83434

Урок А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

На какие две группы делятся все известные вам сказки Сказки бывают народные а бывают авторские. Чем авторская сказка отличается от народной Авторы народных сказок неизвестны сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями.

Русский

2017-10-17

51 KB

1 чел.

Тема:  А.С. ПУШКИН «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель:

  •  познакомить учащихся со сказкой, воспитывать интерес к творчеству и произведениям А.С.Пушкина;
  •  развивать речь и словарный запас учащихся, совершенствовать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения;
  •  развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  •  воспитывать потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Ход урока

МОТИВАЦИЯ. 

Итак, друзья, начнём урок

Затей у нас большой запас:

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет интересней для детворы,

Чем наши волшебные сказки.

- О каком литературном жанре говорится в стихотворении?

- Назовите приметы русских волшебных сказок.

Есть зачин, концовка

Присутствуют волшебные герои

Происходят волшебные события.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- На какие две группы делятся все известные вам сказки?

Сказки бывают народные, а бывают авторские.

- Чем авторская сказка отличается от народной?

Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.

А теперь я вам предлагаю посмотреть сюжет из сказки, а ваше задание сказать кто автор этого сюжета. (Просмотр сюжета «У лукоморья дуб зелёный»).

Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня мы начинаем изучать раздел «Страна-фантазия».

- Как вы думаете, какие произведения размещены в этом разделе учебника?

А открывает раздел «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Нашей группе было задание подготовить небольшое сообщение о великом поэте и писателе русской литературы. Слово предоставляется нашим информаторам.

Демонстрация портрета А.С. Пушкина. Презентация домашнего задания детей (небольшое сообщение).

          А.С. Пушкин (1799-1837) родился и провёл детские годы в Москве. Дальнейший его жизненный путь связан с Петербургом: в 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей, где началась его творческая деятельность. Отсюда царь не раз отправлял поэта в ссылку за его свободолюбивые произведения и стремление правдиво изображать жизнь общества того времени.(В руках портрет А.С.Пушкин маленький.)

            Когда Пушкин был еще маленьким мальчиком, его воспитывала няня – Арина Родионовна, простая сельская женщина, которая любила его, как родного сына. Арина Родионовна знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.(Портрет А.С.Пушкин с няней).

              Александр Сергеевич Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах. Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».(Портрет А.С.Пушкина.) Спасибо ребята за работу.

А вторая группа подготовила выставку произведений А.С.Пушкина.

(Ученик демонстрирует учащимся книги со сказками А.С.Пушкина, Предлагает взять эти книги в библиотеке и самостоятельно прочитать).

Подбирая материал мы столкнулись с проблемой, что таких произведений оказалось  очень  много,  но мы принесли наиболее известные и уверенны, что вы  заитересовались  произведениями нашей выставки и обязательно захотите их прочитать.

Спасибо ребята за работу.

Работа до чтения.

И сегодня мы остановимся на отрывке одной из сказок А.С.Пушкина. Домашнее задание будет, найти и прочитать сказку полностью.

Откройте учебник на странице 37, прочитайте название сказки.

- Ясно ли из названия, о ком это произведение?

Но сказка эта не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. А вот что хотел сказать нам А.С.Пушкин, какой урок преподать, нам сегодня с вами предстоит выяснить.

В сказке очень много слов устаревших, которые практически не употребляются в нашей речи, а наша задача осознанное чтение, а для того чтобы вам легче было читать и понять смысл мы увидим эти события. Посмотрим отрывок, который на предлагает учебник.

Вопросы:

1.Кто является главными героями сказки?

2. А кто из вас знает, чем закончилась сказка? (один ученик рассказывает).

Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.

А  теперь мы с вами прочитаем сами отрывок сказки и объясним значение устаревших слов.

В сказке встречаются такие слова:

Ветхая землянка -

Невод - большая сеть для ловли рыбы.

Старче – старик.

Откупотдать деньгами или другой платой.

Кликать – звать.

Простофиля - глуповатый человек, разиня

Корысть - выгода, польза.

Браниться – ругать, выражать недовольство.

Светёлка - светлая комната, отделённая сенями от кухни.

Крестьянка – рабочий человек.

Столбовая дворянка - дворянка старинного и знатного рода.

РАБОТА  НАД  ТЕКСТОМ  ОТРЫВКА

1.Чтение  по  частя.

А теперь слушаем отрывок и внимательно проследите, как менялось синее море? Почему?

(Учитель и хорошо читающие дети читают произведение по частям вслух.)

- Как менялось море? Почему? (Потому что даже море возмущалось жадности старухи).

Физкультминутка

Наш царевич потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

2.Чтение «цепочкой» (под линейку по две строчки).

3. Работа над текстом отрывка.

- О каких чудесах нам поведал автор?

- Что можно сказать о старухе?

- Как вы, думаете испытывал ли старик уважение к старухе?

- Внимательно посмотрите на старика, опишите его, какой он? (испуганный вид, очень боится старухи, податливый, добрый, смиренный.)

- Что вы можете сказать о старухе? (злая, жадная, грубая, требовательная.)

-Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится старуха?

(Да ребята мы сами знаем, что жадность  Это плохая черта, от неё нужно избавляться.)

4. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этому рисунку. (Рисунок в учебнике)

Продолжаем выборочное чтение:

- Где жили старик со старухой?

