83733

Глобус – модель Земли

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить с глобусом моделью Земли; формировать понятия: глобус модель экватор полюса земная ось материки океаны. Планируемые результаты предметные: научатся: определять форму планеты Земля находить на глобусе полюса экватор земную ось материки океаны; иметь представление о накоплении...

Русский

2015-03-16

44.52 KB

4 чел.

  Разработка урока окружающего мира  (1 класс, система Л. В. Занкова)

Тема: Глобус – модель Земли.

Цель: познакомить с глобусом – моделью Земли; формировать понятия:

глобус- «модель», «экватор», «полюса», «земная ось», «материки», «океаны».           

Планируемые результаты (предметные):

научатся: определять форму планеты Земля, находить на глобусе полюса, экватор, земную ось, материки, океаны; иметь представление    о накоплении географических знаний в истории человечества; получат возможность научиться: работать с глобусом, находить объекты, выделять их существенные признаки.

Универсальные  учебные  действия.  Личностные: 

Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира.

Универсальные  учебные  действия.  Регулятивные:

Научатся: принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получат возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; в сотрудничестве с учителем, находить варианты решения учебной задачи. 

Универсальные  учебные  действия.  Познавательные:

Научатся: осуществлять поиск нужной информации; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; сравнивать изучаемые объекты по заданным критериям; анализировать их с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получат возможность научиться:  ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Универсальные  учебные  действия.  Коммуникативные:

Научатся: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; участвовать в работе группами;

получат возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Оборудование: учебники Н.Я. Дмитриевой (1 класс, часть 1), мультимедийный проектор, презентация, глобусы (для каждой группы и  4 для учителя), толковый словарь; раздаточный материал:  задания для групп, конвертики-подсказки, шерстяная нитка для каждой группы, глобус для каждой группы: с розовой (около Москвы), зелёной (на экваторе) и жёлтой (у Северного полюса) метками, апельсины; демонстрационный материал: линейки разной длины; шоколадки, разные по размеру, игрушки (самолётики, машинки), апельсины, мячики, шерстяные нитки.

                                               Ход урока

1. Орг. момент (эмоциональный настрой).  (Слайд 1)

              Начинается урок и пойдёт он всем нам впрок.

              Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать,

              Ответы разные давать.

    Рассуждайте, изучайте, что-то новое узнайте

    И дальше в жизни применяйте.

2. Актуализация опорных знаний (подготовка к восприятию нового).

У: Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат игрушки…  Не пойму, для чего они нам на уроке. Может нам с вами поиграть? (ответы детей)                             

У: Конечно, ребята, вы уже не в детском садике, а в школе, вы – ученики, пришли в школу учиться, получать знания. Молодцы, что вы об это помните и думаю, что сегодня вы обязательно узнаете что-то новое на уроке.

- Скажу вам по секрету, что не случайно игрушки лежат у меня на столе. Мне хочется, чтобы вы сравнили эту машинку с настоящей машиной по форме?

- Давайте вспомним, по каким признакам мы сравниваем предметы в

математике? (ответы детей: по форме, цвету, размеру)

У: Так что вы можете сказать о форме? (ответы детей)

- Сравните их по размеру. Одинаковы? (ответы уч-ся)

У: Верно, ребята, эти игрушки похожи формой с натуральными предметами, а по размеру отличаются. Кто из вас знает, чем являются игрушки по отношению к натуральным предметам? (ответы : макетами, конструкциями)

У: Они являются моделями.

У: Что такое модель? Кто знает? Где можно найти ответ на этот вопрос?

- Правильно, можно спросить у взрослых, найти в интернете или посмотреть в толковом словаре (показывает учитель), мы им научимся пользоваться, когда изучим все буквы; а, сейчас, давайте найдём ответ в нашем учебнике.

- Давайте откроем учебник на с. 36 и прочитаем, что такое модель. (Слайд 2)

У: Всем понятно? Хорошо, молодцы.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

- Ребята, а кто из вас знает, как называется предмет, который стоит в кабинете (показываю на глобус)? (Дети: Глобус)

У: Что такое глобус? (Дети: модель Земли)

У: Вы, наверно, поняли, что я не случайно спрашиваю вас на уроке о глобусе. Может быть, кто-нибудь из вас уже догадался о чём мы будем говорить и что изучать сегодня на уроке? (Ответы детей)

У: Да, ребята, тема нашего урока: Глобус – модель Земли. (Слайд 3)

- А что такое Земля? (ответы)  Зачем люди сделали модель Земли? (ответы)

- Правильно, глобус позволяет увидеть форму Земли и её поверхность.

