83711

Влияние распределения внимания на продуктивность деятельности

Лабораторная работа

Психология и эзотерика

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение на двух или более видах деятельности. В исследованиях распределения внимания испытуемым обычно предлагается выполнить две задачи одновременно. Если одна из деятельностей полностью автоматизирована и не требует сознательного контроля...

Русский

2015-03-16

30.92 KB

1 чел.

Лабораторная работа № 5. Влияние распределения внимания на продуктивность деятельности

Примечание. Работа взята из: Экспериментальная психология: Практикум / Ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с. – С. 171-176.

Цель работы: освоение схемы интраиндивидуального эксперимента с двумя качественными уровнями независимой переменной. Обсуждаются проблемы внутренней валидности интраиндивидуального эксперимента и способы ее достижения с помощью схем контроля фактор времени и задачи, а также условия адекватного применения этих схем. В частности, в задании сопоставляются две схемы контроля фактора времени — регулярного чередования и позиционного уравнивания с целью проверки их адекватности для контроля систематического смешения независимой переменной с фактором времени.

Введение

Распределение внимания означает одновременное сосредоточение на двух или более видах деятельности. В исследованиях распределения внимания испытуемым обычно предлагается выполнить две задачи одновременно. Обязательное условие эксперимента состоит в том, что бы оба вида деятельности осуществлялись под контролем сознания. Если одна из деятельностей полностью автоматизирована и не требует сознательного контроля, то ситуация распределения внимания  не возникает.

Один из центральных вопросов, обсуждавшихся в психологической литературе по распределению внимания, заключался в выяснении того, возможно ли распределение внимания на несколько видов дельности без ухудшения продуктивности их выполнения.

Результаты многочисленных экспериментов показали, что обычно при одновременном выполнении двух деятельностей одна из них или обе нарушаются. Продуктивность выполнения двух задач существенно зависела от целого ряда дополнительных факторов: сложности заданий, степени автоматизированности отдельных операций, функционального состояния испытуемого, утомления. Вместе с тем известны отдельные случаи успешного совмещения выполнения нескольких задач.

Цель задания — проверка предположений о возможности распределения внимания на два вида деятельности без ухудшения продуктивности их выполнения. В соответствии с этой целью может быть сформулирована следующая экспериментальная гипотеза (ЭГ): необходимость распределения внимания на два вида деятельности приводит к ухудшению продуктивности их выполнения, и альтернативная контргипотеза (КГ): распределение внимания не нарушает продуктивность выполнения двух деятельностей. Второй целью при выполнении задания выступает сравнительная оценка двух схем интраиндивидуального эксперимента с точки зрения контроля систематического смешения НП с изменениями, объединяемыми «фактором времени».

Планирование эксперимента

Для проверки экспериментальной гипотезы достаточно предъявления двух условий НП: наличия ситуации распределения внимания на две деятельности и ее отсутствие. В подобном бивалентном эксперименте второе условие является контрольным, с которым сравнивается первое. В качестве экспериментального воздействия, называемого также Х-воздействием, выступает наличие второй задачи для испытуемого. Как следует из гипотезы, в качестве ЗП необходимо использовать показатели эффективности выполнения двух заданных видов деятельности. Формулировка цели исследования предполагает использование индивидуальной схемы эксперимента, поскольку она направлена на выявление возможности распределения внимания, понимаемого как свойство внимания конкретного субъекта.

В экспериментах, исследующих способности испытуемых к распределению внимания, необходимо учитывать два основных фактора, являющихся источниками систематического смешения с условиями независимой переменной: факторов научения и утомления. Чем легче экспериментальные задания, тем быстрее наступает автоматизация их выполнения. Длительное выполнение заданий приводит к утомлению. С учетом этих факторов экспериментальные задания должны быть достаточно короткими по времени, с тем, чтобы препятствовать полной автоматизации и утомлению. Поэтому с целью контроля фактора времени в данном эксперименте наиболее адекватно использовать схему позиционно уравненной последовательности АББА. где А — контрольное, а Б — экспериментальное условия.

Для контроля фактора научения необходимо использовать в каждом условии новые экспериментальные задания. При этом набор заданий должен быть однородным, так как приближение к идеальному эксперименту предполагает, что испытуемый должен решать одну и ту же задачу.

Методика

Экспериментальный материал и задача испытуемого. В опытах используется корректурная таблица Бурдона (Приложение 1), которая содержит 30 строк о 30 букв в каждой. В таблице 8 букв: а, б, е, и, к, н, с, х. Буквы расположены в таблице в случайном порядке. Процедуры выполнения корректурной пробы состоит в следующем. Испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 16 мин как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы С и К, а букву А обводить кружком.

