83434

Урок А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские. Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок неизвестны сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями.

Русский

2017-10-17

51 KB

1 чел.

Тема:  А.С. ПУШКИН «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель:

  •  познакомить учащихся со сказкой, воспитывать интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
  •  развивать речь и словарный запас учащихся, совершенствовать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения;
  •  развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  •  воспитывать потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Ход урока

МОТИВАЦИЯ. 

Итак, друзья, начнём урок

Затей у нас большой запас:

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки.

- О каком литературном жанре говорится в стихотворении?

- Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

А теперь я вам предлагаю посмотреть сюжет из сказки, а ваше задание сказать кто автор этого сюжета. (Просмотр сюжета «У лукоморья дуб зелёный»).

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Страна-фантазия».

- Как вы думаете, какие произведения размещены в этом разделе учебника?

А открывает раздел «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Нашей группе было задание подготовить небольшое сообщение о великом поэте и писателе русской литературы. Слово предоставляется нашим информаторам.

Демонстрация портрета А.С. Пушкина. Презентация домашнего задания детей (небольшое сообщение).

          А.С. Пушкин (1799-1837) родился и провёл детские годы в Москве. Дальнейший его жизненный путь связан с Петербургом: в 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей, где началась его творческая деятельность. Отсюда царь не раз отправлял поэта в ссылку за его свободолюбивые произведения и стремление правдиво изображать жизнь общества того времени.(В руках портрет А.С.Пушкин маленький.)

            Когда Пушкин был еще маленьким мальчиком, его воспитывала няня – Арина Родионовна, простая сельская женщина, которая любила его, как родного сына. Арина Родионовна знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.(Портрет А.С.Пушкин с няней).

              Александр Сергеевич Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах. Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».(Портрет А.С.Пушкина.) Спасибо ребята за работу.

А вторая группа подготовила выставку произведений А.С.Пушкина.

(Ученик демонстрирует учащимся книги со сказками А.С.Пушкина, Предлагает взять эти книги в библиотеке и самостоятельно прочитать).

Подбирая материал мы столкнулись с проблемой, что таких произведений оказалось  очень  много,  но мы принесли наиболее известные и уверенны, что вы  заитересовались  произведениями нашей выставки и обязательно захотите их прочитать.

Спасибо ребята за работу.

Работа до чтения.

И сегодня мы остановимся на отрывке одной из сказок А.С.Пушкина. Домашнее задание будет, найти и прочитать сказку полностью.

Откройте учебник на странице 37, прочитайте название сказки.

- Ясно ли из названия, о ком это произведение?

Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.

В сказке очень много слов устаревших, которые практически не употребляются в нашей речи, а наша задача осознанное чтение, а для того чтобы вам легче было читать и понять смысл мы увидим эти события. Посмотрим отрывок, который на предлагает учебник.

Вопросы:

1.Кто является главными героями сказки?

2. А кто из вас знает, чем закончилась сказка? (один ученик рассказывает).

Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

А  теперь мы с вами прочитаем сами отрывок сказки и объясним значение устаревших слов.

В сказке встречаются такие слова:

Ветхая землянка -

Невод - большая сеть для ловли рыбы.

Старче – старик.

Откупотдать деньгами или другой платой.

Кликать – звать.

Простофиля - глуповатый человек, разиня

Корысть - выгода, польза.

Браниться – ругать, выражать недовольство.

Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Крестьянка – рабочий человек.

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

РАБОТА  НАД  ТЕКСТОМ  ОТРЫВКА

1.Чтение  по  частя.

А теперь слушаем отрывок и внимательно проследите, как менялось синее море? Почему?

(Учитель и хорошо читающие дети читают произведение по частям вслух.)

- Как менялось море? Почему? (Потому что даже море возмущалось жадности старухи).

Физкультминутка

Наш царевич потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.Чтение «цепочкой» (под линейку по две строчки).

3. Работа над текстом отрывка.

- О каких чудесах нам поведал автор?

- Что можно сказать о старухе?

- Как вы, думаете испытывал ли старик уважение к старухе?

- Внимательно посмотрите на старика, опишите его, какой он? (испуганный вид, очень боится старухи, податливый, добрый, смиренный.)

