83387

Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Целью настоящей работы является изучение точки безубыточности, как одного из инструментов, позволяющего выявить взаимосвязь «объем производства – себестоимость – прибыль». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: Рассмотрены различные подходы к определению и расчету...

Русский

2015-03-14

389.13 KB

16 чел.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

                      высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

                                 (Финансовый университет)

                    Владимирский филиал Финуниверситета

              Курсовая работа по дисциплине

                     БУХГАЛТЕРСКИЙ

              УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

                               Вариант № 2

                                                      Исполнитель: Борисова А.И.

                                                           Специальность: Бух.учет, анализ, аудит

                                                       Группа: 5 курс, день

                                                       № личного дела: 10 убд 11161

                                                       Руководитель: Стельмашенко Н.Д.

                                          Владимир 2015

                                                Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Анализ взаимосвязи объёма производства, себестоимости и прибыли в управленческом учёте……………………………….…………………………...5

CVP – Анализ………………………………………………………………...….5

Анализ безубыточности производства…..…………………………….………8

Математический метод определения точки безубыточности…………………………………………..………………….…10

Метод маржинального дохода ….……………...…………………………….12

Графический метод……...………………….………………………………….15

Практическая часть………………………………………………..…………...19

Заключение………………………………………………………..……………...24

Список использованной литературы…………….…………………..……..…..25


                              Введение

    Актуальность темы «Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете» определяется тем, что для принятия решения и планирования в управленческом учете необходима соответствующая информация об издержках производства, их взаимосвязи с объемом производства и получаемой прибылью. Поэтому анализ безубыточности производства актуален не только на стадиях становления производства, но и при дальнейшем его развитии. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

    Целью настоящей работы является изучение точки безубыточности, как одного из инструментов, позволяющего выявить взаимосвязь «объем производства – себестоимость – прибыль».

    Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Рассмотрены различные подходы к определению и расчету точки безубыточности с использованием CVP-анализа;

Изучена концепция безубыточности для целей анализа объема производства, себестоимости и прибыли в их взаимосвязи;

Изучен математический метод определения точки безубыточности;

Рассмотрен метод маржинального дохода в определении точки безубыточности;

Изучен графический метод в определении точки безубыточности.

    Для написания данной работы были использованы учебники и учебные пособия следующих авторов: Вахрушиной М. А., Кондраков Н.П., Ивашкевич В.Б. и других, материалы периодической печати и д.р.

    Предметом исследования является  точка безубыточности предприятии.

    В теоретической части курсовой работы будут рассмотрен анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете.

    В практической части работы представлено решение предложенной задачи.

Анализ взаимосвязи объёма производства, себестоимости и прибыли в управленческом учёте.

              

                               CVP - Анализ

    При планировании производственной деятельности часто используют CVP – анализ или анализ «затраты – объем - прибыль». CVP – анализ – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Результаты анализа по данной модели используются менеджером для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

    Взаимосвязь «затрты-объем прибыль» легко выразить графически или формулами. График показывает взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков)Рис. 1 .

Рис. 1 Взаимосвязь «затраты – объем - прибыль».

 

Рассматриваемая взаимосвязь может быть выражена формулой:

Выручка от реализации (ВР) = переменные затраты (ПЗ) + постоянные затраты (ФЗ) + прибыль (П).

Рассматриваемая взаимосвязь может также быть выражена формулой:

PQ = v × Q + F + Pr ,

где P – цена продажи;

Q – объем производства;

v – переменные затраты, приходящиеся на единицу продукции;

F – постоянные затраты;

Pr – прибыль.

    Цель анализа величин в критической точке (точке безубыточности) состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю. Величина в критической точке может быть выражена единицей продажи или долларами продажи. Основное уравнение нахождения точки:

PQ* = v × Q* + F,

где Q* - критический объем производства. Отсюда критический объем производства можно найти по формуле:

Q* = F/(P-v)

    Анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» (CVP-анализ) построен на изучении и анализе поведения затрат. В его основе лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP-анализ является инструментом управленческого планирования и контроля, поскольку с его помощью принимаются управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки по отношению к запланированной прибыли, что может привести к изменению управленческой стратегии. Анализ также является трамплином для составления отчета о финансовых результатах по методу Direct Costing (маржинальный отчет). При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию, поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты - объем - прибыль» позволяет ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.

