83738

СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обучающий аспект: знакомство с группами сочинительных союзов и их ролью в речи с группами подчинительных союзов и их значением формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Русский

2015-03-16

46.77 KB

1 чел.

Авторская работа

для участия во всероссийском интернет-проекте

« Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

Портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

ТЕМА УРОКА 1: СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ. 

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

НОВИКОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА 

ОУ: МОУ «БЕЛЬСКАЯ СОШ», ТВЕРСКАЯ ОБЛ., Г. БЕЛЫЙ

______________________________________________________________________________

Класс7 класс

Предмет: русский язык

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. ./ ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова , О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2006

Тип урока: урок- путешествие с элементами исследования

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающий аспект: знакомство с группами сочинительных союзов и их ролью в речи, с группами подчинительных союзов и их значением, формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Развивающий аспект: расширить знания о союзах: понятие союза в трудах учёных-лингвистов, расширение словарного запаса(лексикона), развивать потребность у учениковнеобходимость обогащать свою речь; умение осуществлять системно  основные мыслительные операции, усиление коммуникативной направленности урока ,  способствовать развитию интеллектуальных способностей обучающихся; развивать навыки самостоятельной  работы со словарями.

Воспитательный аспект: развитие личностно значимой, познавательной мотивации обучающихся, развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству, воспитание бережного отношения к трудам лингвистов и навыков исследовательской работы, воспитывать желание узнавать новое, чувство патриотизма.

       Социокультурный аспект: расширить общий, социальный кругозор обучающихся.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

   Предметные: знать понятие «союз»,группы сочинительных и подчинительных союзов и их значения, формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения , пользоваться разными видами  словарей.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, различать лексическое и грамматическое значения слов, пользоваться толковым словарём.

Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.

ТЕХНОЛОГИИ:   проблемного обучения, групповые, компьютерные,  дифференцированного обучения, исследовательская деятельность(самому при поэтапной работе узнать новое), здоровьесберегающие (разнообразные виды работы; новизна и нетрадиционность материала; создание ситуации успеха; создание благоприятного фона на уроке; создание условий для самовыражения обучающихся),технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.

МЕТОДЫ:

объяснения учителя, работа со словарями, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа,

задания по занимательной лингвистике.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

русский язык– литература-физическая культура

ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ: Классная доска, опорные конспекты,учебник « Русский язык. 7класс», выставка словарей, раздаточный материал, компьютер, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент.Эмоциональный настрой

    (Порядок, дисциплина, мобилизация внимания) 

Сегодня у нас необычный урок. В то время, когда жители нашей страны внимательно следят за  спортивными достижениями наших спортсменов, мы не можем оставаться равнодушными к празднику спорта, объединяющего людей всего мира вокруг значимых ценностей: здорового образа жизни, толерантности и равенства.  Мы будем решать лингвистические задачи , используя материал, связанный  с олимпийской тематикой.

Отправляемся в путешествие в Сочи на космическом корабле « Союз»

Девиз Олимпийских игр в Сочи: «Ворота в будущее»

Сочи-южная столица России, именно здесь расположена «летняя» резиденция президента. Сочи-кпупнейший российский курорт. Большую часть территории Сочи составляют горы и предгорья  Западного Кавказа. Удивительное очарование Кавказа: Ласковое Чёрное море, ущелья со стремительными речками и альпийские луга. Сочи называют городом- сказкой, городом –мечтой.

 Назовите девиз олимпийских игр.

Быстрее! Выше! Сильнее!

Мы постараемся работать быстро, на высоком уровне, прилагая максимум усилий в языкознании.


   

II.Сообщение темы и целей урока

Лингвистическая задача от трёхкратных олимпийских чемпионов фигуристки Ирины Родниной и хоккеиста Владислава Третьяка.

Задание для мобилизации внимания обучающихся

Продолжите ряды:

Сочинительные:и,а,но…….

Подчинительные: что, потому что,….

Ответ:

Сочинительные:

соединительныеи,да(=и),не только-но и, как-так и;

противительные а, но,да(=но), однако(же), зато;

разделительные:или, либо, то-то, не то-не то

Подчинительные:

причинные: потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вседствие того что, в связи с тем что);

целевые: чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.;

временные:когда, едва, лишь, лишьтолько,пока и др.) ;

условные:если,если бы, раз, ли, как скоро и др.);

сравнительные: как будто, словно, как будто, точно и др.;

изъяснительные: что, чтобы, как и др.

Тема нашего урока « Союзы сочинительные и подчинительные».

        Ни на одну тему, и даже на спортивную нельзя говорить, не употребляя союзы в речи.

Исходя из темы урока, сформулируйте самостоятельно цели урока.(Ответы учеников)

Учитель формулирует познавательный ( изучить сочинительные и подчинительные и уметь отличать в тексте), развивающий, воспитательный, социокультурный аспекты.

III. Проверка домашнего задания

1) Письменное ( Сочинение « Мои Олимпийские игры»)

2)Устные (Актуализация знаний)

Что вам известно о союзах?

