8360

История Китая

Лекция

История и СИД

КИТАЙ По истории Китая вы помните, что в Китае сменялись разные династии. Для истории Китая характерна определенная цикличность. Приходит к власти новая династия, проводит реформы, все идет хорошо, процветание. А потом наступает упадок, и смена дина...

Русский

2013-02-10

168.5 KB

30 чел.

КИТАЙ

По истории Китая вы помните, что в Китае сменялись разные династии.

Для истории Китая характерна определенная цикличность. Приходит к власти новая династия, проводит реформы, все идет хорошо, процветание. А потом наступает упадок, и смена династии.

Последняя китайская династия Цинь. Она правила с 1644 по 1911 год, почти так же как династия Романовых в России (17,18,19 век и начало 20 века).

С начала 17 века Китай находился как раз на завершающем этапе очередного династийного цикла. А что характерно для этого этапа? Увеличение налогового бремени, концентрация земли в руках имущей части деревни, рост эксплуатации торгово-ростовщической, коррупция чиновничества.

За счет новая династия приходит к власти? Обычно происходит крупное восстание или крестьянская война. И лидеры победителей основывают новую династию.

Предыдущая династия называлась Мин. Она закончила свое существование в огне крестьянской войны 1628-1644 годов. В начале 1640-х годов восстание вступило в фазу подъема. В это время сложилось 2 центра повстанцев. Один на севере, где Пекин, а другой на юго-западе Китая.

Вождь северных повстанцев захватил столицу Пекин.

В китайской истории было много столиц. Идеология предполагала, что должно быть 5 столиц по сторонам света. Часто при династии было несколько столиц. Одна считалась главной. В одной из древних столиц Китая этот вождь повстанцев объявил себя новым императором, объявил создание новой династии. Захватив Пекин, он продолжил эту линию.

Это все известно из китайских источников. Есть династийные истории, написанные после этих событий. Они проверены и выверены профессиональными историками. А в Китае история была тесно связана с политикой и идеологией. Поэтому ручаться за точность трудно. Во всяком случае, нам это все известно из китайских источников.

Последний Минский император якобы вышел из города и повесился на дубе. Сейчас экскурсантам показывают этот дуб, на котором повесился последний Минский император.

В китайской истории обычно вождь восставших основывал новую династию. Но в данном случае этого не вышло. Видимо, такой поворот событий не окончательно удовлетворял бюрократию, чиновников минских. Один из видных минских военачальников, который охранял проходы в Великой Китайской стене, он пропустил маньчжурское войско к Пекину. А у маньчжуров к тому времени было что-то вроде федерации племен. Они давно тревожили Китай. В китайской истории подробно описано, почему он их пропустил. Причем в китайских династийных историях обычно все четко расписано, кто хороший, кто плохой. Почему-то военачальник, который пропустил маньчжуров, он описан как плохой, он сделал это из личных соображений.

Скорее всего и судя по тому, как развивались дальнейшие события, ряд крупных бюрократов, чиновников, представителей минской верхушки, они сочли, что эта династия не очень устроит Китай, и сочли, что лучше воспользоваться силами маньчжур, а может быть казалось, что маньчжуры вычистят Пекин от восставших и потом можно будет новую династию создать.

Как бы то ни было, этот крестьянский вождь вынужден был оставить Пекин. Восстание было разгромлено, он был казнен.

После вступления в Пекин, маньчжуры провозгласили своего императора. По китайским источникам выходит, что маньчжуры еще у себя в Манчжурии создали эту династию, и он был уже не первый в этой династии. Просто нужно учесть, что эти источники писались уже потом, когда маньчжуры были у власти.

Так вот, после вступления в Пекин, маньчжуры провозгласили императором одного из сыновей хана. И так началось установление в Китае династии Цинн. Власть этой династии очень быстро установилась в северном Китае, но очень трудно устанавливалась в Китае южном, потому что это для нам они все одинаковые китайцы. А на самом деле они все разные. Исторически история развития разных территорий Китая сильно отличалась. В Китае северном привыкли ко всяки иноземным династиям. Были целые периоды, когда всем северным Китаем правили династии кочевников. А на юге такой привычки не было. Когда Китай разбивался на несколько государств, там правили местные династии. Монголы правили всем Китаем, но их власть посильнее была в северном Китае. Это в частности позволяет китайцам считать, что был момент, когда китайцы правили Россией. Они почему-то считают, что Чингисхан китаец, ведь он из монголов, а Монголия теперь китайская. Поэтому все, что он завоевал, принадлежало Китаю.

По крайней мере к иноэтничным династиям привычка гораздо больше на севере, а южный Китай завоевывался довольно трудно. Там действовали всевозможные антиманчжурские силы, которые включали и отряды Минской армии, и уцелевшие отряды повстанцев, и вооруженные отряды горожан, отряды местной самообороны.

Так что полное подчинение Китая завершилось только к 1660м годам 17 века. Считается, что приход к власти династии Цинн 1644 год. Но после этого еще лет 20 они завоевывали остальную часть Китая.

Последним всплеском вооруженной борьбы было Восстание трех вассалов. На юге одним из восставших был тот военачальник, который допустил маньчжур  в Пекин в 1644 году. Это косвенно указывает на то, что были какие-то планы и договоренности, которые впоследствии не удались.

На севере Китая этот факт воцарения иноэтничной династии был воспринят достаточно спокойно. А на юге династия вынуждена была пойти на многие уступки, чтобы быть признанной. Для того, чтобы завоевать лояльность местной элиты, центральная власть не слишком вмешивалась в семейные отношения, в раскладку налога. Очень многие вопросы решались на местах местной элитой. Хотя вообще в Китае местная элита многие вопросы решала сама на местах, но на юге этот спектр вопросов, оставшихся в ведении местной элиты, был еще больше.

Были приняты традиционные меры, чем обычно занимается пришедшая к власти новая династия: обработка целинных и брошенных земель, отмена обременительных налогов и повинностей. Обычно все династии приходили к власти после довольно длительного периода военных действий. Страна была к приходу новой династии в достаточной степени разорена, много земли было брошенной. Поэтому поначалу династия занималась тем, чтобы облегчить жизнь крестьян. Разрешалось занятие брошенных земель.

Конец 17-начало 18 века стали периодом постепенного возрождения Китая. Стали вводиться в оборот заброшенные земли, осваивать пустоши, возрождались традиционные промыслы. Налоги были довольно умеренными.

В 1713 году были объявлены ставки поземельного налога неизменными. Произошло слияние поземельного и подушного налогообложения, что имело для Китая далеко идущие последствия.

Этот период, конец 17 века, достаточно быстро положение в стране стабилизировалось. Люди стали жить лучше, наметился экономический подъем. Потом обычно считается, что в Китае династийный кризис вызван в частности и тем, что количество земли на душу населения становится меньше во время мирного периода. А потом когда начинается война, катаклизмы, населения становится меньше, земля отдыхает. И после этого происходит экономический подъем, но уже после прихода к власти новой династии.

В то время в Китае было 100 миллионов населения.

Считается, что на рубеже нашей эры в Китае было 50-60 миллионов населения. Это примерно столько, как в Римской империи. Население считалось дворами. Переписи начались в 18-19 веке. А в странах древнего мира подсчет населения если производился, то он производился для всяких нужд. Пересчитывались те, кто может нести военную службу, кто может платить налог. Нигде не считалось все население. В древнем Китае налог взимался с дворов, поэтому и переписывалось количество дворов. Поэтому, чтобы подсчитать количество населения, ученые считают, что нужно количество дворов умножать на 5. Т.е. это данные приблизительные.

Считается, что в 12 веке было уже 100 миллионов населения.

В Китайской истории есть такое понятие как «демографический взрыв», когда население на конец 17 века было не более 100 миллионов, а к концу 18 века – уже 300 миллионов, а в середине 19 века – более 400 миллионов человек. Т.е. по меркам традиционного общества, когда медицина на низком уровне, большая детская смертность, непонятно, почему такой взрыв произошел. Еще с начала 20 века в качестве причин приводят замораживание налога и слияние поземельного и подушного налога. Тогда император в своем указе сказал, что несправедливо брать налог с количества душ, раз оно растет, а количество земли не растет. Поэтому произошло слияние поземельного и подушного налога, когда налог брался с количества и качества земли. Считается, что подушный налог сдерживал рост населения.

