83737

Индустриализация СССР 30-х гг. ХХ века

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Личностный результат - осознавать необходимость индустриализации СССР в 30-е годы ХХ века осмысливать сложность и историческую значимость модернизации страны воспитывать объективный подход к историческим событиям чувство гордости за достижения нашей страны...

Русский

2015-03-16

73.93 KB

6 чел.

Мосичева Татьяна Анатольевна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ Гимназия № 1517  СЗАО г. Москвы,

Заслуженный учитель РФ,

кандидат исторических наук

Сценирование     занятия по метапредметной технологии   

История России 11 класс

Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л. Г. Дрофа

ТЕМА «Индустриализация СССР 30-х гг. ХХ в.»

Цели урока:  

Личностный результат – осознавать необходимость индустриализации СССР в 30-е годы ХХ века, осмысливать сложность и историческую значимость модернизации страны, воспитывать      объективный   подход  к историческим событиям, чувство  гордости за достижения нашей страны

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, аудиовизуальную информацию, исторические источники, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа различной информации, работать с авторскими позициями в исторических текстах, формировать собственную позицию и самоопределение в дискуссионных вопросах и   проблемах   истории России

Предметный результат – знать основные события индустриализации, раскрывать средства и методы ее проведения, характеризовать итоги и значение индустриализации для дальнейшего развития страны, извлекать информацию из различных источников, уметь работать с исторической картой и соотносить ее данные с хронологией событий

 Формы работы учащихся:

  1.  Групповая (выработка   позиции группы по историческим источникам, работа с проблемными вопросами, выполнение заданий на плакате )
  2.  Индивидуальная (работа с документами, историческими понятиями; ответы на вопросы учителя)
  3.  Фронтальная (выступление с вопросами другим группам, выступление у доски, работа с тестовым материалом)

Техническое оборудование:

 Интернет, плазменный экран, интерактивная доска, компьютерные планшеты у учащихся

Место проведения урока:

Экспозиция «СССР в 1930-е гг.» Государственного Центрального Музея Современной Истории России (ГЦМСИР)

http://www.sovr.ru/expo/ussr-1930/

План урока:

  1.  Организационная часть
  2.  Актуализация и мотивация учебной деятельности
  3.  Изучение нового материала
  4.  Первичное закрепление знаний
  5.  Закрепление материала и мониторинг полученных знаний
  6.  Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся (рефлексия достижения целей)
  7.  Домашнее задание (инструктаж по выполнению)

Ход урока

Деятельность

учителя

учащихся

Организационная часть.

Вступительное слово учителя

Знакомит учащихся с планом, ходом урока, его целями и задачами

Показ презентации об индустриализации и плакатов об индустриализации

Ссылка на ресурс   Государственного центрального музея современной истории России

http://www.sovr.ru/collection/placat/

(плакаты по индустриализации)

Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Наше   учебное занятие будет посвящено теме: «Индустриализация СССР   30-х  гг. ХХ в.».

На рубеже ХIХ и ХХ веков Россия переживала процесс индустриального развития экономики. Эта индустриализация имела свои отличительные черты и позволила России встать вровень с другими промышленно развитыми странами мира.

И в 1930-е годы, после политических и военных потрясений,  перед страной встал насущный вопрос ее экономической модернизации.  Было необходимо быстро возродить промышленный потенциал,    превратить  страну, из  преимущественно  аграрной в развитую индустриальную державу.

Индустриализация, коллективизация, создание новой армии – все это были части большой программы модернизации СССР.

Ссылка на ресурс, доступ к ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/094272b1-c9c0-4389-a991-0c9da36b3dca/%5BIS9IR_3-27%5D_%5BTD_02%5D.html

(определение индустриализации)

 Смотрят презентацию и записывают тему урока   в тетрадь

 

 

 

 

Актуализация знаний   учащихся и определение главного понятия урока

Для нашей дальнейшей работы необходимо, прежде всего, определить понятие                      «индустриализация» - 

это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и в первую очередь промышленности

Записывают в тетрадь определение «индустриализация»

Обсуждение с учащимися   вопросов о предпосылках и необходимости индустриализации

Предпосылки индустриализации:

 в 1928 г. страна закончила восстановительный период, достигла уровня 1913 г., но западные страны за это время ушли далеко вперед. Вследствие этого наметилось отставание СССР. 

Технико-экономическая отсталость могла стать хронической   и перейти в историческую.

Необходимость индустриализации: 

Экономическая - крупная промышленность, и в первую очередь группа А (производство средств производства), определяет экономическое развитие страны в целом, и развитие с/хозяйства, в частности.

Социальная -  без индустриализации невозможно развитие экономики и социальной сферы: образования, здравоохранения, сферы отдыха, социального обеспечения.

