83411

Карельские пословицы поговорки загадки. Портрет жанра. Воспитательские возможности

Контрольная

Литература и библиотековедение

Пословицы и поговорки являются отражением мудрости многих поколений, не утратившие веками своей актуальности. Многие годы эти изречения являлись сводом законов нравственности и норм поведения, оказывали непосредственное влияние на формирование духовности нации.

Русский

2015-03-14

107 KB

9 чел.

                                 

                                                   Министерство образования РК ГАОУ СПО РК

                                                   «Петрозаводский Педагогический колледж»

                                                   

                                                   

Контрольная работа по  учебной дисциплине:

«Литература ».

Тема:

«Карельские пословицы поговорки загадки. Портрет жанра. Воспитательские возможности».

                                   Выполнила: студентка заочного отделения

                                               Гр. 414-ДО

                                               Михайлова Анна.

                                           Преподаватель: Зайцева Валентина Викторовна

Петрозаводск  2014 г.

План:

  1.  Пословицы и поговорки  .                                                3 - 4

  1.  Примеры карельских пословиц и поговорок.                5 - 6

 

  1.  Отличие Пословиц от Поговорок.                                  7 -8

  1.  Загадки.                                                                              9 - 10

  1.  Примеры карельских загадок.                                          11

  1.  Немного из истории…                                                       12 - 13

  1.  Воспитательские возможности на примере занятия       14 -  16

по краеведению   «Гости в нашем доме».

8. Список литературы.

Пословицы и Поговорки.

Пословицы и поговорки  являются отражением мудрости многих поколений,  не утратившие веками своей актуальности. Многие годы эти изречения являлись сводом законов нравственности и норм поведения, оказывали непосредственное влияние на формирование духовности нации.

«цветом народного ума… житейской народной правдой» назвал пословицы В. Даль. В отличии от других фольклорных жанров пословицы бытуют самостоятельно, употребляют их в живой разговорной речи, служат для сравнения, сопоставления, стремления выразить мысль более ярко, образно. По форме они выразительны, метки, кратки, легко запоминаются.( 1-156)

Тематика пословиц и поговорок чрезвычайно разнообразна: « это стоны и вздохи, плачь и рыдания, радость и веселье, горе и утешения в лицах»  ( В. Даль). В пословицах и поговорках по- своему отражены общечеловеческие воззрения, верования, социальные условия жизни народа, но в тоже время проявляется национальное своеобразие.

Пословицы связаны с народными приметами, хозяйственным календарём. Неписанными правилами крестьянского бытия. В них видны все древни занятия карелов – охота, рыболовство, земледелие, животноводство. По- своему жанр затрагивает вопросы морали, народно педагогики, любви к дому, родным местам. Осуждаются пороки -  лень, трусость, зло, бесчестие, ложь. Утверждаются положительные нравственные качества – трудолюбие, смелость, добро, честь, правда. Считается, что «мужских» пословиц больше, женская тематика отражена меньше.

Пословицы противоречивы, как сама жизнь. Одни оптимистические, другие пессимистичны; одни утверждают коллективизм, другие индивидуализм. У одного и того же народа пословичные суждения могут быть прямо противоположны одно другому. Так финские пословицы говоря:

  •  Званый гость хорош, названный лучше.

  •  Собака на зов идёт, хороший человек без приглашения, но: незваному гостю немытую ложку

В пословичном репертуаре любого народа есть тексты глубоко философичные, мудрые по мысли.

К последним можно отнести такую пословицу:

  •  Нет такого старого, кто не надеяться ещё год прожить, нет такого молодого, кто поверит – что станет старым.

В силу меткости, краткости, точности выражения мысли, практического применения пословицы и поговорки и сегодня наиболее распространенный жанр карельского фольклора.(1 – 157)

Примеры карельских пословиц и поговорок.

В чужом краю и летом холодно.

Не спеши, когда идёшь ссориться.