Был момент, когда лишних младенцев убивали. Это не воспринималось как человекоубийство. Когда экономическое положение семьи ухудшается, мужчина из этой семьи теряет возможность жениться. Потому что семью надо содержать. Поэтому, когда экономическое положение семьи ухудшается, дети выросшие из этой семьи не могут дальше жениться, у них не появляются дети. Отсюда уменьшение количества населения.

В Европе тоже был механизм уменьшения населения – Крестовые походы. Уход в монастыри. Институт старых дев. В Европе был майорат, когда младшим сыновьям наследство не достается, они женится не могут, в их семьях уже детей нет…

А в Китае другие механизмы. Старых дев там никогда не было. Там всеобщий и полный выход замуж всех женщин в молодом возрасте. А вот холостяки там были.

В Китае соблюдался запрет на вторичное замужество вдов. Мужчина мог жениться и второй раз, когда жена умирала. Но он должен был жениться на молодой.

Жена была одна, но можно было брать наложниц в дом. Могли быть дети от наложницы. Самое ужасное, если нет сына. Потому что пресекается линия и пресекается возможность поддержания культа предков. Считалось, что если нужные ритуалы не будут производиться, а производить их могут только потомки по мужской линии, то все почившие мужчины этого рода превращаются в голодных духов, их никто не кормит.

Даже у нас есть остатки этого, когда на могилах выпивают, закусывают. Это мы пытаемся вкусить трапезу со своими умершими.

У Мэрфи есть фраза: из всякой сыновней непочтительности наихудшая – это отсутствие мужского потомства. Потому что, не имея мужского потомства, ты наносишь ущерб всей цепочке. Все твои предки превращаются в голодных духов. Т.е. обязательно нужно было иметь сына. А при условии высокой детской смертности, желательно было иметь побольше детей. Если усыновляли мальчика, то старались взять из своего рода, близкого родственника.

Не надо забывать, что в разных странах, у разных народов отношение к бытовым и семейным вопросам разное. Механизмы, которые сдерживают рождаемость, они разные. Если на Западе – старые девы, то на востоке – запрет на замужество вдов.

В восточных странах мужчина детей забирает себе.

В Корее правила сыновней почтительности сильнее, чем в Китае. Родители даже могут заставить сына развестись с женой. Это может быть, пока молодая невестка не родила ребенка.

Китай по размеру больше Европы, поэтому там было много всего,  и в разных местах по-разному, и в разные периоды по-разному.

Итак, в 18 веке количество населения в Китае стало сильно расти. Частично это связано с отменой подушного налога, со стабилизацией экономического и политического положения. Кроме того, в Китае в этот период широко стали выращивать арахис и батат. Появление новых сельхоз культур – это важно. Их стали выращивать там, где не мог выращиваться рис. Т.е. там, где земля раньше пропадала, там стали выращивать культуры, которые можно было есть. Эти культуры позволили освоить те районы, которые не могли быть освоены традиционным рисом, или пшеницей, которую выращивали на севере.

Для Китая есть термин «давление населения на землю». Постепенно это стало превращаться в аграрное перенаселение.

В прошлый раз говорили о том, как пришла к власти династия Цинн, какие она начала проводить преобразования. В Китае произошел ряд существенных изменений, значительные изменения в территории государства, потому что империя Цинн провела ряд завоеваний, направленных на соседей Китая, на соседние народы. Раз династия маньчжурская, то понятно, что власть династии распространялась на Маньчжурию. Но Манчжурия в период правления этой династии не осваивалась, она сохранялась в первозданном виде как родина предков династии Цинн. Туда запрещалось переселение этнических китайцев, она существовала в консервированном виде.

Европейцам из Китая было нужно довольно много: чай, шелк, фарфор. Платить приходилось серебром.

Что касается 2й половины 17 века – 1й половины 18 века – в Китае считается периодом процветания, экономической мощи, расцвет, стабильность. Это продолжалось до конца 18 века. Но экономический расцвет и стабильность в Китае 18 века не надо себе представлять по налоги со странами запада. В Китае все происходило по-другому. Это не было связано с появлением технических новшеств в виде использования машин, с повышением эффективности труда. Напротив, неуклонно повышалась трудо-интенсивность сельского хозяйства. Население росло, а земли больше не становилось. Территория возросла, стала намного больше, но: это земля, очень небольшая часть которой может быть использована для сельского хозяйства в китайском понимании. В Китае на севере выращивали пшеницу, на юге рис. В Синьдяне (?), Монголии ни пшеницу, ни рис не выращивали. Т.е. пахотных земель не прибавляется.

Кроме того, территории были завоеваны огромные, но на военные походы были истрачены огромные средства. Например, подчинение Центральной Азии обошлось империи в круглую сумму, которая равна была всем доходам государства за 2 года. Кроме того, после того как большие территории завоеваны, там же надо держать военные поселения, границу охранять. Это тоже стоит огромных денег. В частности, средства, необходимые для охраны границы ежегодно составляли 2/3 всех налоговых платежей Китая. Т.е. расширения территории не столько дали, сколько забирали. А раз надо увеличивать налоговое бремя, соответственно растет аренда. Так что, территория, которую можно было бы использовать для сельского хозяйства традиционного типа, она не очень-то увеличилась, а население росло.

Это вело к тому, что китайцы были заинтересованы не столько в технических разработках: как бы с меньшим количеством народа обработать большие просторы земли, а скорее в технологических разработках: как бы из этого кусочка земли выжать как можно больше при любом количестве рабочей силы, которая не стоит ничего. Очень многие особенности Китая из этого вытекают.

Например, зачем такой стране крепостное право? Кого тут закрепощать? Человек и так будет держаться за любой клочок земли до последней возможности. Если человек теряет этот клочок земли, он теряет всё. Там нет земли, куда пойти.

Поэтому ценность имела земля, а не рабочие руки.

Соответственно очень редуцировалось использование тяглового скота. Зачем держать быка, чтобы он пахал поле? Поле может вспахать и человек потихонечку. А быка кормить надо.

Поэтому в 18 веке в ряде районов переходили к ручному труду, к примитивным орудиям труда. Использовалась деревянная соха с железным лемехом. Поэтому не сравнивайте Китай с Европой.

В городах тоже происходили некоторые изменения, возрастала ситуация общей стабильности, экономического подъема, возрождалась городская жизнь после периода упадка в конце Мин и крестьянского восстания. Восстанавливались торговые связи. Происходил подъем частного ремесленного производства.

Конечно, единого рынка в Китае не было в тот момент. Его и в 19 веке не было.

Но в общем Китай экономически был довольно объединен и взаимозависим, хотя бы потому что основная часть налога зерном и рисом собиралась на юге, и там существовал великий канал для перевозки зерна. Зерно из южного Китая везли в северный. Там оно использовалось. Т.е. некоторым образом существовало единое экономическое пространство.

КУЛЬТУРА

Конец 17-1я половина 18 века. Культура была специфического характера. При Циннах очень много собирали и синтезировали китайское наследие литературное и историческое. Но с другой стороны его очень сильно «причесали» в этот период. Есть даже такое понятие как «литературная инквизиция». Составлялись огромные энциклопедии, словари, все это собиралось, классифицировалось. Но при этом выбрасывалось и уничтожалось многое, например те, где негативно об айджурах (?) отзывались, или вообще о каких-то северных кочевых народах, северных династия, что можно было счесть намеком на теперешнюю династию.

В 18 веке от движения процветания появилось движение к кризису. Возможности экономического роста потихоньку исчерпывались, так как возрастало количество населения, а земли не очень.

Были и другие признаки кризиса, в частности росла коррупция. А коррупция говорит о том, что административный аппарат не очень эффективен. Т.е. когда это существует в разумных рамках, то из центра можно управлять всей страной, потому что этот административный аппарат все-таки выполняет указы. К концу 18 века эффективность управления стала теряться.

