83768

Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Объект налогообложения это те юридические факты действия события состояния которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог совершение оборота по реализации товара работ услуг; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки куплипродажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т. наличие объекта налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие объект налогообложения так: Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров работ...

Русский

2015-03-16

44.73 KB

1 чел.

Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база.

Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара (работ, услуг); ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т.д.). «В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты. Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения».

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие «объект налогообложения» так: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога» (п. 1 ст. 38 части первой НК РФ).

Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы.

Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности. Смысл определения, данного в Налоговом кодексе Российской Федерации в том, что объектом налогообложения является фактическое основание экономического характера, с которым законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Причина допущенной неточности в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он — предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок — предмет материального мира — не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае — собственность.

Практическое значение данного утверждения можно продемонстрировать на следующем примере.

Если налогоплательщик не указывает в своей декларации факт собственности на то или иное имущество, есть основания квалифицировать такие действия как сокрытие (неучет) объекта налогообложения, хотя бы налогоплательщик и пользовался этим имуществом открыто.

Предмет налогообложения — это материальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Различают следующие основные предметы налогообложения:

  1.  доход (прибыль) на данный момент;
  2.  имущество (земля, недвижимость, автомобили, накопленный доход и другое имущество);
  3.  права на получение дохода (долговые обязательства в форме облигаций, векселей и т.п.).

Необходимость четко разделить понятия «объект налогообложения» и «предмет налогообложения» вызвана также и тем, что существует потребность вычленить среди прочих сходных предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия.

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты всех налогов — как федеральных, так региональных и местных — определяются исключительно федеральным законодателем. Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно.

Налоговая база — обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку именно к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, например, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частности, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложения на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК дается определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения».

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. Для измерения такого предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога.

Масштаб налога — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения:

  1.  стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы;
  2.  количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, и т.д.;
  3.  физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.

Единица налога — вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например:

  1.  при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости — 1 руб.;
  2.  при обложении транспортных средств — 1 л.с. (лошадиная сила);
  3.  при обложении земли — 1 га;
  4.  при обложении напитков — 1 л;
  5.  при обложении бензина — 1 т.

Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64603. Защита конкуренции как деятельность государства. Конституционная обязанность государства по поддержке конкуренции 21.5 KB
  Задача государства состоит в том чтобы при помощи правового механизма обеспечить предупреждение а в необходимых случаях и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определить эффективные меры...
64605. Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности 18.53 KB
  Некоммерческий маркетинг осуществляется организациями и отдельными лицами которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею и не стремятся к получению финансовых прибылей.
64607. МАНЕВРОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ СТАНЦИИ «П» И СТАНЦИИ ПРИМЫКАНИЯ 386.33 KB
  Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.
64608. Выплаты пособий на детей 53.32 KB
  Защита материнства и детства семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства охране интересов...
64609. Фирменный стиль 34.83 KB
  Фирменный стиль важный инструмент рекламы. Единственный фирменный стиль предполагает совокупность художественных приемов создает единый характер в подаче рекламных материалов разработанных на базе оригинального графического дизайна.
64611. Планирование предприятия и составление плана деятельности ООО «Пиломатериалы» 62.19 KB
  Планирование на предприятии – внутрихозяйственная, целенаправленная деятельность, которая служит основой организации и управления и является нормативной базой выработки и принятия управленческих решений.