83771

Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система

Доклад

Налоговое регулирование и страхование

Сегодня основными научными подходами для определения места НП в системе юридических наук являются: 1 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части АП швейцарская налоговая правовая доктрина 2 концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части ФП неаполитанская налоговая правовая школа 3 концепция автономии НП согласно которой оно занимает особое или даже исключительное положение в системе права независимое от общих принципов как частного так и публичного права французская налоговая правовая доктрина 4 концепция...

Русский

2015-03-16

46.7 KB

0 чел.

Налоговое право РФ: общие положения, предмет, метод, система.

В науке ФП относительно понятия НП нет принципиальных разногласий.

НП представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов.

Кроме того, некоторые авторы определяют НП как основанную на собственных принципах подотрасль ФП, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у ФЛ и организаций, т.е. НП представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, которые носят многоаспектный комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны.

В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому НП рассматривается в качестве одного из элементов ФП. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Сегодня основными научными подходами для определения места НП в системе юридических наук являются:

1) концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части АП (швейцарская налоговая правовая доктрина)

2) концепция рассмотрения НП в качестве обособленной части ФП (неаполитанская налоговая правовая школа)

3) концепция автономии НП, согласно которой оно занимает особое или даже исключительное положение в системе права, независимое от общих принципов как частного, так и публичного права (французская налоговая правовая доктрина)

4) концепция автономии НП по причине автономии налогового законодательства (Поль Мари Гадме, Жак Моленье)

5) концепция относительной автономии НП как комплексной отрасли (итальянская налоговая правовая доктрина)

6) концепция автономии НП по причине интеграции в его рамках публично- и частноправовых начал.

В России НП считается комплексной автономной правовой отраслью, которая входит в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология – наука, изучающая историю и современное состояние сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений с целью создания оптимальной системы налогообложения с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня населения.

Предмет НП – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (МО), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений (ст. 2 НК).

Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

  1.  их имущественный характер;
  2.  направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
  3.  то, что обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает его классификация по различным основаниям.

1) В зависимости от функций налоговой деятельности:

  1.  материальные отношения;
  2.  процессуальные (процедурные) отношения.

2) В зависимости от институциональной принадлежности:

  1.  установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;
  2.  исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
  3.  осуществлению налогового контроля;
  4.  охране механизма правового регулирования налоговой сферы;
  5.  налогообложению организаций;
  6.  налогообложению физических лиц;
  7.  установлению особых налогово-правовых режимов.

3) По экономическому критерию:

  1.  финансовые (опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по взиманию налогов);
  2.  нефинансовые (в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений (в качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности) .

Метод правового регулирования – императивный (иногда используется диспозитивный).

НК РФ не перечисляет признаки метода властных предписаний и не обозначает их сущности. Однако внутреннее содержание властности регулирования налоговых отношений обосновывается в Постановлении КС РФ от 17.12.96 г. № 20-П.

Наиболее распространенным методом налогового права в современных условиях является метод властных предписаний (императивный, административно-командный), поскольку государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений. Прямое указание на регулирование налоговых отношений властными предписаниями содержится в ст. 2 НК РФ. Ссылка на регулирование налоговых отношений императивным способом содержится и в Гражданском кодексе РФ, п.3 ст. 2 которого определяет, что к налоговым отношениям гражданское законодательство не применяется, поскольку они основаны на властном подчинении. Каких-либо иных способов воздействия на налоговые отношения законодательством не устанавливается, что можно объяснить инертностью законодателя и его традиционными взглядами на регулирование публичных отраслей права императивными предписаниями.

Налоговым правоотношениям изначально присущ конформизм — необходимость для субъектов следовать предписаниям законодательства, а не праву выбора. В налоговых отношениях наиболее ярко метод властных предписаний проявляется в применении налоговыми органами административного порядка наложения санкций. В данной ситуации признак властности заключается в возможности, предоставленной только одной стороне (налоговым органам), самостоятельно, не применяя судебную процедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства, а также добиваться выполнения другой стороной (налогоплательщиком) возложенных на нее обязанностей. Безусловно, налогоплательщики имеют право обжаловать неправомерные действия налоговых органов в суде, что не исключает первоначальной властности отношений.

В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата публичной формы собственности к поиску компромисса между государственными и частными интересами. Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения является, например, предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведения зачета задолженности государства перед поставщиком товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

Безусловно, в силу специфики налогового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гражданских отношений.

Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенными внутренними согласованием и строением.

Следовательно, система налогового права — это определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы.

