83384

Тьюторство и менторство в учебном процессе

Курсовая

Педагогика и дидактика

В связи с инновационными изменениями в современной системе образования: переходом в режим открытости индивидуализации вариативности возникает потребность перехода к образовательным программам нового поколения введению в педагогическую практику образовательных событий позволяющих обучающимся выбрать собственный...

Русский

2015-03-14

58.2 KB

24 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт непрерывного образования

Программа дополнительного профессионального образования

«Преподаватель»

Дисциплина «Методика преподавания отрасли науки»

Курсовая работа на тему

«Тьюторство и менторство в учебном процессе».

Выполнил слушатель

2 года обучения

Бетина М.Ю.

Преподаватель:

к.п.н. Вьюнова Д.С.

Москва, 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности формирования тьюторского и менторского сопровождения в образовании

  1.  Ретроспектива в институт домашнего наставничества в дореволюционной России.
  2.  Роль тьюторского и менторского сопровождения в современном образовании.
  3.  Характеристики тьюторского действия.

Выводы к главе 1.

Глава 2. Организация тьюторского и менторского сопровождения учащихся

2.1 Тьюторское и  менторское сопровождение как форма развития наставничества в системе образования

2.2 Разработка и реализация индивидуальных программ при помощи тьютора и ментора.

2.3 Реализация тьюторской позиции на примере учителя общеобразовательной школы.

Выводы к главе 2.

Заключение

Литература

Введение

В связи с инновационными изменениями в современной системе образования: переходом в режим открытости, индивидуализации, вариативности, возникает потребность перехода к образовательным программам нового поколения, введению в педагогическую практику образовательных событий, позволяющих обучающимся выбрать собственный путь развития, конструировать возможные образы будущего, определять содержание, формы. Сегодня подобные программы, способствующие индивидуализации образовательного процесса успешно функционируют во всем мире за счет тьюторского и менторского сопровождения учащихся. Модель такого сопровождения может быть охарактеризована через специально выстроенное пространство рефлексии, позволяющее участникам обнаруживать собственные успехи и неудачи через постановку задач на собственное продвижение, поиск ресурсов, постоянное соотнесение желаемого и действительного.

Помимо всего вышесказанного, необходимость в подобном сопровождении обуславливается тем, что действующая модель подготовки выпускников школ, техникумов, колледжей и ВУЗов не всегда соответствует современным требованиям, таким как: самостоятельность в принятии решения, инициативность и применение нестандартных подходов при разрешении проблемных ситуаций; зачастую, выпускники не обладают даже достаточными навыками поиска информации, умением ставить цель и добиваться ее.

В образовательном пространстве целесообразно появление педагогических ролей и позиций, которые меняют отношения между учителем и учеником, в этом потенциал тьюторской и менторской позиций, основанных на признании права учащегося на самостоятельность и индивидуальность, может помочь решить проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования, полнее раскрыть ресурсы учащегося и ресурс образовательного учреждения. Таким образом, актуальность данной курсовой работы обуславливается востребованностью  в настоящее время идей тьюторства и менторства.

Цель исследования: изучить тьюторскую и менторскую деятельность в учебном процессе.

Объектом исследования является деятельность тьютора и ментора в учебном процессе.

Предмет исследования – процесс формирования и организации тьюторской и менторской деятельности.

Гипотеза исследования: деятельность тьютора и ментора эффективно решает задачи  становления осознанности выбора каждого учащегося.

Основные задачи курсовой работы:

  1.  раскрыть понятия «тьютора» и «ментора» в ключе образовательного процесса;
  2.  изучить организацию деятельности тьютора и ментора;
  3.   рассмотреть формы тьюторского и менторского сопровождения учащихся.

Методы исследования:

  1.  теоретический анализ, обобщение и интерпретация педагогической литературы по теме исследования;
  2.  изучение и обобщение накопленного педагогического опыта по исследуемой теме.

Глава 1. Особенности формирования тьюторского и менторского сопровождения в образовании

1.1Ретроспектива в институт домашнего наставничества в дореволюционной России.

Исследуя тьюторскую и менторскую деятельность в России, мы проследим путь развития наставничества в нашей стране, ведь тьюторство и менторство в своей предпосылке имеют общую идею наставничества, а оно, в свою очередь, в отечественной педагогике непрерывно связано с домашним обучением. Домашнее обучение как вид образовательной деятельности берет начало с момента принятия православия и появления на Руси первых византийских и болгарских священнослужителей. Взяв под свою опеку одного или нескольких  учеников, они обучали подопечных элементарной грамоте, и такое образование долгое время оставалось ведущей формой образования. Кроме священников домашним наставничеством занимались так называемые «грамотеи» - грамотные иностранцы, обучающие за плату всех желающих. Элементарный характер обучения не требовал специальной педагогической подготовки, и оно осуществлялось усвоенными в период собственного ученичества и передаваемыми из поколения в поколение методами.