Хорошо старому стареть при хороших детях, хорошо малому расти при отце да матери.

Шутки шутит, а на сердце смола кипит.

Лучше горсточка почёта, чем полный подол позора.

Не та красавица что красива, а та что любима.

С хорошей женой даже в решете воду натаскаешь.

От уженной рыбы, да чужого молока не ожиреешь.

Милым забытая – не параличом разбитая.

Жизнь холостяцкая, что день без солнца.

Бедность не на радость приходит.

Щедры господа на обещанья.

Береги умное слово от прохожего.

Рыба не клюёт червячка сэкономишь.

У каждой птицы свои песни, у каждой страны свои обычаи.

Начало трудным бывает, конец работу украшает.
Лучше рябчик в руке , чем два на сучке.( 1 – 158-163)

Богата и мила Карельская земля.
Даже горькая трава без корней мертва.
Сила людская и скалы двигает.
Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.
Положил пушинку в общую корзинку.
Кузнец молотом свой хлеб молотит.
Поле потом польешь - силу хлебом вернешь.
Перед хлебушком попляшешь, прежде чем им стол украсишь.
Не накосил сена косою, покосишь деньгою.
Топор теплее шубы греет.
Золотые руки зарабатывают, да рот ненасытный проматывает.
У лодыря и в будни праздник.
Ходячего на сидячего не меняют.
Охотнику погода не помеха.
Где умеют, там имеют.
На хорошей жене дом держится.
Опрятную хозяйку и деревня хвалит.
Где чистота, там и здоровье.
Гость пообедает, дом не обеднеет.
Висок седеет, душа не стареет.
Вино пей, да ума не пропей.
Жену выбирай в будний день.
Где курицы - красавицы, там и петухи - молодцы.
И птицы весною парочками летают.
Кукушка на радость в бору, ребенок на радость в дому.
Изба без детей, что гнездо без птиц.
Вица костей не ломает, а ума прибавляет.
Работа человека красит.
Мастера по батюшке величают.
Молчуну уху не варят.
Жизнь людская - не гладкая дорога.
Метит в рай, поскользнется в ад.
Худая рыба весь невод перепутает.
Начало трудным бывает, конец - работу украшает
.(5)

Отличие пословиц от поговорок:

Понятия «пословицы» и «поговорки» настолько часто произносят вместе, что уже не осталось ни  малейших сомнений, что речь идет об одном и том же словесном обороте.   На самом же деле эти слова синонимами не являются, а называя их вместе, чаще всего имеют в виду только пословицы.

Исследователи полагают, что отличие пословиц от поговорок в следующем:

Пословица передаёт законченное суждение (выражается обязательным наличием подлежащего и сказуемого в предложении), а поговорка только намёк на суждение (отсутствие сказуемого в предложении)

Например:

«Воду в ступе толочь»- поговорка,

« Воду в ступе толочь - вода и будет» - пословица.

Язык написания

Поговорка – это словосочетание, для которого рифма не характерна. Пословица же чаще всего обладает не только рифмой, но и ритмом.

Пословицы просты, в них нет сложных слов и непонятных терминов. Они были созданы простым народом и для народа. Эти фразы лаконичны, конкретны,  безапелляционны. Это истина, и с этой истиной спорить не стоит.

Поговорки имеют под собой некий подтекст, иронию. Часто  основная идея выражается посредством образов, недоговоренностей, преувеличений.

Характер выражения

Пословица – завершенная самостоятельная фраза. Истинность этого выражения не вызывает ни малейших сомнений, ведь далеко не каждое народное суждение  выдерживало проверку временем. Пословица поучает,  наставляет, подсказывает, помогает сделать правильный выбор.

И если пословицы – это мудрость народа, то поговорки – это его характер, его язык, его эмоции.

Поговорка является частью какого-либо выражения, добавляя ему настроения, яркости, образности. Как правило, поговорки используют в каком-либо контексте.

