83743

В поисках счастья (Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели образовательные: Учить внимательно читать произведения художественной литературы; формировать умения и навыки работы с текстом; осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина; понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.

Русский

2015-03-16

45.5 KB

1 чел.

                   В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ

(Литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина)                                                                       Урок в 5 классе      

Тип урока: обобщение и систематизация.

Структура: 1. постановка цели;

2. повторение материала по теме (применение знаний в стандартной ситуации) – викторина.

3. применение знаний в нестандартной ситуации (работа в группах) – создание путеводителя по сказкам А.С. Пушкина. Обобщение материала.

4. формирование обобщенных знаний и способа деятельности. Подведение итогов.

         5. Домашнее задание.

Цели образовательные:                                                                                                                                       1. Учить внимательно читать произведения художественной литературы;

2. формировать умения и навыки работы с текстом;

3. осознавать свои чувства и эмоции при чтении сказок Пушкина;

4. понять авторское отношение к сказочным героям и свое отношение к пушкинским героям.

                Развивающие:

  1.  Формирование познавательного интереса к литературе (к творчеству А.С.Пушкина) через

- связь изучаемого материала с жизнью;

- создание проблемной ситуации;

- использование иллюстраций к сказкам Пушкина;

- использование сравнений;

- организацию познавательной дискуссии;

- новизну знаний, необычность, несоответствие прежним представлениям.

2. Формирование умственных учебных действий:

    - анализа и синтеза;

    - сравнение;

    - абстрагирование;

   - обобщение и систематизацию.

3. Продолжить учить анализировать, выделять главное, сравнивать, доказывать, опровергать, ставить и разрешать проблемы, развивать воображение.

4. Развитие действий контроля и самоконтроля при закреплении изученной темы.

5. Развитие речи: усиление коммуникативных навыков речи, овладение художественно-выразительными средствами языка.

         Воспитательные:

Воспитание требовательности к себе, ответственности, товарищества, вежливости, гуманности, трудолюбия, радости сопереживания успехам товарищей, максимальной работоспособности на уроке.

      ХОД  УРОКА

На уроке используется презентация: портрет А.С. Пушкина, тема урока, цель урока, план урока, викторина, задания группам, домашнее задание.

- Учитель объявляет тему урока: «В поисках счастья» - литературная экспедиция по сказкам А.С. Пушкина; определяет цель: вспомнить сказки А.С. Пушкина; выяснить, какой жизненный урок дают нам сказки А.С. Пушкина; доказать, что сказки А.С. Пушкина близки народным сказкам; знакомит учащихся с планом урока: постановка цели, викторина, составление путеводителя по сказкам, подведение итогов, домашнее задание (планы урока находятся на ученических столах).

После завершения организационного момента учитель предлагает учащимся определить по плану следующий этап работы. Ребята определяют, что следующий этап – викторина. Прежде чем преступить к викторине учитель предлагает ребятам назвать ассоциации, которые у них возникают, когда мы говорим о сказках Пушкина. Ассоциации самые разнообразные: звезды, радость, море, солнце, веселье, красота, дружба, любовь, семья…) После этого учитель предлагает ответить на вопросы викторины:

Первый этап: «Царство славного Салтана»

  1.  Какая народная сказка легла в основу «Сказки о царе Салтане», кто рассказал ее Пушкину?
  2.  Какие слова «Сказки о царе Салтане» подтверждают, что Гвидон родился богатырем?
  3.  О царице у колыбели едва родившегося сына в «Сказке о царе Салтане» говорится так:

   И царица над ребенком,

  Как орлица над орленком…

Почему символом материнской любви и заботы у Пушкина является «орлица», а не какая-либо другая птица – голубка, ласточка, лебедь, аист?

Второй этап: «Гвидонов град»

  1.  Венчание Гвидона княжьей шапкой происходит «с разрешения царицы». Выбирая жену, Гвидон тоже просит материнского благословения. Что обозначал этот обряд? Почему он так много значил для Гвидона?

2. Докажите, что море в сказках А.С. Пушкина – мыслящая стихия, волшебная сила.

Третий этап: Зеленая дубрава

  1.  Какую из сказок А.С. Пушкина можно сопоставить со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна»?
  2.  Какая из этих сказок ближе к народной? Докажите.

