83730

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Пользователь системы компьютерной обработки данных это специалист профессиональная деятельность которого связана: либо с применением подобной системы как средства выполнения им своих функций обычно операторских аналитических или управленческих.

Русский

2015-03-16

102 KB

2 чел.

ТЕМА 2

Лабораторная работа № 1

ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Понятие «информация», лежащее в основе компьютерной обработки данных и информационного моделирования в любой предметной области, является фундаментальным в разнообразных процессах управления в природе, технике и обществе.

Понятие информации включает обмен ощущениями или представлениями между людьми, возможно с применением технических средств, а также отражение объективной реальности в предметах материального мира, не обязательно связанное с человеческим сознанием.

Под информацией принято понимать все, что меняет содержание знаний приемника информации относительно того предмета, о котором поступает информация. С концептуальной точки зрения в информационном процессе всегда участвуют:

•  источник информации;

•  материальный канал передачи информации;

•  материальный носитель информации;

•  приемник информации;

•  предмет (содержание) информационного сообщения;

•  первоначальные знания приемника информации о предмете информационного сообщения;

•  приращение знаний приемника информации в результате приема информационного сообщения;

•  осознание приемником информации степени полезности полученной информации.

Обмен информацией между источником и приемником показан на рис. 1.1.

Любой источник и любой приемник информации содержат накопленный запас сведений {информационную базу) о релевантных (существенных для процесса и целей деятельности системы) объектах, событиях или фактах и имеют свою предметную область (область знаний или деятельности данного источника или приемника), а также свой тезаурус.

Тезаурус (греч. - сокровище) - это тематический словарь, стремящийся максимально охватить лексику передаваемых сообщений.

В информационных системах используются понятия «релевантная информация» и «релевантные данные». Свойство релевантности заключается в соответствии определенного сообщения тезаурусу определенной предметной области.

Пользователь системы компьютерной обработки данных - это специалист, профессиональная деятельность которого связана:

• либо с применением подобной системы как средства выполнения им своих функций (обычно операторских, аналитических или управленческих). Пользователи этой категории относятся к разряду конечных пользователей, обязаны владеть определенным уровнем компьютерной грамотности, но не обязаны иметь квалификацию программиста;

•  либо с созданием и/или техническим обслуживанием этой системы. Данные специалисты обычно относятся к категории программистов.

Под пользователем системы обработки данных может пониматься не только отдельный специалист, но и некоторая фирма (корпоративный пользователь). Корпоративных пользователей относят к двум основным разновидностям:

•  разрабатывающие фирмы - фирмы, производящие программно-информационные комплексы для массовой продажи или на заказ. Например, фирма 1С;

• фирмы, эксплуатирующие компьютерные системы. В настоящее время таковыми являются практически любые предприятия, фирмы и организации.

Классификация пользователей-специалистов более сложная и позволяет выявить различия в их функциональной и профессиональной ориентации. Рассматриваются следующие разновидности пользователей-специалистов:

конечный пользователь - пользователь-непрограммист, в системах управления - сотрудник того или иного управленческого подразделения. Это основной, массовый тип пользователя компьютерных систем. Пользователи данного типа делятся на следующие подкатегории:

а) пользователь-оператор - работник низшей или средней квалификации, выполняющий за терминалом стандартные действия (например, операционист в банке). Пользователь-оператор не имеет возможности каким-либо образом менять параметры системы, с которой работает (своего автоматизированного рабочего места - АРМ). Рабочее место пользователя-оператора обязательно оснащено «дружественным» сопряжением, в рамках которого действия пользователя строго регламентированы;

б) профессиональный пользователь - профессионал в обслуживаемой предметной области (например, профессиональный бухгалтер), использующий автоматизированное рабочее место для выполнения своих должностных функций. Профессиональный пользователь в отличие от пользователя-оператора может быть настройщиком АРМ, т.е. может обращаться к макрокомандам с подстановкой параметров, как, скажем, специалист, применяющий на рабочем месте электронные таблицы собственного изготовления. Автономное автоматизированное рабочее место (АРМ) профессионального пользователя представляет собой человеко-машинную систему, оснащенную программно-техническим комплексом на базе персональной электронно-вычислительной машины (ЭВМ) и укомплектованную необходимыми средствами подготовки, ввода, обработки, отображения и документирования данных. Специфика работы профессионального пользователя заключается в следующем:

•   цель работы - не программирование или настройка программного обеспечения, а выполнение должностных функций по своей профессиональной ориентации;

•   АРМ может быть включено в локальную или глобальную компьютерную сеть;

•   одно и то же оборудование может применяться несколькими пользователями или несколькими системами обработки данных.

