83739

Конституция Российской Федерации – основной закон страны

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Образовательная - закрепление и расширение знаний по теме «Конституция Российской Федерации. Конституционное право», характеризовать конституцию как основной закон государства, знать её содержание, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

Русский

2015-03-16

64.78 KB

2 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска Республики Коми

Урок по предмету право в 11 классе

«Конституция Российской Федерации  – основной закон страны»

Цели урока:

Образовательная -  закрепление и расширение знаний по теме «Конституция Российской Федерации. Конституционное право», характеризовать конституцию как основной закон государства, знать её содержание, подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

Развивающая -  развивать учебно-исследовательские умения и критическое мышление обучающихся,  правовое самосознание  и правовую культуру, память и внимание.

Воспитательная -  воспитывать  уважительное отношение к  Конституции  как к основному закону государства, культуру общения и ответственность за результаты работы своей команды.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: урок- деловая игра.

Автор учебника: Никитин А.Ф. Основы права. 10 – 11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений./  М.: «Дрофа», 2010 г.

Место урока в системе уроков. В рабочей программе выделен 1 час для обобщения знаний по теме «Конституционное право».

Технологии: технология сотрудничества, информационно-компьютерная технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Общедидактические методы: частично-поисковый, проблемный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход занятия

     «Научиться жить по Конституции - это и есть высшая

школа демократии, школа, которую все мы обязаны освоить».

Путин В.В., Президент РФ

(слайд №1)

       Вступительное слово учителя: 

     12 декабря граждане России отмечают День Конституции Российской Федерации.
     Основной Закон определяет, по каким нормам и правилам живет и развивается государство, дает понимание того, каких морально-нравственных принципов придерживается общество. Неоспоримое значение Конституции, принятой в нашей стране всенародным голосованием 12 декабря 1993 года состоит в том, что она закрепила реальные завоевания демократической России: свободу слова и вероисповедания, свободные демократические выборы, многообразие форм собственности. Принимая Конституцию, граждане РФ выбирали будущее России. Все, чего добились за двадцать лет россияне, было сделано на основе Конституции.  Не менее важным является осознание того, что без уважения к требованиям Основного Закона нашей жизни, их неукоснительного соблюдения невозможно достичь общественного согласия и мира, а значит, благополучного будущего для нашего Отечества.
      Конституция (от латинского constitutio – устройство) - Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
(слайд №2) Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция, являющаяся своеобразным договором между народом, государством, обществом. Проводимые ежегодно Всероссийским Центром исследования общественного мнения социологические опросы показывают, что большинство россиян недостаточно знакомы с содержанием Основного закона страны (в 2013 году опрос определил, что 20% россиян «совершенно не представляют себе содержание» Основного закона РФ, еще 64% опрошенных никогда не читали Конституцию, но имеют о ней «общее представление»). На уроке мы подведём итог нашим знаниям по содержанию Конституции РФ в форме игры.

      Называются цели урока,  условия игры. В игре участвуют две команды по 6 учеников в каждой. Остальные – группы поддержки, которые тоже участвуют в игре и могут принести баллы своей команде. Задача каждой команды – заработать большее количество очков и одержать победу. За игрой наблюдает компетентное жюри. Действует право первой поднятой руки. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к другой команде.  Верный ответ – шаг к Победе!

        Приветствие команд: название команды и девиз.       

       Конкурс №1 «Президент России» (слайд  №3)

      Командам предлагается текст, в котором необходимо выделить пункты, не относящиеся к полномочиям Президента в соответствии с Конституцией РФ. Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Текст.

А) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; (Статья 83, пункт "а" )

Б) подписывает указ о назначении вице-адмирала (ФИО) на должность командующего Балтийским флотом. (Статья 83, пункт "л": назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации);

В) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; (Статья 83, пункт "г" )

Г) подписывает распоряжение о назначении Генерального прокурора. (Назначается на должность и освобождается  от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. (ст. 129, ч.1, глава7,  Конституции РФ)

Д) подписывает Указ о награждении группы полицейских государственными орденами и медалями. (Статья 89, пункт "б" )

Е) подписывает договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке между Россией и Казахстаном. (Статья 86, пункт "б" )

Ж) подписывает Указ об объявлении амнистии. (Осуществление полномочия объявлять амнистию возлагается на Государственную Думу (статья 103, пункт "е" части 1)

