83740

Возрасты нашей жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...

Русский

2015-03-16

84.5 KB

17 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

Урок обществознания

5 класс

«Возрасты нашей жизни» (Слайд №1)

Ольбикова Надежда Лукинична

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска

Республика Коми

План – конспект

Цели урока:

Образовательная -  познакомиться  с периодами жизни, который проходит человек, с  основными особенностями возрастных ступеней человека.      

Развивающая -  развивать учебно-исследовательские умения и критическое мышление, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.

Воспитательная -  воспитывать  уважительное отношение к  людям любого возраста, оценивать свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы и средства организации учебной деятельности: объяснение учителя, постановка проблемных заданий,  организация беседы, работы с заданиями в рабочей тетради (с пословицами, картинками).   

Основные понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий, раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.

Метапредметные:

регулятивные: на основе полученных знаний и личного социального опыта обучающиеся смогут соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой;

коммуникативные: обучающиеся научатся систематизировать материал, определяя предпочтения каждой возрастной группы;

познавательные: обучающиеся научатся проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы.

личностные:  у обучающихся будут сформированы  основы критического мышления. Обучающиеся научатся вычленять  особенности  социальных отношений в каждой возрастной группе,  оценивать свое отношение к людям.

УМК: Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс. ФГОС. Инновационная школа)  / М., «Русское слово», 2012 г.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, дополнительный материал, компьютер, проектор, авторская презентация «Возрасты нашей жизни», мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. (Обществознание. 5 класс. Автор: Сокольникова С.И./ М., «Русское слово», 2012 г.)

Технология: ИКТ, КСО (коллективный способ обучения), технология проблемного обучения.

Ход урока

1. Этап.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

      - Закройте на минуту глаза и представьте себя через 50 лет. (Слайд №2)

Ответы обучающихся.

     - Как хорошо, что вы представили себя в окружении своих близких людей. Человеческая жизнь очень интересна, и многие изменения в ней связаны с возрастом. На прошлом уроке мы говорили о положении человека в обществе, т.е. о социальном статусе, который определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Проверка домашнего задания. (Слайд №3)

Выполнить тест:

1. Какой социальной роли не может быть у пятиклассника?

1) ученик    2) пассажир    3) водитель     4) покупатель

2. К приобретённым качествам человека относится:

1) рост       2) темперамент      3) цвет глаз    4) ответственность

3. Для социального положения школьников характерно:

1) материальная независимость от родителей    

2) наличие образования и профессии

3) отсутствие права выбирать кружки по своему усмотрению

4) право выражать своё мнение в семье по вопросам, касающимся его лично.

4. Главным социальным статусом человека в современном обществе чаще всего является:

   1) профессия     2) национальность    3) возраст    4) пол

5. Процесс социализации начинается:

1) в школе     2) в университете     3) на работе      4) в семье

6. Статус – это положение в обществе, а роль – это модель поведения, соответствующая данному статусу.

1) Да       2) Нет

7. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

1) Да       2) Нет

8. В процессе социализации человек усваивает социальные роли, а культурные нормы осваивает.

1) Да       2) Нет

Проверка тестирования (взаимопроверка) (Слайд №4):             

1)   3          2)   4         3)   4          4)   1         5)   4        6)   1         7)   1          8)   2

2. Этап: Актуализация знаний. Для формирования познавательной мотивации ученикам предлагается прочитать и обсудить  стихотворение  Е. Евтушенко «Метаморфозы». (Слайд №5) Евгений Александрович  Евтушенко  - русский советский поэт, род. 18 июля 1932 г.

    Метаморфоза (греч. μεταμόρφωσις) - превращение, преобразование чего-либо. 

4 ученика вслух читают стихотворение.      

       Метаморфозы (1974)
Детство - это село Краснощёково,                           Юность - это село Надеждино,
Несмышлёново, Всёизлазово,                                  Нараспашкино, Обольщаньино,
Скок-Посковово, чуть  Жестоково,                          ну а если немножко Невеждино, -
но Беззлобнино, но Чистоглазово.                           все равно оно Обещаньино.

Зрелость - это село Разделово:                                 Старость - это село Усталово,
либо Схваткино, либо Пряткино,                             Понимаево, Неупрёково,
либо Трусово, либо Смелово,                                   Забывалово, Зарасталово
либо Кривдино, либо Правдино.                              и - не дай нам Бог – Одиноково.

Беседа:

1. О чём это стихотворение?

2. Как вы думаете, смог бы это стихотворение написать молодой поэт? Почему?

3. Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста?

4. Что он хотел сказать своим стихотворением?

5. Что помогло поэту понять возраст человека?