Работники с компьютерной квалификацией (программисты и инженеры) в системе обработки экономических данных заняты либо обслуживанием, либо созданием информационных систем и автоматизированных рабочих мест. Специалисты этой категории подразделяются, в свою очередь, на следующие подкатегории:

а) прикладные программисты - специалисты, создающие прикладное программное обеспечение и использующие те или иные языки и системы программирования, или системы управления базами данных (СУБД);

б) проектировщики программно-информационных комплексов - специалисты, создающие проекты комплексных систем компьютерной обработки данных и программную реализацию подобных проектов;

в) системные инженеры, ответственные за эксплуатацию оборудования;

г) системные программисты - лица с наиболее высоким уровнем квалификации. Системные программисты в специализированных фирмах-производителях программного продукта заняты разработкой системного программного обеспечения. Однако наиболее массовая область их профессиональной деятельности - это сопровождение действующих систем в фирмах-пользователях. Системные программисты относятся к следующим профессиональным областям:

• администраторы приложений - специалисты, ответственные за штатную работу программного обеспечения;

• администраторы баз данных - специалисты, ответственные за актуальность и сохранность баз данных во внутримашинном информационном фонде;

• администраторы сети - специалисты, ответственные за правильность работы сетевого оборудования и программного обеспечения информационно-вычислительных сетей.

Пользователи и программисты любого из перечисленных классов работают за АРМ, снабженным диалоговым экранным сопряжением (интерфейсом) уровня, соответствующего их квалификации и профессиональной ориентации.

В информационных системах при передаче сообщений принято отличать понятие «информация» от понятия «данные».

Данные - это знаковые совокупности на носителе, используемые для передачи или хранения информации, расположенные, как правило, в соответствии с некоторой заданной структурой.

В сообщении на основе тезауруса воспринимаются:

1) синтаксис, или формат сообщения - совокупность правил, которым должна соответствовать структура информационных сообщений, передаваемых в виде совокупности знаков, для того, чтобы приемник мог воспринять ее и обработать;

2) семантика сообщения, т.е. смысл, то содержание, которое как раз и изменит знания приемника информации.

Данные могут нести или не нести информацию в зависимости от их соответствия тезаурусу приемника данных.

Формат (структура, синтаксис) любых данных основан на следующих понятиях:

•   алфавит - конечная совокупность знаков (так, русский алфавит использует кириллицу, в основу английского алфавита положен латинский язык). В машинной обработке данных используется машинный алфавит, включающий кроме букв, цифры, специальные знаки, а также знаки препинания. Современные средства обработки данных обычно содержат возможность оперативного перехода от одного алфавита к другому, а также графические средства создания символов, отсутствующих в имеющихся алфавитах;

•   правила размещения данных (собственно синтаксис, или формат). Принято различать:

а) фиксированный, или жесткий формат данных. В фиксированном формате обязательно выделены единицы данных (обычно небольшое количество их разновидностей), причем для каждой из единиц данных устанавливается имя и область (множество) допустимых значений, т.е. данные в фиксированном формате представляют собой совокупность значений некоторого фиксированного набора переменных (единиц данных, реквизитов);

б) свободный формат данных - это способ форматирования документов, при котором не выделяются специфические единицы данных, а структура сообщения строится по аналогии с сообщением на естественном языке (т.е. на том, на котором мы говорим и пишем - русский, английский и т.д.). Сообщение в свободном формате может содержать графическую и формульную информацию, рисунки и т.д.

ЗАДАНИЯ

Задание 1. Примените типовую схему информационного процесса (см. рис. 1.1) к следующим ситуациям:

а)  передаче телеметрической информации с искусственного спутника Земли;

б) телефонному разговору;

в) чтению таблицы курсов валют в газете;

г) чтению свежих новостей в Интернете;

д) запоминанию данных на жестком магнитном диске в конце рабочего дня, с тем, чтобы продолжить работу на следующий день;

е)  чтению древнеегипетских иероглифов в те времена, когда их расшифровка не была известна;

ж)  чтению тех же иероглифов современным специалистом-египтологом;

з) разговору с иностранцем без переводчика;

и) разговору с человеком, языком которого вы не владеете, через переводчика.

Задание 2. Рассмотрите следующие предметные области; словесность, математика, биология, география, история, а также перечень терминов и понятий.

