти определения.

Очерк – одна из разновидностей малой формы эпической литературы – рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстрого разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения.

Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле, а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» - проблемы «нравоописательные». Сочетает особенности художественной литературы и публицистики.

Виды очерков:

1) Портретный (исследует личность героя, его внутренний мир); 2) проблемный (публицистическое освещение проблемы; вступает в диалог с читателем); 3) путевой (рассказ о путешествии, об увиденном, об услышанном).

Очерк позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно, откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека; дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона и стран. В основе портретного очерка – рассказ о человеке, его жизни, мнениях. В проблемном очерке человек остается на втором плане, автор ведет анализ важной проблемы в ее конкретных проявлениях, действиях отдельных людей.

Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала, позволяет публицисту вести разговор по актуальным вопросам. Научно-популярный очерк ставит целью рассказать о научной проблеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языком, доступно и популярно. Путевой очерк – один из старейших видов художественной публицистики – развивался первым в литературе и рассказах «людей бывалых». Применяются средства художественной выразительности: портрет героя, его речевая характеристика; пейзаж, факт, деталь, подробность, вымысел, домысел. Основа: показ конфликта и точный психологический анализ. 5

Почитатели творчества Пескова с нетерпением ждут каждого очерка в газете "Комсомольской правды". Только он, по их мнению, может в простом увидеть такие сюжеты и преподнести их так, что просто вживаешься в них. На всех произведениях Василия Пескова лежит отпечаток лиризма, одухотворенности, поэтичности, он раскрывает характеры и судьбы людей. Ведь писание о природе, главной героине Василия Пескова - это не зоология или ботаника. Благодарная задача: наводить мостки между Природой и духовным миром людей. А он видел много интересных людей: лесники, охотники, космонавты, маршалы, фронтовые разведчики, ученые, летчики. Но особо надо сказать о семье таёжников Лыковых. Их сибирская одиссея - поразительная человеческая история. В десяти странах, на разных языках вышла книжка об этих людях. Прошло двадцать четыре года , как написала «Комсомолка» о Лыковых , и все эти годы идут письма : «А что там сейчас?» В Швеции читатели книги образовали клуб с названьем «Агафья» - регулярно собираются обсуждать новости из «Тупика».

Приведем отрывок одного из очерков Василия Пескова, который носит название «Я всем обязан деревне», продиктованный в Ульяновске.

«Весна». Так называется эта картина из жизни русской деревни. Банный день. Молодая мать одевает дочку в предбаннике. Чистота, здоровье, красота волнуют нас в этом правдивом обыденном моменте человеческого бытия. Идёт синеватый дымок из бани, под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведёрке вода из ручья, падает и тает редкий лопушистый снежок. Многие знают эту картину.

Если кто-то запамятовал имя художника, назовём его: Аркадий Александрович Пластов – человек, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне вёрст от Симбирска - Ульяновска.

Прислониха – деревенька старинная. Ей триста лет. Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в тысяча восемьсот девяносто третьем году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда теперь – верный, преданный сын.

Отец Аркадия был псаломщиком в местной церкви и очень хотел выучить мальчика на священника. Но судьбу сына определила встреча с весёлыми «богомазами», приезжавшими подновлять церковь. Вид красок и результаты работ мастеров поразили воображение подростка. «Буду художником!» – решил он.

И он художником стал. Большим, знаменитым. Получил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне».

Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. Он знал быт крестьян и очень любил деревенских людей. Начальные его работы – по большей части портреты крестьян. Я много раз подолгу рассматривал в альбоме их лица: пахарь, пастух, кузнец, плотник, охотник, сторож, доярка... Мы видим не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяньях. Мы видим человеческие характеры, самые разные. Ничто в работах художника не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней. Рассказывают: будучи в Венеции и восхищаясь её самобытностью, он доставал из кармана коробочку с сухой полынью и нюхал степную траву, поясняя с улыбкой: «Это чтобы своё не забыть».

Для Василия Пескова тема родины всегда была актуальна. Его очерки наполнены патриотизмом. Описание природы, портретов людей – все это умело совмещает очеркист.

