83749

Военная реформа Петра I

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Дать характеристику военной реформы Петра I; Выяснить результаты петровской реформа; Значение петровской реформы для российской армии и России. Тема урока: объяснение нового материала. Методы и приёмы: Эвристическая беседа.

Русский

2015-03-16

73.5 KB

0 чел.

Tема: “Военная реформа Петра 1”

Сиваков Иван Иванович,

преподаватель-организатор ОБЖ МОУ гимназия №39

Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Цели урока:

1. Дать характеристику военной реформы Петра 1;

2. Выяснить результаты петровской реформа;

3. Значение петровской реформы для российской армии и России.

Тема урока: объяснение нового материала.

Методы и приёмы: Эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедиа

                          Учебники;

                           Слайды;

                           Видео.

Использованная литература:

1. Военные знания № 6, №10 1997 г.

2. ОБЖ. Основы безопасности жизни №7, №8, 2002 г.

3.  А.Т, Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Просвещение 2001 г.

    

 На прошлых занятиях вы подробно изучили темы раздела ОБЖ.  «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», где рассматривались вопросы здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, сохранения и укрепления здоровья допризывной молодежи, которое является важнейшим условием для выполнения основного гражданского долга и обязанности каждого гражданина – защиты Отечества. А защита Отечества на Руси всегда была священным долгом.

Включается музыкальная заставка. На экране проецируется отрывок  из стихотворения «Бородино», которое зачитывает учитель.

Славны были наши деды,

Помнит их и швед и лях,

И царил орёл победы

На далёких на морях.

………...............................

Мы сегодня вспоминаем

Славу дедовских побед.

На экране проецируется второй слайд с историческими событиями. В отсутствии мультимедиа исторические события  записываются с левой стороны классной доски.

 

- Северная Война ( 1700-1721 г.г. ),

- Основание Санкт-Петербурга (1703 г),

- Полтавская битва (1709 г)

- Сражение под Нарвой,

- “ Окно в Европу”,

- Основание Российского флота (1696 г),

- Создание регулярной армии.

С каким историческим лицом связанны исторические события указанные на доске?

После ответов учеников на поставленный вопрос на экране проецируется портрет Петра 1 (В отсутствии мультимедиа, портрет с Петром 1 вывешивается с левой стороны доски над историческими событиями)

На экране открываем 3-ий слайд, Пётр 1 с 1689г и под музыку зачитать стихотворение А.С.Пушкина;          

 

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

                                  (А. С. Пушкин)

          С какими историческими событиями связано это имя?

          С правой стороны от темы на доске колонкой выставлены даты.

          Методом хронологического перечисления их значимости раскрыть и записать в  тетради.  (Заполнить слайд 3)

1689 г – восшествие на престол Петра 1.

1695 г – осада Азова, которая заканчивается неудачей.

1696 г – основание Российского флота, пол Азов.

1697 – 1698 г.г. – “ Великое посольство” и образование антишведского союза северных                                                держав.

1699 г – формирование полков регулярной русской армии.

1700 г – начало Северной войны.

1701 г – первая победа: взятие Дерпта, Нарвы, Нотебурга (Шлиссельбург).

1709 г – Полтавская битва.

1714 г – Гангутское морское сражение.

1721 г – Победа в Северной войне.

1722 – 1723 г.г – прикаспийские области вошли в состав России.

Какой фразой мы можем охарактеризовать  данный  исторический период? – Эпоха реформирования. => Реформы Петра коснулись всех сфер жизни, в том числе и военной.

Чем вызвана необходимость военной реформы в это время в России?

   К началу воцарения Петра 1 Россия значительно отставала от передовых стран Западной Европы в экономике, культуре и в военно-техническом отношении. Основу вооруженных сил составляли старые воинские формирования – дворянское (поместное) ополчение и стрелецкое войско. Созданных по западному образцу “полков нового строя” было крайне мало. Каждое из этих формирований имело свой Приказ: военной службой дворян ведал Разрядный, стрельцами – Стрелецкий, “полками нового строя” – Рейтарский.

