83740

Возрасты нашей жизни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Образовательная познакомиться с периодами жизни который проходит человек с основными особенностями возрастных ступеней человека. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС: Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий раскрывать и характеризовать основные...

Русский

2015-03-16

84.5 KB

14 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

Урок обществознания

5 класс

«Возрасты нашей жизни» (Слайд №1)

Ольбикова Надежда Лукинична

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Сосногорска

Республика Коми

План – конспект

Цели урока:

Образовательная -  познакомиться  с периодами жизни, который проходит человек, с  основными особенностями возрастных ступеней человека.      

Развивающая -  развивать учебно-исследовательские умения и критическое мышление, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.

Воспитательная -  воспитывать  уважительное отношение к  людям любого возраста, оценивать свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы и средства организации учебной деятельности: объяснение учителя, постановка проблемных заданий,  организация беседы, работы с заданиями в рабочей тетради (с пословицами, картинками).   

Основные понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные: обучающиеся смогут объяснять смысл изучаемых понятий, раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода.

Метапредметные:

регулятивные: на основе полученных знаний и личного социального опыта обучающиеся смогут соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой;

коммуникативные: обучающиеся научатся систематизировать материал, определяя предпочтения каждой возрастной группы;

познавательные: обучающиеся научатся проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы.

личностные:  у обучающихся будут сформированы  основы критического мышления. Обучающиеся научатся вычленять  особенности  социальных отношений в каждой возрастной группе,  оценивать свое отношение к людям.

УМК: Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс. ФГОС. Инновационная школа)  / М., «Русское слово», 2012 г.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, дополнительный материал, компьютер, проектор, авторская презентация «Возрасты нашей жизни», мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. (Обществознание. 5 класс. Автор: Сокольникова С.И./ М., «Русское слово», 2012 г.)

Технология: ИКТ, КСО (коллективный способ обучения), технология проблемного обучения.

Ход урока

1. Этап.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

      - Закройте на минуту глаза и представьте себя через 50 лет. (Слайд №2)

Ответы обучающихся.

     - Как хорошо, что вы представили себя в окружении своих близких людей. Человеческая жизнь очень интересна, и многие изменения в ней связаны с возрастом. На прошлом уроке мы говорили о положении человека в обществе, т.е. о социальном статусе, который определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

Проверка домашнего задания. (Слайд №3)

Выполнить тест:

1. Какой социальной роли не может быть у пятиклассника?

1) ученик    2) пассажир    3) водитель     4) покупатель

2. К приобретённым качествам человека относится:

1) рост       2) темперамент      3) цвет глаз    4) ответственность

3. Для социального положения школьников характерно:

1) материальная независимость от родителей    

2) наличие образования и профессии

3) отсутствие права выбирать кружки по своему усмотрению

4) право выражать своё мнение в семье по вопросам, касающимся его лично.

4. Главным социальным статусом человека в современном обществе чаще всего является:

   1) профессия     2) национальность    3) возраст    4) пол

5. Процесс социализации начинается:

1) в школе     2) в университете     3) на работе      4) в семье

6. Статус – это положение в обществе, а роль – это модель поведения, соответствующая данному статусу.

1) Да       2) Нет

7. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

1) Да       2) Нет

8. В процессе социализации человек усваивает социальные роли, а культурные нормы осваивает.

1) Да       2) Нет

Проверка тестирования (взаимопроверка) (Слайд №4):             

1)   3          2)   4         3)   4          4)   1         5)   4        6)   1         7)   1          8)   2

2. Этап: Актуализация знаний. Для формирования познавательной мотивации ученикам предлагается прочитать и обсудить  стихотворение  Е. Евтушенко «Метаморфозы». (Слайд №5) Евгений Александрович  Евтушенко  - русский советский поэт, род. 18 июля 1932 г.

    Метаморфоза (греч. μεταμόρφωσις) - превращение, преобразование чего-либо. 