Военно-политическая - без индустриализации невозможно обеспечить технико-экономическую независимость страны и ее оборонную мощь.

Ссылка на ресурс, доступ к ЭОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93e7ab6f-60ae-ca96-2ffd-17d5db86217d/1010803A.htm

(материал о НЭПе)

 Слушают учителя и записывают в тетради – «предпосылки индустриализации»,     работают со статьей о новой экономической политике, обсуждают вопрос о необходимости индустриализации

Обсуждение с учащимися   вопросов об условиях и целях индустриализации

Условия индустриализации:

После гражданской войны до конца не были  устранены последствия разрухи, не налажены международные экономические связи, не хватало  опытных кадров, потребность в машинах удовлетворялась  за счет импорта

 Цели:

- превращение России из аграрно-индустриальной страны в индустриальную державу,

- обеспечение технико-экономической независимости,

- укрепление оборонной мощи и поднятие благосостояния народа,

- демонстрация преимуществ социализма.

Слушают учителя и записывают в тетради – «условия и цели индустриализации»

Обсуждение вопросов с учащимися о задаче индустриализации и различных точках зрения на нее

Изучение нового материала.

Решение о начале индустриализации было принято на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 г.

Здесь была сформулирована главная задача индустриализации: обеспечить экономическую самостоятельность СССР, превратить его из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую их.

Вопросы темпов, источников и методов ее проведения на съезде не рассматривались. Уже после съезда по этим вопросам разгорелись жаркие споры.

Обозначились две точки зрения:

  1.  левые во главе с Л.Д. Троцким требовали проведения «сверхиндустриализации» за счет крестьянства, эту позицию заимствует и сделает своей   И.Сталин
  2.  правые по главе с Н.И. Бухариным выступали за более мягкие преобразования и развитие рыночной экономики.

Слушают учителя и записывают в тетрадь - «задача индустриализации» и фиксируют основные точки зрения на индустриализацию

Главная проблема урока

 каковы   значение и цена индустриального рывка, совершенного в   СССР в 30-е г. ХХ века

Мы не можем обсуждать эту проблему без других важных вопросов:

1.Каковы функции и роль государства в экономическом преобразовании страны по И.Сталину и Н.Бухарину?

2.Какую свободу,  по мнению И.Сталина и Н.Бухарина, необходимо   дать   отдельным личностям 3.Каковы целевые установки дальнейшего развития страны виделись этим личностям ?

4.Что являлось   критерием развития страны в тот период (внешняя угроза или процветающее общество, или оба критерия вместе)?

Ссылка на ресурс Федерального портала «История. РФ».  

http://histrf.ru/ru/lectorium/card/piervaia-piatilietka;

http://histrf.ru/ru/lectorium/card/krizis-nep

(фрагмент видео урока   А. Шубина    о кризисе Нэпа и первой пятилетке)

Вопросы учителя:

  1.  В чем, по мысли автора, состоял кризис Нэпа?
  2.  Какие задачи были поставлены в первой пятилетке?

Учащиеся знакомятся и записывают в тетрадь главную проблему урока

 

Учащиеся смотрят фрагмент   видео урока А. Шубина  и отвечают на вопросы учителя

Определение   этапов и задач урока для учащихся

  1.  Сегодня на первом этапе урока мы познакомимся с двумя авторскими позициями, постараемся понять их.
  2.  На втором этапе урока мы постараемся выстроить   поле позиционных противоречий, определить, чем различны заявленные авторами точки зрения.
  3.  На завершающем этапе занятия определим собственное отношение к представленным взглядам и сделаем попытку сформировать собственную позицию по обсуждаемой проблеме.

Ссылка на ресурс ФЦИОР:

http://fcior.edu.ru/card/21360/ekonomicheskaya-politika-sssr-v-20-30-h-gg.html

( материал о планах, средствах, методах индустриализации)

Ссылка на ресурс Федерального портала «История. РФ»

http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/piatilietki-vviedieniie-piatilietnikh-planov-razvitiia-narodnogho-khoziaistva

(материал об первых пятилетках)

Вопросы учителя:

  1.  Каковы особенности первых пятилеток?
  2.  Каковы итоги первых пятилеток?