Размер

Пословица  предполагает изложение мысли максимально коротко. И хотя и имеются пословицы из двух-трех слов, чаще это все же  развернутые предложения.  А вот для  поговорки  такая длина является  нормой, так как  они  представляют собой словосочетания. (2)

Загадки.

Загадки близки пословицам по принципу построения фразы, по краткости, выразительности. Значительная часть карельских пословиц и загадок создана в стили калевальской метрики, отчего эти два жанра могут переходить один в другой. Но по условиям бытования в народной среде загадки, естественно, отличаются от пословиц.

Загадка состоит из двух частей – самой загадки и отгадки. Эта двухчастность структуры загадки – одна из её общих жанровых особенностей, имеющая международный характер. Образная часть загадки и отгадка составляют взаимосвязанную систему, без которой загадка теряет смысл. Одна отгадка, как правило, может относиться к нескольким загадкам. Объясняется это тем, что загадка описывает предмет-отгадку не полностью, не даёт её развёрнутой характеристики, а подмечает лишь отдельные её черты, свойства и качества. Так, о сетях есть несколько карельских загадок, и каждая «видит» что-то своё: - Каменный чулок, берестенная обувь, в середине ветхая; - деревянный колокол, каменное копыто пошло болота месить, воды моря бороздить; - Изба одна, окон тысяча; - В воде стоит, на земле падает.

Наблюдается и обратное явление, когда к одному тексту загадки можно «приставить» разные отгадки. Щель в бревне и скрип дверей загадываются одинаково: - Кто первый смеётся, когда в избу входишь?

Основой образной части загадки является метафора. Метафорические загадки по сравнению с неметафорическими (загадки = вопросы, загадки = шутки) считаются более древними. В тексте загадки отгадке соответствуют замена, метафора. Излюбленным приёмом метафоризации в карельских загадках является «одушевление» неодушевлённых предметов. Предметы домашнего обихода: серп, челнок, воз сена – уподоблены волку; звон церковного колокола, раскаты грома  – вой волка; люлька, лодка, ткатский станок – зайцу. В роли метафор также выступают овца, корова, конь, собака… .  Метафоры противопоставлены отгадки «уводят» от правильного решения, нахождения отгадки. Это придаёт загадкам своеобразную алогичность, ставит предметы, явления «с ног на голову», создаётся необычность мира загадок. Только в загадках можно встретить предметы, имеющие «много ног, а в поле на спине несут» (борона), «выше высоких деревьев, ниже придорожной травы» (дорога). При отгадывание метафора в загадке какбы снимается, она заменяется реальным предметом, и абракадабра, алогизм, замысловатость исчезают.

Для неподготовленного человека разгадать загадку – занятие не совсем простое, но в народной бытовой традиции к этому приучались с детства. Детям были знакомы и предметы загадывания (отгадки) и предметы, которым они уподоблялись. При внимательном рассмотрении многих загадок в них обнаруживаются детали, подробности, которые « подсказывают» отгадку, являются связывающим звеном между отгадкой и загадкой. В образной системе загадок встречаются конкретные детали, используемые в прямом значение слова: Кривой, изогнутый все поля обходит. « Поля» - поля здесь явная подсказка для отгадки. (серп) Щебечет стрекочет за костяными замками. Здесь подсказкой отгадки является «костяной». (Зубы) часто в качестве подсказок выступают числа: Медведь на трёх ногах на возвышении стоит. ( Самопрялка). У самопрялки действительно три ноги – стояка. Небольшие числа практически всегда точны, а сотни и тысячи используются для обозначения множественности: Сто глаз два уха. (Корзина)

Карельские загадки, как и загадки других народов, самым подробнейшим образом отражают жизнь прошлого, начиная с предметов домашнего обихода (умывальник, безмен, самопрялка, серп, решето) и кончая явлениями природы ( дождь, гром, молния, снег, солнце, луна).

