8376

Книгораспространение в Китае

Контрольная

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Книгораспространение в Китае Книжное дело в Китае занимает одну из ведущих позиций на рынке информации и является важной статьей центрального и региональных бюджетов, несмотря на определенные изменения конъюнктуры рынка информационных технологий. Ве...

Русский

2013-02-10

26.27 KB

12 чел.

Книгораспространение в Китае

Книжное дело в Китае занимает одну из ведущих позиций на рынке информации и является важной статьей центрального и региональных бюджетов, несмотря на определенные изменения конъюнктуры рынка информационных технологий.

Ведущей организацией, регулирующей вопросы издательской политики в Китае, является Государственное управление по делам прессы и печати (ГУПП). И еще около десятка ведомств, в том числе и комитет по борьбе с пиратством.

Основное место на рынке распространения печатной продукции занимает учрежденный в 1987 г. Пекинский центр закупки и распространения печати. В последних торгах, завершившихся 11 января 2006 г., приняли участие 820 предприятий, среди которых 666 издательств, 12 центров по вопросам авторских прав, 95 студий по распространению электронных изданий, 58 предприятий, специализирующихся на оптовых закупках. По данным Центра, сумма контрактов, подписанных в ходе торгов, составила 2,3 млрд юаней (более 28 млн долл. США).

По мере развития информатизации в Китае за относительно короткий срок сформировался рынок электронной продукции, которая все более заметно конкурирует с печатными изданиями. По данным ГУПП, в 2004 г. в стране насчитывалось 6081 вид электронной печатной продукции. Только в первом квартале 2005 г. появилось 140 новых электронных изданий. По числу читателей (более 10 млн чел.), производству и распространению издательской продукции в электронном виде Китай занимает лидирующее место в мире.

Создание фондов электронных изданий стало существенным дополнением политики модернизации библиотек в Китае. Начались предварительные работы по созданию банка электронных изданий в Китайской национальной библиотеке (бывшая Пекинская библиотека). Планируется установить специальную электронную поисковую систему «Google Scholar», которая позволит ее пользователям получать электронные издания. Пользователям будет предоставлен электронный каталог, включающий более 27 тыс. наим. электронных изданий (126 млн стр.) на китайском языке и около 330 тыс. - на иностранных (70 млн стр.).

В ближайшее время планируется приступить к строительству крупнейшего в стране Пекинского центра печати и распространения печатной продукции. В центре будет размещаться павильон продаж печатных и электронных изданий, центр распространения, выставочный зал по истории издательского дела в Китае, выставочные павильоны. Стоимость проекта оценивается в 700 млн юаней (87,5 млн долл. США).

По мере стремительного развития издательского дела в Китае приобретают свою актуальность меры по борьбе с незаконным распространением печатных и электронных изданий, а также контроль над качеством выпускаемой печатной продукции. В соответствии с принятыми постановлениями «О надзоре за качеством в издательском деле», «Об усилении мер по надзору в печати и издательском деле» рабочими группами по надзору за качеством печатных и электронных изданий ГУПП раз в два года проводятся крупномасштабные комплексные проверки.

По данным ГУПП, в период с марта по ноябрь 2005 г. комплексные проверки были проведены в 569 крупных и средних издательских фирмах, по результатам которых 53 издательствам было отказано в продлении лицензии на право заниматься издательской деятельностью. Параллельно с рабочими проверками, проводимыми в издательских фирмах, сотрудниками управления по надзору за качеством печатной продукции в течение полугода проводился контроль над реализацией программы «По надзору за качеством детской печатной продукции». В ходе кампании были проведены проверки в 185 издательских фирмах, специализирующихся на выпуске детской литературы. На предмет качества было исследовано 720 изданий; соответствующими принятым стандартам было признано 88,1% продукции. Систему книгораспространения в Китае следует провести по следующим пунктам: тенденция развития стационарных книжных магазинов, развитие книжных клубов, развитие почтово-посылочной торговли, развитие Интернет-торговли. 24

                                        Тенденция развития стационарных книжных магазинов

   В настоящее время через книжные магазины Китая проходит в среднем до 70% всей книжной продукции, реализуемой через розничную торговлю. При этом более половины китайских читателей уходят из книжных магазинов с покупками, что является очень высоким показателем по сравнению с Западом. Посещаемость книжных магазинов в Китае также намного выше, чем на Западе.
   За последнее десятилетие в Китае наблюдается тенденция превращения многих книжных магазинов в универсальные. Крупные универсальные магазины имеют от 60 до 70% постоянных покупателей, а в небольшие магазины заходит до 90% постоянных покупателей.
         Среди китайских книжных магазинов можно выделить две группы, отличающиеся друг от друга различной организацией книжной торговли.

