83765

Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов.2: НС это совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном порядке.: НС это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения установленных НП и налоговым законодательством. 3 НК порядок установления и введения налогов часть 1 НК система налогов совокупность отдельных налогов обладающая организационноправовым и экономическим единством.

Русский

2015-03-16

48.43 KB

1 чел.

Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения.

Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов. Разработка понятия «НС» особенно важна в рамках правового регулирования, т.к. через это понятие можно определить системное устройство НП; вопросы, подлежащие регулированию; пределы этого регулирования НП. Кроме того, это понятие может служить основанием для формирования системы Общей части НП и законодательных положений об отдельных налогах.

Точки зрения

1. Впервые попытка определения понятия – Закон РСФСР от 27.12.91 г. «Об основах НС РФ» (ч.2 ст.2): НС – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

2. Пепеляев С.Г.: НС – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, установленных НП и налоговым законодательством. Существенными условиями налогообложения в РФ являются:

- принципы налогообложения (ст. 3 НК)

- порядок установления и введения налогов (часть 1 НК)

- система налогов – совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством. Понятие «НС» характеризует налоговый правопорядок в целом, тогда как понятие «система налогов» - только элемент НС, и она включает большое число разных налогов

- порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней (БК РФ)

- права и обязанности участников налоговых отношений

- формы и методы налогового контроля

- ответственность участников налоговых правоотношений

- способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений

Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

  1.  законодательства о налогах и сборах;
  2.  совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);
  3.  плательщиков налогов и сборов;
  4.  налоговых администраций.

Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

Классификация налоговых систем:

1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:

  1.  либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
  2.  умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  3.  жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:

  1.  подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
  2.  умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
  3.  косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

  1.  централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
  2.  умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  3.  децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:

  1.  прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  2.  регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
  3.  нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Основные начала законодательства о налогах и сборах

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принципы налогообложения – это сущностные базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Это направление поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщика (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).

Часть 3 статьи 75 КРФ предусматривает, что ФЗ РФ должны быть установлены общие принципы налогообложения, однако в ней не указано, для чего они устанавливаются и каково их правовое значение. Ответ на эти вопросы дает практика КС РФ, который отметил, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых ФЗ обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма РФ (Постановление КС РФ № 5-П от 21.03.97 г.).

Направленность общих принципов налогообложения и сборов – ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения (Пепеляев).

Основные принципы налогообложения существенны как для налоговой системы в целом, так и для отдельных ее элементов. Они же служат и основой налоговой компетенции субъектов РФ, но с другой стороны и ограничивают эту компетенцию.

Сами принципы налогообложения находятся в ведении РФ и подлежат применению независимо от того, закреплены они в ФЗ или нет.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения традиционно принято делить на 3 группы:

1) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

2) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщика

3) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма

Принципы:

1) Всеобщность (п. 1 ст. 3) – каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы

2) Равное налоговое бремя (п. 1 ст. 3) – при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога

3) Юридическое равенство налогоплательщиков (п. 2 ст. 3) – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер исходя из расовых, социальных, национальных, религиозных и иных критериев (в зависимости от формы собственности, гражданства ФЛ или места происхождения капитала)

4) Экономическая обоснованность налогообложения (п. 3 ст. 3) – налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными

5) Соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (сбалансированность интересов налогоплательщиков государства) (п. 3 ст. 3 ) – недопустимы налоги и сборы, препятствующие осуществлению гражданами своих конституционных прав и свобод

6) Единство налоговой политики (п. 4 ст. 3)

7) Законность (п. 5 ст. 3 ) – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (взносы и иные платежи), не предусмотренные НК

8) Определенность (п. 6 ст. 3) – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения

9) Ясность и доступность понимания налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы соответствующим образом( ЕСН > страховые взносы)

10) Презумпция правоты собственника при толковании налогового законодательства (п. 7 ст. 3) – все неустранимые сомнения, противоречия толкуются в пользу налогоплательщика