4 ученика вслух читают стихотворение.      

       Метаморфозы (1974)
Детство - это село Краснощёково,                           Юность - это село Надеждино,
Несмышлёново, Всёизлазово,                                  Нараспашкино, Обольщаньино,
Скок-Посковово, чуть  Жестоково,                          ну а если немножко Невеждино, -
но Беззлобнино, но Чистоглазово.                           все равно оно Обещаньино.

Зрелость - это село Разделово:                                 Старость - это село Усталово,
либо Схваткино, либо Пряткино,                             Понимаево, Неупрёково,
либо Трусово, либо Смелово,                                   Забывалово, Зарасталово
либо Кривдино, либо Правдино.                              и - не дай нам Бог – Одиноково.

Беседа:

1. О чём это стихотворение?

2. Как вы думаете, смог бы это стихотворение написать молодой поэт? Почему?

3. Почему поэт выбрал такой необычный способ рассказа о жизни людей разного возраста?

4. Что он хотел сказать своим стихотворением?

5. Что помогло поэту понять возраст человека?

3 этап:  Изучение новой темы.

Слайд №1– тема урока

Слайд №2 – цели урока

План урока (Слайд №2):

                                             1. Этапы жизни человека.

2. Возраст и социальные отношения.

Запись в тетради темы урока.

I. Этапы жизни человека.

  1.  Учитель: Чем дольше человек живёт, тем больше успевает сделать – получить образование, овладеть профессией, путешествовать, вырастить детей, внуков, правнуков, сделать много добрых дел для людей, прочитать много книг и т.д.  Средняя продолжительность жизни человека на Земле в разные периоды истории была разной.

       Работа со статистическими данными (Слайд №6)

Средняя продолжительность жизни людей в разные времена:

Первобытное общество – 15 – 22 года                   Древний мир – 20 – 30 лет

Конец XIX века – 50 лет (Россия XIX в. – 32;      Англия XIX в.– 33)

Настоящее время :

Япония   - 82.15                          Франция  -  81                 Канада  -  80.45
Италия  -   80.05                                Греция  -  79.5                 Южная Корея   -  79.1
Соединенные Штаты Америки  -   78.1                             Турция  -  72.95
Россия  -  69                        Кения  -  55.3                        Эфиопия  -  49.25
Сомали  -  48.9                     Мозамбик  -  40.9

Беседа: какие выводы можно сделать, исходя из статистических данных?

  1.  В настоящее время люди живут намного дольше, чем  в Древнем мире и даже 100 лет назад.
  2.  В настоящее время дольше люди живут в странах Европы и США.

Учитель:   Как вы думаете, что влияет на продолжительность жизни человека?

Ответы обучающихся (экология, здоровый образ жизни, болезни).

Учитель: Причины роста средней продолжительности жизни человека: улучшение экономических условий большинства стран, новые открытия в области медицины и техники, улучшение бытовых и санитарных условий, доступности медицинской помощи. Это и генетическая предрасположенность, и окружающая среда, и настрой человека, его желание жить. Как утверждают специалисты-геронтологи, продолжительность жизни современного человека на 40% меньше той, что отведена ему природой: 100–120 лет активной и полноценной жизни не предел для человеческого организма. В разных уголках мира, в том числе и в России, можно встретить долгожителей, т.е. людей  в возрасте 90 лет и старше. 

       Город Сосногорск вошел в число лидеров среди городов Республики Коми по количеству долгожителей. На сегодняшний день в городе проживают 94 человека столь преклонного возраста. За плечами каждого долгожителя — огромный жизненный опыт и масса воспоминаний.

Работа с учебником: чтение учениками (вслух) рубрики «Интересные факты» (стр. 78).

    

    2.    Учёные выделяют шесть основных возрастных ступеней (Слайд №7):

-  Детство (до 11 – 12 лет)

-  Подростковый возраст (11 – 15 лет)

-  Юность (15 – 30 лет)

-  Зрелость (30 – 60 лет)

-  Пожилой возраст (60 – 80 лет)

           -  Старость (от 80 лет и старше)

Запись в тетради  этапов возрастных ступеней.

