83731

Решение дробных рациональных уравнений

Конспект урока

Математика и математический анализ

Цели урока: Обучающая: формирование понятия дробные рациональные уравнения; рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений; рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений включающий условие равенства дроби нулю; обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму...

Русский

2015-03-16

58.59 KB

4 чел.

Урок по теме "Решение дробных рациональных уравнений".

Учебник : «Алгебра 8», Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.,

Цели урока:

Обучающая:

  1.  формирование понятия дробные рациональные уравнения;
  2.  рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений;
  3.  рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений, включающий условие равенства дроби нулю;
  4.  обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму;

Развивающая:

  1.  развитие  логического мышления;
  2.  развитие  умения  сравнивать  и обобщать;
  3.  развитие  умения принимать решения;
  4.  развитие математического  кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.

Воспитывающая:

  1.  воспитание познавательного интереса к предмету;
  2.  воспитание интереса к математике посредством использования современных компьютерных  технологий

Тип урока: изучение  нового материала.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Приветствие, отметить отсутствующих

Проверка готовности к уроку

  1.  Актуализация знаний.

Фронтальный опрос, устная работа с классом

  1.  Слайд №2 . Среди алгебраических выражений найди дробные рациональные выражения.

  1.   7у,    2)  +,  3)  (х-у)(+),   4)   -  ,  

                                             5)   -      6),     7)  ,     8) 

  1.  Устный опрос

Вопрос

Ожидаемый ответ

1

Какие  алгебраические выражения называются целыми?

Алгебраическое выражение, которое не содержит деления на выражения с  переменными, называется целым.

2

Какие  алгебраические выражения называются дробными?

Выражение, которое содержит деление на переменные, называется дробным.

3

Как  называются значения переменных, при которых алгебраическое выражение имеет смысл?

Значения переменных, при которых алгебраическое выражение имеет смысл, называются  областью допустимых значений 

1)  Целое выражение имеет смысл при любых значениях,

  входящих в него переменных, т. к. все действия с переменными выполнимы.

2)  Дробное выражение не имеет смысла при тех значениях переменных, при которых знаменатели величин равны нулю.

4

Что такое уравнение?

Равенство с переменной или переменными

5

Что такое корень уравнения?

Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.

6

Какие уравнения вам знакомы?

Линейные

Квадратные

7

Способ решения линейных уравнений

Все с неизвестным перенести в левую часть уравнения, все числа -в правую. Привести подобные слагаемые. Найти неизвестный множитель

8

Что такое пропорция?

Равенство двух отношений

9

Основное свойство пропорции

Если пропорция верна, то произведение ее крайних членов равно произведению средних членов

10

Когда дробь равна нулю?

Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

11

Какие свойства используются при решении уравнений?

Если в уравнении перенести слагаемое из одной части в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному уравнению.

Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному уравнению.

  1.  Объяснение нового материала

1.Все ли из этих уравнений вы сможете решить? Какие нет и почему? Слайд №3

  1.     3- 5(х +1) = 6 – 4х

                    =

                          

                 3.       2+ 3х 5=0


                 4.     -  = 2

      

                 5.      =

=

= х

6.       +  = х

-  =

Уравнения, в которых левая и правя часть, являются дробно-рациональными выражениями, называются дробные рациональные уравнения.

Сформулируйте тему урока.

Записываем тему урока «Решение дробных рациональных уравнений».

2. Какое уравнение можно решить ,  используя основное свойство пропорции. Слайд № 4

=

Решение:

2(х+1) = 7(х-3)

2х+2 = 7х – 21

2х – 7х = -21 -2

-5х = -23

х = -23 : (-5)

х = 4,6

Ответ: 4,6  

3.Какое  уравнение можно   решить, умножая обе части уравнения на знаменатель?  