Современным детям традиционные загадки становятся непонятными поскольку из быта ушли сами предметы, которые загадывали (печь, кочерга, лавки в избе, иконы, помело). У многих народов загадки – живой фольклорный жанр. На смену уходящим загадкам возникают новые, о новых предметах и явлениях. Новые же карельские загадки практически не создаются – связано это с проблемами карельского языка всё меньшего использование его в быту, особенно в детской среде, где, как правило,  создаются загадки. (1 – 164-166)

Примеры загадок:

  •  Мужичёк – круглячёк, одежда – медная, ножки – пуговки, ходить не может. (Самовар)

  •  Горбатый, кривобокий в огненной реке кланяется. (Поварешка)

  •  Один говорит: стук - стук, второй говорит: стук – стук, третий говорит: стук – стук, четвёртый говорит: стук – стук, пятый говорит: виу – вау.  (Лошадь)(7)

  •  Красная корова на травяной привязи. (Брусника)

  •  Что у каждого есть? (Имя)

  •  Что на свете самое сладкое? (Сон)

  •  Без корней растёт, без крыльев летает. (Камень)

  •  Два пня в море - один поднимается, другой опускается. (Солнце, луна)

  •  Шило, шило впереди, клубок, клубок посередине, сзади ножницы. (Сорока) (1 – 167-172)

Немного из истории….

Проследить возникновение и путь развития карельских пословиц и поговорок не представляется возможным, но их происхождение относят к глубокой древности. Многие из пословиц и поговорок архаичны, сохранили древнюю основу. Значительная их часть создана в стили калевальской метрики. Единый поэтический стиль давал возможность перехода пословиц в эпическую поэзию и, наоборот, строки эпических песен могли стать пословицами.

Также карельские пословицы заимствовали строки из заклинаний, лирических песен, загадок.

При создании пословиц шли от конкретного факта, наблюдения - к общению. А при использовании пословиц в речи происходит противоположный процесс: обобщающий стиль пословицы иллюстрирует конкретную ситуацию факт событие.

Одни пословицы распространены на всей прибалтийско-финской территории (известны финнам, эстонцам, всем группам карелов, ижорцам) и шире - имеют общеевропейское распространение значительно уже. Каждая историческая эпоха создавала свои пословичные выражения. Пармеологи справедливо указывают, что до некоторой степени пословицы могут служить историческим источником, на их основе можно решить, в каком свете народ видел события своей истории.(1 – 156)

Наука пока не может точно ответить на вопрос, когда и как возникли загадки, но все исследователи сходятся в том, что это жанр древний. В карельских загадках также обнаруживаются следы мифологических древностей, элементы заклинательной поэзии. О древности жанра свидетельствуют и следы обрядовой функции загадок в прошлом. Загадывание у многих народов было связано с похоронными, свадебными церемониями, считалось, что оно благотворно сказывалось на результатах охоты влияло на плодовитость домашних животных.

В Карелии сохранились интересные и, надо полагать, архаические сведения о временных ограничениях в загадывании. В северной Карелии был распространён запрет загадывать вечером: «загадывание было утром, вечером сказки рассказывали». По времени года излюбленным сезоном загадывания считалась зима особенно период святок. Нарушения времени загадывания было чревато «хозяйки загадок». О древности жанра свидетельствует и система «наказывания» за неудачное отгадывания, отголоски которой в Карелии сохранились до наших дней.

Позднейший период бытования загадок связан с их развлекательной функцией. Исследователи подчёркивают также роль загадок в познании окружающей действительности,  развитии ассоциативного мышления, т.е. их педагогическую функцию.

Не смотря на национальную специфику проявляющуюся в художественной системе, в условиях бытования, в этнографических деталях, загадки являются жанром международным. В них много общих черт с загадками других стран. При этом необходимо учитывать возможность заимствования загадок одним народом от другого, этническую общность близких народов, роль мифологических верованиях и так далее.