3 этап:  Изучение новой темы.

Слайд №1– тема урока

Слайд №2 – цели урока

План урока (Слайд №2):

                                             1. Этапы жизни человека.

2. Возраст и социальные отношения.

Запись в тетради темы урока.

I. Этапы жизни человека.

  1.  Учитель: Чем дольше человек живёт, тем больше успевает сделать – получить образование, овладеть профессией, путешествовать, вырастить детей, внуков, правнуков, сделать много добрых дел для людей, прочитать много книг и т.д.  Средняя продолжительность жизни человека на Земле в разные периоды истории была разной.

       Работа со статистическими данными (Слайд №6)

Средняя продолжительность жизни людей в разные времена:

Первобытное общество – 15 – 22 года                   Древний мир – 20 – 30 лет

Конец XIX века – 50 лет (Россия XIX в. – 32;      Англия XIX в.– 33)

Настоящее время :

Япония   - 82.15                          Франция  -  81                 Канада  -  80.45
Италия  -   80.05                                Греция  -  79.5                 Южная Корея   -  79.1
Соединенные Штаты Америки  -   78.1                             Турция  -  72.95
Россия  -  69                        Кения  -  55.3                        Эфиопия  -  49.25
Сомали  -  48.9                     Мозамбик  -  40.9

Беседа: какие выводы можно сделать, исходя из статистических данных?

  1.  В настоящее время люди живут намного дольше, чем  в Древнем мире и даже 100 лет назад.
  2.  В настоящее время дольше люди живут в странах Европы и США.

Учитель:   Как вы думаете, что влияет на продолжительность жизни человека?

Ответы обучающихся (экология, здоровый образ жизни, болезни).

Учитель: Причины роста средней продолжительности жизни человека: улучшение экономических условий большинства стран, новые открытия в области медицины и техники, улучшение бытовых и санитарных условий, доступности медицинской помощи. Это и генетическая предрасположенность, и окружающая среда, и настрой человека, его желание жить. Как утверждают специалисты-геронтологи, продолжительность жизни современного человека на 40% меньше той, что отведена ему природой: 100–120 лет активной и полноценной жизни не предел для человеческого организма. В разных уголках мира, в том числе и в России, можно встретить долгожителей, т.е. людей  в возрасте 90 лет и старше. 

       Город Сосногорск вошел в число лидеров среди городов Республики Коми по количеству долгожителей. На сегодняшний день в городе проживают 94 человека столь преклонного возраста. За плечами каждого долгожителя — огромный жизненный опыт и масса воспоминаний.

Работа с учебником: чтение учениками (вслух) рубрики «Интересные факты» (стр. 78).

    

    2.    Учёные выделяют шесть основных возрастных ступеней (Слайд №7):

-  Детство (до 11 – 12 лет)

-  Подростковый возраст (11 – 15 лет)

-  Юность (15 – 30 лет)

-  Зрелость (30 – 60 лет)

-  Пожилой возраст (60 – 80 лет)

           -  Старость (от 80 лет и старше)

Запись в тетради  этапов возрастных ступеней.

Беседа:

- К какой возрастной ступени относится возраст пятиклассников?

- К младшему подростковому возрасту.

Работа с иллюстрацией учебника (стр. 79): Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке?

 Учитель:    Все люди, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки – люди разных поколений.

      На протяжении всей жизни происходит социализация человека, он приобретает очень важный опыт, который передаёт следующему поколению. Уважительное отношение к взрослым, к старым людям должен воспитывать в себе каждый человек.

Задание:  Объясните смысл поговорок (Слайд №8):

Рабочая тетрадь, стр. 40, в.2 (устная форма работы ввиду того, что пятиклассники пишут медленно):

-  «Старость – не радость» (Старость не радость в том,  что пожилым людям нелегко жить, у них появляются многие болезни, они не могут много, что могут молодые, у молодых еще вся жизнь впереди,  а в старости уже многое позади....)

-  «Смолоду наживай, а под старость проживай» (в молодости наживай мудрость, знания, жизненный опыт, а потом пользуйся).

-  «Старый хочет спать, а молодой – играть» (старые люди быстро устают, им нужно больше отдыхать, а молодые – активные).

-  «Молодость плечами крепка, а старость – головой» (молодые имеют здоровье, физическую силу, а старые люди богаты мудростью). 

3. У каждой возрастной группы свои предпочтения, привычки и вкусы. Самостоятельная работа с последующим обсуждением.

Задание: Сгруппировать изображения по основным периодам жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) и ответить на вопрос: «Какие изображения можно отнести одновременно к разным периодам жизни и почему?»