В определенные периоды большое значение при дворе приобретали евнухи. Евнухи не занимали внешних постов, но при дворе они имели очень большое влияние на императора. Был один такой евнух _____ , который был фаворитом одного императора, очень долго правившего, почти 60 лет. После того как император скончался, и пришел к власти другой, то этот евнух был обвинен в казнокрадстве, и его имущество было конфисковано. Так вот, у него имущества было больше, чем у императорского двора. Имущество это равнялось доходам казны за 8 лет. (Меньшиков отдыхает). Он один украл больше, чем было потрачено на все … А остальные чиновники ведь тоже воровали по мере возможности. В Китае чиновников было не очень много, но если человек становился чиновником, это воспринималось как то, что его семья обогатиться.

В Китае традиционно считалось, что если раскрали менее половины средств, выделенных например на ирригационные работы, это еще вполне в разумных пределах, много чего сделано. Так вот во 2й половине 18 века стали превышать разумную норму и стали разворовывать больше половины средств.

Считается, что налог, который собирался реально, в 4 раза превышал сумму налога, которая была назначена и которая приходила в Пекин. Все остальное оседало в карманах чиновников. О чем это говорит? О том, что власть ослабевала и не имела возможности держать чиновников в узде.

Причем в Китае существовали разные методики предотвращения воровства чиновников, доплата за честность.

В целом в социально-экономических отношениях Китай при династии Цинн больших изменений не претерпел. Страна делилась на провинции.

Обратите внимание, что большое отличие от Японии, Индии. В Индии были княжества (до англичан), в Японии тоже были княжества. А в Китае этого давно ничего не было. В Китае были провинции, куда назначались губернаторы.  Провинции делились на области, области на уезды.

Земли в соответствии с традицией делились на 2 категории: народные земли и чиновничьи, государственные. Основой экономической и социальной жизни была крестьянская община, часто клановая, в рамках которой существовало и совместное владение землей, совместная обработка земли. Часть земли могла сдаваться в аренду жителям соседних деревень. Эта клановая собственность и коллективная собственность большую роль играла на юге Китая. А на севере было больше мелких частных землевладельцев. На юге клан мог объединять несколько деревень. А на севере напротив, в одной деревне могло жить несколько кланов.

Там, где было много мелких землевладельцев, права общины защищались обычным правом. Например, продавая землю, землевладелец сначала должен был предложить ее родственникам, соседям, а потом уже, если они ее не покупают, тогда продать вовне.

Что касается сельской верхушки, то она состояла из основных групп: были разбогатевшие общинники, которые сдавали землю в аренду. По статусу это были те же крестьяне, но более богатые. Вторая часть – это землевладельцы, которые составляли образованную часть общества. Они получили образование, сдали экзамены. Они могли быть чиновниками, могли и не получить чиновничьей должности. Но они сдали экзамены, поэтому их статус был не сравним с простыми крестьянами.

Вообще в Китае чиновников было не так много. В конце 18 века, когда в Китае жило примерно 300 миллионов человек, чиновников было 27 тысяч. Из них 20 тысяч гражданских и 7 тысяч военных. Не так много народу, даже сдав экзамены, проходили в чиновники. Потому что очень большую работу на местах проводили представители местной элиты, образованные землевладельцы, которые сдали экзамены, но не получили чиновничьей должности. В деревне они занимались организацией ирригационных работ, создавали отряды ополчения, самообороны, занимались раскладкой налогов.

Т.е. целый ряд работ делался местной элитой, без участия даже чиновников самого низшего уровня. Кто-то из этих людей становились учителями в местных школах, и или учили детей богатых людей, готовили их к сдаче экзаменов.

Все без исключения землевладельцы платили налоги. Подушно-поземельный налог рассчитывался в зависимости от количества … Значительная часть земли сдавалась в аренду. Арендная плата в разных районах земли была разной, от 30 до 70% урожая.

Самостоятельное крестьянство владело более половины пахотных земель и более половины сельского населения. Арендные отношения были более распространены на юге, а самостоятельные мелкие землевладельцы – на севере.

Часть пахотной земли принадлежала непосредственно императорской фамилии, и маньчжурской аристократии, офицерам и солдатам маньчжурских войск. Эти маньчжурские войска, когда пришли в Китай, была 8-ми знамённая армия. Каждое знамя это федерация племен. Знамя передавалось по наследству. Эти восьми-знаменники тоже владели землями. Но они не могли продавать землю, закладывать. Чтобы сохранить маньчжурскую идентичность тоже были предприняты меры.

Вспомните китайскую прическу – косичка. Так вот, эта коса это маньчжурская прическа, а не китайская. Косы стали носить все мужчины-китайцы по указу, когда маньчжуры пришли к власти. Когда свергли династию Цинн, китайцы срезали эти косы как знак подчиненности иноэтничной династии.

Маньчжуры были обязаны жениться на маньчжурках, чтобы не ассимилироваться с китайцами.

Земли, принадлежащие маньчжурским офицерам и солдатам, располагались вокруг важных стратегических пунктов, вокруг столицы и других важных городов.

Существовала еще одна важная форма землевладения в Циннском Китае, также как она существовала и до того – это военные поселения. Военные поселенцы там же охраняли границу, и обрабатывали землю.

Положение о городе в Китае ни в коем случае не надо представлять исходя из своих знаний о городах европейских. Напротив, в Китае традиционно считалось, что сельское население – это корень, ствол, опора всего государства. А торговля, ремесло – это второстепенные занятия. И города никогда не обладали никакой самостоятельностью. И главное в городе было наличие управы. Там сидел уездный или областной начальник.

Город не был свободным центром ремесла и торговли. Частично это было связано с тем, что императорский двор не очень нуждался в товарах, производимых свободными ремесленниками, потому что существовал большой казенный ремесленный сектор. И все, что нужно было двору, все там делалось.

Торговое и ремесленное население в городах объединялось в корпоративные организации, при образовании которых играли большую роль большие клановые связи. Если место подмастерье освобождалось, то из своей же деревни вызывался родственник и брался в подмастерье. Т.е. с улицы туда никто не попадал. Земляческие связи были очень сильны.

Как правило ремесленники и являлись продавцами своих изделий. Ремесло от торговли не было отделено.

На самом верху сидел император, который являлся обладателем земли, совмещал в своем лице законодательное и административное начало. Было 6 министерств.

При императоре Цинн было 2 совещательных органа – императорский секретариат и военный совет.

В секретариат должно было входить равное количество китайцев и маньчжур.

Когда был создан военный совет во 2й половине 18 века, то там такое правило не действовало. Основные решения, как и раньше, император принимал, опираясь на маньчжурскую аристократию, родственников.

Когда говорили о деревне, добавлю, что чиновников было не так уж много. Но эффективность работы достигалась за счет деятельности местной элиты, и кроме того широко использовалось деревенское самоуправление: пяти-дворки, десяти-дворки, основанное на действии клановых институтов. Непосредственно местной администрации не подчинялись. Эта система круговой поруки. Выбирались старосты из группы 10 дворов, потом из группы 10 по 10 дворов (т.е. 100-дворка). В лучшие периоды существования этой системы деревенского самоуправления там контроль был всепроникающий.

Как правило, на воротах каждого дома всегда должна была висеть табличка, кто там убыл, прибыл.

В случае нарушения законов была круговая порука.

В конце 18 века проявились первые признаки кризиса империи Цинн. Ученые по разному рассматривают. Иногда считают это династийным кризисом, а иногда считается, что это системный кризис императорского Китая. Так или иначе, признаки кризиса проявлялись на всех уровнях императорского Китая.

Видимо, это стало заметно и по самой жизни. Потому что уже в конце 18 века сельский бандитизм стал настолько распространенным в южном Китае, что почти вокруг всех зажиточных деревень стали появляться отряды самообороны, стали строить укрепления.

Откуда брался этот сельский бандитизм? Причин много. И количество народу росло. Все большее количество населения выталкивалось из сферы сельхоз труда, и из возможности применения своего труда. Были временные работы, сезонные работы. Но все большее количество народу попадало в маргинальные слои, попадало в разбойничьи шайки. И такого народа становилось все больше.

Это и горючий материал для возникновения крупных протестов.