- Что вы можете сказать о старухе? (злая, жадная, грубая, требовательная.)

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится старуха?

(Да ребята мы сами знаем, что жадность  Это плохая черта, от неё нужно избавляться.)

4. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этому рисунку. (Рисунок в учебнике)

Продолжаем выборочное чтение:

- Где жили старик со старухой?

- Чем занимались?

- Что поймал старик?

- Докажите, что характер у старика мягкий и добрый?

- Найдите и прочитайте слова, что старуха была злобной, требовательной?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Домашнее задание.

Взять в библиотеке эту сказку и прочитать полностью.

Нарисовать рисунок к сказке

Подготовить ответ на вопрос: Если ты поймал золотую рыбку, какое бы желание ты ей загадал?

Рефлексия.

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:

С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:

Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:

Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:

Интересным / неинтересным


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73511. Релятивистская механика 6.26 MB
  Проблемы движения макроскопических тел материальных точек в условиях больших скоростей относительного движения рассматриваются специальной теорией относительности и общей теорией относительности строго говоря скорость меньше или приближается к скорости света но не равна. Построение теории относительности происходит на основе нескольких экспериментальных фактов: однородность и изотропность пространства; существует максимальная скорость передачи сигнала и следовательно максимальная скорость движения тел равная скорости света в...
73512. Движение в инерциальных системах отсчета, перемещающихся друг относительно друга с любой скоростью 8.37 MB
  Заряд q в системе покоится – следовательно, в этой системе он создает лишь электростатическое поле; в системе этот заряд движется. Движение заряда эквивалентно протеканию тока и, значит, приводит к возникновению магнитного поля.
73513. Четырехмерный мир (пространство-время) 3.89 MB
  Последовательность событий происходящих с материальной точкой частицей образует в мире Минковского некоторую кривую называемую мировой линией частицы. Последовательность происходящих с частицей материальной точкой телом событий образует в мире Минковского некоторую кривую называемую мировой линией частицы. В качестве временного интервала возьмем собственное время частицы материальной точки...
73514. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИКУ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ) 2.74 MB
  Три основных положения Три основных проблемы три узла: инерциальные и неинерциальные системы отсчета; принцип относительности Галилея классическая механика; принцип относительности Эйнштейна релятивистская механика. Выводы Если расстояния малы или если требуемая точность отсчета времени позволяет пренебрегать ошибкой порядка то можно полагать что скорость распространения сигнала и можно пользоваться одними часами в данной системе координат. Если расстояния велики и или высока требуемая точность отсчета времени в каждой...
73515. Преобразования Галилея 5.06 MB
  Например упругие силы. Случай 2 в этом случае действие силы определяет изменение импульса тела с переменной массой. Если система замкнутая то внешние силы отсутствуют и в соответствии с 3им законом Ньютона. Работа и энергия Работа силы на перемещении производится проекцией составляющей силы на это направление: скалярное произведение.
73516. Теорема Гамильтона 4.9 MB
  В изолированной системе согласно закону сохранения энергии. Теперь наша задача состоит в том чтобы найти уравнения движения в любой инерциальной системе отсчета т. Система движется по отношению к системе поступательно с некоторой скоростью и некоторым ускорением.
73517. Элементы векторной алгебры 3.85 MB
  Векторное произведение направление есть вывинчивание правого винта от r к p Моментом количества движения частицы материальной точки P относительно некоторой точки называется вектор Рис. Координаты события...
73518. ІСТОРІЯ СТАНОВЛЕННЯ ТЕОРЕТИЧНИХ ПРОБЛЕМ ГЕОГРАФІЇ 160 KB
  Географія як наука пройшла тривалий і складний шлях розвитку. Водночас теорія географії як система наукових понять принципів і методів досліджень має власні закономірності розвитку. Особливого значення для географії набувають міждисциплінарні звязки як з природничими так і з суспільними науками.
73519. ПРОБЛЕМА ВИЗНАЧЕННЯ ОБ’ЄКТУ ТА ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФІЧНОЇ НАУКИ 101.5 KB
  Поняття географічного середовища є основним поняттям географічної науки в цілому тоді як поняття географічної оболонки основним поняттям лише фізичної географії Предметом всієї географії виступає географічне середовище всього суспільства.