83743

В поисках счастья (Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели образовательные: Учить внимательно читать произведения художественной литературы; формировать умения и навыки работы с текстом; осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина; понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.

Русский

2015-03-16

45.5 KB

2 чел.

                   В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ

(Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина)                                                                       Урок в 5 классе      

Тип урока: обобщение и систематизация.

Структура: 1. постановка цели;

2. повторение материала по теме (применение знаний в стандартной ситуации) – викторина.

3. применение знаний в нестандартной ситуации (работа в группах) – создание путеводителя по сказкам А.С. Пушкина. Обобщение материала.

4. формирование обобщенных знаний и способа деятельности. Подведение итогов.

         5. Домашнее задание.

Цели образовательные:                                                                                                                                       1. Учить внимательно читать произведения художественной литературы;

2. формировать умения и навыки работы с текстом;

3. осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина;

4. понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.

                Развивающие:

  1.  Формирование познавательного интереса к литературе (к творчеству А.С.Пушкина) через

- связь изучаемого материала с жизнью;

- создание проблемной ситуации;

- использование иллюстраций к сказкам Пушкина;

- использование сравнений;

- организацию познавательной дискуссии;

- новизну знаний, необычность, несоответствие прежним представлениям.

2. Формирование умственных учебных действий:

    - анализа и синтеза;

    - сравнение;

    - абстрагирование;

   - обобщение и систематизацию.

3. Продолжить учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать, опровергать, ставить и разрешать проблемы, развивать воображение.

4. Развитие действий контроля и самоконтроля при закреплении изученной темы.

5. Развитие речи: усиление коммуникативных навыков речи, овладение художественно-выразительными средствами языка.

         Воспитательные:

Воспитание требовательности к себе, ответственности, товарищества, вежливости, гуманности, трудолюбия, радости сопереживания успехам товарищей, максимальной работоспособности на уроке.

      ХОД  УРОКА

На уроке используется презентация: портрет А.С. Пушкина, тема урока, цель урока, план урока, викторина, задания группам, домашнее задание.

- Учитель объявляет тему урока: «В поисках счастья» - литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина; определяет цель: вспомнить сказки А.С. Пушкина; выяснить, какой жизненный урок дают нам сказки А.С. Пушкина; доказать, что сказки А.С. Пушкина близки народным сказкам; знакомит учащихся с планом урока: постановка цели, викторина, составление путеводителя по сказкам, подведение итогов, домашнее задание (планы урока находятся на ученических столах).

После завершения организационного момента учитель предлагает учащимся определить по плану следующий этап работы. Ребята определяют, что следующий этап – викторина. Прежде чем преступить к викторине учитель предлагает ребятам назвать ассоциации, которые у них возникают, когда мы говорим о сказках Пушкина. Ассоциации самые разнообразные: звезды, радость, море, солнце, веселье, красота, дружба, любовь, семья…) После этого учитель предлагает ответить на вопросы викторины:

Первый этап: «Царство славного Салтана»

  1.  Какая народная сказка легла в основу «Сказки о царе Салтане», кто рассказал ее Пушкину?
  2.  Какие слова «Сказки о царе Салтане» подтверждают, что Гвидон родился богатырем?
  3.  О царице у колыбели едва родившегося сына в «Сказке о царе Салтане» говорится так:

   И царица над ребенком,

  Как орлица над орленком…

Почему символом материнской любви и заботы у Пушкина является «орлица», а не какая-либо другая птица – голубка, ласточка, лебедь, аист?

Второй этап: «Гвидонов град»

  1.  Венчание Гвидона княжьей шапкой происходит «с разрешения царицы». Выбирая жену, Гвидон тоже просит материнского благословения. Что обозначал этот обряд? Почему он так много значил для Гвидона?

2. Докажите, что море в сказках А.С. Пушкина – мыслящая стихия, волшебная сила.

Третий этап: Зеленая дубрава

  1.  Какую из сказок А.С. Пушкина можно сопоставить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
  2.  Какая из этих сказок ближе к народной? Докажите.

- Учитель приводит слова С.Я. Маршака: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной».

После проведения викторины учитель предлагает еще раз посмотреть на иллюстрации к сказкам Пушкина и ответить на вопрос: изменилось ли мнение ребят о сказках, может быть появились новые ассоциации. Ребята добавили, что сказки Пушкина многогранны, близки народным, герои сказок стремятся к счастью, любви, к созданию семьи.

- Учитель предлагает проверить, так ли это. В этом поможет следующий этап урока   (ребята по плану определяют, что следующий этап – создание путеводителя).

- Учитель показывает титульный лист путеводителя, предлагает объединиться в группы и выполнить предложенные задания по созданию маршрутных листов.