Карельская загадка так же обнаруживает интернациональные связи: определённое сходство наблюдается между карельскими и русскими загадками. Заимствование русских загадок особенно заметно в южной Карелии – здесь встречаются прямые кальки русских загадок. В северной Карелии много общего с загадками финскими, эстонскими. Но в целом на фоне международных интернациональных связей карельская загадка – явление национального художественного творчества, связанного с традициями народного быта с историей и культурой народа.

(1 – 166)

Конспект занятия по краеведению

«Гости в нашем доме» в старшей и подготовительной группе.

Цель.

  •  Познакомить детей с традициями крестьянской семьи, и приёмом гостей в крестьянском доме.
  •  Дать понятие детям  красный угол, гостеприимство.

  •  Поддерживать интерес к истории нашего народа.

Предварительная работа.

  •  Чтение Карельских пословиц и поговорок
  •  Экскурсия в музей детского сада (рассматривание предметов быта и орудий труда крестьян).
  •  Проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Собери слова в пословицу», «Найди отгадки среди экспонатов».
  •  Загадывание загадок.

Ход, содержание, занятие

Методические рекомендации

- Ребята, вы ходите в гости?

-А гостей у себя дома принимаете?

-Часто?

-Как у вас принимают гостей?

-Расскажите.

-Как вы думаете, в давние времена, в старину, любили гостей принимать?

-Народ у нас гостеприимный (любят гостей принимать)

-Давайте поиграем в «как будто»…

Как будто семья в нашем доме принимает гостей: разделимся на «хозяев» и «гостей».

Наши гости приехали из другой деревни. Подумайте, гости как нужно войти в дом. Как будите вести себя?

-А мы хозяева дома будем встречать вас так, как встречали гостей в старину: с хлебом и с солью на полотенце.

В ходе беседы обратить внимание на гостеприимство, как одно из древних и примечательных явлений быта.

  1.  Педагог помогает распределить роли между «членами семьи».
  2.  Дети уходят на одну минутка с воспитателем договариваются о правилах поведения. Приход гостей. «Гости» кланяются красному углу «хозяину» с «хозяйкой» приветствуют всех в доме.

Хозяева встречают гостей хлебом с солью на полотенце, приветствуют гостей.

Хозяева:

«Здравствуйте, гости дорогие! Входите в наш дом».

Воспитатель:

« Хозяева, куда мы посадим наших гостей»? (на самое почётное место поближе к Красному углу)

Хозяйка:

« Как вам нравиться наш дом»?

Воспитатель:

- А вот наша Настенька – мастерица загадки загадывать.

Настенька:

« здравствуйте, гости дорогие. Отгадайте мои загадки:

  1.  Поля стеклянные,  межи деревянные. (Окно)
  2.  Дарья да Марья друг против друга.(Пол  и потолок)
  3.  Скрипит, поскрипывает в стене стоит. (Дверь)
  4.  Каждый угол обежит, в одном углу присядет. (Веник)
  5.   Что дороже всего? (Хлеб)»

-Кто из вас знает загадки потруднее?

Настенька:

- А пословицы в Вашей деревне знают? Вот в нашей деревне говорят так: «Не печь кормит, а руки», « В чужом краю и летом холодно», «Что летом соберёшь - зимой у себя найдёшь», «Гость пообедает, дом не обеднеет».

- А вы какие пословицы и поговорки знаете?

Настенька:

-А хоровод у вас водят?

Погода сегодня хорошая. Давайте во двор выйдем да поиграем, хоровод поводим.

Хозяйка:

-Теперь просим отведать нашего угощения.

Дети рассаживаются появляется кукла Настя

Воспитатель голосом Настеньки загадывает загадки.

Выслушать всех детей. Разгадывают загадки и «гости» и «хозяева».

Выслушать детей и похвалить.