Первые крупные восстания как раз и прошли на рубеже 18-19 веков. В этот период организаторами выступлений протеста были тайные общества, религиозные секты. Они пронизывали в некоторых районах все общество. Вся деревня была членом тайного общества.

Большинство составляли малоимущие крестьяне. Но во главе стояли образованные люди, купцы, крупные землевладельцы.

Это была целая традиция сложнейшая тайных обществ, со своим языком, со своими знаками в одежде, с постановкой чашек при подаче чая, тайные слова и знаки.

В конце 18 века наиболее активным было общество «Белого лотоса». В основе идеологии были идеи наступления справедливого царства. Призывы к свержению Маньчжурской династии.

В 1796 году под руководством общества «Белого лотоса» началось одно из крупных крестьянских восстаний. Действие происходило в центральном Китае. В конце 18 века этим войскам удалось нанести целый ряд поражений циннской армии.

На рубеже веков произошел перелом, который был связан с тем, что многие влиятельные кланы перешли на сторону циннского двора. И к середине 1804 года выступление было подавлено.

Еще одно крупное выступление произошло в 1810 годах.

Самое знаменитое крестьянское восстание циннского периода произошло в 1850е годы 19 века.

Лекция № 12

Азия и Африка

от 13 декабря 2007 года

Мы дошли до середины 19 века. Говорили о контактах между китайцами и европейцами. По-китайски обычно не говорят европеец или американец, а есть общее понятие - западный человек. Сюда и русские входят.

Середина 19 века стала для истории Китая временем переломным. Случилось много крупных событий. Перелом этот был связан частично с тем кризисом, который нарастал в самом Китае: династийный кризис, системный кризис императорского Китая. В самом Китае, даже и без участия иностранцев уже нарастали явления, которые могли привести к выбросам энергии, к протестам. Уже в самом Китае шло нарастание кризиса.

Но этот перелом был связан и с насильственным приобщением китайского общества к тем формам цивилизации, которые были выработаны на Западе, и к насильственному установлению отношений со странами Запада.

Если вспомнить историю Японии, то в Японии в середине 19 века были заключены неравноправные договоры. И с Китаем это тоже произошло, несколько раньше, чем с Японией. В 18 веке торговля с Китаем могла вестись только через специально отведенные места. Очень строго ограничивали правители Китая возможности для иностранцев вести торговлю и иметь дело с китайцами. Для иностранцев был открыт только 1 порт – Гуанчжоу (Кантон). Причем и на эту торговлю был наложен целый ряд ограничений, морские суда только в определенное время могли приходить. Общение с китайцами было сведено до минимума. Иностранцы могли иметь дело только с определенными чиновниками. Запрещалось учить их китайскому языку, запрещалось продавать им книги, потому что власти опасались, что узнав китайский язык, китайские книги и сведения о Китае, иностранцы воспользуются этим, чтобы манипулировать, вмешиваться во внутренние дела Китая.

Но такая ситуация не устраивала иностранцев. Во-первых, торговля оказывалась очень ограниченной. Из-за произвола чиновников пошлины вырастали очень сильно. А о правовом регулировании там конечно и речи не было. Кроме того, торговый баланс был не в пользу европейцев, потому что они мало что могли создавать такое, что хорошо бы пошло в Китае. А покупали чай, фарфор, шелк. А хотелось этого много. И приходилось платить за это серебром. Европейцы пытались установить нормальные дипломатические отношения с Китаем, и даже на обычных условиях, а не на неравноправных. Но несколько миссий не увенчались успехом.

Была миссия в конце 18 века, лорда Маккартни. Эта миссия предлагала обмен представительствами, создание постоянного посольства Англии в Пекине, прибытие китайского посла в Лондон, открытие еще нескольких портов на побережье. В общем довольно умеренные просьбы. И требовали установления и обнародования таможенных тарифов. Довольно разумное требование. Но несмотря на то, что миссия была довольно благосклонно принята, Англия могла вступить в отношения только в роли варварского зависимого государства. Это Англию не устраивало.

Была еще миссия в начале 19 века. Там вообще не стали принимать посла, потому что он вел себя вызывающе с точки зрения китайцев.

Так что мирным путем не удавалось установить дипломатические отношения. Кроме того, западные страны не устраивал торговый баланс.

В это время уже стала складываться новая конфигурация торговых связей на Востоке, когда Англия поставляла в Индию товары фабричного производства, индийские товары пытались продавать в Китае. Но поначалу пытались продавать ткани, а они не заинтересовали китайский рынок, индийский хлопок. В конечном итоге нашли тот товар, который оправдал все вложения – это был опиум индийский. Этот сектор рынка очень выгодный и всегда окупаемый.

Таким образом, в Индию поставлялись английские фабричные товары, в Индии выращивался опиум на полях Ост-Индской компании. Этот опиум Ост-Индской компанией продавался в Китай. Нельзя сказать, чтобы англичане познакомили китайцев с опиумом. И в Китае и в Европе опиум был известен издавна как лекарство, как обезболивающее. И в Китае опиум использовался в медицине уже с 8 века.

Но с 18 века в южном Китае стало распространяться уже курение опиума. И к концу 18 века это превратилось в огромную общественную проблему. Опиумокурением занимались и бедняки, и богатые, и маньчжуры, и военные, и аристократы. И к середине 19 века, ко времени первой опиумной войны 1839 года доходы британцев от продажи опиума уже превысили доход, полученный от импорта чая и шелка.

Естественно, что ввоз опиума в Китай запрещался императорскими указами, но это продолжалось. Причем даже в Англии многие понимали, что это не совсем неприлично торговать опиумом. Старались это преподнести как частное дело коммерсантов, представителей Ост-Индской компании, что не государство этим занимается. Потому что опиумная торговля подвергалась критике оппозиции в британском парламенте. Т.е. уже тогда нравственная сторона многими осознавалась.

Купцы продавали опиум за серебро, а это серебро они использовали для закупки фарфора, чая и шелка.

Так как указы императорские действия не возымели, то власти стали предпринимать более решительные меры. В провинциях некоторых удавалось бороться с поставками опиума. С конца 1838 года императорский двор в качестве своего особого уполномоченного назначил в Гуанчжоу такого чиновника, который до этого, будучи генерал-губернатором двух провинций, там практически искоренил опиумокурение. Поэтому его назначили в Гуанчжоу, в открытый город. В 1839 году он прибыв в Гуанчжоу, сразу же распорядился запретить торговлю опиумом, конфисковать весь опиум, который находился на складах. Основной опиум находился на плавучих складах. И была окружена английская фактория, опиум был конфискован и уничтожен.

В результате буквально сразу в 1840 году в Палате общин в Англии стал обсуждаться вопрос о войне с Китаем. Было принято решение формально войну не объявлять, но послать эскадру к китайскому побережью.

Война называется опиумной, потому что началась из-за опиума. Но на самом деле европейцев многое не устраивало.

В 1840 году к южно-китайскому побережью прибыл английский флот, был блокирован порт Гуанчжоу. Основная часть эскадры двинулась на север, где находится Пекин, и захватила порт, после которого открывается путь на Пекин. При дворе началась паника. Этого чиновника обвинили в том, что из-за него иностранцы оказались у ворот империи, он был лишен постов. Потом правда вернули.

Военные действия происходили в основном в южном Китае, в центральном Китае, в нижнем течении реки Янцзы. Начало военных действий произвело на китайцев неизгладимое впечатление, которое сравнимо с тем шоком, которое испытали японцы при появлении Черной эскадры коммодора Перри. Также и китайцы, когда они увидели паровые суда, корабельную артиллерию, нарезные ружья, которые стреляют на большое расстояние.

В 1842 году прибыло подкрепление из Индии, сипайские войска. И очень скоре в 1842 году начались переговоры между Англией и Китаем, по результатам которых был подписан Нанкинский договор. В Нанкине до сих пор сохраняется в качестве мемориала это здание, где подписан был договор. Стоит стела, на которой написано, что здесь был подписан первый неравноправный договор с Китаем.

По этому договору Китай должен был выплачивать огромную контрибуцию. Кроме Гуанчжоу для внешней торговли были открыты еще 4 порта с правом пребывания британских подданных. Англия получила в вечное владение остров Гонконг. И было регламентировано таможенное обложение английских товаров.

