83762

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Универсального определения налога в котором были бы корректно отражены все его стороны в настоящее время не существует а различные определения налога обычно отражают либо те либо иные его особенности. Кроме того с течением времени представления о сути налога также меняются. Дать точное определение налога необходимо по ряду причин: 1 категория налог является главной для НП для финансов и ФП для экономики; 2 емкое определение понятия налог позволяет отделить его от других платежей; 3 правильная формулировка налога поможет четко...

Русский

2015-03-16

44.29 KB

1 чел.

Юридическое определение налога, сбора, пошлины. Их главные юридические черты.

Налог может быть рассмотрен с различных точек зрения: с точки зрения государства, налогоплательщика, общества и др. исходя из его правовых, экономических и иных особенностей.

Универсального определения налога, в котором были бы корректно отражены все его стороны, в настоящее время не существует, а различные определения налога обычно отражают либо те, либо иные его особенности. Кроме того, с течением времени представления о сути налога также меняются.

Дать точное определение налога необходимо по ряду причин:

1) категория «налог» является главной для НП, для финансов и ФП, для экономики;

2) емкое определение понятия «налог» позволяет отделить его от других платежей;

3) правильная формулировка налога поможет четко отчертить права и обязанности участников налоговых отношений, определить размер налогового обязательства, порядок его исполнения налогоплательщиком, а также санкции в случае нарушения законодательства;

4) особый смысл приобретает категория «налог» с точки зрения нахождения компромисса между налогоплательщиками (частные интересы) и государством (публичные интересы).

Фома Аквинский рассматривал налоги как дозволенную форму грабежа.

Адам Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен размер и порядок уплаты налога.

Жорж Сисмонди говорил, что налог – это жертва, и в то же время – благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу.

Пепеляев определяет налог так – это единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности ФЛ и ЮЛ на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налог можно рассматривать с позиции не только его правовой или экономической природы, но и с позиции юридической техники: право парламента утверждать налог есть выражение права народа соглашаться на уплату налога. С этой позиции исследуется правовая природа налога. Взимание налога согласовывается с парламентом как с представителем народа, но не согласовывается с каждым конкретным членом общества (ФКЗ «О референдуме в РФ», ст.3). Это определяет:

1) главную юридическую черту налогов – односторонний характер его установления;

2) поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей, которые обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, - налог является индивидуально безвозмездным. Уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика;

3) налог взыскивается на условиях безвозвратности – возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве льготы, что не противоречит принципу возвратности;

4) приводным механизмом налогообложения может быть только принуждение – в большинстве случаев применять меры принуждения нет необходимости, т.к. налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно. При отступлении от правила санкция находит свое применение;

5) налог следует рассматривать как средство упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства – налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому органу – меру дозволенных действий.

В законодательстве определение налога дается с целью указать черты этого платежа и, тем самым, ограничить возможность ОГВ и органов управления самостоятельно устанавливать платежи, которым свойственны эти черты.

В ст. 8 Налогового кодекса РФ приведены определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Признаки налога:

  1.  обязательность;
  2.  безвозвратность и индивидуальная безвозмездность;
  3.  денежный характер;
  4.  публичное предназначение (уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства);
  5.  законность;
  6.  относительная регулярность.

КС РФ в Постановлении от 11.11.97 г. № 16К дал свое определение налога (налогового платежа), которое явилось основой для ст. 8 НК РФ. Налоговый платеж – основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Единого социального взноса сегодня не существует. С 1 января 2010 года заменен на страховые взносы ФЗ «О страховых взносах в ПФР, Фонд социального страхования и ФОМС» № 212-ФЗ. Данный закон не дает понятия «взноса». Однако сегодня в РФ целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные фонды в силу традиции именуются взносами. Эти взносы нельзя отнести к пошлинам или сборам в строгом смысле этого слова, поскольку они взимаются на основе платежеспособности, и это обстоятельство затушевывает истинную природу платежа, затрудняет его анализ налогоплательщиком, создает угрозу нарушения установленных правил нормотворчества (Пепеляев).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и ФЛ при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Характерные черты государственной пошлины:

  1.  обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  2.  определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  3.  фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  4.  учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

В российском законодательстве существует 3 вида пошлин:

1) Государственная – взимается за ряд услуг в пользу плательщика (за принятие иска судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния и др.)

2) Регистрационная – взимается при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и т.п.

3) Таможенная – взимается при совершении экспортно-импортных операций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17977. ПОДАТКИ. ПОДАТКОВА СИСТЕМА УКРАЇНИ 149.5 KB
  ТЕМА 4. ПОДАТКИ. ПОДАТКОВА СИСТЕМА УКРАЇНИ Основні питання теми. Суть і функції податків. Класифікація податків. Податкова система України. Принципи й методи оподаткування. Податок на додану вартість. Акцизний збір. Оподаткування прибутку підприємств. П...
17978. ФІНАНСИ ПІДПРИЄМСТВ 112 KB
  ТЕМА 5. ФІНАНСИ ПІДПРИЄМСТВ Основні питання теми. Сутність фінансів підприємств їх функції та основи організації. Виторг від реалізації продукції робіт та послуг його розподіл. Оборотні кошти підприємств їх економічна суть і організація. Основні засоби...
17979. Страхування та страховий ринок 111.5 KB
  Тема 6. Страхування та страховий ринок. Основні питання теми. 1.Економічна необхідність і роль страхування в забезпеченні безперервності суспільного виробництва. Форми й методи страхового захисту. Класифікація страхування за об'єктами та ознакою ризику. Види
17980. Фінансовий ринок 108 KB
  Тема 7. Фінансовий ринок Основні питання теми: сутність фінансового ринку. класифікація фінансових ринків. види цінних паперів основні їхні характеристики. правове регулювання фінансового ринку. оподаткування доходів від цінних паперів. ринок фін
17981. Государственное регулирование хозяйственной деятельности 125.5 KB
  18 Лекция № 3. Тема: Государственное регулирование хозяйственной деятельности. План 1. Средства и принципы регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования. 2. Лицензирование отдельных видов хозяйств...
17982. Правовое регулирование финансовой деятельности 116.5 KB
  24 Лекция № 4 Тема: Правовое регулирование финансовой деятельности ПЛАН: 1.Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования. 2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета. 3. Правовое регулирование наличных и безналичны
17983. Хозяйственные обязательства и договоры 154 KB
  Лекция 5 Хозяйственные обязательства и договоры План 1.Понятие хозяйственного обязательства. 2.Классификация хозяйственных обязательств. 3.Возникновение изменение и прекращение хозяйственных обязательств. 4.Хозяйственные договоры. 5. Способы обеспечения ис
17984. Хозяйственно правовая ответственность и защита прав субъектов хозяйствования 155 KB
  Лекция 6 Хозяйственно правовая ответственность и защита прав субъектов хозяйствования. Понятие хозяйственноправовой ответственности и ее место в системе иных видов юридической ответственности. Способы защиты прав и законных интересов субъектов хозяйств
17985. Хозяйственное право в системе права Украины 169.5 KB
  Лекция № 1 :Хозяйственное право в системе права Украины План 1. Понятие и виды хозяйственной деятельности. 2.Понятие и виды хозяйственных отношений. 3. Методы государственного регулирования хозяйственных правоотношений. 4. Принципы хозяйственного права. 5. И...