83744

Односоставные предложения в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Честь нельзя отнять её можно лишь потерять Как вы понимаете его Какое слово является ключевым Как вы понимаете значение этого слова Давайте обратимся к электронным словарям и узнаем лексическое значение слова подберём синонимы и антонимы.

Русский

2015-03-16

60.48 KB

2 чел.

Ладина Фандида Римовна,                                                                                                                                             учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №2                                                                                    п.г.т.Суходол Сергиевского района Самарской области

Тема урока «Односоставные предложения в произведении  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: закрепить и обобщить знания по теме «Односоставные предложения»; проанализировать употребление односоставных предложений в художественном тексте А. С. Пушкина «Капитанская дочка»; воспитать внимание к слову.

Оборудование: презентация «Односоставные предложения», проектор, экран, раздаточный материал, ноутбуки.

План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Психологический настрой на работу.
  3. Лингвистическая разминка.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление изученного. Работа по алгоритму.
  6. Работа с текстами.
  7. Проверочная работа.
  8. Домашнее задание.
  9. Релаксация.

                                                              Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок.

2. Психологический настрой на работу. Организация успеха на уроке. Методика «Настроение».

- Закройте глаза. Представьте улыбку. Она у всех разная. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Покажите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. А это мой рисунок.

( Слайд №1). Что ж, я вижу, вы готовы к плодотворной работе.

3. Лингвистическая разминка. (Слайд №2)

Прочитайте высказывание А. П. Чехова.

«Честь нельзя отнять, её можно лишь потерять»

- Как вы понимаете  его? Какое слово является ключевым? Как вы понимаете  значение этого слова? Давайте обратимся к электронным словарям и узнаем лексическое значение слова, подберём синонимы и антонимы. ( Как вариант -  работа со словарями).

- Вы согласны со словами А. П. Чехова? Тогда сегодняшний урок мы проведём под этим девизом. Высказывание Чехова будет эпиграфом к нашему уроку. А что такое эпиграф? (Это ключ, который поможет нам глубже проникнуть в содержание урока; это почти краткое содержание урока)

-А какова тема нашего урока? Давайте вспомним, какой теме были посвящены последние уроки?

(Односоставным предложениям).

-Что мы узнали на этих уроках? (Определение односоставных предложений, виды односоставных предложений).

4. Проведение физминутки. (Слайд №3)

- Если предложение односоставное, то выполните следующие движения.

Из-за парт мы выйдем дружно,                                                                                                                                             Но  шуметь совсем не нужно.                                                                                                                                       Сели прямо, ноги вместе                                                                                                                                         Поворот кругом  на месте.                                                                                                                                        Хлопнем пару раз в ладошки  

И потопаем немножко.                                                                                                                                                                   А теперь представим, детки,                                                                                                                                          Будто руки наши -  ветки,                                                                                                                                                      Покачаем ими дружно,                                                                                                                                                        Словно ветер дует южный.                                                                                                                                                                                    Ветер стих . Вздохнули дружно.                                                                                                                                                   Нам урок продолжить нужно.     

5. Следовательно, тема нашего урока «Обобщение и закрепление темы «Односоставные предложения». А поможет нам в закреплении темы алгоритм «Как определить тип простого предложения»  (  Слайд № 4 )  

                                                                                                                                                                                                                                                                          

6.-  А какое отношение к теме обобщения и закрепления изученного по теме «Односоставные предложения» имеет  эпиграф к нашему уроку? В каком произведении, изученном нами в этом году, тема чести одна из основных? (  А.  С. Пушкин  «Капитанская дочка» ).

- Почему вы так решили? ( Эта тема задаётся в эпиграфе  произведения)

- Понятие чести в произведении многозначно. Перед вами отрывок из произведения. О какой чести здесь говорится? ( Работа с раздаточным материалом).

Текст №1.

« В это время мальчик вошёл и подал мне записку от И. И. Зурина. Я развернул её и прочёл следующие строки: «Любезный Пётр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера роиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам Иван Зурин».

Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и , обратясь к Савельичу, …приказал отдать мальчику сто рублей» (Честь дворянина)

-Найдите односоставные предложения , определите их вид.

Текст №2.

«-…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серёг.

Кровь моя закипела.

-А почему ты об ней такого мнения?- спросил я, с трудом удерживая своё негодование.

- А потому,-отвечал он с адскою усмешкою,-что знаю по опыту её нрав и обычай.

-Ты лжёшь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве,-ты лжёшь самым бесстыдным образом»

-Чем заканчивается ссора Швабрина и Гринёва? (Дуэлью)

- О  какой чести говорится в этом отрывке? ( Гринёв защищает честь дамы, возлюбленной)

-В каких ещё эпизодах Гринёв защищает честь возлюбленной? (Защищает от Швабрина, не упоминает на суде)

Текст №3.

