83732

Какие бывают растения?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Древесные и травянистые жизненные формы растений и их отличительные признаки; лекарственные растения края; осенние изменения в жизни растений различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам; распознавать растения края...

Русский

2015-03-16

150.63 KB

0 чел.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Г. ОСТАШКОВА

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

на тему «Какие бывают растения?» для 2 класса (Школа России)

             Выполнил:

                                           Федорова Светлана Юрьевна

                                         учитель начальных классов

                                                          высшей квалификационной категории

г. Осташков

2015г.

Окружающий мир

(2 класс)

Тема урока: «Какие бывают растения?»

R. с. (знать)    - древесные и травянистые жизненные формы растений и их

                         отличительные признаки;

                       - лекарственные растения края;

                       - осенние изменения в жизни растений

R.с.р. (уметь) - различать травянистые и древесные жизненные формы

                         растений по их внешним признакам;

                       - распознавать растения края

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

         Учитель загадывает загадки. Каждая загадка подтверждается иллюстрацией, которая вывешивается на доску для дальнейшей работы.

  1.  Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой. (Берёза.)

  1.  Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня. (Крапива.)

  1.  Очень густо он растёт,

Незаметно он цветёт,

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки! (Орешник.)

  1.  Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель.)

  1.  Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)

  1.  Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Красная и чёрная смородина.)

          Учитель обращается к классу.

- Как всё это назвать одним словом? (Растения.)

           Учитель крепит карточку на доске.

- Рассмотрите рисунки растений и подумайте, как распределить их на 3 группы.

            Учащиеся распределяют «растения» по группам. В итоге должны получиться «деревья», «кустарники», «травы».

- Почему именно так вы объединили растения?

Слайд 1

            Учитель крепит карточки на доске.

- Назовите тему нашего урока. (Какие бывают растения?)  

III. Новый материал.

  1.  Выявление существенных признаков каждой группы растений.

Слайд 2

- Растения очень разнообразны.

- Среди них есть, как мы уже выяснили…

              Дети хором повторяют 3 группы растений.

- Посмотрите внимательно на 1 группу растений «деревья». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Один ствол.)

              Учитель крепит карточку на доске.

- Дерево характеризуется тем, что у него в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий в длину и в толщину быстрее сучьев и ветвей, образующих крону. Из всех растений только деревья достигают наибольших размеров и образуют самый верхний ярус в лесу. Максимальная высота деревьев – 150 м.

- Посмотрите внимательно на 2 группу растений «кустарники». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Несколько стволиков.)

               Учитель крепит карточку на доске.

- Кустарники отличаются от деревьев тем, что в течение жизни у них формируется несколько стволиков. В лесу они образуют 2 ярус – подлесок (под деревьями в затенении).

- Посмотрите внимательно на 3 группу растений «травы». Чем они отличаются от других растений? Назовите главный признак. (Мягкие сочные стебли.)

                Учитель крепит карточку на доске.

- Травы имеют мягкие сочные стебли. Есть однолетние и многолетние. Они образуют самый нижний ярус в лесу.

                 На доске схема:

растения

травы

кустарники

деревья

мягкие сочные стебли

один ствол

несколько стволиков

  1.  «Лесенка».

- Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.)

                  Учитель крепит карточку на доске.

- А на следующих, поднимаясь вверх? (Кустарники. Деревья.)

                   На доске схема:

деревья

кустарники

травы

                                                               

  1.  Работа в тетради.

          Дети выполняют на с.19 №1.

  1.  Физкультминутка.

Учитель показывает различные растения: дуб, осина, ландыш, сирень, белена, малина, рябина, шиповник, одуванчик, крапива, ива, орешник, сосна. Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприсед – кустарники, стоят в полный рост – дерево.

  1.  

Слайд 3

Игра «Узнай дерево».

- Какое сейчас время года? (Осень.)

- Какие изменения происходят в жизни растений с приходом осени? (Листья меняют окраску и опадают, травы желтеют и вянут.)

          Учитель показывает осенние листья ивы, дуба, берёзы, клёна, рябины, осины. Дети поднимают табличку с названием дерева.

  1.  Лекарственные растения края.

- С древнейших времён известны целебные свойства многих растений. Люди собирали эти растения, готовили из них отвары, лекарства и лечили различные болезни. О некоторых таких растениях нашего края вам сейчас расскажут сами ребята.

Слайд 6

Слайд 5

Слайд 4

           Выслушиваются сообщения детей о липе                  (Липа – высокое дерево с густой кроной. Продолжительность жизни – около 300 лет. Листья имеют форму сердечка. Зацветает дерево в начале лета. Является хорошим медоносом. В народной медицине применяются почти все части растения. Порошок из угля используется при отравлениях и кишечных расстройствах. Деготь применяют для лечения  кожных заболеваний. Отвар из коры, липовые почки и листья в виде отвара или порошка помогают при ожогах, язвах. Но наиболее часто в лечебных целях используются все-таки соцветия липы, из которых готовят отвары и настои. Их применяют для полоскания горла, при простудных заболеваниях, а также при головной боли.),             калине                  (Калина – кустарник до 3 метров высотой. Цветки белые, собранные в полузонтики. Плод – ягода с одной косточкой, красная, горького вкуса. Лекарственным сырьём является кора, ягоды, цветы и даже косточки. Ягоды калины – настоящая кладовая витаминов. Отвар из ягод калины применяется для лечения простуды, кашля, при бессоннице, нервном напряжении. В народной медицине кора калины применяется, чтобы остановить кровь. Отвар цветов калины используют при бронхите и воспалении лёгких.) и подорожнике                  (Подорожник – великий путешественник. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю – Северную Америку. Они  и  привезли сюда на подошвах своей обуви подорожник. Так он перебрался через океан. Индейцы дали ему название «след бледнолицых».  Подорожник используется  для залечивания ссадин. Отвар листьев – старинное отхаркивающее средство при лечении  бронхита и коклюша. Тёплый чай  из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.).

