83749

Военная реформа Петра I

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Дать характеристику военной реформы Петра I; Выяснить результаты петровской реформа; Значение петровской реформы для российской армии и России. Тема урока: объяснение нового материала. Методы и приёмы: Эвристическая беседа.

Русский

2015-03-16

73.5 KB

0 чел.

Tема: “Военная реформа Петра 1”

Сиваков Иван Иванович,

преподаватель-организатор ОБЖ МОУ гимназия №39

Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Цели урока:

1. Дать характеристику военной реформы Петра 1;

2. Выяснить результаты петровской реформа;

3. Значение петровской реформы для российской армии и России.

Тема урока: объяснение нового материала.

Методы и приёмы: Эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедиа

                          Учебники;

                           Слайды;

                           Видео.

Использованная литература:

1. Военные знания № 6, №10 1997 г.

2. ОБЖ. Основы безопасности жизни №7, №8, 2002 г.

3.  А.Т, Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Просвещение 2001 г.

    

 На прошлых занятиях вы подробно изучили темы раздела ОБЖ.  «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», где рассматривались вопросы здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, сохранения и укрепления здоровья допризывной молодежи, которое является важнейшим условием для выполнения основного гражданского долга и обязанности каждого гражданина – защиты Отечества. А защита Отечества на Руси всегда была священным долгом.

Включается музыкальная заставка. На экране проецируется отрывок  из стихотворения «Бородино», которое зачитывает учитель.

Славны были наши деды,

Помнит их и швед и лях,

И царил орёл победы

На далёких на морях.

………...............................

Мы сегодня вспоминаем

Славу дедовских побед.

На экране проецируется второй слайд с историческими событиями. В отсутствии мультимедиа исторические события  записываются с левой стороны классной доски.

 

- Северная Война ( 1700-1721 г.г. ),

- Основание Санкт-Петербурга (1703 г),

- Полтавская битва (1709 г)

- Сражение под Нарвой,

- “ Окно в Европу”,

- Основание Российского флота (1696 г),

- Создание регулярной армии.

С каким историческим лицом связанны исторические события указанные на доске?

После ответов учеников на поставленный вопрос на экране проецируется портрет Петра 1 (В отсутствии мультимедиа, портрет с Петром 1 вывешивается с левой стороны доски над историческими событиями)

На экране открываем 3-ий слайд, Пётр 1 с 1689г и под музыку зачитать стихотворение А.С.Пушкина;          

 

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

                                  (А. С. Пушкин)

          С какими историческими событиями связано это имя?

          С правой стороны от темы на доске колонкой выставлены даты.

          Методом хронологического перечисления их значимости раскрыть и записать в  тетради.  (Заполнить слайд 3)

1689 г – восшествие на престол Петра 1.

1695 г – осада Азова, которая заканчивается неудачей.

1696 г – основание Российского флота, пол Азов.

1697 – 1698 г.г. – “ Великое посольство” и образование антишведского союза северных                                                держав.

1699 г – формирование полков регулярной русской армии.

1700 г – начало Северной войны.

1701 г – первая победа: взятие Дерпта, Нарвы, Нотебурга (Шлиссельбург).

1709 г – Полтавская битва.

1714 г – Гангутское морское сражение.

1721 г – Победа в Северной войне.

1722 – 1723 г.г – прикаспийские области вошли в состав России.

Какой фразой мы можем охарактеризовать  данный  исторический период? – Эпоха реформирования. => Реформы Петра коснулись всех сфер жизни, в том числе и военной.

Чем вызвана необходимость военной реформы в это время в России?

   К началу воцарения Петра 1 Россия значительно отставала от передовых стран Западной Европы в экономике, культуре и в военно-техническом отношении. Основу вооруженных сил составляли старые воинские формирования – дворянское (поместное) ополчение и стрелецкое войско. Созданных по западному образцу “полков нового строя” было крайне мало. Каждое из этих формирований имело свой Приказ: военной службой дворян ведал Разрядный, стрельцами – Стрелецкий, “полками нового строя” – Рейтарский.

Такое узковедомственное разделение распыляло силы и средства государства, усложняло

управление войсками.

    Малочисленным был и ВМФ России. Имевшиеся флотилии предназначались, главным образом, для защиты торговых путей по Волге, Днестру, Дону, Каспию, сибирским рекам и на Белом море.

   Отсталость России от передовых стран Европы усугублялось еще тем, что последние 100 лет она была отрезана от основных морских путей. Проблема выхода на морские просторы стала, по выражению известного историка С.Соловьёва “мыслью веков”.

Пётр 1 унаследовал её от своих предков. Не менее важными для него были вопросы безопасности. Морские побережья как на юге, так и на северо-западе часто служили удобным плацдармом для нападения на русские земли со стороны агрессивных соседей – шведов, турок, крымских татар. Беспокойство у российского правительства вызвали события в Закавказье, где вели борьбу за сферы влияния Турция и Персия.

    С этими жизненно важными проблемами и столкнулся Петр 1 в первые годы своего царствования.

