83744

Односоставные предложения в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Честь нельзя отнять её можно лишь потерять Как вы понимаете его Какое слово является ключевым Как вы понимаете значение этого слова Давайте обратимся к электронным словарям и узнаем лексическое значение слова подберём синонимы и антонимы.

Русский

2015-03-16

60.48 KB

0 чел.

Ладина Фандида Римовна,                                                                                                                                             учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2                                                                                    п.г.т.Суходол Сергиевского района Самарской области

Тема урока «Односоставные предложения в произведении  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: закрепить и обобщить знания по теме «Односоставные предложения»; проанализировать употребление односоставных предложений в художественном тексте А. С. Пушкина «Капитанская дочка»; воспитать внимание к слову.

Оборудование: презентация «Односоставные предложения», проектор, экран, раздаточный материал, ноутбуки.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Психологический настрой на работу.
  3. Лингвистическая разминка.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление изученного. Работа по алгоритму.
  6. Работа с текстами.
  7. Проверочная работа.
  8. Домашнее задание.
  9. Релаксация.

                                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок.

2. Психологический настрой на работу. Организация успеха на уроке. Методика «Настроение».

- Закройте глаза. Представьте улыбку. Она у всех разная. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Покажите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. А это мой рисунок.

( Слайд №1). Что ж, я вижу, вы готовы к плодотворной работе.

3. Лингвистическая разминка. (Слайд №2)

Прочитайте высказывание А. П. Чехова.

«Честь нельзя отнять, её можно лишь потерять»

- Как вы понимаете  его? Какое слово является ключевым? Как вы понимаете  значение этого слова? Давайте обратимся к электронным словарям и узнаем лексическое значение слова, подберём синонимы и антонимы. ( Как вариант -  работа со словарями).

- Вы согласны со словами А. П. Чехова? Тогда сегодняшний урок мы проведём под этим девизом. Высказывание Чехова будет эпиграфом к нашему уроку. А что такое эпиграф? (Это ключ, который поможет нам глубже проникнуть в содержание урока; это почти краткое содержание урока)

-А какова тема нашего урока? Давайте вспомним, какой теме были посвящены последние уроки?

(Односоставным предложениям).

-Что мы узнали на этих уроках? (Определение односоставных предложений, виды односоставных предложений).

4. Проведение физминутки. (Слайд №3)

- Если предложение односоставное, то выполните следующие движения.

Из-за парт мы выйдем дружно,                                                                                                                                             Но  шуметь совсем не нужно.                                                                                                                                       Сели прямо, ноги вместе                                                                                                                                         Поворот кругом  на месте.                                                                                                                                        Хлопнем пару раз в ладошки  

И потопаем немножко.                                                                                                                                                                   А теперь представим, детки,                                                                                                                                          Будто руки наши -  ветки,                                                                                                                                                      Покачаем ими дружно,                                                                                                                                                        Словно ветер дует южный.                                                                                                                                                                                    Ветер стих . Вздохнули дружно.                                                                                                                                                   Нам урок продолжить нужно.     

5. Следовательно, тема нашего урока «Обобщение и закрепление темы «Односоставные предложения». А поможет нам в закреплении темы алгоритм «Как определить тип простого предложения»  (  Слайд № 4 )  

                                                                                                                                                                                                                                                                          

6.-  А какое отношение к теме обобщения и закрепления изученного по теме «Односоставные предложения» имеет  эпиграф к нашему уроку? В каком произведении, изученном нами в этом году, тема чести одна из основных? (  А.  С. Пушкин  «Капитанская дочка» ).

- Почему вы так решили? ( Эта тема задаётся в эпиграфе  произведения)

- Понятие чести в произведении многозначно. Перед вами отрывок из произведения. О какой чести здесь говорится? ( Работа с раздаточным материалом).

Текст №1.

« В это время мальчик вошёл и подал мне записку от И. И. Зурина. Я развернул её и прочёл следующие строки: «Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера роиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам Иван Зурин».

Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и , обратясь к Савельичу, …приказал отдать мальчику сто рублей» (Честь дворянина)

-Найдите односоставные предложения , определите их вид.

Текст №2.

«-…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг.

Кровь моя закипела.

-А почему ты об ней такого мнения?- спросил я, с трудом удерживая своё негодование.

- А потому,-отвечал он с адскою усмешкою,-что знаю по опыту её нрав и обычай.

-Ты лжёшь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве,-ты лжёшь самым бесстыдным образом»

-Чем заканчивается ссора Швабрина и Гринёва? (Дуэлью)

- О  какой чести говорится в этом отрывке? ( Гринёв защищает честь дамы, возлюбленной)

-В каких ещё эпизодах Гринёв защищает честь возлюбленной? (Защищает от Швабрина, не упоминает на суде)

Текст №3.

«-Нет,- отвечал я с  твёрдостью.-Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.» (В данном отрывке показана воинская честь, верность долгу перед Отечеством.

-А кто ещё из героев продемонстрировал верность долгу? (Комендант Иван Кузьмич и поручик Иван Игнатьич)

- Все эти  мотивы, сливаясь воедино, образуют смысловую полифонию (многоголосие) пушкинское понятие чести. В 1836 году Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой», а в январе 1937 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.  

7. Проверочная работа. (Слайд №  )

 (1)Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин!.. (2)Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определенных кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки. (3)И вот преступление свершилось. (4)Близ столицы, около Черной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. (5)Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег...

(6)В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! (7)Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъездов с одним и тем же тревожным вопросом. (8)Две ночи в доме Пушкина не гас свет. (9)В одной из комнат находились друзья поэта – Жуковский, Вяземский, Даль... (10)29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце...