До сих пор журналист пишет свои, непохожие на другие, очерки. Каждый из них актуален по-своему. Не нашлось еще такого писателя, который также живо, пестро, и, самое главное правдиво, рассказывал обыденную жизнь; применяя при этом богатство русского языка и средства художественной выразительности.

Глава 3

Журналистское мастерство Василия Пескова.

У В. Пескова есть особые правила, которыми он пользуется при написании своих очерков:

1) Первая фраза (которую журналист называет зачином) содержит информацию об участниках события и месте, на котором это событие происходит.

Первая фраза обычно начинается с определения темы, причем он использует лишь реальные факты. По значению, эти зачины делятся: описательные, информативные и отсылочные.6

Рассказ о событиях дается строго в их последовательности, не нарушая ее. Обязательно должно чувствоваться в очерке и отношение автора к происходящему и к участникам события. Их настроение и эмоции журналист должен ярко передать в своем очерке, используя при этом всевозможные синтаксические средства и средства выразительности.

Заголовки очерка очень важны, так как именно на них читатель заостряет особое внимание. Именно заголовок может либо заинтриговать, либо вообще не привлечь читателя.

У В. Пескова все заголовки исключительно просты, конкретны и одновременно однообразны и выразительны; в них часто используются различные тропы («Заячьи страсти» и др.).

Заголовок способен дать понять читателю, о чем в дальнейшем будет идти речь в тексте. Очень часты риторические вопросы или же вопросы, на которые автор может найти ответ, и впоследствии, читатель его получает.

В текстах Василия Пескова являются выразительными вставные конструкции, обусловленные индивидуальной творческой манерой.

Свою задачу Песков видел в том, чтобы просвещать, занимать, воспитывать мировоззрение людей. Экспрессивность его очерков достигается самим текстом и используемыми языковыми средствами.

В. Песков умело обошел в своих лучших произведениях опасность идеологизации поступков своих положительных героев потому, что не отрывает их от реалий жизни, очень крепко связывает их с конкретикой деталями, фактами.

Прежде чем обратиться непосредственно к анализу самого очерка, хотелось бы привести слова этого выдающегося журналиста из его книги очерков «Отечество», в которую как раз и входит данный очерк.

Всё, что собрано в этой книге, для меня представляется большим путешествием. В сущности, всё так и есть. Двадцать лет я работаю в «Комсомольской правде», двадцать лет летаю, езжу и хожу по земле.

Я рассказал о том, что увидел, о том, что очень люблю, о том, что меня взволновало и удивило. Я бывал за рубежами нашей страны, но в эту книгу собрал что особенно дорого, что можно соединить словом ОТЕЧЕСТВО. Никто не возметься перечислить всего, что стоит за емким словом ОТЕЧЕСТВО. Но все-таки можно сказать: понятие Родины – это память о всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Старое, Новое, Вечное – таков символический ключ путешествий.

О характере путешествия. В нем будут заметные остановки и остановки минутные, будут разговоры и встречи с людьми обстоятельные, а будут встречи мимолетные. Мы пройдем по местам славным, далеким и труднодоступным, но будут и просто тропки в знакомые нам поля и леса. Рассказ тоже будет не везде одинаковым. Надо помнить: одни заметки и фотографии сделаны только вчера, другие – больше десяти лет назад.

И еще. В начале книги о Родине я хочу назвать одно имя: НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛАРЧЕНКО. Это сельский учитель. Его уже нет. Памятники учителям, даже очень хорошим, ставят нечасто. Пусть это слово будет памятью о человеке, от которого мы, сельские ребятишки, впервые узнали, что стоит для каждого из нас за высоким словом ОТЕЧЕСТВО.7

Анализ очерка «Антониха»

Очерк является портретным, т.к. Василий Песков исследует личность старухи, а также заглядывает в ее внутренний мир. Лишь ему удавалось всегда точно подметить и зарисовать портреты своих персонажей, судьба каждого из которых по-своему интересна.

В основе любого портретного очерка – рассказ о человеке, его жизни, его мнениях. Благодаря очеркисту мы окунаемся в интересную историю непростой жизни, казалось бы, простой старухи, живущей у Дона.