К первой группе можно отнести большие универсальные книжные магазины со свободным доступам в торговый зал, где основной упор делается на поддержание широкого ассортимента продаваемой литературы.
Ко второй группе можно отнести магазины, торгующие «через прилавок», с привычным расположением отделов, не ведущие анализа динамики продаж литературы, формирующие ассортимент без учета пожеланий читателей.

Кроме того, существуют различные специализированные книжные магазины, которые в основном можно отнести ко второй группе организации книжной торговли, хотя со временем эта тенденция наверняка изменится в сторону первой группы.
      В современной практике существуют две основные концепции развития книжных магазинов. Первая предусматривает магазины большой площади с обширным и разнообразным ассортиментом. Вторая ориентируется на интенсивные контакты с покупателями на базе меньшего, но тематически глубокого ассортимента.

Главным средством финансовой поддержки универсальных книжных магазинов является продажа бестселлеров. Выросла целая популяция людей, покупающих только бестселлеры. К сожалению, любители бестселлеров приобретают книги там, где это удобнее и дешевле. Принцип удобства уводит их от традиционных независимых книжных магазинов и прельщает местами, где книги продаются вместе с другими товарами, но по более низким ценам, а также магазинами уцененных изделий. Это заставляет независимые книжные магазины работать над индивидуальным подходом к покупателю, тщательно подбирать ассортимент реализуемых изданий, реагировать на малейшие изменения спроса.

Все большее значение для распространения коммерческой книги в Китае приобретают книжные магазины в университетах. Многие учебные заведения, даже малые, имеют перворазрядные магазины, обслуживающие несколько прилегающих населенных районов.
       В крупных универсальных книжных магазинах в Китае установлен свободный доступ к книгам, а для удобства посетителей создана возможность находиться в магазине часами — есть специальные зоны для чтения и отдыха, в некоторых магазинах действуют кафе, безалкогольные бары, и даже рестораны. Магазины оснащены самым современным книготорговым оборудованием. Профессиональные консультанты из оснащенного компьютерами справочного бюро могут проинформировать покупателей о наличии интересующих их книг, о любом издании, вышедшем недавно или несколько лет назад.

Книжные_клубы

В Китае на долю книжных клубов приходится достаточно большой процент от всей розничной книжной торговли. Это, в частности, связано со стабильностью транспортно-посылочной службы и инфраструктуры в целом. Книжные клубы предлагают книги с огромными скидками, что привлекает к ним большое количество покупателей.

Все клубы можно разделить на несколько видов: литературные, специализированные (нетрадиционная медицина, садоводство, экология и так далее), профессиональные, религиозные и детские. Большинство книжных клубов (а самые крупные — все без исключения) действуют как независимые филиалы фирм-издателей книг или журналов.

В Китае клубы обычно приобретают книгу задолго до ее фактического выхода в свет (примерно за полгода), знакомясь с ней еще в рукописи. Издатель продает права на книгу непосредственно клубу, при этом возможны клубные аукционы за наиболее удачные издания.25

Почтово-посылочная_торговля

Организация книжной торговли по почтовым каталогам в Китае имеет как преимущества так и недостатки. С одной стороны, это гарантия для издателя, которому обеспечен сбыт, особенно при предоплате, и гарантия читателю, получающему заказанную им книгу без необходимости искать ее по городам. Но, с другой стороны, работа по почтовым каталогам слишком неоперативна. Поскольку каталоги выходят с периодичностью два раза в год, а срок подачи издательством информации о книге заканчивается в среднем за полгода до выхода каталога, то быстрая реакция книготорговца на изменение конъюнктуры рынка в данном случае вряд ли возможна.

