8375

Первый властелин единого Китая

Лекция

История и СИД

Первый властелин единого Китая 1. Вопросы для повторения. Определите словесно с помощью корты местоположение Китая. Докажите, что в Китае были все необходимые условия для занятия земледелием? Какие трудности приходилось преодолевать китай...

Русский

2013-02-10

72 KB

8 чел.

Первый властелин единого Китая

1. Вопросы для повторения:

1. Определите словесно с помощью корты местоположение Китая.

  1.   Докажите, что в Китае были все необходимые условия для занятия земледелием? Какие трудности приходилось преодолевать китайцам в хозяйственной деятельности?
  2.   В долине какой реки возникли первые поселения земледельцев? Почему долина р. Янцзы была освоена позже?
  3.  Какие культурные растения выращивали земледельцы? Каких животных разводили?
  4.   О каких достижениях культуры Древнего Китая вы узнали?

(Достижения китайской культуры оказали некоторое воздействие на западный мир. В Европу и Западную Азию попали китайский шелк и китайская бумага, китайцы изобрели компас (железная ложка на гладкой подставке с делениями, обозначавшими стороны света)

Каково было их значение?

6. Врачи Древнего Китая использовали обезболивающие средства при хирургических операциях, лечили болезни иглоукалыванием, написали сочинения по диетологии, лечебной гимнастике, прижиганию, знали лечебные свойства чая; создали сборник рецептов для лечения 52 болезней.

Что способствовало развитию медицины в Китае и других странах Древнего Востока? Какие открытия китайских врачей сохранили значение до настоящего времени?

7. Какие научные знания развивались в Египте, Междуречье, Индии? Объясните, почему именно эти знания получили распространение в данных странах. Каких успехов добились египетские астрономы, индийские математики?

В Китае, как и в других странах, научные знания зародились из потребностей людей. Китайские астрономы изучали движение Солнца, Луны и пяти планет по отношению к неподвижным звездам, составили карту звездного неба, отметив на ней около 2500 звезд (как раз такое количество человек видит невооруженным глазом), дали название 28 созвездиям, знали, что Луна сама не излучает свет, а светит отраженным солнечным светом. С максимальной для древности точностью была вычислена продолжительность года (365, 25 суток). Китайцы создали календарь. Чжан Хэн (78-139 гг.н1э.).сконструировал древнейший сейсмограф.

8.. Во II в. до н.э. в Китае была составлена «Математика в девяти книгах», которая служила руководством для земледельцев, астрономов, чиновников и т.д.

Как развитие математических знаний было связано с развитием хозяйства и трудовой деятельностью жителей Китая? Почему в Древнем Китае зародились те же науки, что и в других странах Древнего Востока?

9. Древние китайцы говорили: «Слова могут обманывать, люди
могут притворяться, только музыка не способна лгать».

О чем свидетельствует это высказывание? Можно ли сказать, что данное высказывание - проявление мудрости?

10. С учением какого мудреца, жившего в Древнем Китае в 551-
479 гг. до н.э. вы познакомились дома? Чему же учил Конфуций?

(Учащиеся, пользуясь материалом §22, выделяют основные положения учения:

а) Соблюдение традиций и устоявшихся порядков в обществе.

б) Уважение старины.

в) Приобщение к мудрости древних.

г) Почитание и уважение старших.

д) Хорошие манеры - признак воспитанного человека.

е) Воспитанный китаец со всеми вежлив.

ж) Во всем должен быть порядок.

* Господин должен быть господином, подданный - подданным,
отец - отцом, сын – сыном.

з) Подчинение младших старшим и народа властителям - незыблемый закон.

и) Подданные должны уважать правителя как отца, а правитель - относиться к подданным как к своим детям.

к) Мудрый правитель управляет государством, опираясь на обычаи и традиции, во всем служит примером, жестокость чужда ему.)

II. Чьи интересы выражало конфуцианство? Чем была вызвана необходимость его появления? Выскажите собственное мнение, об учении Конфуция?

(Конфуцианское учение особенно было популярно в кругах родовой знати, ибо враждебно относилось к выдвижению новых людей, добивающихся богатства и власти вопреки своему незнатному происхождению.)

II. Новая тема

Так же, как и в других ранних земледельческих цивилизациях, в Древнем Китае с переходом к земледелию стали возникать города и государства. Около 1700  г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ (учитель показывает на карте) появилось государство Шан, где правила династия Инь. В обязанности верховного правителя (вана) входило руководство военными походами, строительство каналов и дамб, принесение жертв Небу от имени всего народа. В начале полевых работ ван выходил в поле с золотой мотыгой и пропахивал первую борозду. Этот труд считался священным, необходимым для обеспечения урожая и милости богов.

* История Китая в эпоху Шан изучена мало, потому что от этих времен не осталось ни каменных построек, ин статуй, ни надписей (кроме гадальных костей, найденных археологами). Известно, что в конце II тыс. до н.э. государство Шан пришло в упадок, и около 1000 г. до н.э. его завоевали западные кочевники - чжоу. Традиция передает, что вождь этого племени У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя, и тот покончил жизнь самоубийством.

