83765

Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов.2: НС это совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном порядке.: НС это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения установленных НП и налоговым законодательством. 3 НК порядок установления и введения налогов часть 1 НК система налогов совокупность отдельных налогов обладающая организационноправовым и экономическим единством.

Русский

2015-03-16

48.43 KB

1 чел.

Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения.

Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов. Разработка понятия «НС» особенно важна в рамках правового регулирования, т.к. через это понятие можно определить системное устройство НП; вопросы, подлежащие регулированию; пределы этого регулирования НП. Кроме того, это понятие может служить основанием для формирования системы Общей части НП и законодательных положений об отдельных налогах.

Точки зрения

1. Впервые попытка определения понятия – Закон РСФСР от 27.12.91 г. «Об основах НС РФ» (ч.2 ст.2): НС – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

2. Пепеляев С.Г.: НС – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, установленных НП и налоговым законодательством. Существенными условиями налогообложения в РФ являются:

- принципы налогообложения (ст. 3 НК)

- порядок установления и введения налогов (часть 1 НК)

- система налогов – совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством. Понятие «НС» характеризует налоговый правопорядок в целом, тогда как понятие «система налогов» - только элемент НС, и она включает большое число разных налогов

- порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней (БК РФ)

- права и обязанности участников налоговых отношений

- формы и методы налогового контроля

- ответственность участников налоговых правоотношений

- способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений

Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

  1.  законодательства о налогах и сборах;
  2.  совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);
  3.  плательщиков налогов и сборов;
  4.  налоговых администраций.

Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

Классификация налоговых систем:

1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:

  1.  либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
  2.  умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  3.  жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:

  1.  подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
  2.  умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
  3.  косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

  1.  централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
  2.  умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  3.  децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:

  1.  прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  2.  регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
  3.  нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Основные начала законодательства о налогах и сборах

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принципы налогообложения – это сущностные базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Это направление поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщика (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).

Часть 3 статьи 75 КРФ предусматривает, что ФЗ РФ должны быть установлены общие принципы налогообложения, однако в ней не указано, для чего они устанавливаются и каково их правовое значение. Ответ на эти вопросы дает практика КС РФ, который отметил, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых ФЗ обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма РФ (Постановление КС РФ № 5-П от 21.03.97 г.).

Направленность общих принципов налогообложения и сборов – ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения (Пепеляев).

Основные принципы налогообложения существенны как для налоговой системы в целом, так и для отдельных ее элементов. Они же служат и основой налоговой компетенции субъектов РФ, но с другой стороны и ограничивают эту компетенцию.

Сами принципы налогообложения находятся в ведении РФ и подлежат применению независимо от того, закреплены они в ФЗ или нет.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения традиционно принято делить на 3 группы:

1) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

2) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщика

3) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма

Принципы:

1) Всеобщность (п. 1 ст. 3) – каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы

2) Равное налоговое бремя (п. 1 ст. 3) – при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога

3) Юридическое равенство налогоплательщиков (п. 2 ст. 3) – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер исходя из расовых, социальных, национальных, религиозных и иных критериев (в зависимости от формы собственности, гражданства ФЛ или места происхождения капитала)

4) Экономическая обоснованность налогообложения (п. 3 ст. 3) – налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными

5) Соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (сбалансированность интересов налогоплательщиков государства) (п. 3 ст. 3 ) – недопустимы налоги и сборы, препятствующие осуществлению гражданами своих конституционных прав и свобод

6) Единство налоговой политики (п. 4 ст. 3)

7) Законность (п. 5 ст. 3 ) – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (взносы и иные платежи), не предусмотренные НК

8) Определенность (п. 6 ст. 3) – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения

9) Ясность и доступность понимания налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы соответствующим образом( ЕСН > страховые взносы)

10) Презумпция правоты собственника при толковании налогового законодательства (п. 7 ст. 3) – все неустранимые сомнения, противоречия толкуются в пользу налогоплательщика


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58890. 9-ти этажный монолитный жилой дом 4.02 MB
  Массовое монолитное домостроение переходит от кустарной технологии и мизерных объёмов к современным методам возведения и поточному строительству. В условиях рыночных отношений, при дефиците жилья и социально культурных объектов в России, у этого эффективного метода домостроения несомненно большие перспективы.
58891. Дерева. Кущі. Трав’янисті рослини 308 KB
  Розширювати уявлення учнів про дерева кущі трави. Ознайомити учнів з поняттями листяні хвойні дерева однорічні дворічні багаторічні рослини. Що росте в саду Вишні яблуні груші Як одним словом назвати ці рослини Дерева плодові.
58892. Плавання тіл 63 KB
  Мета: Вивчити умови плавання тіл на основі поняття про Архімедові силу; формувати інтерес до експерименту; розвивати вміння спостерігати, глибоко аналізувати, сприяти активізації творчого мислення учнів, пробуджувати в них пізнавальний інтерес...
58893. Подорож до країни Доякорупо 46.5 KB
  Хто її населяє мешканці країни словники довідники енциклопедії Ви уже стикались у своєму шкільному житті з важкими питаннями: як правильно написати слово вимовити його що означає те чи інше слово як перекласти слово на іншу мову.
58894. Роль Поліанни в житті жителів міста Белдінгсвіля 56.5 KB
  Мета. Розширювати і доповнювати знання учнів про творчість зарубіжних письменників, активізувати читацьку пам’ять, формувати в учнів уміння робити висновки і висловлювати судження на основі прочитаного і посилатися під час відповіді на текст книжки...
58895. Управление персоналом как инструмент повышения эффективности трудовой деятельности в организационной среде медицинской компании 547 KB
  Обращение к проблематике эффективности кадрового менеджмента большого числа исследователей и в широких массах общественности породило интерес к темам управления деловой карьерой, профессионального роста и развития человека внутри организации...
58898. Океани Землі 49.5 KB
  Мета: продовжувати формувати уявлення про поверхню Землі, її зображення на карті, уміння читати карту і працювати з нею, сформувати уявлення про океани Землі; розвивати пізнавальний інтерес, висвітлити значення океанів та використання їх багатств людиною...