- Ребята, но глобус – ещё и латинское слово.  Кто-нибудь может сказать, что оно означает или как переводится? Тогда я вам подскажу … (означает: круглый, переводится - шар).

                                Рубрика «Это интересно»    (Слайд 4)

У: Но, оказывается, что люди долгое время верили, что Земля – огромная лепёшка. У неё, как и всякой лепёшки, есть края, а держится эта лепёшка на трёх китах, которые плавают в океане. А над ней – небо, как потолок, только круглый. Они хотели дойти до края земли и

посмотреть, что там дальше. А потом взобраться на небо. Но как они далеко не ездили, а край земли не могли увидеть. И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли всё в одну сторону, почти 3 года. А домой вернулись с другой стороны.

У: - Как вы думаете, почему? (ответы детей: Земля круглая)

(Учитель вывешивает на доску круг, похожий на лепёшку, показывает маршрут путешествия, чтобы дети убедились, что приплыли люди в эту же точку, но с другой стороны) Вот тогда и поняли люди… Что они поняли? (ответы детей)

У (продолжает): …что земля – это огромный шар.

- Ребята, а я почему-то смотрю на глобус и не могу увидеть того, что наша планета огромная (детям предлагаются глобусы разного размера, в том числе и маленькие, учитель держит маленький глобус, который помещается в руку)?

- Вы ведь тоже так думаете? (ответы детей)

- Почему же уменьшили нашу планету? Ведь мы с вами видели  предметы, которые увеличивали, например: насекомых в «Математике» и «Азбуке»?

У: Оказывается, чтобы изучить какой-либо предмет учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение. Наша планета Земля – очень большая (такую огромную модель сделать немыслимо). А глобус – модель Земли в млн. раз меньше самой планеты Земля. Представляете, во сколько раз меньше!?

- Посмотрите на доску, видите какое большое число 1 млн. – семизначное! (показ записи числа на доске, с комментариями)

- Ребята, а вы понимаете, что значит уменьшить, да ещё во столько раз? (приводятся примеры с шоколадками, линейками и показываются).

- Интересно?

Рубрика «Это интересно» (Слайд 5)

Первый глобус, известный сейчас учёным появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ (человек, который изучал землю) Мартин Бехайм в 1492 году, сделан он был из телячьей кожи, натянутой на металлический каркас. Свою модель он назвал «земное яблоко». Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.                                                                                                                              У: Ребята, а вам интересно рассматривать глобус? Нужно ли  его так тщательно рассматривать, смотреть на цвета, на то, что нанесено, зачем? (ответы детей)

У: Верно, глобус - модель Земли, а Земля – планета, на которой мы с вами живём и мы должны знать как много больше о нашей планете.

У: (цель урока) Я думаю, что сегодня на уроке вы научитесь пользоваться глобусом, узнаете, что на нём изображено, будете находить географические объекты.

- Ребята, вам интересно узнать как и о чём может рассказать глобус?               

- Давайте прочитаем 1 абзац учебника на с. 37 и ответим на вопросы.

Работа с учебником (чтение 1 абзаца, с. 37) – читает ученик

У: Ребята, где же очертания суши и воды на глобусе? Откуда взялась вода? Не понимаю, мой глобус совершенно сухой.

- Посмотрите и потрогайте глобусы, которые у вас на партах. Какие они у вас?  (ответы детей).

У: И правда, какие вы внимательные!, сейчас я тоже увидела на глобусе цвета. Давайте попробуем разобраться, что же они обозначают.

- Я смотрю, что вы уже знаете? (ответы детей)

У: Верно, синим цветом - обозначена вода; коричневым, жёлтым, зелёным – суша, белым цветом – снега, льды. А чего больше? (воды) Как узнали? (по цвету)

- А вы знаете, ребята, что нашу Землю называют ещё «Голубая планета»?

- Как вы думаете почему? (больше голубого и синего цвета – воды)

Проблемный вопрос: - Ребята, а мячик этот или этот (показываю) можно назвать глобусом, посмотрите какие они круглые, он тоже имеют форму шара? (Ответы)

У: Конечно, нет! Хотя они имеют такую же форму, могут быть схожи по цвету, на них нет очертания суши и воды, устроены по-другому.

- Вам интересно узнать как устроен глобус?