Матрица. Широта. Долгота. Популяция. Склонение. Спряжение. Хребет. Тундра. Кровообращение. Баскак. Морское течение. Устье. Исток. Экватор. Тропики. Земная ось. Словарь. Перевод. Существительное. Прилагательное. Остров. Полуостров. Материк. Часть света. Румб. Возвышенность. Предложение. Растительность. Период. Низменность. Мыс. Архипелаг. Залив. Пролив. Море. Суша. Территория. Пустыня. Лесостепь. Млекопитающее. Пресмыкающееся. Обмен веществ. Нервная система. Прерия. Пунические войны. Аорта. Вена. Мышца. Скелет. Костная ткань. Империя. Алгоритм. Куликовская битва. Ритм. Алфавит. Феодализм. Принятие христианства. Арифметические действия. Квадрат. Юлий Цезарь. Квадратный корень. Полином. Логарифм. Алгоритм. Сложение. Числитель. Знаменатель. Интеграл. Бесконечный ряд. Прогрессия. Грамматика. Конъюнкция. Дизъюнкция. Синоним. Антоним. Гипербола. Ярлык. Эпитет.

Распределите понятия и термины по предметным областям. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

•  набрать самостоятельно в текстовом редакторе Word  вышеприведенный перечень терминов и предметных областей;

•  преобразовать текст в таблицу Термины с помощью средства Таблица/Преобразовать Панели инструментов текстового редактора Word ;

• выполнить следующие операции над полученной таблицей:

а) создать в таблице столбцы Порядковый номер, Термин, Код термина, Предметная область, Код предметной области;

б) заполнить столбец Порядковый номер с помощью средства Список панели инструментов. Столбцы Предметная область и Код предметной области пока не заполняются;

в) присвоить терминам коды терминов в следующем порядке:

• каждой из предметных областей присваивается код из двух десятичных цифр, первая из которых не должна быть нулем. После этого Код термина строится из шести десятичных цифр, первые две из которых представляют собой Код предметной области, а четыре оставшихся - порядковый номер данного термина в данной предметной области. Скопируйте таблицу Термины в соответствующий диапазон рабочего листа табличного процессора Ехсе1 с тем же названием. На рабочем листе Ехсе1 рекомендуется:

•   пронумеровать строки таблицы с использованием средства Правка/Заполнить/Прогрессия;

•   указать названия столбцов в первой строке таблицы.

Задание 3. Импортируйте диапазон данных таблицы Термины табличного процессора Ехсе1 в таблицу СУБД Ассеss, для чего необходимо вызвать на исполнение СУБД Ассеss. Откройте в СУБД Ассезз новую базу данных под названием Тгу. mdb и используйте средство Файл/Внешние данные/Импорт, которое вызовет соответствующий мастер, выполняющий необходимые действия. Создайте для последующей работы в базе данных Тгу.mdb, кроме таблицы Термины, также таблицу Предметные_ Области, содержащую столбцы Назв_Пр_Обл и Код_Пр_Обл, которые заполняются вручную. Далее можно действовать двумя способами:

а) в таблице Термины помещается Код_Предметной_Облас-ти без соответствующего наименования, которое будет извлекаться по связи между таблицами через поле Код_Предметной_Об-ласти (эту связь необходимо установить);

б)в таблице Терммины.помещаются как Код_Предметной_Области, так и Наименование_Предметной_Области.

Задание 4. После построения в базе данных Тгу.mdb двух указанных таблиц дополните таблицу Термины таким образом, чтобы по каждой из предметных областей имелось не менее 10-12 терминов. Затем необходимо построить два запроса:

а)  по заданному термину найти соответствующую предметную область;

б)  по заданной предметной области найти все принадлежащие ей термины.

Обратите внимание, что первый из запросов может определять предметную область неоднозначно: например, термин «Гипербола» принадлежит как словесности, так и математике.

Задание 5. Рассмотрите приведенный ниже перечень понятий, относящихся к предметным областям информатики и информационных технологий.