Все уходят «во двор» остаются в доме «хозяева» под руководством воспитателя накрывают стол для чаепития. Остальные дети веселятся под руководством воспитателя, играют в Карельские игры: «На горе- то калина», «Сиди, сиди Яша», «Догонялки».

После этого: « Хозяйка» приглашает к столу гостей. Все садятся за стол, обращая внимание на правила поведения за столом. После чаепития все благодарят «хозяйку»

Задание к детям: рассказать дома о занятие, рисование на тему «к нам гости пришли». Найти с родителями новые пословицы и загадки.(6)

Список литературы.

 1.   «Карельский фольклор»: хрестоматия. / Изд. Н.А. Лавонен

          Петрозаводск: Карелия, 1992 г.

      2.  http://thedifference.ru/otlichie-poslovicy-ot-pogovorki/

      3.  «Русский детский фольклор Карелии». / Сост., автор вступит. Р89 ст.    и комент. С. М. Лойтер. – Петрозаводск: Карелия,1991.- 280с.

     4. Методический материал детского сада № 19 пос. Деревянка.

  

     5. http://www.gov.karelia.ru/Different/Culture/poslov.html

  1.   Авторская музейно образовательная программа «Дом» для детей    старшего дошкольного возраста. / Шилова Л.В, Воронина Л.В, Годунова Т.В. – Петрозаводск: Карелия, 1996г.

7. «Карельские народные загадки». / Изд. Н.А. Лавонен

          Петрозаводск: Карелия, 1992 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4727. Расчет электрического освещения 2.21 MB
  В цехе используется технологическое оборудование, которое и является основным потребителем электроэнергии, но в цехе есть и цепь освещения, которая потребляет сравнительно малое количество электроэнергии. На территории медногорского, термического отделений и в сварочном посту...
4728. Кривая производственных возможностей. Схема экономического кругооборота 68.5 KB
  Кривая производственных возможностей: содержание и графическое изображение. Нарисовать схему экономического кругооборота в рыночной экономике. Раскрыть содержание внутреннего и внешнего круга кругооборота. Экономическая теория изучает деятельнос...
4729. Социальная структура и социальная стратификация общества 135 KB
  Социальная структура и социальная стратификация общества. Понятие социальной структуры и социальной стратификации общества. Причины социальной стратификации. Методологические подходы к анализу социальной стратификации (марксистское учени...
4730. Соотношения между допусками размеров, формы и расположения поверхностей 155 KB
  Соотношения между допусками размеров, формы и расположения поверхностей Допуски размеров фактически полностью определяют точность формы и расположения поверхностей. Поскольку разнотолщинности призматической детали ограничена размерами...
4731. Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества 94.5 KB
  Введение Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Опреде...
4732. Расчет стержневой конструкции на сложное сопротивление 135 KB
  Пояснительная записка представляет собой отчет о выполнении курсовой работы. Дано подробное решение стержневой конструкции на сложное сопротивление. Приведена исходная схема конструкции, построены эпюры поперечных и нормальных сил, а также...
4733. Соціологія, як наука. Її місце в системі наук 910.96 KB
  Предмет соціології та її місце в системі суспільної науки. Структура та функції соціології. Мета вивчення соціології. Societas – суспільство. Logos – наука...
4734. Современные проблемы отечественной энергетики 49.5 KB
  Введение В данном реферате отображены некоторые проблемы, стоящие перед энергетическим сектором страны, и возможные пути их решения. В работе рассмотрены вопросы выработки ресурса энергетического оборудования, эксплуатирующегося в РАО ЕЭС России...
4735. Стены из облегченной кладки 110 KB
  Стены из облегченной кладки Выполнение наружных стен зданий из облегченной кладки с утеплителями, позволяет существенно уменьшить расход кирпича и цемента, а также повысить сопротивление стен теплопередаче, что уменьшает расход топлива. Рекомендуетс...