Чжоу были скотоводами и земледельцами вроде древних ариев. Они ездили на колесницах, запряженных лошадьми, и использовали их на войне; умели обрабатывать не только бронзу, но и железо. Захватив земли Шан, пришельцы основали свое государство Чжоу, просуществовавшее до III в. до н.э.

К этому периоду относится становление рабовладельческого общества в Древнем Китае. В надписях на бронзовых сосудах говорится о дарении тем ли иным сановникам значительных участков земли, отнятых у сельских общин, и огромного количества рабов. Масштабы рабовладения увеличиваются за счет порабощения населения завоеванного царства Шан, войн с соседними кочевыми племенами. Контингент рабов пополняется и за счет осужденных преступников. Рабы стели цениться больше, прекращаются массовые жертвоприношения военнопленных.

Рабы-чужеземцы не считались полноценными людьми. К ним употреблялось выражение «злые рабы». Владение долговыми рабами осуждалось.

III. Групповая работа. Познакомьтесь с источниками, ответьте на вопросы к ним.

I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...»

О чем говорит этот документ?

II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство
фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными промыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для
работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей.

Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей».

Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех выводов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древнем Китае?

III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не полу-
чают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и
детьми»

О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете?

IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «Постройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают всю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...»

Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предположите, представителем какой категории населения является автор?

V группа. Из сочинений древних китайских писателей:
Зачем на свете люди не равны?

 Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест бурду из отрубей.

Чем плох бедняк иль раб господ глупей?

Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,

Как же в вашем дворе быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?

Учитель: в IX в. до н.э. Ли-ван из династии Чжоу был свергнут народным восстанием. В VIII в. царство Чжоу ослабело и не могло сопротивляться набегам западных кочевников. Столицу пришлось перенести на восток, и вскоре государство распалось на несколько княжеств, которые воевали между собой и с соседними племенами. Новое объединение страны произошло в III в. до н.э.

Задание: Прочитайте п. 1 §23. Как звали правителя единого государства? В каком году произошло объединение страны?

Запись в тетради:

221 г до н.э. - объединение Китая под властью Цинь Ши-хуанди.

Цинь Ши-хуанди обладал неограниченной властью; множество чиновников полностью зависели от него, прислушивались к каждому его слову. Царь опирался на сильное войско, состоявшее из лучников, копейщиков и конницы. Он был жесток и безжалостен ко всем, кто имел собственное мнение и не боялся высказывать мысли, не угодные царю. По преданию, Цинь Ши-хуанди приказал казнить 460 ученых, недовольных его правлением, и сжечь их книги.

Царя не любили ни знатные люди, ни простонародье. Боясь покушений на свою жизнь, он повелел выстроить 37 дворцов, стоящих рядом и соединенных внутренними переходами. Это было сделано для того, чтобы никто не знал, где именно проводит владыка Китая данную ночь.

Однако не только жестокими мерами этому правителю удалось сохранять государство единым. Давайте оценим его политику.

Задание: Первый ряд читает п. 2 §23. Второй ряд - п. 3 §24, а третий ряд - п. 4 §23. (После прочтения учащиеся поочередно делают выводы, учитель - краткие записи на доске.)

На доске:

  1.  Вел завоевательные войны. Присоединил южные земли, богатые рисом, слоновой костью, жемчугом и т.д.
  2.  Опорой царской власти на завоеванных территориях были военные поседения.
  3.  Одержал победу над гуннами на севере.
  4.  Строительство Великой Китайской стены. (Через каждые 100-120 м расположены сторожевые башни. Всего их 60 тыс.)  
  5.  Построена роскошная столица Санъян.
  6.  Проведена перепись населения в стране, так что император зная, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников.

Вопрос к третьему ряду:

В китайском документе рассказывается о народном восстании в I в. н.э. Одна женщина, мать чиновника Люя, подняла восстание, чтобы отомстить за своего, по ее мнению, невинно казненного сына. Она привлекла на свою сторону более сотни молодых бедняков и напала на ближайший город. По пути к ним присоединилось более 10 тыс. бедняков из деревни и города.

Какова, по-вашему, была главная причина восстания? Предположите, чего добивались восставшие?

Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуанди (постройки и войны) требовали больших средств, и налоги росли. Крестьян и ремесленников часто отрывали от родного дома" и посылали на строительство стены или каналов в дальних краях, где многие из них умирали, вскоре простые люди Китая поняли, что жить под властью Цинь еще тяжелее, чем раньше - в эпоху войн между княжествами. Как только умер Цинь Ши-хуанди, вспыхнуло восстание крестьян. (Цинь Ши-хуанди умер в 210 г до н.э. от нервного потрясения в возрасте 48 лет. В склепе, открытом китайскими археологами в 1974 г., были обнаружены многочисленные фигуры вооруженных воинов (см. стр.109 учебника), которые должны были охранять мертвого императора, как это они делали при его жизни) К восставшим присоединились все недовольные: солдаты, горожане, князья. Империя Цинь развалилась, ее столица была разграблена и сожжена.

