83379

Сущность и правовые основы социального обеспечения военнослужащих

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Статус военнослужащего есть совокупность его прав свобод обязанностей и ответственности военнослужащих установленных законодательством и гарантированных государством. Государство берет на себя обязанности по социальной защите военнослужащих.

Русский

2015-03-14

63.12 KB

6 чел.

27

ВВЕДЕНИЕ

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества. Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Статус военнослужащего есть совокупность его прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Граждане приобретают статус военнослужащего с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием. Государство берет на себя обязанности по социальной защите военнослужащих. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 

Актуальность темы обусловлена правовым статусом (правосубъектностью) военнослужащих в системе социального обеспечения, что, безусловно, является одной из наиболее актуальных проблем современной юридической науки.

Объектом исследования являются общественные отношения между государством и военнослужащими в сфере наделения и закрепления социальных гарантий, мер по их обеспечению.

Предметом исследования являются нормы гражданского и военного законодательства, составляющие институт социальных гарантий военнослужащих и судебная практика их применения.

Цель: теоретический анализ юридических норм образующих в своей совокупности институт социальных гарантий военнослужащих, практики их применения, основ дальнейшего совершенствования указанного правового института.

Задачи:

− рассказать об  аспектах гарантий правовой и социальной защищенности военнослужащих, субъективный состав отношений и механизм реализации указанных аспектов;

− рассмотреть систему социально-правовой защиты военнослужащих Российской Федерации современного периода, ее виды, проблематику;

− дать общую характеристику видам (вещевому, жилищному, пенсионное) материального обеспечения военнослужащих, проанализировать правовое регулирование в указанной сфере, проблематику.

ГЛАВА 1.

Сущность и правовые основы социального обеспечения военнослужащих.

1.1 Социальные гарантии как вид социального обеспечения.

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики  государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан  из средств государственного бюджета  и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения  граждан по сравнению с остальными членами общества. 3

Одним из видов социального обеспечения являются социальные гарантии.  

Социальные гарантии – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества – право на труд, на отдых, жилище, бесплатное образование и бесплатную медицинскую помощь на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности.

Так же существуют особые социальные гарантии для военнослужащих.
Для них установлена единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. 

1.2 Сущность социальных гарантий в социальном обеспечении военнослужащих, уволенных с военной службы.

Одним из важнейших направлений деятельности Российского государства по повышению эффективности социальной политики является реформирование системы социальных льгот, установленных законодательством для различных категорий граждан, включая военнослужащих, уволенных с военной службы.

Социальные гарантии в социальном обеспечении военнослужащих, уволенных с военной службы занимают значительную роль. Они обеспечивают военнослужащих различными льготами.  Эти льготы гарантируют благоприятную, обеспеченную жизнь военнослужащим и после военной службы. Одним из ключевых институтов права социального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы является выслуга лет.

Выслуга лет – это продолжительность нахождения военнослужащего на военной службе.

1.3 Нормативная база социального обеспечения в виде социальных гарантий военнослужащих, уволенных с военной службы определяется законами Федеральными законами.

 Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

Граждане, проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 введен Федеральным Законом от 07.11.2000 №135-ФЗ).4

Сведения  о военнослужащих вносятся  в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» от28 марта 1998 г.№53-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным Законом Российской Федерации « О статусе военнослужащих »от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, а также федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными ФЗ « О статусе военнослужащих », федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

       На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны  с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи  с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

       Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность  и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.5

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирование мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

      Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.6

    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее-органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать  в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

В Законе РФ "О статусе военнослужащих" имеются два понятия, являющимися одними из условий предоставления военнослужащим и (или) гражданам уволенных с военной службы тех или иных гарантии правовой и социальной защиты : общая продолжительность военной службы в льготном исчислении (например, при установлении продолжительности основного отпуска) и общая продолжительность военной службы (например при установлении размеров единовременного пособия при увольнении или права на ежемесячное социальное пособие, выплачиваемое военкоматом).
Разумеется общая продолжительность военной службы исчисляется в календарном исчислении.7

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным Законом Российской Федерации « О статусе военнослужащих »от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, а также федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными ФЗ « О статусе военнослужащих », федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны  с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи  с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.8

      Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность  и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирование мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать  в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.9

Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей:

   Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться  в   служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее общевоинские уставы)

Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие) нарушающие  и ущемляющие их права в  связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.10

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляют органы военного управления и органы военной прокуратуры. Право на труд реализуется военнослужащими посредством ими военной службы.

