83762

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Универсального определения налога в котором были бы корректно отражены все его стороны в настоящее время не существует а различные определения налога обычно отражают либо те либо иные его особенности. Кроме того с течением времени представления о сути налога также меняются. Дать точное определение налога необходимо по ряду причин: 1 категория налог является главной для НП для финансов и ФП для экономики; 2 емкое определение понятия налог позволяет отделить его от других платежей; 3 правильная формулировка налога поможет четко...

Русский

2015-03-16

44.29 KB

2 чел.

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты.

Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения: с точки зрения государства, налогоплательщика, общества и др. исходя из его правовых, экономических и иных особенностей.

Универсального определения налога, в котором были бы корректно отражены все его стороны, в настоящее время не существует, а различные определения налога обычно отражают либо те, либо иные его особенности. Кроме того, с течением времени представления о сути налога также меняются.

Дать точное определение налога необходимо по ряду причин:

1) категория «налог» является главной для НП, для финансов и ФП, для экономики;

2) емкое определение понятия «налог» позволяет отделить его от других платежей;

3) правильная формулировка налога поможет четко отчертить права и обязанности участников налоговых отношений, определить размер налогового обязательства, порядок его исполнения налогоплательщиком, а также санкции в случае нарушения законодательства;

4) особый смысл приобретает категория «налог» с точки зрения нахождения компромисса между налогоплательщиками (частные интересы) и государством (публичные интересы).

Фома Аквинский рассматривал налоги как дозволенную форму грабежа.

Адам Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен размер и порядок уплаты налога.

Жорж Сисмонди говорил, что налог – это жертва, и в то же время – благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу.

Пепеляев определяет налог так – это единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности ФЛ и ЮЛ на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налог можно рассматривать с позиции не только его правовой или экономической природы, но и с позиции юридической техники: право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. С этой позиции исследуется правовая природа налога. Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества (ФКЗ «О референдуме в РФ», ст.3). Это определяет:

1) главную юридическую черту налогов – односторонний характер его установления;

2) поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, - налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика;

3) налог взыскивается на условиях безвозвратности – возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу возвратности;

4) приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение – в большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, т.к. налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. При отступлении от правила санкция находит свое применение;

5) налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства – налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий.

В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и, тем самым, ограничить возможность ОГВ и органов управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.

В ст. 8 Налогового кодекса РФ приведены определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налога:

  1.  обязательность;
  2.  безвозвратность и индивидуальная безвозмездность;
  3.  денежный характер;
  4.  публичное предназначение (уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства);
  5.  законность;
  6.  относительная регулярность.

КС РФ в Постановлении от 11.11.97 г. № 16К дал свое определение налога (налогового платежа), которое явилось основой для ст. 8 НК РФ. Налоговый платеж – основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Единого социального взноса сегодня не существует. С 1 января 2010 года заменен на страховые взносы ФЗ «О страховых взносах в ПФР, Фонд социального страхования и ФОМС» № 212-ФЗ. Данный закон не дает понятия «взноса». Однако сегодня в РФ целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные фонды в силу традиции именуются взносами. Эти взносы нельзя отнести к пошлинам или сборам в строгом смысле этого слова, поскольку они взимаются на основе платежеспособности, и это обстоятельство затушевывает истинную природу платежа, затрудняет его анализ налогоплательщиком, создает угрозу нарушения установленных правил нормотворчества (Пепеляев).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и ФЛ при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Характерные черты государственной пошлины:

  1.  обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  2.  определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  3.  фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  4.  учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

В российском законодательстве существует 3 вида пошлин:

1) Государственная – взимается за ряд услуг в пользу плательщика (за принятие иска судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.)

2) Регистрационная – взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и т.п.