З) принимает решение о назначении нового посла России в Монголии. (статья 86, пункт "а": осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации);

И) освобождает от должности Председателя Конституционного Суда.                     (Председатель Конституционного Суда РФ, зам. Пред. К/Суда РФ и судья-секретарь избираются, а не назначаются. Порядок их избирания осуществляется на закрытом пленарном заседании Констит. Суда РФ.  Вопрос об освобождении от должности Пред. К/Суда РФ, зам. Пред. К/Суда РФ или судьи-секретаря К/Суда РФ в связи с недобросовестным исполнением ими своих обязанностей либо злоупотреблением своими правами может быть поднят по инициативе не менее пяти судей К/Суда РФ. Данный вопрос решается большинством не менее двух третей от общего числа судей К/Суда РФ тайным голосованием).  

К) вносит в Государственную Думу проект нового закона «Об образовании». (статья 86, пункт "г": вносит законопроекты в Государственную Думу);

Л) вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей. (Статья 88: Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Федеральный Конституционный закон РФ от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ).

М) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение (возлагается на Правительство (статья 114, пункт "а")

Н) принимает федеральные законы (статья 105, пункт  1: Федеральные законы принимаются Государственной Думой).

О) подписывает указ о приеме в гражданство Российской Федерации французского актера Жерара Депардье  (статья 89, пункт "а": Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища).

Ответ: Г, Ж, И, Л, М, Н.

1а. Во время выполнения задания командами – вопросы болельщикам на знание Конституции РФ.

Вопросы:

1. Сколько разделов содержит Конституция РФ? (2: Раздел первый. 
Основные положения.
Раздел второй. Заключительные и переходные положения)

2. Кто является главой государства и гарантом конституции? (Президент)

3. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

4. Кто по Конституции является носителем суверенитета и единственным источником власти в России? (Многонациональный народ)

5. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ? (Президент)

6. Как называется парламент России? (Федеральное Собрание)

7. Входят ли органы местного самоуправления  в систему органов государственной власти? (нет)

8. Сколько депутатов избираются в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации? (450)

9. Продолжить предложение: «Высшей ценностью в РФ является ... (человек его права и свобода)

10. Сколько глав содержит Конституция РФ? (9)

11. Вводная (или вступительная) часть Конституции РФ? (Преамбула)

12. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

13. Какая религия является государственной в РФ? (Никакая)

14. Верно ли, что  Председатель Правительства РФ осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации? (нет)

15. Является ли Федеральное Собрание РФ  постоянно действующим органом? (да, Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации).

16. На какой срок избраны депутаты Государственной Думы на последних выборах 4 декабря 2011 года? (на 5 лет,  в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. Конституция РФ, глава 4)

17. На какой срок избран Президент РФ 4 марта 2012 года? (на 6 лет, в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. Конституция РФ, глава 4, ст. 81)

18. Кто может быть избран депутатом Государственной Думы РФ? (гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах) 

19.Может ли одно и то же лицо являться одновременно членом Совета Федерации РФ и депутатом Государственной Думы РФ? (нет) 

20. Назовите символы Российского государства, описанные в 70 статье Конституции РФ. (герб, флаг, гимн)

21. Может ли Республика Коми выпускать свои деньги?  (нет)

22. Может ли Республика Коми иметь своё правительство? (да)

23. Сколько лет надо прожить на территории РФ, чтобы   балатироваться в президенты?    (10 лет)

24. Кто в РФ осуществляет помилование?  (президент)

25. Высший судебный орган по гражданским, уголовным,   административным и иным делам?    (Верховный Суд РФ)

Проверка выполнения командами задания конкурса №1 «Президент России». (слайды № 4,5)

Конкурс №2 «Пропущенное слово».  (слайды  № 6, 7)

За каждый правильный ответ  - 1 балл. Действует правило первой поднятой руки.

1. Российская Федерация - ………… государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.(Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения. Глава 1. Основы конституционного строя. Статья 7.) (социальное)

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя    Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и …………...   ………….. (Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения. Глава 6. Правительство Российской Федерации. Статья 110). (федеральных  министров).