Практическая работа (с глобусом)

У: Посмотрите, глобус стоит на ножке. Как вы думаете его можно вращать?    - Поверните (повращайте) глобус, что помогает совершить это движение? (Внутри находится стержень)  Как при этом расположен глобус? (он наклонён)

У: Для глобуса – стержень – ось вращения или земная ось («понятие» вывешивается на доску). Она (земная ось) наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она также наклонена. Увидели? Хорошо.

- Повращайте (покрутите) глобус вокруг Земной оси.

У: Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси?

Дети: Смена дня и ночи.

У: Пришло время и нам сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

        На ноге стоит одной – крутит, вертит головой.

        Нам показывает страны, реки, горы, океаны.

        Ты как глобус покрутись, а потом остановись.

- Молодцы, садитесь. Давайте продолжим нашу работу с глобусом.  Согласны?

Практическая работа (продолжение)

1. Найдите на глобусе розовую метку. Кто сможет прочитать название географического объекта, около метки?

У: Правильно, это Москва. А что это за город?

Д: Это главный город, столица нашей Родины.

У: Поверните глобус, какое движение совершает Москва? (круговое)

2. Ребята, найдите на глобусе жёлтую метку, повращайте глобус. Что происходит с этой меткой? Она двигается? Нет, остаётся на месте. Эту точку называют полюс. Сверху – Северный полюс, а снизу – Южный («понятия» вывешиваются на доску).

3. Найдите на глобусе зелёную метку. 

- Поверните глобус, какое движение совершает метка? (тоже круговое)  

- У какой метки путь больше у красной или у зелёной? (дети: у красной, у зелёной). Давайте проверим. Кто мне поможет?

(Учитель приглашает к доске детей-помощников и вместе с ними замеряет

расстояние по экватору и около Москвы,  дети показывают длины получившихся ниток, прикладывают друг к другу, демонстрируют классу и делают вывод)

У: Ребята, так у какой метки путь по кругу больше? (Дети: у зелёной)                      - Кто сможет прочитать слово, которое находится около зелёной метки. Оно (Дети: Экватор, «понятие» вывешивается на доску)

У: Правильно, ребята. Экватор – главный «пояс» Земли (можно сравнить с поясом на платье), самый длинный, только что убедились в этом.

- Ребята, сейчас сами измерьте длину экватора. (Дети выполняют практическую работу в группах,  причём у одной из групп глобус меньшего размера)

- Покажите мне длину ваших экваторов. (Дети показывают)

У: Хорошо. А почему у вас, ребята, путь оказался меньше (подхожу к той группе, у которой глобус меньшего размера) и у меня длина меньше, чем у вас (показываю длину нитки и стою с глобусом меньшего размера)? (Дети: сначала в недоумении, а потом поняли, что длина  зависит от размера глобуса)

Рубрика «Это интересно»  (Слайд 6)

У: Расстояние по экватору составляет 40000 км (число на доске)! Понадобится целый месяц, чтобы объехать нашу Землю по экватору.  Представляете!

- Давайте найдем экватор, Северный и Южный полюса. Молодцы.

- Какой цвет можно увидеть у полюсов, особенно у Южного?

(Дети: белый цвет - снега и льда). - Молодцы. Сколько нового узнали!

У: А ещё ребята, экватор – линия, которая делит Земной шар на два полушария – Северное (вверху) и Южное (внизу)  («понятия» на доске)

(Учитель показывает апельсин (глобус) с нанесённым на него экватором и разрезанный апельсин (глобус), демонстрируя: Северное и Южное полушария)

У: Ребята, как вы думаете, в каком полушарии мы живём, Северном или  

Южном?  Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Давайте это проверим, вот наш г. Ноябрьск. (показ на глобусе, ответы детей)

- Правильно, ребята, мы живём в Северном полушарии.

- И эти открытия, помог нам сделать глобус. Согласны?                                

- Ребята, но  и это ещё не всё, оказывается,  глобус может ещё о чём-то рассказать. Хотите узнать? Это очень интересно!

У: Давайте обратимся к учебнику и прочитаем новую информацию о глобусе, не забывайте, что учебник вам всегда сможет помочь узнать что-то новое и найти ответы на многие вопросы.   

Работа с учебником (чтение 2 и 3 абзацев, с. 37)

У: Итак, ребята, материки – огромные участки суши, их 6.   (Слайд 7)

(учитель показывает и комментирует, а дети повторяют, находят, показывают на своих глобусах; останавливаясь на каждом из материков и давая дополнительную информацию: самый большой, маленький; самый холодный, жаркий; материк, на котором живём).