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24573. Концепции, направления и формы основных практик групповой работы 57.5 KB
  В Тгруппах акцентируются на анализе развития группы что происходит в группе когда она проходит стадии своего развития. Условия формирования сильного Взрослого: изучение своего Ребенка его страхов; изучение своего Родителя его требований установок; изучение Ребенка своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Дают возмть учкам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Включает в себя: инициацию действия максимальное преувеличение...
24574. Психотерапия как вид психологической помощи 55 KB
  Условно различают клинически ориентированную психотерапию направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики и личностно ориентированную психотерапию которая стремится помочь человеку изменить свое отношение к социальному окружению и собственной личности История развития психотерапии за рубежом и в России. появляется кафедра психотерапии под руководством В. Карвасарский организует кафедру психотерапии в институте Бехтерева который делает ставку на групповую психотерапию и индивидуальную. Алексейчик открывает...
24575. Технологии посредничества 62.5 KB
  Возможность взаимопонимания предполагает такое конструктивное взаимодействие которое ведет к ослаблению противостояния сторон. Функции посредника 1 Партнера неохотно идущего на переговоры легче склонить к участию если диалог предлагается третьей стороной а не оппонентом. Эффект аудитории объясняет почему участники чувствуют больше обязательств выполнять свою часть соглашения перед нейтральной третьей стороной чем перед своим противником по конфликту. Принципы медиации посредничества: 1 Добровольность: вступление всех спорящих...
24576. Работа психолога с соматическими больными 58 KB
  Внутренняя картина болезни ВКБ А. Лурия ввел понятие ВКБ субъективные внутренние переживания ощущения болезненных проявлений отношение к себе и болезни страхи тревоги жалобы действия и поступки и т. Компоненты внутренней картины болезни: 1. Болевая сторона болезни уровень ощущений чувственный уровень локализация болей и других неприятных ощущений их интенсивность и т.
24577. Методичні прийоми внутрішнього аудиту 29 KB
  Для отримання аудиторських доказів при проведенні внутрішнього аудиту використовуються прийоми фактичного контролю суцільна та вибіркова інвентаризація контрольні обмірювання контрольний запуск сировини експертиза та лабораторні аналізи обстеження і документальний контроль із застосуванням юридичної перевірки та аналітичних процедур спостереження порівняння і зіставлення зустрічні перевірки огляд невизначених зобов'язань підтвердження опитування перевірка механічної точності аудиторська вибірка а також інші різноманітні прийоми...
24578. Перевірка складання правильності балансу 27 KB
  Перевірка складання правильності балансу. Перевірка правильності складання балансу базується на таких основних моментах: 1 дані статей балансу на початок періоду повинні відповідати даним балансу на кінець попереднього періоду. При зміні вступного балансу на початок року в порівнянні зі звітними даними за попередній рік повинні бути надані відповідні пояснення; 2 дані статей балансу на кінець звітного періоду повинні бути обґрунтовані результатами інвентаризації; 3 суми статей балансу за розрахунками із фінансовими податковими органами...
24579. Перевірка правильності складання звіту про фінансові результати 25 KB
  Етапи перевірки фінансової звітності: 1 перевірка правильності заповнення адресної частини; 2 визначення виду діяльності підприємства необхідне для правильного розмежування доходів і витрат підприємства за основною та іншою діяльністю; 3 перевірка правильності заповнення звітності за формою: наявність усіх передбачених показників відсутність підчисток і виправлень; 4 логічний аналіз показників звітності з метою визначення ділянок у звітності з найінформаційнішим ризиком тобто тих де найвірогідніша можливість виявлення шахрайства чи...
24580. Загальній огляд фінансової звітності підприємства 30 KB
  Загальній огляд фінансової звітності підприємства. Фінансова звітність подається органам до сфери управління яких належать підприємства трудовим колективам на їх вимогу власникам засновникам відповідно до установчих документів а також згідно із законодавством іншим органам та користувачам зокрема органам державної статистики; щодо використання бюджетних асигнувань одержаних із місцевих бюджетів відповідно фінансовим відділам райдержадміністрацій міськвиконкомів та фінансовим управлінням обласних. Аудитору слід пам'ятати що...
24581. Методика проведення загального аудиту 33 KB
  Методичні прийоми проведення аудиторської перевірки До їх складу відносять: фактичну перевірку підтвердження документальну перевірку спостереження обстеження опитування перевірку механічної точності аналітичні тести сканування обстеження спеціальну перевірку та зустрічну перевірку див. Під фактичною перевіркою слід розуміти перевірку кількісного і якісного стану об'єктів який встановлюється шляхом обстеження огляду обмірювання перерахунку зважування лабораторного аналізу та інших способів перевірки фактичного стану активів....