На протяжении всего очерка показано живое общение автора и Антонихи. Мы узнаем, что Антониха – это всего лишь прозвище, которое ей дали мужики-лодочники.

Старуха ведет рассказ о своей жизни, делится горестями и радостями, а также жизненным опытом с журналистом, он же, в свою очередь, с читателями, выражая свои эмоции, делясь впечатлениями от общения с ней, и делая небольшие заметки по ходу всего очерка.

Чувствуется хорошее отношение автора к своему персонажу, и то, что оно взаимно. Старуха нашла в очеркисте родственную душу.

Этот очерк неспроста попал в книгу «Отечество», потому что именно в нем показано мужество не бойцов, а сельского жителя-старухи, ее стойкость и сила воли, ответственность и надежда на светлое будущее.

Термины «судьба», «одиночество», «обстоятельство»

Тема нашей курсовой работы очень многогранна. Вместе с тем, что она является своего рода журналистским исследованием, наша проблема затрагивает также и некоторые аспекты «науки о человеке», а именно психологии. Поэтому прочтение на семинарских занятиях данной курсовой поможет не только ознакомиться с творчеством выдающегося журналиста Василия Пескова, но и дать каждому из слушателей новые знания в познании самого себя.

Поэтому обратимся к трем волнующим нас терминам, которые выделены в теме нашей курсовой работы.

Для написания данного раздела главы, мы ознакомились с некоторыми изданиями по психологии. Начнем с понятия «судьба».

Есть несколько вариантов определения термина «судьба». Приведем некоторые из них.

В словаре В.И. Даля написано:

С одной стороны, судьба – это провидение, определение Божеское, законы и порядок Вселенной с неизбежными и неминуемыми последствиями их для каждого. С другой стороны, судьба – это участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределение неминучее в быту земном; пути провидения, что суждено, чему сбыться или быть. И наконец, судьба – это суд, судилище, судбище и расправа.8

Далее обратимся к термину «одиночество».

Одиночество – социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена – позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.

Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создает порочный круг – в результате отсутствия контактов самооценка еще больше падает.

Слабые навыки общения тоже способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми.

И, наконец, последний термин «обстоятельство».

Обстоятельства в жизни каждой личности бывают разными, но их можно выделить в группы:

● ожидания и влияния окружающих

● ценности и ожидания референтной группы

● образ жизни

● физиология: пол, возраст, строение и свойства нервной системы

● погода, законы и другие жизненные обстоятельства

Чаще всего обстоятельства влияют на слабую личность. Больше влияют на детей и старых людей, меньше – на успешных и уверенных в себе людей. Чем выше уровень развития личности, тем меньше ее поведение определяют обстоятельства.

Раскрытие темы.

 Тема нашей курсовой работы изначально прорисовывается в очерке Василия Пескова «Антониха».

У главной героини своеобразная, непохожая на другие, судьба.

Необъяснимо, почему именно так, а не иначе она сложилась. Получилось так, что на старость лет эта женщина осталась одинокой и никому не нужной, полностью в своем распоряжении.

Кто знает, может быть, если бы она не заботилась, лишь о своих братьях и сестрах, а уделяла, хотя бы немного времени себе, и жила не чужой жизнью, а лишь своей, ее участь не была бы такой. Возможно, она бы вышла замуж и родила детей.

Но, к сожалению, все упирается в обстоятельства; у нее не было другого выхода, кроме как заботиться о младших, ведь она пообещала это своим родителям, еще в то время, пока они были живы.

Однако Антониха, относится ко всему довольно оптимистично, и ни в коем случае не жалуется на свою судьбу; она с ней смирилась.

Василий Песков рассказывая эту историю, не дает никаких наставлений. Он дает читателю самому задуматься над этой проблемой, и рассчитывать лишь только на себя в поиске решения.

Тему «Мотивы преодоления судьбы, одиночества и обстоятельства» следует рассматривать также и со стороны психологии. Она несомненно актуальна.

Заключение

К сожалению, каждый из нас зависит от судьбы. Однако, как не раз говорили мудрецы из разных стран, мы сами творцы своей судьбы, и все в наших руках.