     Традиционное определение переменных затрат предполагает линейную зависимость между затратами и объемом.

    Однако большая часть затрат не находится в линейной зависимости от производственной мощности.

    Переменные затраты с линейной зависимостью легко анализировать и прогнозировать. Нелинейные затраты трудно планировать, но их также необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Метод линейной аппроксимации позволяет превратить переменные затраты с нелинейными зависимостями в линейные. Для этого методы используют понятие релевантных уровней.

    Релевантные уровни – те уровни деловой активности (объема производства), с которыми организация скорее всего предполагает работать, обычно это нормальная производственная мощность. В пределах этого релевантного уровня многие нелинейные затраты могут быть аппроксимированы линейной зависимостью. Эти затраты можно интерпретировать как часть переменных затрат с линейной зависимостью.

    Постоянные затраты в своем поведении отличаются от переменных. Постоянные затраты остаются неизменными внутри релевантного уровня объема производства. Но если рассматривать очень длительный период, то все затраты имеют тенденцию к изменению – росту или уменьшению. Изменение производственных мощностей, оборудования, трудовых ресурсов и других производственных факторов приводит к увеличению или уменьшению постоянных затрат. Например, если мы решили расширить производство и вводим в эксплуатацию новый цех с новым дополнительным оборудованием, то увеличиваются такие постоянные затраты, как расходы на страховку имущества, или расходы на амортизацию оборудования, или налог на имущество.

             Анализ безубыточности производства

    Анализ безубыточности производства проводится в целях изучения зависимости между изменениями объёма производства, издержками и прибылью в течении короткого времени (периода). Особое внимание уделяется определению точки безубыточности (критической, порог рентабельности).

   Критической считается такая точка объема продаж при которой предприятие имеет затраты равные выручке. Для определения точки безубыточности в международной практике применяют 3 метода: 1) метод уравнения, 2) метод маржинального дохода, 3) графический.

    Метод уравнения основан на исчислении прибыли по формуле: выручка от реализации продукции – переменные затраты на этот же объем реализации – постоянные затраты в общей сумме = прибыль от реализации продукции.

    Записав каждый показатель более детально, получаем: цена за единицу продукции х количество проданной продукции – переменные затраты на единицу продукции х количество проданной продукции – постоянные затраты в общей сумме = прибыль от реализации.

    Обозначив в формуле количество проданной продукции в точке безубыточности за Х получаем следующее: Х (цена единицы продукции – переменные затраты на единицу продукции) = постоянные затраты. В скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции, то есть разница между выручкой и переменными затратами. Отсюда объём реализации в критической точке: Х = постоянные расходы / маржинальный доход на единицу продукции.

    Запланировав выручку от продажи продукции можно определить размер ожидаемого маржинального дохода. Для предприятия важно определить зону безопасности (кромка безопасности, запас прочности). Этот показатель рассчитывается: фактический объем продаж – объём продаж на пороге рентабельности. И показывает на сколько может сократиться объём реализации прежде чем организация начнёт нести убытки. Чем больше запас прочности тем стабильнее положение организации и тем меньше риск получения убытка в результате колебания объемов производства и продаж.

    Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации.

    Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода.

    По существу анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, те. предприятие уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.

    В системе бухгалтерского управленческого учета для вычисления точки безубыточности применяются:

математический метод (метод уравнения);

метод маржинального дохода (валовой прибыли);

графический метод.

          Математический метод определения точки   

                               безубыточности

    Для вычисления точки безубыточности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:

    Выручка от продаж продукции (работ, услуг) - Совокупные переменные расходы - Постоянные расходы = Прибыль

или

Цена единицы продукции х  Х - Переменные расходы на единицу продукции х Х- Постоянные расходы = Прибыль,

где X — объем реализации в точке безубыточности, шт.

Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (А), а правая часть — прибыль — приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета — в определении точки, где у предприятия нет прибыли):

Хх (Цена единицы продукции - Переменные расходы на единицу продукции) - Совокупные постоянные расходы = 0.

При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. (Следует помнить, что маржинальный доход — это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками.) Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:

    Определение точки безубыточности производства основано на зависимости показателей объема производства, цен продажи, затрат и прибыли. Знание этой зависимости помогает принять решения по регулированию объемов производства, величины затрат, установлению цен на продукцию.