- Учитель приводит слова С.Я. Маршака: «Пушкинская сказка – прямая наследница народной».

После проведения викторины учитель предлагает еще раз посмотреть на иллюстрации к сказкам Пушкина и ответить на вопрос: изменилось ли мнение ребят о сказках, может быть появились новые ассоциации. Ребята добавили, что сказки Пушкина многогранны, близки народным, герои сказок стремятся к счастью, любви, к созданию семьи.

- Учитель предлагает проверить, так ли это. В этом поможет следующий этап урока   (ребята по плану определяют, что следующий этап – создание путеводителя).

- Учитель показывает титульный лист путеводителя, предлагает объединиться в группы и выполнить предложенные задания по созданию маршрутных листов.

Ребята работают в группах, потом идет защита своих проектов:

1 группа озвучивает свое задание: создать карту пушкинского Лукоморья, выбрать экскурсовода из героев сказок, доказать свою точку зрения. Ученики выбирают экскурсоводом Царевну-лебедь, объясняют, что они выбрали ее, потому что «Сказка о царе Салтане» - первая сказка Пушкина, Царевна-лебедь красивая, умная, речь ее плавная («…речь-то говорит, словно реченька журчит…»). Далее ученики, опираясь на тексты пушкинских сказок, намечают маршрут экспедиции: залив Золотой рыбки, Попово подворье, Зеленая дубрава, бухта разбитого корыта, замок «славного» Дадона, остров Буян.

2 группа называет счастливых героев сказок Пушкина, доказывая свою точку зрения  текстами  (царевна из «Сказки о мертвой царевне», злая мачеха, поп, царица из «Сказки о царе Салтане», старуха из сказки «О рыбаке и рыбке», царь Дадон).

3 группа должна найти несчастливых героев и доказать это (ребята называют тех же героев, что и 2 группа, и доказывает свою точку зрения текстами сказок). На раздаточных листах для этих групп наклеены иллюстрации этих героев.

- Учитель предлагает ученикам ответить, почему мы одних и тех же героев записали в счастливые и в несчастливые. Ребята ответили, что людей абсолютно счастливых, как и абсолютно несчастных  в жизни не бывает. Поэтому Пушкин и своих героев не делает только счастливыми.

4 группе предложено определить, какие положительные качества присущи отрицательным пушкинским героям (положительные качества записаны в раздаточном листе). Ребята определяют, что злая мачеха – умеет следить за собой, аккуратная; поп – хозяйственный, хороший семьянин, умеет держать слово; ткачиха с поварихой, сватьей бабой Баборихой – умеют договориться, целеустремленные, умеют признать свои ошибки и раскаяться и т. д.)

- Учитель спрашивает ребят, зачем Пушкину понадобилось наделять отрицательных героев положительными чертами. Ученики ответили, что в жизни нет совсем плохих людей, в каждом, даже очень плохом человеке, всегда есть что-то хорошее, надо только это увидеть и помочь человеку развить эти хорошие качества.

5 группа определяла какие чувства вызывают у них пушкинские герои (перечень чувств был указан на раздаточном листе). Ребята, опираясь на тексты сказок, доказали, что герои сказок вызывают восхищение, уважение, сочувствие, жалость, радость…)

 -Учитель просит объяснить, какие чувства вызывают герои сказок у самого Пушкина. Ребята доказывают, что Пушкин переживает за своих героев, они вызывают у него те же чувства, что и у читателей. Пушкин сумел передать нам свое отношение к героям – именно этим авторские сказки отличаются от народных.

6 группа подготовила творческое задание: сочинили частушки по сказкам Пушкина и исполнили их:

Как-то раз жила девица,                                        Тут царица умирает,

Краше всех была царица.                                     Но добро зло побеждает:

Стала лебедем прекрасным –                             Принц, конечно, ее будит -

Нам поведал Пушкин в сказке.                            Хорошо у них все будет.

Золотистый петушок                                              Жил на свете поп скупой,

Резко встрепенется,                                               Собирал оброк он свой.

Приподнимет гребешок,                                       Получив три раза в лоб,

И все вокруг проснется.                                         Языка лишился поп.

                                На рыбалку дед пошел,

            Чудо-чудное нашел.

   Бабка жадной оказалась

            И с корытом лишь осталась.

