83740

Возрасты нашей жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...

Русский

2015-03-16

84.5 KB

22 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

Урок обществознания

5 класс

«Возрасты нашей жизни» (Слайд №1)

Ольбикова Надежда Лукинична

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска

Республика Коми

План – конспект

Цели урока:

Образовательная -  познакомиться  с периодами жизни, который проходит человек, с  основными особенностями возрастных ступеней человека.      

Развивающая -  развивать учебно-исследовательские умения и критическое мышление, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.

Воспитательная -  воспитывать  уважительное отношение к  людям любого возраста, оценивать свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы и средства организации учебной деятельности: объяснение учителя, постановка проблемных заданий,  организация беседы, работы с заданиями в рабочей тетради (с пословицами, картинками).   

Основные понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий, раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.

Метапредметные:

регулятивные: на основе полученных знаний и личного социального опыта обучающиеся смогут соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой;

коммуникативные: обучающиеся научатся систематизировать материал, определяя предпочтения каждой возрастной группы;

познавательные: обучающиеся научатся проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы.

личностные:  у обучающихся будут сформированы  основы критического мышления. Обучающиеся научатся вычленять  особенности  социальных отношений в каждой возрастной группе,  оценивать свое отношение к людям.

УМК: Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс. ФГОС. Инновационная школа)  / М., «Русское слово», 2012 г.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, дополнительный материал, компьютер, проектор, авторская презентация «Возрасты нашей жизни», мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. (Обществознание. 5 класс. Автор: Сокольникова С.И./ М., «Русское слово», 2012 г.)

Технология: ИКТ, КСО (коллективный способ обучения), технология проблемного обучения.

Ход урока

1. Этап.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

      - Закройте на минуту глаза и представьте себя через 50 лет. (Слайд №2)

Ответы обучающихся.

     - Как хорошо, что вы представили себя в окружении своих близких людей. Человеческая жизнь очень интересна, и многие изменения в ней связаны с возрастом. На прошлом уроке мы говорили о положении человека в обществе, т.е. о социальном статусе, который определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Проверка домашнего задания. (Слайд №3)

Выполнить тест:

1. Какой социальной роли не может быть у пятиклассника?

1) ученик    2) пассажир    3) водитель     4) покупатель

2. К приобретённым качествам человека относится:

1) рост       2) темперамент      3) цвет глаз    4) ответственность

3. Для социального положения школьников характерно:

1) материальная независимость от родителей    

2) наличие образования и профессии

3) отсутствие права выбирать кружки по своему усмотрению

4) право выражать своё мнение в семье по вопросам, касающимся его лично.

4. Главным социальным статусом человека в современном обществе чаще всего является:

   1) профессия     2) национальность    3) возраст    4) пол

5. Процесс социализации начинается:

1) в школе     2) в университете     3) на работе      4) в семье

6. Статус – это положение в обществе, а роль – это модель поведения, соответствующая данному статусу.

1) Да       2) Нет

7. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

1) Да       2) Нет

8. В процессе социализации человек усваивает социальные роли, а культурные нормы осваивает.

1) Да       2) Нет

Проверка тестирования (взаимопроверка) (Слайд №4):             

1)   3          2)   4         3)   4          4)   1         5)   4        6)   1         7)   1          8)   2

2. Этап: Актуализация знаний. Для формирования познавательной мотивации ученикам предлагается прочитать и обсудить  стихотворение  Е. Евтушенко «Метаморфозы». (Слайд №5) Евгений Александрович  Евтушенко  - русский советский поэт, род. 18 июля 1932 г.

    Метаморфоза (греч. μεταμόρφωσις) - превращение, преобразование чего-либо. 

4 ученика вслух читают стихотворение.      

       Метаморфозы (1974)
Детство - это село Краснощёково,                           Юность - это село Надеждино,
Несмышлёново, Всёизлазово,                                  Нараспашкино, Обольщаньино,
Скок-Посковово, чуть  Жестоково,                          ну а если немножко Невеждино, -
но Беззлобнино, но Чистоглазово.                           все равно оно Обещаньино.

Зрелость - это село Разделово:                                 Старость - это село Усталово,
либо Схваткино, либо Пряткино,                             Понимаево, Неупрёково,
либо Трусово, либо Смелово,                                   Забывалово, Зарасталово
либо Кривдино, либо Правдино.                              и - не дай нам Бог – Одиноково.

Беседа:

1. О чём это стихотворение?

2. Как вы думаете, смог бы это стихотворение написать молодой поэт? Почему?

3. Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста?

4. Что он хотел сказать своим стихотворением?

5. Что помогло поэту понять возраст человека?

3 этап:  Изучение новой темы.

Слайд №1– тема урока

Слайд №2 – цели урока

План урока (Слайд №2):

                                             1. Этапы жизни человека.

2. Возраст и социальные отношения.

Запись в тетради темы урока.

I. Этапы жизни человека.

  1.  Учитель: Чем дольше человек живёт, тем больше успевает сделать – получить образование, овладеть профессией, путешествовать, вырастить детей, внуков, правнуков, сделать много добрых дел для людей, прочитать много книг и т.д.  Средняя продолжительность жизни человека на Земле в разные периоды истории была разной.

