83743

В поисках счастья (Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели образовательные: Учить внимательно читать произведения художественной литературы; формировать умения и навыки работы с текстом; осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина; понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.

Русский

2015-03-16

45.5 KB

2 чел.

                   В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ

(Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина)                                                                       Урок в 5 классе      

Тип урока: обобщение и систематизация.

Структура: 1. постановка цели;

2. повторение материала по теме (применение знаний в стандартной ситуации) – викторина.

3. применение знаний в нестандартной ситуации (работа в группах) – создание путеводителя по сказкам А.С. Пушкина. Обобщение материала.

4. формирование обобщенных знаний и способа деятельности. Подведение итогов.

         5. Домашнее задание.

Цели образовательные:                                                                                                                                       1. Учить внимательно читать произведения художественной литературы;

2. формировать умения и навыки работы с текстом;

3. осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина;

4. понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.

                Развивающие:

  1.  Формирование познавательного интереса к литературе (к творчеству А.С.Пушкина) через

- связь изучаемого материала с жизнью;

- создание проблемной ситуации;

- использование иллюстраций к сказкам Пушкина;

- использование сравнений;

- организацию познавательной дискуссии;

- новизну знаний, необычность, несоответствие прежним представлениям.

2. Формирование умственных учебных действий:

    - анализа и синтеза;

    - сравнение;

    - абстрагирование;

   - обобщение и систематизацию.

3. Продолжить учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать, опровергать, ставить и разрешать проблемы, развивать воображение.

4. Развитие действий контроля и самоконтроля при закреплении изученной темы.

5. Развитие речи: усиление коммуникативных навыков речи, овладение художественно-выразительными средствами языка.

         Воспитательные:

Воспитание требовательности к себе, ответственности, товарищества, вежливости, гуманности, трудолюбия, радости сопереживания успехам товарищей, максимальной работоспособности на уроке.

      ХОД  УРОКА

На уроке используется презентация: портрет А.С. Пушкина, тема урока, цель урока, план урока, викторина, задания группам, домашнее задание.

- Учитель объявляет тему урока: «В поисках счастья» - литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина; определяет цель: вспомнить сказки А.С. Пушкина; выяснить, какой жизненный урок дают нам сказки А.С. Пушкина; доказать, что сказки А.С. Пушкина близки народным сказкам; знакомит учащихся с планом урока: постановка цели, викторина, составление путеводителя по сказкам, подведение итогов, домашнее задание (планы урока находятся на ученических столах).

После завершения организационного момента учитель предлагает учащимся определить по плану следующий этап работы. Ребята определяют, что следующий этап – викторина. Прежде чем преступить к викторине учитель предлагает ребятам назвать ассоциации, которые у них возникают, когда мы говорим о сказках Пушкина. Ассоциации самые разнообразные: звезды, радость, море, солнце, веселье, красота, дружба, любовь, семья…) После этого учитель предлагает ответить на вопросы викторины:

Первый этап: «Царство славного Салтана»

  1.  Какая народная сказка легла в основу «Сказки о царе Салтане», кто рассказал ее Пушкину?
  2.  Какие слова «Сказки о царе Салтане» подтверждают, что Гвидон родился богатырем?
  3.  О царице у колыбели едва родившегося сына в «Сказке о царе Салтане» говорится так:

   И царица над ребенком,

  Как орлица над орленком…

Почему символом материнской любви и заботы у Пушкина является «орлица», а не какая-либо другая птица – голубка, ласточка, лебедь, аист?

Второй этап: «Гвидонов град»

  1.  Венчание Гвидона княжьей шапкой происходит «с разрешения царицы». Выбирая жену, Гвидон тоже просит материнского благословения. Что обозначал этот обряд? Почему он так много значил для Гвидона?

2. Докажите, что море в сказках А.С. Пушкина – мыслящая стихия, волшебная сила.

Третий этап: Зеленая дубрава

  1.  Какую из сказок А.С. Пушкина можно сопоставить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
  2.  Какая из этих сказок ближе к народной? Докажите.

- Учитель приводит слова С.Я. Маршака: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной».

После проведения викторины учитель предлагает еще раз посмотреть на иллюстрации к сказкам Пушкина и ответить на вопрос: изменилось ли мнение ребят о сказках, может быть появились новые ассоциации. Ребята добавили, что сказки Пушкина многогранны, близки народным, герои сказок стремятся к счастью, любви, к созданию семьи.