В ходе выполнения задания испытуемым, экспериментатор в случайном порядке не громко постукивает по столу. Всего необходимо предъявить 8 последовательностей постукивания, каждая из которых предъявляется в течение 2 мин. Начало каждой последовательности отмечено командой «Начали». Конец — командой «Черта».

Инструкция испытуемому для контрольного условия (Л): «После команды "Начали!" быстро переверните таблицу Бурдона лицевой стороной вверх и начинайте просматривать буквы таблицы. Запрещается повторный просмотр букв и исправление ошибок в ранее просмотренном материале. После команды "Черта!" Вам необходимо поставить вертикальную черту после той буквы, которую вы просматривали в момент подачи команды, и перевернуть таблицу. На стуки и посторонние звуки не нужно обращать никакого внимания».

Для экспериментального условия (Б) инструкция формулируется точно так же, за исключением одной последней фразы, которая заменяется на другую:

«Просматривая таблицу, вам необходимо одновременно считать стуки. После команды "Черта!" рядом с чертой запишите число сосчитанных стуков».

Процедура и план эксперимента. Используются два условия независимой переменной: А — выполнение одной деятельности (корректуры) и Б — одновременное выполнение двух деятельностей (корректуры и счета количества постукиваний). В качестве зависимой переменной используется количественная мера эффективности выполнения корректуры.

Опыт проводится с двумя группами испытуемых, по 10 человек в каждой группе. В каждой группе используется интраиндивидуальный способ сравнения ЗП в экспериментальном и контрольном условиях при групповом проведении эксперимента, т.е. одновременном участии в выполнении заданий всех членов двух групп.

В первой группе для контроля фактора времени используется схема позиционно уравненной последовательности ААББББАА. Выполнение задания при каждом условии (А и Б) занимает 2 мин. Во второй группе используется схема регулярного чередования АБАБАБАБ. Выполнение задания при каждом условии занимает также 2 мин.

Контроль фактора задачи осуществляется посредством использования однородного материала: испытуемые в течение всего эксперимента работают с одним и тем же набором букв, порядок чередования которых составлен случайно. Количество постукиваний, предъявляемых в каждом из условий, варьирует незначительно. В данном эксперименте возникает необходимость контроля такой переменной, как наличие или отсутствие звуков, поскольку сам факт наличия или отсутствия звуков может оказывать влияние на эффективность выполнения корректурной пробы.

С целью контроля смешения условий НП с данной переменной звуковые постукивания предъявляются и в условии А. Отличие условий состоит лишь в том, что в условии А испытуемым не ставится никакой задачи в отношении звуков.

Обработка результатов

1. По индивидуальным протоколам каждый испытуемый должен вычислить показатели продуктивности работы с таблицей Бурдона отдельно по всем восьми условиям. Вычисления с точностью до единиц производятся по формуле:

где П — показатель продуктивности; N — число просмотренных букв; К — количество правильно зачеркнутых букв; О — количество ошибок (пропуски и неправильно зачеркнутые буквы).

Результаты вычислений для группы I заносятся в табл. 1, для группы II — в табл. 2.

Таблица 1

Сводные данные по группе I со схемой позиционного уравнивания (п — число испытуемых)

Испытуемые

Условие

А1

А2

Б1

Б2

Б3

Б4

А3

А4

1

2

п

Примечание: Цифры в индексах обозначают номер предъявления каждого из двух условий.

Таблица 2

Сводные данные по группе II со схемой регулярного чередования

Испытуемые

Условие

А1

Б1

А2

Б2

А3

Б3

А4

Б4

1

2

п

2. По индивидуальным результатам отдельно для каждого из двух условий НП вычисляются средние показатели продуктивности и размах (минимальное - максимальное значение).

3. По результатам каждого испытуемого в обеих группах и среднегрупповым данным () построить диаграммы показателей продуктивности. Для первой группы диаграммы строятся по условиям А1 + А2, Б1 + Б2, Б3 + Б4, А3 + А4, для второй группы по условиям А1 + А2, Б1 + Б2, А3 + А4, Б3 + Б4.

Обсуждение результатов

Обсуждение возможности принятия ЭГ или отвержения ее в пользу КГ должно предваряться оценкой внутренней валидности эксперимента. Поэтому в задании рекомендуется следующий порядок обсуждения.

  1. По диаграммам индивидуальных данных выделить подгруппы индивидуальных экспериментов, в которых было наиболее и наименее выражено систематическое смешение условий независимой переменной с фактором времени, а также выделить спорные случаи. Необходимо обосновать предложенную типологию, т.е. дать критерии выделения подгрупп диаграмм, указать, какие существуют объектные трудности для оценки степени выраженности систематически смешения в группах с разным порядком предъявления условий НП.
  2. По среднегрупповым диаграммам сделать вывод о том, какая из использованных схем контроля фактора времени позволила достичь большей внутренней валидности индивидуальных экспериментов. Необходимо аргументировать вывод, опираясь на конкретные результаты. Следует учесть, что сравнение межгрупповых данных будет адекватным только в том случае, если в них отражена общая тенденция индивидуальных данных.
  3. На основании анализа диаграмм для каждого испытуемого выделить те индивидуальные случаи, для которых экспериментальная гипотеза может быть принята или отвергнута (в пользу контргипотезы).