У (продолжает): Мировой океан составляют 4 океана.   (Слайд 8) 

(учитель показывает и комментирует: большой, тёплый, холодный, а дети повторяют, находят и показывают на своих глобусах)

У: - Океаны, ребята, соединены между собой. Можно проплыть вокруг земного шара, ни разу не увидев нашу землю.

- Кто знает, почему?  Суши на Земле меньше, а воды – больше.

У: Ну что, интересно? О многом рассказал нам глобус. Узнали что-то новое?

- Молодцы.

4. Закрепление пройденного материала

У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах,  найти на глобусе нужные географические объекты и назвать их, но если у вас возникнут какие-то затруднения вы можете всегда воспользоваться конвертиком-подсказкой. Договорились?

(Кроме заданий,  у детей на столах лежат конверты с ответами-подсказками.)

У: Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группах из нашего курса  «Мир деятельности» (Дети проговаривают хором).

                                 Правила работы в группе

1. Работать должны вместе.

2. Один говорит, другие  слушают.

3. Своё несогласие высказываем вежливо.

4. Договариваемся, кто будет отвечать.

                                   Задания для групп       (Слайд 9 – 11)

1, 4 группы: Найдите самый жаркий материк. Назовите его.

                     Найдите самый холодный океан. Назовите его.

2, 5 группы: Найдите самый большой океан. Назовите его.

                     Найдите  самый маленький материк. Назовите его.

3, 6 группы: Найдите материк, на котором мы живём. Назовите его.

                     Найдите самый тёплый океан. Назовите его.

(Проверка выполненной работы в группах сопровождается комментированием, показом, дети сравнивают, т.к. в двух группах одинаковые вопросы)

- Кто из вас пользовался конвертиками - подсказками с правильными ответами?

У: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями, а главное - столько нового и интересного вы узнали о нашей планете!

3. Итог урока

У:  А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «нет «белых пятен». Вы знаете, что такое «белые пятна»- это что-то неизученное, неизвестное.

- Вот, например, на первом глобусе, который создал М. Бехайм, не было Северной и Южной Америки. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Верно, к тому времени, эта половина мира еще не была открыта и изучена,  и были «белые пятна».

У: Ребята, а вы сделали на уроке  столько открытий,  провели исследования, наблюдения. Сейчас мне очень хочется узнать остались у вас «белые пятна» или вы всё знаете о глобусе – модели нашей Земли.  Давайте проверим это.

- Вы готовы отвечать на мои вопросы?  Отвечайте на вопросы  дружно; я начинаю, а вы -  продолжаете. (На слайде сначала «белое пятно», а потом

появляется и сравнивается ответ)                                              (Слайд 12)

   Глобус – это …(модель Земли). Это слово в переводе с латинского означает - … (шар).  На глобусе синим цветом обозначена - …(вода), коричневым, зелёным и жёлтым - … (суша). На земном шаре океанов - …(4), материков - … (6). Главный «пояс» Земли - … (экватор).  Самые холодные точки - … (полюса).  Экватор делит Землю на два полушария - … (Северное)  и … (Южное). Земля вращается вокруг  своей … (оси). Планета Земля – наш общий дом и её надо …(беречь)!

У: Молодцы!!! Вы великолепно справились с заданием и «белых пятен», как видим, не осталось. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими учёными. И помог вам всё это узнать… (дети: глобус) – модель …  (дети: Земли). (Учитель переворачивает круг - «лепёшку», на другой стороне которого написано «Глобус - модель Земли» и получается кластер, в центре – «Глобус – модель Земли», а около – все изученный понятия и факты на уроке).

У: А ещё вы показали себя великими географами, вы научились находить на глобусе … (дети: материки) и … (дети: океаны).  Здорово!

У: Ребята, а завершить урок мне хочется словами из стихотворения Евгения Шкловского. Послушайте их:

Смотрю на глобус – шар земной и вдруг вздохнул он – как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река, свои теряя берега.

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу, я сберегу Вас, сберегу!»  (пауза)                         

У: - Почему глобус просит сберечь Землю? (ответы детей)

(Наша планета заболела по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает здоровью и жизни самого человека. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океанов, морей, рек, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – всё это признаки серьёзной опасности. Только сообща люди могут «вылечить» свою планету.)

У: - А вы будете беречь нашу планету? (ответы детей) Молодцы!