Решение вышеозначенной проблемы является задачей, прежде всего, самого почтового ведомства, которому необходимо не только сохранять уже имеющиеся наработки, но и развивать и укреплять уникальную почтовую связь с отдаленными от центра регионами Китая.

Следует учитывать и положительный опыт книгораспространения в Китае, как, например, использование системы директ-мейл.


Книгораспространение по почте — прекрасный вариант для реализации издательствами своих книг, причем в любом ассортименте и объеме тиража. Всеохватность книжного рынка Китая при использовании почтовой связи предоставляет издателям и книготорговцам прекрасную возможность распространения информации с целью ее дальнейшего использования потенциальными читателями обо всех ежегодно выпускаемых книгах.

Интерактивная_продажа_книгоизданий

В отличие от своих соседей, КНР подошла к Интернету сравнительно недавно. Буквально 3-4 года назад, когда во всем мире, в том числе и в России, уже «гуляли» сети ФИДО, «Спринт» и другие, многие, совсем не посторонние люди в Китае совершенно искренне не имели ни малейшего представления о том, что такое модем.

Китайское правительство подвела к необходимости «прорыва» в этой области сама логика экономических и социальных реформ. Не углубляясь в историю постановлений Госсовета КНР, инструкций ЦК КПК и других направляющих документов «партии и правительства» можно кратко сказать: с самого начала Китай пошел своим путем.

В начале 1996 года был принят целый ряд постановлений, с одной стороны, — открывающих Интернет для широкой общественности и мира бизнеса (до этого доступ к Интернету имели, в основном, только ученые), а с другой, — жестко регламентирующих порядок и правила предоставления услуг, процесс регистрации пользователей, условия пользования электронной почтой и IP- соединениями. Регламентация диктовалась, прежде всего, политическими причинами: китайские власти пытались таким образом избежать «тлетворного» влияния Запада и блокировать поступление крамольной информации по сетям извне Китая. И, надо сказать, властям это сполна удалось и удается вплоть до сегодняшнего времени. И дело тут не только в системах аппаратного, программного или административного контроля.

«Китайский Интернет» создавался и функционирует, согласно установкам властей, для развития обмена научно-технической, образовательной, коммерческой информацией внутри Китая. Соответственно, обмен этот идет на китайском языке. Развитие китаеязычных, внутренних технологий и программ всемерно поощряется правительством. По существу, речь идет о становлении среди 1/5 части населения планеты своей собственной иероглифической сетевой среды. Интеграция этой среды в мировую, англоязычную, — не является «задачей номер один» для Китая. Иероглифический софт имеет лишь один существенный недостаток: невозможность понимания для не носителей языка. Во всем остальном для всех остальных (носителей) нет никаких неудобств. Существует лишь технически вполне разрешимая проблема выхода на англоязычные и другие ресурсы. 28

Таким образом, создавая совершенно полноценную, современную сеть, Китай изначально, в силу специфики языка и письменности, определенным образом ограничивает обратные связи своего Интернета с мировым.

Заместитель председателя Шанхайского союза писателей, директор издательства журнала «Шанхайская литература» Чжао Лихун сказал, что легкость и удобство чтения и размещения литературных произведений в сети могут пробудить интерес к литературе у многих равнодушных к ней людей, привлечь больше людей к процессу литературного творчества. Для литературы интернет — это благо; он не только расширил каналы распространения литературы, но и способствует ее развитию.

Проблема достоинств и недостатков интернет-литературы вызывает интерес у многих писателей. Делегат всекитайского съезда Китайского союза писателей из государственного учреждения центрального подчинения, писатель Сюй Цзяншань, специализирующийся в сфере очерковой литературы, считает, что влияние интернета на формирование ценностных представлений молодого поколения постоянно растет и что здоровая интернет-литература чрезвычайно важна для воспитания молодежи. Вместе с тем, сама интернет-литература должна быть нравственной.30

Если сейчас совершить прогулку по книжным магазинам в Китае, то можно заметить, что ассортимент книг становится богаче с каждым днем: это китайские и иностранные книги, древняя и современная литература, научные и детские книги.

