83738

СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обучающий аспект: знакомство с группами сочинительных союзов и их ролью в речи с группами подчинительных союзов и их значением формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Русский

2015-03-16

46.77 KB

1 чел.

Авторская работа

для участия во всероссийском интернет-проекте

« Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки»

Портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

ТЕМА УРОКА 1: СОЮЗЫ СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ. 

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ:

НОВИКОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА 

ОУ: МОУ «БЕЛЬСКАЯ СОШ», ТВЕРСКАЯ ОБЛ., Г. БЕЛЫЙ

______________________________________________________________________________

Класс7 класс

Предмет: русский язык

Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. ./ ( М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова , О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2006

Тип урока: урок- путешествие с элементами исследования

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающий аспект: знакомство с группами сочинительных союзов и их ролью в речи, с группами подчинительных союзов и их значением, формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Развивающий аспект: расширить знания о союзах: понятие союза в трудах учёных-лингвистов, расширение словарного запаса(лексикона), развивать потребность у учениковнеобходимость обогащать свою речь; умение осуществлять системно  основные мыслительные операции, усиление коммуникативной направленности урока ,  способствовать развитию интеллектуальных способностей обучающихся; развивать навыки самостоятельной  работы со словарями.

Воспитательный аспект: развитие личностно значимой, познавательной мотивации обучающихся, развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству, воспитание бережного отношения к трудам лингвистов и навыков исследовательской работы, воспитывать желание узнавать новое, чувство патриотизма.

       Социокультурный аспект: расширить общий, социальный кругозор обучающихся.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

   Предметные: знать понятие «союз»,группы сочинительных и подчинительных союзов и их значения, формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения , пользоваться разными видами  словарей.

Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, различать лексическое и грамматическое значения слов, пользоваться толковым словарём.

Личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.

ТЕХНОЛОГИИ:   проблемного обучения, групповые, компьютерные,  дифференцированного обучения, исследовательская деятельность(самому при поэтапной работе узнать новое), здоровьесберегающие (разнообразные виды работы; новизна и нетрадиционность материала; создание ситуации успеха; создание благоприятного фона на уроке; создание условий для самовыражения обучающихся),технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.

МЕТОДЫ:

объяснения учителя, работа со словарями, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа, самостоятельная работа,

задания по занимательной лингвистике.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

русский язык– литература-физическая культура

ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ: Классная доска, опорные конспекты,учебник « Русский язык. 7класс», выставка словарей, раздаточный материал, компьютер, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I.Оргмомент.Эмоциональный настрой

    (Порядок, дисциплина, мобилизация внимания) 

Сегодня у нас необычный урок. В то время, когда жители нашей страны внимательно следят за  спортивными достижениями наших спортсменов, мы не можем оставаться равнодушными к празднику спорта, объединяющего людей всего мира вокруг значимых ценностей: здорового образа жизни, толерантности и равенства.  Мы будем решать лингвистические задачи , используя материал, связанный  с олимпийской тематикой.

Отправляемся в путешествие в Сочи на космическом корабле « Союз»

Девиз Олимпийских игр в Сочи: «Ворота в будущее»

Сочи-южная столица России, именно здесь расположена «летняя» резиденция президента. Сочи-кпупнейший российский курорт. Большую часть территории Сочи составляют горы и предгорья  Западного Кавказа. Удивительное очарование Кавказа: Ласковое Чёрное море, ущелья со стремительными речками и альпийские луга. Сочи называют городом- сказкой, городом –мечтой.

 Назовите девиз олимпийских игр.

Быстрее! Выше! Сильнее!

Мы постараемся работать быстро, на высоком уровне, прилагая максимум усилий в языкознании.


   

II.Сообщение темы и целей урока

Лингвистическая задача от трёхкратных олимпийских чемпионов фигуристки Ирины Родниной и хоккеиста Владислава Третьяка.

Задание для мобилизации внимания обучающихся

Продолжите ряды:

Сочинительные:и,а,но…….

Подчинительные: что, потому что,….

Ответ:

Сочинительные:

соединительныеи,да(=и),не только-но и, как-так и;

противительные а, но,да(=но), однако(же), зато;

разделительные:или, либо, то-то, не то-не то

Подчинительные:

причинные: потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, вседствие того что, в связи с тем что);

целевые: чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.;

временные:когда, едва, лишь, лишьтолько,пока и др.) ;

условные:если,если бы, раз, ли, как скоро и др.);

сравнительные: как будто, словно, как будто, точно и др.;

изъяснительные: что, чтобы, как и др.

Тема нашего урока « Союзы сочинительные и подчинительные».

        Ни на одну тему, и даже на спортивную нельзя говорить, не употребляя союзы в речи.

Исходя из темы урока, сформулируйте самостоятельно цели урока.(Ответы учеников)

Учитель формулирует познавательный ( изучить сочинительные и подчинительные и уметь отличать в тексте), развивающий, воспитательный, социокультурный аспекты.

III. Проверка домашнего задания

1) Письменное ( Сочинение « Мои Олимпийские игры»)

2)Устные (Актуализация знаний)

Что вам известно о союзах?