- Чем занимались?

- Что поймал старик?

- Докажите, что характер у старика мягкий и добрый?

- Найдите и прочитайте слова, что старуха была злобной, требовательной?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

-Какой же урок преподал нам великий поэт?

Домашнее задание.

Взять в библиотеке эту сказку и прочитать полностью.

Нарисовать рисунок к сказке

Подготовить ответ на вопрос: Если ты поймал золотую рыбку, какое бы желание ты ей загадал?

Рефлексия.

Учащимся раздаются анкеты. Предлагается оценить свою работу на уроке, подчеркнув выбранные слова из правого столбца.

1. На уроке я работал:

С интересом/ без интереса

2. Своей работой на уроке я:

Доволен/ не доволен

3. Урок для меня показался:

Длинным/ коротким

4. Материал урока мне был:

Полезен / бесполезен

5. Домашнее задание мне кажется:

Интересным / неинтересным


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36588. Реляционная модель данных 46.5 KB
  Любую таблицу упрощенно можно описать следующим образом: НАЗВАНИЕ ТАБЛИЦЫ Поле1 Поле2 Поле3ПолеN Например: СТУДЕНТЫНомер_зачетки ФИО Факультет. Располагаются столбцы в таблице в порядке следования их имен принятом при создании таблицы. В каждой таблице должен быть столбец или совокупность столбцов значение которого однозначно идентифицирует каждую запись таблицы. Этот столбец или совокупность столбцов называется первичным ключом primry key PK таблицы.
36589. Основы проектирования баз данных 93.5 KB
  Основные этапы проектирования баз данных 1 Концептуальное инфологическое проектирование Концептуальное инфологическое проектирование построение семантической смысловой модели предметной области то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какуюлибо конкретную СУБД и модель данных. Кроме того в этом контексте равноправно могут использоваться слова модель базы данных и модель предметной области поскольку такая модель является как образом реальности так и образом...
36590. Язык SQL 499.5 KB
  На раннем этапе развития систем управления базами данных(СУБД) в условиях низких технических характеристик ЭВМ основное внимание разработчиков СУБД было направлено на проблемы размещения информации в базе и обмена данными между дисковой памятью и оперативной памятью, поскольку это в первую очередь определяло эффективность функционирования СУБД
36591. Теорія механізмів і машин 8.12 MB
  Структура та класифікація механізмів Структура механізму це його будова. Будовою механізму визначаються такі його важливі характеристики як види виконуваних рухів способи їх перетворення число ступенів вільності. Основними структурними елементами механізму є ланки тверді тіла та кінематичні пари рухомі зєднання твердих тіл. Ланки механізму рухомо зєднані між собою.
36592. ТЕОРІЯ СИСТЕМ І СИСТЕМНИЙ АНАЛІЗ 1.09 MB
  Поняття інформаційної системи. Модель організації як відкритої системи. Сучасні організації підприємства корпорації інтегровані в системи міжнаціональних економічних звязків у транснаціональні компанії в інформаційні системи що обслуговують світовий ринок.
36593. ЦИФРОВА ТЕХНІКА ТА МІКРОПРОЦЕСОРИ 2.83 MB
  Математичні основи цифрової техніки Відображення інформації у ЦТ Системи числення та кодування Двійкова арифметика Основні поняття та закони булевої алгебри Функції алгебри логіки Форми зображення логічних функцій Мінімізація логічних функцій Структурна реалізація логічних функцій Схемотехніка цифрових пристроїв Цифрові сигнали форми їх зображення Основні параметри і характеристики цифрових мікросхем Розширювачі на логічних елементах Збільшення...
36594. ЦИВІЛЬНИЙ ЗАХИСТ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 109.5 KB
  Обсяг навчального часу для вивчення дисципліни Цивільний захист визначений державними вимогами спільний наказ Міністерства освіти і науки України Міністерства України з питань надзвичайних ситуацій та у справах захисту населення від наслідків Чорнобильської катастрофи та Державного комітету України з промислової безпеки охорони праці та гірничого нагляду від 21.2010 року № 969 922 216 Про організацію та вдосконалення навчання з питань охорони праці безпеки життєдіяльності та цивільного захисту у вищих навчальних закладах України і не...
36595. Основи екології. Курс лекцій 161.5 KB
  Предметом вивчення екології є умови та закономірності існування формування та функціонування біосфери від окремої особі до біосфери в цілому та їх взаємозвязок з зовнішніми умовами а також загальні закони розвитку екології. Самою простою структурою сучасної активної частини біосфери являється біогеоценоз. Це дало йому поштовх до створення всеохоплюючої теорії біосфери тобто тієї частини зовнішніх оболонок нашої планети які безпосередньо повязані з існуванням життя на Землі. Вернадський дав визначення біосфери: âБіосфера являє...
36596. Філософія. Курс лекцій 643.5 KB
  Філософське знання має свою специфіку, яка докорінно відрізняє його від конкретно-наукового знання. Річ у тім, що коли наукове знання на певному етапі історичного розвитку є точним, однозначним і тому загальноприйнятним для всіх людей, то філософське знання є поліфонічним, плюралістичним. Це означає, що на одні і тіж самі питання в різних філософських школах даються різні відповіді, які, що суттєво важливо, мають рівноцінне значення