Удовлетворить образовательные потребности дворянства не могли ни существовавшая под эгидой церкви народная школа, ни учебные заведения, появившиеся в ходе петровских преобразований. Наша страна стала  привлекательной для европейцев, многих из которых привлекли легкие заработки. Среди других специальностей особо популярной представлялась профессия домашнего наставника. Образовательные потребности большинства дворян не шли дальше стремления приобщить детей к внешней европейской культуре. Для этих целей подходили открывшиеся в столицах частные пансионаты, которые, к слову сказать, начинают возрождаться в нашей стране на сегодняшний день. Престижным считалось просто обучать детей в частном пансионате или иметь в учителях европейца. В своих претензиях на образование не отставало от столичного и провинциальное дворянство, у которого домашними наставниками служили отставные унтер-офицеры, канцеляристы, причетники и другие, «знавшие азы славянской грамоты и цифирь люди».

Даже интенсивное развитие в XVIII в. системы государственного образования, учебные заведения страны (Петербургский и Московский Университеты с гимназиями при них, кадетские корпуса, Воспитательное Общество благородных девиц) не могли обеспечить образовательных потребностей общества. Далеко не все дворяне могли отправлять своих детей за границу, и результаты заграничных поездок оставляли желать лучшего. В своем стремлении дать своим детям модное европейское образование не всегда могли объективно оценить профессионализм нанимаемых ими домашних учителей и довольствоваться только их принадлежностью к иностранцам. Во второй половине XVIII в. меры ужесточились, и занимающиеся домашним воспитанием или преподавшие в частных пансионах иностранцы обязывались пройти испытания в академии наук в Петербурге, либо в Московском университете. Практика проведения обязательных экзаменов для домашних учителей-иностранцев прививалась крайне медленно, и была воспринята негативно как государственными деятелями, так и рядовым малообразованным дворянством.

Ситуация с домашним наставничеством стала меняться с принятием 1 июля 1834 г. «Положения о домашних наставниках и учителях», согласно этому документу устанавливался контроль над деятельностью домашних учителей и наставников со стороны предводителя дворянства и местного училищного начальства. Принципиально новым являлось содержащееся в нем требование о допуске к педагогической деятельности иностранцев, имевших выданные зарубежными российскими представительствами свидетельства о поведении и образе мыслей. Все занимающиеся обучением в частных домах лица подразделялись на: домашних наставников и домашних учителей и учительниц. Наставники отличались от учителей тем, что закончили обучение в высшем учебном заведении и имели аттестат действительного студента (низшая учёная степень в дореволюционной России, присваивалась лицам, закончившим университет без отличия) или иную учёную степень. Наставники считались состоящими на службе по ведомству Министерства народного просвещения. Преимущество отдавалось отечественным педагогам.

Существенные изменения в подготовке педагогических кадров для домашнего обучения произошли в 60-х – 70-х годах XIX в. Затронувшие все сферы российской действительности социально-экономические преобразования коснулись в полной мере и системы народного просвещения, а именно устранились сословные ограничения в образовании, способствующие демократизации образования в целом. Отряд домашних наставников при этом пополнился представителями обедневшего после отмены крепостного права дворянства. Начало педагогической подготовки в женских гимназиях домашних учительниц было положено еще Екатериной Великой, и во второй половине XIX в. жизненные реалии обусловили необходимость предоставления в женских гимназиях и прогимназиях педагогической подготовки. Значительное количество выпускниц с педагогической подготовкой  государственных и частных женских гимназий становились домашними наставницами и учительницами. Оценивая систему домашнего обучения в дореволюционной период в целом, следует отметить, что оно являлось действенной формой внешкольного образования. В ходе своего становления домашнее обучение приобрело характер упорядоченного процесса, стало полноценным элементом системы народного просвещения страны. Контроль над домашним наставничеством и его поддержка со стороны государства способствовали отстранению от него случайных людей и формированию системы подготовки педагогических кадров. Опыт домашнего наставничества может и должен быть востребован нашей страной в условиях наблюдаемого возрождения этого действенного социально-педагогического явления.

1.2Роль тьюторского и менторского сопровождения в современном образовании.

Широко распространенная в ряде стран и хорошо забытая в отечественной педагогике практика наставничества на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений в образовании. С её помощью осуществляется построение индивидуальной траектории личностного развития ученика (студента) и дальнейшее его сопровождение. Построение индивидуальной образовательной траектории может осуществляться при помощи деятельности тьютора и ментора. Кто же такие тьютор и ментор?

Тьютор  (в переводе  с англ.) – педагог-наставник, опекун, попечитель. Это своего рода посредник между учеником и учителем, анализирующие образовательный путь своего подопечного, или иначе говоря, тьюторанта. Тьюторское сопровождение, переход на субъект-субъектные отношения между преподавателем и учеником составляют основу организации личностно-ориентированного образования. Разработка такого сопровождения основывается на учете потребностей личности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии, признание приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого, который изначально является субъектом сопровождения.