1)Рассказ на тему: « Что я знаю о союзах»( материалы учебника)

2)Это интересно знать ( Сообщения обучающихся)

Первая находка:

Измаил Иванович Срезневский(1812-1880)

Вывод:  Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: « Союзы- частицы речи». Но без этих частиц речи  мы писали и говорили бы неправильно. Срезневский также подчёркивает, что союзы не имеют лексического значения. Об этом мы говорили на предыдущем уроке.

Запись в тетрадь: Союзы- частицы речи.( Объяснить постановку тире)

Что узнали  интересного об учёном? Что узнали нового о союзе?

Вторая находка А.А.Шахматов о союзе

Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)

Вывод: Обратите внимание на то, как говорит А.А.Шахматов: « Союз- выразитель того или иного сочетания» Что связывает союз? Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.

Запись в тетрадь:

"Союз – выразитель того или иного сочетания".

А что вы можете сказать об А.А. Шахматове?

Союз-это часть речи, недаром о нём писали такие великие учёные филологи, как И.И.Срезневский и А.А.Шахматов

Третья находка М.В.Ломоносов(1711-1765) о союзах.

« …Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.

И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют ,нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться.»

Чудесно сказал о союзах М.В.Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она?( Соединительная)Не забыл учёный сказать , что излишнее употребление союзов ни к чему, всё хорошо в меру. Выполните проверочную работу.

IV.Актуализация знаний.

Проверочная работа по теме «Союз как часть речи»:

  1.  Кто из ученых–лингвистов посвятил свои труды изучению союзов?
  2.  Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?
  3.  Как называет союзы Срезневский?
  4.  Выразителем какого сочетания является союз, по мнению Шахматова?
  5.  С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Ключ: правильный ответ   + (соответственно, количество баллов)

  1.  Срезневский, Шахматов, Ломоносов.
  2.  Со-вместе, ЮЗЪ- узы, узел.
  3.  Частицы речи.
  4.  Между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.  
  5.  Клей или гвоздь.

V. Индивидуальные задания( по карточкам):

1) Фонетический разбор: Союз (4б,5 зв.)

2) Из простых предложений составить сложные.

3) Синтаксический разбор предложения

4) По словарю напиши синонимы: связь, соединение, скрепа, сцепление, узы, сближение. Связь тесная, органическая, механическая. Узы родства, дружбы.

VI. Словарная работа.(Историческая справка)

« Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нём выделялась приставка съ-(со), имевшая значение «вместе» и корень –юзъ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка со- со значением «вместе» живёт во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник( во многих словах она вычленяется этимологически, как в слове союз)»

Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?

Вы сегодня хотите сами добывать знания( быть исследователями) или получать готовые?

Путь исследователя всегда труден , но интересен?

VII.     Работа с материалом для наблюдения на странице 148.

-  Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы. Кто у нас сегодня будет исследователем? (Выбирают ребята). Теперь откроем материал для наблюдения на странице 148. (Обучающийся-исследователь приступает к исследовательской работе, четко, ясно, последовательно отвечает на все поставленные вопросы, используя практический материал для наблюдения, и приходит к выводу, что союзы бывают сочинительные и подчинительные).

VIII.Закрепление изученного материала

1)Терминологический диктант

Ребята записывают в тетрадь только ответы.

  1.  Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
  2.  К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
  3.  Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
  4.  Союзы бывают … (простые и составные).

2)Орфографическая задача

1.Я не попал на соревнования, за(то) встретился с друзьями.

2.Спрячься за(то) дерево.

3.В окнах, а так(же) на порогах дверей теснились люди. Всё было так(же), как и раньше.

4.Он был спортсменом, при(том) известным.  При(том) письме были приложены вырезки из газет.

3)Цифровой выборочно-распределительный диктант

4)Тест

1.Укажите сочинительный союз:

1)когда

2)хотя

3)зато

4)так как

2. Укажите сочинительный союз:

1) также

2) так что

3)потому что

4) оттого что

3. Укажите подчинительный союз:

1) же

2) или

3) ни,ни

4) чтобы

4. Укажите подчинительный союз:

1) не то,не то

2)и

3) пока

4)как…,так и

5.Укажите подчинительный союз:

1) будто

2)затем

3)куда

4)поэтому

5)Упражнение с целью умения находить союзы в тексте:

Задание: Найдите союзы, укажите разряд

Советы спортсменам:

           1.Спортсмены всегда нуждаются в поддержке и добрых советах, но на самом высоком уровне достижений они должны сами разбираться в своих мыслях и чувствах.

         2.Только постоянный анализ своих действий и поступков может привести к чемпионскому званию.

          3.Если вы действительно хотите улучшить ваши спортивные достижения и достигнуть поставленных целей, вы должны начинать готовиться не только физически, но и, что особенно важно, психологически.

          4. Чемпионы побеждают, потому что они получают удовольствие от тренировки.

