83700

ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теории и создания на практике базы данных в продукте корпорации Microsoft для управления базами данных Microsoft Access на тему: Проектирование БД спортивной школы. Система Access — это набор инструментов конечного пользователя для управления базами данных.

Русский

2015-03-16

2.28 MB

80 чел.

Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО Стерлитамакский колледж строительства, экономики и права

специальность 230115

«Программирование в компьютерных системах»

Курсовая работа

ПО МДК 02.02.Р1. РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ ДАННЫХ В СУБД ACCESS

НА ТЕМУ: «ПРОЕКТИРОВАНИЕ БД СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ»

Выполнил студент гр. ПО-41: _____________ Т.Э. Ильясов

Руководитель: ____________ E.И. Чиликина

Оценка:____________

г. Стерлитамак, 2014
Содержание

Введение 3

1. Теоретическая часть 5

1.1. Диалоговое окно входа в приложение 5

1.2. Главная форма 6

1.3. Форма со вкладками 7

2. Практическая часть 8

  1.   Постановка задачи 8

2.2. Структура базы данных 15

2.3. Формы 16

  1.  Запросы 19
    1.  Отчеты 21

Заключение 23

Список используемой литературы 25


введение

Современные информационные технологии - это методы и средства для сбора, хранения, обработки и получения информации на основе современных средств вычислительной техники.

Составными частями любой информационной системы являются БД и приложение для обработки данных. Появление персональных машин класса Pentium, семейства операционных систем Windows фирмы Microsoft и различного программного обеспечения позволяют автоматизировать ручные операции, вести любые виды работ по накоплению информации, ее обработки и получению различных выходных форм.

В курсовой работе ставится задача – разработать базу данных для спортивная школа. База данных позволяет вести учет, контроль, а также получать информацию о нужном студенте. База данных должна быть спроектирована с учетом реализации запросов различного типа по получению информации. При проектировании базы данных следует учесть возможность выдачи бумажного отчета.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теории и создания на практике базы данных в продукте корпорации Microsoft для управления базами данных Microsoft Access на тему: Проектирование БД спортивной школы.

Система Access — это набор инструментов конечного пользователя для управления базами данных. В ее состав входят конструкторы таблиц, форм, запросов и отчетов. Эту систему можно рассматривать и как среду разработки приложений. Используя макросы или модули для автоматизации решения задач, можно создавать ориентированные на пользователя приложения такими же мощными, как и приложения, написанные непосредственно на языках программирования. При этом они будут включать кнопки, меню и диалоговые окна. Программируя на языке VBA, можно создавать такие мощные программы, как сама система Access.

В Access в полной мере реализовано управление реляционными базами данных. Система поддерживает первичные и внешние ключи и обеспечивает целостность данных на уровне ядра (что предотвращает несовместимые операции обновления или удаления данных). Кроме того, таблицы в Access снабжены средствами проверки допустимости данных, предотвращающими некорректный ввод вне зависимости от того, как он осуществляется, а каждое поле таблицы имеет свой формат и стандартные описания, что существенно облегчает ввод данных. Access поддерживает все необходимые типы полей, в том числе текстовый, числовой, счетчик, денежный, дата/время, логический, гиперссылка и поля объектов OLE. Если в процессе специальной обработки в полях не оказывается никаких значений, система обеспечивает полную поддержку пустых значений.

Задачами курсовой работы являются:

  •  Эффективное изложение информации.
  •  Обеспечение доступа к информации.
  •  Расширенную базу данных новыми данными.
  •  Проверка подлинности информации.
  •  Предотвращение возможных ошибок к доступу базы данных.
  •  Открытый доступ только к той информации, которая необходима для работы.
  •  Возможность редактирования информации только проверенным людям.
  •  Облегченный способ для редактирования информации, а также для предоставления отчетности.


1. Теоретическая часть

1.1. Диалоговое окно входа в приложение

В Access, да и не только в нем, существуют такие окна, которые размещаются на экране поверх всех остальных окон, даже если в данный момент активным является другое окно. Примером такого окна в моей базе данных является окно «Пароль».

Например, если Главная кнопочная форма, из которой можно выполнить основные действия в приложении, небольшая и не закрывает другие формы, ее можно сделать всплывающей, чтобы она была доступна в любое время.