До 80 годов прошлого века издательское дело Китая рассматривалось, как важная составная государственной идеологической надстройки общества. В то время газеты, издательства, журналы являлись государственными органами. В их руках находился весь издательский рынок, а все государственные книжные магазины «Синьхуа» монополизировали книжный рынок сбыта, как оптовой, так и розничной торговли. В начале 80 годов, в ходе проведения политики реформ и открытости, в сфере розничной книжной торговли появились небольшие книжные магазины на личных началах. Это и послужило началом развития народного книжного бизнеса в Китае.

В конце 2001 года Китай стал членом ВТО, и народный книжный бизнес встретил свою весну. В целях реализации взятых на себя обязательств Китай заметно ускорил шаги по преобразованию в издательской сфере. Особенно в мае прошлого года, когда началась реализация «Положений управления деятельности предприятий по изданию и сбыту книжной и газетной и другой печатной продукции на иностранном капитале», для иностранных предпринимателей был официально открыт доступ в сферу розничной торговли печатными изданиями, газетами и журналами в Китае.

Распространение книг через библиотечную систему.

К концу 2006 г. в стране работали 2767 публичных библиотек, книжные фонды насчитывают более 500 млн. экземпляров. Среди вузовских библиотек по объемам книгохранилищ лидируют библиотеки Пекинского и Уханьского университетов. Библиотечная сеть страны охватывает библиотеки научно-исследовательской системы, профсоюзов, учреждений и общественных организаций, армии, а также библиотеки средних и начальных школ, поселков, предприятий и уличных кварталов.

В Национальной библиотеке Китая — самой крупной в Азии — собрано 25 млн. экз. книг, книжный фонд на китайском языке — самый богатый в мире. Национальная библиотека — величественный архитектурный ансамбль, расположенный рядом с живописным парком Цзычжуюань (парк пурпурного бамбука) в Пекине. Здесь хранятся более 3500 образцов «цзягувэнь» (архаические надписи на панцирях черепах и костях животных — древнейшие дошедшие до наших дней образцы китайской письменности), 1,6 млн. древних книг, свыше 1 тыс. свитков дуньхуанских фресок. Здесь собрано 12 млн. книг на иностранных языках и созданы десятки постоянно обновляемых компьютерных банков данных. С 1916 г. библиотека является официальным государственным книгохранилищем. С 1987 г. она принимает на хранение отечественные электронные издания. При библиотеке функционируют Национальный центр Международной стандартной нумерации книг (ISBN) Китая и Информационный центр компьютерных сетей. В настоящее время Национальная библиотека вместе с другими 90 библиотеками страны входит в союз библиотек цифровых изданий, способствуя развитию услуг в сфере цифровых масс-медиа в Китае. В конце 2004 г. началось строительство нового комплекса Национальной библиотеки, включая электронную библиотеку, которую планируется открыть в 2007 г. Расширенное книгохранилище будет отвечать самым современным требованиям, по крайней мере, в течение ближайших 30 лет. Благодаря созданию электронной библиотеки Национальная библиотека станет крупнейшим в мире центром хранения документов и цифровой информации на китайском языке, самой передовой базой сетевой службы в стране.31

Известная в стране и за рубежом Шанхайская библиотека — одна из крупнейших в Китае. Ее самое ценное и уникальное достояние — богатое древнее литературное наследие. Общий книжный фонд превышает 1,7 млн. книг. Наиболее ценными являются раритеты, многие из которых сохранились в единственном экземпляре. Самой древней книге около 1500 лет.

Книжные ярмарки.