       Работа со статистическими данными (Слайд №6)

Средняя продолжительность жизни людей в разные времена:

Первобытное общество – 15 – 22 года                   Древний мир – 20 – 30 лет

Конец XIX века – 50 лет (Россия XIX в. – 32;      Англия XIX в.– 33)

Настоящее время :

Япония   - 82.15                          Франция  -  81                 Канада  -  80.45
Италия  -   80.05                                Греция  -  79.5                 Южная Корея   -  79.1
Соединенные Штаты Америки  -   78.1                             Турция  -  72.95
Россия  -  69                        Кения  -  55.3                        Эфиопия  -  49.25
Сомали  -  48.9                     Мозамбик  -  40.9

Беседа: какие выводы можно сделать, исходя из статистических данных?

  1.  В настоящее время люди живут намного дольше, чем  в Древнем мире и даже 100 лет назад.
  2.  В настоящее время дольше люди живут в странах Европы и США.

Учитель:   Как вы думаете, что влияет на продолжительность жизни человека?

Ответы обучающихся (экология, здоровый образ жизни, болезни).

Учитель: Причины роста средней продолжительности жизни человека: улучшение экономических условий большинства стран, новые открытия в области медицины и техники, улучшение бытовых и санитарных условий, доступности медицинской помощи. Это и генетическая предрасположенность, и окружающая среда, и настрой человека, его желание жить. Как утверждают специалисты-геронтологи, продолжительность жизни современного человека на 40% меньше той, что отведена ему природой: 100–120 лет активной и полноценной жизни не предел для человеческого организма. В разных уголках мира, в том числе и в России, можно встретить долгожителей, т.е. людей  в возрасте 90 лет и старше. 

       Город Сосногорск вошел в число лидеров среди городов Республики Коми по количеству долгожителей. На сегодняшний день в городе проживают 94 человека столь преклонного возраста. За плечами каждого долгожителя — огромный жизненный опыт и масса воспоминаний.

Работа с учебником: чтение учениками (вслух) рубрики «Интересные факты» (стр. 78).

    

    2.    Учёные выделяют шесть основных возрастных ступеней (Слайд №7):

-  Детство (до 11 – 12 лет)

-  Подростковый возраст (11 – 15 лет)

-  Юность (15 – 30 лет)

-  Зрелость (30 – 60 лет)

-  Пожилой возраст (60 – 80 лет)

           -  Старость (от 80 лет и старше)

Запись в тетради  этапов возрастных ступеней.

Беседа:

- К какой возрастной ступени относится возраст пятиклассников?

- К младшему подростковому возрасту.

Работа с иллюстрацией учебника (стр. 79): Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке?

 Учитель:    Все люди, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки – люди разных поколений.

      На протяжении всей жизни происходит социализация человека, он приобретает очень важный опыт, который передаёт следующему поколению. Уважительное отношение к взрослым, к старым людям должен воспитывать в себе каждый человек.

Задание:  Объясните смысл поговорок (Слайд №8):

Рабочая тетрадь, стр. 40, в.2 (устная форма работы ввиду того, что пятиклассники пишут медленно):

-  «Старость – не радость» (Старость не радость в том,  что пожилым людям нелегко жить, у них появляются многие болезни, они не могут много, что могут молодые, у молодых еще вся жизнь впереди,  а в старости уже многое позади....)

-  «Смолоду наживай, а под старость проживай» (в молодости наживай мудрость, знания, жизненный опыт, а потом пользуйся).

-  «Старый хочет спать, а молодой – играть» (старые люди быстро устают, им нужно больше отдыхать, а молодые – активные).

-  «Молодость плечами крепка, а старость – головой» (молодые имеют здоровье, физическую силу, а старые люди богаты мудростью). 

3. У каждой возрастной группы свои предпочтения, привычки и вкусы. Самостоятельная работа с последующим обсуждением.

Задание: Сгруппировать изображения по основным периодам жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) и ответить на вопрос: «Какие изображения можно отнести одновременно к разным периодам жизни и почему?»

Рабочая тетрадь, стр. 41, №3 (Слайд №9)

II. Возраст и социальные отношения. (Слайд №10)

Учитель:   Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе жизни оно открывает человеку определённые возможности, определённый круг доступных только его возрасту видов труда, деятельности и ролей. Например, дети идут в школу в 7 лет, паспорт в России получают в подростковом возрасте в 14 лет, на службу в армию призывают с 18 лет, получают право участвовать в выборах президента страны – тоже с 18 лет, выдвинуть свою кандидатуру в президенты России  - с 35 лет, уйти на пенсию – женщинам – с 55 лет, мужчинам – с 60 лет и т.д. У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. возрастной статус. Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью. 