Чтобы форма обладала таким свойством, необходимо присвоить значение «Да» свойству «Всплывающее окно». Это свойство находится на вкладке «Другие» окна свойств формы.

Обычную форму можно также превратить в модальное диалоговое окно, если свойству «Модальное окно» этой формы задать значение «Да». Модальная форма отличается тем, что пока она открыта, вы не можете переместить фокус на другой объект – форму, меню, кнопку панели инструментов и пр., т. е. другие объекты становятся недоступными, пока не будет закончена работа с данной формой и она не будет закрыта.

Модальные формы обычно используются для создания специальных диалоговых окон, которые запрашивают у пользователя некоторую информацию. Для того чтобы выполнять другие задачи, пользователь должен ввести эту информацию и закрыть форму. Обычно в таком окне устанавливают свойства «Кнопка оконного меню», «Кнопки размеров окна» и «Кнопка закрытия» таким образом, что эти кнопки не отображались в форме. Зато в самой форме создают две кнопки «ОК» и «Отмена». Кнопка «ОК» позволяет выполнить дальнейшие действия и закрывает форму. Кнопка «Отмена» закрывает форму и выполняет все действия по прерыванию выполняемой операции. Для этого создают программы VBA или макросы, которые связывают с событием «Нажатие кнопки» каждой из этих кнопок

1.2. Главная форма

Главная кнопочная форма создается с целью навигации по базе данных, т.е. она может использоваться в качестве главного меню БД. Элементами главной кнопочной формы являются объекты форм и отчётов.

Запросы и таблицы не являются элементами главной кнопочной формы. Поэтому для создания кнопок Запросы или Таблицы на кнопочной форме можно использовать макросы. Сначала в окне базы данных создают макросы «Открыть Запрос» или «Открыть Таблицу» с уникальными именами, а затем в кнопочной форме создают кнопки для вызова этих макросов.

Для одной базы данных можно создать несколько кнопочных форм. Кнопки следует группировать на страницах кнопочной формы таким образом, чтобы пользователю было понятно, в каких кнопочных формах можно выполнять определенные команды (запросы, отчеты, ввода и редактирования данных). Необходимо отметить, что на подчиненных кнопочных формах должны быть помещены кнопки возврата в главную кнопочную форму.

Технология создания кнопочных форм следующая:

1) создать страницу главной кнопочной формы (ГКФ);

2) создать необходимое количество страниц подчиненных кнопочных форм (например, формы для ввода данных, для отчетов, для запросов и т.д.);

3) создать элементы главной кнопочной формы;

4) создать элементы для кнопочных форм отчетов и форм ввода или изменения данных;

5) создать макросы для запросов или для таблиц с уникальными именами;

6) создать элементы для кнопочных форм запросов или таблиц.

1.3 Форма со вкладками

Благодаря добавлению вкладок форма становится более организованной и простой в использовании, особенно если она содержит много элементов управления. При перемещении элементов управления на отдельные страницы набора вкладок уменьшается беспорядок и упрощается работа с данными(рис.).

Для добавления вкладок на форму используется инструмент "Набор вкладок". Каждая страница набора вкладок служит контейнером для других элементов управления, таких как текстовые поля, поля со списком или кнопки.

Рис.1. Окно со вкладками.


2. Практическая часть

2.1. Постановка задачи

Необходимо разработать базу данных, которая будет обеспечивать следующие возможности:

  1.  Актуализация данных тренерах, команд, учащихся (удобное добавление, удаление, изменение данных);
  2.  Ведение журналов учета поступления и отчисления учащихся (добавление, редактирование данных)
  3.  Выдавать сведения:

- О запрашиваемом тренере (зарплата, команда);

- О команде.

4) Формирование следующих отчетов:

- Зарплаты тренеров (выдавать зарплату тренеров по убыванию общей суммы);

- Составы команд школы (выдавать список игроков в командах школы);

- Турнирная таблица.

2.2. Структура базы данных.

Для решения поставленной задачи принята схема базы данных, представленная на рис.2.

Рис.2. Схема данных

Составляющими базы данных являются четыре таблицы, содержащие соответствующую информацию:

  •  Команды (Код команды, название, код тренера, ФИО тренера);
  •  Составы (Код, наименование команды);
  •  Тренеры (Код тренера, ФИО, оклад, команда);
  •  Турнирная таблица (Команда, очки);


2.3.Таблицы

Таблица — это объект базы данных, в котором хранятся сведения по определенной теме, например, о сотрудниках или товарах. Таблица состоит из записей и полей. Все таблицы были выполнены в режиме конструктор.