В выводах необходимо кратко сформулировать обобщения из полученных результатов с точки зрения достижения двух основных целей задания.

Контрольные вопросы

  1. Каковы формулировки ЭГ и КГ в данном задании?
    1. Как выглядит методика корректурной пробы?
    2. В чем заключается процедура (ход) проведения задания?
    3. В чем заключаются значения понятий идеального эксперимента, внешней и внутренней валидности эксперимента?
    4. Каков путь влияния факторов систематического смешения и ненадежности, угрожающих внутренней валидности в интраиндивидуальных экспериментах?
    5. Какие известны типы схем контроля фактора времени, задачи и предубеждений экспериментатора в интраиндивидуальных экспериментах?
    6. В чем заключаются эффекты последовательности и их контроль в интраиндивидуальных экспериментах?

Литература:

1. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.

3. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.– 381 с.

4. Экспериментальная психология: Практикум / Ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 383 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Материал к корректурной пробе

Испытуемый:_____________________Дата: __________________

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К X Е В С К X Д Р К М Б Э Г К 3 Р У Ц Н К Е И X Е И С Т Л В К Л Ш Ю Ю Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В Ы Л Я Б Ж С Н А У X С Р К Л М В 3 Г Л П О А Ы Ф Э X Ь М В К Л Н М В X Л С Р Т К С В X Е И В Л К Г Ч К Т X Д Б В П Е И Т К Х Д В К Л Т Р Т К К Т В Е С Н А И С Е К Н У X Н А С Н И В П У И X Д Ь Ю Ж Ъ Л Щ Е О Ш Л О Е Р И Н П М А Е К С В Ц Ф П К Ф И Н О Р Т Л 3 Ю X Т Э Р Н М У Н Е Ш 3 Д Л X О Б Р М П С К В Ф А У М С Н К Т И Л Д 3 X Б Т К В У Р А Н К В Д Ш Б Е С В К И С Щ О В М В С П Л О Й Р А Л Г О Г Ь К B Л Г Л К Г Г Л Ч О В Л У Д X Н С Р Л Г Д К С В X Е М В А И М С К А Л Д Е Т Е В Д X Д Б И Т X Г К М К С Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К X Е В С К X Д Р КМБ Э Г К 3 Р У Ц Н К В X Е И С Т Л В К Л Щ С Г К П У В Г Л Д Т С Я К Ш В Ы Л Л Б Ж В X С Н А У X С Р К Л М В 3 Г Л П О А Ы Ф Э X Б М В К Л Н Ч К Л С И Р Т К С В X Е И В Л К Т Ч К Л X Д Б Р Н К А С В И Д 3 Г В К Л Т Р Т К К Ш В Е С НА И С Е К И У X Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О Е Р И Н П М А Е К С В Ц Ф П К М И Н О Р Т Л 3 Ю X Т Э Р Н М У Н Е Ш 3 Д Л X О Б Р М Г Т С К В Ф А У М С Н К Т И Л Д 3 X Б Т К В У 3 Н А Л И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф X Б Э К А И О В X К О Л Б А Н О В С П Л О Й Ш Р А Л Е О С Т Д И Б К П В Б Г Л К Р П Р И К О В Л Т М Н У Д Х Б С Р Л Г Д К У Ф С Г Л И К С В X Е М В А И М С К А Л Д Е Т Е В Д X Д Б И Т X Е К В К Л Ъ X Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К X Е В С К X Д Р К М Б Э Е К 3 Р И Ы В X Е И С Т Л В К Л Щ Ю Е Е К П У В Е Л Д Т С Я К В Б Л Ь А С Л Н Ч К Л С И Р Т К С В X Е И В Л К Т Ч К Л X Д Б Р Н К А С В И Д 3 Г В К Л Т Р Т К К Ш В Е С Н А И С Е К И У X Н А С Н И В П Е И Т Х Д Б Ю Ж Ъ Л Щ Г О Ш Л О Е Р И Н П М А Е К С В Ц Ф П К М И Н О Р Т Л 3 Ю X Т Э Р Н М У Н Е Ш 3 Д Л X О Б Р М Г Т С К В Ф А У М С Н К Т Г С Л Д 3 X Б Т К В У 3 Н А Л И Д И М Р А Н К В Д Ш Б Т С В Ф X Б Э К А И О В


