8378

Периодизация истории китайского языка

Контрольная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Периодизация истории китайского языка Количественные и качественные факторы языковых изменений Значение периодизации истории китайского языка заключается в том, что она ставит своей целью ещё более чётко выявить нить исторического развития языка, ещ...

Русский

2013-02-10

38 KB

83 чел.

Периодизация истории китайского языка

Количественные и качественные факторы языковых изменений

Значение периодизации истории китайского языка заключается в том, что она ставит своей целью ещё более чётко выявить нить исторического развития языка, ещё более заметно высветить историческую суть вопроса. Поэтому те, кто занимается историей языка, имеют возможность ещё глубже понять её. Она является неотъемлемой частью истории страны, а поскольку проблема периодизации в исторической науке занимает важное место, то сказанное выше целиком относится и к истории китайского языка.

Проблема периодизации не только важна, но и сложна. Без разрешения проблемы научной периодизации истории китайского языка не было бы ясного представления о том, как развивался китайский язык и, естественно, нельзя было бы обсуждать ключевые моменты его истории.

Поэтому на первый план выходит проблема выработки критериев периодизации истории китайского языка. Исторические периоды языка следует устанавливать исходя из внутренних законов его развития. Внутренние законы развития конкретно взятого языка как раз и подчиняются законам динамической лингвистики, законам количественных и качественных изменений в языке. Следовательно, когда язык в своём развитии претерпевает только количественные изменение, не следует полагать, что изменяется один исторический период. Если же язык в своём развитии претерпевает качественные изменения, то следует считать, что он прошёл один исторический период. Язык развивается последовательно, но нельзя говорить, что постепенные изменения и стремительный скачок исключают друг друга. Переход от одной формы движения к другой происходит независимо от того, в какой последовательности идёт процесс. В любом случае это – стремительный скачок и решающий перелом. Поэтому в истории развития китайского языка можно отыскать те или иные изменения, которые особо выделяются на протяжении целого ряда веков как особые моменты перехода от старого качества к новому.

Периодизация истории китайского языка

Из трёх аспектов языка: фонетики, грамматики и лексики следует выяснить, который из них следует считать кардинальным для изменения языка. На основе этого можно выделить три основные периодизации истории китайского языка:

  •  Периодизация французского синолога Анри Масперо (1883-1945);
  •  Периодизация китайского филолога Ван Ли (1900-1986);
  •  Периодизация российского синолога Сергея Евгеньевича Яхонтова (род. 1926).

Периодизация Анри Масперо

Анри Масперо предложил свою периодизацию, разделив историю китайского языка на три больших периода. Внутри них он выделил ранний и поздний подпериоды:

- древнекитайский (上古漢語 Shànggǔ hànyǔ): ранний: - до эпохи Хань, т.е. до III века до н.э., поздний - до окончания эпохи Хань;

- среднекитайский中古漢語 Zhōnggǔ hànyǔ: ранний с IV по VIII-IX вв., поздний – до XII в.;

- современный 官話 Guānhuà «язык чиновников»: ранний XII-XVI вв., поздний – с XVIII в. по наше время.

В основе периодизации А. Масперо лежат фонетические изменения в языке.

Периодизация Ван Ли

По мнению Ван Ли грамматический строй и основная лексика составляют основу языка и суть языковых особенностей. Грамматическая структура изменяется медленнее, чем основная лексика. Если бы грамматический строй приводил к значительным изменениям в языке, то это могло бы свидетельствовать о качественных изменениях в фонетике. Исходя из того, что в западную традиционную грамматику включают фонетику, Ван Ли считает, что фонетика тесно связана с грамматикой, они составляют целостную систему и поэтому фонетические изменения тоже можно рассматривать в качестве критерия периодизации.

По мнению Ван Ли реализовать на практике принципы периодизации пока ещё очень сложно, потому что ещё не достаточно полно исследована история грамматики китайского языка. Тем не менее, свою периодизацию китайского языка он основывает на предварительном критерии, который связан с изменениями, произошедшими в его грамматическом строе и фонетике:

I. До III в.н.э. – древнекитайский язык (上古漢語 Shànggǔ hànyǔ); III- IV вв. – переходной период от древнекитайского языка к среднекитайскому.