    Определение точки безубыточности можно осуществить следующими методами:

графическим;

математическим (с использованием формул).

    Метод уравнения основан на том, что любой отчет о финансовых результатах можно представить в виде уравнения:
Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль,
или (Цена * Кол-во единиц) - (Переменные затраты на ед. * кол-во ед.)

Постоянные затраты = Прибыль

    Форма уравнения подчеркивает, что все затраты делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него.
Рассмотрим порядок расчета точки безубыточности для организации «Перспектива» производящей телефонные аппараты.

                 Метод маржинального дохода

     Маржинальный доход — разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. Определяется в системе «директ-костинг».

    Совершенствование методов разделения затрат на постоянные и переменные, группировки косвенных расходов по местам их формирования и центрам ответственности, более дифференцированный учет особенностей хозяйствования и принятия решений по управлению в современных рыночных условиях позволили предложить новый подход к исчислению финансовых результатов деятельности предприятий и их подразделений. Он основан на сопоставлении выручки от продаж с величиной переменных расходов. Результат этого сопоставления получил название маржинальный доход (прибыль). В действующей практике он исчисляется в виде разности между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и переменными (как частный случай — прямыми) расходами. Маржинальная прибыль (доход) должна покрыть постоянные (главным образом накладные) расходы предприятия и обеспечить ему прибыль от реализации продукции, работ, услуг. В экономической литературе этот показатель часто называют суммой покрытия.

    Маржинальная прибыль (доход) на единицу продукции определяется путем вычитания из цены продажи переменных (как частный случай — прямых) затрат на ее изготовление или добычу. В качестве синонима названия этого показателя используют понятие ставки покрытия.

    В научной и практической литературе, под маржинальным доходом (предельным доходом) понимается разность между выручкой предприятия и ее переменными затратами. Фактически маржинальная прибыль содержит две составляющие это: постоянные затраты компании и ее прибыль. Логика такой трактовки маржи исходит из того что, чем больше ее сумма, тем больше вероятность компенсации постоянных затрат предприятия и получения им прибыли от хозяйственной деятельности.

    Маржинальный доход, получаемый в целом по предприятию, рассчитывается по следующей формуле:

МД = ЧВ – ПЗ

где, МД - маржинальный доход; ЧВ - чистая выручка (без НДС и акцизов); ПЗ - переменные затраты.

Более информативно определение маржинального дохода не на весь объем производства, а на каждую номенклатурную единицу продукции:

МД = (ЧВ - ПЗ) / Ор = р – b

где Ор - объем реализации в натуральных показателях; р - цена изделия; b - переменные затраты на единицу продукции.

    Сущность же маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях.

    По сути, анализ маржинального дохода это определение объема производства продукции, который обеспечивает, как минимум, покрытие суммы переменных затрат, т.е. каждая последующая единица продукта не должна увеличивать общий убыток организации.

    Имеется ряд допущений, принимаемых при ведении маржинального анализа, которые являются узкими местами, искажающими полученные результаты. В целом эти допущения можно отнести к недостаткам метода:

1. Линейная зависимость между доходами и затратами. При неизменности цен изменение прибыли не происходит строго пропорционально увеличению объемов продаж за счет того, что все совокупные затраты делятся на переменные и постоянные составляющие, свое действие оказывает операционный рычаг. При достижении определенного момента прибыль увеличивается и уменьшается быстрее, чем растет или падает уровень продаж. Практика показывает, что общие постоянные затраты остаются неизменными, если объем производства увеличивается или уменьшается не более чем на 20%.

2. Переменные и постоянные затраты. Если рассматривать постоянные и переменные затраты с точки зрения отношения к затратам на единицу продукции, то они имеют противоположные значения – в пересчете затрат на единицу продукции переменные затраты становятся постоянными и наоборот. По отношению к объему выпуска продукции переменные затраты будут оставаться неизменными, а постоянные затраты зависят от объема производства. Изменение объема постоянных затрат в пересчете на единицу продукции играет роль «операционного рычага» для значений прибыли при варьируемых объемах продаж.

Операционный рычаг, рассчитанный для заданного объема продаж и применяемый для оперативного определения величины получаемой прибыли в зависимости от изменения объема продаж, выше на тех предприятиях, на которых выше соотношение постоянных затрат к переменным, и, соответственно, ниже в обратном случае. Значение операционного рычага позволяет путем умножения на процент изменения объема продаж определить, на сколько процентов изменится объем прибыли.