3) Таможенная – взимается при совершении экспортно-импортных операций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23805. Задачи на умножение 19.2 KB
  Класс: 2 Тип урока: комбинированный Тема: задачи на умножение; ФОУД: фронтальная индивидуальная Технология: традиционная Дидактическая цель: создать условия для отработки навыка замены действий сложения умножением в решении задач; Задачи: 1.Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать задачи; 4закреплять правила замены суммы одинаковых слагаемых умножением. вычисление с помощью замены умножения сложением назови компоненты по разному прочитай...
23806. Умножение на 0 и 1 17.79 KB
  Рассмотрите записи которые даны на доске под цифрой 1 какое задание я для вас приготовила Что получится учитель записывает ответы на доске ученики в тетради Рассмотрите записи которые даны на доске под цифрой 2 какое задание я для вас приготовила учитель записывает ответы на доске ученики в тетради Посмотрите на записи под цифрой 3. 53 Прочитайте задание к №1. Прочитайте задание к №4. Прочитайте задание к №5.
23807. Вычитание вида 52 – 24 46.5 KB
  Итак сколько денег подал мальчик Запишем. А сколько стоит открытка Как узнать сколько продавец должен дать сдачи Какое действие нужно сделать Что необычного вы заметили связанного с числами в выражении Как называется такое вычисление Объясните мне устно как удобнее нам будет вычислить 5225; Такая запись длинная и неудобная проще записать это столбиком. Что необходимо найти Что нужно знать чтобы найти сколько домов построили в этом году Мы можем это найти Каким арифметическим действием Составим к задаче чертеж....
23808. Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24 42.5 KB
  Цель урока: ознакомление с письменным приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Степанова Компьютер мультимедийный проектор диск с презентацией урока названия этапов урока фотоаппарат Указка мел доска маркеры Для учеников: Тетрадь. По 2 треугольника из бумаги и ножницы листы самооценки Ход урока Орг.
23809. Вычисление результата умножения с помощью сложения 15.1 KB
  актуализация знаний Ребята если мы с вами выполняли решение заменив сложение умножением как вы думаете можно ли сделать наоборот и вычислить умножение заменив его сложением один ученик выходит к доске чтобы показать как нужно будет оформлять в тетради на доске: 34= записываем ниже и вычисляем: 3333=12 записываем ответ в пример с действием умножение. доске. А сейчас отработаем умение сравнивать: К доске выходит один ученик: 55 53 Докажи не вычисляя. кроме примеров какие еще задание на математике мы выполняем На доске: в...
23810. Конкретный смысл действия умножение 16.83 KB
  Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать составные задач; 4усвоить правила замены суммы одинаковых слагаемых умножением.Развивающие: 1развивать математическую речь 2развивать мыслительные операции 3развивать смекалку 3. По ˙ раз д. фронтальный опрос разложите числа на одинаковые слагаемые доска: 21=7 18=6.
23811. Конкретный смысл действия умножение 17.5 KB
  Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать составные задачи 2. Чему равно уменьшаемое два ученика придумывают два своих примера и задают любому из учеников Цель: называние элементов выражения действий к доске 2 ученика остальные в тетради замените сумму умножением: 7777777= 771 ученик 5555=54 2уч 777= 3 уч тут возникает проблема можем ли мы заменить действие вычитание умножением запомните что нельзя. Потому что при...
23812. Конкретный смысл действия умножения 20.26 KB
  Почему цель: сколько раз и по сколько раз взяли число 777 7777 444 444 222 888 Вычисли: выходят два ученика Остальные в тетрадях. 27999= 217777= Сколько раз из 27 вычли 9 из 28 вычли 7 Значит сколько раз по 9 содержится в 27 по 7 в 14 Внимательно слушаем Запиши число 2728 через сумму 9 7. запись: 999=27; 7777=21по 9 три раза Итак внимание Сумму какого числа мы находили Сколько раз мы сложили это число запишем Это обозначает что мы взяли по 9 взяли три раза кто нибудь...
23813. Задачи на умножение 16.86 KB
  Класс: 2 Тип урока: комбинированный Тема: задачи на умножение; ФОУД: фронтальная индивидуальная Технология: традиционная Дидактическая цель: создать условия для отработки навыка замены действий сложения умножением в решении задач; Задачи: 1.Образовательные: 1 совершенствовать навыки устного счета 2 заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; 3 отрабатывать умения решать задачи; 4закреплять правила замены суммы одинаковых слагаемых умножением. вычисление с помощью замены умножения сложением замени суммой одинаковых слагаемых: 6=...