83733

Глобус – модель Земли

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: познакомить с глобусом – моделью Земли; формировать понятия: глобус модель экватор полюса земная ось материки океаны. Планируемые результаты предметные: научатся: определять форму планеты Земля находить на глобусе полюса экватор земную ось материки океаны; иметь представление о накоплении...

Русский

2015-03-16

44.52 KB

4 чел.

  Разработка урока окружающего мира  (1 класс, система Л. В. Занкова)

Тема: Глобус – модель Земли.

Цель: познакомить с глобусом – моделью Земли; формировать понятия:

глобус- «модель», «экватор», «полюса», «земная ось», «материки», «океаны».           

Планируемые результаты (предметные):

научатся: определять форму планеты Земля, находить на глобусе полюса, экватор, земную ось, материки, океаны; иметь представление    о накоплении географических знаний в истории человечества; получат возможность научиться: работать с глобусом, находить объекты, выделять их существенные признаки.

Универсальные  учебные  действия.  Личностные: 

Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу; получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира.

Универсальные  учебные  действия.  Регулятивные:

Научатся: принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получат возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; в сотрудничестве с учителем, находить варианты решения учебной задачи. 

Универсальные  учебные  действия.  Познавательные:

Научатся: осуществлять поиск нужной информации; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; сравнивать изучаемые объекты по заданным критериям; анализировать их с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получат возможность научиться:  ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Универсальные  учебные  действия.  Коммуникативные:

Научатся: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; участвовать в работе группами;

получат возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Оборудование: учебники Н.Я. Дмитриевой (1 класс, часть 1), мультимедийный проектор, презентация, глобусы (для каждой группы и  4 для учителя), толковый словарь; раздаточный материал:  задания для групп, конвертики-подсказки, шерстяная нитка для каждой группы, глобус для каждой группы: с розовой (около Москвы), зелёной (на экваторе) и жёлтой (у Северного полюса) метками, апельсины; демонстрационный материал: линейки разной длины; шоколадки, разные по размеру, игрушки (самолётики, машинки), апельсины, мячики, шерстяные нитки.

                                               Ход урока

1. Орг. момент (эмоциональный настрой).  (Слайд 1)

              Начинается урок и пойдёт он всем нам впрок.

              Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать,

              Ответы разные давать.

    Рассуждайте, изучайте, что-то новое узнайте

    И дальше в жизни применяйте.

2. Актуализация опорных знаний (подготовка к восприятию нового).

У: Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат игрушки…  Не пойму, для чего они нам на уроке. Может нам с вами поиграть? (ответы детей)                             

У: Конечно, ребята, вы уже не в детском садике, а в школе, вы – ученики, пришли в школу учиться, получать знания. Молодцы, что вы об это помните и думаю, что сегодня вы обязательно узнаете что-то новое на уроке.

- Скажу вам по секрету, что не случайно игрушки лежат у меня на столе. Мне хочется, чтобы вы сравнили эту машинку с настоящей машиной по форме?

- Давайте вспомним, по каким признакам мы сравниваем предметы в

математике? (ответы детей: по форме, цвету, размеру)

У: Так что вы можете сказать о форме? (ответы детей)

- Сравните их по размеру. Одинаковы? (ответы уч-ся)

У: Верно, ребята, эти игрушки похожи формой с натуральными предметами, а по размеру отличаются. Кто из вас знает, чем являются игрушки по отношению к натуральным предметам? (ответы : макетами, конструкциями)

У: Они являются моделями.

У: Что такое модель? Кто знает? Где можно найти ответ на этот вопрос?

- Правильно, можно спросить у взрослых, найти в интернете или посмотреть в толковом словаре (показывает учитель), мы им научимся пользоваться, когда изучим все буквы; а, сейчас, давайте найдём ответ в нашем учебнике.

- Давайте откроем учебник на с. 36 и прочитаем, что такое модель. (Слайд 2)

У: Всем понятно? Хорошо, молодцы.