3. Российская Федерация - ……………... государство. Никакая религия не может     устанавливаться в качестве государственной или обязательной.(Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения. Глава 1. Основы конституционного строя. Статья 14.) (светское){Светское государство — государство, появившееся в результате отделения церкви, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.} {Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: Не церковный, мирской, гражданский; противоположный. Духовный}.

4. Российская Федерация -  Россия есть ……………….. федеративное правовое государство с республиканской формой правления. (Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения.   Глава 1. Основы конституционного строя. Статья  1) (демократическое)

5. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

   "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять ………………. человека и гражданина, соблюдать и защищать ………………… Российской Федерации, защищать ………………….. и независимость, безопасность и целостность …………………, верно служить ………………". (Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения.   Глава 1. Основы конституционного строя. Статья  82, п.1)  (1. права и свободы, 2. Конституцию, 3.суверенитет, 4. государства, 5. народу)

Конкурс №3. Конкурс капитанов

1. «Субъекты Российской Федерации» (слайд  № 9)

      На экране представлены гербы с названиями субъектов РФ и иностранных государств. Капитаны получают набор карточек с буквами, которые соответствуют субъектам РФ и иностранным государствам. Необходимо выбрать те из них, которые являются субъектами Российской Федерации (Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения.   Глава 3. Федеративное устройство. Статья 65) , и передать жюри. Время на выполнение задания – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Карточки:    А) Республика Коми;      Б) Республика Карелия;      В) Монголия,                                  Г) Казахстан;    Д) Санкт-Петербург;  Е) Приморский край;   Ж) Азербайджан;                                                З) Молдавия;     И) Республика Башкортостан;    К) Чеченская Республика;                                Л) Еврейская автономная область;   М) Литва.   

Ответ: А, Б, Д, Е, И, К, Л.

2. Грамотность написания правоведческих терминов  (слайд № 10)

     Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков, объясните,

что обозначает этот термин (устно). Капитанам раздаются карточки.  За каждый правильный ответ без определения - 1 балл.

К-…онституц…я              Сув…р…н…тет             Судебный пр…ц…дент         Р…ф…рендум                 Пр…амбула               Ф…д…рац…я           Пр…з…дент

…мбу…смен              Ап…три…ы               …мпичмен…

3 а. Во время выполнения задания командами – задание болельщикам:

Конкурс «Ветви власти» (слайды  № 11, 12)

      Определить, к какой ветви государственной власти относятся предлагаемые ситуации.  За каждый правильный ответ  - 1 балл.

  1.  Министр принимает решение о строительстве завода (исполнительная).
  2.  Парламент принимает закон о государственной границе (законодательная).
  3.  Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами (исполнительная).
  4.  Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу (судебная).
  5.  Государственная Дума приняла антитабачный закон (законодательная).
  6.  Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Президента Конституции страны (судебная).
  7.  Совет Федерации назначил дату выборов Президента РФ.  (законодательная).
  8.  Полицейский  арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа (исполнительная).
  9.  Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»» (исполнительная).

Проверка выполнения  задания конкурса капитанов  №2:  объяснить,  что обозначает этот термин (устно). За правильный ответ - 1 балл.  Действует правило первой поднятой руки.  (слайд  № 13)

К-…онституц…я

Конституция - (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства. Нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Сув…р…н…тет

Суверенитет (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти.

Мун…ц…п…л…тет

Муниципалитет (нем. Munizipalitätфр. municipalité, от лат. municipium) — самоуправляемая административно-территориальная единица с чётко определённой территорией и проживающим на этой территории населением (обычно группа населённых пунктов, городпосёлок или деревня). В России применяется термин муниципальное образование.

Р…ф…рендум

Референдум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Пр…амбула

Преамбула (preamble) -  вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, декларации или международного договора, объясняющая цель и принципы его составления

Ф…д…рац…я

Федерация - (лат. fœderatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Входящие в состав страны единицы (земли, штаты, области) имеют собственные конституции и уставы, законодательные, исполнительные и судебные органы власти, но при этом образуются единые для всех субъектов федерации органы государственной власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д.

Пр…з…дент

Президент – выборный глава государства с республиканской формой правления.

…мбу…смен

Омбудсмен (от швед. ombudsman, «представитель»)  -  уполномоченный по правам человека, который является гарантом защиты, соблюдения и уважения государством, в лице органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также должностными лицами прав и свобод человека и гражданина.

