83735

Россия в эпоху Великих реформ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Здесь вы найдете статистические данные исторические документы воспоминания современников задания по карте. Кроме того вам надо на плакате графически изобразить с помощью линий и надписей Положительные и отрицательные последствия для сельского хозяйства страны...

Русский

2015-03-16

941.15 KB

2 чел.

Методическая разработка урока обобщения по теме

«Россия в эпоху Великих реформ»».

Автор – учитель истории МБОУ СОШ № 127 г. Нижнего Новгорода Марахтанова Наталья Геннадиевна

Цели урока:

Образовательные: 
· умение работать с терминами и понятиями;  
· развивать навыки работы с картой;

· определять причинно-следственные связи;

Развивать навыки работы с историческим источником

Навыки критического мышления.

Развивающие: 
· самостоятельно анализировать текст, делать выводы;
· развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
умение выделять главное, обобщать, аргументировать и  работать в группе, умение доказывать свою точку зрения;

Воспитательные:
· воспитывать интерес к историческому прошлому.

· воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность;

Наглядно-демонстрационные материалы: интерактивная доска, компьютер, презентация, слайды.

План урока

  1.  Постановка проблемы.
  2.  Работа с терминами и понятиями. Историческое лото.
  3.  Дискуссия с элементами судебного заседания.
  4.  Оценка дискуссии.
  5.  Рефлексия.

ХОД УРОКА

Этап урока

Слайды презентации

Приложения и документы

Здравствуйте!

Слово учителя:  Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Россия в эпоху Великих реформ».

Актуальность данной темы велика, поскольку  методы проведения реформ в прошлом могут помочь при  формировании либеральной системы современной России.

Главное действующее лицо этой эпохи – царь император Александр II.

Его воспитатели – знаменитые М.М. Сперанский – либерал и Жуковский Василий Андреевич привили своему ученику ненависть  к рабству, стремились воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы

Вопрос:  Что волновало Александра после Крымской войны?

Ответы учащихся: – отставание от Европы,

-желание превратить Россию в просвещенное правовое государство?

Какова была главная задача, которую он поставил перед собой в начале царствования?

Ответ: отмена Крепостного права.

Увижу  ль я, друзья, народ неугнетенный,
И рабство падшее по манию Царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?
                           А.С. Пушкин

Эти строки А.С.Пушкина, наверняка, были близки Александру.

Анализ ситуации

Перечислите, пожалуйста, либеральные реформы, которые осуществил Александр 2 и их основные итоги. Прошу вас выделить только самое главное по каждой реформе.

  1.  Крестьянская
  2.  Земская и городовая
  3.  Судебная
  4.  Военная
  5.  Системы просвещения

Правильно.

Какая реформа по-вашему, стала самой кардинальной и важной?

 -судебная.

Домашнее задание : откройте дневник: Написать тезисы по теме «Судебная реформа – самая прогрессивная из реформ 2 половины 19 века».

Однако, в чём драматизм ситуации: с одной стороны мы видим - ошеломляющий результат реформ.

А с другой:

Историки утверждают: одним из главных последствий Великих Реформ было умственное брожение радикального политического характера и Россия вступила в период тяжелой внутренней смуты.

Вопрос: какова судьба самого Александра?

Ответ учащихся:- он погиб от  руки заговорщиков – народовольцев.

Может быть ответ кроется в этих реформах?

Итак, цель нашего урока - Привести доказательства в пользу и против реформ 1860-70 годов XIX века и определить в конце урока – какие аргументы преобладали.

Представим себе, что мы присутствуем на  заседании, куда приглашены

  1.  эксперты – экономисты,
  2.  эксперты - краеведы,
  3.  представители системы образования
  4.  эксперты по военным вопросам..

Прежде всего: как мы сегодня будем работать?

Вы заметили, что вы распределены на рабочие группы.  На столах у вас подготовлены папки с рабочими материалами.

Вам предстоит определить. Кто будет капитаном команды, кто эксперт по оценке.

Приложение 1.

Отчет по группе.

Эксперт по оценке в течение урока заполняет этот лист отчета, вписывает фамилию, имя каждого и баллы за каждое задание. Учитывается устный ответ, оформление письменного отчета, оформление плаката. А в конце урока каждый из вас также может поставить оценку самому себе по 5-балльной шкале.