Беседа:

- К какой возрастной ступени относится возраст пятиклассников?

- К младшему подростковому возрасту.

Работа с иллюстрацией учебника (стр. 79): Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке?

 Учитель:    Все люди, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки – люди разных поколений.

      На протяжении всей жизни происходит социализация человека, он приобретает очень важный опыт, который передаёт следующему поколению. Уважительное отношение к взрослым, к старым людям должен воспитывать в себе каждый человек.

Задание:  Объясните смысл поговорок (Слайд №8):

Рабочая тетрадь, стр. 40, в.2 (устная форма работы ввиду того, что пятиклассники пишут медленно):

-  «Старость – не радость» (Старость не радость в том,  что пожилым людям нелегко жить, у них появляются многие болезни, они не могут много, что могут молодые, у молодых еще вся жизнь впереди,  а в старости уже многое позади....)

-  «Смолоду наживай, а под старость проживай» (в молодости наживай мудрость, знания, жизненный опыт, а потом пользуйся).

-  «Старый хочет спать, а молодой – играть» (старые люди быстро устают, им нужно больше отдыхать, а молодые – активные).

-  «Молодость плечами крепка, а старость – головой» (молодые имеют здоровье, физическую силу, а старые люди богаты мудростью). 

3. У каждой возрастной группы свои предпочтения, привычки и вкусы. Самостоятельная работа с последующим обсуждением.

Задание: Сгруппировать изображения по основным периодам жизни человека (детство, юность, зрелость, старость) и ответить на вопрос: «Какие изображения можно отнести одновременно к разным периодам жизни и почему?»

Рабочая тетрадь, стр. 41, №3 (Слайд №9)

II. Возраст и социальные отношения. (Слайд №10)

Учитель:   Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе жизни оно открывает человеку определённые возможности, определённый круг доступных только его возрасту видов труда, деятельности и ролей. Например, дети идут в школу в 7 лет, паспорт в России получают в подростковом возрасте в 14 лет, на службу в армию призывают с 18 лет, получают право участвовать в выборах президента страны – тоже с 18 лет, выдвинуть свою кандидатуру в президенты России  - с 35 лет, уйти на пенсию – женщинам – с 55 лет, мужчинам – с 60 лет и т.д. У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. возрастной статус. Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью. 

Задание (рабочая тетрадь, стр. 42, №4): Заполните схему и выполните задание:

Каждый возраст открывает для человека определённые возможности, устанавливает ограничения, разные права и обязанности. Определить, к какому возрасту относятся предложенные ситуации. (Слайд №11)                                                       

Коллективная форма работы под руководством учителя, так как данное задание требует время, а оно ограничено рамками урока, и у учеников ещё небольшой социальный опыт.  Учитель предлагает примеры.

Возможности, права                                                             Ограничения, обязанности

Детство и подростковый возраст

             Юность

             Зрелость

                  Пожилой возраст

                    Старость

Поступление в 1 класс           Чтение  праправнучке сказки         Хорошо учиться

Выбор профессии         Служба в армии       Воспитание детей     Выход  на пенсию      Физический труд             Запись воспоминаний                 Вождение автомобиля

Результат работы:

Возможности, права                                                             Ограничения, обязанности

Поступление в 1 класс         Детство и подростковый возраст         Хорошо учиться

Выбор профессии                                  Юность                               Служба в армии

Выход  на пенсию                                    Зрелость                            Воспитание детей     

Запись воспоминаний                   Пожилой возраст                 Вождение автомобиля             

Чтение  праправнучке сказки                      Старость                             Физический труд

Беседа: Как вы думаете, почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство?

Вывод по уроку:  Что мы узнали сегодня на уроке? (возрастные периоды жизни человека, каждый возраст связан с определёнными правами и обязанностями, статусом, возможностями и ограничениями).