Такое узковедомственное разделение распыляло силы и средства государства, усложняло

управление войсками.

    Малочисленным был и ВМФ России. Имевшиеся флотилии предназначались, главным образом, для защиты торговых путей по Волге, Днестру, Дону, Каспию, сибирским рекам и на Белом море.

   Отсталость России от передовых стран Европы усугублялось еще тем, что последние 100 лет она была отрезана от основных морских путей. Проблема выхода на морские просторы стала, по выражению известного историка С.Соловьёва “мыслью веков”.

Пётр 1 унаследовал её от своих предков. Не менее важными для него были вопросы безопасности. Морские побережья как на юге, так и на северо-западе часто служили удобным плацдармом для нападения на русские земли со стороны агрессивных соседей – шведов, турок, крымских татар. Беспокойство у российского правительства вызвали события в Закавказье, где вели борьбу за сферы влияния Турция и Персия.

    С этими жизненно важными проблемами и столкнулся Петр 1 в первые годы своего царствования.

    1. В чём залог успеха в Северной войне? Какие ключевые даты помогут вам ответить на этот вопрос?                                     

(1696 – ВМФ;1699 – начало формирования регулярной армии)

   2. Какова же тема нашего урока?

Тема “Военная реформа Петра-1”

  3. Каковы же цели нашего урока?

  1.  Дать характеристику военной реформы Петра-1.
  2.  Выяснить результаты петровской реформы.
  3.  Значение петровской реформы для российской армии и России.

      

Перед вами таблица, на слайде 5, в которой указаны основные параметры реформирования ВС Эпохи Петра-1.

                                  Эту таблицу необходимо заполнить.

Направления                                                       |

Система мер

Командование   

Система комплектования войск

Виды войск

Обучение                                                  

Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия

……..

……..

……..

                    

Включаем 7 слайд (записываем в центре доски):

Каковы результаты военной реформы Петра-1?

После устных ответов учеников, открываем 8 слайд и результаты записываем в тетради

1. Создание первоклассной передовой армии;

2.  Создание регулярного ВМФ;

3. Централизация военного управления (Военная коллегия, правительственный Сенат);

4. Использование передовых методов обучения и воспитания в армии.

 Докажите свои выводы на конкретных исторических примерах.

      Победы России:

  1.  в Полтавской битве (1709 г);
  2.  в Северной войне (1700-1721 г.г);
  3.  в Гангутском морском сражении (1714 г);
  4.  решение внешнеполитических задач;
  5.  Утверждение на берегах Балтийского моря;
  6.  Выросло военное могущество России;
  7.  Укрепление обороноспособности страны.

После предварительных ответов учащихся включаем 9 слайд и ответы записываем в тетрадь.

            Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём заключается  поворотное событие в Северной войне?».

     Полтава создала условия не только для антишведского союза но и значительно расширила его.

     Полтава нанесла последний удар Буловленскому восстанию и проекту перехода Украины в состав Речи Посполитой.

     Полтава стала центральным и поворотным пунктом не только военных действий, но и всей Северной войны. Победа в сражении стала символом стойкости и храбрости народного характера, явилось моральной опорой для самосознания российского народа в тяжелую годину.

     Виссарион Белинский: “Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства ”.

     В итоге преобразований конца 17 – 1-ой четверти 18 в.в. подготовленных в всей предшествующей историей, Россия значительно усилилась, её место в международных делах существенно повысилось. Россия была признана великой державой, без  участия которой не решались внешнеполитические проблемы Европы.

Под музыку зачитать стихотворение А.С.Пушкина

“Было дело под Полтавой,

Дело славное, друзья!

Мы дрались тогда со шведом

Под знамёнами Петра…”

Под какими знамёнами сражались армии Петра?