Информация. Экономическая информация. Автоматизированная информационная технология. Информационно-управляющая подсистема. Управляемая (производственно-технологическая) подсистема. Управляющие воздействия. Сообщения прямой связи. Сообщения обратной связи. Запросы. Точность информации. Достоверность информации. Оперативность информации. Плановая информация. Учетная информация. Нормативно-справочная информация. Отчетно-статистическая информация. Входная информация. Выходная информация. Система обработки данных. Информационное обеспечение. Программное обеспечение. Техническое обеспечение. Правовое обеспечение. Лингвистическое обеспечение. Синтаксический анализ. Семантический анализ. Прагматический анализ. Централизованная обработка информации (данных). Децентрализованная обработка информации (данных). Абонентский пункт. Автоматизированное рабочее место (АРМ). Пакетный режим работы системы обработки данных (СОД). Интерактивный режим работы СОД. Запросный режим работы СОД. Диалоговый режим работы СОД. Учетная информация. Первичная информация. Условно-постоянная информация. Промежуточная информация. Реквизит. Имя реквизита. Область значений реквизита. Реквизит-признак. Реквизит-основание. Показатель. Экономический эффект. Экономическая эффективность. Внемашинная информационная база. Внутрима-шинная информационная база. Заголовочная (общая) часть документа. Предметная (содержательная) часть документа. Заве-рительная (оформительская) часть документа. Система классификации. Система кодирования. Классификатор. Предметная область. База данных. Файл-сервер. Клиент-сервер. Система управления базами данных (СУБД). Прикладные программы (приложения) пользователя. Системное программное обеспечение (ПО). Операционная система. Пакет прикладных программ (ППП). Алгоритм. Детерминированность. Массовость. Результативность. Дискретность. Линейная алгоритмическая структура. Ветвящийся процесс. Циклический процесс. Условие ветвления. Заголовок цикла. Тело цикла. Переменная цикла. Информационно-логическая модель предметной области. Информационный объект. Структурная связь. Формализованное представление задачи. Представление знаний. Семантическая сеть. Фрейм. Экспертная система. Тезаурус. Канал связи. Носитель. Информационная база. Релевантные данные. Источник информации. Приемник информации. Данные. Семантика. Синтаксис. Свободный формат данных. Фиксированный формат данных. Физический уровень представления данных. Хранимый уровень представления данных. Концептуальный уровень представления данных. Пользовательский (внешний) уровень представления данных. Фирма-производитель компьютеров и/или программного обеспечения (ПО). Фирма-пользователь компьютеров и ПО. Конечный пользователь. Пользователь-оператор. Профессиональный пользователь. Прикладной программист. Системный программист. Администратор базы данных БД. Администратор приложений. Администратор сети. Операция поиска. Поисковое предписание. Язык запросов. Релевантное подмножество. Индексация документов. Дескриптор. Поисковый образ документа. Поисковый шум. Поисковое молчание. Нормализованный файл. Составная единица данных (СЕИ). Запись. Нормализация документа. Модель данных. Проекция Р-файла (реляционного файла). Естественное соединение Р-файлов. Операция поиска (выборки) в Р-файле. Функциональная зависимость. Операция корректировки. Операция сортировки. Индексирование Р-файлов.

1. Выделите известные вам термины (не менее 30), остальные уберите. Полученную таблицу назовите «Термины». Составьте перечень предметных областей, к которым, по вашему мнению, относятся выбранные термины. Присвойте коды терминам и предметным областям. Составьте таблицу под названием «Предметные области», внесите в нее названия и коды предметных областей.

2. Добавьте в таблицу «Термины» справа четыре столбца. Один из них заполните пояснением значения каждого из выбранных термина, другой - кодом термина, третий - названием предметной области, четвертый - кодом предметной области. Рекомендуется формировать код термина так, чтобы он включал код предметной области.

3.  Выполните над полученным таким образом материалом все действия задания 1.4. Соответствующую базу данных назовите inf.mdb

Задание 6. Рассмотрите следующий перечень понятий и укажите, какие из них относятся к семантике, а какие - к синтаксису.

Алфавит значений реквизита, банковские реквизиты, длина поля, почтовые реквизиты, реквизит-основание, реквизит-признак, соответствие между почтовым кодом города и кодом Субъекта Федерации, структура документа, структура записи, юридический адрес.

Задание 7. Ответьте, соответствуют ли приведенные ниже сообщения тезаурусу приемника:

сообщение о нарушениях технологии, поступившее в бухгалтерию предприятия;

сообщение о прогулах, поступившее в отдел маркетинга;

зачетная ведомость, поступившая в деканат;

газета, присланная по ошибочному адресу;

жесты сотрудника ГИБДД (ГАИ), относящиеся к водителю автотранспортного средства;

прайс-лист, читаемый посетителем магазина;

прайс-лист, читаемый товароведом торгового предприятия;

бухгалтерский баланс предприятия, читаемый главным бухгалтером предприятия;

бухгалтерский баланс предприятия, читаемый аудитором;

бухгалтерский баланс предприятия, читаемый главным инженером предприятия;

учебник по любой дисциплине, изучаемой в данном учебном заведении, для учащегося этого заведения;

учебник по любой дисциплине, изучаемой в данном учебном заведении, для учащегося другого учебного заведения.