    1. В чём залог успеха в Северной войне? Какие ключевые даты помогут вам ответить на этот вопрос?                                     

(1696 – ВМФ;1699 – начало формирования регулярной армии)

   2. Какова же тема нашего урока?

Тема “Военная реформа Петра-1”

  3. Каковы же цели нашего урока?

  1.  Дать характеристику военной реформы Петра-1.
  2.  Выяснить результаты петровской реформы.
  3.  Значение петровской реформы для российской армии и России.

      

Перед вами таблица, на слайде 5, в которой указаны основные параметры реформирования ВС Эпохи Петра-1.

                                  Эту таблицу необходимо заполнить.

Направления                                                       |

Система мер

Командование   

Система комплектования войск

Виды войск

Обучение                                                  

Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия

……..

……..

……..

                    

Включаем 7 слайд (записываем в центре доски):

Каковы результаты военной реформы Петра-1?

После устных ответов учеников, открываем 8 слайд и результаты записываем в тетради

1. Создание первоклассной передовой армии;

2.  Создание регулярного ВМФ;

3. Централизация военного управления (Военная коллегия, правительственный Сенат);

4. Использование передовых методов обучения и воспитания в армии.

 Докажите свои выводы на конкретных исторических примерах.

      Победы России:

  1.  в Полтавской битве (1709 г);
  2.  в Северной войне (1700-1721 г.г);
  3.  в Гангутском морском сражении (1714 г);
  4.  решение внешнеполитических задач;
  5.  Утверждение на берегах Балтийского моря;
  6.  Выросло военное могущество России;
  7.  Укрепление обороноспособности страны.

После предварительных ответов учащихся включаем 9 слайд и ответы записываем в тетрадь.

            Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём заключается  поворотное событие в Северной войне?».

     Полтава создала условия не только для антишведского союза но и значительно расширила его.

     Полтава нанесла последний удар Буловленскому восстанию и проекту перехода Украины в состав Речи Посполитой.

     Полтава стала центральным и поворотным пунктом не только военных действий, но и всей Северной войны. Победа в сражении стала символом стойкости и храбрости народного характера, явилось моральной опорой для самосознания российского народа в тяжелую годину.

     Виссарион Белинский: “Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства ”.

     В итоге преобразований конца 17 – 1-ой четверти 18 в.в. подготовленных в всей предшествующей историей, Россия значительно усилилась, её место в международных делах существенно повысилось. Россия была признана великой державой, без  участия которой не решались внешнеполитические проблемы Европы.

Под музыку зачитать стихотворение А.С.Пушкина

“Было дело под Полтавой,

Дело славное, друзья!

Мы дрались тогда со шведом

Под знамёнами Петра…”

Под какими знамёнами сражались армии Петра?

(Переход к символике, ритуалам)

Демонстрируем слайды 11,12,13;

Знамя представляло собой прямоугольного полотнище ( 4,6*4,3 м) состоящие из 3-х горизонтальных полос: белый, синий, красный.

Такое сочетание цветов отражало древнюю геральдику московского княжества.

  Белый цвет – символизирует честь, благородство, миролюбие.

  Синий цвет – чистое небо и широту водных просторов.

  Красный цвет – синоним «красивый», «главенствующий» и служил знаком храбрости, мужества, неустрашимости. (Официально с 1703 г.)

  Другое: Вера, Надежда, Любовь.

Демонстрируем слайд 14;

  С 1712 г. введен  Андреевский флаг (белое поле с синим диагональным крестом) по имени святого Андрея первозданного, считавшегося покровителем Руси.

  Белый – символ благородства, чистоты, правды, справедливости.

  Синий – символ защиты.

  Иллюстрация «Герб и штандарты»

Дошли ли до наших времен знамена Петра?

  Большое внимание уделял Петр 1 высокому моральному духу армии, защищавшей свою родину.

     

Демонстрируем импровизируемое  Video «обращение Петра» сделанное учащимися на фоне слайда 15 «Обращение Петра»

  «Воины! Вот пришел час, который решит судьбы отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали… А о Петре ведайте, что ему жизнь его, недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния нашего».

  Так появилась военная присяга – главный из воинских ритуалов. В торжественной обстановке, при развернутом знамени солдаты и командиры клялись защищать отечество «телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем», а также «служить все присвятлейшему царю- государю верно и послушно».

  От Петра до наших дней доршел ритуал принятия военной присяги.

                                                 

      Демонстрация                                              Video «Текст военной присяги Советских ВС»

                                    

После видеодемонстрации  зачитать текст современной присяги.

Что общего у этих присяг?

Текст присяги менялся, но оставалась идея патриотизма

1)Воодушевляет бойцов

2)Дух служения родине и вера в победу

Как отмечаются торжественные события в армии?  После кратких ответов учащихся демонстрируем слайды 16.17.

                                             

                                                           Военным парадом

Петром были введены военные парады. 1 января 1700 года во время военного парада царь известил о начале нового летоисчисления, которым мы пользуемся и по сей день.