1)Рассказ на тему: « Что я знаю о союзах»( материалы учебника)

2)Это интересно знать ( Сообщения обучающихся)

Первая находка:

Измаил Иванович Срезневский(1812-1880)

Вывод:  Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: « Союзы- частицы речи». Но без этих частиц речи  мы писали и говорили бы неправильно. Срезневский также подчёркивает, что союзы не имеют лексического значения. Об этом мы говорили на предыдущем уроке.

Запись в тетрадь: Союзы- частицы речи.( Объяснить постановку тире)

Что узнали  интересного об учёном? Что узнали нового о союзе?

Вторая находка А.А.Шахматов о союзе

Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)

Вывод: Обратите внимание на то, как говорит А.А.Шахматов: « Союз- выразитель того или иного сочетания» Что связывает союз? Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.

Запись в тетрадь:

"Союз – выразитель того или иного сочетания".

А что вы можете сказать об А.А. Шахматове?

Союз-это часть речи, недаром о нём писали такие великие учёные филологи, как И.И.Срезневский и А.А.Шахматов

Третья находка М.В.Ломоносов(1711-1765) о союзах.

« …Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.

И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют ,нежели те, в которых слоёв и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нём союзов меньше. Однако не должно в нём оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться.»

Чудесно сказал о союзах М.В.Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она?( Соединительная)Не забыл учёный сказать , что излишнее употребление союзов ни к чему, всё хорошо в меру. Выполните проверочную работу.

IV.Актуализация знаний.

Проверочная работа по теме «Союз как часть речи»:

  1.  Кто из ученых–лингвистов посвятил свои труды изучению союзов?
  2.  Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?
  3.  Как называет союзы Срезневский?
  4.  Выразителем какого сочетания является союз, по мнению Шахматова?
  5.  С чем сравнивает союзы Ломоносов?

Ключ: правильный ответ   + (соответственно, количество баллов)

  1.  Срезневский, Шахматов, Ломоносов.
  2.  Со-вместе, ЮЗЪ- узы, узел.
  3.  Частицы речи.
  4.  Между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.  
  5.  Клей или гвоздь.

V. Индивидуальные задания( по карточкам):

1) Фонетический разбор: Союз (4б,5 зв.)

2) Из простых предложений составить сложные.

3) Синтаксический разбор предложения

4) По словарю напиши синонимы: связь, соединение, скрепа, сцепление, узы, сближение. Связь тесная, органическая, механическая. Узы родства, дружбы.

VI. Словарная работа.(Историческая справка)

« Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нём выделялась приставка съ-(со), имевшая значение «вместе» и корень –юзъ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка со- со значением «вместе» живёт во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник( во многих словах она вычленяется этимологически, как в слове союз)»

Как объясняется в этимологии значение слова «союз»?

Вы сегодня хотите сами добывать знания( быть исследователями) или получать готовые?

Путь исследователя всегда труден , но интересен?

VII.     Работа с материалом для наблюдения на странице 148.

-  Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы. Кто у нас сегодня будет исследователем? (Выбирают ребята). Теперь откроем материал для наблюдения на странице 148. (Обучающийся-исследователь приступает к исследовательской работе, четко, ясно, последовательно отвечает на все поставленные вопросы, используя практический материал для наблюдения, и приходит к выводу, что союзы бывают сочинительные и подчинительные).

VIII.Закрепление изученного материала

1)Терминологический диктант

Ребята записывают в тетрадь только ответы.

  1.  Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
  2.  К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
  3.  Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)
  4.  Союзы бывают … (простые и составные).

2)Орфографическая задача

1.Я не попал на соревнования, за(то) встретился с друзьями.

2.Спрячься за(то) дерево.

3.В окнах, а так(же) на порогах дверей теснились люди. Всё было так(же), как и раньше.

4.Он был спортсменом, при(том) известным.  При(том) письме были приложены вырезки из газет.

3)Цифровой выборочно-распределительный диктант

4)Тест

1.Укажите сочинительный союз:

1)когда

2)хотя

3)зато

4)так как

2. Укажите сочинительный союз:

1) также

2) так что

3)потому что

4) оттого что

3. Укажите подчинительный союз:

1) же

2) или

3) ни,ни

4) чтобы

4. Укажите подчинительный союз:

1) не то,не то

2)и

3) пока

4)как…,так и

5.Укажите подчинительный союз:

1) будто

2)затем

3)куда

4)поэтому

5)Упражнение с целью умения находить союзы в тексте:

Задание: Найдите союзы, укажите разряд

Советы спортсменам:

           1.Спортсмены всегда нуждаются в поддержке и добрых советах, но на самом высоком уровне достижений они должны сами разбираться в своих мыслях и чувствах.

         2.Только постоянный анализ своих действий и поступков может привести к чемпионскому званию.

          3.Если вы действительно хотите улучшить ваши спортивные достижения и достигнуть поставленных целей, вы должны начинать готовиться не только физически, но и, что особенно важно, психологически.

          4. Чемпионы побеждают, потому что они получают удовольствие от тренировки.

