83765

Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов.2: НС – это совокупность налогов сборов пошлин и других платежей взимаемых в установленном порядке.: НС – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения установленных НП и налоговым законодательством. 3 НК порядок установления и введения налогов часть 1 НК система налогов – совокупность отдельных налогов обладающая организационноправовым и экономическим единством.

Русский

2015-03-16

48.43 KB

1 чел.

Налоговая система. Основы законодательства о налогах и сборах. Принципы налогообложения.

Понятие НС сегодня следует отнести к дискуссионным вопросам и актуальному предмету исследования в сфере налогов. Разработка понятия «НС» особенно важна в рамках правового регулирования, т.к. через это понятие можно определить системное устройство НП; вопросы, подлежащие регулированию; пределы этого регулирования НП. Кроме того, это понятие может служить основанием для формирования системы Общей части НП и законодательных положений об отдельных налогах.

Точки зрения

1. Впервые попытка определения понятия – Закон РСФСР от 27.12.91 г. «Об основах НС РФ» (ч.2 ст.2): НС – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

2. Пепеляев С.Г.: НС – это совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, установленных НП и налоговым законодательством. Существенными условиями налогообложения в РФ являются:

- принципы налогообложения (ст. 3 НК)

- порядок установления и введения налогов (часть 1 НК)

- система налогов – совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством. Понятие «НС» характеризует налоговый правопорядок в целом, тогда как понятие «система налогов» - только элемент НС, и она включает большое число разных налогов

- порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней (БК РФ)

- права и обязанности участников налоговых отношений

- формы и методы налогового контроля

- ответственность участников налоговых правоотношений

- способы защиты прав и интересов участников налоговых отношений

Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

  1.  законодательства о налогах и сборах;
  2.  совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);
  3.  плательщиков налогов и сборов;
  4.  налоговых администраций.

Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.

Классификация налоговых систем:

1) В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны:

  1.  либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
  2.  умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  3.  жестко фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

2) В зависимости от доли косвенного налогообложения:

  1.  подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
  2.  умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых до ля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
  3.  косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

3) В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий:

  1.  централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
  2.  умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  3.  децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

4) В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения:

  1.  прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  2.  регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;
  3.  нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Основные начала законодательства о налогах и сборах

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Принципы налогообложения – это сущностные базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Это направление поиска компромиссов между противоположными интересами налогоплательщика (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).

Часть 3 статьи 75 КРФ предусматривает, что ФЗ РФ должны быть установлены общие принципы налогообложения, однако в ней не указано, для чего они устанавливаются и каково их правовое значение. Ответ на эти вопросы дает практика КС РФ, который отметил, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых ФЗ обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма РФ (Постановление КС РФ № 5-П от 21.03.97 г.).

Направленность общих принципов налогообложения и сборов – ограничение свободы государства в области финансов. Они на конституционном уровне ставят препоны налоговому произволу, создают основы справедливого, умеренного и соразмерного налогообложения (Пепеляев).

Основные принципы налогообложения существенны как для налоговой системы в целом, так и для отдельных ее элементов. Они же служат и основой налоговой компетенции субъектов РФ, но с другой стороны и ограничивают эту компетенцию.

Сами принципы налогообложения находятся в ведении РФ и подлежат применению независимо от того, закреплены они в ФЗ или нет.

В зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач основные принципы налогообложения традиционно принято делить на 3 группы:

1) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя

2) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщика

3) Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма

Принципы:

1) Всеобщность (п. 1 ст. 3) – каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы

2) Равное налоговое бремя (п. 1 ст. 3) – при установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога

3) Юридическое равенство налогоплательщиков (п. 2 ст. 3) – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер исходя из расовых, социальных, национальных, религиозных и иных критериев (в зависимости от формы собственности, гражданства ФЛ или места происхождения капитала)

4) Экономическая обоснованность налогообложения (п. 3 ст. 3) – налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными

5) Соразмерность налогообложения конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (сбалансированность интересов налогоплательщиков государства) (п. 3 ст. 3 ) – недопустимы налоги и сборы, препятствующие осуществлению гражданами своих конституционных прав и свобод

6) Единство налоговой политики (п. 4 ст. 3)

7) Законность (п. 5 ст. 3 ) – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (взносы и иные платежи), не предусмотренные НК

8) Определенность (п. 6 ст. 3) – при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения

9) Ясность и доступность понимания налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы соответствующим образом( ЕСН > страховые взносы)