Задание 8. Среди следующих носителей информации укажите машинные и вне -машинные:

1) бумага;

2) магнитный диск;

3) магнитная лента;

4) фотопленка;

5) экран монитора;

6) компакт-диск.

Задание 9. Создайте таблицу «Соответствие» из трех столбцов: «Термин», «Предметная область», «Релевантность». По материалам таблиц «Термины» и «Термины из области информационных технологий» заданий 1.2-1.5 заполните два первых столбца таблицы «Соответствие» парами вида термин-предметная область. В третьем столбце укажите наличие или отсутствие релевантности для каждой из созданных подобным образом пар.

Задание 10. Реализуйте таблицу «Соответствие» средствами СУБД Ассеss. Создайте запрос, позволяющий установить наличие или отсутствие свойства релевантности для заданной пары (термин - предметная область).

Задание 11. Приведите примеры управляющей и управляемой систем из области торговли, транспорта, производственной и финансовой деятельности.

Задание 12. Дайте характеристику сотрудникам согласно классификации пользователей АРМ, заполнив табл. 1.1. Дополните табл. 1.1 характеристикой типов следующих пользователей:

Главный бухгалтер (составление баланса).

Заместитель директора по кадрам (штатное расписание).

Оператор ввода товарно-транспортных накладных на складе.

Кассир в магазине с автоматизированным учетом товара.

Аудитор-аналитик, использующий в работе Ехсе1.

Программист, использующий в работе Dе1рhi.

Системный администратор.

Сетевой администратор.

Сотрудник, ответственный за работу прикладного программного обеспечения.

Студент-первокурсник, изучающий информатику.

Студент-дипломник, разрабатывающий собственный проект.

Выполните задание средствами Wогd, Ехсе1, Асееss, введите и используйте коды типов пользователей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60064. Свято Купала. Загальнотабірний захід 78 KB
  Дія відбувається на природі. Дівчата та хлопці вбрані в національні українські костюми; на «відьмі» - чорний плащ з каптуром, мітла. На сцену виходить ведучий-вихователь.
60065. Сценарий посвящен Дню Победы 28.5 KB
  Вот и наступил долгожданный День Победы! 9 Мая—светлый и радостный праздник. 68 лет назад в этот день закончилась война с немецким фашизмом. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве.
60066. Їжачок-хитрячок і лісова школа 50 KB
  Мета. Учити дітей співвідносити кількість предметів із цифрами, розуміти і правильно використовувати слова та вирази: порівну, більше на один, менше на один; виділяти загальні ознаки предметів...
60068. Вечорниці-фантазії “На Андрія робиться дівицям надія” 32 KB
  Заходять дівчата1 ДІВЧИНА: Дівчата не роздягайтеся.2 ДІВЧИНА: Чого причепились Не смішіть не заважайте ідіть геть2 ХЛОПЕЦЬ: Макітру вареників на стіл підемо 1 ДІВЧИНА: Та вже будуть вам вареники їжте хоч лусніть тільки воду дайте донести...
60069. Ранок: «Зимонька – зима» 41 KB
  Вгадайте хто це зима Прийшла до нас бабуся У білому кожусі Поля причепурила Сріблястим снігом вкрила. Зима Прийшла зима біловолоса Неначе білим полотном Блискучим снігом одяглося Село і поле за селом.
60070. Мово рідна, слово рідне… Сценарій свята 36.5 KB
  Епіграф: Мова це думки звук Мова це серця стук. Мова це знань джерело. Мова це птаха крило Мова це наші знання Мова це ти і я Хід свята: 1й ведучий: Добридень всім присутнім в залі: І вчителям і школярам І тим гостям що завітали.
60071. Сценарій тематичного вечора «Память серця» 57 KB
  Диктор 22 червня 1941 року, неділя. Той чорний день пам’ятають всі. Сільський ранок. Невгамовна дітвора вже на вулиці. Яскраве сонце у волошковому небі, лагідний літній вітерець, дітвора, яка раділа погожому дню, ще не знали, що вже дзвонить...
60072. Виховний захід «Люблю тебе всім серцем і душе, моя рідненька, Україно!» 55.5 KB
  Господиня співає колискову і колише ляльку на руках Оленка: Я чую голос матері ніжненький Вона мені тихесенько співа Щомить мене ласкою зігріва. Господиня: Спіть мої дітоньки спіть засинайте Швидко в солодкому сні підростайте.