83749

Военная реформа Петра I

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: Дать характеристику военной реформы Петра I; Выяснить результаты петровской реформа; Значение петровской реформы для российской армии и России. Тема урока: объяснение нового материала. Методы и приёмы: Эвристическая беседа.

Русский

2015-03-16

73.5 KB

0 чел.

Tема: “Военная реформа Петра 1”

Сиваков Иван Иванович,

преподаватель-организатор ОБЖ МОУ гимназия №39

Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Цели урока:

1. Дать характеристику военной реформы Петра 1;

2. Выяснить результаты петровской реформа;

3. Значение петровской реформы для российской армии и России.

Тема урока: объяснение нового материала.

Методы и приёмы: Эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедиа

                          Учебники;

                           Слайды;

                           Видео.

Использованная литература:

1. Военные знания № 6, №10 1997 г.

2. ОБЖ. Основы безопасности жизни №7, №8, 2002 г.

3.  А.Т, Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности. Просвещение 2001 г.

    

 На прошлых занятиях вы подробно изучили темы раздела ОБЖ.  «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», где рассматривались вопросы здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, сохранения и укрепления здоровья допризывной молодежи, которое является важнейшим условием для выполнения основного гражданского долга и обязанности каждого гражданина – защиты Отечества. А защита Отечества на Руси всегда была священным долгом.

Включается музыкальная заставка. На экране проецируется отрывок  из стихотворения «Бородино», которое зачитывает учитель.

Славны были наши деды,

Помнит их и швед и лях,

И царил орёл победы

На далёких на морях.

………...............................

Мы сегодня вспоминаем

Славу дедовских побед.

На экране проецируется второй слайд с историческими событиями. В отсутствии мультимедиа исторические события  записываются с левой стороны классной доски.

 

- Северная Война ( 1700-1721 г.г. ),

- Основание Санкт-Петербурга (1703 г),

- Полтавская битва (1709 г)

- Сражение под Нарвой,

- “ Окно в Европу”,

- Основание Российского флота (1696 г),

- Создание регулярной армии.

С каким историческим лицом связанны исторические события указанные на доске?

После ответов учеников на поставленный вопрос на экране проецируется портрет Петра 1 (В отсутствии мультимедиа, портрет с Петром 1 вывешивается с левой стороны доски над историческими событиями)

На экране открываем 3-ий слайд, Пётр 1 с 1689г и под музыку зачитать стихотворение А.С.Пушкина;          

 

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

                                  (А. С. Пушкин)

          С какими историческими событиями связано это имя?

          С правой стороны от темы на доске колонкой выставлены даты.

          Методом хронологического перечисления их значимости раскрыть и записать в  тетради.  (Заполнить слайд 3)

1689 г – восшествие на престол Петра 1.

1695 г – осада Азова, которая заканчивается неудачей.

1696 г – основание Российского флота, пол Азов.

1697 – 1698 г.г. – “ Великое посольство” и образование антишведского союза северных                                                держав.

1699 г – формирование полков регулярной русской армии.

1700 г – начало Северной войны.

1701 г – первая победа: взятие Дерпта, Нарвы, Нотебурга (Шлиссельбург).

1709 г – Полтавская битва.

1714 г – Гангутское морское сражение.

1721 г – Победа в Северной войне.

1722 – 1723 г.г – прикаспийские области вошли в состав России.

Какой фразой мы можем охарактеризовать  данный  исторический период? – Эпоха реформирования. => Реформы Петра коснулись всех сфер жизни, в том числе и военной.

Чем вызвана необходимость военной реформы в это время в России?

   К началу воцарения Петра 1 Россия значительно отставала от передовых стран Западной Европы в экономике, культуре и в военно-техническом отношении. Основу вооруженных сил составляли старые воинские формирования – дворянское (поместное) ополчение и стрелецкое войско. Созданных по западному образцу “полков нового строя” было крайне мало. Каждое из этих формирований имело свой Приказ: военной службой дворян ведал Разрядный, стрельцами – Стрелецкий, “полками нового строя” – Рейтарский.