Ребята работают в группах, потом идет защита своих проектов:

1 группа озвучивает свое задание: создать карту пушкинского Лукоморья, выбрать экскурсовода из героев сказок, доказать свою точку зрения. Ученики выбирают экскурсоводом Царевну-лебедь, объясняют, что они выбрали ее, потому что «Сказка о царе Салтане» - первая сказка Пушкина, Царевна-лебедь красивая, умная, речь ее плавная («…речь-то говорит, словно реченька журчит…»). Далее ученики, опираясь на тексты пушкинских сказок, намечают маршрут экспедиции: залив Золотой рыбки, Попово подворье, Зеленая дубрава, бухта разбитого корыта, замок «славного» Дадона, остров Буян.

2 группа называет счастливых героев сказок Пушкина, доказывая свою точку зрения  текстами  (царевна из «Сказки о мертвой царевне», злая мачеха, поп, царица из «Сказки о царе Салтане», старуха из сказки «О рыбаке и рыбке», царь Дадон).

3 группа должна найти несчастливых героев и доказать это (ребята называют тех же героев, что и 2 группа, и доказывает свою точку зрения текстами сказок). На раздаточных листах для этих групп наклеены иллюстрации этих героев.

- Учитель предлагает ученикам ответить, почему мы одних и тех же героев записали в счастливые и в несчастливые. Ребята ответили, что людей абсолютно счастливых, как и абсолютно несчастных  в жизни не бывает. Поэтому Пушкин и своих героев не делает только счастливыми.

4 группе предложено определить, какие положительные качества присущи отрицательным пушкинским героям (положительные качества записаны в раздаточном листе). Ребята определяют, что злая мачеха – умеет следить за собой, аккуратная; поп – хозяйственный, хороший семьянин, умеет держать слово; ткачиха с поварихой, сватьей бабой Баборихой – умеют договориться, целеустремленные, умеют признать свои ошибки и раскаяться и т. д.)

- Учитель спрашивает ребят, зачем Пушкину понадобилось наделять отрицательных героев положительными чертами. Ученики ответили, что в жизни нет совсем плохих людей, в каждом, даже очень плохом человеке, всегда есть что-то хорошее, надо только это увидеть и помочь человеку развить эти хорошие качества.

5 группа определяла какие чувства вызывают у них пушкинские герои (перечень чувств был указан на раздаточном листе). Ребята, опираясь на тексты сказок, доказали, что герои сказок вызывают восхищение, уважение, сочувствие, жалость, радость…)

 -Учитель просит объяснить, какие чувства вызывают герои сказок у самого Пушкина. Ребята доказывают, что Пушкин переживает за своих героев, они вызывают у него те же чувства, что и у читателей. Пушкин сумел передать нам свое отношение к героям – именно этим авторские сказки отличаются от народных.

6 группа подготовила творческое задание: сочинили частушки по сказкам Пушкина и исполнили их:

Как-то раз жила девица,                                        Тут царица умирает,

Краше всех была царица.                                     Но добро зло побеждает:

Стала лебедем прекрасным –                             Принц, конечно, ее будит -

Нам поведал Пушкин в сказке.                            Хорошо у них все будет.

Золотистый петушок                                              Жил на свете поп скупой,

Резко встрепенется,                                               Собирал оброк он свой.

Приподнимет гребешок,                                       Получив три раза в лоб,

И все вокруг проснется.                                         Языка лишился поп.

                                На рыбалку дед пошел,

            Чудо-чудное нашел.

   Бабка жадной оказалась

            И с корытом лишь осталась.

После защиты всех проектов, учитель предлагает посмотреть план и перейти к следующему этапу урока: подведение итогов. Ребята отвечают на вопрос: что же нужно сделать, чтобы стать счастливым? (не надо быть жадным, необходимо помогать друг другу, не быть завистливым, уважать старших, любить людей, не видеть в людях только плохое…)

- Учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что запомнилось больше всего, что хотели бы повторить. Домашнее задание: написать сочинение «Сказка - ложь, да в ней намек…» - какой жизненный урок я извлек из сказок А.С. Пушкина.

