83762

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Универсального определения налога в котором были бы корректно отражены все его стороны в настоящее время не существует а различные определения налога обычно отражают либо те либо иные его особенности. Кроме того с течением времени представления о сути налога также меняются. Дать точное определение налога необходимо по ряду причин: 1 категория налог является главной для НП для финансов и ФП для экономики; 2 емкое определение понятия налог позволяет отделить его от других платежей; 3 правильная формулировка налога поможет четко...

Русский

2015-03-16

44.29 KB

1 чел.

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты.

Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения: с точки зрения государства, налогоплательщика, общества и др. исходя из его правовых, экономических и иных особенностей.

Универсального определения налога, в котором были бы корректно отражены все его стороны, в настоящее время не существует, а различные определения налога обычно отражают либо те, либо иные его особенности. Кроме того, с течением времени представления о сути налога также меняются.

Дать точное определение налога необходимо по ряду причин:

1) категория «налог» является главной для НП, для финансов и ФП, для экономики;

2) емкое определение понятия «налог» позволяет отделить его от других платежей;

3) правильная формулировка налога поможет четко отчертить права и обязанности участников налоговых отношений, определить размер налогового обязательства, порядок его исполнения налогоплательщиком, а также санкции в случае нарушения законодательства;

4) особый смысл приобретает категория «налог» с точки зрения нахождения компромисса между налогоплательщиками (частные интересы) и государством (публичные интересы).

Фома Аквинский рассматривал налоги как дозволенную форму грабежа.

Адам Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен размер и порядок уплаты налога.

Жорж Сисмонди говорил, что налог – это жертва, и в то же время – благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу.

Пепеляев определяет налог так – это единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности ФЛ и ЮЛ на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налог можно рассматривать с позиции не только его правовой или экономической природы, но и с позиции юридической техники: право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. С этой позиции исследуется правовая природа налога. Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества (ФКЗ «О референдуме в РФ», ст.3). Это определяет:

1) главную юридическую черту налогов – односторонний характер его установления;

2) поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, - налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика;

3) налог взыскивается на условиях безвозвратности – возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу возвратности;

4) приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение – в большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, т.к. налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. При отступлении от правила санкция находит свое применение;

5) налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства – налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий.

В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и, тем самым, ограничить возможность ОГВ и органов управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.

В ст. 8 Налогового кодекса РФ приведены определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налога:

  1.  обязательность;
  2.  безвозвратность и индивидуальная безвозмездность;
  3.  денежный характер;
  4.  публичное предназначение (уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства);
  5.  законность;
  6.  относительная регулярность.

КС РФ в Постановлении от 11.11.97 г. № 16К дал свое определение налога (налогового платежа), которое явилось основой для ст. 8 НК РФ. Налоговый платеж – основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Единого социального взноса сегодня не существует. С 1 января 2010 года заменен на страховые взносы ФЗ «О страховых взносах в ПФР, Фонд социального страхования и ФОМС» № 212-ФЗ. Данный закон не дает понятия «взноса». Однако сегодня в РФ целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные фонды в силу традиции именуются взносами. Эти взносы нельзя отнести к пошлинам или сборам в строгом смысле этого слова, поскольку они взимаются на основе платежеспособности, и это обстоятельство затушевывает истинную природу платежа, затрудняет его анализ налогоплательщиком, создает угрозу нарушения установленных правил нормотворчества (Пепеляев).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и ФЛ при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Характерные черты государственной пошлины:

  1.  обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  2.  определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  3.  фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  4.  учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

В российском законодательстве существует 3 вида пошлин:

1) Государственная – взимается за ряд услуг в пользу плательщика (за принятие иска судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.)

2) Регистрационная – взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и т.п.

