83762

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Универсального определения налога в котором были бы корректно отражены все его стороны в настоящее время не существует а различные определения налога обычно отражают либо те либо иные его особенности. Кроме того с течением времени представления о сути налога также меняются. Дать точное определение налога необходимо по ряду причин: 1 категория налог является главной для НП для финансов и ФП для экономики; 2 емкое определение понятия налог позволяет отделить его от других платежей; 3 правильная формулировка налога поможет четко...

Русский

2015-03-16

44.29 KB

1 чел.

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты.

Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения: с точки зрения государства, налогоплательщика, общества и др. исходя из его правовых, экономических и иных особенностей.

Универсального определения налога, в котором были бы корректно отражены все его стороны, в настоящее время не существует, а различные определения налога обычно отражают либо те, либо иные его особенности. Кроме того, с течением времени представления о сути налога также меняются.

Дать точное определение налога необходимо по ряду причин:

1) категория «налог» является главной для НП, для финансов и ФП, для экономики;

2) емкое определение понятия «налог» позволяет отделить его от других платежей;

3) правильная формулировка налога поможет четко отчертить права и обязанности участников налоговых отношений, определить размер налогового обязательства, порядок его исполнения налогоплательщиком, а также санкции в случае нарушения законодательства;

4) особый смысл приобретает категория «налог» с точки зрения нахождения компромисса между налогоплательщиками (частные интересы) и государством (публичные интересы).

Фома Аквинский рассматривал налоги как дозволенную форму грабежа.

Адам Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен размер и порядок уплаты налога.

Жорж Сисмонди говорил, что налог – это жертва, и в то же время – благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу.

Пепеляев определяет налог так – это единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности ФЛ и ЮЛ на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налог можно рассматривать с позиции не только его правовой или экономической природы, но и с позиции юридической техники: право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. С этой позиции исследуется правовая природа налога. Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества (ФКЗ «О референдуме в РФ», ст.3). Это определяет:

1) главную юридическую черту налогов – односторонний характер его установления;

2) поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, - налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика;

3) налог взыскивается на условиях безвозвратности – возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу возвратности;

4) приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение – в большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, т.к. налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. При отступлении от правила санкция находит свое применение;

5) налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства – налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий.

В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и, тем самым, ограничить возможность ОГВ и органов управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.

В ст. 8 Налогового кодекса РФ приведены определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налога:

  1.  обязательность;
  2.  безвозвратность и индивидуальная безвозмездность;
  3.  денежный характер;
  4.  публичное предназначение (уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства);
  5.  законность;
  6.  относительная регулярность.

КС РФ в Постановлении от 11.11.97 г. № 16К дал свое определение налога (налогового платежа), которое явилось основой для ст. 8 НК РФ. Налоговый платеж – основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Единого социального взноса сегодня не существует. С 1 января 2010 года заменен на страховые взносы ФЗ «О страховых взносах в ПФР, Фонд социального страхования и ФОМС» № 212-ФЗ. Данный закон не дает понятия «взноса». Однако сегодня в РФ целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные фонды в силу традиции именуются взносами. Эти взносы нельзя отнести к пошлинам или сборам в строгом смысле этого слова, поскольку они взимаются на основе платежеспособности, и это обстоятельство затушевывает истинную природу платежа, затрудняет его анализ налогоплательщиком, создает угрозу нарушения установленных правил нормотворчества (Пепеляев).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и ФЛ при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Характерные черты государственной пошлины:

  1.  обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  2.  определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  3.  фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  4.  учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

В российском законодательстве существует 3 вида пошлин:

1) Государственная – взимается за ряд услуг в пользу плательщика (за принятие иска судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.)

2) Регистрационная – взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и т.п.

