8381

Политическое и государственное устройство Китая. Собрание статей

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Статья 1. Система государственного управления Согласно Конституции КНР в Китае на центральном уровне имеются шесть властных структур: Всекитайское Собрание народных представителей и его Постоянный Комитет, Председатель КНР, Государственный Совет, Це...

Русский

2013-02-10

157 KB

39 чел.

Статья 1. Система государственного управления

Согласно Конституции КНР в Китае на центральном уровне имеются шесть властных структур: Всекитайское Собрание народных представителей и его Постоянный Комитет, Председатель КНР, Государственный Совет, Центральный Военный Совет, Верховный Народный Суд и Верховная Народная Прокуратура.

Председатель КНР, Государственный Совет, Центральный Военный Совет, Верховный Народный Суд и Верховная Народная Прокуратура образуются Всекитайским Собранием народных представителей и подотчетны ему и его Постоянному Комитету.

После образования КНР в декабре 1949 были приняты четыре Конституции (1954, 1975, 1978 и 1982). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа.

Высший орган государственной власти — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2987 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе.

Из-за большого количества депутатов в период между сессиями функции ВСНП выполняет избираемый из числа делегатов постоянный комитет (175 человек).

К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории Сянгана (Гонконга) и Макао.

Председатель КНР — Ху Цзиньтао, генеральный секретарь ЦК КПК. Это представитель уже четвёртого поколения руководителей страны.

Переход властных полномочий к этому поколению начался в 2002, когда Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту генерального секретаря ЦК КПК. В марте 2003 Ху Цзиньтао был избран председателем КНР, а в сентябре 2004 — председателем центрального военного совета (ЦВС) ЦК КПК. Ранее все эти посты также занимал Цзян Цзэминь. 8 марта 2005 сессия китайского парламента (Всекитайского собрания народных представителей) одобрила просьбу Цзян Цзэминя об отставке с поста председателя центрального военного совета КНР. Позднее этот пост также занял Ху Цзиньтао, что завершило процесс смены власти в высшем руководстве страны.

Центральный военный совет КНР был учреждён в 1982 году. Его первым председателем был Дэн Сяопин, в 1990 году на этом посту его сменил Цзян Цзэминь. Посты председателей ЦВС ЦК КПК и ЦВС КНР в нынешней политической системе Китая, как правило, совмещает один человек.

КНР делится на 22 провинции (власти страны рассматривают Тайвань в качестве 23-й провинции страны), 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных автономных района (Гонконг и Макао). Провинции и автономные районы делятся на округа, автономные округа и аймаки, которые состоят из уездов, автономных уездов, городов окружного подчинения, городских районов, хошунов, автономных хошунов и т.д. Уезды и автономные уезды включают волости, автономные волости и поселки. Депутаты собраний народных представителей (СНП) поселков, волостей, городских районов, городов без районного деления, уездов и автономных уездов избираются населением и трудовыми коллективами сроком на 3 года. Правом голоса обладают граждане страны, достигшие 18-летнего возраста. Депутаты СНП провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, автономных округов и городов с районным делением избираются нижестоящими СНП сроком на 5 лет. В собраниях уездного уровня и выше создаются постоянные комитеты.

Государственные административные органы на местах – местные народные правительства, ответственные перед местными СНП и вышестоящими государственными органами.

Низовыми массовыми организациями самоуправления (их насчитывается более 950 тыс.) являются выборные комитеты городского и сельского населения. Их создают по месту жительства местные народные правительства. Эти комитеты занимаются вопросами гражданского примирения, охраной общественного порядка, здравоохранением, планированием рождаемости, социальным обеспечением и др.

Конституция

За период после провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики в стране приняты четыре Конституции: Конституция 1954 года, Конституция 1975 года, Конституция 1978 года и ныне действующая Конституция.

Ныне действующая Конституция КНР разработана на основе всенародного обсуждения. Она официально обнародована и принята к исполнению после утверждения на пятой сессии ВСНП 5-го созыва 4 декабря 1982 года. В ней унаследованы основные принципы первой Конституции 1954 года, при этом особое внимание уделено обобщению опыта развития социализма в Китае и усвоенного мирового опыта. Конституция учитывает реальную ситуацию и исходит из перспектив развития страны. Вот почему в определенном смысле она является Конституцией с китайской спецификой, отвечающей требованиям политического, экономического и культурного развития страны в новый период социалистической модернизации. Конституция КНР 1982 года содержит Предисловие и 4 главы, имеющие 138 статей. Главы Основного закона страны – «Общие положения», «Основные права и обязанности граждан», «Государственное устройство», «Государственный флаг, Государственный герб, столица КНР». В апреле 1988 года на первой сессии ВСНП 7-го созыва, в марте 1993 года на первой сессии ВСНП 8-го созыва и в марте 1999 года на второй сессии ВСНП 9-го созыва были приняты поправки к Конституции, внесены изменения и дополнения в некоторые положения действующей Конституции, после чего Конституция стала еще больше соответствовать реалиям страны и потребностям ее развития.