Надеюсь на сотрудничество и всем желаю успешной работы.

Приложение 2

Историческое лото

Сначала вспомним основные определения и термины по теме. Для этого поиграем в старинную русскую игру лото. Я перемешиваю карточки с вопросами, а вы должны найти ответ на своих карточках. Если нашли, то поднимаете руку и кладете карточку с вопросом на соответствующее поле. Ваша задача – закрыть все поле. Эксперт по отчету – не забывайте учитывать ответы участников.

Приложение 3

А теперь переходим к рассмотрению материалов дела:

Здесь вы найдете статистические данные, исторические документы, воспоминания современников, задания по карте.

Кроме того, вам надо на плакате графически изобразить с помощью линий и надписей

  1.  Положительные и отрицательные последствия для сельского хозяйства страны (Приложение 4)
  2.  Как изменился Нижний Новгород во 2 половине 19 века (Приложение 5)
  3.  Куда пойти учиться ребенку, живущему во второй половине XIX века? (Приложение 6)
  4.  Черты, которые стали присущи русскому солдату изучаемой эпохи (Приложение 7)

Время для изучения, заполнения листа отчета и плаката – 10 минут.

Слайд о проблеме

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Отчет экспертов - экономистов

Отчет краеведов

Отчет экспертов по вопросам образования

Отчет экспертов по военным вопросам

Обсуждение цитаты:

Лицом  к лицу лица не увидать, Большое видится на расстоянье

Рефлексия

  1.  что узнали нового
  2.  Чему научились
  3.  Что оказалось трудным
  4.  Что понравилось

Спасибо за урок. Можете закончить и сдать отчет группы



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5126. Правила роботи та техніка безпеки в аудиторії органічної хімії. Теорія хімічної будови органічних сполук О.М. Бутлерова. Лабораторні роботи з органічної хімії 380 KB
  Правила роботи та техніка безпеки в аудиторії органічної хімії. Теорія хімічної будови органічних сполук О.М. Бутлерова Мета: Познайомити студентів з технікою безпеки при роботі з органічними речовинами. Розкрити поняття хімічна будова...
5127. Морфология, физиология и патофизиология системы кровообращения 75 KB
  Морфология, физиология и патофизиология системы кровообращения Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы кровообращения. Вопросы для самоподготовки: Общий план строения и значение системы кров...
5128. Морфология, физиология и патофизиология дыхания 86.5 KB
  Морфология, физиология и патофизиология дыхания Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания. Вопросы для самоподготовки: Понятие о дыхании, его значение. Этапы дыхания. Легоч...
5129. Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии 77.5 KB
  Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии Цель: сформировать умение определять суточный расход энергии. Вопросы для самоподготовки: Основной и общий обмены веществ. Обмен белков и его регуляция. Обмен липидов и его регуляци...
5130. Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата 104 KB
  Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата Цель: сформировать умение оценивать состояние ОДА. Вопросы для самоподготовки:. Строение скелета головы, туловища и конечностей. Общие сведения о мышцах. Их строение. ...
5131. Внутриутробное развитие организма. ВПР. Закономерности роста и развития организма 52.5 KB
  Внутриутробное развитие организма. ВПР. Закономерности роста и развития организма Цель: сформировать умение визуально выделять патологические изменения и различать ВПР. Вопросы для самоподготовки: Организм как единое целое. Понятие о био...
5132. Генетика микроорганизмов. Генотипическая изменчивость 474.5 KB
  Генетика микроорганизмов До 40-х гг. 20 в. считалось, что, поскольку у микроорганизмов нет ядерного аппарата и мейоза, на них не распространяются законы Менделя и хромосомная теория наследственности. С начала 40-х гг. микроорганизмы становятся объек...
5133. Латинский язык и основы терминологии 450 KB
  Тема: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Задание 1. Прочтите следующие термины, обратите внимание на произношение букв и буквосочтаний: а) apex верхушка crista гребень tuber бугор sulcus борозда canalis канал tuberculum бугорок fissu...
5134. Общая патология клетки. Повреждение клетки 120 KB
  Общая патология клетки. Повреждение клетки: Нарушение функционирования клетки, которое сохраняется после удаления повреждающего агента Генетически детерминированные или приобретенные изменения метаболизма, физико-химических параметров, к...