  Торжественные ритуалы, боевые символы государства способствовали укреплению дисциплины в армии и на флоте, служили они из действенных средств патриотического и воинского воспитания защитников отечества. Многие из них, сохранив свое значение до наших дней, легли в основу военных ритуалов и символов наших армии и флота.

                                                                    -=11=-

Рассмотрев военные реформы Петра 1, к каким выводам вы пришли?

1)Основоположник русской армии;

2)Традиции Петра;

3)Но главная память о боевом прошлом воинов Петра в преемственности их славных традиций, которые передаются из поколения в поколение. От воинов Петра они перешли к чудо – богатырям Суворова и Ушакова, от них к патриотам Кутузова и Нахимова, Скобилева и Брусилова, к полководцам ВОВ 1941 – 1945 годов, ее бессмертным героям, имена которых начертаны в нашей отечественной истории. В этом неразрывная связь веков и поколений, в этом великая сила российской армии.

 Демонстрация слайдов 18-30;

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: с помощью таблицы дать характеристику военной реформы Милютина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30663. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Художественная функция «эзопова языка» в произведениях писателя 15.47 KB
  Салтыкова-Щедрина по праву считается История одного города которую он начал писать в 1868 году а закончил в 1870 году. Жанр Истории одного города определить довольно трудно: автор написал его в форме летописи но изображённые здесь события кажутся абсолютно нереальными образы фантастичными а происходящее походит на какой то кошмарный бредовый сон.Главный герой Истории одного города народ обобщенный образ которого раскрывается из главы в главу все шире. Но и сами носители верховной власти города Глупова играют очень важную роль в...
30664. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся» 13.67 KB
  Маяковского в стихотворениях О дряни Прозаседавшиеся В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя.Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство О дряни Еще раз о дряни Ханжа Маруся отравилась и др.В сатирическом фельетоне а именно так исследователи определили жанр этого произведения О дряни Маяковский обличает мещанство.
30665. Своеобразие стиля Чехова-прозаика (на примере рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») 14.02 KB
  Чехов стремится в своих рассказах проследить динамику человеческой души в разных ее проявлениях и во всей ее глубине. Но ведь обыденность и творит личность и Чехов стремится обратить внимание читателя на отдельные дни и часы маленького обывательского существования осмыслить их и помочь человеку жить осознанно. А в рассказе О любви устами главного героя Чехов скажет: Я понял что когда любишь то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего от более важного чем счастье или несчастье грех или добродетель или не...
30666. В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» 13.61 KB
  Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. К 3536 годам он уже превращается в Ионыча ожирел потерял совесть и стал похож не на человека а на языческого божка. В конце рассказа мы уже не видим прежнего молодого человека который мог бы прийти ночью на свидание на кладбище. Он променял живые мысли на сытое самодовольное существование он не смог сберечь в себе человека.
30667. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ 20.95 KB
  Заглавие вводит читателя в мир произведения выражает основную тему текста определяет его важнейшую сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Б Заглавие может называть главного героя произведения Евгений Онегин Обломов Анна Каренина Иванов В Заглавие текста может указывать на время и место действия Полтава А. Таким образом заглавие художественного произведения вопервых соотносит сам текст с его художественным миром: главными героями временем действия: Гусев А. Чехова Ионыч...
30668. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме...». (Восприятие, истолкование, оценка) 12.34 KB
  В стихотворении Никого не будет в доме мы видим причудливое взаимодействие высокого и привычного обычной человеческой жизни и тайн природы. В стихотворении мы видим описание пограничного явления сумерек. Сквозной проем сквозь который мы видим ускользающий зимний день крыши и снег выглядит как проем в другой мир в который мы подсматриваем. Мы не видим кто идет но понимаем что это человек очень дорогой лирическому герою.
30669. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Восприятие, истолкование, оценка. Особенности жанра 13.08 KB
  Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс но и оказало большое влияние на общественную атмосферу эпохи. Этот поэт сделал предметом своего изображения те вещи которые до него считались непоэтическими: уличное воровство проституцию пьянство самоубийства семейные раздоры и так далее.Роль поэта и предназначения поэзии отдельная тема в творчестве Некрасова. Свое поэтическое кредо поэт изложил в стихотворении Элегия 1874.
30670. Судьба человека в контексте эпохи (по рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник») 13.94 KB
  В этом отношении показательны рассказы Чистый понедельник и Господин из Сан-Франциско. Рассказ Господин из Сан-Франциско раскрывает кризис западноевропейской цивилизации постигший ее в начале 20 века.Герой рассказа некий господин из Сан-Франциско становится символом бездуховного буржуазного мира.
30671. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» 14.18 KB
  Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре рассказ Изергиль о своей жизни легенда о Данко.Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни два представления о ней.Себялюбцу Ларре контрастно противопоставлен герой второй легенды Данко. Ларра ценил только себя и свою свободу Данко же решил добыть ее для всего племени.