Знакомятся с этапами и задачами урока

Учащиеся работают с планшетными компьютерами по ссылкам и отвечают на вопросы учителя

Учитель делит учащихся на группы, вручает группам тексты

На нашем занятии мы будем работать с двумя авторскими текстами, в двух группах

Первая группа   -    работает с текстом, автором которого является Иосиф Сталин, Генеральный секретарь ЦК ВКП (б)

Ссылка на ресурс, доступ к ЭОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/095dda44-4d2c-4088-88c4-58a5fd8f7d76/%5BIS9IR_3-25%5D_%5BPF_04%5D.jpg     (портрет И.Сталина)

Вторая   группа  -  работает с текстом, автором которого является Николай Бухарин, редактор газеты «Правда»

Ссылка на ресурс, доступ к ЭОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1502412-8867-4fd3-91d5-cefe35384cc2/%5BIS9IR_3-25%5D_%5BPF_03%5D.jpg       (портрет Н. Бухарина)

Учащиеся делятся на группы, получают тексты

Тему индустриализацию СССР мы проходили в 9 классе, материал вам знаком, поэтому сейчас на листах вы напишите свою точку зрения о роли и значении индустриализации в истории нашей страны

В конце нашего занятия вы сравните – осталась прежней, или  изменилась  ваша точка зрения,  и вам захочется еще больше узнать об этом странице нашей истории

Учащиеся работают с листами ватмана,  где фиксируют и записывают  точку  зрения на индустриализацию

Первый этап занятия знакомство с авторскими позициями

Ваша  задача  в группах состоит в следующем:

Во-первых,  прочитать и определить основные смысловые линии авторского текста;

Во-вторых, найти совокупность аргументов, поддерживающих позицию автора текста;

В-третьих, составить схему с пояснением авторской позиции

Затем – выступление от группы с пояснением авторской позиции (позиция фиксируется на листах  ватмана и вывешивается на доске)

После выступления каждой группы  вопросы на уточнение, пояснение авторской позиции, здесь важно удерживать авторскую позицию, не переходить на собственные  суждения

Учащиеся работают с текстами  и  знакомятся с авторскими позициями

Рисуют схемы со смысловыми линиями авторского текста

10 минут

5 минут

5 минут

 Второй   этап занятия –   критика позиции

Работа   с заимствованными авторскими позициями требовала   от вас внимательного прочтения исторического текста, выделения главных смысловых линий и суждений.

Авторские позиции поняты вами правильно.

Вокруг индустриализации в конце 20- начале 30-х гг. развернулись острые дискуссии, споры. Авторы представленных позиций выдвигали противоположные суждения.

Вы защищаете их позиции, поэтому сейчас вы должны задать по одному вопросу на ее критику.

Вопросы задает группа с позиции автора текста.

 Ссылка на ресурс ФЦИОР:

http://fcior.edu.ru/card/21278/uskorennoe-stroitelstvo-socializma-v-30-e-gody.html 

(материал о первых пятилетках, форсированной индустриализации)

Учащиеся   задают вопросы на критику позиции другого автора (1 вопрос)

5 минут

Ребята обсуждают точки зрения на ускоренное развитие индустриализации

Первичное закрепление знаний.

В ходе обсуждения авторских позиций и  их критики мы выяснили, что они во многом противоположны. Сейчас мы должны выяснить, по каким основаниям авторы не могут согласиться друг с другом, в чем состоит основное противоречие между их позициями

Третий этап занятия   предусматривает определение линий позиционных противоречий об индустриализации СССР

Затем выстраивается схема позиционных противоречий

Учащиеся определяют линии позиционных противоречий и выстраивают схему на листах бумаги

10 минут

Выстраивание схемы позиционных противоречий

 Вопрос учителя:  

 О каком событии больше всего рассуждают авторы текстов – И. Сталин и Н. Бухарин?

Ответы -         индустриализация

Учащиеся делают запись в центре доски – «индустриализация»

Вопрос: Как связаны   между собой НЭП и индустриализация?

Ответы:

  1.  с позиции Н. Бухарина – индустриализация – сохранение НЭПа
  2.  с позиции И. Сталина – индустриализация – подавление НЭПа

 Учащиеся   делают записи   по обе стороны от слова «индустриализация» - «сохранение»  и «подавление»

Вопрос: Какие темпы индустриализации предлагаются в позициях авторов?

Ответы:

  1.  с позиции Н.Бухарина – медленные, постепенные, с сохранением рыночных отношений

с позиции И.Сталина -  быстрые, форсированные, без сохранения рыночных отношений

Учащиеся делают записи   по обе стороны  доски -

«постепенные» и «форсированные»

Вопрос:  Каковы, по мнению авторов,  источники индустриализации?

Ответы:

  1.  с позиции Н.Бухарина   - через  постепенное

« врастание крестьянства в социализм», через кооперацию

с позиции И.Сталина -  через   быстрое, насильственное  объединение единоличных хозяйств  в коллективные

Учащиеся   делают записи  на доске -

«Постепенная кооперация крестьян»

И

«насильственное  объединение крестьян в колхозы»

Вопрос:  Какой характер экономики, по мнению авторов, должен был соответствовать процессам индустриализации?