(Переход к символике, ритуалам)

Демонстрируем слайды 11,12,13;

Знамя представляло собой прямоугольного полотнище ( 4,6*4,3 м) состоящие из 3-х горизонтальных полос: белый, синий, красный.

Такое сочетание цветов отражало древнюю геральдику московского княжества.

  Белый цвет – символизирует честь, благородство, миролюбие.

  Синий цвет – чистое небо и широту водных просторов.

  Красный цвет – синоним «красивый», «главенствующий» и служил знаком храбрости, мужества, неустрашимости. (Официально с 1703 г.)

  Другое: Вера, Надежда, Любовь.

Демонстрируем слайд 14;

  С 1712 г. введен  Андреевский флаг (белое поле с синим диагональным крестом) по имени святого Андрея первозданного, считавшегося покровителем Руси.

  Белый – символ благородства, чистоты, правды, справедливости.

  Синий – символ защиты.

  Иллюстрация «Герб и штандарты»

Дошли ли до наших времен знамена Петра?

  Большое внимание уделял Петр 1 высокому моральному духу армии, защищавшей свою родину.

     

Демонстрируем импровизируемое  Video «обращение Петра» сделанное учащимися на фоне слайда 15 «Обращение Петра»

  «Воины! Вот пришел час, который решит судьбы отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали… А о Петре ведайте, что ему жизнь его, недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния нашего».

  Так появилась военная присяга – главный из воинских ритуалов. В торжественной обстановке, при развернутом знамени солдаты и командиры клялись защищать отечество «телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем», а также «служить все присвятлейшему царю- государю верно и послушно».

  От Петра до наших дней доршел ритуал принятия военной присяги.

                                                 

      Демонстрация                                              Video «Текст военной присяги Советских ВС»

                                    

После видеодемонстрации  зачитать текст современной присяги.

Что общего у этих присяг?

Текст присяги менялся, но оставалась идея патриотизма

1)Воодушевляет бойцов

2)Дух служения родине и вера в победу

Как отмечаются торжественные события в армии?  После кратких ответов учащихся демонстрируем слайды 16.17.

                                             

                                                           Военным парадом

Петром были введены военные парады. 1 января 1700 года во время военного парада царь известил о начале нового летоисчисления, которым мы пользуемся и по сей день.

  Торжественные ритуалы, боевые символы государства способствовали укреплению дисциплины в армии и на флоте, служили они из действенных средств патриотического и воинского воспитания защитников отечества. Многие из них, сохранив свое значение до наших дней, легли в основу военных ритуалов и символов наших армии и флота.

                                                                    -=11=-

Рассмотрев военные реформы Петра 1, к каким выводам вы пришли?

1)Основоположник русской армии;

2)Традиции Петра;

3)Но главная память о боевом прошлом воинов Петра в преемственности их славных традиций, которые передаются из поколения в поколение. От воинов Петра они перешли к чудо – богатырям Суворова и Ушакова, от них к патриотам Кутузова и Нахимова, Скобилева и Брусилова, к полководцам ВОВ 1941 – 1945 годов, ее бессмертным героям, имена которых начертаны в нашей отечественной истории. В этом неразрывная связь веков и поколений, в этом великая сила российской армии.

 Демонстрация слайдов 18-30;

