83434

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские. Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок неизвестны сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями.

Русский

2015-03-14

51 KB

1 чел.

Тема:  А.С. ПУШКИН «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель:

  •  познакомить учащихся со сказкой, воспитывать интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
  •  развивать речь и словарный запас учащихся, совершенствовать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения;
  •  развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  •  воспитывать потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Ход урока

МОТИВАЦИЯ. 

Итак, друзья, начнём урок

Затей у нас большой запас:

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки.

- О каком литературном жанре говорится в стихотворении?

- Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

А теперь я вам предлагаю посмотреть сюжет из сказки, а ваше задание сказать кто автор этого сюжета. (Просмотр сюжета «У лукоморья дуб зелёный»).

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Страна-фантазия».

- Как вы думаете, какие произведения размещены в этом разделе учебника?

А открывает раздел «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Нашей группе было задание подготовить небольшое сообщение о великом поэте и писателе русской литературы. Слово предоставляется нашим информаторам.

Демонстрация портрета А.С. Пушкина. Презентация домашнего задания детей (небольшое сообщение).

          А.С. Пушкин (1799-1837) родился и провёл детские годы в Москве. Дальнейший его жизненный путь связан с Петербургом: в 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей, где началась его творческая деятельность. Отсюда царь не раз отправлял поэта в ссылку за его свободолюбивые произведения и стремление правдиво изображать жизнь общества того времени.(В руках портрет А.С.Пушкин маленький.)

            Когда Пушкин был еще маленьким мальчиком, его воспитывала няня – Арина Родионовна, простая сельская женщина, которая любила его, как родного сына. Арина Родионовна знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.(Портрет А.С.Пушкин с няней).

              Александр Сергеевич Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах. Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».(Портрет А.С.Пушкина.) Спасибо ребята за работу.

А вторая группа подготовила выставку произведений А.С.Пушкина.

(Ученик демонстрирует учащимся книги со сказками А.С.Пушкина, Предлагает взять эти книги в библиотеке и самостоятельно прочитать).

Подбирая материал мы столкнулись с проблемой, что таких произведений оказалось  очень  много,  но мы принесли наиболее известные и уверенны, что вы  заитересовались  произведениями нашей выставки и обязательно захотите их прочитать.

Спасибо ребята за работу.

Работа до чтения.

И сегодня мы остановимся на отрывке одной из сказок А.С.Пушкина. Домашнее задание будет, найти и прочитать сказку полностью.

Откройте учебник на странице 37, прочитайте название сказки.

- Ясно ли из названия, о ком это произведение?

Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.

В сказке очень много слов устаревших, которые практически не употребляются в нашей речи, а наша задача осознанное чтение, а для того чтобы вам легче было читать и понять смысл мы увидим эти события. Посмотрим отрывок, который на предлагает учебник.

Вопросы:

1.Кто является главными героями сказки?

2. А кто из вас знает, чем закончилась сказка? (один ученик рассказывает).

Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

А  теперь мы с вами прочитаем сами отрывок сказки и объясним значение устаревших слов.

В сказке встречаются такие слова:

Ветхая землянка -

Невод - большая сеть для ловли рыбы.

Старче – старик.

Откупотдать деньгами или другой платой.

Кликать – звать.

Простофиля - глуповатый человек, разиня

Корысть - выгода, польза.

Браниться – ругать, выражать недовольство.

Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Крестьянка – рабочий человек.

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

РАБОТА  НАД  ТЕКСТОМ  ОТРЫВКА

1.Чтение  по  частя.

А теперь слушаем отрывок и внимательно проследите, как менялось синее море? Почему?

(Учитель и хорошо читающие дети читают произведение по частям вслух.)

- Как менялось море? Почему? (Потому что даже море возмущалось жадности старухи).

Физкультминутка

Наш царевич потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.Чтение «цепочкой» (под линейку по две строчки).

3. Работа над текстом отрывка.

- О каких чудесах нам поведал автор?

- Что можно сказать о старухе?

- Как вы, думаете испытывал ли старик уважение к старухе?

- Внимательно посмотрите на старика, опишите его, какой он? (испуганный вид, очень боится старухи, податливый, добрый, смиренный.)

- Что вы можете сказать о старухе? (злая, жадная, грубая, требовательная.)

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится старуха?

(Да ребята мы сами знаем, что жадность  Это плохая черта, от неё нужно избавляться.)

4. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этому рисунку. (Рисунок в учебнике)

Продолжаем выборочное чтение:

- Где жили старик со старухой?