Тьюторское сопровождение необходимо на этапе адаптации новых подопечных, тьютор помогает приспособиться к условиям и содержанию образовательного процесса, наладить взаимоотношения друг с другом и с педагогами, затем проводит индивидуальные консультации по оформлению образовательных запросов и конструированию дальнейшего образовательного движения. Тьюторское сопровождение заключается в диагностике индивидуальных способностей, помощи в нахождении реализации  себя.

Ментор – это педагог-наставник, воспитатель, назидатель. Ментор передает накопленный опыт, знания, модели поведения, корректируя их с помощью обратной связи, воспитывает эмоционально-волевую регуляцию, ответственность за свое становление, самостоятельность. Особенно важным для ментора является раскрытие потенциала своего подопечного. Как и в случае тьютора, между педагогом и обучающимся строятся доверительные субъект-субъектные отношения. Показателями продуктивности менторского сопровождения являются личностное и интеллектуальное развитие, самообразование, высокая мотивация, оптимистическая социальная позиция, самоудовлетворенность воспитанника. На завершающем этапе образования – это формирование профессиональной идентичности, готовности к будущей практической деятельности.

Таким образом, высокопродуктивное, отвечающее современным требованиям образование и становление личности выпускника невозможно без сопровождения тьютора и ментора. Процесс личностного развития в юношеском возрасте существенно зависит от условий образовательной среды, которые задаются учебным заведением, где осуществляются личностное и профессиональное становление, поэтому сопровождение тьютора и ментора должно стать частью личностно-ориентированного образования.

1.3Характеристики тьюторского действия.

В своей курсовой работе хотелось бы акцентировать внимание именно на тьюторском действии в учебном процессе, потому что в 2008 г. в России была официально утверждена новая педагогическая профессия – профессия тьютора – педагога, сопровождающего индивидуальные образовательные программы.

И так как процесс индивидуализации разворачивается на всех этапах жизни и развития человека, то и деятельность тьютора может осуществляться и в дошкольном, и, в общем, и в высшем, и в дополнительном профессиональном образовании, причем как в его учебном, так и во внеучебном пространствах.

Первая характеристика тьюторского действия – это полнота. Несмотря на различие и специфику в каждом из указанных направлений, необходимо выделить принципиальные характеристики полного тьюторского действия, не зависимо от того, где оно разворачивается. Так как тьюторское действие обсуждается, во многом, как действие принципиально ситуативное, сопровождающее именно данную образовательную программу, именно данного тьюторанта, адекватное, прежде всего той ситуации, в которой оно происходит. Педагоги выделяют три фазы любого тьюторского действия.

Первая из них это создание «избыточной» образовательной среды. Образовательной средой, в контексте работы с принципом индивидуализации, является совокупность всех возможностей окружающего мира, потенциально обеспечивающих образовательную программу человека, что делает само понятие среды необходимым для понимания открытого образования. В этом смысле, среда может оказаться потенциально бедной, и тогда у тьюторанта будет ощущаться дефицит ресурсов для построения его образовательной программы. Перевод потенциальных возможностей в ресурс образования и есть основная задача особой педагогической деятельности – тьюторского сопровождения на данном этапе работы. Задача тьютора максимально расширить эту образовательную среду, обсудить с тьюторантом возможные ресурсы для его конкретной образовательной программы, совместно построить ресурсную карту.

Вторая фаза – это «навигация» в выборе образовательного маршрута. Относительно совместно построенной с тьютором ресурсной карты у тьюторанта появляются реальные возможности для составления собственных образовательных маршрутов. На этой фазе тьютор играет роль «навигатора», с которым нужно обсуждать преимущества и недостатки всех составленных образовательных маршрутов, но ответственность за выбор и реализацию маршрута несет тьюторант.

Третья фаза – обсуждение с тьютором его образовательной стратегии. Тьюторант обсуждает с тьютором  как процесс, так и результаты своего образовательного маршрута, состоящего из вполне определенных шагов (например, проведения исследования, реализации проекта и т.д.). В результате таких тьюторских консультаций образовательная программа может быть скорректирована, а может быть даже значительно изменена.

Еще одна важная характеристика тьюторского действия  это его границы. Тьютор не будет сопровождать своего подопечного «всегда и везде», педагог четко осознает границы, в которых осуществляется тьюторское сопровождение. Сопровождать – это не значит быть все время своим подопечным, и вести его за руку. Сопровождать – это значит, в определенные моменты перехода относительно его образовательной программы выступать для него своего рода ресурсом. На первой фазе это сопровождение заключается в том, чтобы обсудить с тьюторантом потенциальные возможности в качестве ресурса для его программы. На второй фазе – это обсуждение, анализ успешных или неуспешных действий на выбранном тьюторантом образовательном маршруте. Осуществление определенного образовательного действия, которое после всех обсуждений с тьютором, совершает тьюторант, происходит абсолютно самостоятельно и под ответственностью тьюторанта. На третьей фазе в рамках консультации по образовательной стратегии тьютор выступает как «старший», который видит тенденции современного образования и с этой точки зрения может обсуждать с тьюторантом перспективы его дальнейших образовательных программ. Но следует помнить, что субъектом формирования образовательной программы на любом возрастном этапе и в любой форме является сам тьюторант, и в этом смысле тьюторское действие должно быть сознательно ограничено.