Ап…три…ы

Апатриды (от лат. apatris и др.-греч. ἄπολις; также лицо без гражданства) — лица, не имеющие какого-либо гражданства или подданства и не обладающие избирательными и иными правами.

…мпичмен…

Импичмент (англ. impeachment — обвинение, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк») — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.

Конкурс №4. «Занимательные правоведческие задачи» (слайд  № 14)

     Командам зачитываются ситуационные задания, на которые они должны дать ответ через 1 минуту. За каждое правильно выполненное задание команда получает 2 балла.

Вопрос 1. (слайды № 15)

17 октября 1905 г.  император Николай II издал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».  Манифест объявлял о создании законодательного органа, ограничивающего монархическую власть, без согласия которого не мог вступать в силу ни один закон. Сам Николай II, оценивая значение Манифеста 17 октября, писал, что решение дать России гражданские свободы и парламент было для него «страшным», но, тем не менее, это решение «он принял совершенно сознательно». Манифест был предшественником российской Конституции.      О каком законодательном органе идёт речь?

Ответ: Государственная Дума

Вопрос 2.  (слайд  № 16)

Специальный экземпляр Конституции РФ  постоянно хранится в библиотеке Администрации Президента в Кремле и используется только один раз после президентских выборов. Как называется этот ритуал (церемония)?

Ответ: Инаугурация 

Вопрос 3. (слайд № 17)

Гражданин В. разработал проект закона о мерах по защите материнства и детства в России. Может ли гражданин В. самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Обоснуйте  свой  ответ.

Ответ: Нет, не может, поскольку граждане России не относятся к субъектам законодательной инициативы. (слайд № 18)

Субъекты законодательной инициативы:

-  Президент  Российской Федерации

-  Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ

-  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

-  Президент  Российской Федерации

-  Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ по вопросам , которые отнесены к их компетенции

-  Законодательные  (представительные)  органы  субъектов РФ

Вопрос 4. (слайд  № 19)

К флагам и изображениям гербов там привыкли.  Но 2 апреля 1999 года и 15 апреля 2005 года уже вместе с  Конституцией Евросоюза Конституция РФ совершила удивительное путешествие. Так где же побывала брошюра Конституции РФ?

Ответ:  в космосе

Вопрос 5. (слайд  № 20)

Какая дата является лишней:  1918 г.,  1922 г., 1924 г.,  1936 г.,  1977 г., 1993 г.? Ответ: 1922 год  - образование СССР

Вопрос 6.

       Он впервые был введён в России Петром Первым.  Он  долгое время был символом только моряков. В России в 1917 году он исчез. Но возродился  в 1993 году (Конституция РФ, ст. 70) О чём идёт речь?

Ответ:  Государственный флаг Российской Федерации

Вопрос 7. (слайд  № 21)

В Конституции России нет иноязычных выражений, хотя журналисты их часто используют, когда пишут о работе Федерального Собрания. Назовите эти слова.

Ответ:          

СПИКЕР - председатель парламента. Спи́кер (англ. Speaker, буквально — оратор) — председатель палаты парламента. Данный термин широко распространён в политическом лексиконе, но официально употребляется только в англоязычных странах.

ПАРЛАМЕНТ - высшее государственное законодательное представительное собрание. (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

СЕНАТОРЫ - члены высшего (одного из высших) законодательного органа страны в ряде государств. (лат. senator) - член сената. Во многих современных государствах член верхней палаты парламента (Совет Федерации в России), Сената США, а также в Италии, Франции, Бельгии, Канаде, Испании, Казахстане, Бразилии, Польше, Румынии и т.д

ИМПИЧМЕНТ - процедура судебного обвинения. (англ. impeachment — недоверие, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк») — процедура судебного обвинения, в т.ч. и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства.

Конкурс №5 «Основные признаки Конституции» (слайд № 22)

Какие признаки Конституции РФ как основного нормативного акта отличают от всех других федеральных законов? Время на размышление – 2 минуты. За каждый правильно указанный признак команда получает 1 балл и дополнительный балл за объяснение признака. Действует правило первой поднятой руки.

1) высшая юридическая сила (означает, что Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства или законодательного акта субъекта Федерации. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции).

2) обязательность для всех граждан

3) верховенство (В Конституции РФ 1993 года впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов. Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в РФ).