Ответы:

  1.  с позиции Н.Бухарина – с элементами рынка, без нажима, администрирования, чрезвычайщины, смычка города и деревни
  2.  с позиции И.Сталина – командная, централизованная с применением репрессий

Учащиеся делают записи на доске -

«С элементами рынка, без нажима» и

«командная , централизованная  с применением репрессий»

Вопрос: Сколько бы потребовалось времени для построения сильного государства с позиций авторов текстов?

Ответы:

  1.  с позиции Н. Бухарина – длительное время
  2.  с позиции И. Сталина –   10-15 лет

Учащиеся делают записи на доске –

«длительное время» и

«10-15 лет»

Вопрос: Какова цель индустриализации, по мнению авторов?

Ответы:

  1.  с позиции Н. Бухарина – Слабое государство, социализм – для процветания человека
  2.  с позиции И. Сталина – Сильное государство, социализм – для усиления государства

Учащиеся делают записи на доске -

«Сильное государство, социализм – для процветания государства»

и

«Слабое государство, социализм – для процветания человека»

Закрепление материала и мониторинг полученных знаний.

Таким образом, в центре противоречий  позиций авторов процессы индустриализации в СССР в 30-е гг. (проблемы форм, методов, темпов проведения) и мы с вами видим различные позиции авторов по  всем основаниям

Нам предстоит ответить на главный вопрос нашего занятия – 

 каковы   значение и цена индустриального  рывка, совершенного в  СССР в 30-е г. ХХ века

Работа с таблицей позволяет нам сделать важные выводы -  о значении и результатах индустриализации  

Мы видим   они были действительно очень значительными   и  позволили превратить  СССР в крупную индустриальную державу

Ссылка на ресурс, доступ к ЭОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc98d39c-ed9c-4178-84e4-1bf33d921b6e/%5BIS9IR_3-27%5D_%5BPD_02%5D.swf

(карта первых пятилеток)

Вторая сторона нашего главного вопроса – цена индустриального рывка, совершенного в СССР в 30-е гг. ХХ века.  

И здесь мы говорим о многих негативных последствиях, которые отрицательно сказались на нашем последующем экономическом развитии

Работа учащихся с главным вопросом занятия

(заполнение таблицы на   доске)

Учащиеся обобщают данные таблицы и работают с картой «СССР в годы первых пятилеток»

Сейчас мы можем с вами уже отойти от авторских позиций и сформулировать свое  отношение  к ним

Скажите, кому из вас исторические тексты двух авторов помогли изменить свое собственное мнение об индустриализации, ее значении в истории нашего государства, а кому наше занятие   -  помогло сформировать свою аргументированную  позицию по этим вопросам

Наше занятие завершается. Обсуждаемая тема затронула всех, хотя не всем удалось высказать свою аргументированную позицию

Данная тема очень актуальна и   в дальнейшем станет для вас предметом более серьезного интереса и анализа,  будет способствовать вашему самоопределению в последующей деятельности на благо российского государства

Ссылка на ресурс, доступ к ЭОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3d27e2f5-cdee-70bd-cb1c-12ae030ea465/1012405A.htm

(материал о  сравнении  экономики 30-х гг. ХХ века и последующего развития страны)

Подведение итогов работы и оценка деятельности учащихся.

Учитель предлагает обсудить   учащимся проблемные вопросы об  экономическом  развитии СССР и  России, сравнить его  с процессами индустриализации страны  в  30-х гг.

Проблемные вопросы:

  1.  Как вам видится правильное развитие страны в современный период и как оно связано с процессами индустриализации 30-х гг.?
  2.  Какие критерии развития страны   в современный период вам видятся преобладающими (сильное государство или благополучие   и само активность граждан)?

Учитель предлагает учащимся сделать тестовые задания по обсуждаемой теме

Формулирование собственной аргументированной позиции учащимися по обсуждаемому вопросу

Учащиеся обсуждают проблемные вопросы, сравнивают развитие экономики 30-х гг. и последующего развитие экономики СССР,

высказывают свои суждения по вопросам

Учащиеся выполняют тестовые задания

Домашнее задание учащимся (инструктаж по выполнению)

Учитель дает домашнее задание написать эссе «Моя позиция по отношению к индустриализации   СССР 30-х гг.»  

 Учащиеся записывают домашнее задание

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ,    ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА   УРОКЕ  

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации  

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

  1.  