Третья характеристика тьюторского действия – это масштаб. Принцип индивидуализации, как принцип постановки и реализации своих целей, понимания оснований собственного выбора и самоопределения, не обязательно должен осуществляться лишь при индивидуальном взаимодействии. Тьютор не всегда работает индивидуально. Тьюторское действие может разворачиваться в разных масштабах: как индивидуально направленное, как деятельность тьютора с группой подопечных, у которых сложилась какая-то общая образовательная потребность; как организация коллективного взаимодействия.

Имея в виду давнюю традицию российской школы, никогда не связанную напрямую со свободной индивидуальностью, важно выделять эти характеристики тьюторства, как инновационного педагогического действия в отечественном образовании.

Выводы к 1 главе

Идея тьюторства и менторства имеет глубокие исторические и методологические корни, и для отечественной школы она не является абсолютно новой и чужеродной. Безусловно, фигура тьютора или ментора как самостоятельного участника педагогического процесса ранее не выделялась в системе образования в нашей стране, однако применение элементов наставничества мы можем наблюдать как в общем процессе организации различных видов учебной и внеучебной деятельности школьников и студентов, так и в деятельности преподавателей, рассматривающих реализацию личностно-ориентированного подхода как основу успешного обучения.  Сегодня в соответствии с новыми требованиями к подготовке специалистов в системе высшего образования усиливается значение тьюторства и менторства как эффективных ресурсов процесса индивидуализации процесса обучения. Современные тьюторы и менторы самостоятельно принимают решения, готовы к освоению новых знаний и видов профессиональной деятельности, построению индивидуальной образовательной программы, и, что наиболее важно, обладающих набором необходимых компетентностей. Результатом практики таких педагогов являются: личностный, деятельностный прирост, рефлексивный опыт, управление ресурсами. Таких достижений менторы и тьюторы добиваются со своими подопечными при помощи построения индивидуальной траектории развития в образовательном процессе и его сопровождение, используя все возможные ресурсы образовательного пространства вуза для  построения и осуществления программ личностного развития и самоопределения. При проектировании учебного процесса, сопровождающегося работой тьютора и ментора, необходимо создание открытого образовательного пространства, введения модульных программ обучения, направленных на саморазвитие и саморегуляцию, включение обучающихся в проектирование образовательных событий.

Глава 2. Организация тьюторского и менторского сопровождения учащихся

2.1 Тьюторское и  менторское сопровождение как форма развития наставничества в системе образования.

С введением образовательных стандартов третьего поколения, построенных на усилении принципов вариативности, открытости, практической направленности образовательных программ современный педагог должен решить ряд очень важных задач, а именно: обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, развивать креативные способности учащихся и научить их одному из важнейших умений – умению учиться самостоятельно, кроме того, он сам должен владеть не только традиционными, но и принципиально новыми средствами организации учебно-воспитательного процесса – обладать новым педагогическим мышлением, уметь осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода, владеть инновационными технологиями обучения.

В решении этих задач существенная роль принадлежит системе наставничества (тьюторству и менторству), способной оптимизировать процесс становления молодых людей, сформировать у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Практический опыт наставничества опирается сегодня на парадигму личностно-ориентированного образование, такие формы, как тьюторство и менторство, которые дополняя друг друга, позволяют при сохранении достаточной свободы выбора, оказать действенную помощь в построении индивидуальной образовательной программы, как школьнику, так и студенту ВУЗа.

Принцип индивидуализации полностью реализуется в менторской деятельности. Менторы организуют персональное сопровождение своих подопечных, ориентируясь на их приоритеты в освоении образовательных программ. Неоценимую помощь в этом процессе оказывает ментор, который формирует мотивационные механизмы: здоровое чувство конкуренции, самостоятельность и активность, стремление к дальнейшему самообразованию, обладанию нравственным потенциалом и высокой культурой общения. Такой педагог-наставник вырабатывает четкий план действий, который поможет в раскрытии и планомерном воспитании индивидуальных способностей ученика или студента, развитии его духовных сил. Гарантом установления конструктивных  межличностных взаимодействий между наставником и учеником является коммуникабельность, доверие, доступность. Такое взаимодействие предполагает совместный анализ проблем, которые возникли у подопечного, ментор помогает с организацией способов действий и корректировкой последних. В свою очередь, это дает возможность расширить набор педагогических и воспитательных приемов ментора, способствует их дальнейшему профессиональному росту. Ментор помогает в планировании деятельности своих учеников, исходя из особенностей образовательной среды, делится опытом, проводит мастер-классы, позволяющие его подопечным приобрести надпредметные знания, ведущие к рефлексивной деятельности учащихся и педагогов-наставников. Задача ментора – помочь своему подопечному реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения. Специалисты выделяют следующие качества, которыми должен обладать ментор:

  1.  является профессионалом в своем деле;
  2.  всегда находить контакт с подопечными;
  3.  полностью понимать цели наставничества и получать нужный результат;
  4.  находить интересные, формы постановки задач для подопечных с учетом их индивидуальных особенностей и интересов;
  5.  постоянно заниматься саморазвитием;
  6.  имеет высокую степень заинтересованности в профессиональном развитии подопечного и передаче ему своего опыта;
  7.  умеет вырабатывать в подопечном потребность к самообразованию, стремление к овладеванию инновационными технологиями;
  8.  должен личным примером способствовать раскрытию потенциала своего подопечного, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию его творческих способностей и профессионального мастерства (на примере студента колледжа, техникума, ВУЗа).

Осуществляя менторское сопровождение, ментор реализует свою деятельность в следующих формах:

  1.  индивидуальные консультации, направленные на передачу профессионального опыта, проведении рефлексии;
  2.  проведение мастер-классов, передача опыта подопечным;
  3.  индивидуальные консультации и занятия в микрогруппах по вопросам целеполагания и определения ресурсной базы образовательного учреждения.

Таким образом, менторское сопровождение на этапе выбора образовательного учреждения, на этапе вхождения в профессиональную деятельность становится одной из эффективных форм развития наставничества в системе образования.

Современная педагогика рассматривается тьюторство как универсальную технологию, направленную на индивидуализацию обучения. Использование тьюторских технологий в процессе обучения позволяет актуализировать и расширить границы профессиональной деятельности, формировать профессиональные компетенции, требуемые практикой на базе субъектного опыта; проводить анализ образовательных и иных ресурсов образовательного учреждения для построения новой модели своей профессиональной деятельности. [] Итогом совместной работы педагога-тьютора и обучающегося становится разработка индивидуального или группового маршрута, который состоит из:

  1.  инвариантных компонентов, обязательных для всех обучающихся;
  2.  вариативных компонентов, выбор которых обусловлен уровнем сформированности профессионально-ценностных ориентации обучающихся.

Тьюторство обеспечивает дифференциацию и индивидуализацию образования за счет изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса. Тьютор, выстраивая определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответственно его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляет координирующую, организующую, консультирующую деятельность педагогов во взаимосвязи с родителями. Для успешной работы педагог-тьютор должен обладать следующими качествами:

  1.  являться профессионалом в своем деле;
  2.  всегда находить контакт с подопечными;
  3.  полностью понимать цели наставничества и получать нужный результат;
  4.  составлять вместе с подопечными четкие и выполнимые планы работы;
  5.  владеть разнообразными методиками педагогической работы и применяет их в соответствии с индивидуальными особенностями своих подопечных;
  6.  постоянно заниматься саморазвитием;
  7.  должен способствовать личным примером раскрытию потенциала своего подопечного, содействовать развитию его креативных, творческих способностей.

Тьюторская деятельность в своей основной части является совместной с учащимся деятельностью по выстраиванию и реализации его образовательной траектории. При этом ученик получает опыт поставки цели и интеграции для ее достижения различных результатов образования, а в итоге – осознает процесс управления своей образовательной деятельностью. Тьютор организует свою деятельность в следующих формах:

  1.  разработка индивидуальных образовательных проектов на основе ресурсной базы образовательного учреждения;
  2.  тьюторские встречи, направленные на совместную аналитическую деятельность, проведение рефлексии;
  3.  создание портфолио своего подопечного.

Гибкая и мобильная система наставничества (тьюторство и менторство) как одна из форм работы с обучающимися сочетается с педагогическими технологиями индивидуализации обучения, поддерживает вариативность, открытость образовательного процесса.  Наставничество особенно востребовано на этапе вхождения молодого специалиста (выпускника колледжа или ВУЗа)  в его профессиональную деятельность.

2.2 Разработка и реализация индивидуальных программ при помощи тьютора и ментора.

Модель тьюторского и менторского сопровождения актуальна как для обучающихся в школе, так и для студентов ССУЗов и ВУЗов, потому что учитывает интересы, способности учащихся, стимулирует интерес к продолжению образования, к получению отвечающей индивидуальным запросам профессии на основе выстраивания индивидуального плана продвижения к самостоятельно выбранным целям в процессе обучения. Такое сопровождение направлено на становление субъектной позиции учащегося в процессе обучения, на помощь в оформлении, анализе и презентации учащихся своих учебных и образовательных достижений.