Государство гарантирует военнослужащим, проходившим военную службу по контракту:

Назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе; Повышение квалификации с учетом интересов военной службы  и их собственного выбора.

Увеличение количества льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается  с учетом общей продолжительности военной службы в календарном  исчислений (далее - общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

          Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации

     Характер служебной деятельности  и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.11

     Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается  в их общий трудовой стаж, включается  в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии  с указом Президента Российской Федерации)-один день военной службы за два дня работы

     Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных  с повышенной опасностью для жизни  и здоровья, засчитывается  в специальный трудовой стаж при установлении пенсий по старости  в связи  с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены  в соответствующие перечни,  утвержденные Правительством Российской Федерации.

     Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,  в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии засчитываются весь период проживания  с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей,  с 1992 года в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи  с отсутствием  возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными,  а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по мету военной службы супругов, если по заключению учреждения здравоохранения их дети нуждались  в постороннем уходе.

      Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. В указанные периоды супругам военнослужащих, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячно пособие  в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

   Военнослужащим, проходящим военную службу  в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями,  в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются, дополнительны льготы, гарантии и компенсации.12

      Перечень указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации,  а перечень указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти,  в котором федеральным законом предусмотрена военная служба)

     Супруги военнослужащих при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части  и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности  или штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовке, повышение квалификации и переподготовке с отрывом от производства  с выплатой  в период обучения средней заработной платы.

     Привлечение  военнослужащих  к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается  в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

     Военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии   с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.13

     Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п.3.ст.11 ФЗ « О статусе военнослужащих», не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируются отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. 

   Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.14

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.  Продолжительность основного отпуска устанавливается: 

·        Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, - 30 суток;

·        Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, - 35 суток;

·        Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет  15 лет и более, - 40 суток;

·        Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых  в льготном исчислении составляет  20 лет и более, - 45 суток

      Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,  в год поступления  на военную службу по контракту и в год увольнения  с военной службы исчисляется  в порядке, определяемом Положением  о порядке прохождения военной службы.

     Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и по призыву в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями,  в том числе отдаленных,  а также на воинских должностях, исполнение обязанности военной службы на которых связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы. При этом общая продолжительность основного отпуска   с учетом

9

дополнительных чуток не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно (в ред. Федерального закона от 31.12.1999 г. №229-ФЗ)

     Указанное увеличение основного отпуска производится и военнослужащим -  ветеранам боевых действий на территории других государств, но дополнительный отпуск без сохранения денежного довольствия сроком до 3 недель в год им не предоставляется.

 Дополнительные выплаты

     Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания.

    Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания, а также оказывается материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000№524 утверждены Правила выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга.15

    Военнослужащим, проходящим военную службу в воинских частях, где  в соответствии  с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для них установлена  система премирования за выполнение и перевыполнение производственных заданий и других показателей, а также военнослужащим, направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технической помощи и исполнения иных обязанностей военной службы, выплата единовременного денежного вознаграждения и премии за образцовое выполнение воинского долга не производится

  

ГЛАВА  2.

2.1  Вещевое обеспечение военнослужащих.

Продовольственное и вещевое обеспечение являются одними из видов материального обеспечения военнослужащих16. Права военнослужащих на продовольственноеи вещевое обеспечение регулируются ст. 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", постановлениями Правительства РоссийскойФедерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба17.  Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации в одной из следующих форм:
- организация питания по месту военной службы - для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
- выдача продовольственного пайка;
- выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости - по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска;
- выплата продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования, а также на время нахождения в пунктах командировок, если в этих пунктах отсутствует организованное питание военнослужащих.
Основным нормативным правовым актом, определяющим задачи, организацию и порядок продовольственного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время, является Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденное приказом министра обороны Российской Федерации от 22 июля 2000 г. N 400.

2.2 Жилищное обеспечение

 Конституция Российской Федерации закрепила права и свободы граждан, соответствующие международным актам о правах человека, в том числе и в жилищной сфере.

   В качестве одного из важнейших социально-экономических прав, право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями.18

  Гарантии жилищных прав военнослужащих обусловлены статусом военнослужащего, который определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными конституционными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.19

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" закрепляет важное положение о том, что "государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений" (п.1 ст.15), тем самым относя их к числу лиц, находящихся под особой защитой государства и имеющих право на бесплатное получение жилья по нормам и в порядке, установленным действующим законодательством. При этом военнослужащий может реализовать свое право на жилище по своему выбору, заключая договор социального найма либо получая жилое помещение на себя и членов семьи в собственность. Это не лишает военнослужащих возможности на приобретение жилья при желании и в других установленных законом формах.20

2.3 Пенсионное обеспечение.