4) нормативно-правовой характер

5) прямое действие («Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». (ч.1 ст.15).  Означает, что Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах.)

6) обеспеченность силой государства

7) ядро правовой системы (Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Конституция является базой текущего законодательства. Выступая в качестве юридической базы для развития всех отраслей российского права, Конституция РФ конкретно предусматривает необходимость принятия нормативных актов, развивающих и реализующих ее положения.  Так Конституцией РФ предусмотрены ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137), о государственных флаге, гербе и гимне РФ, их описании и порядке официального использования (ч. 1 ст. 70), о референдуме РФ (п. "в" ст. 84), о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87), о чрезвычайном положении (ст. 88; ч. 2 ст. 56),  об образовании (ч. 1 ст. 43) и  т.д. )

8) учредительный характер (Нормы Конституции РФ закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности; устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм, их иерархию в правовой системе).

9) стабильность (Конституция — акт долговременного действия. Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования и происходить в особом, присущем только Конституции порядке. Например, 11 ноября 2008 года президент Медведев Д.А. внёс ряд проектов поправок в Конституцию, которые были одобрены депутатами Госдумы и в первом (14 ноября) и во втором (19 ноября) чтении большинством голосов.  26 ноября поправки (144 — за, 1 — против) одобрил Совет Федерации.  18 декабря парламенты всех 83 регионов страны одобрили поправки в Конституцию. 22 декабря Совет Федерации установил, что данные поправки были рассмотрены надлежащим образом, а также утвердил решение субъектов федерации об одобрении поправок в Конституцию РФ. 30 декабря Президент РФ Д. А. Медведев подписал законы о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. В них предусмотрено   увеличение срока полномочий Президента РФ до шести лет, а Государственной думы до пяти; правительство обязано представлять Государственной думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

     Порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137) характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.)

10) легитимность (Конституция РФ была принята народом путем референдума).

Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.

Конкурс №6. Какое право выражено в пословице?  (слайд № 23)

      Определить, какое право в соответствии с Конституцией РФ выражено в пословице. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Действует правило первой поднятой руки.

1. Грамоте учиться – всегда пригодится. (Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 43: 1. Каждый имеет право на образование.);

2. При солнышке тепло, при матери – добро. ( право на достойный жизненный уровень в семье; Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 38: 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.)

3. Жить – родине служить. (Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 32: 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.; Глава 1. ст. 6: право на гражданство.);

4. Всякому мила своя сторона. (право на свободу передвижения;  Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 27: 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.);

5. Делу – время, потехе - час. (Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 37: 5. Каждый имеет право на отдых.);

6. Дело  мастера боится. (право на труд; Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 37: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.);

7. Правда суда не боится.( Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 46:                  1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод);

8. Дружба дружбой, а денежки врозь. (право на достойное вознаграждение за труд;  Конституция РФ, РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Глава 2. Статья 37: 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.);

9. Волка ноги кормят. (ст. 27: право на свободу передвижения; ст. 37: право на труд);

10. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (ст. 37: право на труд);

Конкурс №7.  Творческое задание:  объяснить  «Зачем нужно знать Конституцию?» (слайды № 24, 25)

      Данное задание было домашним. Конкурс оценивается в 1, 2 или 3 балла. Учитываются творчество, убедительность,  чёткость выступления.

Заключительное слово учителя.

      На уроке мы повторили многие положения Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Следование конституционным принципам и нормам существенно расширило сферу действия права и закона в нашей стране, открыло простор к развитию гражданского общества, укрепило Федерацию. А все это вместе напрямую связано с интересами целостности государства и обеспечением равенства в правах всех граждан Российской Федерации.  Это, конечно, не значит, что люди не сталкиваются с фактами произвола, беззакония, бездушия, непрофессионализмом чиновников. Но в том-то и состоит задача всех нас – от президента до рядового гражданина - действовать во благо людей в соответствии с Основным Законом государства - Конституцией России. И тогда у нас все получится!