- Учитель предлагает проверить, так ли это. В этом поможет следующий этап урока   (ребята по плану определяют, что следующий этап – создание путеводителя).

- Учитель показывает титульный лист путеводителя, предлагает объединиться в группы и выполнить предложенные задания по созданию маршрутных листов.

Ребята работают в группах, потом идет защита своих проектов:

1 группа озвучивает свое задание: создать карту пушкинского Лукоморья, выбрать экскурсовода из героев сказок, доказать свою точку зрения. Ученики выбирают экскурсоводом Царевну-лебедь, объясняют, что они выбрали ее, потому что «Сказка о царе Салтане» - первая сказка Пушкина, Царевна-лебедь красивая, умная, речь ее плавная («…речь-то говорит, словно реченька журчит…»). Далее ученики, опираясь на тексты пушкинских сказок, намечают маршрут экспедиции: залив Золотой рыбки, Попово подворье, Зеленая дубрава, бухта разбитого корыта, замок «славного» Дадона, остров Буян.

2 группа называет счастливых героев сказок Пушкина, доказывая свою точку зрения  текстами  (царевна из «Сказки о мертвой царевне», злая мачеха, поп, царица из «Сказки о царе Салтане», старуха из сказки «О рыбаке и рыбке», царь Дадон).

3 группа должна найти несчастливых героев и доказать это (ребята называют тех же героев, что и 2 группа, и доказывает свою точку зрения текстами сказок). На раздаточных листах для этих групп наклеены иллюстрации этих героев.

- Учитель предлагает ученикам ответить, почему мы одних и тех же героев записали в счастливые и в несчастливые. Ребята ответили, что людей абсолютно счастливых, как и абсолютно несчастных  в жизни не бывает. Поэтому Пушкин и своих героев не делает только счастливыми.

4 группе предложено определить, какие положительные качества присущи отрицательным пушкинским героям (положительные качества записаны в раздаточном листе). Ребята определяют, что злая мачеха – умеет следить за собой, аккуратная; поп – хозяйственный, хороший семьянин, умеет держать слово; ткачиха с поварихой, сватьей бабой Баборихой – умеют договориться, целеустремленные, умеют признать свои ошибки и раскаяться и т. д.)

- Учитель спрашивает ребят, зачем Пушкину понадобилось наделять отрицательных героев положительными чертами. Ученики ответили, что в жизни нет совсем плохих людей, в каждом, даже очень плохом человеке, всегда есть что-то хорошее, надо только это увидеть и помочь человеку развить эти хорошие качества.

5 группа определяла какие чувства вызывают у них пушкинские герои (перечень чувств был указан на раздаточном листе). Ребята, опираясь на тексты сказок, доказали, что герои сказок вызывают восхищение, уважение, сочувствие, жалость, радость…)

 -Учитель просит объяснить, какие чувства вызывают герои сказок у самого Пушкина. Ребята доказывают, что Пушкин переживает за своих героев, они вызывают у него те же чувства, что и у читателей. Пушкин сумел передать нам свое отношение к героям – именно этим авторские сказки отличаются от народных.

6 группа подготовила творческое задание: сочинили частушки по сказкам Пушкина и исполнили их:

Как-то раз жила девица,                                        Тут царица умирает,

Краше всех была царица.                                     Но добро зло побеждает:

Стала лебедем прекрасным –                             Принц, конечно, ее будит -

Нам поведал Пушкин в сказке.                            Хорошо у них все будет.

Золотистый петушок                                              Жил на свете поп скупой,

Резко встрепенется,                                               Собирал оброк он свой.

Приподнимет гребешок,                                       Получив три раза в лоб,

И все вокруг проснется.                                         Языка лишился поп.

                                На рыбалку дед пошел,

            Чудо-чудное нашел.

   Бабка жадной оказалась

            И с корытом лишь осталась.

После защиты всех проектов, учитель предлагает посмотреть план и перейти к следующему этапу урока: подведение итогов. Ребята отвечают на вопрос: что же нужно сделать, чтобы стать счастливым? (не надо быть жадным, необходимо помогать друг другу, не быть завистливым, уважать старших, любить людей, не видеть в людях только плохое…)

- Учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что запомнилось больше всего, что хотели бы повторить. Домашнее задание: написать сочинение «Сказка - ложь, да в ней намек…» - какой жизненный урок я извлек из сказок А.С. Пушкина.