Слайд № 5

= х

     Решение:

= х    (х-7)

8 = х(х-7)

8 = - 7х

- +7х + 8 = 0   /(-1)

- 7х -  8 = 0   

       

       Д =  = 49 4 = 81

= == -1         =  =  = 8

Ответ:   -1; 8

4.Решим  уравнение  одним из способов. Слайд № 6

+  = х

 -  = х

= х

= х    |)

3х – 9 = х(3-х)

3х – 9 = 3х -

 – 3х +3х – 9 = 0

 – 9 = 0

 =  9

х =  

х =  3  

Что такое корень уравнения? (Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство.)

 При выполнении проверки  ученики замечают, что приходится делить на нуль. Они делают вывод, что число  3  не является корнем  данного уравнения.  

Возникает вопрос: что же необходимо добавить в каждый из этих способов, чтобы исключить данную ошибку? ( исключить посторонние корни) ------ дописываем на доске неравенство знаменателя нулю или ОДЗ).

Здесь мы столкнулись с понятием
постороннего корня, т. е. это значение переменной, которое не входит в область определения дробно-рационального выражения.  

Ответ: -3

Что произошло с областью допустимых значений уравнения после  умножения  обеих частей уравнения на общий знаменатель? Она «расширилась» и теперь допустимыми стали любые значения переменных, то есть полученное уравнение не равносильно исходному.  Возникает вопрос: существует ли способ решения дробных рациональных уравнений, позволяющий исключить данную ошибку? Да, это способ основан на условие равенства дроби нулю.

Слайд № 7

5.    Найдите корни уравнения     = 0

                 = 0

                                                                              х

                                                                                 х = 2      или   х = 3

                                                                                 Ответ:  2;

Слайд  №8

6.    Найдите корни уравнения    

-  =

Перенесем  все в левую часть.

-  -  = 0    

 Приведем  дроби к общему знаменателю

  = 0

  = 0

Дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.

Составим систему:

 

|:15

Д =  = 1 – 4 2(-1) = 1 + 8 = 9

=  =  = - 1,          =   =  =  = 0,5

Давайте попробуем сформулировать алгоритм решения дробных рациональных уравнений

Слайд № 9

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений, если используется условие равенства дроби нулю

  1.  Перенести все в левую часть.
  2.  Привести дроби к общему знаменателю.
  3.  Составить систему: дробь равна нулю, когда числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю.
  4.  Решить уравнение.
  5.  Проверить неравенство, чтобы исключить посторонние корни.

Слайд № 10

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений, если используется основное свойство пропорции

1. По свойству  пропорции: произведение крайних членов приравнять  произведению средних.

2. Решить полученное целое уравнение.

3. Исключить из корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.

Слайд № 11

Алгоритм решения дробных рациональных уравнений, если используется умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель.

     1.  Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение.

  1.  Умножить обе части уравнения на общий знаменатель, не равный нулю

  1.  Решить получившееся целое уравнение.

  1.  Произвести проверку корней, и исключить те из них, которые обращают в нуль общий знаменатель

IV  Закрепление полученных знаний

1.Назовите у каждого уравнения ОДЗ (слайд ).

1.   =

2.        2 +  = х

3.        +  = 1

4.        =

5.       +  =

6.      =

Каким из трех способов проще решить данные уравнения?

2.Работа по учебнику . Страница 134. №600 б,в,(у доски)ж (сам-но); № 601а,б, ж( у доски), д(сам-но).

 Учащиеся решают уравнения в парах, проверка решения  №600 ж , 601 д  по готовому решению.

V    Домашнее задание

  1.  Прочитать п.25 из учебника, разобрать примеры 1-3, стр 132-134
  2.  Выучить алгоритм решения дробных рациональных уравнений.
  3.  Решить в тетрадях № 600(а,г,д); №601(г,з).

VI   Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с дробными рациональными уравнениями, научились решать эти уравнения различными способами.

Дробные рациональные уравнения обычно решаются тремя способами:

1. Используя  условие равенства дроби нулю.

2. Используя  основное свойство пропорции.

3. Используя  умножение обеих частей уравнения на общий знаменатель.

Используя любой способ, не забудь произвести проверку корней, и исключить те из них, которые обращают в нуль общий знаменатель

Оценки.