Никто из вождей повстанцев не хотел былой раздробленности и усобиц. Но можно ли восстановить единство страны, избежав таких жестокостей, какие творили правители Цинь? Это удалось крестьянскому воеводе Лю Вану. Победив князя Сян Юя, он основал новую династию Хань.

Домашнее задание:

1)Прочитайте §23, ответьте на вопросы к параграфу.

2)Подготовьтесь к повторительно-обобщающему уроку по вопросам и заданиям на стр. 110  учебника.

Приложение.

I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...»

О чем говорит этот документ?

II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными промыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей.

Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей».

Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех выводов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древнем Китае?

III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не получают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и детьми»

О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете?

IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «Постройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают всю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...»

Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предположите, представителем какой категории населения является автор?

V группа. Из сочинений древних китайских писателей:
Зачем на свете люди не равны?

 Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест бурду из отрубей.

Чем плох бедняк иль раб господ глупей?

Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,

Как же в вашем дворе быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?

I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...»

О чем говорит этот документ?

II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными промыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей.

Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей».

Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех выводов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древнем Китае?

III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не получают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и детьми»

О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете?

IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «Постройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают всю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...»

Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предположите, представителем какой категории населения является автор?

V группа. Из сочинений древних китайских писателей:
Зачем на свете люди не равны?

 Ест вдоволь рис и просо богатей,

А бедный ест бурду из отрубей.

Чем плох бедняк иль раб господ глупей?

Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали,

Как же в вашем дворе быки оказались?

Настоящий человек не ест никогда

Хлеб праздности, как вы, господа!

Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37324. ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ 235.5 KB
  Заказная спецификация на приборы и средства автоматизации электроаппаратуру Приложение 7. Чертеж функциональной схемы автоматизации Приложение 10. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Выполнение курсового проекта по дисциплине “Проектирование автоматизированных систем†является подготовкой студентов к самостоятельной разработке проектов автоматизации в пищевой и химической промышленности. В процессе выполнения проекта студент должен показать глубину освоения теоретических и практических...
37325. Создать трехмерную модель сварного соединения и провести анализ ее напряженно-деформированного состояния под воздействием внешней статической нагрузки 471.5 KB
  Исходные данные Рисунок 1 – Изображение узла Сварное нахлесточное соединение. Рисунок 2 – Указание пути к файлу Рисунок 3 – Задание необходимых параметров вставки 3 Разбиение на конечные элементы Выберем пункт меню Mesh= Geometry= Solids Сетка= Геометрия= Тело. Рисунок 4 – Разбиение на конечные элементы На запрос о задании материала введем характеристики для Ст. Рисунок 5 – Задание характеристик для материала Далее появится панель utomesh Solids Авторазбиение твердых тел – рис.
37326. Учет резервов и кассовых операций предприятий 141.43 KB
  В повседневной деятельности организаций может возникать необходимость создания резерва для покрытия предстоящих расходов и платежей. Он создается за счет внутренних ресурсов путем включения в затраты производства или в расходы на продажу в отчетном году.
37327. Якорно-швартовное устройство 4.35 MB
  Якорные цепи от якоря через бортовой клюз, стопор и кулачковый барабан якорной лебёдки проходят в палубный клюз и цепной ящик, где укладывается излишек цепи. Общую длину и калибр якорной цепи определяют также по характеристике якорного снабжения Nc
37328. Технологический процесс изготовления детали “Форсунка” 133.5 KB
  Применяемый на ОАО «КАДВИ» технологический процесс изготовления детали «Форсунка» является вполне современным. Весь технологический процесс механической обработки разработан исходя из получения заготовки методом литья, что определяет выбор технологических баз как для первой...
37329. Таможенная служба Российской Федерации 90 KB
  Большинство законодательных и нормативных актов регулирующих таможенное дело были унифицированы на практике применяются основы таможенных законодательств государств участников СНГ. Созданы представительства таможенной службы России при таможенных службах Белоруссии и Казахстана и Киргизской республикой. Отменены таможенные ограничения во взаимной торговле нет больше необходимости содержать таможенную инфраструктуру ненужными стали почти девять тысяч километров внутренних границ 16 таможен 50 таможенных постов 64 автомобильных и 28...
37331. Аналитическое и табличное представление булевой функции 315.5 KB
  Аналитическое и табличное представление булевой функции. Представление функции в ДНСФ. Минимизация функции по формулам склеивания. Минимизация функции методом Карно.
37332. КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 452 KB
  Как известно музыкальная культура школьника это интегративное свойство личности главнейшими показателями которого являются: музыкальная развитость любовь к музыкальному искусству эмоциональное к нему отношение потребность в различных образцах музыки музыкальная наблюдательность в значении которое придавал этому понятию Б. В процессе школьных музыкальных занятий учащиеся знакомятся с музыкальными произ ведениями анализируют общий характер настроение музыки значение различных элементов музыкальной речи в их...