8344

Древний Китай. Специфика социальной структуры

Реферат

История и СИД

Древний Китай. Специфика социальной структуры Введение Д ревнекитайская цивилизация сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайце...

Русский

2013-02-10

41.03 KB

108 чел.

Древний Китай. Специфика социальной структуры

Введение

Д

ревнекитайская цивилизация сложившихся в V—III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций.

Государственное устройство Китая имело черты деспотии. Вся власть принадлежала императору. В основе административного аппарата лежал принцип централизованного управления. Социальная структура Китая имела довольно сложную систему. Все его жители считались вассалами императора, но каждое сословие выделялось своими особенностями поведения, прав и обязанностей.

Китайское общество уже со времён своего появления начало обретать уникальность, и по сути индивидуальность среди соседних и дальних государств. Именно специфику социальной структуры я взяла за основу своего реферата. Многовековую историю рассмотреть в подробностях довольно  сложно, по- этому я исследую социальную структуру основных периодов Китая и в заключение подведу общий тематический итог.

Ключевые периоды:

  1.  Период Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры;
  2.  Период Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г.;
  3.  Период усиления царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до нашей эры;
  4.  Период Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Проблема:  Изменение специфики социальной структуры Древнего Китая на протяжении основных временных точках.

Задачи:  

  1.  Изучение социальной структуры на данных этапах
  2.  Сравнение социальных структур, существовавших в различные периоды
  3.  Подведение итогов об общем развитии социальной структуры Древнего Китая.

Социальная структура периода Шан (Инь) - 18—12 в.в. до нашей эры

Самым древним периодом китайской истории, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к XVIII–XII вв. до н. э.

Пережитки родового строя существовали в Китае в течение очень долгого времени - родовые группы продолжали существовать в Китае в течение тысячелетий , что способствовало в определённых родовых группах перехода родового чина по наследству и что своеобразные «должности» начальников родов переходили по наследству в определённых родовых группах.

Что касается обычая кровной мести, то он сохранялся в Китае вплоть до конфуцианской эпохи. Конфуций говорил

«Тот, у кого был убит отец или мать, должен спать на соломе, имея щит вместо подушки. Он должен твёрдо решиться на то, чтобы не жить под одним небом с убийцей. Если он его встретит на рынке или при дворе, то он не должен идти за своим оружием, а должен тотчас же с ним сразиться».

Не менее важное значение имела большая патриархальная семья. Её основными чертами были: господства мужа и отца, порабощение женщин, усугублённое многоженством, ярко выраженный культ предков.

К глубокой древности, сохранившей значительные пережитки родового строя, восходит и древний совет старейшин, который существовал ещё в эпоху Инь. Совет старейшин существовал при царе и состоял из родоначальников и племенных вождей. Возможно, власть совета старейшин была велика и позволяла себе в некотором отношении ограничивать власть царя. Весьма возможно, что эта древняя организация, впоследствии переросла в родовую аристократию и опираясь на крупные богатства, значительную политическую власть, эта аристократия с течением времени образовала правящий класс рабовладельцев.

Процесс классового расслоения, происходивший в глубине сельских общин, развитие торговли и войны привели к появлению рабства и обострению классовых противоречий. Таким образом, эпоху Шань- Инь следует считать временем возникновения древнейшего классового рабовладельческого общества.

В обществе Шан различие между правящими верхами с их окружением (аппарат администрации, ремесленники, воины, слуги) и производящими крестьянскими массами представлено зримо.

Зона с центром в столице находилась под непосредственным управлением правителя - Вана и центральной администрации Шан. В центре зоны жили Ван и его приближенные, там же  находилось место и для жилья воинов, чиновников, ремесленников и слуг. В столице располагались дворцы и мастерские, амбары и склады, казармы и поля. В работе на больших полях нередко принимали участие Ван и его слуги, а урожай предназначался как для ритуально-культовых нужд, так и для пополнения казенных амбаров.

Обширная территория региональных владений управлялась уполномоченными шанского Вана, то есть его родственниками и приближенными. Эти территории зачастую подвергались набегам варварских соседних племен, тем самым огорожая столицу во главе с ванном от набегов извне.