Рассмотрим сначала организацию тьюторского сопровождения. Тьютор помогает в определении эффективности обучения через осуществление индивидуальной образовательной программы, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативности, оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего образования. Подобное сопровождение предусматривает два способа его организации: первый способ заключается в том, что тьюторские функции исполняют кураторы класса или группы, их обычно двое. Второй способ предполагает, что тьюторские функции выполняют педагоги, работающие в классе. В первом случае кураторы являются тьюторами для каждого из учеников, во втором – в качестве тьюторов выступают не только кураторы, но и педагоги, работающие в классе. Тьютором должен быть человек, который сталкивается с учащимся еще в какой-то деятельности. Он должен знать коллектив, в котором находится его подопечный, а также видеть ученика (студента) в деятельности, поэтому лучше всего этому критерию подходят педагоги, работающие в классе, поэтому второй способ организации тьюторской деятельности предпочтителен. Всю работу по запуску тьюторского сопровождения можно условно разделить на три этапа: подготовительный этап, этап вхождения и этап функционирования.

На подготовительном этапе основной целью является организация осмысленного вступления учеников, их родителей (если имеются в виду несовершеннолетние ученики) и педагогов в эту деятельность. В качестве основной задачи тьютор-организатор ставит создание мотивации у обучающихся иметь тьютора, а у педагогов выступать в качестве такого наставника. Затем тьютор-организатор оказывает помощь в создании пар тьютор-тьюторант, где последний является подопечным своего наставника.

Затем на этапе вхождения тьютор готовит основу индивидуального учебного плана. Он проводит встречу отдельно с родителями (в случае учеников школы), отдельно со своим тьюторантом. Эти встречи нужны для фиксации образовательного заказа и решения спорных ситуаций, когда заказ сформированный ребенком не совпадает с тем, чего ожидают родители. Результатом этого этапа должен явиться индивидуальный образовательный план, сформирован запрос на количество учебных часов по дисциплинам, запрос на дополнительные учебные курсы, составлено ежедневное расписание.

Этап функционирования включает еженедельные встречи тьюторанта со своим наставником, в ходе которых будут анализироваться достигнутые результаты по реализации индивидуальной программы, возможно, вноситься коррективы, и, безусловно, на этих встречах должно осуществляться дальнейшее планирование индивидуальной образовательной траектории, ставиться новые образовательные цели.

Модель менторского сопровождения выглядит следующим образом: ментор работает с определенной группой своих подопечных, которых объединяет единая образовательная цель. Ментор расширяет образовательное пространство своего подопечного, преобразовывая его в открытое, которое в свою очередь, не формирует заранее заданный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. Также именно ментор поможет справиться с проблемными ситуациями, возникающими на образовательном пути, не давая «готового решения», но непременно направляя и поддерживая своего подопечного, формирует, тем самым, личностный самоценный опыт в вопросах саморазвития, самоопределения, самовоспитания. Менторское сопровождение также может быть разделено на три этапа, как и тьюторское. На подготовительном этапе у учащихся формируется мотивация иметь менторское сопровождение, а у педагогов-наставников – мотивация к менторской деятельности. Такой педагог должен хотеть работать с учениками (видеть проблемы каждого из своих подопечных, представлять пути их решения, иметь готовность помочь преодолеть имеющиеся у него проблемы).

На этапе вхождения ментору важно понимать цели и проблемы обучающихся. Для этого он может дать задание написать краткую самохарактеристику («проект самого себя» – своих настоящих и будущих возможностей, установить жизненные цели). Такая характеристика может включать в себя учебную, общественно-полезную  деятельность, взаимоотношения с коллективом, особенности личностного развития, даже взаимоотношения в семье. На этой основе учащийся и его наставник ставят перед собой задачи на этот семестр, учебный год и т.д.

На этапе функционирования ментор проводит встречи, они могут быть индивидуальными, могут быть групповыми. На них обсуждаются вопросы выбора, планируемые результаты образования, достигнутые результаты своей образовательной программы. Например, ментор может дать необычное задание для того, чтобы помочь своему подопечному в самоопределении, ведь результатом образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Здесь переоценить работу ментора невозможно.

Благодаря тьюторскому и менторскому сопровождению у учащихся отношение к учебе стало более ответственным, повысилась активность, инициативность учащихся, стимулируемая осознанием своей собственной образовательной траектории. Деятельность педагогов-наставников, направленная на диалогическое взаимодействие с подопечными, способствует переходу от закрытого к открытому образовательному пространству. Однако, на наш взгляд, остаются еще ряд не решенных проблем, а именно: не достаточно проработана нормативно-правовая база модели тьюторского и менторского сопровождения, не достаточно разработано методическое обеспечение и отсутствуют четкие рекомендации для такого сопровождения.