3. Усвоение новых знаний и способов действий

- Ребята, а кто из вас знает, как называется предмет, который стоит в кабинете (показываю на глобус)? (Дети: Глобус)

У: Что такое глобус? (Дети: модель Земли)

У: Вы, наверно, поняли, что я не случайно спрашиваю вас на уроке о глобусе. Может быть, кто-нибудь из вас уже догадался о чём мы будем говорить и что изучать сегодня на уроке? (Ответы детей)

У: Да, ребята, тема нашего урока: Глобус – модель Земли. (Слайд 3)

- А что такое Земля? (ответы)  Зачем люди сделали модель Земли? (ответы)

- Правильно, глобус позволяет увидеть форму Земли и её поверхность.

- Ребята, но глобус – ещё и латинское слово.  Кто-нибудь может сказать, что оно означает или как переводится? Тогда я вам подскажу … (означает: круглый, переводится - шар).

                                Рубрика «Это интересно»    (Слайд 4)

У: Но, оказывается, что люди долгое время верили, что Земля – огромная лепёшка. У неё, как и всякой лепёшки, есть края, а держится эта лепёшка на трёх китах, которые плавают в океане. А над ней – небо, как потолок, только круглый. Они хотели дойти до края земли и

посмотреть, что там дальше. А потом взобраться на небо. Но как они далеко не ездили, а край земли не могли увидеть. И вот однажды люди на корабле отправились путешествовать. Плыли всё в одну сторону, почти 3 года. А домой вернулись с другой стороны.

У: - Как вы думаете, почему? (ответы детей: Земля круглая)

(Учитель вывешивает на доску круг, похожий на лепёшку, показывает маршрут путешествия, чтобы дети убедились, что приплыли люди в эту же точку, но с другой стороны) Вот тогда и поняли люди… Что они поняли? (ответы детей)

У (продолжает): …что земля – это огромный шар.

- Ребята, а я почему-то смотрю на глобус и не могу увидеть того, что наша планета огромная (детям предлагаются глобусы разного размера, в том числе и маленькие, учитель держит маленький глобус, который помещается в руку)?

- Вы ведь тоже так думаете? (ответы детей)

- Почему же уменьшили нашу планету? Ведь мы с вами видели  предметы, которые увеличивали, например: насекомых в «Математике» и «Азбуке»?

У: Оказывается, чтобы изучить какой-либо предмет учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение. Наша планета Земля – очень большая (такую огромную модель сделать немыслимо). А глобус – модель Земли в млн. раз меньше самой планеты Земля. Представляете, во сколько раз меньше!?

- Посмотрите на доску, видите какое большое число 1 млн. – семизначное! (показ записи числа на доске, с комментариями)

- Ребята, а вы понимаете, что значит уменьшить, да ещё во столько раз? (приводятся примеры с шоколадками, линейками и показываются).

- Интересно?

Рубрика «Это интересно» (Слайд 5)

Первый глобус, известный сейчас учёным появился более 500 лет назад в Германии. Его создал немецкий географ (человек, который изучал землю) Мартин Бехайм в 1492 году, сделан он был из телячьей кожи, натянутой на металлический каркас. Свою модель он назвал «земное яблоко». Первый глобус сохранился до наших дней и находится в одном из музеев Германии.                                                                                                                              У: Ребята, а вам интересно рассматривать глобус? Нужно ли  его так тщательно рассматривать, смотреть на цвета, на то, что нанесено, зачем? (ответы детей)

У: Верно, глобус - модель Земли, а Земля – планета, на которой мы с вами живём и мы должны знать как много больше о нашей планете.

У: (цель урока) Я думаю, что сегодня на уроке вы научитесь пользоваться глобусом, узнаете, что на нём изображено, будете находить географические объекты.

- Ребята, вам интересно узнать как и о чём может рассказать глобус?               

- Давайте прочитаем 1 абзац учебника на с. 37 и ответим на вопросы.

Работа с учебником (чтение 1 абзаца, с. 37) – читает ученик

У: Ребята, где же очертания суши и воды на глобусе? Откуда взялась вода? Не понимаю, мой глобус совершенно сухой.

- Посмотрите и потрогайте глобусы, которые у вас на партах. Какие они у вас?  (ответы детей).

У: И правда, какие вы внимательные!, сейчас я тоже увидела на глобусе цвета. Давайте попробуем разобраться, что же они обозначают.