Сравнительный анализ экономического развития СССР

Первые пятилетки

Портрет Н. Бухарина

Портрет И. Сталина

Материал о форсированной индустриализации

Материал о средствах, формах индустриализации

Плакаты об индустриализации

 

Материал о первых пятилетках

Материалы об особенностях первых пятилеток

ресурс ЭОР

ресурс ЭОР

ресурс ЭОР

ресурс ЭОР

Ресурс ФЦИОР

 

Ресурс ФЦИОР

Ресурс     Государственного Центрального Музея Современной Истории России

Ресурс Федерального портала «История. РФ»

Ресурс Федерального портала «История. РФ»

Текст

Карта

Портрет

Портрет   

Текст

Текст

Плакаты

Фрагмент видеоурока А.Шубина

Тексты

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3d27e2f5-cdee-70bd-cb1c-12ae030ea465/1012405A.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bc98d39c-ed9c-4178-84e4-1bf33d921b6e/%5BIS9IR_3-27%5D_%5BPD_02%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a1502412-8867-4fd3-91d5-cefe35384cc2/%5BIS9IR_3-25%5D_%5BPF_03%5D.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/095dda44-4d2c-4088-88c4-58a5fd8f7d76/%5BIS9IR_3-25%5D_%5BPF_04%5D.jpg

http://fcior.edu.ru/card/21278/uskorennoe-stroitelstvo-socializma-v-30-e-gody.html

http://fcior.edu.ru/card/21360/ekonomicheskaya-politika-sssr-v-20-30-h-gg.html

http://www.sovr.ru/collection/placat/

http://histrf.ru/ru/lectorium/card/piervaia-piatilietka;

http://histrf.ru/ru/lectorium/card/krizis-nep

http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/piatilietki-vviedieniie-piatilietnikh-planov-razvitiia-narodnogho-khoziaistva

  

Алгоритм деятельности и учебные задачи учащихся на уроке:

I этап –Понимание авторских позиций. Работа с заимствованной авторской позицией

  1.  Определить основные смысловые линии авторского текста
  2.  Найти совокупность аргументов, поддерживающих позицию автора текста
  3.  Составить схему с пояснением авторской   позиции
  4.  Выступление от группы с объяснением авторской позиции
  5.  Ответы на вопросы по пояснению авторской позиции

II этап – «Позиционная критика».  Работа с заимствованной авторской позицией

  1.  Сформулировать группам по одному вопросу на критику авторской позиции каждого текста
  2.  Подготовить ответы на «позиционную критику» группы

III этап – выстраивание схемы позиционных противоречий. Работа с заимствованной авторской позицией

  1.  Определение   оснований конфликтного столкновения и позиции субъектов в отношении к ним
  2.  Построение схемы позиционных противоречий авторов

IV  этап -  Самоопределение и формирование собственной позиции

Дополнительный материал к уроку:

Схема позиционных противоречий

Позиция И. Сталина -

Государственная

  ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Позиция Н. Бухарина –

Либерально - демократическая

Ускоренные, форсированные,

отказ от Нэпа

         Темпы

Постепенные, медленные,  в рамках Нэпа

Внеэкономические –

снижение потребления, ускоренная коллективизация крестьянства («дань», «сверхналог» с крестьян ),  репрессии по отношению к кулачеству

Основные принципы

(средства проведения)

Экономические – 

использование накоплений с социалистическом  секторе, оптимальное сочетание развития легкой и тяжелой промышленности, привлечение крестьян к кооперации

Командная,  централизованная  с применением репрессий

      Характер экономики

С элементами рынка, без нажима, администрирования, чрезвычайщины,

смычка города и деревни

Догнать и перегнать капиталистические страны, за 10-15 лет

Временные рамки индустриализации

Длительное время

Сильное государство, социализм – для усиления государства

Цель индустриализации

Слабое  государство, социализм – для процветания человека

Работа учащихся со схемой

Какова была дальнейшая экономическая стратегия развития государства

Работа учащихся со схемой

Общие точки зрения и различия в экономических программах

И. Сталина и Н. Бухарина

Общие позиции:

  1.  признавали насущную   необходимость индустриализации страны
  2.  придавали важное    значение внешнеэкономическому фактору – изоляция страны, окружение враждебными странами
  3.  считали необходимыми относительно высокие темпы индустриализации
  4.  критически относились к частной собственности

Экономическая программа И. Сталина

Экономическая программа Н. Бухарина

Высокие темпы индустриализации должны быть обеспечены любой ценой

Высокие темпы индустриализации определяются так, чтобы не нарушать экономические пропорции между промышленностью и сельским хозяйством

Возможности индивидуальных крестьянских хозяйств исчерпаны («кризис хлебозаготовок» доказывает этот вывод)

«Кризис хлебозаготовок» - результат политических ошибок, индивидуальные крестьянские хозяйства надолго останутся основой аграрной экономики

Проведение коллективизации на основе скорейшего обобществления индивидуальных крестьянских хозяйств

Создание крупных хозяйств возможно в процессе кооперирования деревни

Проведение политики раскулачивания, жесткие меры против зажиточных крестьян

Следует поддерживать индивидуальные крестьянские хозяйства, поощрять крестьянскую предприимчивость

Преимущественное развитие тяжелой индустрии, оборонной промышленности в ущерб легкой

Оптимальное сочетание развития тяжелой и легкой промышленности, т.к. быстрый оборот в легкой индустрии позволяет использовать ее капиталы в тяжелой промышленности