Задание (рабочая тетрадь, стр. 42, №4): Заполните схему и выполните задание:

Каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности. Определить, к какому возрасту относятся предложенные ситуации. (Слайд №11)                                                       

Коллективная форма работы под руководством учителя, так как данное задание требует время, а оно ограничено рамками урока, и у учеников ещё небольшой социальный опыт.  Учитель предлагает примеры.

Возможности, права                                                             Ограничения, обязанности

Детство и подростковый возраст

             Юность

             Зрелость

                  Пожилой возраст

                    Старость

Поступление в 1 класс           Чтение  праправнучке сказки         Хорошо учиться

Выбор профессии         Служба в армии       Воспитание детей     Выход  на пенсию      Физический труд             Запись воспоминаний                 Вождение автомобиля

Результат работы:

Возможности, права                                                             Ограничения, обязанности

Поступление в 1 класс         Детство и подростковый возраст         Хорошо учиться

Выбор профессии                                  Юность                               Служба в армии

Выход  на пенсию                                    Зрелость                            Воспитание детей     

Запись воспоминаний                   Пожилой возраст                 Вождение автомобиля             

Чтение  праправнучке сказки                      Старость                             Физический труд

Беседа: Как вы думаете, почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство?

Вывод по уроку:  Что мы узнали сегодня на уроке? (возрастные периоды жизни человека, каждый возраст связан с определёнными правами и обязанностями, статусом, возможностями и ограничениями).

4 этап. Домашнее задание (Слайд №12) - § 11, практикум: № 2, стр.83 (мини-сочинение)  ИЛИ  № 3, стр. 84 (таблица «Музыкальные предпочтения людей разного возраста) – на выбор.

5 этап. Проверяем себя.

Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс. / М., «Русское слово»,  2012 г.

Тренажёр, § 11

№ 1:   1,  4;       № 2:   1,  3;    № 3:   2

6 этап. Рефлексия.  

1). Как я работал(а) на уроке?

2). Оцените свое участие в уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84678. Воспитательное мероприятие «Угадай мелодию» 27.08 KB
  Введение: Игра «угадай мелодию» взята примером с экрана телевидения и пришла в учебно-воспитательные учреждения, стала популярной среди молодежи. Она немного изменена и не совсем повторяет телевизионный вариант. Цель: игра призвана содействовать развитию музыкального вкуса, слуха...
84679. Разработка по курсу: Окружающий мир 4.03 MB
  Дидактический материал для использования на уроках окружающего мира в 1 классе. Авторский медиапродукт: дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения SMART Notebook 11 для интерактивной доски SMART Board.
84680. Знатоки естественных наук 161.65 KB
  Ведущий: Добрый день Мы начинаем мероприятие Знатоки естественных наук и к нам в гости пришли две команды желающие принять участие в игре. 2 Ведущий: Сегодня мы узнаем кто же из участников игры обладает солидным багажом знаний. 1 Ведущий: На протяжении всего конкурса вас будет оценивать компетентное жюри.
84681. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА 60.78 KB
  Образовательная: познакомить с основными этапами развития информационного общества, углубить понятие информационная культура; познакомить с этапами развития технических средств и информационных ресурсов; ввести понятие информационного ресурса, познакомить с видами информационных ресурсов.
84682. Приём вычислений вида 36 –2 36 – 20 96 KB
  Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов. Предметные задачи урока: показать с помощью знаково-символического моделирования новые приёмы вычислений.
84683. Информационно-разъяснительная работа посольства 14.25 KB
  Сюда входит как устная разъяснительная работа проводимая во время разного рода бесед выступлений перед общественностью так и распространение печатных изданий официальных бюллетеней посольства прессрелизов и т. Весьма эффективным средством в проведении этой работы служат организуемые посольством приемы с участием представителей широкой общественности демонстрация документальных и художественных фильмов прессконференции и прессбрифинги для представителей местной прессы и аккредитованных в стране корреспондентов информационных агентств...
84684. Виды аналитических и информационных документов, направляемых Посольством в Центр 14.29 KB
  В ней освещается широкоформатная тема например внешняя торговля страны пребывания за год или полгода вопросы состояния отношений страны пребывания с третьими странами участие страны пребывания в работе международных организаций и т. Оно касается крупных внутриполитических или внешнеполитических проблем страны пребывания. Грамотно составленный отчет является базой для внесения корректив во внешнеполитическую линию России в отношении данной страны. Составляются на видных государственных и общественных деятелей страны пребывания.
84685. Структура Посольства, распределение обязанностей, штатное расписание 13.41 KB
  Структура Посольства распределение обязанностей штатное расписание. Посол представляет РФ непосредственно руководит работой Посольства несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Сотрудников посольства. Обеспечение безопасности посольства его сотрудников и членов их семей организация защиты государственной и иной охраняемой законом...
84686. Роль иностранного языка в работе дипломата 12.06 KB
  Роль иностранного языка в работе дипломата. Роль иностранного языка в работе чрезвычайно важна. Профессиональное владение иностранными языками может пригодиться дипломату во многих сферах его дипломатической деятельности. Знание в совершенстве языка страны пребывания значительно расширяет количество источников информации печатные издания на иностранном языке интернетресурсы телевидение радио и т.