- Я смотрю, что вы уже знаете? (ответы детей)

У: Верно, синим цветом - обозначена вода; коричневым, жёлтым, зелёным – суша, белым цветом – снега, льды. А чего больше? (воды) Как узнали? (по цвету)

- А вы знаете, ребята, что нашу Землю называют ещё «Голубая планета»?

- Как вы думаете почему? (больше голубого и синего цвета – воды)

Проблемный вопрос: - Ребята, а мячик этот или этот (показываю) можно назвать глобусом, посмотрите какие они круглые, он тоже имеют форму шара? (Ответы)

У: Конечно, нет! Хотя они имеют такую же форму, могут быть схожи по цвету, на них нет очертания суши и воды, устроены по-другому.

- Вам интересно узнать как устроен глобус?

Практическая работа (с глобусом)

У: Посмотрите, глобус стоит на ножке. Как вы думаете его можно вращать?    - Поверните (повращайте) глобус, что помогает совершить это движение? (Внутри находится стержень)  Как при этом расположен глобус? (он наклонён)

У: Для глобуса – стержень – ось вращения или земная ось («понятие» вывешивается на доску). Она (земная ось) наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она также наклонена. Увидели? Хорошо.

- Повращайте (покрутите) глобус вокруг Земной оси.

У: Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси?

Дети: Смена дня и ночи.

У: Пришло время и нам сменить наш вид деятельности, немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

        На ноге стоит одной – крутит, вертит головой.

        Нам показывает страны, реки, горы, океаны.

        Ты как глобус покрутись, а потом остановись.

- Молодцы, садитесь. Давайте продолжим нашу работу с глобусом.  Согласны?

Практическая работа (продолжение)

1. Найдите на глобусе розовую метку. Кто сможет прочитать название географического объекта, около метки?

У: Правильно, это Москва. А что это за город?

Д: Это главный город, столица нашей Родины.

У: Поверните глобус, какое движение совершает Москва? (круговое)

2. Ребята, найдите на глобусе жёлтую метку, повращайте глобус. Что происходит с этой меткой? Она двигается? Нет, остаётся на месте. Эту точку называют полюс. Сверху – Северный полюс, а снизу – Южный («понятия» вывешиваются на доску).

3. Найдите на глобусе зелёную метку. 

- Поверните глобус, какое движение совершает метка? (тоже круговое)  

- У какой метки путь больше у красной или у зелёной? (дети: у красной, у зелёной). Давайте проверим. Кто мне поможет?

(Учитель приглашает к доске детей-помощников и вместе с ними замеряет

расстояние по экватору и около Москвы,  дети показывают длины получившихся ниток, прикладывают друг к другу, демонстрируют классу и делают вывод)

У: Ребята, так у какой метки путь по кругу больше? (Дети: у зелёной)                      - Кто сможет прочитать слово, которое находится около зелёной метки. Оно (Дети: Экватор, «понятие» вывешивается на доску)

У: Правильно, ребята. Экватор – главный «пояс» Земли (можно сравнить с поясом на платье), самый длинный, только что убедились в этом.

- Ребята, сейчас сами измерьте длину экватора. (Дети выполняют практическую работу в группах,  причём у одной из групп глобус меньшего размера)

- Покажите мне длину ваших экваторов. (Дети показывают)

У: Хорошо. А почему у вас, ребята, путь оказался меньше (подхожу к той группе, у которой глобус меньшего размера) и у меня длина меньше, чем у вас (показываю длину нитки и стою с глобусом меньшего размера)? (Дети: сначала в недоумении, а потом поняли, что длина  зависит от размера глобуса)

Рубрика «Это интересно»  (Слайд 6)

У: Расстояние по экватору составляет 40000 км (число на доске)! Понадобится целый месяц, чтобы объехать нашу Землю по экватору.  Представляете!

- Давайте найдем экватор, Северный и Южный полюса. Молодцы.

- Какой цвет можно увидеть у полюсов, особенно у Южного?

(Дети: белый цвет - снега и льда). - Молодцы. Сколько нового узнали!