Результаты и последствия индустриализации СССР в 30-е гг. ХХ века

Результаты

Последствия

Подведение технической базы под сельское хозяйство

Создание командно-административной экономики, внеэкономического принуждения

Создание новых отраслей промышленности

Замедление   развития производства предметов потребления

Создание мощного военно-промышленного комплекса

Стимулирование экстенсивного развития экономики («вширь»), игнорирование перехода на новые технологии

Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу

Снижение жизненного уровня населения

Ликвидация безработицы

Неравномерность размещения экономических объектов

Достижение экономической независимости

Создание возможностей для военно-политической экспансии

Тексты для работы групп

1 группа -  Позиция Н. Бухарина

Мы живем между капиталистическими странами, мы окружены врагами. Если некоторое время тому назад мы могли говорить совершенно определенно, что параллельно с нашим ростом буржуазные страны экономически и политически падают и идут книзу, то теперь этого мы сказать не можем. Мы растем, и они растут, вот это есть нечто новое в той всемирно-исторической картине, которая развертывается сейчас перед нами. Этого не было в сравнительно недавнее время тому назад, это есть теперь.

Отсюда сразу же необходимо сделать один вывод, который напрашивается сам собой: при таком положении вещей, когда мы растем одновременно с близлежащими капиталистическими нашими противниками, вопрос о темпе развития, т. е. вопрос о быстроте нашего развития, приобретает исключительное значение. Если раньше он такого значения не имел, потому что наши капиталистические враги шли книзу, а мы шли хотя медленно, но кверху, то совершенно очевидно, что в условиях одновременного подъема и у нас и у нашего противника вопрос о скорости подъема приобретает первостепенное значение

Потому что смысл нэпа заключается в том, что мы, используя хозяйственную инициативу крестьян, мелких производителей и даже буржуа, допуская, таким образом, частное накопление,-- мы вместе с тем, в известном смысле, ставим их объективно на службу социалистической госпромышленности и всего хозяйства в целом. Развязав товарооборот, мы тем самым дали возможность выявиться заинтересованности мелких частных производителей, стимулировали расширение производства, поставили на службу социализму индивидуалистические стимулы отсталых слоев рабочих, которыми движут не коммунистические идеи, а частные интересы, путем введения формально прежней системы оплаты -- сдельщины и пр.; заставили так работать, что, исходя из своих частных интересов, пролетарии способствуют подъему общего производства.

Мы захватываем главные командные высоты,  ставим главное; а затем наше государственное хозяйство разными путями, даже иногда конкурируя с остатками частного капитала через рыночные отношения, постепенно все больше и больше увеличивает свою экономическую мощь, все больше увеличивает свое могущество и постепенно втягивает отсталые экономические единицы разными методами в свою собственную организацию, причем проделывается это, как правило, через рынок.

Нам нужно такое развитие производительных сил нашей страны и такой хозяйственный подъем, которые сопровождались бы ростом социалистических форм и постоянным вытеснением и ослаблением форм капиталистических, враждебных социализму. Нам нужно достигнуть такого развития производительных сил, которое вело бы нас к социализму, а не такого, которое вело бы нас к возрождающемуся целиком так называемому "здоровому" капитализму.

Излишняя боязнь наемного труда, боязнь накопления, боязнь прослойки капиталистического крестьянства и т. п. может привести нас к неправильной экономической стратегии в деревне. Мы излишне усердно наступаем на ногу зажиточному крестьянину. Но из-за этого середняк боится улучшать свое хозяйство, подвергаться сильному административному нажиму; а бедняк ворчит на то, что мы мешаем ему применять рабочую силу у богатого крестьянина и т. д.

Мы также ведем очень нажимистую политику в отношении мелкой буржуазии другого порядка - кустарей и ремесленников. Мы берем с них почти половину их продукции, в виде налогового обложения. Когда наша промышленность была слишком слаба, го существовала боязнь, что мелкий производитель подточит крупное социалистическое производство

Чем дальше, тем больше мы будем пользоваться в экономической борьбе не уздой административного нажима, а нашей растущей хозяйственной мощью. Одно дело подойти к частному купцу и закрыть судебным порядком его лавку; другое дело - если вы его вытесните в хозяйственной борьбе.

"В вопросе о темпе развития необходимо... иметь в виду крайнюю сложность задачи. Здесь следует исходить не из максимума темпа накопления на ближайший год или несколько лет, а из такого соотношения элементов народного хозяйства, которое обеспечивало бы длительно наиболее быстрый темп развития...