10) Презумпция правоты собственника при толковании налогового законодательства (п. 7 ст. 3) – все неустранимые сомнения, противоречия толкуются в пользу налогоплательщика


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53254. Що означає бути громадянином своєї держави 45.5 KB
  Мета уроку: розкрити зміст понять громадянин громадянство громадянські якості громадянські почуття і почуття; пояснити що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави; висловлювати власне судження про те як людина може бути корисною суспільству; наводити приклади вчинків якими вони зможуть принести користь суспільству. План змісту уроку Що означає бути громадянином своєї держави.Що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави.
53255. Майбутній громадянин України 205 KB
  2010 рік Процес виховання ― це динамічне складне явище яке здійснюється на основі цілеспрямованого і організованого формування особистості громадянина незалежної держави. Мета і завдання виховання визначаються потребами сучасного суспільноекономічного розвитку України. Виховна робота у Червонозаводській загальноосвітній школі ІІІІ ступенів №2 здійснюється відповідно до Програми системи виховання учнівської молоді згідно районної програми виховання учнівської молоді на період до 2012 року. Модель та основні структурні елементи...
53256. Гроші 59 KB
  Гроші. Що таке гроші Які асоціації викликає у вас поняття гроші 3. Саме тут ми будемо проводити дослідницьку роботу про гроші. Гроші це тема нашої роботи в економічній лабораторії.
53257. Грунти і земельні ресурси України 216 KB
  Умови ґрунтоутворення основні генетичні типи ґрунтів закономірності їх поширення. Карта ґрунтів України. Аналіз закономірностей поширення ґрунтів на території України. МЕТА: Сформувати в учнів загальну картину розміщення ґрунтів в Україні; навчити вмінню читати карту ґрунтів України схематично описувати ґрунтовий профіль визначати фізикохімічні властивості ґрунтів; пояснити учням поняття “земельні ресурси†підкреслити основні заходи щодо раціонального використання і охорони їх; виховувати в учнів почуття дбайливого господаря.
53258. Групповая форма работы на уроках химии 238.5 KB
  Чередов практические результаты обучения и воспитания учащихся свидетельствуют что низкая успеваемость многих школьников является результатом несоответствия между индивидуальным темпом усвоения знаний учащимися и тем что учитель предлагает выполнить на уроке. В решении вопроса качественного усвоения всеми учащимися класса базового содержания образования в соответствии с возможностями и склонностями каждого школьника важная роль отводится организации учебной деятельности учащихся. Рядом психологопедагогических исследований доказано что...
53259. Рекомендації щодо організації групової форми роботи під час використання проектної технології навчання 72 KB
  Головною ідеєю організації групової роботи є створення умов для активної спільної діяльності учнів у різних навчальних ситуаціях і робота в команді. Особливу увагу необхідно приділити груповим цілям успіху групи який може бути досягнутий лише в результаті самостійної роботи кожного члена групи у постійній взаємодії з іншими під час роботи над темою. Ефективність навчання в групах залежить від того наскільки кожний усвідомить важливість роботи разом та взаємодії через взаємодопомогу це може бути досягнуто шляхом впровадження п’яти базових...
53260. ГРУПИ СЛІВ ЗА ЗНАЧЕННЯМ: СИНОНІМИ, АНТОНІМИ, ОМОНІМИ 120.5 KB
  Мета: поглибити знання школярів про синоніми антоніми омоніми; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати уяву активізувати пізнавальну діяльність учнів; виробляти вміння й навички використання синонімів антонімів омонімів у власному мовленні; навчити відрізняти омоніми від багатозначних слів; формувати вміння й необхідність користуватися ними; виховувати бажання вчитися. Картка №1 Виписати з прислів’їв антоніми Умій батьківщину любити а ворога ненавидіти. Картка №3 Дібрати синоніми до виділених слів Відважний боєць великий будинок.
53262. Свято гумору Хочете жити на втіху, частіше «вмирайте» від сміху 86.5 KB
  Сценка Інтернетце сила Василина Кумонько а куди це ви поспішаєте Параска Як куди На базар поторгувати вирішила. А тепер і результат Василина Кумонько а чим це від вас так тхневідвертається Параска Ойта це ж мої нові духи Запах доярки†називаються. Василина – Ходімо кумонько ходімо будемо дивитись кому гарбуза давати а до кого і на побачення ходити. Сценка Дві кумасі Одна модна друга – не дуже у фуфайці.