Антониха провела свою жизнь необычно, но невозможно однозначно понять, все, что с ней происходило это злой рок или, же просто обстоятельства. Одиночество было ее «лучшей подругой». Несмотря на все трудности, она справилась со всем, и уже, будучи старухой, ей было не стыдно за прожитую жизнь.

Скорее всего, мудрый человек именно так поступает в своей жизни: не мириться с судьбой, борется с одиночеством, и становится независимым от обстоятельств. Этому нужно учиться нам всем у этой старухи.

Несомненно, Василий Песков выбрал интересного персонажа для своего очерка. И его творчество, в очередной раз заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами нашей жизни.

В этом году, работая над курсовой работой, нам не удалось полностью раскрыть ее тему, и даже признаемся, коснулись ее поверхностно. Но мы обязательно продолжим над ней работать, потому что тема актуальна, и требует большего времени и жизненного опыта.

Эта тема, несомненно, волнует нас, и мы, с каждым годом будем прорабатывать ее все больше.

На данный момент исследования мы сделали немного выводов, и окончательно подвести итоги также не можем.

Осталось огромное количество нерешенных вопросов. В следующем учебном году мы станем еще ближе к намеченной цели: узнаем «Мотив преодоления судьбы, одиночества и обстоятельства в очерке В.Пескова «Антониха».

Список используемой литературы:

  1.  Засорина Т., Федосова Н., Профессия – журналист/Т. Засорина, Н. Федосова. – Ростов.: Феникс, 1999. – С. 88.
  2.  Кузнецов В.И., История отечественной журналистики (1917 – 2000)/В.И. Кузнецов. – М.: Флинта. Наука. 2002. – С. 13, 232 с.
  3.  Ворошилов В.В. Журналистика. Курс лекций. – Спб., 2004. – С.9.
  4.  Ворошилов В.В. Журналистика. – Спб., 2000. – С. 101.
  5.  Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. – Спб., 2009.
  6.  Песков В.М. Отечество. – М.: Молодая гвардия, 1972. – С. 50, 230 с.
  7.  Маслова В.А. Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста. – Минск, 1997.
  8.  Пидкасистый П.И. Педагогика и психология. – М., 2012. – С.430, 683 с.
  9.  Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналистики. – МГУ, 2001.
  10.  Риторические основы журналистики. Работа над жанрами. – М., 2002.
  11.  Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
  12.  Московский комсомолец: обществ - полит. молод. газ. – М., 1991. – С. 8.
  13.  Песков В.М. Окно в природу / В.М. Песков // Комсомольская правда. – 1999.

 http://www.calc.realist.ru/db/news/msg.html?s=11&mid=10103065 http://exlibris.ng.ru/fakty/2006-09-28/2_robinzonada.html http://history.kpv.ru/print/peskov_vasilif_mihaflovich.html 

 http://kenozerje.17-71.com/peskov.htm 

http://www.prazdnikinfo.ru/5/33/i21_6652.htm http://www.sputnik2000.com/authorInfo.asp?author_id=1078

 www.vbooks.ru

1 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004. – 13с.

2Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004. – 13с.

3 Песков В.М. Отечество.  – М.: Молодая  гвардия, 1972. – 30 с.

4 Песков В.М. Отечество.  – М.: Молодая  гвардия,  1972.  – С.113.

5 Ворошилов  Н.А.  Основы   теории журналистики. – М.:  Интермент инжиниринг,  2003.

6 Маслова В.А.  Лингвистический анализ экспрессивности художественного текста.  – Минск, 1997.

7 Песков В.М. Отечество.  – М.: Молодая  гвардия,  1972. – С. 50.