Таким образом суверенитет Китая был безусловно ущемлен, он потерял контроль над таможенной системой. Он потерял часть своей территории – остров Гонконг. Конечно это очень маленькая территория. Этот был первый неравноправный договор, который открывал уже новые страницы в китайской истории, открывал дорогу к превращению Китая в зависимое государство.

Торговля опиумом обсуждалась во время подписания этого договора. Англичане хотели ее легализовать, китайцы требовали ее запретить, но в договор этот пункт не вошел. А торговля продолжалась.

В 1843 году был заключен еще один договор англо-китайский. Туда вошли еще положения, важные для английской стороны. В частности, Англия получила права наиболее благоприятствуемой нации, т.е. все льготы, которые по договору получат другие государства, автоматически распространяется и на Англию тоже. Импортные пошлины на англ. товары не должны были превышать 5%.

В 1844 году подобные договоры у Китая были подписаны с США и Францией. Причем в американском договоре появился пункт о консульской юрисдикции и экстерриториальности. А французы получили право на строительство католических храмов в тех городах, которые открыли для иностранной торговли. Потом они настаивали на свободной миссионерской деятельности.

Таким образом, первая опиумная война привела к подписанию первых неравноправных договоров Китая с западными державами.

Результаты этой торговли привели к существенным последствиям для Китая. Во 2й половине 19 века и так намечался династийный кризис императорского Китая, падало влияние династии, падала управляемость бюрократической системы, многие внутренние противоречия обострились. К этому добавились негативные результаты крупномасштабной торговли со странами Запада. Кроме опиума, существенно выросло отрицательное сальдо торговли Китая с западными державами. Если раньше серебро ввозилось, то теперь оно стало вывозиться за счет того, что очень большие объемы опиума ввозились. Т.е. Китай терял серебро, основную валюту. Это привело к тому, что изменился курс серебра к медной монете. Большие цены и налоги исчислялись в серебре, которое было в слиточках. А налоги платились и покупки осуществлялись медной мелкой монетой. И в результате оттока серебра из денежной системы Китая изменился курс серебра и медной монеты. И что получилось при сборе налогов? Налог считается в серебре. Серебро подорожало. А фактически налог платится в медной монете. Т.е. фактический налог, который налогоплательщик платит, увеличился в 1,5 раза. Пострадали землевладельцы, положение арендаторов тоже ухудшилось. Таким образом. Довольно резко ухудшилось экономическое положение большого количества людей в Китае.

Кроме того, широкий ввоз товаров ухудшил положение ремесленников.

В течение долгого времени торговля велась через порт Гуанчжоу, и в Китае уже сложилась соответствующая инфраструктура, и большое количество людей были заняты перевозкой товаров. Тогда железных дорог не было. Товар переносили на спинах носильщиков. И огромная армия людей была занята распределением этого товара по всему Китаю из Гуанчжоу. А теперь были открыты 4 новых порта в восточном Китае, и основной объем торговли переместился из Гуанчжоу в центральный Китай, в низовья Янцзы. Т.е. торговля переориентировалась, и огромная армия людей остались без работы. Теперь товары можно было везти по реке Янзцы. Население южных провинций в значительной степени теряло работу.

Кроме того, добавились еще причины. В Китае произошел целый ряд очень крупных стихийных бедствий, что тоже увеличило количество людей, которым терять было нечего. Были прорывы дамб на реке Хуанхэ с огромными наводнениями, были и засухи.

Таким образом, сложилось критическое количество людей, заинтересованных в изменении существующего положения. И понадобился только призыв к борьбе с династией, к улучшению жизни, чтобы началась крупнейшая крестьянская война в истории Китая – война тайпинов (1851-1864). Это происходило уже после первой опиумной войны, после подписания неравноправных договоров.

Идейным вдохновителем этого восстания был Худсю Чань (?). Он родился в крестьянской семье в провинции Гуандун, столицей которой был Гуанчжоу. Он получил конфуцианское образование, пытался сдать экзамен на чиновничью должность, но не сдал. И после очередной неудача на экзаменах он заболел, впал в нервную горячку, сопровождаемую бредом и галлюцинациями. В результате ему было видение, и он вообразил себя носителем божественной идеи. Видимо, он до этого он общался с крестьянскими проповедниками до этого, потому что при том, что это была масштабная китайская крестьянская война, ее идеология несет явный отпечаток христианства.

Он считал себя младшим братом Иисуса Христа, сыном небесного отца. Он, и еще один руководитель восстания. Они были сыновьями небесного отца и были посланы на землю, чтобы восстановить порядок, всеобщее равенство.

Здесь сложно переплетено конфуцианское с христианским, в частности были провозглашены основные 10 заповедей Моисея.

Тайпин – это очень древнее понятие, переводится как всеобщее благоденствие, равенство. Небесное государство совмещалось с китайским представлением о небе. Отношение к христианству у них было своеобразное. Они считали, что иностранцы автоматически должны поддержать это восстание. Но при этом, когда они заняли Нанкин, и образовали там свою столицу, они от иностранцев требовали соблюдения тех же ритуалов, что и при китайском дворе. Т.е. фактически, одержав первые успехи, образовав свое государство, создав свою столицу, свой двор, они тут же создали Китайскую империю в миниатюре, такой же двор императора с теми же ритуалами.

Притом что провозглашалось всеобщее равенство. Мужчины и женщины были разделены, жили в разных лагерях, до лучших времен. Запрещено было курение опиума и излишества, игра в карты. Т.е. по виду строгие повстанцы, но когда у них завелась своя столица, все руководители приобрели титулы князей, у каждого появился дворец, наложница, слуги.

О создании Небесного государства Великого благоденствия было объявлено в 1851 году на юге Китая в богом забытой провинции, где жили мелкие крестьяне. На юге жило больше бедных людей, готовых к восстанию. Кроме того, вообще были противоречия, которых не было на севере. Эта территория сравнительно недавно осваивалась китайцами, там было несколько волн переселений, и там были противоречия между так называемыми местными и пришлыми. Те, кто пришел позже, им достались худшие земли.

В знак того, что тайпины не признают маньчжурскую власть, тайпины отрезали маньчжурские косы, перестали сбривать часть волос. Их прозвали длинноволосыми.

Основную массу восстания составляли крестьяне. В восстании участвовали в качестве советников и руководителей люди из образованного сословия, и военные, и крупные землевладельцы. Обычно советниками при вожде были люди образованные. Они собирались уничтожить всех маньчжуров и династию и установить Небесное государство.

Восстание прошло через несколько этапов. В начале 1850х годов они собирали силы, создавали вооруженные отряды. Потом пошли, занимая южный Китай к реке Янцзы в центральный Китай.

Восстание развивалось быстро, потому что к этому времени огромная масса народа была готова к ним присоединиться. Миллионы потеряли многое.

Посмотрите потом по карте путь восставших. С юга они пошли на север, дошли до реки Янцзы и дальше идти не стали. Южный и северный Китай очень разные Китаи даже сейчас, там совершенно другие диалекты, непонятные, другой уклад жизни. В южном Китае более сильные влиятельные кланы, больше распространена аренда. В северном Китае в одном самостоятельное землевладение. На юге выращивают рис, на севере пшеницу. Абсолютно разный тип сельского хозяйства, требующий разных навыков и разного уклада жизни.

На севере история другая.

Так что южане на север не продолжили движение. Они остановились и создали свою столицу в городе Нанкин. Какую-то территорию захватили вокруг Нанкина, создали там свою государственность, попытались воплотить уравнительную систему распределения, все обобществить. Провели некоторые мероприятия: освобождение крестьян от налогов, снижение налогов в городах.

Наивысший подъем восстания 1853-56 год. В учебнике все расписано.

В этот период повстанцам удалось создать довольно устойчивое государственное образование и стать реальной угрозой династии.

После 1856 года начался упадок восстания. Дело пошло к поражению по целому ряду причин. С одной стороны среди самих восставших и среди руководства началась кровавая междоусобная борьба. Казни, доносы. Это привело к тому, что часть покинуло Нанкин, часть погибла внутри. В результате междоусобной борьбы погибло 20 тысяч человек.

