83327

Экономическая и социальная политика Екатерины II

Доклад

История и СИД

К тому же правительство в течение всего века вводило запретительные таможенные тарифы на иностранные товары которые с успехом производились в России. Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство.

Русский

2015-03-13

30 KB

2 чел.

Экономическая и социальная политика Екатерины II

За годы правления Екатерины II (1762 – 1796) в экономике России были осуществлены ряд преобразований. Прежде всего, Екатерина сосредоточила в своих руках огромные законодательные и исполнительные полномочия, ограничив в значительной степени права Сената, лишив его многих функций, установленных еще Петром I. При Екатерине II, роль государства в развитии российской экономики вновь значительно усилилась. Этому способствовали отмена таможенных перегородок в стране, выход серии указов о свободном развитии предпринимательской деятельности, отмена монополий на производство различных товаров, внедрение в жизнь системы свободной конкуренции, свойственной буржуазным отношениям. К тому же правительство в течение всего века вводило запретительные таможенные тарифы на иностранные товары, которые с успехом производились в России.

Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Для оживления и развития экономики страны в 1762 и 1763 годах Екатерина II выступила с призывом к иностранцам приехать на поселение в Россию. Им обещались налоговые льготы, религиозная свобода, сохранение языка и культуры. Были расширены и укреплены права и привилегии дворян - основы абсолютной монархии.

В  1764 году, Екатерина II резко ограничила экономическое могущество церкви. Ею была проведена секуляризация церковных земель, в результате чего число монастырей в России сократилось 881 до 385. Доходы от этого процесса поступали в государственный бюджет. Миллионы монастырских крестьян были переведены в ведение Коллегии экономии, поэтому их стали называть «экономическими».

Во второй половине XVIII века феодальная экономика вплотную столкнулась с развивающимися рыночными отношениями. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привело к тому, что сельское хозяйство все решительнее втягивалось в рынок.

 В поместьях усиливалась эксплуатация крестьян, поскольку только таким путем феодалы могли увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продать ее на рынке.  Наряду с рынком сельскохозяйственной продукции заметно расширился массовый рынок изделий промышленных предприятий и ремесленников. Этому процессу способствовала окончательная ликвидация в 1754 году всех внутренних таможен. По инициативе советника Елизаветы Петровны П. И. Шувалова были отменены внутренние пошлины и многочисленные мелочные сборы. К концу XVIII в. в стране насчитывалось уже 1200 мануфактур. Самые существенные сдвиги произошли в металлургии, в первую очередь уральской, а также текстильной промышленности.

Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двора и другие государственные нужды требовали больших денежных ресурсов. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII в. в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше — в 5 раз.

Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть традиционными приемами. Одним из них был выпуск бумажных ассигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги (к концу XVIII в. бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. серебра). Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй в следующем году в Италии. Доходы росли за счет повышения налогов как прямых (подушная подать), так и косвенных (продажа казной вина, соли и других товаров, таможенные пошлины, доходы от чеканки монеты и др.).

При Екатерине II было окончательно оформлено сословное деление населения страны. В 1785 году она подписала Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства, более известную как Жалованная грамота дворянству. Они получали исключительное право владеть крепостными крестьянами и землями, передавать их по наследству, покупать деревни и т.п. Запрещалось конфисковать дворянские имения за уголовные преступления, имения в таком случае переходили к наследникам.

 Дворяне были освобождены от телесных наказаний, их могли лишить дворянского звания только по суду. Они освобождались от личных податей и различных повинностей, например, от пребывания войск в их домах. На местах - в губерниях и уездах - вся административная власть находилась в руках дворян.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81110. Складне речення 75.5 KB
  Вчити дітей розрізняти просте і складне речення визначати головні члени в реченнях що складаються з двохтрьох основ. Повторення вивченого з теми Речення. У цій вправі ми зустрілись із реченням що має дві граматичні основи Рипить ліс дерева туляться.
81111. Распознавание падежей имен существительных 102 KB
  Задачи урока: Продолжить работу над распознаванием падежей имен существительных. Совершенствовать умение учащихся в грамотном каллиграфическом письме. Развивать умение в самостоятельной работе на уроке, творческой работе, работе с текстом по памяти.
81112. Написание слов с удвоенными буквами в корне 46.5 KB
  Учить учащихся произносить и правильно писать слова с удвоенными согласными буквами в корне слова; развивать поисково-познавательную активность и самостоятельность детей; путем наблюдения над словом вывести что долгий согласный звук на письме обозначается двумя одинаковыми буквами...
81113. Письмове додавання трицифрових чисел з переходом через розряд. Легенди про весняні квіти 37 KB
  Мета: пояснити прийом додавання трицифрових чисел з переходом через десяток; опрацювати складання задачі за коротким записом; вдосконалювати обчислювальні навички; розширити знання дітей про легенди. Обладнання: картки для усних обчислень, демонстраційні слайди, індивідуальні картки, маршрутна карта.
81114. Потреби у безпеці. Захист від стихійних лих, пожеж, злочинів. Допомога при нещасних випадках 40.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з потребами в безпеці, формувати вміння захищатися від небезпеки і надавати першу допомогу при нещасних випадках; розвивати логічне мислення, зв’язне мислення, зв’язне мовлення; виховувати взаємодопомогу, співчуття. Обладнання: зошит «Цікава економіка», картки, малюнки.
81115. Пізнай себе. Характер і здоров’я 36 KB
  Мета уроку: сформувати уявлення про якості особистості; сприяти пізнанню себе, своїх внутрішніх характеристик; виховувати бажання самовдосконалюватися; розвивати вміння контролювати свої емоції; навчитися виховувати позитивні риси характеру і вміння стримувати негативні.
81116. Places of interest in London 57.5 KB
  London is the capital of Great Britain. It is one of the most interesting places in the world. About eight million people live here. There is a big river in London – Thames. There are lots of Bridges over the river. Tower Bridge is the most famous. It is more than 100 years old.
81117. Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ. Буквы Ш, ш 946 KB
  Цели: познакомить с согласным звуком и буквами, активизировать словарный запас. Развивать речь, мышление, внимание, память, фонематический слух, познавательную активность. Воспитывать положительные черты личности.
81118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на зведення до одиниці 29.38 KB
  Мета. Засвоїти таблицю множення числа 8, удосконалювати вміння розв’язувати задачі на зведення до одиниці, розвивати логічне мислення, увагу, виховувати інтерес до вивчення математики. Обладнання: таблиці для усної лічби, малюнки овочів.