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37943. Определение ускорения силы тяжести при свободном падении тела 374 KB
  Центростремительное ускорение соответствующее движению Земли по орбите годичное вращение гораздо меньше чем центростремительное ускорение связанное с суточным вращением Земли. Поэтому с достаточной точностью можно считать что система отсчета связанная с Землей вращается относительно инерциальных систем с постоянной угловой скоростью суточного t = 86400 с вращения Земли . Если не учитывать вращение Земли то тело лежащее на ее поверхности следует рассматривать как покоящееся сумма действующих на это тело сил равнялось бы тогда...
37944. Изучение закона сохранения энергии с помощью маятника Максвелла 188 KB
  12 Лабораторная работа № 13 Изучение закона сохранения энергии с помощью маятника Максвелла 1. Цель работы Изучение закона сохранения энергии на примере движения маятника Максвелла. Диск маятника представляет собой непосредственно сам диск и сменные кольца которые закрепляются на диске. При освобождении маятника диск начинает движение: поступательное вниз и вращательное вокруг своей оси симметрии.
37945. НАКЛОННЫЙ МАЯТНИК 252 KB
  Изучение силы трения качения. Определение коэффициента трения качения. Со стороны поверхности на тело действует сила трения FТР. Тело скользит по поверхности со скоростью на него действует сила трения совершающая отрицательную работу вследствие чего полная механическая энергия системы уменьшается т.
37946. Изучение закона сохранения момента импульса с помощью гироскопа и определение скорости его прецессии 695 KB
  12 Лабораторная работа № 15 Изучение закона сохранения момента импульса с помощью гироскопа и определение скорости его прецессии 1. Цель работы Изучение гироскопического эффекта и закона сохранения момента импульса с помощью гироскопа. Определение скорости прецессии гироскопа измерение угловой скорости вращения маховика гироскопа и момента инерции гироскопа. Справедливость этого закона можно проверить с помощью гироскопа.
37947. Определение коэффициента Пуассона воздуха методом адиабати 445 KB
  1 Определение коэффициента Пуассона воздуха методом адиабатического расширения: Методические указания к лабораторной работе № 16 по курсу общей физики Уфимск. В работе определяется коэффициент Пуассона воздуха методом адиабатического расширения основанным на измерении давления газа в сосуде после последовательно происходящих процессов его адиабатического расширения и изохорного нагревания.8] Список литературы ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 16 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПУАССОНА ВОЗДУХА МЕТОДОМ АДИАБАТИЧЕСКОГО РАСШИРЕНИЯ 1. Цель работы Определение...
37948. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И ЗАКОНОВ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА 146.5 KB
  1 Экспериментальная проверка уравнения состояния и законов идеального газа: Методические указания к лабораторной работе № 17 по курсу общей физики Уфимск. В работе изучается взаимосвязь параметров задающих состояние идеального газа и закономерности их изменения. Контрольные вопросы [7] Список литературы ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 17 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА УРАВНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ И ЗАКОНОВ ИДЕАЛЬНОГО ГАЗА 1.
37949. Определение коэффициента Пуассона воздуха акустическим методом 128 KB
  Обратимся к молярным теплоемкостям идеального газа при постоянном объеме и при постоянном давлении. Внутренняя энергия идеального газа – это энергия теплового движения молекул и атомов в молекулах. Следовательно средняя энергия теплового движения молекулы идеального газа равна 2. Внутренняя энергия  молей газа равна 2.
37950. Определение коэффициента вязкости воздуха и кинематических характеристик теплового движения его молекул 888 KB
  1 Определение коэффициента вязкости воздуха и кинематических характеристик теплового движения его молекул: Методические указания к лабораторной работе №23 по курсу общей физики Уфимск. В работе на основе исследования одного из явления переноса внутреннего трения определяютcя коэффициент вязкости воздуха а также средняя длина свободного пробега и эффективный диаметр его молекул. Осипов ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ ВОЗДУХА И КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕПЛОВОГО ДВИЖЕНИЯ ЕГО МОЛЕКУЛ 1.2 Определение средней длины...
37951. ИЗУЧЕНИЕ ГАЗОВЫХ ЗАКОНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПУАССОНА ГАЗА МЕТОДОМ КЛЕМАНА – ДЕЗОРМА 157.5 KB
  Теплоемкость и коэффициент Пуассона газа.14 лабораторная работа № 24 ИЗУЧЕНИЕ ГАЗОВЫХ ЗАКОНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПУАССОНА ГАЗА МЕТОДОМ КЛЕМАНА – ДЕЗОРМА Цель работы Изучение различных процессов изменения состояния газа и определение коэффициента Пуассона воздуха. Теплоемкость и коэффициент Пуассона газа Удельной теплоемкостью вещества называется величина равная количеству теплоты которую надо передать единице массы этого вещества для увеличения его температуры на 1К а молярной теплоемкостью – количество теплоты которое...