     Всем спасибо, урок окончен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65452. Феномен самоідентичності в філософії символічного інтеракціонізму 141 KB
  Однією із провідних соціальних теорій визначення особистості є Яконцепція символічного інтеракціонізму досліджуючи яку можна збагнути сутність та чинники які впливають на визначення особистістю власного Я€. Саме основоположник символічного інтеракціонізму Дж. Дані проблеми які є досить...
65453. РОБОТА ВУЗЛІВ І СТИКІВ ЗАЛІЗОБЕТОННИХ БУДІВЕЛЬ ПРИ ПОВТОРНИХ НАВАНТАЖЕННЯХ 4.27 MB
  Конструктивні рішення стиків і вузлів відрізняються великою різноманітністю. Напружено-деформований стан вузлів у процесі навантаження дуже складний особливо при повторних прикладаннях навантажень.
65454. Змочування та контактна взаємодія металічних розплавів з титанатом барію та деякими іншими керамічними матеріалами з перовськітовою структурою 5.53 MB
  У провідних наукових центрах світу США Франція Великобританія тощо проводяться окремі поодинокі дослідження контактних властивостей металів на поверхні перовськітової кераміки зокрема BTiO3. Отже детальне вивчення явищ змочування адгезії...
65455. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ПОТОЧНОГО ФІНАНСОВОГО КОНТРОЛЮ ЗА ДОДЕРЖАННЯМ ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕННЯ ГОТІВКОВИХ РОЗРАХУНКОВИХ ОПЕРАЦІЙ 149.5 KB
  У таких умовах особливого значення набуває проблема організації та функціонування системи поточного фінансового контролю за додержанням порядку проведення готівкових розрахункових операцій. Не останню роль у цьому відіграє формування досконалої системи поточного фінансового контролю...
65456. ВПЛИВ ДОМІШОК ПЕРЕХІДНИХ МЕТАЛІВ НА МЕХАНІЗМИ ПЕРЕНОСУ ЗАРЯДУ В ІОННО-ЕЛЕКТРОННИХ РОЗПЛАВАХ 2.93 MB
  Рідкі метали та напівпровідники, які згідно з класифікацією ми називаємо іонно-електронними рідинами на підставі того, що їх головні властивості визначає саме поведінка іонних та електронних підсистем, належать до невпорядкованих середовищ, що набувають дедалі ширшого застосування...
65457. Проектування систем захисту повітрозабірників силових установок літаків від попадання сторонніх предметів 965 KB
  Проектування систем захисту повітрозабірників силових установок літаків від ПСП у двигун є актуальним науковим завданням що має важливе значення для забезпечення надійності силових установок безпечної експлуатації літаків і розвитку авіаційної промисловості.
65458. ПОКРАЩЕННЯ ПОКАЗНИКІВ МОНІТОРИНГУ СИСТЕМ ЕЛЕКТРОПРИВОДА ШЛЯХОМ КОРЕКЦІЇ ЕЛЕКТРИЧНИХ СИГНАЛІВ СИЛОВИХ КІЛ 425 KB
  Один з відомих підходів діагностування роботи систем ЕП як постійного так і змінного струму ґрунтується на аналізі енергетичних процесів що відбуваються в ЕМС. Невід’ємними складовими сучасних вентильних приводів постійного й змінного струму є перетворювачі енергії...
65459. Цифрові системи керування намотувальними механізмами рулонних ротаційних машин 6.83 MB
  Типові системи регулювання загальнопромислового призначення не пристосовані до регулювання сил натягу і лінійних швидкостей руху смуг і стрічок друкарського матеріалу особливо при їх намотуванні на 2 4 і більше бобіни що розміщені на механічно незалежних валах НВ РРМ.
65460. Відтворювальні та продуктивні якості свиней породи дюрок внутрішньопорідного типу української селекції «Степовий» за різними методами розведення 278 KB
  В реалізації вищезазначених завдань чинне місце належить внутрішньопорідному типу свиней породи дюрок української селекції Степовий з поліпшеними відтворювальними якостями та рівнем продуктивності який був затверджений згідно...