II. С IV по XII вв. (до 1-й пол. правления династии Южная Сун) – среднекитайский язык (中古漢語: zhōnggǔ hànyǔ); XII- XIII вв. – переходной период от среднекитайского языка к новокитайскому языку.

III. С XIII по XIX вв. (до Опиумных войн) – новокитайский язык (近代漢語 Jìndài hànyǔ); 1840 г.- Движение 4 мая 1919 г. – переходной от новокитайского языка к современному.

IV. XX в. (начиная с Движение 4 мая 1919 г.) – современный китайский язык (現代漢語Xiàndài hànyǔ).

Периодизация С.Е. Яхонтова

Сергей Евгеньевич Яхонтов выделяет три периода — древнекитайского, среднекитайского и современного. Он указывает, что уже в период древнекитайского языка (примерно во II в. до н. э.) появляются различия между письменным (литературным китайским языком) и устной речью. Письменный язык изменялся сравнительно медленно и употреблялся вплоть до XX в. Этот язык оставался в своей основе древнекитайским, т. н. вэньянь (что дословно и значит 'письменный язык'). В истории живого, устного языка древнекитайский период кончается, по его мнению, около VI в. н. э. Это было обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, в VI—VII вв. появляется ряд служебных слов и местоимений, характерных для среднекитайского и современного китайского языка. Во-вторых, в VII в. впервые становится заметен разрыв между литературным и разговорным языком и писатели сознательно стремятся подражать языку памятников, написанных на несколько веков раньше.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61848. Великие географические открытия. Открытия европейцев и создание новых колониальных государств 1.89 MB
  В ходе раскрытия темы урока учитель используя как традиционные активные и интерактивные методы обучения дает возможность осмыслить учащимся причины и предпосылки великих географических открытий пройти путь первооткрывателей новых континентов и земель вместе...
61849. Узагальнення і закріплення вивченого матеріалу. Обчислення значень виразів. Розв’язування задач 72 KB
  Мета: удосконалювати навички швидкої лічби в межах 10, закріпити уміння та навички складати та розвязувати приклади, задачі, розвивати обчислювальні вміння, логічне мислення, творчі здібності, виховувати цілеспрямованість, наполегливість.
61850. Разработка стратегии расширения сети стейк хаусов GOODMAN в интересах полного и опережающего охвата Московского рынка 4.74 MB
  Основные усилия сетевых проектов буду направлены на удержание доли рынка в виде постоянных гостей с попытками увеличить частоту посещений за счёт постоянных спецпредложений и использования современных средств коммуникации. Возможно, средний чек сегмента casual dining начнёт стремиться вниз...
61851. Океани Землі 34 KB
  Океани Землі. Де проходить межа між Європою та Азією Показати найбільший острів на Землі. Картка 2 Показати найбільший материк Землі. Більшу територію Землі займає вода.
61852. Орієнтація на вулиці. Treasure Hunt 60 KB
  Dear children, today we’ll go to the treasure. Our task is to find the treasure. You can see a large box on the chair. We have to do a lot of exercises for finding the treasure. After each exercises the way to the treasure well be shorter.
61853. Подорож довжиною у тисячоліття 636 KB
  Розвивати вміння самостійно шукати потрібну інформацію в Інтернеті вибирати основне удосконалювати навики роботи в програмі Power Point. Готуючтсь до уроку на компютері зберігаю в соціальних закладках Бобродобр соціальних сервісів...
61855. Тарас Шевченко – великий Кобзар. Урок позакласного читання 791.5 KB
  Мета: Продовжити ознайомлення учнів з красоюнеповторністю чарівністю Шевченкового слова його бібліографічними даними значенням творчості Т. Шевченко великий український поет. Тоді темної ночі перед світанком у селі Моринцях на Звенигородщині у хаті Григорія Шевченка...
61856. Виборча система України 63.5 KB
  Якщо учні не зможуть надати відповідь учитель повинен пояснити що певна частина виборців ігнорує вибори не бере в них участі а дехто голосує проти всіх кандидатів не підтримує жодного кандидата.