Такое узковедомственное разделение распыляло силы и средства государства, усложняло

управление войсками.

    Малочисленным был и ВМФ России. Имевшиеся флотилии предназначались, главным образом, для защиты торговых путей по Волге, Днестру, Дону, Каспию, сибирским рекам и на Белом море.

   Отсталость России от передовых стран Европы усугублялось еще тем, что последние 100 лет она была отрезана от основных морских путей. Проблема выхода на морские просторы стала, по выражению известного историка С.Соловьёва “мыслью веков”.

Пётр 1 унаследовал её от своих предков. Не менее важными для него были вопросы безопасности. Морские побережья как на юге, так и на северо-западе часто служили удобным плацдармом для нападения на русские земли со стороны агрессивных соседей – шведов, турок, крымских татар. Беспокойство у российского правительства вызвали события в Закавказье, где вели борьбу за сферы влияния Турция и Персия.

    С этими жизненно важными проблемами и столкнулся Петр 1 в первые годы своего царствования.

    1. В чём залог успеха в Северной войне? Какие ключевые даты помогут вам ответить на этот вопрос?                                     

(1696 – ВМФ;1699 – начало формирования регулярной армии)

   2. Какова же тема нашего урока?

Тема “Военная реформа Петра-1”

  3. Каковы же цели нашего урока?

  1.  Дать характеристику военной реформы Петра-1.
  2.  Выяснить результаты петровской реформы.
  3.  Значение петровской реформы для российской армии и России.

      

Перед вами таблица, на слайде 5, в которой указаны основные параметры реформирования ВС Эпохи Петра-1.

                                  Эту таблицу необходимо заполнить.

Направления                                                       |

Система мер

Командование   

Система комплектования войск

Виды войск

Обучение                                                  

Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия

……..

……..

……..

                    

Включаем 7 слайд (записываем в центре доски):

Каковы результаты военной реформы Петра-1?

После устных ответов учеников, открываем 8 слайд и результаты записываем в тетради

1. Создание первоклассной передовой армии;

2.  Создание регулярного ВМФ;

3. Централизация военного управления (Военная коллегия, правительственный Сенат);

4. Использование передовых методов обучения и воспитания в армии.

 Докажите свои выводы на конкретных исторических примерах.

      Победы России:

  1.  в Полтавской битве (1709 г);
  2.  в Северной войне (1700-1721 г.г);
  3.  в Гангутском морском сражении (1714 г);
  4.  решение внешнеполитических задач;
  5.  Утверждение на берегах Балтийского моря;
  6.  Выросло военное могущество России;
  7.  Укрепление обороноспособности страны.

После предварительных ответов учащихся включаем 9 слайд и ответы записываем в тетрадь.

            Подумайте и ответьте на вопрос: «В чём заключается  поворотное событие в Северной войне?».

     Полтава создала условия не только для антишведского союза но и значительно расширила его.

     Полтава нанесла последний удар Буловленскому восстанию и проекту перехода Украины в состав Речи Посполитой.

     Полтава стала центральным и поворотным пунктом не только военных действий, но и всей Северной войны. Победа в сражении стала символом стойкости и храбрости народного характера, явилось моральной опорой для самосознания российского народа в тяжелую годину.

     Виссарион Белинский: “Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства ”.

     В итоге преобразований конца 17 – 1-ой четверти 18 в.в. подготовленных в всей предшествующей историей, Россия значительно усилилась, её место в международных делах существенно повысилось. Россия была признана великой державой, без  участия которой не решались внешнеполитические проблемы Европы.

Под музыку зачитать стихотворение А.С.Пушкина

“Было дело под Полтавой,

Дело славное, друзья!

Мы дрались тогда со шведом

Под знамёнами Петра…”

Под какими знамёнами сражались армии Петра?

(Переход к символике, ритуалам)

Демонстрируем слайды 11,12,13;

Знамя представляло собой прямоугольного полотнище ( 4,6*4,3 м) состоящие из 3-х горизонтальных полос: белый, синий, красный.

Такое сочетание цветов отражало древнюю геральдику московского княжества.

