83762

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Универсального определения налога в котором были бы корректно отражены все его стороны в настоящее время не существует а различные определения налога обычно отражают либо те либо иные его особенности. Кроме того с течением времени представления о сути налога также меняются. Дать точное определение налога необходимо по ряду причин: 1 категория налог является главной для НП для финансов и ФП для экономики; 2 емкое определение понятия налог позволяет отделить его от других платежей; 3 правильная формулировка налога поможет четко...

Русский

2015-03-16

44.29 KB

1 чел.

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты.

Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения: с точки зрения государства, налогоплательщика, общества и др. исходя из его правовых, экономических и иных особенностей.

Универсального определения налога, в котором были бы корректно отражены все его стороны, в настоящее время не существует, а различные определения налога обычно отражают либо те, либо иные его особенности. Кроме того, с течением времени представления о сути налога также меняются.

Дать точное определение налога необходимо по ряду причин:

1) категория «налог» является главной для НП, для финансов и ФП, для экономики;

2) емкое определение понятия «налог» позволяет отделить его от других платежей;

3) правильная формулировка налога поможет четко отчертить права и обязанности участников налоговых отношений, определить размер налогового обязательства, порядок его исполнения налогоплательщиком, а также санкции в случае нарушения законодательства;

4) особый смысл приобретает категория «налог» с точки зрения нахождения компромисса между налогоплательщиками (частные интересы) и государством (публичные интересы).

Фома Аквинский рассматривал налоги как дозволенную форму грабежа.

Адам Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен размер и порядок уплаты налога.

Жорж Сисмонди говорил, что налог – это жертва, и в то же время – благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу.

Пепеляев определяет налог так – это единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности ФЛ и ЮЛ на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налог можно рассматривать с позиции не только его правовой или экономической природы, но и с позиции юридической техники: право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. С этой позиции исследуется правовая природа налога. Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества (ФКЗ «О референдуме в РФ», ст.3). Это определяет:

1) главную юридическую черту налогов – односторонний характер его установления;

2) поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, - налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика;

3) налог взыскивается на условиях безвозвратности – возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу возвратности;

4) приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение – в большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, т.к. налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. При отступлении от правила санкция находит свое применение;

5) налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства – налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий.

В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и, тем самым, ограничить возможность ОГВ и органов управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.

В ст. 8 Налогового кодекса РФ приведены определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налога:

  1.  обязательность;
  2.  безвозвратность и индивидуальная безвозмездность;
  3.  денежный характер;
  4.  публичное предназначение (уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства);
  5.  законность;
  6.  относительная регулярность.

КС РФ в Постановлении от 11.11.97 г. № 16К дал свое определение налога (налогового платежа), которое явилось основой для ст. 8 НК РФ. Налоговый платеж – основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Единого социального взноса сегодня не существует. С 1 января 2010 года заменен на страховые взносы ФЗ «О страховых взносах в ПФР, Фонд социального страхования и ФОМС» № 212-ФЗ. Данный закон не дает понятия «взноса». Однако сегодня в РФ целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные фонды в силу традиции именуются взносами. Эти взносы нельзя отнести к пошлинам или сборам в строгом смысле этого слова, поскольку они взимаются на основе платежеспособности, и это обстоятельство затушевывает истинную природу платежа, затрудняет его анализ налогоплательщиком, создает угрозу нарушения установленных правил нормотворчества (Пепеляев).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и ФЛ при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Характерные черты государственной пошлины:

  1.  обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  2.  определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  3.  фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  4.  учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

В российском законодательстве существует 3 вида пошлин:

1) Государственная – взимается за ряд услуг в пользу плательщика (за принятие иска судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.)

2) Регистрационная – взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и т.п.

3) Таможенная – взимается при совершении экспортно-импортных операций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22371. Режимы работы усилительных устройств 626.5 KB
  Рабочую точку выбирают в середине проходной динамической характеристики каскада рис. Рис. Характеристики и сигналы в усилителе работающем в режиме А Режим используют в предварительных каскадах усиления. Рабочую точку задаем в начале проходной характеристики рис.
22372. Усилители постоянного тока (УПТ) 209.5 KB
  Благодаря этому при входных сигналах равных нулю достигается баланс моста напряжения на коллекторах обоих транзисторов равны и выходное напряжение снимаемое с диагонали Uвых = Uвых 1 – Uвых 2 = 0. Uвх1 = Uвх2 = 0 Uвых = Uк1 – Uк2 = 0. Ек1 Iк1 Iк2 Rк2 Rк1 Uвых 1 Uвых Uвых 2 ...
22373. Неинвертирующее и инвертирующее включение ОУ 368 KB
  На практике UСМ лежит в пределах от нескольких микровольт до десятков милливольт; максимальное выходное напряжение UВЫХ.МАКС Различают максимальное положительное напряжение UВЫХ.МАКС и максимальное отрицательное напряжение –UВЫХ. Напряжения UВЫХ.
22374. Операционные усилители (ОУ) 510 KB
  Схема усилителя со следящей связью С делителя R4 R5 снимаем напряжение  Ua т. Напряжение на сопротивлению R стремится к нулю. От источника положительного напряжения через на диоде VD1 создается опорное напряжение которое вместе с напряжением обратной связи подается на неинвертирующий вход операционного усилителя. Если входное напряжение равно нулю то напряжение на входе усилителя равное разности напряжений на его зажимах равно напряжению в точке А: Даже без положительной обратной связи при таком напряжении напряжение на выходе...
22375. Усилитель переменного тока на ОУ с одним источником питания 1.29 MB
  Усилитель переменного тока на ОУ с одним источником питания рис.1 Рис. Рис. ОУ в выходном каскаде бустерная схема рис.
22376. ПРИМЕНЕНИЕ ОУ 806 KB
  Усилители с возрастающим и убывающим коэффициентами передачи. Суть метода заключается в том что коэффициент передачи цепи ООС ОУ должен иметь несколько дискретных значений каждое из которых соответствует определенному диапазону изменения входного сигнала. Коэффициент передачи этих делителей аппроксимирует требуемую нелинейную зависимость причем чем больше число дискретных значений может принимать коэффициент передачи ООС ОУ тем ближе получаемая зависимость выходного напряжения от входного к заданной. Усилитель с возрастающим коэффициентом...
22377. ГЕНЕРАТОРЫ ИМПУЛЬСОВ 584 KB
  Если напряжение передаваемое с выхода на вход по цепи ОС окажется в фазе с вызвавшим его входным напряжением и по значению будет не меньше его то усилитель возбудится. Физически это означает что в цепи ОС не происходит затухания сигнала. Цепи коррекции уменьшают усиление ОУ так чтобы при сдвиге 130 К было меньше 1 либо уменьшением коэффициента усиления.3 С1 перезаряжается по цепи UП – R1 – C1 – VT1 – корпус С2 заряжается по цепи UП – RК2 – C2 – VT1 –корпус.
22378. ГЕНЕРАТОРЫ ПИЛООБРАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ГПН) 352.5 KB
  Принципы построения ГПН. ГПН в ждущем режиме. ГПН в автоколебательном режиме.
22379. АНАЛОГО-ЦИФРОВЫЕ И ЦИФРО-АНАЛОГОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ (ЦАП И АЦП) 315 KB
  ЦАП с двоичновзвешенными резисторами. ЦАП с резистивной матрицей R2R.АНАЛОГОЦИФРОВЫЕ И ЦИФРОАНАЛОГОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЦАП И АЦП 15.