Рабочая тетрадь, стр. 41, №3 (Слайд №9)

II. Возраст и социальные отношения. (Слайд №10)

Учитель:   Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе жизни оно открывает человеку определённые возможности, определённый круг доступных только его возрасту видов труда, деятельности и ролей. Например, дети идут в школу в 7 лет, паспорт в России получают в подростковом возрасте в 14 лет, на службу в армию призывают с 18 лет, получают право участвовать в выборах президента страны – тоже с 18 лет, выдвинуть свою кандидатуру в президенты России  - с 35 лет, уйти на пенсию – женщинам – с 55 лет, мужчинам – с 60 лет и т.д. У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. возрастной статус. Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью. 

Задание (рабочая тетрадь, стр. 42, №4): Заполните схему и выполните задание:

Каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности. Определить, к какому возрасту относятся предложенные ситуации. (Слайд №11)                                                       

Коллективная форма работы под руководством учителя, так как данное задание требует время, а оно ограничено рамками урока, и у учеников ещё небольшой социальный опыт.  Учитель предлагает примеры.

Возможности, права                                                             Ограничения, обязанности

Детство и подростковый возраст

             Юность

             Зрелость

                  Пожилой возраст

                    Старость

Поступление в 1 класс           Чтение  праправнучке сказки         Хорошо учиться

Выбор профессии         Служба в армии       Воспитание детей     Выход  на пенсию      Физический труд             Запись воспоминаний                 Вождение автомобиля

Результат работы:

Возможности, права                                                             Ограничения, обязанности

Поступление в 1 класс         Детство и подростковый возраст         Хорошо учиться

Выбор профессии                                  Юность                               Служба в армии

Выход  на пенсию                                    Зрелость                            Воспитание детей     

Запись воспоминаний                   Пожилой возраст                 Вождение автомобиля             

Чтение  праправнучке сказки                      Старость                             Физический труд

Беседа: Как вы думаете, почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство?

Вывод по уроку:  Что мы узнали сегодня на уроке? (возрастные периоды жизни человека, каждый возраст связан с определёнными правами и обязанностями, статусом, возможностями и ограничениями).

4 этап. Домашнее задание (Слайд №12) - § 11, практикум: № 2, стр.83 (мини-сочинение)  ИЛИ  № 3, стр. 84 (таблица «Музыкальные предпочтения людей разного возраста) – на выбор.

5 этап. Проверяем себя.

Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс. / М., «Русское слово»,  2012 г.

Тренажёр, § 11

№ 1:   1,  4;       № 2:   1,  3;    № 3:   2

6 этап. Рефлексия.  

1). Как я работал(а) на уроке?

2). Оцените свое участие в уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3630. Очистные сооружения 36.5 KB
  Очистные сооружения Биологические очистные сооружения предназначены для полной биологической очистки всех видов сточных вод, включая хозяйственно- бытовые стоки города, а так же промышленные и бытовые стоки промышленных предприятий города. Биологиче...
3631. Теория с вычислительных процессов 63.5 KB
  Процессы. Параллельные процессы. Последовательные процессы Цель работы: Усвоить понятие процесса. Изучить виды процессов и способы их взаимодействия. Рекомендации по выполнению работы 1. проработать материал лекции 9-14 2. При оформлении выполненног...
3632. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций 131 KB
  Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности В связи с ухудшением техногенной обстановки в России можно ожидать, что во многих случаях отдельные, даже небольшие по своим масштабам производственные аварии и стихийные бедствия станут одной цеп...
3633. Анализ финансового положения предприятия 82 KB
  Анализом хозяйственной деятельности называется научно разработанная система методов и приемов, посредством которых изучается экономика предприятия, выявляются резервы производства на основе учетных и отчетных данных, разрабатываются пути их...
3634. Экономическое содержание категории предприятие 61 KB
  Понятие и экономическое содержание категории «предприятие». Классификация предприятий. В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень использ...
3635. Філософія доби Відродження 95.5 KB
  Історичні передумови Відродження Історичний період, до розгляду філософії якого ми приступаємо, у сучасників одержав назву «Відродження» (від фр. «Renaissance» - Ренесанс) оскільки в їх час було відроджено ту культуру, яку знищило було християнство ...
3636. Основы менеджмента. Курс лекций 541.5 KB
  Тема Исторические основы менеджмента Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Перспективы менеджмента в России. Усл...
3637. Правовые характеристики правового принуждения 91 KB
  Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственно...
3638. Возникновение социологии как науки 86.5 KB
  Возникновение социологии как науки приходится на 1830-е года., хотя Попытки социологического анализа проблем общественной жизни предпринимались и раньше. Их наличие дает основание усматривать «начало» социологии одним авторам в древности, связывая...