- Учитель благодарит учащихся за урок, выставляет оценки.         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53393. Методичні основи змісту навчання та виховання 143 KB
  В широкому плані особистість людини є інтегральною цілісністю біогенних соціогенних і психогенних елементів. Коменського великого чеського педагога – чітко позначені положення про те що весь процес навчання і виховання дітей необхідно будувати з урахуванням їх вікових і індивідуальних особливостей і виявляти ці особливості шляхом систематичних спостережень. Він вважав що в процесі виховання і навчання необхідно орієнтуватися на позитивні якості...
53394. У НАС В ГОСТЯХ ІНДІЯ 99.5 KB
  Мета: забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко географічного положення Індії особливості природних умов і ресурсів розміщення населення й господарства культурноісторичні особливості країни; розвивати творчі здібності учнів логічне мислення формувати культуру спілкування; продовжити розвивати інтерес до предмета; формувати вміння працювати самостійно та в групах виховувати почуття доброти й милосердя до людей інших...
53395. ІНДУКЦІЯ – МЕТОД ПІЗНАННЯ ІСТИНИ 59 KB
  Як виховати цілісне мислення як сформувати ставлення до математики як до цілісної системи яка забезпечує світопізнання розвиток інтелекту показати практичне застосування логічних методів для встановлення істини у житті людини Покажемо це на прикладі вивчення теми “Індукціяâ€. У перекладі з латинської термін “індукція†означає â€œнаведенняâ€. Розрізняють кілька видів індуктивних міркувань: міркування за схемою “повна індукція†та міркування за схемою “неповна індукціяâ€. Це індукція шляхом переліку популярна індукція та...
53396. На шляху до сучасності: утвердження індустріального суспільства у провідних державах світу 91.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати узагальнити та конкретизувати знання та уявлення учнів про розвиток провідних держав світу в 2 половині ХІХ ст. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань умінь і навичок. Після цього уроку учні зможуть: Характеризувати процес завершення формування індустріального суспільства у провідних державах Європи та...
53397. Використання інформаційних технологій на уроках математики 1.49 MB
  Застосування компютерної техніки на уроках дозволяє зробити урок нетрадиційним яскравим насиченим наповнюючи його зміст знаннями з інших наочних областей що перетворюють математику з об'єкту вивчення в засіб отримання нових знань. Ефективність застосування нових інформаційних технологій на уроках математики обумовлена наступними факторами: 1 різноманітність форм представлення інформації; 2 висока степінь наочності; 3 можливість моделювання за допомогою комп’ютера різноманітних об’єктів і процесів; 4 звільнення від рутинної роботи...
53398. Засоби пошуку інформації в Інтернеті. Принципи функціонування веб-каталогів та пошукових систем. Стратегії пошуку інформації 1.56 MB
  Сьогодні на уроці продовжим вивчати сільське господарство, характеристику тваринництва, узагальнемо спеціалізацію сільського господарства, ознайомимось і оцінемо проблеми і перспективи розвитку сільського господарства, завершимо виконання практичної роботи №9, використовуючи знання з інформатики.
53399. Алгоритм 434 KB
  В цей час решта членів команд задіяні в перехресному опитуванні: задають один одному по 3 теоретичних питання за темою, які готували дома заздалегідь, причому, задають питання та дають відповіді різні члени команди. Оцінює команди журі, до складу якого входять 2 найбільш підготовлених студента (1 бал за кожну правильну відповідь). Вони ж здійснюють контроль часу.
53400. Засоби масової інформації 66 KB
  Good afternoon boys and girls. I’m very glad to see you. We are also pleased to see our guests today and we’ll try to make our lesson useful and interesting. Today we are having our last lesson on Mass Media and our aim is to generalize our knowledge on this question and to get to know something new concerning mass media.
53401. Основні команди роботи з робочою книгою та її аркушами 607.5 KB
  Актуальність теми : при роботі з великими об’ємами даних важливе значення відіграє їх наглядність та наочність. І навіть наша приймальна комісія використовує електронні таблиці для сортування абітурієнтів та створення бази даних та ведення документації по прийому технікуму.Навчальні цілі заняття : знати правила створення формул в Excel математичні функції СЧЕТЕСЛИ ЧСТРОК ЕСЛИ ІІ рівень абстракції; Оволодіти навичками заповнення електронних таблиць ручним та автоматичним типом вводу даних навчитися проводити розрахунки за...