- Чем занимались?

- Что поймал старик?

- Докажите, что характер у старика мягкий и добрый?

- Найдите и прочитайте слова, что старуха была злобной, требовательной?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Домашнее задание.

Взять в библиотеке эту сказку и прочитать полностью.

Нарисовать рисунок к сказке

Подготовить ответ на вопрос: Если ты поймал золотую рыбку, какое бы желание ты ей загадал?

Рефлексия.

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:

С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:

Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:

Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:

Интересным / неинтересным


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25348. ФУНКЦИИ НАДПОЧЕЧНИКОВ 34 KB
  Кортикоиды являются жизненно необходимыми для организма гормонами их отсутствие приводит к смерти. все Процессы восприятия переработки информации и управления поведением организма. Нарушение секреции альдостерона может привести к гибели организма. Они угнетают синтез белков в печени и мышцах создают отрицательный азотистый баланс увеличивают выход свободных аминокислот их переаминирование и стимулируют образование из них ферментов необходимых для новообразования глюкозы вызывая при этом мобилизацию жиров из жировой ткани...
25349. ФУНКЦИИ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ 26 KB
  Как в мужском так и в женском организме выра6атываются и мужские половые гормоны андрогены и женские клрогены которые отличаются по их количеству. Эстрогены обладают анаболическим действием в организме но в меньшей степени чем андрогены. Кроме гормонов эстрогенов в женском организме вырабатывается гормон прогестерон.
25350. УТОМЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРИ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЕ 35.5 KB
  В то же время повторное утомление не доводимое до чрезмерного является средством повышения функциональных возможностей организма. Различают также острое и хроническое общее и локальное скрытое компенсируемое и явное некомпенсируемое утомление. Острое утомление наступает при относительно кратковременной работе если ее интенсивность не соответствует уровне физической подготовленности субъекта.
25351. Состав и функции крови 41 KB
  Существует два понятия: периферическая кровь состоящая из плазмы и находящихся в ней во взвешенном состоянии форменных элементов и система крови куда относят периферическую кровь органы кроветворения и кроверазрушения костный мозг печень селезенка и лимфатические узлы. Кровь является своеобразной формой ткани и характеризуется рядом особенностей: жидкая среда организма находится в постоянном движении составные части крови имеют разное происхождение образуются и разрушаются в основном вне ее. Плазма крови лишенная фибриногена...
25352. Иммуно-биологические свойства крови 34 KB
  03 а удельный вес крови 1. У человека осмотическое давление крови составляет около 770 кПа 7. Клетки крови имеют осмотическое давление одинаковое с плазмой.
25353. Регуляция системы крови 44.5 KB
  В организме существует два основных механизма регуляции системы крови нервный и гуморальный. Высшим подкорковым центром осуществляющим нервную регуляцию системы крови является гипоталамус. Кора головного мозга оказывает влияние на систему крови также через гипоталамус.
25354. Регуляция работы сердца 41.5 KB
  Закон сердечного ритма чем больше приток крови тем больше сила и частота сердечных сокращений. Хеморецепторы возбуждаются в результате сдвигов химического состава плазмы крови при увеличении в ней рСО2 или снижения рО2. Гуморальная регуляция деятельности сердца осуществляется путем воздействия на него химических веществ находящихся в крови. 0051 ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ ГЕМОДИНАМИКА Движение крови по сосудам обусловлено градиентом давления в артериях и венах.
25355. Регуляция движения крови в сосудах 83.5 KB
  Если же перерезать мозг между продолговатым и спинным максимальное давление крови в сонной артерии понижается с нормальных 100 120 до 60 70 мм рт. Спинномозговые центры способны через некоторое время после выключения сосудосуживающего центра продолговатого мозга немного повысить давление крови снизившееся вследствие расширения артерий и артериол. При введении через канюлю в изолированный каротидный синус крови под давлением можно наблюдать падение артериального давления в сосудах тела.
25356. Регуляция движения крови по сосудам 24.5 KB
  Нервы регулирующие тонус сосудов называются сосудодвигательным и состоят из двух частей сосудосуживающих и сосудорасширяющих Симпатические нервные волокна выходящие в составе передних корешков спинного мозга оказывают суживающее действие на сосуды кожи органов брюшной полости почек легких и мозговых оболочек но расширяют сосуды сердца. Сосудорасширяющие влияния оказываются парасимпатическими волокнами которые выходят из спинного мозга в составе задних корешков. Кроме того существуют высшие сосудодвигательные центры расположенные в...