Подведение итогов работы команд. (слайд  № 26)

Рефлексия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22698. Національний банк України 24.5 KB
  2 Забезпечити високий рівень довіри в суспільстві до банків завдяки створенню дієвої системи нагляду за банківською діяльністю системи захисту інтересів вкладників та інвесторів системи оперативного кредитування комерційних банків з метою підвищення їх ліквідності. 3 Забезпечити високий ступінь незалежності і самостійності НБУ в проведенні монетарної політики з питань що стосуються сталості грошей чітко розмежувати кредитну діяльність банківської системи і фінансову діяльність уряду виключити пряме кредитування НБУ бюджетних витрат...
22699. Залучення іноземних інвестицій в Україну 27 KB
  На приплив іноземних інвестицій можна впливати лише побічно а саме: шляхом приведення інституційних та правових норм в Україні відповідно до міжнародних вимог. Для залучення іноземних інвестицій в Україну та їх ефективного використання необхідно: 1. На державному рівні відмовитися від мети залучення іноземних інвестицій будьякою ціною тобто не ставити іноземні компанії в більш привілейоване положення ніж національні.
22700. Ситсема держорганів, щ о регулюють ЗЕД 34 KB
  ситсема держорганів щ о регулюють ЗЕД Державне регулювання зовнішньоекономічної діяльності здійснюється для того щоб забезпечити: 1 захист економічних інтересів України та законних інтересів суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності; 2 створення рівних можливостей для суб’єктів зовнішньоекономічної діяльності розвивати всі види підприємницької діяльності незалежно від форм власності та всі напрями використання доходів і здійснення інвестицій; 3 заохочення конкуренції та ліквідацію монополізму в сфері зовнішньоекономічної діяльності....
22701. Експорт та імпорт України 26.5 KB
  Існує заборона експорту або імпорту того чи іншого товару для захисту національних інтересів економічна безпека захист культурних цінностей фінансові положення тощо. Сьогодні ні розміри експорту ні його структура не можуть задовольнити Україну. Розміри експорту поки що недостатні: в 1995 р. У його структурі найбільшу частку мають сировина матеріали і товари народного споживання 876; машини і устаткування 103 інші товари у тому числі послуги 21 що вказує на дуже неефективну структуру експорту оскільки майже 90 його...
22702. Структурна політика розвитку 35.5 KB
  сукупних економічних проблем які виникають внаслідок структурних зрушень всередині галузей народного господарства та між ними регіонами і між групами підприємств структурна політика розвитку.Структурна політика розвитку використовується там і тоді де і коли виникає потреба у скороченні періоду адаптації галузей і регіонів до необхідних змін макроекономічної структури та коли структурні зрушення мають стати соціально вигідними для економічних суб'єктів. Заходи держави орієнтовані на галузі народного господарства визначаються як галузева...
22703. Зовнішньоекономічна діяльність 26 KB
  ЗЕЗ – це комплексна система різних форм міжнародного співробітництва. ЗЕЗ – категорія історична: продукт цивілізації виникає з появою держави та розвивається разом з нею. ЗЕЗ виступають елементом зростання та прискорення. В залежності від ефективності ЗЕЗ розглядають класифікацію.
22704. Українська класифікація товарів ЗЕД 19 KB
  Вона розроблена на базі гармонізованої системи опису та кодування товарів яка існує в світі з 1983 р. Цифрові коди товарів уніфіковано з гармонізованою системою в світі.
22705. Географічна і галузева структура прямих іноземних інвестицій 27 KB
  Географічна і галузева структура прямих іноземних інвестицій Державний комітет статистики зафіксував у 2002 році рекордний для України показник залучення прямих іноземних інвестицій у 107 млрд. Галузева структура іноземних інвестицій визначається значною диференціацією. Більше 60 іноземних інвестицій зосереджено у п'яти галузях харчовій промисловості внутрішній торгівлі машинобудуванні фінансах та паливній промисловості. Безпосередньо в 2000 році до галузей промисловості надійшло лише близько 42 прямих іноземних інвестицій тоді як...
22706. Основні системні наслідки економічного спаду 1992-1999 рр 44.5 KB
  Об'єкт економічної стратегії в Україні на початку періоду трансформації характеризувався складною і недосконалою структурою великою кількістю неузгоджених чинників розвитку що мають різну природу. Надмірний негативний вплив цих чинників став можливим через значну розбалансованість економічної стратегії неузгодженість її елементів. Ефективність економічної стратегії на цьому етапі може бути оцінена як вкрай низька. В основі його виникнення і поширення лежить відсутність економічної свободи і надмірно високі податки.