Все жители этого государства должны были верой и правдой служить ванну, принимать участия в военных действиях, а также преподносить подарки, трофеи, прежде всего пленных, которых чаще всего приносили в жертву предкам Вана при очередной календарной дате жертвоприношений. Практика наследования должности правителя - Вана находилась еще в процессе становления. Не сразу передача власти отца к сыну устоялась в  этом обществе, престол переходил от брата к брату и от дяди к племяннику.

Высший суверенитет и сакральная святость шанского правителя - Вана были для всех шанцев превыше всего.

Социальная структура периода Чжоу- 12 в. до н.э. - 221 г. до н.э

Было время когда племена Чжоу входили в сферу политического влияния Инь(Шан) на правах подчиненной территории. Усиление чжоуцев ознаменовалось тем, что военные столкновения между Инь и Чжоу принимали оборот в сторону последней.

Постепенно складывается мощная коалиция западных племен, которую возглавляло племя Чжоу. Со временем Чжоуцы переняли культуру и быт иньского государства. Чжоуцы научились  у иньцев изготовлению оружия и других боевых предметов из бронзы, коллестницы и т.д.

После окончательного разгрома иньцев, чжоуцы предоставили знати (от иньского ванна) владения земли вместе с их населением. Вожди иньских племен были не тронуты_ тем самым оставшись занимать свои посты. В целом чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления   подчиненными   вану   территориями.

Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, которые располагалась по отношению друг к другу по принципу иерархии (в Древнем Китае она была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах). Чжоуские ванны занимали высшую ступень иерархии, как было принято говорить «единственным среди людей», они представляли собой деспотических правителей( говорю во множественном числе, т.к. за этот период их было не мало, но суть безграничной силы правителя не менялась. Следующий слой представлял собой  Чжухоу, правители наследственных владений, являлись бесспорно аристократией. Средний ранг - это дафу, главы родоплеменных групп, которые в своей совокупности составляли население наследственного владения чжухоу. Четвертая группа — ши, главы больших семей, входивших в состав вышесказанной родоплеменной группы. Последняя группа -  простолюдины.
      Специфика того или иного ранга заключалась в материальных благах, которыми мог пользоваться данный человек. В первую очередь различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов. «При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти — в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы»  Устанавливались строгие правила в отношении убранства жилища, то чего не должны позволять себе простолюдины. То же самое касалось и пищи: «считалось, что ван может питаться мясом быка, барана и свиньи, чжухоу — только говядиной, дафу — свининой, ши — рыбой, а простолюдины вообще не имели права есть мясо. Социальные различия находили отражения и в лексике древнекитайского языка — для обозначения одного  и того же понятия существовали различные слова, употреблявшиеся в зависимости от принадлежности говорившего к определенному рангу.»

Принадлежность человека к высшим социальным группам была установлена по принципу родства. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья спускались на одну ступеньку ниже. Но это правило не действовало на слой простолюдинов, ведь ниже опуститься было нельзя.

Что касается земельного владении, то Ван являлся верховным собственником всей земельной территории. Но земля обрабатывалась простолюдинами. Почему?

В землевладельческой структуре, как и в социальной, есть своя иерархия, каждый слой жалует землю нижестоящему. Можно сделать на этом основании следующий вывод: частной собственности как таковой в чжоуском обществе не существовало.

Социальная структура царства Цинь - 246 г. до нашей эры - 207 г. до н.э.

До IV в. до н.э. о царстве Цинь мы мало что можем узнать. В то время о ней мало где упоминалось, ведь она почти не вела борьбу между царствами.

В связи с потерей плодородия земли, царство Цинь осуществило создание ирригационной системы, значительно увеличив тем самым свою сельскохозяйственную продукцию

При царе Сяо-гуне (361—338 гг. до н.э.) были проведены важные реформы землепользования:

  1.  Узаконены взятие в залог и скупка земли
  2.  Был запрещен обычай кровной мести.
  3.  Отменена ограничения размера земельных владений.

Именно  это приводило к подрыву сельской общины. Шан Ян издал законы о рабах – как о земельной рабочей силе. Принял множество реформ в военной области государства: захват в плен врага – повышение ранга воина, т.е. право на получение земли и рабов.

Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отстранена от власти. Только военные — обладатели рангов считались полноправными свободными гражданами, порабощать их запрещалось законом. Но со временем ранг можно было купить или обменять. Такие изменения повлекли за собой черты военно-бюрократической деспотии государства.