Виды: Пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке,
предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
21 22

1) Пенсия за выслугу лет.
Право на назначение данной пенсии имеют :

• лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе;

• лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет

2) Пенсия по инвалидности.
Право на назначение данной пенсии имеют лица,

ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

3) Пенсия по случаю потери кормильца.
Данная пенсия назначается,

если кормилец погиб во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи погибшихлиц, состоявшие на иждивении последних.
Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.

2.4 Другие виды материального обеспечения военнослужащих

Так же для военнослужащих существуют и другие виды материального обеспечения. Например,различные материальные поощрения.

Это является одним из методов  морального и материального стимулирования военнослужащих.23

 Награждение лучших офицеров будет способствовать повышению примерности офицерского состава,укрепит их личную дисциплину,будет способствовать росту личного профессионализма офицерского состава и повышению эффективности управления подчиненными. 24

 

Заключение

12 февраля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации принял Закон « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,   их семей»,  а также постановление о порядке введения этого Закона в действие. Названный Закон вступил в силу с 1 февраля 1993 года. С этой даты на территории России не применяется Закон СССР от 28 апреля 1990 г. « О пенсионном обеспечении военнослужащих», а также нормативные акты Правительства бывшего СССР по данному вопросу. Однако право на получение пенсий, назначенных до 1 февраля 1993 г. по союзному законодательство, не пересматривается (п.2 постановления от 12 февраля 1993 г.). Всем пенсионерам, имеющим право на более высокую  пенсию по Закону от 12 февраля 1993 г., произведен ее перерасчет.

  При разработке нового российского Закона о пенсиях военнослужащим были учтены формулировки и нормы Закона « О государственных пенсиях в РСФСР».  В нем неоднократно даются отсылки к названному Закону.

  Пенсионное обеспечение по Закону от 12 февраля 1993 г. осуществляется в зависимости от последнего места службы Министерством обороны. Министерством внутренних дел и Министерством безопасности Российской Федерации.

Лица, проживающие  в России, пользуются правом на пенсию по данному Закону,  если они:

·        проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов либо по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, пограничных внутренних и железнодорожных войсках, формированиях правительственной связи, войсках гражданской обороны, органах безопасности и органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных  в соответствии с законодательством;

·          проходили военную службу в качестве лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах, войсках и органах КБГ, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР;

·        проходили службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации  и бывшего Союза ССР;

·        потеряли кормильца из числа указанных выше лиц.

  К проходившим военную службу  в качестве офицеров приравнены  в пенсионном   обеспечении лица, которые  в период Великой Отечественной Войны, находясь в советских партизанских отрядах и соединениях, занимали командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами. К проходившим военную службу по контракту приравнены  в пенсионном обеспечении: лица, состоявшие на сверхсрочной военной службе (бывшие военнослужащие сверхсрочной службы); женщины, проходившие действительную военную службу в добровольном порядке на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшие военнослужащие - женщины), - ст.3 ФЗ.

  Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом  от 12 февраля 93 г. распространяются на перечисленные выше категории военнослужащих воинских формирований Российской Федерации, Объединенных      Вооруженных Сил СНГ и бывшего СССР,  а также на их семьи, которые проживают в государствах - бывших республик СССР, не являющихся   участниками  СНГ, если законодательством этих государств не предусмотрено их пенсионное обеспечение на  основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, и их семей.

  Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Российской Федерации, которые проходили военную службу и службу  в органах внутренних дел в государствах, как являющихся, так  и не являющихся участниками СНГ, а также семей этих лиц  осуществляется  в порядке, предусмотренном заключенными  с этими   государствами договорами (соглашениями).

   Закон предусматривает  и те категории граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется или может осуществляться на основаниях, установленных Законом   РСФСР  « О государственных пенсиях  в РСФСР» (ст.2). Так, гражданам, проживающим в РФ  и имеющим право на пенсию по Закону от 12 февраля 93 г., по их желанию пенсия может быть назначена по Закону от 20 ноября 90 г.  

     Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу),  и семей этих лиц осуществляется только  в соответствии  с Законом от 20 ноября 90 г. Лишь на основаниях, установленных названным Законом, назначается также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних  дел, лишенным воинских или специальных званий в установленном законодательством порядке, и их семьям. 

Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты:

1) Федеральный закон от 27 мая 1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих (с изменениями на 24 ноября 2014 года)»

2)Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

3)Приказ Министра обороны РФ от 28.02.2013 N 166 (ред. от 28.01.2014) "Об утверждении Порядка реализации накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации”.
4) Приказ Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 г. N 325 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

5)Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

6)Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 мая 2010 г. № 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений.

Литература:

1)Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборние №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

3 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

4 Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

5 Приказ Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 г. N 325 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

6 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

7 Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

8Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

 

9 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

10 Приказ Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 г. N 325 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

11 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

12 Приказ Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 г. N 325 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

13 Приказ Министра обороны РФ от 26 апреля 2013 г. N 325 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы.

14 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

15 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

16 Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

17 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

18 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

19 Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

20 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений»

21 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.

22 Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

23 Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 (ред. от 02.06.2014, с изм. от 01.09.2014) "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
Денежное довольствие военнослужащим выплачивается за весь период военной службы. Выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, а за декабрь календарного года - не позднее последнего рабочего дня месяца.  По решению Министра обороны Российской Федерации денежное довольствие может выплачиваться в более ранние сроки

24 Кудашкин А.В., «О некоторых теоретических вопросах материального обеспечения военнослужащих», Российский военно-правовой сборник №7: Актуальные проблемы правового регулирования материального обеспечения военнослужащих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24768. Сущность, содержание и структура системы национальной безопасности государства 42.5 KB
  Под национальной безопасностью страны необходимо понимать систему элементов связей и отношений обеспечивающую реализацию жизненно важных политических экономических военных гуманитарных экологических информационных и других интересов личности общества и государства. Национальные интересы – объективные потребности гражданина общества и государства вытекающие из особенностей социальноэкономического и политического устройства государства уровня его экономического развития исторически сложившегося места в международном разделении...
24769. Гражданские правоотношения: понятие, элементы, виды 109.5 KB
  Гражданские правоотношения: понятие элементы виды Гражданские правоотношения – общественные отношения урегулированные нормами ГП это связь субъектов наделенных взаимными правами и обязанностями.Субъекты: лица обладающие гражданскими правами и несущие гражданские обязанности в связи с участием в конкретном гражданском правоотношении.Объекты определенные цели на достижение которых направлены те или иные права. характер санкций применяемый в гражданском праве: Меры принуждения имеют имущественный характер и санкции являются...
24770. Экономическое понятие собственности и ее основные формы 213.5 KB
  В каждой стране в экономике имеется государственный сектор экономики что представляет общую черту современного рыночного хозяйства. В России предприятия государственного сектора экономики подразделяются на федеральные и муниципальные. Можно выделить следующие типы экономических систем: система современной рыночной экономики; система смешанной экономики; система традиционной нерыночной экономики; система административнокомандной экономики. Система современной рыночной экономики сегодня является доминирующей по причине высокой...
24771. Финансово-кредитная система РФ, ее структура и принципы формирования 197.5 KB
  Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности формируются источники финансирования общественного сектора экономики достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:...
24772. Предмет региональной экономики и управления. Место региональной экономики и управления в современной системе наук 116 KB
  Место региональной экономики и управления в современной системе наук. Главными составляющими предмета региональной экономики и управления являются: экономика отдельного региона; экономические связи между регионами; региональные системы национальная экономика как система взаимодействующих регионов; размещение производительных сил как процесса стихийного или целенаправленного распределения по территории средств производства и людей занятых в производстве; региональные аспекты экономической жизни экономику производства инвестиционного...
24773. Территориальные факторы и особенности расселения населения 80 KB
  Территориальные факторы и особенности расселения населения Размещение населения показывает распределение жителей по отдельным частям территории страны. Показателями размещения являются численность населения или доля от общей численности и плотность населения количество жителей на единицу площади. Если динамика населения страны в целом зависит в основном от естественного движения населения то изменение размещения населения внутри России связано в основном с миграционными процессами. Подавляющее большинство населения России проживает в...
24775. Сущность и значение управления 136 KB
  Сущность и значение управления. Деятельность любой организации требует управления без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие но и само существование. Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов постепенное уменьшение регулирования производства административными методами интенсификацию производства. Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления направленное на достижение цели управления.
24776. Организация связей с общественностью в системе государственного и муниципального управления: общее и особенное 71.5 KB
  Организация связей с общественностью в системе государственного и муниципального управления: общее и особенное. Так что к основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести: участие в демократизации государственного управления содействие становлению гражданского общества. Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. Возможности ПР могут быть...