- Ребята, вам понравился урок?  Тогда давайте попробуем выразить ваши чувства к нашей необъятной планете Земля.

  1.  Если вы ей восхищаетесь – покажите мимикой, жестами!
  2.  Если вы её любите – хлопните в ладоши!
  3.  Если вы ею гордитесь – поднимите руки вверх!

У: Умнички!!! А я  вас на уроке сегодня увидела (посмотрите на доску):

Грамотными, Любознательными, Очаровательными, Благоразумными, Умными, Сообразительными.        (Слайд 13)

У: Какое слово получилось? Давайте прочитаем его хором! (получилось слово глобус), внизу – модель Земли (глобус).

- А сейчас мне хочется каждому из вас подарить частичку нашей огромной планеты (апельсин), на которую вы дома нанесёте фломастером экватор, полюса, а может быть материки и океаны и расскажите своим родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. При работе с апельсином, помните о чистоте рук и продуктов. Договорились? (Учитель раздаёт каждому ученику по апельсину)

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!     (Слайд 14)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43783. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРОЗОВАНИЯ 239.16 KB
  Понятие информационной технологии. Составляющие информационной технологии. Современные информационные технологии. Информационные технологии в дополнительном образовании.
43785. Лишение свободы как уголовное наказание 163.04 KB
  В теории уголовного права нет единого определения содержания наказания в виде лишения свободы, но большинство ученых считают, что содержание этого одного из наиболее суровых видов наказаний состоит в принудительной изоляции осужденного путем помещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом содержания.
43786. Розробка обємно-планувальних рішень готелю на 90 місць категорії *** 386.97 KB
  Метою дипломної роботи є розробка обємнопланувальних рішень готелю на 90 місць категорії . Задачі роботи: Визначити земельну ділянку для будівництва готелю. Обґрунтувати розміщення готелю на земельній ділянці.
43787. ЕФЕКТИВНІСТЬ ВИКОРИСТАННЯ СПЕКТРУ СМУГ ЧАСТОТ 174 – 230 МГц, 470 – 862 МГц 2.45 MB
  МЕРЕЖІ ЦИФРОВОГО ТЕЛЕБАЧЕННЯ 1. Найбільш важливими ресурсами мережі цифрового телебачення є частотний і територіальний ресурси. Портативний прийом може забезпечуватися методами організації одночастотної мережі з використанням заповнювачів. Найбільш важливими ресурсами мережі цифрового телебачення є частотний і територіальний ресурси.
43788. Оценка и анализ инвестиционных проектов на примере капиталообразующих вложений аэропорта «Внуково» 506.64 KB
  Инвестиции могут осуществляться в различных формах. В целях систематизации планирования и анализа они могут быть сгруппированы по ряду различных оснований или признаков классификации. Объект инвестирования выступает базисным типологическим признаком при классификации инвестиций.
43789. Державне регулювання попиту і пропозиції на регіональному ринку праці (на прикладі Житомирської області) 374.62 KB
  Здебільшого ринок праці визначається як інститут або механізм, у якому покупці та продавці здійснюють процеси купівлі-продажу товару «робоча сила», вступаючи у відносини товарного обміну. Очевидно, що при визначенні поняття «ринок праці» багато уваги приділяється обміну через те, що ця сфера відіграє значну роль у системі суспільного виробництва і саме в ній відбуваються процеси купівлі–продажу товару.
43790. Изучение элементов диодной оптопары: светодиода и фотодиода 462.73 KB
  Оптронами называют такие оптоэлектронные приборы в которых имеются источник и приемник излучения светоизлучатель и фотоприемник с тем или иным видом оптической и электрической связи между ними конструктивно связанные друг с другом. Яркость излучения L величина равная отношению силы света к площади светящейся поверхности. Максимальное спектральное распределение λmx длина волны излучения соответствующая максимуму спектральной характеристики излучения СИД. Характеристики светодиодов Цвет свечения характеризуется спектральными...
43791. Особенности изображения пространства и времени в поэзии XX века (на материале лирики А. Блока, В.Брюсова, О. Мандельштама) 126.25 KB
  Еще одним свойством литературных времени и пространства является их дискретность прерывность. Применительно ко времени это особенно важно поскольку литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени но выбирать из него наиболее существенные фрагменты обозначая пропуски пустоты с художественной точки зрения определенными формулами. Не имея возможности подробно останавливаться на моделях времени отметим лишь что от модели к модели время постепенно распрямляется и абстрагируется от событий его заполняющих. Эти...