Государство Цинь превратилось в сильнейшую военную державу и перешло в наступление на соседние страны. Оно расширило свои государства за счёт других владений. На престол Китайского воителя встал первый «император» - «шихуанди» - Цинь Ши Хуанди. Считалось, что он «Сын неба» и власть его стала ещё более обожествлена, чем при правителях – ванах.

Этот нелёгкий период в китайской истории называют жесточайшим. Бесконечные войны, завоевания, начало застройки Великой китайской стены,  Сооружение которой продолжалось десяток лет и стоило империи неимоверных тягот и людских потерь.

Цинь Ши Хуанди ввёл новые жесточайшие порядки в систему государства. Ни один гражданин не имел право называть себя вэйцем, яньцем, циньцем. Все равны – от знати до простолюдинов. Император учредил  единое для всего населения наименование – «черноголовые», не пощадив никого, даже своих сыновей он спустил до низшего ранга, превратив в простой люд. В империи господствовала военно-бюрократическая знать, преимущественно из числа новых богачей — крупных предпринимателей и торговцев. Была легализована покупка должностей и рангов знатности. В рабов император обращал членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой круговой порукой, так что в рабство переходили целые группы сел.

В этот период произошло катастрофическое обнищание земледельцев, забор имущества у крестьян, введение крупных налогов на землю даже в слоях аристократии, государство было истощено.

Но после смерти Цинь Ши Хуанди, всё вело к гражданской войне -  восстания объединяли в себе не только порабощенные массы, бедняков из общинных крестьян — к ним добавились представители господствующего класса, в основном из знатных родов прежни. царств. Людям удалось обрести свободу.

На этом заканчивается время рабовладельческого Древнего Китая,

на смену его приходит феодальное общество.

Социальная структура периода Хань (206—220 гг. до нашей эры)

Рост крупной частной земельной собственности, подъем ремесленного производства, развитие торговли и денежных отношений ускорили разложение общины и развитие рабовладельческих отношений. В древнем Китае имелись две основные формы рабства — государственное и частное.

Основным источником государственного рабства являлось порабощение осужденных. Власти очень, часто прибегали к наказанию для увеличения даровой рабочей силы (порабощаемым татуировали лица зеленой чертой вокруг глаз)

Наибольшее распространение получило частное рабовладение, главным источником которого являлось долговое рабство. Обедневшие общинники, цеплявшиеся за свои клочки земли, вынуждены были отдавать своих сыновей в рабство, лишь бы как-то сохранить за собой пахотный надел, владение которым делало их полноправными членами общины.

В империях Цинь и Хань в Китае процветала работорговля, Количество частных рабов служило мерилом богатства. Крупные рабовладельцы имели сотни и тысячи рабов. Особенно почетным считалось получение рабов в дар от императора, но этой чести удостаивались лишь наиболее приближенные сановники. Сфера применения рабского труда была довольно обширной. Государство использовало рабов на рудных и соляных промыслах, в ремесленных мастерских и на различных тяжелых работах. Значительное количество рабов содержалось во дворцах в качестве слуг. Однако более всего рабский труд использовался в частных хозяйствах. В таких развивающихся отраслях, как ремесло и торговля, рабы являлись основной рабочей силой.

В социальной структуре очень крепко установились такие слои как земледельцы – крестьяне, торговцы, воинский слой населения, аристократия. Формально из всех категорий населения только чиновничество и обладатели рангов знатности освобождались от повинностей.

Что касается вышесказанного феодального общества, то оно появилось уже  в Китае в первых веках нашей эры в связи с экономическим и политическим усилением крупных частных земельных собственников и зарождением частнозависимого мелкого крестьянского хозяйства. Появились новые социальные категории непосредственных производителей, именуемые бинькэ и буцюй. 

В Ханьской империи значительную силу приобрела бюрократическая прослойка. Существенные изменения произошли в статусе чиновничества. Представители различных социальных слоев, преимущественно из наиболее зажиточной части общества, занимавшие административные посты в период империи Цинь, всячески стремились закрепить свое положение, сохранить за своей семьей или патронимией преимущественное право на замещение чиновничьих должностей.