8 Пидкасистый П. И. Педагогика  и  психология.  – М., 2012.  – С. 683.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78869. Концепция социальной рациональности Макса Вебера 29 KB
  Концепция социальной рациональности Макса Вебера. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания как общая социология методология социального познания политическая социология социология права социология религии экономическая социология теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл понимающей социологией. Вебер в этом плане решительно расходится с Дюркгеймом полагая что реальным действующим лицом может быть не мифическое коллективное сознание государство или класс а конкретный индивид.
78870. Феноменологическая программа исследования знания 32.5 KB
  Феномен и логос учение о феноменах явлениях это обозначение философского движения появившегося в начале 20 века а также своеобразной практики осмысления пытающейся проникнуть к истокам человеческого опыта и познания. Ее отличительными чертами являются: нацеленность на вскрытие и приведение к непосредственной очевидности тех пластов нашего опыта которые в обыденной жизни остаются незримыми зачастую будучи основанием зримых; экспликация и истолкование смыслового содержания этого опыта и его сущностных структур; преимущественно...
78871. Герменевтический подход в социально-гуманитарном познании 29 KB
  Рикер понимает теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово герменевтика означает не что иное как последовательное осуществление интерпретации. Таким образом нужно установить соотношение между понятиями интерпретации и понимания. Цель понимания совершить переход от этого выражения к тому что является основной интенцией знака и выйти вовне через выражение. Согласно Дильтею виднейшему после Шлейермахера теоретику герменевтики операция понимания становится возможной благодаря способности которой наделено...
78872. Марксистский подход к исследованию социальной реальности 31.5 KB
  Базис или способ производства материальных благ или экономическая формация = производительные силы производственные отношения. Производительные силы ресурсы и средства обеспечивающие процесс производства. Производственные отношения выражается в различных формах собственности на средства производства. Классы в узком смысле слова социальные группы различающиеся по отношению к средствам производства.
78873. Образ науки в постмодернизме 13.99 KB
  Постмодернизм эту проблему пытается решить посвоему быть может осознавая себя не как конец философии а как переходное состояние между закатом и рассветом. На первый план в этой философии выходят проблемы языка новой субъективности иронии культуры цитат и кавычек. Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность закономерность мира. Картина реальности в философии постмодерна состоит из симулякров не имеющих оснований во внешней реальности симулякры – точные копии оригинал...
78874. Роль социально-гуманитарных наук в процессе соц трансформаций 13.58 KB
  Напротив ей присуща роль разрушителя мнимого всезнания и фиктивной уверенности. Используя науку по образу обыденного сознания мир с ее помощью заколдовывается вновь. Задача же социального теоретика на сегодняшний день состоит не только в производстве нового знания доставляющего новые возможности но и в разрушении фиктивных ожиданий обыденного сознания от сферы управления. Только разрушая мнимое всезнание наука может осуществить свою функцию производства нового знания.
78875. Жизнь как кактегория наук об обществе и культуре 13.83 KB
  Для Дильтея философия это рефлексия жизни на самое себя а переживание чувство жизни жизненный опыт жизненное отношение обозначают внутреннее восприятие нашей души самодостоверность внутреннего опыта единственный прочный и неприкосновенный фундамент. Он руководствовался главным принципом познать жизнь из нее самой и стремился представить мышление и познание как внутренне присущие жизни полагая что в ней самой формируются объективные структуры и связи с помощью которых осуществляется ее саморефлексия. Не менее значимым...
78876. Проблема истины в социально-гуманитарных науках 13.21 KB
  Проблема истины в социально-гуманитарных науках. При рассмотрении проблемы истины важно уяснить специфику ее классической неклассической и пост-неклассической трактовки а также особенности современного понимания ряда частных вопросов: ситуативность и объективный характер истин социально-гуманитарных наук; их взаимосвязь с социальной реальностью; экзистенциально-антропологический подход к истине в гуманитарном знании. Классическая концепция во-первых понимает под истиной соответствие наших знаний объекту; во-вторых предполагает возможность...
78877. Соц философия и ее методологическое значение для соц-гум наук 13.38 KB
  Соц философия и ее методологическое значение для соцгум наук Социальная философия составная часть любой философской системы важнейшая философская дисциплина которая оказывала огромное влияние на эволюцию общественного сознания и социальной практики на всех этапах исторического развития общества. Значение социальной философии как общей методологии познания общественных явлений определяется следующими тремя основными функциями: вопервых социальная философия ориентирует познание с субъектной стороны то есть ценностей потребностей целей...