4 этап. Домашнее задание (Слайд №12) - § 11, практикум: № 2, стр.83 (мини-сочинение)  ИЛИ  № 3, стр. 84 (таблица «Музыкальные предпочтения людей разного возраста) – на выбор.

5 этап. Проверяем себя.

Сокольникова С.И. Мультимедийное приложение к учебнику Кравченко А.И. Обществознание. 5 класс. / М., «Русское слово»,  2012 г.

Тренажёр, § 11

№ 1:   1,  4;       № 2:   1,  3;    № 3:   2

6 этап. Рефлексия.  

1). Как я работал(а) на уроке?

2). Оцените свое участие в уроке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82772. Овочі і фрукти, молочні продукти, їх значення для росту і розвитку 774 KB
  Вчити учнів розпізнавати корисні і шкідливі продукти харчування пояснити чому дітям потрібно вживати овочі фруктимолочні продукти щодня; пояснити значення харчування для здоров’я; виховувати свідоме ставлення до свого здоров’я. Сюжетні малюнки: овочі фрукти молочні і мясні продукти тістечка цукерки торти...
82773. Я і Україна. Довкілля 78 KB
  Мета уроку: розширити знання учнів про пори року; збагачувати уявлення молодших школярів про красу рідної природи; розвивати спостережливість, допитливість, творчу уяву, мислення, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас; прищеплювати любов до природи та бережливе ставлення до довкілля.
82774. Досліджую свою оселю 107.5 KB
  Мета: вчити учнів досліджувати своє довкілля, робити висновки зі своїх досліджень, формувати у дітей уявлення про різноманітність архітектурних споруд, викликати інтерес до пізнання через дослідження, розвивати прагнення прикрасити, зробити комфортнішою свою оселю, виховувати активну позицію...
82775. В. Берестов Альбом для рисования. А. Лельевр Белые гуси 103 KB
  Какого цвета были гуси Почему люди говорили что они синие Как изменился цвет гусей ночью в Выборочное чтение. Рассказ учителя о цветах и их оттенках. Но люди заметили что цветовое разнообразие основано на трех цветах желтом красном синем.
82776. Лаймен Френк Баум. Чарівник Країни Оз 118.5 KB
  Організаційна частина Добрий день друзі Слайд В ефірі дитяча телепередача У світі веселих пригод та дивовижних мандрівок з казковими героями. Анонс нашої передачі: Слайд Отже ми будемо працювати у різних рубриках. Слайд Ми її проведемо у вигляді інтервю.
82777. Растения. Деревья, кусты, травянистые растения 37 KB
  Цель: продолжить ознакомление учащихся с разнообразием растений формированием понятий дерево-куст травянистые растения; учить детей сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к природе. Сегодня мы поговорим о растениях об их группах научимся сравнивать обобщать и делать выводы.
82778. Вода в природі. Властивості води. Як берегти воду? 438 KB
  Мета: дати учням уявлення про властивості води (прозора, рідка, без кольору, без запаху, розчиняє деякі предмети), про зміни стану води (твердий рідкий, газоподібний); акцентувати увагу дітей на значення води для рослин, тварин, людини; розвивати активне пізнавальне ставлення до природи...
82779. Здоровий спосіб життя 52.5 KB
  Ознайомити учнів із визначенням понять здоровя здоровий спосіб життя; Формувати вміння висувати аргументувати та захищати свої ідеї; Вчити учнів протидіяти шкідливим звичкам контролювати свою поведінку Розвивати увагу фантазію учнів уміння спостерігати порівнювати...
82780. Число 10. Записывание числа 10 двумя цифрами. Повторение изученного материала 340 KB
  Цели: Ознакомить с образованием числа 10 записью числа 10 двумя цифрами; учить сравнивать числа вычислять выражения на сложение в пределах 9 закреплять знания состава числа 9; развивать логическое мышление воспитывать желание учиться учить математику.