Конструктор таблицы «Команды» показан на рис.3.

Рис.3 Таблица «Команды» в режиме Конструктора

Таблица «Команды» показана на рис.3 предназначена для отображения команд и их тренеров спортивной школы. В таблице мы видим поля: название команды, тренера, код команды, тренера.

Рис.3. Таблица «Команды»

Конструктор таблицы «Составы» показан на рис.4.

Рис.4. Таблица «Составы» в режиме Конструктора

Таблица «Составы» на рис.5 где мы можем увидеть составы каждой команды.

Рис.5. Таблица «Составы»

 

Таблица в режиме Конструктора «Тренеры» показанная на рис.6.

Рис.6. Таблица «Тренеры» в режиме Конструктора


Таблица в режиме Конструктора «Тренеры» показанная на рис.7 можно увидеть следующие поля: ФИО тренера, код тренера, команду которую он тренирует, оклад.

Рис.7.Таблица «Тренеры»

Таблица в режиме Конструктора «Турнирная таблица» показанная на рис.8.

Рис 8 Таблица «Турнирная таблица» в режиме Конструктора

 Таблица в режиме Конструктора «Турнирная таблица» показанная на рис.9 можно увидеть следующие поля: Набранные очки, команда.

Рис.9.Таблица «Турнирная таблица»

2.4. Формы

Первая форма базы данных спортивная школа - это модальное окно, запрашивающее логин и пароль (рис.10). Данная форма требует введение логина и пароля. При введении верных данных база данных продолжает работу и выводится главная кнопочная форма (рис.12). При неверном введении данных база не откроется. При нажатии на кнопку «Отмена» база данных закрывается. К данной форме закреплен макрос autoexec, отвечающий за автозапуск формы с паролем при запуске базы (рис.11).

Рис.10. Модальное окно «Регистрация»

Рис.11. Макрос «autoexec».

Рис.12. Главная кнопочная форма базы данных .

В главном меню представлены четыре раздела: тренера, команды, турнирная таблица, составы.

В разделе «тренера» (рис.13) возможно редактирование информации полей: ФИО, оклад. Также здесь расположены кнопки добавления новой записи и кнопки перехода по записям.

Рис.13. Раздел «тренера».

Форма «команды» (Рис.14) представляет собой форму с данными о командах, которые можно просматривать и редактировать при помощи кнопок: предыдущая запись, следующая запись, добавить запись.

Рисунок 14.Форма «команды».

2.5. Запросы

В данном разделе будут описаны запросы, к которым в данной работе было уделено особое внимание.

Запрос на обновление «Зарплата тренеров» (рис.15). Данный запрос выводит оклад соответствующего тренера.

Рис.15.«Зарплата тренеров»

Следующий запрос «Составы команд школы» (рис.16) является запросом на обновление. Данный запрос выводит информацию о соответствующей команде.

Рис.16. «Составы команд школы»

Запрос «Тренеры команд» (рис.17) – запрос на обновление. Данный запрос выводит информацию об искомом тренере.

Рис.17. «Тренеры команд»

Запрос «Турнирная таблица» (рис.18) относится к запросам с параметром. Данный запрос выводит информацию о количестве набранных очков каждой из команд и фильтрует их по возрастанию.

Рис.18. «Турнирная таблица»

2.6. Отчеты

Отчет «турнирная таблица» (рис.19) выводит на экран количество очков, набранных каждой из команд.

Рис.19. Отчет «турнирная таблица».

Отчет «составы команд» (рис.20) отображает составы футбольных клубов школы.

Рис.20. Отчет «составы команд»


Заключение

Современные технологии разработки прикладных программ делают построение приложений фантастически дешевым и быстрым. Квалифицированный пользователь с помощью Microsoft Access сегодня может за один вечер создать на персональном компьютере то, что на ранних ЭВМ требовало месяцев работы (если это вообще было возможным). Кроме того, теперь стало значительно легче находить ошибки, устранять их и изменять проект непосредственно в процессе создания приложения.