  Белый цвет – символизирует честь, благородство, миролюбие.

  Синий цвет – чистое небо и широту водных просторов.

  Красный цвет – синоним «красивый», «главенствующий» и служил знаком храбрости, мужества, неустрашимости. (Официально с 1703 г.)

  Другое: Вера, Надежда, Любовь.

Демонстрируем слайд 14;

  С 1712 г. введен  Андреевский флаг (белое поле с синим диагональным крестом) по имени святого Андрея первозданного, считавшегося покровителем Руси.

  Белый – символ благородства, чистоты, правды, справедливости.

  Синий – символ защиты.

  Иллюстрация «Герб и штандарты»

Дошли ли до наших времен знамена Петра?

  Большое внимание уделял Петр 1 высокому моральному духу армии, защищавшей свою родину.

     

Демонстрируем импровизируемое  Video «обращение Петра» сделанное учащимися на фоне слайда 15 «Обращение Петра»

  «Воины! Вот пришел час, который решит судьбы отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали… А о Петре ведайте, что ему жизнь его, недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния нашего».

  Так появилась военная присяга – главный из воинских ритуалов. В торжественной обстановке, при развернутом знамени солдаты и командиры клялись защищать отечество «телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем», а также «служить все присвятлейшему царю- государю верно и послушно».

  От Петра до наших дней доршел ритуал принятия военной присяги.

                                                 

      Демонстрация                                              Video «Текст военной присяги Советских ВС»

                                    

После видеодемонстрации  зачитать текст современной присяги.

Что общего у этих присяг?

Текст присяги менялся, но оставалась идея патриотизма

1)Воодушевляет бойцов

2)Дух служения родине и вера в победу

Как отмечаются торжественные события в армии?  После кратких ответов учащихся демонстрируем слайды 16.17.

                                             

                                                           Военным парадом

Петром были введены военные парады. 1 января 1700 года во время военного парада царь известил о начале нового летоисчисления, которым мы пользуемся и по сей день.

  Торжественные ритуалы, боевые символы государства способствовали укреплению дисциплины в армии и на флоте, служили они из действенных средств патриотического и воинского воспитания защитников отечества. Многие из них, сохранив свое значение до наших дней, легли в основу военных ритуалов и символов наших армии и флота.

                                                                    -=11=-

Рассмотрев военные реформы Петра 1, к каким выводам вы пришли?

1)Основоположник русской армии;

2)Традиции Петра;

3)Но главная память о боевом прошлом воинов Петра в преемственности их славных традиций, которые передаются из поколения в поколение. От воинов Петра они перешли к чудо – богатырям Суворова и Ушакова, от них к патриотам Кутузова и Нахимова, Скобилева и Брусилова, к полководцам ВОВ 1941 – 1945 годов, ее бессмертным героям, имена которых начертаны в нашей отечественной истории. В этом неразрывная связь веков и поколений, в этом великая сила российской армии.

 Демонстрация слайдов 18-30;