Система налогового права позволяет выявить, из каких институтов и субинститутов состоит данная подотрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой.

Налоговое право подразделяется на две части — Общую и Особенную.

В Общую часть включаются нормы налогового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля и т.д. Нормы Общей части применяются ко всем налогово-правовым отношениям и действуют относительно всех иных институтов, субинститутов и норм налогового права.

Конкретизируются положения Общей части налогового права в его Особенной части, которую образуют нормы, детально регламентирующие виды налогов и сборов.

Система НП в настоящее время состоит из следующих подуровней:

1) Основы НП – общая теория НП

2) Международное НП, которое включает универсальные положения и принципы НП, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне

3) Межгосударственное НП, которое составляют положения и принципы НП, не имеющие универсального международного правового статуса, но признаваемые по взаимному соглашению рядом государств и межгосударственных объединений и получившие правовое закрепление на этом уровне (например, в форме межгосударственных соглашений)

4) Национальное НП, которое составляют положения теории НП, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования

5) Региональное НП, которое включает положения теории НП, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования

Таким образом, НП – это подотрасль ФП, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (МО), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32116. La definition et les types de figures La figure consiste а detourner le sens par un emploi expressif qui secarte de lemploi canonique de l'unitee linguistique 11.74 KB
  es orateurs employaient les figures pour retenir lattention du public, pour attenuer leurs idees, pour frapper limagination par loriginalitee de lexpression et de points de vue. Mais le role stylistique des figures depasse de beaucoup le champ de la rhetorique
32117. les tropes (figure de sens) 12.8 KB
  Le même réfèrent peut être désigné directement, par le mot au sens propre et indirectement, par son indice secondaire.«Le sens imagé, cest la vision cumulée de deux images » (V.G. Gak).
32118. les comparaisons, leurs typoes et fonctions 12.88 KB
  L stylistique étudie les comprisons imgées qui peuvent être figées stbles ou occsionnelles. Les comprisons imgées rpprochent les rélités différentes pr leur nture elles se distinguent pr l'originlité de cette similitude. que tel comprble ressembler en de les verbes dire croire u Conditionnel etc.
32119. La metaphore. Se base sur le transfert de la nomination d’un referent sur l’autre liee au premier par la ressemblensce. C’est une comparaison en raccourci 12.18 KB
  On distingue : L metp 3 termes : vous n’etes qu’une pie bevrde 2 termes : le desert une mer de sble un terme : mon oiseux u point de vue grmmt les met puvent etre nominles Mon beu nvire o m memoire verble l’ombre violente des touffes de giroflee eclboussit le mur rugueux. djectivlemon esprit mer dverbileJ’i quitee Mdrid prcournt philosophiquement les des Cstilles L semntique des imges on distingue : l met sptile Une mer de sble nthropomorphique quel princesse nimlomorphique : Le troupeuconcret de ponts...
32120. La metonimie et ses variantes, la synecdoque et l’antonomase sont des figures basees sur la contiguitee(sur le rapport de voisinage, d’interdependance) et ne depend pas de la vision personnele de l’auteur 11.84 KB
  Types de metonimies : on prend le contennt pour le contenu et vice vers : boire une bouteille=boisson on prend le producteur pour le produit : un beu Millet=tbleu on prend le lieu d’origine pour le produit : un bordeuxvin fbriquee Bordeux on prend l consequence pour l cuse et vicevers : ce trvil est remrqubleresultt On prend le concret pour l’bstrit : l bottel’oppression l tyrnnie On prend l qulitee pour le porteur de cette qulitee :l bontee memeune femme tres bonne On prend le tout pour l prtie et...
32122. le style fonctionnele, theorie des souslangues 12.59 KB
  En fonction des fcteurs susmentionnes on distingue trditionnement les style suivnts: prle communiction quotidienne scientifique science officiel ffiresdroit publiciste Politique Style des belleslettres rts et litterture L theorie de souslngues.notion de discours les recherces dns le domine de l differencition slylistique de l lngue ont demontre que l theorie des styles fonct.ne decrit ps l lngue d'une mniere exhustive; elle ne met ps en vleur que des phenomenes “centrux†Chque souslngues comprend trois types...
32124. les traits specifiques du francais parle 26.5 KB
  Par le terme modalité on désigne les rapports qui existent entre le fait énoncé et la réalité ainsi que lattitude du sujet parlant envers ce fait. Pour traduire la modalité, le français dispose de moyens multiples qui relèvent de la grammaire, du lexique et de la phonétique