У: А ещё ребята, экватор – линия, которая делит Земной шар на два полушария – Северное (вверху) и Южное (внизу)  («понятия» на доске)

(Учитель показывает апельсин (глобус) с нанесённым на него экватором и разрезанный апельсин (глобус), демонстрируя: Северное и Южное полушария)

У: Ребята, как вы думаете, в каком полушарии мы живём, Северном или  

Южном?  Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Давайте это проверим, вот наш г. Ноябрьск. (показ на глобусе, ответы детей)

- Правильно, ребята, мы живём в Северном полушарии.

- И эти открытия, помог нам сделать глобус. Согласны?                                

- Ребята, но  и это ещё не всё, оказывается,  глобус может ещё о чём-то рассказать. Хотите узнать? Это очень интересно!

У: Давайте обратимся к учебнику и прочитаем новую информацию о глобусе, не забывайте, что учебник вам всегда сможет помочь узнать что-то новое и найти ответы на многие вопросы.   

Работа с учебником (чтение 2 и 3 абзацев, с. 37)

У: Итак, ребята, материки – огромные участки суши, их 6.   (Слайд 7)

(учитель показывает и комментирует, а дети повторяют, находят, показывают на своих глобусах; останавливаясь на каждом из материков и давая дополнительную информацию: самый большой, маленький; самый холодный, жаркий; материк, на котором живём).

У (продолжает): Мировой океан составляют 4 океана.   (Слайд 8) 

(учитель показывает и комментирует: большой, тёплый, холодный, а дети повторяют, находят и показывают на своих глобусах)

У: - Океаны, ребята, соединены между собой. Можно проплыть вокруг земного шара, ни разу не увидев нашу землю.

- Кто знает, почему?  Суши на Земле меньше, а воды – больше.

У: Ну что, интересно? О многом рассказал нам глобус. Узнали что-то новое?

- Молодцы.

4. Закрепление пройденного материала

У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать в группах,  найти на глобусе нужные географические объекты и назвать их, но если у вас возникнут какие-то затруднения вы можете всегда воспользоваться конвертиком-подсказкой. Договорились?

(Кроме заданий,  у детей на столах лежат конверты с ответами-подсказками.)

У: Прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группах из нашего курса  «Мир деятельности» (Дети проговаривают хором).

                                 Правила работы в группе

1. Работать должны вместе.

2. Один говорит, другие  слушают.

3. Своё несогласие высказываем вежливо.

4. Договариваемся, кто будет отвечать.

                                   Задания для групп       (Слайд 9 – 11)

1, 4 группы: Найдите самый жаркий материк. Назовите его.

                     Найдите самый холодный океан. Назовите его.

2, 5 группы: Найдите самый большой океан. Назовите его.

                     Найдите  самый маленький материк. Назовите его.

3, 6 группы: Найдите материк, на котором мы живём. Назовите его.

                     Найдите самый тёплый океан. Назовите его.

(Проверка выполненной работы в группах сопровождается комментированием, показом, дети сравнивают, т.к. в двух группах одинаковые вопросы)

- Кто из вас пользовался конвертиками - подсказками с правильными ответами?

У: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями, а главное - столько нового и интересного вы узнали о нашей планете!

3. Итог урока

У:  А сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «нет «белых пятен». Вы знаете, что такое «белые пятна»- это что-то неизученное, неизвестное.

- Вот, например, на первом глобусе, который создал М. Бехайм, не было Северной и Южной Америки. Как вы думаете почему? (ответы детей)

- Верно, к тому времени, эта половина мира еще не была открыта и изучена,  и были «белые пятна».

У: Ребята, а вы сделали на уроке  столько открытий,  провели исследования, наблюдения. Сейчас мне очень хочется узнать остались у вас «белые пятна» или вы всё знаете о глобусе – модели нашей Земли.  Давайте проверим это.

- Вы готовы отвечать на мои вопросы?  Отвечайте на вопросы  дружно; я начинаю, а вы -  продолжаете. (На слайде сначала «белое пятно», а потом

появляется и сравнивается ответ)                                              (Слайд 12)

   Глобус – это …(модель Земли). Это слово в переводе с латинского означает - … (шар).  На глобусе синим цветом обозначена - …(вода), коричневым, зелёным и жёлтым - … (суша). На земном шаре океанов - …(4), материков - … (6). Главный «пояс» Земли - … (экватор).  Самые холодные точки - … (полюса).  Экватор делит Землю на два полушария - … (Северное)  и … (Южное). Земля вращается вокруг  своей … (оси). Планета Земля – наш общий дом и её надо …(беречь)!