- Учитель благодарит учащихся за урок, выставляет оценки.         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36447. Латинская Америка 35.5 KB
  К тому же вся Латинская Америка отличается большой экзотикой что объясняется и историей коренного населения индейцев и последующей колонизацией испанцами и португальцами а также и другими европейцами и перемещением из Африки в отдельные латиноамериканские страны большого числа жителей черного континента. По степени развития международного туризма в Латиноамериканском регионе можно выделить две туристскорекреационных зоны: 1 Карибская Мексика страны Центральной Америки островные государства Карибского моря Бермудские острова; 2...
36448. Африка 33 KB
  Северная Африка не только район преимущественно благоприятного для отдыха средиземноморского климата пляжей которые в ряде районов например в Египте начинают функционировать значительно раньше южноевропейских а в иных случаях действуют круглый год что весьма привлекательно для многих тысяч туристов но и зона где в огромном количестве сохранились в той или иной степени разрушения памятники древней культуры возраст которых исчисляется многими тысячелетиями. Именно страны Северной Африки принимают основной поток туристов которые...
36449. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ВМС. БИОХИМИЯ 1.78 MB
  Направление реакции определяется распределением электронной плотности в исходных соединениях – статический фактор. Поэтому для них характерен радикальный механизм реакции. Семенова радикальное замещение протекает по цепному механизму включающему 3 стадии: hη 1 стадия инициирование реакцииСl2 → 2 Cl Под действием кванта света 1 электрон со связывающей σ – орбитали молекулы хлора переходят на σ – разрыхляющую орбиталь. Сl∙ R∙ → RCl Cl∙ Cl∙ → Cl2 Практическое применение этой реакции...
36450. ФИЗХИМИЯ 884.51 KB
  Тепловой эффект – это теплота выделяемое или поглощаемое при необратимом течении хим реакции пр след. Тисх=Тпрод Другими словами закон Гесса можно сформулировать так: тепловой эффект реакции зависит только от вида и состояния исходных веществ и продуктов реакции но не зависит от пути перехода. Стандартная энтальпия хим реакций равна разности суммы стандартных энтальпий образования продуктов реакции и реагента с учетом стехиометрических коэффициентов. Стандартной энтальпией или теплотой образования вва при заданной температуре называют...
36451. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 252.91 KB
  Реальные потенциалы необходимы при определении хода потенциометрического титрования. Реальные потенциалы необходимы для решения вопроса о направлении окислительновосстановительного процесса и хода потенциометрического титрования. Опредся точка конечная и точка титрования.Алкелидиметрия HCl NOH Окислительновосстановительная аОх1вRed2=Ox2bRed1 Редоксиметрия Перманганометрия Дихроматометрия Иодометрия Вонадатометрия Цериметрия KMnO4 K2Cr2O7 I2 KI NH4xVO3 CuSO42 nMnL=[ML] Комплексонометрия Меркуриметрия комплексонометрия...
36452. КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ 475.42 KB
  Удельная геометрическая поверхность Sуд = S V м2 м3 м2 кгВ общем случае: Sуд = kD Размеры частиц дисперсной фазы: Грунты: песчаные больше 50 мкм пылеватые 150 мкм Эритроциты крови человека 7 мкм Кишечная палочка 3 мкм Вирус гриппа 01 мкм – 10 нм Дым древесный уголь 30 – 40 мкм Тонкие поры угля 110 нм...
36453. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ 79.4 KB
  Активность возрастает отLi к Сs в данном ряду. растёт радиус атома а притяжение последнего электрона к ядру ослабевает поэтому самый активный в данном ряду Цезий. По отношению к воде: 2R2H2O=2ROHH2 где Rлюбой металл из семейства щелочных только литий растворяется спокойно натрий может загореться на поверхности воды а калий взрывоопасен с водой очень бурно реагирует Объясните кажущуюся аномалию положения Li в ряду электродных потенциалов Eo процесса Э 1е → Э в растворе представленных в таблице по сравнению с положением в...
36454. Сущность, значение и место управления персоналом в организации 171 KB
  Персонал – это постоянные и временные сотрудники предприя представители квалифицированного и неквалифицго труда.цированного и неквалифицго труда в. зависит от: числа элементов разнообразия элов сложности элов числа и харра связей м у ними; в автоматизыция произвва – не только произвва но и управления возрастание интеллектой составляющей персонала и требования к нему; г повсеместное распространение коллективных форм оргции труда – труд людей усложняется → они должны свободно работать → стремление к самостоятельности; д рост...
36455. ТАКТИКО-СПЕЦІАЛЬНА ПІДГОТОВКА 14.51 MB
  Основні завдання зв’язку. Засоби та види зв’язку. Основні вимоги до зв’язку. Основними задачами зв'язку є: забезпечення стійкого зв'язку з вищим штабом та своєчасного приймання сигналів бойового управління; забезпечення управління підлеглими військами в будь яких умовах обстановки; забезпечення передач i сигналів та своєчасне попередження та повідомлення військ про безпосередню загрозу застосування противником ЗМЗ та повітряного противника; забезпечення обміну інформацією між взаємодіючими з’єднаннями частинами підрозділами;...