Понемногу страна выкарабкивалась из рабовладельческой зависимости, что вело к становлению политики и экономики. Китайское единое государство,  считалось со времён нашей эры одним из крупных и мощных стран.

Заключение

Исследовав особенности социальной системы каждого из выделенных периодов, я могу сделать следующий вывод. Первые три периода считаются тяжелейшим временем в становлении китайского государства, бесконечные войны, перестройки политики внутри государства несло резкие изменения и в социальной структуре.

Система рабовладельческого общества в сущности не двигала государство вперёд. Древний Китай топтался на месте, не выходя на мировую арену.

Во время зарождения китайской цивилизации, происходило только  зачатие социальных структур, информация имеется лишь о властном положении Вана, следующий период Чжоуского общества несёт в себе расслоение населения на ранги, разница между которыми была чётко выражена, в период Цинь ломается вся социальная структура, обусловленная появлением нового жестого императора, подчинившего себе китайские земли. Начало династии Хань – это восстановление системы, после периода Цинь, система рабовладельческой структуры усиливалось, рабами были преступники, предатели, должники, бедняки, некоторые крестьяне. Огромное количество Китайского населения порабощалось. Но уже к началу нашей эры произошла некая перестройка, давшая начало феодальному принципу строения.  

Феодализм - тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в феодальном обществе имеется иерархия политической власти, основанная на договорных правах и обязанностях, обычно с монархом во главе, несвободные крестьяне обрабатывают землю как крепостные.

Список литературы

  1.  «История Кита». Альтернативная история. Учебное пособие. Автор Л.С. Васильев
  2.  «Формы социальной организации древних китайцев». Автор Крюков М. В. 
  3.  Учебно-методический комплекс по истории древнего мира. Автор Денисов В.И.  
  4.   www.wikipedia.org/wiki/История Китая


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71963. Людина починається з добра! 51.5 KB
  Хлопці її однокласники почали голосно сміятися. Але були це факт Жора Горобейко воротар футбольної команди четвертого А класу грався з дівчиськами в ляльки Хлопці похмуро мовчали. Оце так новина І тут хлопці згадали що Жора взагалі останнім часом поводився якось дивно: після школи поспішав...
71964. Закріплення вивченого матеріалу. Складання та обчислення значень виразів на додавання і віднімання в межах 10 42 KB
  Мета: продовжувати формувати вміння виконувати арифметичні дії додавання і віднімання; навчати учнів розв’язувати приклади на додавання і віднімання в межах 10; продовжувати формувати вміння порівнювати числа; повторити склад числа 10; розвивати пізнавальну активність дітей; формувати вміння працювати в парі...
71966. Лицарський турнір 60 KB
  Отже слухайте всі і не кажіть що ви не чули Музика В одній далекій і невідомій нам країні жив Король зі своєю Королевою. А куди ж без нього Король був. Але що розповідати про короля Він був таким яким і мусить бути король і ніжно любив свою королеву А от королева була вередливою і часто страждала від поганого настрою.
71967. Елементарне поняття симетричної форми та осі симетрії. “Світ комах.” 367 KB
  Обладнання: колекція жуків та метеликів під склом коник мураха бабка комар оса малюнки сопілка малюнки луків гуаш пензлик аркуш паперу фарби баночка з водою Червона книга України магнітофон касета знак “Не лови. Метелик 2 А я гарний стрибунець Ось такий я молодець.
71968. Розкажу про мою маму 165 KB
  Мета: виховувати любов і шанобливе ставлення до рідної матері до ненькиУкраїни допомогти учням усвідомити душевні болі Святої Матері Діви Марії через страсті Ісуса Христа. Як ви думаєте чиє серце наповнювалося болем найбільше дивлячись на страждання Сина Божого У Матері Божої.
71969. Хай завжди буде мама 130 KB
  Мета заходу: сприяти формуванню у молоді свідомого ставлення до життя поваги до родини батьків вшанування жінки матері зміцнення моральних цінностей. Мама перше слово вимовлене маленькою людиною та звуки цього слова ми бережливо несемо в серці через усе життя.
71971. Мандрівка у королівство Здоров’я 56 KB
  Мета: формувати та закріплювати раніше набуті знання дітей про значення здоров’я, необхідності вести здоровий спосіб життя. Прищеплювати гігієнічні навички. Знайомити з народними традиціями збереження власного здоров’я.