В области соотношения между развитием тяжелой и легкой индустрии равным образом необходимо исходить из оптимального сочетания обоих моментов. Считая правильным перенесение центра тяжести в производство средств производства, нужно при этом учитывать опасность слишком большой увязки государственных капиталов в крупное строительство, реализующееся на рынке лишь через ряд лет; с другой стороны, необходимо иметь в виду, что более быстрый оборот легкой индустрии (производство предметов первой необходимости) позволяет использовать ее капиталы и для строительства в тяжелой индустрии при условии развития легкой индустрии".

Мы должны научиться культурно управлять в сложных условиях реконструктивного периода.

Эту задачу возможно решить, лишь поняв следующее: мы не перестроили так своих рядов, как того требует реконструктивный период.

У нас должен быть пущен в ход, сделан мобильным максимум хозяйственных факторов, работающих на социализм. Это предполагает сложнейшую комбинацию личной, групповой, массовой, общественной и государственной инициативы. Мы слишком все перецентрализовали.

2 группа - Позиция И.Сталина

Прежде всего, общий вопрос о главных источниках развития нашей индустрии, о путях обеспечения нынешнего темпа индустриализации.

Я думаю, что главных источников, питающих нашу индустрию, имеется у нас два: во-первых, рабочий класс и, во-вторых, - крестьянство. В капиталистических странах индустриализация обычно происходила, главным образом, за счет ограбления чужих стран, за счет ограбления колоний или побежденных стран, или же за счет серьёзных более или менее кабальных займов извне.

Что же остается в таком случае? Остается одно: развивать промышленность, индустриализировать страну за счет внутреннего накопления. Но где главные источники этого накопления? Их, этих источников, как я уже говорил, два: во-первых; рабочий класс, создающий  ценности и двигающий вперед промышленность; во-вторых -  крестьянство.

Это есть добавочный налог на крестьянство в интересах подъема индустрии, обслуживающей всю страну, в том числе крестьянство. Это есть нечто вроде "дани", нечто вроде сверхналога, который мы вынуждены брать временно для того, чтобы сохранить и развить дальше нынешний темп развития индустрии, обеспечить индустрию для всей страны, поднять дальше благосостояние

Не ясно ли, что все наше продвижение вперед, каждый наш сколько-нибудь серьезный успех в области социалистического строительства является выражением и результатом классовой борьбы в нашей стране? Но из всего этого    вытекает,  что, по мере нашего продвижения вперед, сопротивление капиталистических элементов будет возрастать, классовая борьба будет обостряться, а Советская власть, силы которой будут возрастать все больше и больше, будет проводить политику изоляции этих элементов, политику разложения врагов рабочего класса, наконец, политику подавления   сопротивления эксплуататоров, создавая базу для дальнейшего продвижения вперед рабочего класса и основных масс крестьянства.

Было ли ошибкой применение чрезвычайных мер в условиях хлебозаготовительного кризиса? Теперь все признают, что не было ошибкой, что, наоборот, чрезвычайные меры спасли страну от общехозяйственного кризиса. Что заставило нас применить эти меры? Дефицит в 128 млн. пудов хлеба к январю этого года, который мы должны были восполнить до распутицы и создать вместе с тем нормальный темп хлебозаготовок.

Могли ли мы не итти на чрезвычайные меры при отсутствии хлебных резервов этак миллионов в 100 пудов, необходимых для того, чтобы выждать и интервенировать рынок, в смысле снижения цен на хлеб, или при отсутствии достаточных валютных резервов, необходимых для того, чтобы ввезти из-за границы большие партии хлеба? Ясно, что не могли. А что было бы, если бы мы не восполнили этот дефицит? У нас был бы теперь серьезнейший кризис всего народного хозяйства, голод в городах, голод в армии

Наконец, нам абсолютно необходим резерв для экспорта хлеба. Нам нужно ввозить оборудование для индустрии. Нам нужно ввозить сельскохозяйственные машины, тракторы, запасные части к ним. Но сделать это нет возможности без вывоза хлеба, без того, чтобы накопить известные валютные резервы за счет экспорта хлеба. Особенность текущего момента состоит в том, что первая задача по поднятию индивидуального крестьянского хозяйства, являющаяся все еще главной задачей нашей работы, стала уже недостаточной для разрешения зерновой проблемы.

Особенность текущего момента состоит в том, чтобы первую задачу дополнить практически двумя новыми задачами по поднятию колхозов и поднятию совхозов.

Без сочетания этих задач, без настойчивой работы по всем этим трем каналам невозможно разрешить зерновую проблему ни в смысле снабжения страны товарным хлебом, ни в смысле преобразования всего нашего народного хозяйства на началах социализма. Исходным пунктом, наших тезисов является положение о том, что быстрый темп развития индустрии вообще, производства средств производства в особенности, представляет основное начало и ключ индустриализации страны, основное начало и ключ преобразования всего нашего народного хозяйства на базе социалистического развития. 