Конституция КНР гласит: Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян; Китай будет длительное время находится на начальной стадии социализма, коренной задачей государства является, идя по пути построения социализма с китайской спецификой, концентрировать силы на осуществлении социалистической модернизации, под руководством Компартии Китая китайский народ всех национальностей в своих действиях руководствуется марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина, отстаивает демократическую диктатуру народа, социалистический путь, реформы и открытость, непрерывно совершенствует всю социалистическую систему, развивает социалистическую рыночную экономику, социалистическую демократию, оздоровляет социалистическую законность, опирается на собственные силы, борется упорно и самоотверженно, неизменно проводит модернизацию промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники, превращая Китай в могучую процветающую, демократическую и культурную социалистическую державу.

Конституция КНР гарантирует каждому гражданину страны основные права: избирать и быть избранным; право свободы слова, печати, собраний, создания обществ, шествий и демонстраций; свободу вероисповедания; личную свободу и уважение человеческого достоинства, неприкосновенность жилища; свободу переписки и сохранение тайны переписки; право критиковать и вносить предложения в адрес любого государственного учреждения и государственного служащего, а также право контроля над их деятельностью; право на труд, отдых и материальную помощь государства и общества по старости, болезни или потере трудоспособности; право на образование и занятие научной, литературной, художественной и другого рода культурной деятельностью. Помимо того, Конституцией предусматривается право низовых организаций на демократическое управление своими делами и право народных масс на самоуправление, тем самым гражданам предоставляется возможность непосредственно управлять делами в экономической, культурной и общественной жизни. Например, государственные предприятия и хозяйственные организации кооперативного сектора осуществляют демократическое управление через собрания или съезды рабочих и служащих. Квартальные комитеты в городах и сельские комитеты осуществляют самоуправление, занимаясь общественной работой и делами общественного благосостояния, а также доводят до сведения местных органов власти мнения, просьбы и предложения народных масс.

Конституция в качестве Основного закона государства имеет высшую юридическую силу. Все народы страны, все государственные органы, вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны рассматривать Конституцию как основной критерий своей деятельности.

Статья 2. Политические партии

Система политических партий в Китае отличается как от многопартийной или двухпартийной системы в капиталистических странах Запада, так и от однопартийной системы в ряде стран.

Коммунистическая партия Китая является единственной правящей партией Китая. Она была основана в 1921 году, в 1949 году после вооруженной борьбы под руководством КПК была образована Китайская Народная Республика.

Коммунистическая партия Китая имеет официальные (избранные путем внутрипартийных выборов) и неофициальные (назначенные вышестоящими партийными организациями) организации на всех ступенях китайского правительства и в различных областях общества.

Коммунистическая партия Китая есть «авангард китайского рабочего класса, верный выразитель интересов многонационального народа страны, руководящее ядро дела социализма в Китае». Конечная цель партии – осуществление коммунистического общественного строя. Коммунистическая партия Китая руководствуется в своей деятельности марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопина.

Основополагающая линия Коммунистической партии Китая в начальный период социализма состоит в следующем: «руководить и сплачивать народы всей страны, поставить в центре своей работы экономическое строительство, отстаивать четыре основных принципа, последовательно проводить реформы и открытость, при опоре на собственными силы и путем упорной и самоотверженной борьбы превратить нашу страну в могучее и процветающее, демократическое и культурное современное социалистическое государство». Партия последовательно «отстаивает» социалистический путь, демократическую диктатуру народа, руководство со стороны Коммунистической партии Китая, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна, выступает против буржуазной либерализации.

Руководство Коммунистической партии Китая в отношении государства проявляется главным образом в политической, идеологической и организационной области. Это включает организацию и руководство государственной деятельностью по законотворчеству и соблюдению законов, руководство в отношении Народной армии, руководство и управление кадрами, «организацию и мобилизацию общества» и «упор на идейно-политическую работу».

Коммунистическая партия Китая является правящей, но не единственной партией в стране. Кроме нее, имеются 8 партий-«соучастниц», деятельность которых официально разрешена и контролируется со стороны КПК. В Китае это называется «институт многопартийного сотрудничества и политической консультации, руководимый Коммунистической партией Китая», ь один из основных политических институтов Китайской Народной Республики.