Это привело к расколу движения и ослаблению восставших.

Иностранцы вступили в борьбу, но на стороне Циннской династии. Повстанцы почему-то надеялись, что иностранцы будут на их стороне, но они не заманили их, они не потрудились по-умному подтвердить все статьи договоров, пообещать что-нибудь сверх этого, если они придут к власти.

А Циннская династия пошла на еще большие уступки, потому что как раз в это время была 2я опиумная война. Результатом ее было то, что иностранцы добились еще больше уступок от Циннской династии. Поэтому циннская власть оказалась более предпочтительной для иностранцев в этом противостоянии.

Более важной причиной сокрушения восстания было то, что против восставших поднялась местная элита южных и центральных провинций. Правительственные войска постоянно терпели поражение от повстанцев. Перелом в вооруженном противостоянии в военных действиях был связан с формированием новых вооруженных сил, которые находились под контролем китайских чиновников, губернаторов и военачальников. И создавались эти вооруженные силы в рамках провинций из отрядов местного ополчения, отрядов местных кланов. Это были местные отряды, региональные вооруженные силы, возглавляемые региональными лидерами.

Это был очень важный момент в истории Китая, он потом на очень многие вещи оказал влияние: то, что там появились военные силы местные, подчиняющиеся местному руководителю, которые потом очень долго оставались губернаторами в этих провинциях, и очень долго контролировали эти территории, вооруженные силы. Они становились все более мощными, и с этого началось усиление власти военных. Потому что в традиционном Китае гражданские чиновники считались неизмеримо выше военных.

В начале 20 века в Китае будет такой период – господства милитаристских клик. Эти клики стали формироваться именно тогда, когда стали формироваться региональные армии для борьбы с тайпинами. Армия до сих пор в Китае играет важную роль. Это мощнейшая сила. Причем в региональных армиях было и вооружение другое, они формировались по земляческому принципу, поэтому армии были более сплоченными. Им помогали иностранцы.

Постепенно тайпины стали терпеть поражение. В 1864 году Нанкин был окружен. Но Худсю Чань видимо был идейным лидером. Когда город был окружен, он отказывался обсуждать любые планы прорваться, выйти на юг, как-то спастись. Перед решительным штурмом он скончался, видимо принял яд. Нанкин был взят. Лидеры были казнены.

Почему так тяжело было покончить с восстанием? Там был целый ряд других более мелких восстаний. Было мусульманское восстание на юго-западе.

Кроме того, в этот период произошли стихийные бедствия. В Китае есть река Хуанхэ, которая меняет русло иногда. Она в 1855 году изменила русло. При этом она много провинций залила. И меняла русло не в один момент, а лет 20.

Т.е. это был период совершенно ужасный в истории Китая: 2 опиумные войны, целый ряд восстаний, среди которых тайпинское – крупнейшее, ужасающие стихийные бедствия.

За 1850-60е годы в Китае погибло 15-20 миллионов человек. Даже по масштабам Китая это много, это 20% населения. Огромные территории лежали в руинах, обезлюдели.

В этот же период началась и 2я опиумная война. Она была связана с тем, что западные державы хотели добиться еще больших уступок. С подобными требованиями пересмотра договоров они обратились в 1854 году. Англия, Франция, США требовали права неограниченной торговли по всему Китаю, допущение иностранных посланников в Пекин, официальное разрешение торговли опиумом.

После окончания Крымской войны, когда руки освободились, в 1856 году началась 2я опиумная война. Там был ряд инцидентов, которые послужили предлогом для начала военных действий, захвачен был Гуанчжоу. Непосредственно в войне участвовали Англия и Франция. Англии помешало в этот период в 1857-59 году Сипайское восстание в Индии.

Военные действия происходили на юге. Был захвачен в северном Китае порт _____ , который открывал путь на Пекин. Циннское правительство вынуждено было принять все требования иностранцев. Были подписаны первоначальные соглашения. По этому соглашению были открыты 11 портовых городов для иностранной торговли. Иностранцы получили право свободного передвижения по Китаю и свободной миссионерской деятельности.

Тогда же, в 1858 году шли переговоры между Россией и Китаем. Была проложена граница, которая и сейчас есть, по реке Амур. Граница была проложена довольно интересно. Обычно граница идет по фарватеру реки, по середине реки. А в данном случае граница была проложена по китайскому берегу Амура.

С чем был связан в тот момент интерес к урегулированию пограничных вопросов? Кроме того, что район осваивался. В Восточной Сибири был генерал-губернатор Николай Муравьев-Амурский, ему даже памятник стоит в Хабаровске. В Приморье тогда много народу заселяли. При Муравьеве район хорошо осваивался, и тут началась Крымская война. Некоторые действия происходили и на Дальнем Востоке. И что стало ясно в тот момент? Территория в районе Амура китайская, но Китай ее не охраняет. А если западные державы пошлют флот и поднимутся по Амуру, где территория не охраняется ни русскими, ни китайцами. Была осознана для России опасность такого положения вещей. Россия форсировала переговоры, которые происходили в Тяньзине.

Была определена граница до соединения Амура и Уссури по течению Амура. А территория к востоку от впадения Уфы в Амур была оставлена в совместном пользовании временно.

Переговоры шли одновременно и с Муравьевым, и с Путятиным.

Когда были подписаны Тяньзинские соглашения, императорский двор пытался оттянуть их ратификацию. В результате в 1860 году началась интервенция. Император бежал из Пекина, английские войска вошли в Пекин. И тогда уже был подписан Пекинский англо-китайский договор по результатам этих всех событий. Договор предусматривал контрибуцию, право содержать посольство в Пекине. Англия получила часть территорий, прилегающих к острову Гонконг. Тяньзинь был открыт для иностранной торговли. Китайское правительство согласилось на эмиграцию китайской рабочей силы.

Французы добились разрешения миссионерам покупать землю в Китае и строить на ней храмы.

Россия определила остаток границы от слияния Амура и Уссури.

Таким образом закончилась 2я опиумная война 1856-1860 годов, которая еще более закрепила зависимое положение Китая.

Была еще пара войн в то время.

Была китайско-французская война 1884-85. Основные действия этой войны проходил во Вьетнаме. Вьетнам стал французским протекторатом. И Китай был вынужден отказаться от отношений с Вьетнамом.

Была китайско-японская война 1894-95 года, которая разгорелась из-за Кореи. На Корею Китай и Япония имели свои виды. И те и другие вводили свои войска. В 1894 году началась война. Военные действия перешли на территорию Китая. Китай потерпел поражение и вынужден был подписать невыгодный для себя договор.

Все эти поражения Китая, а именно: и поражения в войнах со всеми, и подписание договоров со всеми желающими, и невозможность подавить собственные восстания, все это наводило думающих китайцев на соображение, что что-то надо делать.

В Китае была предпринята попытка реформ, нечто похожее на реформы Мейни в Японии. В старых учебниках про это почему-то не говорится. Но это очень важно. В Китае была политика самоусиления, которую традиционно отсчитывают с 1861 года, когда появился первый указ о проведении реформ, и заканчивают войной 1894-95 годов с Японией, которая показала, что ничего особенного Китаю не удалось добиться, он все равно потерпел поражение.

Был проведен целый ряд мероприятий. Их чего исходили китайцы? В Китае за многие тысячелетия считали, что выше Китая нет ничего. Культура Китая, цивилизация Китая не нуждается ни в каких улучшениях и заимствованиях извне. Но в данном случае все-таки китайцам пришлось предположить, что несмотря на то, что идеологически, культурно Китай выше, но необходимо заимствовать какие-то технические достижения, которые бы позволили защитить себя.

Прежде всего то, что связано с вооружением, военным делом. Предполагалось, что изменения не затронут дух. Дух будет китайский, а материальное придется заимствовать. Поначалу предполагалось, что заимствовать и изменять придется немногое. Стали заниматься модернизацией военного производства, заимствовать паровые суда, современное огнестрельное оружие. Для этого потребовалось все это изучать. Было созданное специальное ведомство, которое должно было наладить сбор информации о западных странах, почему эти страны побеждают Китай? Заодно эта канцелярия занималась сбором пошлины с иностранных товаров. Потом в ее функции вошли вопросы производства современных сооружений, паровых судов. Эта канцелярия по управлению делами заморских стран была создана в 1861 году.