Но что значит быстрый темп развития индустрии? Это значит - побольше капитальных вложений в промышленность. А это ведёт к напряжённости всех наших планов, и бюджетного и внебюджетного. И действительно, характерная черта наших контрольных цифр за последние три года, за период реконструкции, состоит в том, что они составляются и осуществляются у нас под знаком напряжённости

Внешние условия. Мы пришли к власти в стране, техника которой является страшно отсталой. Наряду с немногочисленными крупными промышленными единицами, более или менее базирующимися на новой технике, мы имеем сотни и тысячи фабрик и заводов, техника которых не выдерживает никакой критики с точки зрения современных достижений. А между тем мы имеем вокруг себя целый ряд капиталистических стран, обладающих гораздо более развитой и современной промышленной техникой, чем наша страна.

Что нужно сделать, чтобы ликвидировать это противоречие? Для этого необходимо добиться того, чтобы догнать и перегнать передовую технику развитых капиталистических стран. Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, Советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма в нашей стране, нужно ещё догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьёмся, либо нас затрут.

"Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в политическом отношении, построив диктатуру пролетариата. Но этого мало. Мы должны использовать диктатуру пролетариата, нашу социализированную промышленность, транспорт, кредитную систему и т. д., кооперацию, колхозы, совхозы и т. д. для того, чтобы догнать и перегнать передовые капиталистические страны также и экономически". Таковы внешние условия, диктующие нам быстрый темп развития нашей индустрии.

Внутренние условия. Но кроме внешних условий есть ещё внутренние условия, диктующие быстрый темп развития нашей индустрии, как ведущего начала всего нашего народного хозяйства. Я имею в виду чрезмерную отсталость нашего земледелия, его техники, его культуры.

 Я имею в виду наличие в нашей стране преобладающего большинства мелких товаропроизводителей с их раздроблённым и совершенно отсталым производством, в  сравнении с которым наша крупная социалистическая промышленность выглядит как остров среди моря, остров, база которого расширяется с каждым днём, но который всё еще представляет остров среди моря.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6482. Судьбы мигрантов в правозащитных публикациях Лидии Графовой 43.99 KB
  Судьбы мигрантов в правозащитных публикациях Лидии Графовой В 1990 г. Лидия Графова стала одним из инициаторов создания первой в России общественной организации, помогающей мигрантам, - комитета Гражданское содействие. В 1993 году на базе Граждан...
6483. История через призму рекламы 29.57 KB
  История через призму рекламы История. Что есть история? В переводе с древнегреческого это слово означает расспрашивание, исследование. Профессор Кембриджа, сэр Ричард Дж. Эванс, говорит, что история - это область знаний, а также гуманитарная...
6484. Социальные проблемы на страницах Литературной газеты 50.26 KB
  Социальные проблемы на страницах Литературной газеты Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, ...
6485. Жанровое разнообразие районной прессы (на примере газеты Усть-Удинские вести) 46.51 KB
  Жанровое разнообразие районной прессы (на примере газеты Усть-Удинские вести) Районная печать, несмотря на ряд исторически сложившихся неблагоприятных факторов (трудная экономическая ситуация, зависимость от местных властей, отсутствие квалифицирова...
6486. Русские журналисты и писатели об Англии (к. XVIII - сер. XX века) 41.12 KB
  Русские журналисты и писатели об Англии (к. XVIII - сер. XX века) Российские писатели проявляли немалый интерес к миру Англии. И связанно это с множеством факторов: как культурных, так и политических. Но это обусловлено и взаимным интерес...
6487. Статья. Тема литературы в произведениях Александра Гениса 46.02 KB
  Тема литературы в произведениях Александра Гениса Александр Генис - советский журналист и писатель, в 1977 году эмигрировавший в США. В настоящее время живет в Нью-Джерси. В Нью-Йорке никто не ждал начинающего писателя (а Генису не было еще и 2...
6488. Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru 32.48 KB
  Хедлайны новостных материалов сетевой ленты slon.ru В последние годы наблюдается тенденция стремительного развития интернет-коммуникации, которая вовлекает все большее число пользователей. Интернет-пространство, в котором информация быстро теряет ак...
6489. Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе 32.38 KB
  Использование темы глобальных катастроф в современной рекламе Во второй половине ХХ столетия, цивилизация, достигнув не малых высот в различных сферах общественной жизни-науке, технике, культуре- столкнулась лицом к лицу, с казалось, бы с неразреши...
6490. Тема тюрьмы и воли в творчестве Игоря Гамаюнова (по материалам Литературной газеты) 51.98 KB
  Тема тюрьмы и воли в творчестве Игоря Гамаюнова (по материалам Литературной газеты) В содержании многих неспециализированных газет особое место занимают материалы, повествующие читателям о криминальных происшествиях, судебных разбирательствах, а так...