(11)В эти тяжелые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения «На смерть поэта». (12)Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести

Поникнув гордой головой!..

(13)И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один – защищая честь семьи, другой – свою. (14)С тех пор прошло более века. (15)Мы живем в другую эпоху. (16)Многое из прошлого кануло в Лету. (17)Не стало больше и дуэлей. (18)Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь свое достоинство, поддерживать свою честь! (19)А порою, к сожалению, подобное случается….

                                                                                 ( по Т.М.Джафарли)

- Найдите сложное предложение, в составе которого находится односоставное.

8.Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение «Что такое честь? Может ли устареть это понятие?». Постарайтесь использовать односоставные предложения.

9.Рефлексия.

-Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал(а) …..и научился(ась)…..

Работать мне было ….., потому что….

Больше всего мне понравилось….

Труднее всего было….

Помните, счего мы начинали урок? А теперь вновь закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Прошу всех, кто хорошо работал-улыбнулись мне, а кто чувствует потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе. Спасибо за урок!      .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65636. МЕТОДИ ТА МОДЕЛІ КЛАСИФІКАЦІЇ ТА ПРОГНОЗУВАННЯ СТАНІВ ТЕЛЕКОМУНІКАЦІЙНИХ СИСТЕМ НА БАЗІ МОДИФІКОВАНИХ НЕЙРОННИХ МЕРЕЖ 913.5 KB
  Найбільш суттєвою ознакою сучасного етапу розвитку телекомунікаційної галузі є значне підвищення вимог до якості обслуговування при наданні як традиційних послуг передачі даних, так і мультимедійних послуг. Також спостерігається стрімке розширення переліку послуг, що надаються телекомунікаційними мережами.
65637. РОЗВИТОК ПРОФЕСІЙНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ ПЕДАГОГІЧНИХ КАДРІВ У СИСТЕМІ ДІЯЛЬНОСТІ ВІДДІЛУ ОСВІТИ РАЙОННОЇ ДЕРЖАВНОЇ АДМІНІСТРАЦІЇ 186.5 KB
  Аналіз тенденцій останніх реформ української системи освіти свідчить, що одним з пріоритетних завдань сьогодення є забезпечення якості дошкільної, початкової, загальної середньої, позашкільної, професійної та вищої освіти.
65638. Українсько-єврейський дискурс у друкованих виданнях Наддніпрянщини (60-ті рр. ХІХ ст. – початок ХХ ст.) 162.5 KB
  Зокрема наукового осмислення потребує українськоєврейський дискурс у вітчизняних виданнях оскільки єврейська меншина в Україні була й нині є однією з найчисленніших а її стосунки в середовищі українського етносу не завжди складалися просто.
65639. Психолого-педагогічні засади підготовки студентів економічних спеціальностей до інноваційної діяльності 369.5 KB
  Здатність до інноваційної діяльності стає значущим компонентом професійної компетентності у будьякій сфері однак особливо важливою є інноваційна підготовка фахівця у сфері економіки. Суттєвим компонентом такої підготовки має бути формування особистісної...
65640. Просодія українського емоційного мовлення (експериментально-фонетичне дослідження) 458 KB
  Неослабний інтерес широкого кола лінгвістів взагалі та фонетистів зокрема до проблем дослідження емоційного мовлення є цілком закономірним в новітню епоху розвитку лінгвістики на антропоцентричних засадах де прагматика посідає чільне місце.
65641. СИСТЕМНІ МЕТОДИ БОРОТЬБИ ЗІ ЗЛОЧИНАМИ В ЕКОНОМІЦІ 204.5 KB
  В сучасних умовах найбільшою небезпекою характеризується злочинність у сфері економіки структура якої визначена законодавцем і як відомо містить у собі три групи злочинів злочини проти власності злочини в сфері економічної діяльності і злочини проти інтересів служби в комерційній і іншій організаціях.
65642. ЕКОЛОГО-ЕКОНОМІЧНІ ОСНОВИ ВИКОРИСТАННЯ БІОІННОВАЦІЙ 304.5 KB
  Одним із таких завдань є оцінка нововведень з позиції їх відповідності умовам відтворення системи екологоекономічних відносин адже наслідки що проявляються у довгостроковій перспективі можуть становити загрозу екологічній безпеці та стійкому розвитку економіки України.
65643. ПАТОГЕНЕТИЧНІ МЕХАНІЗМИ ПРОГРЕСУВАННЯ ЛЕГЕНЕВОЇ НЕДОСТАТНОСТІ ПРИ ПОЄДНАНОМУ ПЕРЕБІГУ ХРОНІЧНИХ ГНІЙНО-ДЕСТРУКТИВНИХ ЗАХВОРЮВАНЬ ЛЕГЕНІВ І ЦИРОЗУ ПЕЧІНКИ ТА ЇХНЯ КОРЕКЦІЯ 224 KB
  Особливі надії на вирішення проблеми гнійних форм ХНЗЛ повязують з підвищенням ефективності антибактеріальної терапії із своєчасним і раціональним використанням ендоскопічної діагностики і терапії хірургічного лікування реабілітації хворих у післяопераційному періоді...
65644. НАПРЯМИ ПІДВИЩЕННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ ЕФЕКТИВНОСТІ ВИРОБНИЦТВА ТА ПЕРЕРОБКИ ОВОЧІВ ВІДКРИТОГО ҐРУНТУ 361 KB
  Сприятливі ґрунтовокліматичні умови в Україні створюють необхідні передумови та значний економічний потенціал для організації ефективного виробництва овочів відкритого ґрунту. Незважаючи на те що площі їхніх посівів збільшуються ефективність...