2.3 Реализация тьюторской позиции на примере учителя общеобразовательной школы.

Тьюторство как форма обучения, как насущная необходимость входит в реальную российскую действительность и ищет современные средства институализации. Однако реальные ресурсы многих российских школ не позволяют ввести должность тьютора. Поэтому возникает потребность в изучении возможностей реализации тьюторской позиции учителем-предметником. []

Учитель-предметник, руководствуясь в своей деятельности принципами индивидуализации, открытости и инвариантности, учитывает индивидуальные личностные способности и интересы учащихся, затем анализируя полученные сведения, он может содействовать осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории и помочь в ее построении. Однако, у учителя-предметника, скорее всего, помимо выполнения тьюторских функций, может быть классное руководство, кружковая деятельность, внешкольные мероприятия с учащимися и т.д. Как ничего не упустить и уделить проблемам каждого конкретного ребенка должное внимание? И как узнать больше о ребенке, изучить его интересы, если учитель-предметник его видит на своих обязательных уроках и максимум раз в неделю на дополнительном занятии  – тьюториале?

Школьные педагоги, выполняющие тьюторские функции, решили эту проблему при помощи ресурсной карты учащегося. Учитель-предметник видит своего ученика только на обязательном уроке, но в процессе своей жизни школьник включен во многие образовательные пространства. Одни из них обязательные, другие ребенок выбирает самостоятельно. Некоторые пространства появляются случайным образом и так же исчезают, оставляя некоторый образовательный след. Количество таких «пространств» может быть достаточно велико, а школьные педагоги и родители анализируют лишь то «пространство», которое отслеживают. В итоге получается довольно фрагментарное видение. Целью создания ресурсной карты учащегося является как можно более полное построение картинки имеющихся образовательных пространств и первичная фиксация движения ребенка в этих пространствах. Создание этой карты позволит достаточно загруженному школьному учителю-тьютору получить более точное представление о том, что происходит с ребенком в образовательной среде, а также может явиться основой для построения оптимального образовательного маршрута. Важным аспектом в построении такой ресурсной карты являются и личные интересы ребенка, чтобы при работе с данной картой ребенок мог соотносить то, что ему интересно, с тем, что ему предлагают взрослые. На индивидуальных встречах тьютор и его подопечный вместе заполняют карту, анализируют, строят дальнейший образовательный маршрут, максимально используя образовательные ресурсы школы.

Проект по созданию ресурсной карты учащегося успешно работает во многих российских школах, одной из первых стала Новая гуманитарная школа в Москве. Учителя-тьюторы составляют для своих подопечных такую карту, она состоит из трех модулей. Первый модуль – «Занятия», в него включены школьное и внешкольное образовательные пространства, в которые входят следующие категории:

  1.  учебные предметы, обязательные для изучения в общеобразовательной школе;
  2.  дополнительные учебные предметы, предлагаемые школой для изучения, но не входящие в обязательный государственный перечень, но для учащихся конкретного класса являются обязательными;
  3.  дополнительные учебные предметы, предлагаемые школой для изучения, выбираемые учащимися самостоятельно и являющиеся обязательными для изучения в течение установленного времени;
  4.  дополнительные учебные предметы, предлагаемые школой для изучения, выбираемые учащимися самостоятельно и не являющиеся обязательными для регулярного посещения;       
  5.  дополнительные занятия, которые посещает (или собирается посещать) ученик вне школы;
  6.  все то, что не входит в предыдущие пункты.

Для каждой из категорий указывается вид занятия, количество часов в неделю, которые тратит ребенок на освоение данного курса, авторы программы и обоснование учителя выбора, цели, которые ставит учитель по отношению к ученику, цели, которые ставит ученик, личное отношение ребенка к освоению данного курса.

Во втором модуле «Досуг и интересы» фиксируется (дополняется, исправляется) все то, чем ребенку нравится заниматься в свободное время.

Третий модуль «Образовательные события» состоит из двух частей: «Запланированные образовательные события» и «Незапланированные образовательные события» (например, участие ребенка в конференции, о которой нельзя было знать заранее и т.п.)

Все события выстраиваются в карте в хронологическом порядке. Это позволяет и ребенку, и тьютору, и родителям знать, в каких мероприятиях будет участвовать  ребенок, что позволит ему осознанно к ним подготовиться. А заполнение модуля «Незапланированные образовательные события» в течение года позволит «не потерять», что было незапланированного и интересного в жизни. В данной карте после каждой категории или образовательного события ребенок максимально самостоятельно записывает свои размышления, мнение о том, об образовательном событии или о пройденном курсе. Возможно использование маркировки цветом, например, красным цветом – «очень понравилось, многому научился», синим – « для меня событие/курс был бесполезным» и т.д.

В конце года на тьюториале осуществляется анализ событий за год. Делается выборка: планируется, на какие дополнительные занятия, в каких мероприятиях тьюторант  будет принимать участие в следующем году, в каких –  возможно будет, в каких  –  не будет.