Институт многопартийного сотрудничества под руководством Коммунистической партии Китая означает следующее: единственной правящей партией в КНР является Коммунистическая партия Китая, при предпосылке признания руководящей роли КПК восемь демократических партий имеют статус партий-соучастниц в политической жизни страны, в сотрудничестве с КПК эти партии участвуют в управлении страной.

Кроме того, существует так называемый «институт политической консультации» - возглавляемый КПК институт консультации с представителями демократических партий, народных организаций, различных национальностей и общественных кругов по важным вопросам государственной политики, а также другим важным политическим, хозяйственным, культурным и общественным вопросам до принятия по ним решений, а также в ходе исполнения этих решений. Организационной формой политической консультации является Народный политический консультативный совет Китая.

Четыре основных принципа – это политическая основа существования Возглавляемого Коммунистической партией Китая Института многопартийного сотрудничества и Института политической консультации. Основным курсом Коммунистической партии Китая в сотрудничестве с демократическими партиями является: 1)длительное сосуществование, 2)взаимный контроль, 3)взаимное доверие, 4)взаимное разделение славы и позора.

В число демократических партий Китая (партий-соучастниц) входят партии, основанные до 1949 года с целью создания в Китае буржуазной республики, и одновременно с этим четко поддерживавшие Коммунистическую партию Китая в период борьбы за свержение гоминьдановского господства, признававшие руководящую роль КПК, выступавшие против Гоминьдана, а также сумевшие сохранить свою организацию после образования КНР.

1. Революционный комитет Гомиьдана Китая

Сокращенное название «Миньгэ», официально создан 1 января 1948 года, основной состав в то время составляли демократы внутри партии Гоминьдана и другие патриотически настроенные демократические деятели. Партия провозгласила политическую платформу на свержение диктаторского господства Гоминьдана, за осуществление независимости, демократии и мира в Китае.

В Уставе партии, пересмотренном в ноябре 1988 года предусматривается, что политическая платформа «Миньгэ» на настоящий период заключается в следующем: следуя основному курсу первоначального периода социализма, вести всех членов партии, а также сплачивать патриотов внутри и вне страны, выступающих за воссоединение родины, на борьбу за воссоединение родины и возрождение китайской нации.

В настоящее время в состав «Миньгэ» входят главным образом деятели, имеющие отношение к партии Гоминьдана Китая, деятели, имеющие отношение к тайваньским кругам, деятели, выступающие за дело воссоединения Родины, а также другие лица; кроме того, партия стремится привлечь в свои ряды лиц, представляющих определенные круги, а также интеллигенцию средней и высшей категории.

2. Демократическая лига Китая

Сокращенное название «Миньмэн», впервые основан в ноябре 1939 года , в сентябре 1944 года официально переименован в Демократическую лигу Китая. В то время представлял собой политическую коалицию из партий и политических сил, выступающих за средний путь и демократическую политику.

В «Уставе Демократической лиги Китая», принятой в 1997 году говорится: Политическая программа Демократической лиги заключается в следующем: высоко неся знамя патриотизма и социализма твердо и неуклонно претворять основную линию начального периода социализма, служить обеспечению общественной стабильности и укреплению сплоченности между национальностями; бороться за ускорение социалистической модернизации и дела реформы и открытости, построение и совершенствование системы рыночной экономики, за содействие реформы политической системы и построение социалистической духовной культуры, за освобождение и развитие производительных сил, за укрепление и развитие патриотического единого фронта, за величественную цель построения социализма с китайской спецификой.

В настоящее время в состав «Миньмэн» входит главным образом интеллигенция высшей и средней категории, занятая в области культуры и просвещения, науки и техники.

3. Ассоциация демократического национального строительства Китая

Сокращенное название «Миньцзянь», основана 16 декабря 1945 года. В то время политическая позиция партии была такова: гарантировать основные политические права граждан и права человека, защищать и развивать национальную промышленность и торговлю, выступать против диктаторского господства Гоминьдана.

Настоящий Устав предусматривает: Под руководством теории Дэн Сяопина отстаивать четыре основных принципа, проводить курс Коммунистической партии Китая, поставившей центральной задачей экономическое строительство страны, неуклонно признавать руководство КПК и продолжать традиции самовоспитания; отстаивать принципы демократического централизма; и дальше сочетать линию, курс и политику Коммунистической партии Китая с реалиями «Миньцзянь»; претворять в жизнь курс на руководимый КПК Институт многопартийного сотрудничества и политической консультации. В состав Ассоциации входят в большинстве своем деятели экономических кругов и представители других кругов.