Пекинская книжная ярмарка, проходившая в 2006 году стала ярким праздником Книги. Уже с открытия российские стенды были заполнены китайской публикой старшего поколения, которая помнит прежние временам сотрудничества, и молодежью, изучающей русскую культуру и язык. Особое внимание они уделяли плакатной продукции исторической тематики, художественным произведениям русских классиков, учебной литературе, миниатюрным изданиям. Экспозиция книжной индустрии продемонстрировала высокий уровень культуры двух народов, столкновение двух эпох — Китая XXI века и Китая советской эпохи, где с прогрессивными идеями граничат жесткая дисциплина и цивилизованные взаимоотношения, где продолжают читать В. .Ленина, К. Маркса, Н. Островского.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45227. Кодекс профессионального поведения российского корпоративного сообщества ПР-специалистов: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 31 KB
  Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО. В основу поведений членов РАСО легли общечеловеческие ценности и универсальные права личности: свобода слова свобода печати и собраний на свободный доступ к информации; ответственность перед обществом в том числе за достоверность точность и честность распространяемой информации. Члены РАСО руководствуются пониманием важности формирования и внедрения этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности. Для контроля за соблюдением членами...
45228. Типовая структура, принципы организационного строения и функции подразделений корпоративной PR-службы 25.5 KB
  Деятельность PRотдела строится в соответствии с целями и задачами компании; цели могут быть краткосрочные среднесрочные и долгосрочные. должен оперативно получать информацию от других подразделений компании для реализации поставленных задач. должен принимать участие в планировании мероприятий с участием руководства компании которые будут иметь общественный резонанс. Принципы организационного строения: PRотдел создается как один из системообразующих элементов который в полном объеме выполняет функции PR и рассматривается в качестве...
45229. Деятельность консалтингового агентства: приоритеты, технологии, преимущества и недостатки 24.5 KB
  Направления консалтинговой деятельности: экономическая сфера – управленческий консалтинг; социальная сфера организация систем образования здравоохранения культуры; правовая сфера создание правовой базы организации юридическое консультирование; сфера культуры политическое консультирование консультирование по вопросам функционирования культурных организаций; экологическая сфера социальная экология экология человека.
45230. Аудитория ПР-коммуникаций: технологии выявления, характеристики и формирование 27.5 KB
  В качестве аудитории рассматривается некоторая совокупность реальных или потенциальных потребителей проявляющих сходные черты потребительского поведения и характеризующихся одинаковой реакцией на маркетинговые мероприятия. Критерии определения целевой аудитории: в ее состав включаются те соц. Характеристика целевых и контактных групп: Задачи данного этапа определить причины возможной потребительской мотивации аудитории; понять источник нормативной активности аудитории т. Определение аудитории.
45231. Спрос как базовая характеристика нормативного потребительского поведения аудитории: механизмы и технологии формирования 45 KB
  Можно обозначить следующие механизмы и технологии формирования спроса: Стимулирование спроса выгодной сделкой. Расширение спроса как правило происходит за счет случайных и непостоянных потребителей. Если же речь идет о товарах широкого спроса то целевая группа весьма неопределенна в своих границах а потенциалы контактных аудиторий значительны.
45232. Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения, характеристика сегментов, цели и задачи коммуникации 22 KB
  Внутренняя аудитория коммуникативного воздействия: технология определения характеристика сегментов цели и задачи коммуникации Внутренняя аудитория – персонал организации. Технология определения: Технология определения аудитории зависит от целей и задач коммуникации. Для достижения определенных целей и задач коммуникации требуется сегментирование аудитории выделение аудитории для тренинга и т. Характеристика сегментов: Существуют следующие критерии сегментирования: уровень профессиональной коммуникации.
45233. Понятие, сущность и структура корпоративной культуры 24.5 KB
  Мотивация персонала существуют силовая и демократическая модели мотивации. В силовой модели в основании пирамиды лежат административные санкции материальное стимулирование ограничено стоимостными показателями каждой группы социально-психологические стимулы карьерный рост профессиональное признание 3. В демократической модели все наоборот: социальнопсихологические стимулы престиж профессии дающий признание 1 материальное стимулирование привязано к образованию квалификации опыту 2 административные санкции...
45234. Фирменный стиль организации: функции, структура, этапы и технологии разработки 42.5 KB
  В содержательном плане фирменный стиль - это совокупность визуальных графических цветовых пластических и акустических приемов придающих стилевое единство всем составляющим деятельности фирмы: ее продукции менеджменту маркетинговой политике и тактике персоналу. В узком смысле фирменный стиль – это цветовая и графическая марка фирмы и товара которая используется в рекламе и оформлении деловых бумаг. В широком смысле фирменный стиль это единый принцип оформления марки фирмы и товара деловых бумаг и документации офиса и внешнего вида...
45235. Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации 27.5 KB
  Структурные компоненты и основные характеристики внешней среды организации. Разработка стратегии деятельности любой организации коммерческой общественной муниципальной начинается с анализа внешней среды. Внешняя среда это все те факторы которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда в которой приходится работать организации находится в непрерывном движении подвержена изменениям.