3. Неизменность воздействующих факторов – масштабов производства, технологии, производительности труда, действующих расценок и тарифов оплаты труда, отпускной цены выпускаемой продукции и, при многономенклатурном выпуске, соотношения в пакете (структуры продаж). Единственным переменным показателем принимается объем выпуска (продаж).

4. Равенство объема производства и продаж, означающее, что вся выпущенная продукция продается.


                          Графический метод

 

Пример использования графического метода приведен на рис. 2.

Расходы и доходы,

 тыс. руб

Рис. 2  Взаимосвязь затрат, выпуска и прибыли

    Анализ безубыточности — способ определения такого уровня выручки от реализации, при котором предприятие лишь компенсирует постоянные и переменные затраты, или при котором экономическая прибыль равна нулю.

    При графическом методе нахождение точки безубыточности  строится  комплексный график «затраты - объём – прибыль». Он состоит из трёх линий: объём продаж, переменные затраты, постоянные расходы. Переменные затраты вместе с постоянными образуют прямую общих затрат. На практике используют два способа построения графика. Последовательность построения графика такова (способ первый):

1. Определяется система координат. Ось абсцисс – объём продаж или производства в натуральном выражении, ось ординат – показатель выручки и сумма постоянных и переменных затрат.

2. Наносится на график линия постоянных затрат, для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс.

3. От линии постоянных затрат строится линия общих затрат.

4. Наносится на график прямая линия, соответствующая значению выручки, она выходит из точки (0; 0).

5. Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значению затрат и выручки. Зона ниже точки безубыточности – зона убытков, зона выше точки безубыточности – зона прибыли.

Рис. 3. График нахождения точки безубыточности.

    Изображенная на рисунке точка безубыточности - это точка пересечения графиков валового объёма продаж и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности объём продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Объём производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

    Если график начинать строить не с постоянных, а с переменных затрат, то можно увидеть не только зону прибыли, но и зону маржинальной прибыли. Она находится между прямыми переменных затрат и объёма продаж.

Рис. 4. График нахождения точки безубыточности с зоной маржинальной прибыли.

 

    При третьем варианте графического представления по оси абсцисс откладывают различные уровни объёма продаж, по оси ординат – прибыль и убытки. Прибыль и убытки соответствуют уровням реализации и данные точки соединяются линией прибыли. На пересечении линией прибыли оси абсцисс находится точка безубыточности.

Прибыль

(убытки), руб.

           Линия прибыли(убытков)   

                      

      0                   40         50   Объём продаж, шт.

             Масштабная база

Рис. 5. График безубыточности, третий вариант

Владея рассмотренными выше методами определения точки безубыточности, можно комбинировать различные варианты товарооборота, наценки, и выбирать из вариантов наилучший.

                                    Задача

ОАО «ТеплоМет» занимается производством обогревателей двух видов — масляных и водяных. Информация о затратах, понесенных организацией-изготовителем на их производство, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Данные о затратах, понесенных ОАО «ТеплоМет» на производство обогревателей

Вид продукции

Объем производства, шт.

Прямые затраты основных материалов на весь объем производства, ден.ед.

Прямые затраты на оплату труда на весь объем производства, ден.ед.

Обогреватель водяной

19 170,00

151 443,00

136 490,40

Обогреватель масляный

8 330,00

77 469,00

88 964,40

Незавершенное производство

13 734,72

13 527,27

1. Рассчитайте полную себестоимость одной единицы обогревателей каждого вида и всего объема выпущенной продукции. Величина косвенных расходов на конец периода составила 289 274,47 ден.ед., в том числе:

ƒƒобщехозяйственные расходы — 127 281,92 ден.ед.;

ƒƒобщепроизводственные расходы — 161 992,55 ден.ед.

При распределении косвенных затрат в качестве базы распределения выберите заработную плату производственных рабочих.

2. Определите выручку от продаж обогревателей, если цена масляного обогревателя составляет 40 ден.ед., а водяного — 31 ден.ед., предположив, что остатки готовой продукции на конец отчетного периода отсутствуют.

3. Рассчитайте прибыль ОАО «ТеплоМет», исчисленную исходя из калькулирования полной себестоимости.