        5. Ваш будущий успех начинается с мечты, а цель, поставленная вами, намечает путь, которым вы пойдете к успеху.

          6.Вы достигнете большего успеха, если будете думать только о выполняемом движении или элементе.

           7. Чемпионы отличаются тем, что быстро преодолевают последствия ошибок или неудач.

  1.  Задание: Выписать предложение с подчинительным союзом)
  2.  Главной наградой победителю Олимпийских игр служил венок из оливковых ветвей. Их срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое , как считалось , посадил Геракл. Кроме венка победитель получал пальмовую ветвь. Имя атлета высекалось на мраморных колоннах, которые устанавливали вдоль реки Алфей в Олимпии. Олимпионик , победивший в состязаниях трижды , получал право поставить в Олимпии свою статую. Жители города, в котором жил победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на Родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

6)Придумать предложения по схемам

  1.  [  ], и [       ].
  2.  (Чтобы     ),  [          ].

 

7)Проверим теоретические знания о союзе.
Согласны ли вы с высказыванием, если да -1 . нет -0
1.Союз служит для связи слов в предложении.
2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
3.Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения.
4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
5.Перед союзом и всегда ставится запятая.
6.Перед союзами а и но всегда ставится запятая.
-Поменяйтесь тетрадями. .(Взаимопроверка)

IX. Задание на дом: 

На оценку «3»- Составить  по 2 предложения( сложносочинённых и сложноподчинённых)

     На оценку «4»- П.56 упр.326

        На оценку «5»- Составить интервью с участником олимпиады, памятку

« Советы спортсменам», презентации, буклеты

     X. Итоги урока

1) Какая тема урока?
2) Какие союзы называются сочинительными, какие подчинительными?
3) Что узнали нового?
4) Что интересного?
5) Как вы понимаете слова Гельвеция: « Человек не рождается, а становится тем, кто есть…»?

( Каждый человек сам выбирает свою дорогу в жизни, только от него зависит, каким он будет)

 


Начало формы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77719. Интерфейс IDE 832.5 KB
  Интерфейс IDE широко используемый в запоминающих устройствах современных компьютеров разрабатывался как интерфейс жесткого диска. Правильный выбор интерфейса очень важен поскольку от этого зависит тип и быстродействие жесткого диска который можно установить в компьютер. Обычно при оценке быстродействия накопителя особенно жесткого диска в первую очередь обращают внимание на среднее время поиска т.
77720. Интерфейс SATA 2.12 MB
  Диски с интерфейсом Serial ATA разработаны для упрощения процедуры установки. Чтобы обеспечить правильную работу этих дисков, не требуется производить установку каких-либо перемычек, терминаторов или выполнять другие настройки. Блок перемычек, расположенный рядом с разъемом
77721. Кодирование данных с ограничением длины поля записи 64.5 KB
  Для жестких дисков вскоре был изобретен более эффективный метод кодирования информации: RLL. В случае с гибкими дисками новые методы уже не использовались в силу отсутствия необходимости в переносе больших объемов данных на гибких дисках это было бы достаточно не надежно а также в случае с гибкими дисками требуется совместимость новых стандартов кодирования и старых: любой современный дисковод может читать как FM так и MFMкодированные диски в то время как принцип RLLкодирования принципиально отличается от двух предыдущих. Этот тип...
77722. Накопители со сменными носителями 206.5 KB
  Помимо постоянно растущего желания увеличить объем доступной памяти существует также необходимость защиты и создания резервных копий имеющихся данных для чего может с успехом использоваться технология стационарных или переносных запоминающих устройств со сменными носителями. Эти устройства имеют довольно высокую эффективность и применяются как для записи нескольких файлов данных или редко используемых программ так и для создания полной копии жесткого диска на сменном диске или магнитной ленте. По мере роста объема и возможностей различных...
77723. Накопитель на жёстких магнитных дисках 76.5 KB
  В отличие от гибкого диска дискеты информация в НЖМД записывается на жёсткие алюминиевые или стеклянные пластины покрытые слоем ферромагнитного материала чаще всего двуокиси хрома. Расстояние между головкой и диском составляет несколько нанометров в современных дисках 510 нм а отсутствие механического контакта обеспечивает долгий срок службы устройства. Название Винчестер Название винчестер накопитель получил благодаря фирме IBM которая в 1973 году выпустила жёсткий диск модели 3340 впервые объединивший в одном неразъёмном...
77725. Подключение жестких дисков к компьютеру 119 KB
  Неправильное подключение разъемов кабеля к жесткому диску или системной плате не ведет с необходимостью к повреждению электроники диска или платы жесткий диск просто не распознается и не инициализируется BIOS. Включить компьютер и войти в SetupBIOS программу настройки BIOS бапзовой системы вводавывода нажав комбинацию клавиш высвечиваемую на экране компьютера во время его загрузки обычно клавиша Del. Сконфигурировать или убкдится в правильной конфигурации установленный жесткий диск задав параметры Type Cylinder Heds Sectors и...