3) Таможенная – взимается при совершении экспортно-импортных операций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21243. РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА И АВТОМАТИКА. ЧАСТЬ 1 (РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА И АВТОМАТИКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ) 249.5 KB
  ЧАСТЬ 1 РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА И АВТОМАТИКА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ Книги: Чернобровов Н. Релейная защита. Расчёт релейной защиты и автоматики распределительных сетей. Первую задачу решают устройства релейной защиты РЗ и резервирования отказов выключателя УРОВ.
21245. ТОКОВЫЕ ЗАЩИТЫ 2.14 MB
  Защита строится на максимальных токовых реле. Схема МТЗ в двухфазном двухрелейном исполнении на постоянном оперативном токе с независимой выдержкой времени показана на рис.7: KA – максимальные реле тока РТ40 KT – реле времени KL – промежуточное реле KH – указательное реле Q – блокконтакт выключателя YAT – катушка привода отключения выключателя. и реле;  по принципу воздействия на выключатель прямого или косвенного;  по виду оперативного тока;  по виду используемой характеристики выдержки времени зависимая tс.
21246. ТОКОВАЯ НАПРАВЛЕННАЯ ЗАЩИТА 288.5 KB
  1 При К1 должны отключиться выключатели 1 и 2 время действия защиты. Для селективного действия простой токовой защиты необходимо ввести контроль еще одной величины – направления мощности КЗ. Максимальный момент на реле для надежного действия защиты. Если КЗ происходит вблизи места установки защиты то изза понижения напряжения может не хватить мощности ля срабатывания реле направления мощности только при трёхфазных КЗ.
21247. ЗАЩИТА ОТ ЗАМЫКАНИЙ НА ЗЕМЛЮ В СЕТИ С БОЛЬШИМ ТОКОМ ЗАМЫКАНИЯ НА ЗЕМЛЮ (СЕТИ 110 КВ И ВЫШЕ) 169 KB
  Поэтому была разработана особая защита от однофазных замыканий которая получила название защиты нулевой последовательности. Она выполняется в виде токовой максимальной защиты и токовой отсечки реагирующих на основной признак короткого замыкания на землю – ток нулевой последовательности. Лист 19 ФИЛЬТР ТОКА НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Токовый орган токовой защиты нулевой последовательности подключается к фильтру тока нулевой последовательности. Это позволяет добиться более высокой чувствительности защиты по сравнению с токовыми защитами...
21248. Сутність і предмет аудиту 136.5 KB
  Сутність і предмет аудиту 1. Необхідність місце та роль аудиту в системі управління. Сутність об’єкт предмет і методи аудиту. Класифікація аудиту.
21249. Цель и общие принципы аудита 53 KB
  Нормативно правовое обеспечение аудиторской деятельности. Управление аудиторской деятельностью. Закон Об аудиторской деятельности 5. Закон Об аудиторской деятельности 6.
21250. АУДИТОРСЬКИЙ РИЗИК ТА ОЦІНКА СИСТЕМИ ВНУТРІШНЬОГО КОНТРОЛЮ Й АУДИТУ 111.5 KB
  Ризик системи внутрішнього контролю. ОЦІНКА СИСТЕМИ ВНУТРІШНЬОГО КОНТРОЛЮ Й АУДИТУ Організація внутрішнього контролю й аудиту. Мета та завдання вивчення системи внутрішнього контролю й аудиту.
21251. ОЦІНКА ОБСТАНОВКИ В НАДЗВИЧАЙНИХ СИТУАЦІЯХ 709.5 KB
  За масштабами тривалістю й уражаючою дією на людей і сільськогосподарське виробництво особливо небезпечним є радіоактивне забруднення і хімічне зараження. Радіаційні аварії на РНО можуть бути двох видів : коли викид радіонуклідів у навколишнє середовище відбувається внаслідок аварії або теплового вибуху та зруйнування РНО; коли аварія відбувається внаслідок вибухової ядерної реакції в цьому випадку зараження навколишнього середовища було таким як при наземному ядерному вибуху. Це може призвести до радіоактивного зараження місцевості і...