Такая ресурсная карта ценна:

  1.  для учащегося тем, что позволит ему осознанно относиться к своей образовательной траектории и тем ресурсам, которые он осваивает, даст ему возможность корректировать эту траекторию, следить за своим продвижением;
  2.  для тьютора тем, что он будет видеть образовательную траекторию тьюторанта, вносить коррективы вместе со своим подопечным, видеть, что меняется после внесения корректив, позволит оказывать помощь в формировании образовательного заказа, у тьютора появится возможность следить за устойчивыми и стихийными интересами тьюторанта;
  3.   для педагогов тем, что анализ карты позволит им сформировать более точное представление о ребенке, видеть степень его загруженности, поле его интересов, позволить получить материла для реализации индивидуального подхода к ученику;
  4.  для родителей тем, что она позволит им лучше понимать происходящее с ребенком в образовательной среде, позволит содержательно включиться в образовательный процесс, более адекватно относиться к происходящему.

Выводы к 2 главе

Сущность тьюторского и менторского сопровождения заключается в целенаправленном создании педагогом-наставником ситуации осмысления своим подопечным собственных образовательных выборов и действий. И тьютор, и ментор знают, как удовлетворить образовательную потребность учащегося, но не учат его готовому знанию! Ментор обсуждает с учеником (студентом) его цели, как тот сам достигает их, какие способы выбирает, может, «подтолкнуть» подопечного, дав ему наставление-совет. Тьютор поможет своему подопечному выстроить  самостоятельные шаги для решения своего образовательного вопроса, обсуждает результаты его действий, корректирует его образовательный маршрут. Тьюторское и менторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свой выбор. Основным приемом работы наставников является вопрос. Видов вопросов очень много, роднит их то, что любой тьюторский и менторский вопрос, во-первых, опирается на реальную деятельность учащегося или моделирует ее, во-вторых, создает ситуацию выбора, в-третьих, проблематизирует основания выбора или способ деятельности.

Уже на сегодняшний день во многих средне специальных и высших образовательных учреждениях профессия тьютора и ментора востребована. Даже в общеобразовательных школах пока введенная только профессия тьютора зарекомендовала себя с лучшей стороны. Важно понимать, что тьютор это не просто административный работник школы, который помогает обучающемуся выстроить индивидуальную образовательную траекторию только путем набора обучающих курсов, где особого выбора предметов и нет, именно школьный тьютор может выступать в роли координатора совместных усилий педагогов, направленных на индивидуализацию обучения и развитие учащихся.

Заключение


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78088. РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОМ (1902 - 1987) 47.5 KB
  Как представителю гуманистической психологии идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. К невротизации приводит и отказ от самоактуализации которую Роджерс как и Маслоу считал одной из важнейших потребностей личности.
78089. Социально-политическая философия и правовое учение Руссо 179 KB
  Возникнув в XVII веке в Англии Локк просветительская идеология получает широкое распространение во Франции XVIII века Монтескье Гельвеций Вольтер Гольбах Руссо. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению...
78090. Рыбоводно-биологическое обоснование на организацию форелевого хозяйства в губе Лахта Онежского озера 1.54 MB
  Форелевое хозяйство садки озеро гидрология посадочный материал товарная рыба корма охрана водной среды. Характеристика радужной форели и условий ее выращивания Радужная форель как объект выращивания характеризуется пластичностью быстрым ростом высокой степенью конверсии...
78091. Вайшнавская философия 93 KB
  Это особенно относится к таким феноменам как сознание жизнь личность и судьба Ведическая концепция говорит что случайностей не существует. Жизнь и сознание они говорят является комбинацией атомов в рамках физических законов основанных на причинности.
78092. Смазки при обработке металлов давлением 32.5 KB
  При обработке давлением широко применяют смазки. Основное значение смазки снижение коэффициентов трения. Активность смазки способность образовывать на поверхности трения прочный защитный слой из ее полярных молекул.
78093. Нефтегазовая промышленность и загрязнение атмосферы 300 KB
  Не случайно высказывание о том что обеспеченность запасами нефти более весомый аргумент в международной политике чем наличие ядерного оружия. Добыча нефти и связанного с ней газа составляющая единую нефтегазовую отрасль является не только основой мощного...
78094. Медные сплавы 89 KB
  Медные сплавы кроме бериллиевой бронзы и некоторых алюминиевых бронз не принимают термической обработки и их механические свойства и износостойкость определяются химическим составом и его влиянием на структуру.
78095. Стали и ставы с особыми физическими свойствами 46 KB
  Прецизионные сплавы металлические сплавы с особыми физическими свойствами магнитными электрическими тепловыми упругими или редким сочетанием свойств уровень которых в значительной степени обусловлен точностью химического состава отсутствием примесей тщательностью изготовления и обработки.