83770

Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Система налогов и сборов не путать с налоговой системой это совокупность налогов и сборов взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях определенных Налоговым кодексом. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ: федеральные; региональные; местные. Федеральные налоги Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ при отсутствии специальных налоговых режимов п.

Русский

2015-03-16

45.33 KB

1 чел.

Понятие системы налогов и сборов. Структура и принципы построения.

Система налогов и сборов (не путать с налоговой системой!) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Ст. 12 НК РФ устанавливает следующие виды налогов и сборов в РФ:

  1.  федеральные;
  2.  региональные;
  3.  местные.

Федеральные налоги

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К федеральным налогам и сборам относятся:

  1.  налог на добавленную стоимость;
  2.  акцизы;
  3.  налог на доходы физических лиц;
  4.  налог на прибыль организаций;
  5.  налог на добычу полезных ископаемых;
  6.  водный налог;
  7.  сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8.  государственная пошлина.

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К региональным налогам относятся:

  1.  налог на имущество организаций;
  2.  налог на игорный бизнес;
  3.  транспортный налог.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения:

  1.  налоговые ставки;
  2.  порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ;
  3.  могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (при отсутствии специальных налоговых режимов, п. 7 ст. 12).

К местным налогам относятся:

  1.  земельный налог;
  2.  налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ.

Принципы построения системы налогов и сборов

Принцип единства налоговой системы ― не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Кроме того, он предполагает недопустимым установление налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.

Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Одним из атрибутов данного принципа является требование ст. 5 НК о том, что изменения в части установления новых налогов или сборов должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика. Исходя из этого принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами закреплена обязанность бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип однократности обложения базируется на недопущении обложения одного и того же объекта более чем одним налогом. Другими словами, один и тот же объект должен облагаться только одним налогом и только один раз за определенный законодательством налоговый период. Данный принцип воплощен, в частности, в ст. 38 НК, где сказано, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Следует заметить, что совокупность представленной системы принципов не является общепринятой в теории и практике налогообложения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64275. ПІДВИЩЕННЯ НАДІЙНОСТІ ЗБІРНИХ ТВЕРДОСПЛАВНИХ РІЗЦІВ ВАЖКИХ ТОКАРНИХ ВЕРСТАТІВ 241 KB
  Тому наукове обґрунтування технології та режимів МІО вибір раціональних конструктивних параметрів інструменту підвищення його надійності є актуальною задачею. Від цього залежать характер протікання процесу різання забезпечення надійності роботи як різального інструменту...
64276. КЛІНІКО-ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ОБГРУНТУВАННЯ ПРОФІЛАКТИЧНИХ ЗАХОДІВ ПРИ ЛЕПТОСПІРОЗІ СВИНЕЙ 467.5 KB
  Лептоспіроз – одна з найбільш поширених антропозоонозних інфекцій, тому, зважаючи на природну вогнищевість та прихований перебіг серед свинопоголів’я, дослідження цього захворювання особливо важливе.
64277. ОЦІНКА ЕФЕКТИВНОСТІ ДІЯЛЬНОСТІ ПІДПРИЄМСТВА: ВАРТІСНО-ОРІЄНТОВАНИЙ ПІДХІД 323 KB
  Важливого значення набувають також проблемні питання вибору інтегрального критерію ефективності діяльності підприємства на який необхідно орієнтуватися менеджменту для оперативного прийняття господарських рішень...
64278. Влияние добавок водорода на технико-экономические и экологические показатели газовых и дизельных двигателей 763.5 KB
  Одним из направлений уменьшения токсичности ОГ и повышения топливной экономичности ДВС является применение водорода как в чистом виде так и совместно с углеводородным топливом.
64279. Антенные решетки, синтезированные по широкополосному сигналу, для средств связи беспилотных авиационных комплексов 241.5 KB
  Объект исследования антенные устройства наземной и бортовой составляющих в составе указанных комплексов. Задача решаемая в диссертации состоит в разработке методов повышения энергетического потенциала и помехозащищенности линии связи с беспилотным летательным аппаратом...
64280. МОДЕЛІ АРХІТЕКТУРНИХ РІШЕНЬ ТА МЕТОДИ ЇХ ОЦІНКИ В ПРОЦЕСІ РЕІНЖИНІРИНГУ ІНФОРМАЦІЙНИХ СИСТЕМ ОРГАНІЗАЦІЙНОГО УПРАВЛІННЯ 3.38 MB
  Цей контекст визначає важливість задачі забезпечення ефективної трансформації архітектури інформаційної системи. Саме адекватна архітектурна модель та її послідовна реалізація в процесі розробки інформаційної системи забезпечує логічну цілісність проекту...
64281. РОЗРОБКА ТЕХНОЛОГІЇ КОВБАСНИХ ВИРОБІВ ЗІ ЗНИЖЕНИМ ВМІСТОМ НІТРИТУ 205.5 KB
  Метою роботи є наукове обґрунтування та розробка технології варених варенокопчених та сирокопчених ковбасних виробів зі зниженим вмістом нітриту натрію за...
64282. ОЦІНЮВАННЯ ОБМЕЖЕНЬ У ВИКОРИСТАННІ ЕКОНОМІЧНОГО ПОТЕНЦІАЛУ ПІДПРИЄМСТВА 147 KB
  При цьому ряд ознак впливу цих чинників інтенсивність тривалість і сила впливу та його негативний характер дозволяє стверджувати вже не про тимчасовий негативний вплив окремого чинника або їх групи а про існування...
64283. УКРАЇНСЬКЕ ПОРІВНЯЛЬНЕ ЛІТЕРАТУРОЗНАВСТВО КІНЦЯ ХІХ - ПЕРШОЇ ТРЕТИНИ ХХ СТ.: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНИЙ ДИСКУРС 303 KB
  Для сучасного літературознавства характерне розмаїття поглядів та співіснування різних течій, напрямів, шкіл. Посилюється інтерес до інтердисциплінарних, рецептивних, феноменологічних досліджень; вагомою є теорія дискурсу архетипів, концептів...