                                      Решение

1. Распределим общехозяйственные и общепроизводственные расходы исходя из заработной платы производственных рабочих.

Ведомость распределения общехозяйственных расходов по видам продукции

Виды изделий

Заработная плата производственных рабочих

Коэффициент

Общехозяйственные расходы

Обогреватель водяной

136 490,40

0,57

72694,83

Обогреватель масляный

88 964,40

0,37

47382,47

Незавершенное производство

13 527,27

0,06

7204,63

Итого:

238 982,07

127 281,92

Ведомость распределения общепроизводственных расходов по видам продукции

Виды изделий

Заработная плата производственных рабочих

Коэффициент

Общепроизводственные расходы

Обогреватель водяной

136 490,40

0,57

92519,19

Обогреватель масляный

88 964,40

0,37

60303,98

Незавершенное производство

13 527,27

0,06

9169,38

Итого:

238 982,07

161 992,55

Рассчитаем полную себестоимость всего объема выпущенной продукции сложив все статьи затрат по каждому виду продукции: прямые затраты основных материалов, прямые затраты на оплату труда и косвенные расходы, состоящие из общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Чтобы подсчитать полную себестоимость единицы продукции каждого вида, разделим полную себестоимость всего объема продукции определенного вида на объем производства.

Результаты оформим в таблице.


Вид продукции

Объем производства, шт.

Прямые затраты основных материалов на весь объем производства, ден.ед.

Прямые затраты на оплату труда на весь объем производства, ден.ед.

Косвенные расходы

Полная себестоимость всего объема выпущенной продукции, ден.ед.

Полная себестоимость единицы продукции, ден.ед.

Общехозяйственные расходы, ден.ед.

Общепроизводственные расходы, ден.ед.

Обогреватель водяной

19 170,00

151 443,00

136 490,40

72694,83

92519,19

453 147,42

23,64

Обогреватель масляный

8 330,00

77 469,00

88 964,40

47382,47

60303,98

274 119,85

32,91

Итого:

27 500,00

228 912,00

225 454,80

120 077,30

152 823,17

727 267,27

56,55

2.  Выручка от продажи продукции равна произведению цены единицы продукции на объем продаж. Если остатки готовой продукции на конец периода отсутствуют, то объем продаж равен объему производства.

Выручка от продажи обогревателей водяных  = 19170*31 = 594270 ден.ед.

Выручка от продажи обогревателей масляных  = 8330*40 = 333200 ден. ед.

Всего = 927470 ден.ед.

3. Прибыль рассчитывается как разность выручки от продажи и полной себестоимости всего объема проданной продукции.

Прибыль = 927470 - 727267,27 = 200202,73 ден.ед.


                                  Заключение

    При написании работы была достигнута поставленная цель – изучена точка безубыточности. Исходя из этой цели были рассмотрены методы её определения.

    На основании вышеизложенного были сделаны следующие выводы:

- дано определение точки безубыточности, анализа безубыточности, маржинального дохода;

-  продемонстрированы методы расчёта точки безубыточности тремя способами: математический, маржинальный и графический;

- проанализирована взаимосвязь объёма производства, себестоимости и прибыли.

    Описанный в работе CVP-анализ является одним из важнейших инструментов, используемый менеджерами при определении точки безубыточности.

    Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск, дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.


            Список использованной литературы

  1.  Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О бухгалтерском учете"

  1. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 4-е изд., стер./ М.А. Вахрушина  – М.: Омега-Л, 2007.

  1.  Управленческий учет: учеб./ Волкова О.Н. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.

  1. Бухгалтерский (управленческий) учет: Учебно-методический комплекс./Л.И.Егорова- М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008.

  1. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для вузов. /В.Б.Ивашкевич— М.: Экономиста, 2008.

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия./Л.Д.Канке, И.П.  Кошевая– М.: ИНФРА-М

  1. Управленческий учет: Учебник для вузов 2-е изд., перераб. и доп./ Т.П. Карпова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  1. Финансовый анализ./ В.В. Ковалев– М: Финансы и статистика, 2009.

  1. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учеб./Н.П.Кондраков — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.

  1.  Экономический анализ / Любушин Н.П. М.: ЮНИТИ, 2011.

  1.  Бухгалтерский учет. Конспект лекций / Т.В.Федосова - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.