После защиты всех проектов, учитель предлагает посмотреть план и перейти к следующему этапу урока: подведение итогов. Ребята отвечают на вопрос: что же нужно сделать, чтобы стать счастливым? (не надо быть жадным, необходимо помогать друг другу, не быть завистливым, уважать старших, любить людей, не видеть в людях только плохое…)

- Учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что запомнилось больше всего, что хотели бы повторить. Домашнее задание: написать сочинение «Сказка - ложь, да в ней намек…» - какой жизненный урок я извлек из сказок А.С. Пушкина.

- Учитель благодарит учащихся за урок, выставляет оценки.         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32043. Управління маркетинговою діяльністю підприємства (на прикладі ТОВ «Місто - Д») 579.68 KB
  Пропонуємо нову методику маркетингового аналізу та аудиту підприємства та застосування маркетингу, яка апробована при аналізі підприємства ТОВ «Місто - Д», провести модернізацію організаційної структури підприємства, провести вихід підприємства на ринки сусідніх областей, ввести ефективну систему маркетингового контролю. Це збільшить ефективність і швидкість роботи, збільшить прибутки, оптимізує загрузку на всіх працівників маркетингової служби, розширить діяльність підприємства.
32044. Формування маркетингової стратегії підприємства 889.5 KB
  Тема дипломної роботи: Формування маркетингової стратегії підприємства Затверджена наказом по університету № 127дс від 25 грудня 2009 р. Цільова установка та загальний напрямок дипломної роботи для робіт технічного профілю також вихідні дані: проаналізувати особливості формування маркетингової стратегії організації та запропонувати заходи з її вдосконалення. Теоретичні основи формування маркетингової стратегії 1. Етапи розробки маркетингової стратегії Розділ 2.
32045. Соотношение корня слова и основы слова 22 KB
  Соотношение корня слова и основы слова Все морфемы можно разделить на два больших класса: корни и аффиксы ffixus от лат – прикрепленный. Основа может состоять из одного корня например дом из корня со словообразовательным суффиксом одним или несколькими например домик красный ый окончание красненький ий окончание; из корня и приставки например пригород ; из корня приставки и суффикса например сделать ть суффикс инфинитива не входящий в основу выражает роль которую играет глагол в предложении.
32046. Организация Web-доступа в среде zLinux на сервере z9 BC 657 KB
  Целью работы является обеспечить webдоступ на сервер z9 BC используя программное обеспечение установленное на IBM z9 BC а именно HTTP сервер pche. Webсервер pche будет предоставлять доступ к ресурсам сервера пользователям подключенным к внутренней сети. Webсервер pche [7.1 Описание webсервера pche [7.
32047. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ 328.5 KB
  Состав дипломной работы и требования к её выполнению. Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов дипломной работы.40 Изложение и оформление дипломной работы.42 Оформление дипломной работы.
32048. Возникновение иудаизма, основные этапы его развития 37 KB
  Дальнейшая история Завета делится на 7 периодов которые отражают стадии религиознообщественного становления народа древнего Израиля: Эпоха патриархов от Авраама до Моисея которая заканчивается египетским пленом. Эпоха Моисея и Иисуса Навина в которую сбываются обетования Бога Аврааму. Эпоха судей. Эпоха ранней монархии при Сауле Давиде Соломоне и частично Ровоаме.
32049. Новый Завет 137 KB
  Новый Завет из 27 книг которые можно поделить на следующие разделы: евангелия основная часть Нового Завета тексты написанные учениками Иисуса Христа. историческая книга книга Деяния святых апостолов приписываемая евангелисту Луке: исторический рассказ о подвижничестве последователей Христа распространявших христианскую веру и о росте и усилении древней церкви. пророческая книга Откровение Апокалипсис откровение Святого апостола Иоанна Богослова полученное от Бога: антихрист второе пришествие Христа конец света...
32050. Коран и коранистика 49 KB
  Он приказал разрушить капища места жертвоприношений языческих богов бросить в Днепр их статуи и построить христианские церкви. Строились церкви: Десятинная церковь в Киеве Пресвятой Богородицы в Полоцке в 1037 г. церковные иерархии и князья начали борьбу за независимость русской церкви от Византии. Фактически через Синод император контролировал и жизнь Церкви.