«-Нет,- отвечал я с  твёрдостью.-Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.» (В данном отрывке показана воинская честь, верность долгу перед Отечеством.

-А кто ещё из героев продемонстрировал верность долгу? (Комендант Иван Кузьмич и поручик Иван Игнатьич)

- Все эти  мотивы, сливаясь воедино, образуют смысловую полифонию (многоголосие) пушкинское понятие чести. В 1836 году Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой», а в январе 1937 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.  

7. Проверочная работа. (Слайд №  )

 (1)Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин!.. (2)Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определенных кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки. (3)И вот преступление свершилось. (4)Близ столицы, около Черной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. (5)Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег...

(6)В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! (7)Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъездов с одним и тем же тревожным вопросом. (8)Две ночи в доме Пушкина не гас свет. (9)В одной из комнат находились друзья поэта – Жуковский, Вяземский, Даль... (10)29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце...

(11)В эти тяжелые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения «На смерть поэта». (12)Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева:

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести

Поникнув гордой головой!..

(13)И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один – защищая честь семьи, другой – свою. (14)С тех пор прошло более века. (15)Мы живем в другую эпоху. (16)Многое из прошлого кануло в Лету. (17)Не стало больше и дуэлей. (18)Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь свое достоинство, поддерживать свою честь! (19)А порою, к сожалению, подобное случается….

                                                                                 ( по Т.М.Джафарли)

- Найдите сложное предложение, в составе которого находится односоставное.

8.Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение «Что такое честь? Может ли устареть это понятие?». Постарайтесь использовать односоставные предложения.

9.Рефлексия.

-Закончите предложения.

Сегодня на уроке я узнал(а) …..и научился(ась)…..

Работать мне было ….., потому что….

Больше всего мне понравилось….

Труднее всего было….

Помните, счего мы начинали урок? А теперь вновь закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Прошу всех, кто хорошо работал-улыбнулись мне, а кто чувствует потенциал работать ещё лучше – поаплодировали себе. Спасибо за урок!      .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6693. Эволюция органического мира. Биологический вид, его популяционная структура 28.11 KB
  Эволюция органического мира. Определение эволюции. Теории эволюции. Биологический вид, его популяционная структура. Действие элементарных факторов на популяцию. В основе биологической эволюции лежат процессы самовоспроизведен...
6694. Полиморфизм человеческих популяций. Генетический груз 28.31 KB
  Полиморфизм человеческих популяций. Генетический груз. Классификация полиморфизма. Генетический полиморфизм популяций человека. Генетический груз. Генетические аспекты предрасположенности к заболеваниям. Естественный отбор мо...
6695. Популяционная структура человечества 29.46 KB
  Популяционная структура человечества. Особенности популяционной структуры человечества. Действие факторов эволюции в популяции людей. Популяция человека - группа людей, занимающих одну территорию и свободно вступающих в брак. Демогр...
6696. Эволюция систем органов (пищеварительная, иммунная, эндокринная и дыхательная системы) 28.6 KB
  Эволюция систем органов. Эволюция пищеварительной системы. Эволюция иммунной системы. Эволюция эндокринной системы. Эволюция дыхательной системы. Пищеварительная система. С 1880 по 1950г господствовала теория Мечникова. Она б...
6697. Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития 200.23 KB
  Онтофилогенетическая обусловленность пороков развития. Биогенетический закон. Преобразование онтогенезов. Пороки развития. Эволюционные преобразования связаны не только с образованием и вымиранием видов, но и преобразованием онтоге...
6698. Человек как закономерный результат процесса развития органического мира 27.85 KB
  Человек как закономерный результат процесса развития органического мира. Прогрессивный характер эволюции. Проблема происхождения человека. Положение Homosapiens в системе живого мира. Этапы антропогенеза. Происхождение и эвол...
6699. Закономерности антропогенеза. Генетическая программа и программа социальная наследование в развитии современного человека 26.77 KB
  Закономерности антропогенеза Биологические предпосылки. Биосоциальная природа человека и процесс антропогенеза. Генетическая программа и программа социальная наследование в развитии современного человека. Расы современного че...
6700. Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний 25.98 KB
  Биологические основы паразитизма и трансмиссивных заболеваний. Характеристика паразитизма. Взаимодействие паразитов и хозяина. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания. Живые организмы находятся в биотическом окружении, поэто...
6701. Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших и их представители 25.22 KB
  Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших. Представители. Один из разделов медицинской паразитологии - медицинская протозоология. Она изучает паразитических простейших, вопросы патогенеза, терапии заболеваний, диагн...