IV. Проверка знаний.

Слайд 7

- Знаешь ли ты названия этих растений?

Слайд 8

-  Какие из них – деревья, какие – кустарники, какие – травы? Обозначь буквами Д, К или Т.

            Дети самостоятельно работают по карточкам.

V. Итог урока.

Слайд 9

              Дети высказываются.

                     

                   На уроке

              Я узнал (-а)…

              Я научился (-лась)…

              Мне понравилось…

              Своё настроение дети показывают разноцветными листьями на дереве. (Отличное настроение – красный лист, хорошее – жёлтый, плохое – коричневый.)

VI. Домашнее задание.

                Сильные учащиеся – тетрадь с.20 №5.

                Все остальные – тетрадь с.19 №2, №3.

Слайд 10

Источники информации:

  1.  О.Г. Муковникова «Мир вокруг нас» 2 класс поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова  - Волгоград: Учитель, 2006.
  2.  А.А. Плешаков «Окружающий мир». Учебник 2 класс часть 2. Москва «Просвещение» 2007.
  3.  А.А. Плешаков «Окружающий мир». Рабочая тетрадь 2 класс  часть 1. Москва «Просвещение» 2010.
  4.  http://natyropat.ru/lekarstvennyie-rasteniya/lipa-lekarstvennyie-svoystva-retseptyi.html
  5.  http://edamka.ru/publ/zdorove/priroda_lechit/lekarstvennye_rastenija_kalina/23-1-0-282
  6.  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/12/18/lekarstvennye-rasteniya


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25811. Острый и хронический ларингит 15.39 KB
  Острый и хронический ларингит Острый ларингит. Острое воспаление слизистой оболочки гортани или острый ларингит развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой оболочки дыхательных путей при гриппе и так называемом сезонном катаре верхних дыхательных путей. Острый ларингит длится недолго и при правильном лечении проходит в течение 7 10 суток. При остром ларингите нередко возникает припухание слизистой оболочки гортани под истинными голосовыми связками подсвязочный ларингит.
25812. Узелки голосовых складок 13.99 KB
  Узелки голосовых складок Узелки голосовых складок связок доброкачественные разрастания образующиеся вследствие постоянной перегрузки голосовых складок. Отмечено что чаще всего узелки голосовых складок появляются у женщин в возрасте 20 – 50 лет. Перегрузка голосовых складок приводит к формированию на них небольших уплотнений. Обычно узелки на голосовых складках расположены симметрично.
25813. Фиброма голосовой складки. Папиллома гортани 16.55 KB
  Фиброма голосовой связки называемая иногда полипом гортани представляет собой округлую опухоль с гладкой поверхностью. Иногда фиброма сидит на широком основании но значительно чаще она имеет тонкую ножку . Растет фиброма медленно величина ее колеблется от размеров просяного зерна до крупной горошины. В тех случаях когда фиброма образуется на верхней или нижней поверхности голосовой связки она может долго не вызывать заметных изменений голоса; если же она исходит из свободного края связки то возникает хрипота выраженная тем более резко...
25814. Нервно-мышечные нарушения гортани 15.35 KB
  Паралич нижнегортанного возвратного нерва и его ветвей сопровождается поражением всех внутренних мышц соответствующей половины гортани как суживающих так и расширяющих голосовую щель. В результате несмыкания истинных голосовых связок при фонации происходит утечка воздуха через несомкнутую голосовую щель голосообразование резко нарушается возникает афония и становится возможной только шепотная речь. Так при параличе внутренней щиточерпаловидной мышцы составляющей основу истинной голосовой связки голосовая щель во время фонации зияет...
25815. Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Охрана голоса у педагогов 14.15 KB
  Профилактика нарушений голоса и речи у детей. Профилактика нарушения речи у детей проводится при помощи специальных упражнений суть которых – помочь в расстановке правильного ударения формировании правильного дыхания артикуляции фонации и развитии словесного мышления. Очень важно использовать методики дыхательной гимнастики для устранения заикания и других видов нарушения речи. Для устранения дефектов голоса и речи вызванных анатомическими нарушениями в органах голосообразования и артикуляции требуются обычно медицинские мероприятия в...
25816. Основные этапы речевого акта: образование воздушной струи, голосообразование, образование звуков 15.39 KB
  Этот отдел отвечает за силу голоса участвует в образовании речи обеспечивает плавность речи. Функция генераторного отдела: образование голоса и звуков. Функция резонаторного отдела: усиление голоса и звукообразования. Пассивные: отчётливость голоса достигается благодаря резонаторам.
25817. Особенности дыхания при голосообразовании 11.97 KB
  Поэтому речевое дыхание имеет свои особенности: дыхательный цикл который состоит из вдоха и выдоха удлиняется; продолжительность выдоха больше а вдох укорачивается; увеличивается жизненная ёмкость лёгких; частота дыхания уменьшается. при речевом дыхании вдох активней через рот; особенность выдоха в том что он осуществляется при участии дыхательных мышц.
25818. Характеристика голоса (сила, высота, тембр) 15.02 KB
  Основные характеристики голоса 1.Сила голоса. Обеспечивается сила голоса силой выдоха.
25819. Теории голосообразования: милоэлаксическая, нейрохронаксическая 14.58 KB
  Основная суть образование голоса фонация происходит на фазе выдоха при участии воздушной струи и голосовых складок. При этом колебание голосовых складок происходит пассивно под действием воздуха. При поражении иннервации речевого аппарата происходит нарушение речи и голосообразования.