3) Таможенная – взимается при совершении экспортно-импортных операций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52107. Я і мої друзі - лідери здоровя 269.5 KB
  Так працюючи за програмою Сприяння просвітницькій роботі Рівний Рівному серед молоді України щодо здорового способу життя я маю можливість формувати здоровязберігаючу компетентність учнів орієнтувати дітей та молодь на здоровий спосіб життя виховувати у них відповідальне ставлення до здоровя. Однією із дієвих форм пропаганди учасниками програми здорового способу життя серед широких учнівських мас є створення і виступи агітбригади яка є близькою і зрозумілою для всіх томущо в ній є творче вираження та активна подача великого...
52108. Was ist Deutschland für uns 38 KB
  Die Musik ist eine Kunst. Ich habe Music gern. In Deutschland können Sie Philharmonie besuchen, und schöne Music hören. Hören die Werk des bekannten Musikers. Solche wie: Iogan Bach, Ludwig van Bethoven, Brahms Johannes. Horen die Werk des Großen Musikers.
52109. Сценарий выступления агитбригады молодых творческих педагогов 88.5 KB
  Карманова Деньгиденежки затем на мотив песни группы Гринджоли Разом нас багато Разом вас багато Всіх не прогодувати Председатель ПК: ах так Ну теперь держитесь отходит в сторону зовёт членов ПК Члены Пк берут транспаранты: ПК нас защитит и ходят по сцене со словами: Разом нас багато Всіх не подолати 3 раза Министр выглядывает кусает губыприносит приказ на повышение З п председателю ПК Все радуются обнимаютсяуходят со сцены Вера Васильевна: вот это да к самому министру не побоялись поехать Ирина Владимировна:...
52110. World AIDS Day is December 1st 70.5 KB
  Ukraine has an HIV/AIDS epidemic. UNAIDS estimates the number of people infected with HIV/AIDS to be between 260 000 and 590 000. The cases of HIV have doubled every year for the past three years. Experts estimate that 1.4 percent of the adult population is HIV positive or has AIDS. This is the highest rate of infection in Eastern Europe and the CIS states. Unfortunately, it is also estimated that about 90 percent of these people don't know, and arent registered with the government thus not receiving the treatment.
52111. Оглянись внимательно вокруг 49.5 KB
  Что по вашему мнению мы должны заложить в фундамент Дома личности способности здоровье окружение Стены можно сравнить с характером человека Их каких кирпичиков по вашему мнению мы возведём стены Дома личности доброта терпение любовь дружба понимание милосердие терпение уважение целеустремленностть Что может быть светом в окошке нашего дома Умение любить людей Что украшает наш дом жизнерадостность оптимизм внешность увлечения духовность И наконец что венчает любой дом Его крыша. Все названные...
52112. Активизация учащегося на уроке как фактор повышения его эффективности 136.5 KB
  В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся [7] 2. Приемы активизации [8] Уровни познавательной активности [9] Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. [17] Факторы побуждающие учащихся к активности.
52113. АКТИВІЗАЦІЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 115 KB
  Сучасний етап історичного розвитку України характеризується істотними змінами в житті її народу оновленням усіх сфер діяльності людини переоцінкою та утвердженням у свідомості нації нових світоглядних орієнтацій. Згідно із законом України Про освіту Державною національною доктриною розвитку освіти України в XXI столітті Концепцією загальної середньої освіти ми маємо здійснити кардинальний перехід від традиційного інформаційнопояснювального навчання зорієнтованого на передачу готових знань до особистісно розвивального спрямованого не...
52114. Створення на уроці умов для підвищення пізнавальної акивності учнів 130 KB
  Нові завдання шкільної освіти в Україні що спрямовані на гуманізацію та демократизацію всього навчального процесу в школі визначають нові пріоритети навчання і виховання потребують формування ініціативної особистості здатної до раціональної творчої праці. Тому ми не повинні забувати про те що сучасні діти не такі якими були ми отже вони потребують від сучасного навчання чогось нового. Формування пізнавального інтересу необхідна умова шкільного навчання. Стійкий пізнавальний інтерес ознака готовності дитини до навчання в школі.
52115. Акваріум 1.51 MB
  Мета: освітня: закріпити знання студентів про влаштування акваріуму в ДНЗ підбір рибок та правила догляду за ними.html на цій сторінці розміщені поради щодо влаштування акваріуму догляду за ним підбору риб та ін. Саме з посмішкою ви повинні заходити до малят у дитячий садок і нести їм лише позитивні емоції не забувати частіше посміхатись адже посмішка це ключик який відкриває найпотаємніше в дитячих душах Оголошення теми і мети заняття: Сьогодні ми поговоримо про влаштування акваріуму та його мешканців. Чи бачили ви проходячи...