        5. Ваш будущий успех начинается с мечты, а цель, поставленная вами, намечает путь, которым вы пойдете к успеху.

          6.Вы достигнете большего успеха, если будете думать только о выполняемом движении или элементе.

           7. Чемпионы отличаются тем, что быстро преодолевают последствия ошибок или неудач.

  1.  Задание: Выписать предложение с подчинительным союзом)
  2.  Главной наградой победителю Олимпийских игр служил венок из оливковых ветвей. Их срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое , как считалось , посадил Геракл. Кроме венка победитель получал пальмовую ветвь. Имя атлета высекалось на мраморных колоннах, которые устанавливали вдоль реки Алфей в Олимпии. Олимпионик , победивший в состязаниях трижды , получал право поставить в Олимпии свою статую. Жители города, в котором жил победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на Родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

6)Придумать предложения по схемам

  1.  [  ], и [       ].
  2.  (Чтобы     ),  [          ].

 

7)Проверим теоретические знания о союзе.
Согласны ли вы с высказыванием, если да -1 . нет -0
1.Союз служит для связи слов в предложении.
2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
3.Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения.
4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
5.Перед союзом и всегда ставится запятая.
6.Перед союзами а и но всегда ставится запятая.
-Поменяйтесь тетрадями. .(Взаимопроверка)

IX. Задание на дом: 

На оценку «3»- Составить  по 2 предложения( сложносочинённых и сложноподчинённых)

     На оценку «4»- П.56 упр.326

        На оценку «5»- Составить интервью с участником олимпиады, памятку

« Советы спортсменам», презентации, буклеты

     X. Итоги урока

1) Какая тема урока?
2) Какие союзы называются сочинительными, какие подчинительными?
3) Что узнали нового?
4) Что интересного?
5) Как вы понимаете слова Гельвеция: « Человек не рождается, а становится тем, кто есть…»?

( Каждый человек сам выбирает свою дорогу в жизни, только от него зависит, каким он будет)

 


Начало формы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17372. Ринковий механізм саморегулювання 82 KB
  Крах моделі ринкового саморегулювання. Кейнсіанська революція в економічній теорії. В економічній історії розвитку ринкової економіки чисте ринкове регулювання проходило через механізм вільної ринкової конкуренції та вільного ціноутворення повної свобод
17373. Економічне циклічне регулювання 78.5 KB
  1 . Економічна рівновага і циклічність. 2. Середні цикли та їх фази. Руйнівна та оздоровча фція економ. криз. 3. Державне антициклічне регулювання. 4. Довгі хвилі в макроекономіці. цикли Кондратьєва 5. Сутність Інфляції. Особливості сучасної інфляції та форми її проя
17374. Закон циклічного розвитку економіки 136.5 KB
  PAGE 10 1а. Закон циклічного розвитку економіки закон який виражає внутрішньо необхідні сталі й суттєві зв'язки між періодичним оновленням різних сторін технологічного способу виробництва передусім окремих елементів основного капіталу в межах цикл
17375. Теорії інфляції 89.5 KB
  Теорії інфляції це розділ сучасної економічної науки присвячений аналізу причин виникнення сутності та шляхів подолання інфляції. Розрізняють чотири основні напрями трактування проблем інфляції: неокласичну кейнсіанську соціальну й марксистську. В межах кожн...
17376. Грошово-кредитна система 83.5 KB
  1. Грошова маса та її структуру. Валютна система. 2. Кредит: сутність функції принципи форми. 3. Банки: їх діяльність і операції. Банківська система України. 4.Грошовокредитна політика держави. 1. Грошова маса та її структуру. Валютна система. Грошова система це є фо...
17377. Фінансово-бюджетна політика держави 86 KB
  5. Фінанси: сутність та функції. Фінансова система та її структура. 6 . Податки: функції та види. Природа податку на додану вартість. Ставка оподаткування та крива Лаффера. 7. Держбюджет і джерела його наповнення. Бюджетний дефіцит. Державний борг: зовнішній внутрішній. Д
17378. ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ПОДАТКОВОЇ ТЕРМІНОЛОГІЇ 64.5 KB
  ОСНОВНІ ПОНЯТТЯ ПОДАТКОВОЇ ТЕРМІНОЛОГІЇ В основі вивчення податкової системи і механізмів оподатковування повинне лежати повне і точне розуміння податкової термінології і понять що розкривають суть оподатковування. Розглянемо основні елементи що характеризую
17379. Грошова маса 166 KB
  Грошова маса Г.м. обсяг випущених в обіг паперових грошових знаків банківських та казначейських білетів металевих монет і депозитних грошей грошових засобів на поточних рахунках в банках. У статистиці розвинутих країн існує декілька понять гро
17380. МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІКА 75.5 KB
  МІЖНАРОДНА ЕКОНОМІКА Міжнародна економіка іnternational есоnomics це частина теорії ринкової економіки яка вивчає закономірності взаємодії господарюючих суб'єктів різної державної приналежності в області міжнародного обміну товарами руху капіталів факторів виробництва ...