Наиболее активными деятелями политики самоусиления стали китайские руководители провинций, губернаторы. Они были губернаторами, назначенными Циннской династией. Но они были этническими китайцами, а не маньчжурами. Они создавали региональные армии во время подавлений тайпинского восстания. Т.е. у них была военная сила в рамках своей провинции. Они же стали основывать первые арсеналы, которые стали использовать современную западную технику и производство вооружения. Т.е. у этих людей были средства, были люди, была возможность гарантировать собственность. Конечно это была не частная собственность, а государственная, но они могли защититься от произвола государства.

Но очень скоро одно потянуло за собой другое. Чтобы создавать вооружение, нужны станки, нужно развивать рудники, добывать металлы. Чтобы это все доставлять, нужно развивать инфраструктуру, железные дороги строить. Чтобы шить обмундирование для армии, нужно развивать текстильную промышленность.

Чтобы модернизировать армию, нужно ее воспитывать, нужно офицеров обучать. Чтобы обучать их надо создавать образовательные учреждения. Так что постепенно сфера усвоения заморского опыта расширялась. И Китай стал приобщаться к европейским знаниям, не собираясь поначалу это делать. Стали направляться группы студентов в Европу, в США, в Японию для обучения. Появились военные учебные заведения и некоторые другие.

Так что политика самоусиления не принесла особых плодов, потому что Китай потерпел поражение в войне с Японией.

Но эта политика имела в Китае много последствий. С одной стороны в смысле модернизации промышленности и армии. С другой стороны – в сфере идеологической. Потому что знакомство с западными науками, философией.

Еще одним важным последствием было то, что политика самоусиления способствовала усилению роли региональных лидеров на местах. Кроме того, что они были уже крупными чиновниками, управляющими провинции, имели уже вооруженные силы, они контролировали модернизированную промышленность, новую армию.

Так что эти чиновники свою власть усиливали. Важно было и то, что они были этническими китайцами. Т.е. власть от маньчжуров растекалась на места к китайцам. И потом уже эти региональные лидеры заводили собственные отношения с иностранцами.

При том, что формально после всех войн и неравноправных договоров, восстаний Циннское правительство сохранило власть, оно осталось в Пекине, но оно все меньше и меньше могло управлять Китаем. Произошли большие изменения в системе управления Китая, хотя формально все было по-прежнему.

Возросла милитаризация на местах. И насилие на местах возрастало.

Произошли изменения в составе господствующего класса. Кроме образованных людей конфуцианцев стало появляться все больше людей, получивших западное образование, и уже не связанных с этой системой экзаменов, а профессионалов.

Появилась пресса, стали публиковаться газеты, журналы.

Для думающих китайцев основная проблема была такая: они видели, что Китай стремительно теряет суверенитет, что Китаем заправляют иностранцы. И делают так, как хуже для Китая. Выглядело все это унизительно для Китая. В головах китайцев формулировалась идея, что необходимо бороться за сильный могущественный независимый Китай.

Первая цель была – освободиться от иностранцев, создать единый, независимый Китай. Тут было несколько направлений, 2 взгляда на пути трансформации Китая: реформаторский и революционный.

Реформаторское движение возглавлял Кань Ю Вей.

Причем и реформаторы и революционеры во многом выходили из одного и того же слоя образованных людей. Кань Ю Вей получил традиционное образование, он выходил из Гуандуна, из того самого южного Китая, который раньше всего был затронут влиянием запада. Он успешно сдавал экзамены. Ему удалось добиться в Пекине существенного влияния на императора. Но надо сказать, что императором в то время был молодой человек, не имевший реальной власти. А фактически управляла регентша, его тетка.

Кань Ю Вею удалось убедить императора в 1898 году взять власть в свои руки и осуществить реформы в стране. Был опубликован императорский указ об установлении основной линии государственной политики. 60 указов от имени императора было издано в короткий срок. Называется эта политика «100 дней реформ». Цель реформ – создание сильного независимого государства.

В указах было о поощрении национального предпринимательства, создание транспортной системы, модернизация сельского хозяйства. Традиционные для Китая 6 ведомств, были дополнены еще ведомствами: промышленности и торговли, горных разработок, сельского хозяйства, железных дорог.

Нужно было модернизировать армию, административную систему. Предполагалось отказаться от сочинений на занятие государственных должностей. Из чего состояли экзамены? Из написания сочинения в строго выдержанной форме, содержание которого соответствовало тому или иному отрывку из конфуцианского канона. Т.е. то, что сдавали люди на право быть чиновником, не было связано с практической работой чиновника. Т.е. к концу 19 века это была совершенно застывшая форма. Предполагалось от этого отказаться и включать в образовательную программу элементы западных наук, создать в Пекине университет.

Регентша смотрела на это с подозрением. Потом реформаторы обратились за помощью против нее к региональному лидеру северо-восточного Китая. Но он, рассчитав, предал их регентше. В результате часть реформаторов была казнена. Кань Ю Вей бежал. А император провел остаток недолгой жизни под домашним арестом.

Вот так закончились 100 дней реформ.

Надо рассказать еще об одном восстании. Вам оно попадалось под названием Боксерское восстание. На самом деле в Китае боксеров тогда не было. На самом деле это восстание ихатуаней. Ихатуани – отряды мира и справедливости. Они занимались единоборствами. Умели сражаться врукопашную.

Военные действия происходили на рубеже 19-20 веков. Восстание было своеобразным. Эти военные действия поначалу имели анти-иностранную направленность. Поначалу восстание никаких анти-династийных анти-манчьжурских лозунгов не выдвигало. Оно было чисто ксенофобским, анти-иностранным.

Одной из причин восстания было то, что северный Китай во многом был вовлечен в события китайско-японской войны. Контрибуцию надо было платить, поэтому увеличились изъятия в северном Китае. Там была к тому же сильная засуха в конце 19 века.

Там были песенки, что кресты христианских церквей заполонили небо, когда мы их все разрушим, пойдет дождь; когда перебьем всех иностранцев, пойдет дождь. Иностранцы – причина всех бед в Китае.

Многие новшества, которые вели к стратегической модернизации Китая, на данном этапе имели негативные последствия. Например, строительство железных дорог. Вообще это хорошо для страны. Но после этого большое количество населения теряет работу. До этого все грузы перевозили и переносили люди, а теперь железная дорога. Кроме того, железные дороги в Китае вообще болезненно воспринимались, потому что в Китае есть система Фэн-Шуй. Там очень важно расположение холмов, впадин. А железные дороги это разрушают. Именно разрушение единства ландшафта было причиной протестов против строительства железных дорог.

А так как лозунги были исключительно анти-иностранные на начальном этапе, то циннское правительство попыталось использовать это движение для борьбы с иностранцами. Даже пекинское правительство в 1900 году объявило войну державам, впустило в столицу Тяньзинь (недалеко от Пекина) войска ихатуаней. И даже начало совместно с ними осаду посольств в Пекине.

В ответ в 1900 году Пекин был занят армией Восьми держав. Там были Англия, Франция, США, Италия, Россия, Япония, Австро-Венгрия, Германия.

Двор опять вынужден был бежать из Пекина, возвратился в 1902 году.

Не все поддержали это восстание. Достаточно сильные и умные губернаторы южных и центральных китайских провинций с самого начала не поддержали это выступление, понимая, к чему это все приведет. Иностранцы воспользовались этим для очередной интервенции. Поэтому в южных и центральных китайских провинциях с самого начала стали подавлять это восстание, и напротив, обратились с письмом к иностранцам, чтобы они не переживали, что мы тут наведем порядок.

Либералы в эмиграции и революционеры во главе с человеком, имя которого вы наверняка слышали Сунь Ят Сэн, они это восстание не поддержали. Стратегически мыслящие люди поняли, что восстание реакционное, ксенофобское и ведущее в никуда.

Переговоры о мире продолжались в обстановке продолжающейся интервенции. И Китай по результатам этого восстания вынужден был подписать договор, по которому он выплачивал в течение 39 лет огромную контрибуцию 450 миллионов юаней. Ее долго выплачивали. А когда в России произошла революция, потом советское правительство отказалось от своей доли этой контрибуции. В Китае это было очень положительно воспринято.

