83434

Урок А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские. Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок неизвестны сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями.

Русский

2017-10-17

51 KB

1 чел.

Тема:  А.С. ПУШКИН «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель:

  •  познакомить учащихся со сказкой, воспитывать интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
  •  развивать речь и словарный запас учащихся, совершенствовать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения;
  •  развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  •  воспитывать потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Ход урока

МОТИВАЦИЯ. 

Итак, друзья, начнём урок

Затей у нас большой запас:

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки.

- О каком литературном жанре говорится в стихотворении?

- Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

А теперь я вам предлагаю посмотреть сюжет из сказки, а ваше задание сказать кто автор этого сюжета. (Просмотр сюжета «У лукоморья дуб зелёный»).

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Страна-фантазия».

- Как вы думаете, какие произведения размещены в этом разделе учебника?

А открывает раздел «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Нашей группе было задание подготовить небольшое сообщение о великом поэте и писателе русской литературы. Слово предоставляется нашим информаторам.

Демонстрация портрета А.С. Пушкина. Презентация домашнего задания детей (небольшое сообщение).

          А.С. Пушкин (1799-1837) родился и провёл детские годы в Москве. Дальнейший его жизненный путь связан с Петербургом: в 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей, где началась его творческая деятельность. Отсюда царь не раз отправлял поэта в ссылку за его свободолюбивые произведения и стремление правдиво изображать жизнь общества того времени.(В руках портрет А.С.Пушкин маленький.)

            Когда Пушкин был еще маленьким мальчиком, его воспитывала няня – Арина Родионовна, простая сельская женщина, которая любила его, как родного сына. Арина Родионовна знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.(Портрет А.С.Пушкин с няней).

              Александр Сергеевич Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах. Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».(Портрет А.С.Пушкина.) Спасибо ребята за работу.

А вторая группа подготовила выставку произведений А.С.Пушкина.

(Ученик демонстрирует учащимся книги со сказками А.С.Пушкина, Предлагает взять эти книги в библиотеке и самостоятельно прочитать).

Подбирая материал мы столкнулись с проблемой, что таких произведений оказалось  очень  много,  но мы принесли наиболее известные и уверенны, что вы  заитересовались  произведениями нашей выставки и обязательно захотите их прочитать.

Спасибо ребята за работу.

Работа до чтения.

И сегодня мы остановимся на отрывке одной из сказок А.С.Пушкина. Домашнее задание будет, найти и прочитать сказку полностью.

Откройте учебник на странице 37, прочитайте название сказки.

- Ясно ли из названия, о ком это произведение?

Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.

В сказке очень много слов устаревших, которые практически не употребляются в нашей речи, а наша задача осознанное чтение, а для того чтобы вам легче было читать и понять смысл мы увидим эти события. Посмотрим отрывок, который на предлагает учебник.

Вопросы:

1.Кто является главными героями сказки?

2. А кто из вас знает, чем закончилась сказка? (один ученик рассказывает).

Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

А  теперь мы с вами прочитаем сами отрывок сказки и объясним значение устаревших слов.

В сказке встречаются такие слова:

Ветхая землянка -

Невод - большая сеть для ловли рыбы.

Старче – старик.

Откупотдать деньгами или другой платой.

Кликать – звать.

Простофиля - глуповатый человек, разиня

Корысть - выгода, польза.

Браниться – ругать, выражать недовольство.

Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Крестьянка – рабочий человек.

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

РАБОТА  НАД  ТЕКСТОМ  ОТРЫВКА

1.Чтение  по  частя.

А теперь слушаем отрывок и внимательно проследите, как менялось синее море? Почему?

(Учитель и хорошо читающие дети читают произведение по частям вслух.)

- Как менялось море? Почему? (Потому что даже море возмущалось жадности старухи).

Физкультминутка

Наш царевич потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.Чтение «цепочкой» (под линейку по две строчки).

3. Работа над текстом отрывка.

- О каких чудесах нам поведал автор?

- Что можно сказать о старухе?

- Как вы, думаете испытывал ли старик уважение к старухе?

- Внимательно посмотрите на старика, опишите его, какой он? (испуганный вид, очень боится старухи, податливый, добрый, смиренный.)

- Что вы можете сказать о старухе? (злая, жадная, грубая, требовательная.)

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится старуха?

(Да ребята мы сами знаем, что жадность  Это плохая черта, от неё нужно избавляться.)

4. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этому рисунку. (Рисунок в учебнике)

Продолжаем выборочное чтение:

- Где жили старик со старухой?

- Чем занимались?

- Что поймал старик?

- Докажите, что характер у старика мягкий и добрый?

- Найдите и прочитайте слова, что старуха была злобной, требовательной?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Домашнее задание.

Взять в библиотеке эту сказку и прочитать полностью.

Нарисовать рисунок к сказке

Подготовить ответ на вопрос: Если ты поймал золотую рыбку, какое бы желание ты ей загадал?

Рефлексия.

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:

С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:

Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:

Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:

Интересным / неинтересным


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66886. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 206.5 KB
  Компьютерная модель это программная реализация математической модели дополненная различными служебными программами например рисующими и изменяющими графические образы во времени. Это лишь другая форма абстрактной модели которая однако может интерпретироваться не только математиками...
66887. Предмет теории моделирования 105 KB
  Познание любой системы S сводится по существу к созданию её модели. Сами ВС как сложные и дорогостоящие технические системы могут являться объектами моделирования. Обычно процесс разработки сложной системы осуществляется итерационно с использованием моделирования проектных решений.
66888. Побудова розгорток паперових моделей будівлі засобами комп’ютерної графіки 647 KB
  Графіка – вид мистецтва, що включає малюнок і художнє зображення (походить від грецькі слова графо, що означає пишу, креслю, малюю). Комп’ютерна графіка – це галузь знань, що вивчає та розробляє методи і засоби синтезу, збереження й перетворення цифрових зображень за допомогою ЕОМ та інших технічних пристроїв.
66889. Базовые понятия цифровой электроники 215 KB
  К тому же поведение цифровых устройств всегда можно абсолютно точно рассчитать и предсказать. Однако у цифровых сигналов есть и крупный недостаток. Поэтому максимально достижимое быстродействие аналоговых устройств всегда принципиально больше чем цифровых.
66890. Программная инженерия в жизненном цикле программных средств 143 KB
  Первый класс составляют относительно небольшие программы создаваемые одиночками или небольшими коллективами 3 5 специалистов которые: создаются преимущественно для получения конкретных результатов автоматизации научных исследований или для анализа относительно простых...
66891. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА 53 KB
  От 2 млн. лет назад Первые свидетельства протокультурной деятельности на Земле. Обработка камня и кости, использование примитивных орудий - начало каменного века. Полуживотное собирательство и охота. Естественные жилища - норы и пещеры.
66892. Принципы и понятия планирования 73 KB
  Планирование представляет собой особую форму деятельности направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный календарный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.
66894. АСЕПТИКА 240.5 KB
  Знать: нормативные документы методы дезинфекции предстерилизационной очистки и стерилизации различных видов хирургических инструментов операционного белья перевязочного материала обработки операционного поля рук хирурга перед операцией. Определение асептики и антисептики понятие о дезинфекции и стерилизации...