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: с помощью таблицы дать характеристику военной реформы Милютина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20344. СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. СОФИСТИКА, СКЕПТИЦИЗМ И СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ОТ БЕРКЛИ К КАНТУ. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ОСНОВЫ КРИТИКИ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА 63.5 KB
  Си – философское направление обостренно воспринимающее проблему тему ограниченности человеческого опыта знания откуда для него объективно вытекает что сознание человека творит мир. Для крайнего последовательного СИ это означает не только познавательно гносеологически творит мир т. человек своим сознанием делает то что мы называем считаем материальным миром. В античности склонялись либо к простому релятивизму у каждого свои взгляды на мир либо к благоразумию критика философских взглядов одновременно не отвергала а наоборот...
20345. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МАТЕРИАЛИЗМА. ФИЛОСОФСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИЛАЗИМА В СЕР. 19 В. НОВЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ В НАЧАЛЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 37 KB
  Это связано с тем что они делали ффию так или иначе критикуя или не соглашаясь с мифологией например сводя мир к водному началу Фалес Первым собственно М был Демокрит. Атомов и пустоты было Демокриту достаточно не только чтобы построить мир но и разработать первое в ффии учение о детерминизме; сменим им или противопоставив его мифологическим учениям о судьбе. Определенное положение мира в момент времени Т однозначно определяет положение мира в следующий момент времени т. если бы мир откатили на пять лет назад Вы снова бы читали о...
20346. СПЕЦИФИКА И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И «ДУРНАЯ» БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ПРИНЦИП МАТЕРИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА МИРА 49.5 KB
  ПОНИМАНИЕ МАТЕРИИ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИИ. Это связано не только с тем материализму понятие материи ближе. В понятии материи сохранятся продуктивная диалектическая жизненная двойственность которой лишена категория бытия.
20347. СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ, СУБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. ПРОСТАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ МАТЕРИИ. ПРОБЛЕМА ТЕМПОРАЛЬНОСТИ 33.5 KB
  СУБСТАНЦИАЛЬНАЯ СУБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. Гипотезы об отдельном существовании времени как такового впечатляют но понимаются с трудом. Кинг чтото подобное использовал в своих по крайней мере двух произведениях; Сказка о потерянном времени; машины времени 2. Субъективноидеалистическая трактовка пространства и времени.
20348. ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ДИАЛЕКТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ 43 KB
  ПОНИМАНИЕ ДВИЖЕНИЯ В НОВОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ И ДИАЛЕКТИКА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ. Общее понимание движения в новом материализме. Специфику понимания движения в новом материализме можно дать как результат синтез итог диалектической спирали в области истории философии.
20349. ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМА НЕДОСТАЮЩЕГО ЗВЕНА 45 KB
  ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. АСН – процесс происхождения человека и общества. Сложность этого слова не попытка усложнить дело а стремление уже в названии подчеркнуть неразрывную связь происхождения человека и общества а также длительность последовательность процесса происхождения антропос от человека; социо – общество; генез от генезиса. Победы Лоренца в споре оправдывает евгенику – науку и практику вмешательства в генетику человека для избавления последнего от всех больных и неправильных генов.
20350. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ, ВУЛЬГАРНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИАНИЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И СОЗНАНИЕ. ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО 45.5 KB
  ОБЪЕКТИВНОИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ВУЛЬГАРНОМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ДИАЛЕКТИКОМАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИАНИЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ И СОЗНАНИЕ. – сознание; 1. В истории развития взглядов на сознание отметим два момента.
20351. Ламповые высокочастотные генераторы с внешним возбуждением 362.5 KB
  Расчет генератора рассмотрим на типовом примере. Расчет анодной цепи генератора. Аналогичный расчет электрического режима работы ВЧ лампового генератора с внешним возбуждением можно провести по программе на языке Mathcad. Программа расчета электрического режима работы ВЧ лампового генератора Программа состоит из трех частей: ввода исходных данных DATE; расчета параметров генератора по анодной цепи ANODE; расчета параметров сеточной цепи генератора GRID.
20352. ТРАНЗИСТОРНЫЕ ГВВ 437.5 KB
  В биполярных транзисторах происходит перенос как основных носителей заряда в полупроводнике так и неосновных; в полевых только основных. Управление током прибора в биполярных транзисторах осуществляется за счет заряда неосновных носителей накапливаемых в базовой области; в полевых за счет действия электрического поля на поток носителей заряда движущихся в полупроводниковом канале причем поле направлено перпендикулярно этому потоку. Для увеличения мощности прибора в биполярных транзисторах используют многоэмиттерную структуру а в...