У: Молодцы!!! Вы великолепно справились с заданием и «белых пятен», как видим, не осталось. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими учёными. И помог вам всё это узнать… (дети: глобус) – модель …  (дети: Земли). (Учитель переворачивает круг - «лепёшку», на другой стороне которого написано «Глобус - модель Земли» и получается кластер, в центре – «Глобус – модель Земли», а около – все изученный понятия и факты на уроке).

У: А ещё вы показали себя великими географами, вы научились находить на глобусе … (дети: материки) и … (дети: океаны).  Здорово!

У: Ребята, а завершить урок мне хочется словами из стихотворения Евгения Шкловского. Послушайте их:

Смотрю на глобус – шар земной и вдруг вздохнул он – как живой.

И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река, свои теряя берега.

И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус - шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу, я сберегу Вас, сберегу!»  (пауза)                         

У: - Почему глобус просит сберечь Землю? (ответы детей)

(Наша планета заболела по вине людей. И теперь болезнь природы угрожает здоровью и жизни самого человека. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океанов, морей, рек, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – всё это признаки серьёзной опасности. Только сообща люди могут «вылечить» свою планету.)

У: - А вы будете беречь нашу планету? (ответы детей) Молодцы!

- Ребята, вам понравился урок?  Тогда давайте попробуем выразить ваши чувства к нашей необъятной планете Земля.

  1.  Если вы ей восхищаетесь – покажите мимикой, жестами!
  2.  Если вы её любите – хлопните в ладоши!
  3.  Если вы ею гордитесь – поднимите руки вверх!

У: Умнички!!! А я  вас на уроке сегодня увидела (посмотрите на доску):

Грамотными, Любознательными, Очаровательными, Благоразумными, Умными, Сообразительными.        (Слайд 13)

У: Какое слово получилось? Давайте прочитаем его хором! (получилось слово глобус), внизу – модель Земли (глобус).

- А сейчас мне хочется каждому из вас подарить частичку нашей огромной планеты (апельсин), на которую вы дома нанесёте фломастером экватор, полюса, а может быть материки и океаны и расскажите своим родителям и друзьям о том, что вы узнали на уроке. При работе с апельсином, помните о чистоте рук и продуктов. Договорились? (Учитель раздаёт каждому ученику по апельсину)

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!     (Слайд 14)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35690. Метод проектов (научно-исследовательских или художественно-эстетических) 56 KB
  Результат деятельности каждого из участников проекта фиксируется учитывается его личный вклад в общее дело. На протяжении всего времени реализации проекта осуществляется его психологопедагогическая поддержка и сопровождение. Метод проектов предполагает создание временных творческих коллективов деятельность которых направлена на осуществление данного проекта. Главной целью в данном случае является успешная реализация проекта а личностнопрофессиональное и творческое развитие членов коллектива выступает латентной целью и побочным...
35695. Художественная аппликация «Вытынанка». Творческий проект 13.43 MB
  Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем что данный материал даёт большой простор творчеству. С помощью бумаги можно украсить елку сложить головоломку смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое многое другое что интересует ребенка. Создавая свой мир из бумаги ребенок готовится стать созидателем доброго мира. Художественнопроектный раздел История вытынанки Вытынанка вырезание из бумаги Нет сомнений что вам хоть...
35697. Соломоплетение. Творческий проект 1.55 MB
  Работа из соломки украшение для дома или ёлки Лапти выполнено в рамках творческого проекта по курсу Народные художественные ремёсла. Цель работы: создание украшения из соломки Лапти используя разные техники и приёмы соломоплетения. ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ На Беларуси плетением соломки занимались издавна. Соломенные пауки одно из самых древних творений из соломки и пожалуй самое загадочное.
35698. Авторская кукла. Творческая работа 2.81 MB
  Поэтому авторы работы считают что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы но и игрушки изготовленные своими руками а не машинами. Цель работы: создание авторской куклы Сластёна . Задачи работы: изучение авторской куклы; практическое освоение. В отличие от театральной куклы и куклы предназначенной для игры авторская кукла предназначена исключительно для созерцания и создается с декоративной целью.