Современные технологии позволяют создавать очень сложные приложения. К тому же скорость вычислений по сравнению даже с предыдущим десятилетием возросла на несколько порядков. Однако, несмотря на мощность средств разработки, если не потратить значительных усилий на определение задач и принципов работы приложения, то впоследствии придется потерять значительно больше времени на всевозможные переделки. Если проект приложения недостаточно продуман, то добавление новых функций или устранение недостатков связано с большими временными и финансовыми затратами.

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципа построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов.

Современные информационные системы (ИС), реализующие интеграцию данных, характеризуются огромными объемами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей.

Цель информационной системы - обработка данных об объектах реального мира.  В широком смысле база данных - это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащего изучению. Создавая базу данных, пользователь стремится упорядочить информацию по различным признакам и быстро извлекать выборку с произвольным сочетанием признаков.  Это возможно сделать, если данные структурированы.

Задачами курсовой работы были:

  •  Эффективное изложение информации.
  •  Обеспечение доступа к информации.
  •  Проверка на подлинность информации.
  •  Предотвращение возможных ошибок в доступе базы данных.
  •  Открытый доступ только к той информации, которая необходима для работы.
  •  Открытая возможность редактирования информации только проверенным людям.
  •  Упрощенный способ для редактирования информации, а также для предоставления отчетности.

Основные этапы разработки:

  •  Уточнение задач.
  •  Последовательность выполнения задач.
  •  Анализ данных.
  •  Определение структуры данных.
  •  Разработка макета приложения и пользовательского интерфейса.
  •  Создание приложения.
  •  Тестирование и усовершенствование.

Цель данной курсовой работы была достигнута, задачи выполнены. Закреплен теоретический материал и создана база данных в СУБД Microsoft Access на тему: «Спортивная школа» занимающийся реализацией птицы-рыбы. Данный опыт укрепил мои навыки в разработке базы данных в СУБД Microsoft Access, и в будущем они помогут мне в этой сфере деятельности.


Список используемой литературы:

  1.  1.Бекаревич Ю., Пушкина Н. Самоучитель Microsoft Access 2013: - М:2014, с 348.
  2.  Г. Гурвиц. Microsoft Access 2013. Разработка приложений на реальном примере: - М., 2012, с. 258.
  3.  А. В. Кузин, С. В. Левонисова Высшее профессиональное образование. Бакалавриат Академия: - М., 2013, с 336.
  4.  4.Н. Н. Гринченко, Е. В. Гусев, Н. П. Макаров, Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access. Учебное пособие: - М., 2004, с 412.
  5.  Гурвиц Г. Разработка реального приложения в среде клиент-сервер. Разработка реального приложения в среде клиент-сервер: - М., 2005, с 502.

Интернет ресурсы:

1.http://www.lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t4_4.html

2. http://office.microsoft.com/ru-ru/access-help/HA010341584.aspx

3. http://www.taurion.ru/access/9/1

4. http://office.microsoft.com/ru-ru/access-help/HA102809500.aspx


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60344. Нормативно-правова база організації та проведення виховної роботи в школі 36.5 KB
  Законодавчі та інші нормативні акти України з питань організації виховної роботи в освітніх закладах: а Державна національна програма Освіта: Україна ХХІ століття про практичне реформування освітньої галузі...
60345. Business hours 63 KB
  Most employees have a five-day working week, Monday through Friday. The working week is between 35 and 40 hours long. Overtime is quite common and is generally paid, often at a premium to the basic rate of pay. The weekend usually starts on Friday night and lasts till Monday.
60346. МЕХАНІЗМ ДІЇ ТА СПЕЦИФІЧНІСТЬ ФЕРМЕНТІВ 30 KB
  Актуальність теми: Знання механізмів дії ферментів лежать в основі медичної ензимології. Здатність ферментів каталізувати одну специфічну реакцію є найбільш важливою їх властивістю.
60351. СУЧАСНА ПРАКТИЧНА ФІЛОСОФІЯ: ПРОБЛЕМИ, ТЕОРІЇ, КОНЦЕПЦІЇ 115.5 KB
  Чому етика є складовою частиною філософського знання Функції моралі. Це обумовлено і складністю її предмета і складністю моралі як соціального явища. Філософія загальна соціологічна теорія соціологія моралі соціологія особи загальна...
60352. Forms of business in the USA. Форми бізнесу у США 69 KB
  All the corporations are to receive their charters from the state authorities. The charters state all the powers of the corporation. Many corporations try to receive their charters from the authorities of the State of Delaware, though they operate in other states.