Китайцы должны были вывести войска из столичного округа. Кроме того, Китаю запрещалось закупать за границей современное оружие. Управление посольским кварталом в Пекине переходило в руки иностранцев, которые опирались на гарнизоны иностранных войск. Циннское правительство брало на себя обязательства содействовать иностранной торговле и судоходству.

Восстание имело плачевные последствия для Китая.

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Духовным лидером его был Сунь Ят Сэн.

В истории Китая достаточно запомнить его, потому что он и в 20 веке потом понадобиться, и еще _______ .

Сунь Ят Сэн примерно того же поколения, что Ленин, Махатма Ганди. Он уже получил не китайское традиционное конфуцианское образование. Он учился в миссионерских школах в Гуандуне, в южном Китае на Гавайях, и закончил медицинский институт в Гонконге. Т.е. получил хорошее образование.

Нежелание правительства и неспособность к проведению реформ, и то, что правительство в 1898 году показало, что оно прямо готово бороться с реформами, и невозможность противостоять западным державам, постоянное предательство интересов Китая, привело к тому, что китайские патриоты разочаровались в династии Цинн. Они поняли, что для того, чтобы создать независимый Китай, чтобы избавиться от иностранцев в Китае, придется свергнуть правительство и создать новое.

Для возрождения Китая они стали требовать свержения правящей династии.

Сунь Ят Сэн предполагал, что в Китае должно быть создано республиканское государство. А цель: достижение независимости, модернизация страны.

В 1894 году была создана первая революционная организация в истории Китая. Называлась она Союз возрождения Китая.

С самого начала революционные организации имели тесные связи с тайными обществами. Они никогда не были достаточно сильны, чтобы действовать самостоятельно. А тайные общества были действительно реальной силой, объединявшей большое количество людей и подчинявшей руководителю.

Неоднократно пытались организовать восстание.

Сунь Ят Сэн много лет провел в изгнании, в Японии, в странах Запада.

В 1905 году образовали новую революционную организацию.

В 20 веке большую роль сыграла партия Гоминьдан (это надо запомнить). Она появилась в 1912 году.

Циннский двор видел, что дело плохо, что-то надо менять, и были попытки осуществить реформы. Их начала регентша, которая прекратила предыдущие реформы. В начале 20 века была провозглашена так называемая «новая политика». Впервые было объявлено, что государство отойдет от ограничения предпринимательства, что оно будет поощряться. В рамках этой новой политики стали создаваться торгово-промышленные палаты на местах, разрешена была деятельность акционерных обществ и торговых союзов. Эти новые структуры стали местом объединения на местах экономической элиты, политической элиты. К этим слоям и перешла власть, после того как в Китае произошла революция. Т.е. в рамках новой политики появились новые организации, которые способствовали объединению людей, имеющих влияние на местах. Они стали теми организациями, которые могли помочь местной элите самовыражаться, формулировать экономические и политические интересы.

Был проведен целый ряд преобразований в армии, которые сделали армию более восприимчивой к восприятию новой техники. Но одновременно и более восприимчивой к восприятию пропаганды.

В начале 20 века было объявлено о том, что в Китае будет разрабатываться конституция, будет конституционная монархия.

В 1908 году было объявлено, что конституция будет дана через 9 лет, т.е. в 1917 году.

И в 1909 году от имени последнего китайского императора было объявлено, что создаются провинциальные совещательные комитеты по подготовке конституции. Эти комитеты стали истинными центрами объединения оппозиционно настроенных представителей федеральной элиты. Им потом на местах власть и перешла.

В 1910 году была создана национальная ассамблея, прообраз будущего парламента. И было обещано в 1913 году ввести конституционное правление.

Общим результатом этой новой политики было укрепление позиций региональных предпринимательских элит, которые рассчитывали использовать эти реформы в собственных интересах.

Деревня в меньшей степени была этими реформами затронута.

Вскоре в 1911 году в Китае произошла революция. Этой революции предшествовал рост выступлений протеста и недовольства. Наиболее крупным было движение в защиту железных дорог. На самом деле не именно защита ж.д., а была национализирована строящаяся ж/д магистраль, и китайские держатели акций потеряли свои деньги, которые они в это предприятие вложили. А под залог этой железной дороги был взят заём у консорциума западных держав. Т.е. получилось так, что отняли у китайцев, которые вложили деньги, и почти отдали иностранцам контроль. Это вызвало большое недовольство.

Непосредственно революция началась в центральном Китае, с Чанского восстания. Там готовилось восстание. Тайные организации его готовили. Но так получилось, что пришлось восстать раньше. Властям стало известно о готовящемся восстании и поэтому пришлось начать раньше.

10 октября 1911 года восстали солдаты саперного батальона. Их поддержали другие части гарнизона. И буквально к следующему дню уже все правительственные учреждения были захвачены. 11 октября руководители революционных организаций собрались уже в помещении провинциального совещательного комитета по подготовке конституции. Революционеры не имели опыта легальной политической деятельности, и они не обладали таким влиянием, как представители местной элиты, и они искали поддержки у авторитетных деятелей в соответствующих провинциях.

Было образовано революционное правительство. Возглавил его генерал, который очень не хотел в это ввязываться, сопротивлялся этому назначению. Но потом вошел во вкус и даже был президентом Китайской республики.

Правительство провозгласило Китайскую республику, которая и поныне существует на острове Тайвань. Это нельзя открыто говорить при представителях Китайской народной республики. По крайней мере тайванцы отмечают как государственный праздник 10 октября – день Синьхайской революции.

Название революции Синьхайская. (Это название года Синь Хай. Ведь в Китае достаточно поздно стали употреблять даты от Р.Х. А до этого года были под девизом управления императоров. А еще был независимый счет 60-летним циклом. Каждому году соответствовало 2 циклических знака). Теперь все эти даты переводятся в даты от Р.Х.

Правительство провозгласило Китайскую республику. Обратилось ко всем провинциям с призывом поднять восстание против маньчжуров. Срезали маньчжурские косы.

Консулам всем держав были посланы дипломатические ноты с признанием преемственности по всем договорам, подписанным Циннским правительством.

И довольно быстро в течение 2х месяцев власть Циннской династии была свергнута. Где-то она вообще мирным путем была свергнута.

Если кто смотрел фильм итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи «Последний император» там кое-что показано.

Сунь Ят Сэн был идейным руководителем, вдохновителем, организатором революции, но по иронии истории, когда революция произошла, он вообще находился не в Китае, и узнал о революции из газет. Ведь революция началась раньше времени. Он через Европу попал в Китай. И когда приехал, он был выдвинут на пост первого временного президента Китайской Республики. Он с самого начала говорил, что это временное правительство.

1 января 1912 года Сунь Ят Сэн принял присягу в качестве временного президента. И предполагалось, что этот пост он согласен уступить.

Были приняты первые указы, которые содержали отмену всяких одиозных феодальных средневековых обычаев, как запрет применения пыток на допросах, запрет долгового рабства, запрет бинтования ног у девочек. Запрет торговли людьми.

Была принята новая временная конституция, которая включала равноправие граждан, право частной собственности, основные демократические свободы, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

А в северном Китае наибольшим авторитетом пользовался тот региональный лидер, который предал реформаторов Юань Ши Хай (?).

Революционеры обратились к нему, и ему удалось добиться того, что последний император отрекся от власти. И Сунь Ят Сэн сложил свои полномочия и выдвинул на пост президента Юань Ши Хая. Т.е. фактически состоялся компромисс, который позволил избежать Китаю гражданской войны между севером и югом, но за счет появления гораздо более деспотичного, менее демократичного президента.

Если бы началась гражданская война, то вмешались бы иностранные державы. А понятно, что для Китая это был бы наихудший выход.

Таким образом, прекратилась история Китая императорского, началась история Китайской республики. В 1919 году появился целый ряд новых партий. В 1912 году появилась партия Гоминьдан, которая сыграла большую роль в 1й половине 20 века, а сейчас она у власти стоит на Тайване.