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: с помощью таблицы дать характеристику военной реформы Милютина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22528. Сопротивление материалов. Введение и основные понятия 40.5 KB
  Прочность это способность конструкции выдерживать заданную нагрузку не разрушаясь. Жесткость способность конструкции к деформированию в соответствие с заданным нормативным регламентом. Деформирование свойство конструкции изменять свои геометрические размеры и форму под действием внешних сил Устойчивость свойство конструкции сохранять при действии внешних сил заданную форму равновесия. Надежность свойство конструкции выполнять заданные функции сохраняя свои эксплуатационные показатели в определенных нормативных пределах в течение...
22529. Метод сечений для определения внутренних усилий 92.5 KB
  Метод сечений для определения внутренних усилий Деформации рассматриваемого тела элементов конструкции возникают от приложения внешней силы. Внутренние усилия это количественная мера взаимодействия двух частей одного тела расположенных по разные стороны сечения и вызванные действием внешних усилий. Здесь {S} и {S } внутренние усилия возникающих соответственно в левой и правой отсеченных частях вследствие действия внешних усилий. Используя общую методологию теоремы Пуансо о приведении произвольной системы сил к заданному центру и...
22530. Эпюры внутренних усилий при растяжении-сжатии и кручении 48.5 KB
  Рассмотрим расчетную схему бруса постоянного поперечного сечения с заданной внешней сосредоточенной нагрузкой Р и распределенной q рис. а расчетная схема б первый участок левая отсеченная часть в второй участок левая отсеченная часть г второй участок правая отсеченная часть д эпюра нормальных сил Рис. В пределах первого участка мысленно рассечем брус на 2 части нормальным сечением и рассмотрим равновесие допустим левой части введя следующую координату х1 рис. Мысленно рассечем его сечением 2 2 и рассмотрим равновесие левой...
22531. Эпюры внутренних усилий при прямом изгибе 87.5 KB
  Рассмотрим пример расчетной схемы консольной балки с сосредоточенной силой Р рис. а расчетная схема б левая часть в правая часть г эпюра поперечных сил д эпюра изгибающих моментов Рис. Построение эпюр поперечных сил и внутренних изгибающих моментов при прямом изгибе: Прежде всего вычислим реакции в связи на базе уравнений равновесия: После мысленного рассечения балки нормальным сечением 1 1 рассмотрим равновесие левой отсеченной части рис. Для правой отсеченной части при рассмотрении ее равновесия результат аналогичен рис.
22532. Понятие о напряжениях и деформациях 80.5 KB
  а вектор полного напряжения б вектор нормального и касательного напряжений уменьшаются главный вектор и главный момент внутренних сил причем главный момент уменьшается в большей степени. Введенный таким образом вектор рn называется вектором напряжений в точке. Совокупность всех векторов напряжений в точке М для всевозможных направлений вектора п определяет напряженное состояние в этой точке. В общем случае направление вектора напряжений рn не совпадает с направлением вектора нормали п.
22533. Свойства тензора напряжений. Главные напряжения 95 KB
  Свойства тензора напряжений. Главные напряжения Тензор напряжений обладает свойством симметрии. Для доказательства этого свойства рассмотрим приведенный в лекции 5 элементарный параллелепипед с действующими на его площадках компонентами тензора напряжений. Отличные от нуля моменты создают компоненты верхняя грань и права грань: После сокращения на элемент объема dV=dxdydz получим Аналогично приравнивая нулю сумму моментов всех сил относительно осей Оу и Ог получим еще два соотношения Эти условия симметрии и тензора напряжений...
22534. Плоское напряженное состояние 98.5 KB
  Тензор напряжений в этом случае имеет вид Геометрическая иллюстрация представлена на рис. Инварианты тензора напряжений равны а характеристическое уравнение принимает вид Корни этого уравнения равны 1 Нумерация корней произведена для случая Рис. Позиция главных напряжений Произвольная площадка характеризуется углом на рис. Если продифференцировать соотношение 2 по и приравнять производную нулю то придем к уравнению 4 что доказывает экстремальность главных напряжений.
22535. Упругость и пластичность. Закон Гука 156 KB
  При высоких уровнях нагружения когда в теле возникают значительные деформации материал частично теряет упругие свойства: при разгрузке его первоначальные размеры и форма полностью не восстанавливаются а при полном снятии внешних нагрузок фиксируются остаточные деформации. Накапливаемые в процессе пластического деформирования остаточные деформации называются пластическими. Твердые тела выполненные из различных материалов разрушаются при разной величине деформации. Соответствующие деформации обозначим через и причем эти деформации...
22536. Механические характеристики конструкционных материалов 110 KB
  ДИАГРАММЫ УПРУГОПЛАСТИЧЕСКОГО ДЕФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ Основным опытом для определения механических характеристик конструкционных материалов является опыт на растяжение призматического образца центрально приложенной силой направленной по продольной оси; при этом в средней части образца реализуется однородное напряженное состояние. Форма размеры образца и методика проведения испытаний определяются соответствующими стандартами например ГОСТ 34643 81 ГОСТ 149773. Физический смысл коэффициента Е определяется как...