4. Ассоциация содействия развитию демократии Китая

Сокращенное название «Миньцзинь», основана 30 декабря 1945 года. Была образована главным образом из работников литературно-просветительских и издательских кругов, а также патриотически настроенных демократических деятелей промышленно-торговых кругов Шанхая, в политике выступала за скорейшее осуществление демократического правления, за реформирование власти, за возвращение Гоминьданом власти в руки народа, за образование коалиционного правительства и конституционное правление.

В «Уставе Ассоциации содействия развитию демократии Китая», принятом в 1988 году, предусматривается: «Миньцзинь» преследует цель, руководствуясь основной линией начального периода социализма, содействовать развитию социалистической демократии и ее совершенствованию, совершенствовать социалистическую законность, повышать культурный уровень китайской нации, развивать производительные силы, вести борьбу за превращение Китая в богатую, процветающую, культурную и демократическую современную социалистическую державу.

В состав «Миньцзинь» в настоящее время входят в основном интеллигенты, представляющие круги просвещения, культуры, издательского дела, науки и техники.

5. Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая

Сокращенное название «Нунгундан», основана в августе 1930 года. Основные политические требования – бороться против диктаторского господства Гоминьдана, построить власть простого народа.

В настоящее время Устав Рабоче-крестьянской демократической партии Китая предусматривает: неукоснительно признавать руководство Коммунистической партии Китая, отстаивать Институт многопартийного сотрудничества и политической консультации, изучать марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна и теорию Дэн Сяопина, изучать линию, курс и политику Коммунистической партии Китая; осуществлять принцип демократического централизма; защищать права и интересы членов партии и связанных с ними интеллигентов.

В настоящее время в состав Рабоче-крестьянской демократической партии Китая входят в основном интеллигенты высшей и средней категории, работающие в области медицины, фармацевтики и здравоохранения в крупных и средних городах.

6. Партия Чжигундан Китая

Партия Чжигундан Китая основана в октябре 1925 года в американском городе Сан-Франциско по инициативе общественной организации китайских эмигрантов – «Чжигун цзунтан» Американского континента.

В настоящее время в Уставе Чжигундан предусматривается: Чжигундан образуется в основном из вернувшихся на родину эмигрантов средних и высших кругов и их родных; под руководством теории Дэн Сяопина признавать руководство Коммунистической партии Китая; оказывать помощь Коммунистической партии Китая и правительству; укреплять и развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности; защищать права членов партии и связанных с ними эмигрантов и их родных, вернувшихся на родину, отражать из мнения и требования; изучать марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина; осуществлять принцип демократического централизма.

7. Общество «Цзюсань»

Общество «Цзюсань», официально основанное в мае 1946 года, выдвигало политические идеи о продолжении демократических и научных традиций, выступало против гражданской войны, за осуществление демократического правления.

В настоящее время Устав общества «Цзюсань» предусматривает: Общество «Цзюсань» привлекает в свои ряды главным образом интеллигенцию высшей и средней категории, представляющих определенные круги науки и техники, высшего образования, медицины, фармацевтики и здравоохранения; вооружаться теорией Дэн Сяопина и руководствоваться ею в своей работе; отстаивать Институт многопартийного сотрудничества и политической консультации, руководимый Коммунистической партией Китая; отстаивать принцип демократического централизма; защищать права и интересы членов общества.

8. Лига демократической автономии Тайваня

Сокращенное название «Таймэн», основано 12 ноября 1947 года в Сянгане. «Таймэн», образованная и существовавшая в то время вне провинции Тайвань, была политической организацией, которая стремилась вывести Тайвань из-под господства Гоминьдана, осуществить там демократическое правление и местную автономию. В марте 1949 года «Таймэн» перевела штаб-квартиру из Сянгана в Пекин.

В настоящее время политическая программа «Таймэн» предусматривает: под руководством теории Дэн Сяопина твердо и неуклонно претворять в жизнь основную линию Коммунистической партии Китая на начальный период социализма; высоко неся знамя патриотизма и социализма, сплачивать широкие массы членов Лиги и связанных с ними тайваньских соотечественников, бороться за ускорение реформы и открытия и строительства социалистической модернизации, за сохранение политической обстановки стабильности и сплоченности, за совершенствование социалистической демократии и законности, за осуществление системы «одно государство, два строя» и мирное воссоединение родины.

В настоящее время в состав «Таймэн» входят в основном уроженцы провинции Тайвань, проживающие в крупных и средних городах континентального Китая и представляющие определенные круги в средних и высших слоях общества.

Многопартийное сотрудничество протекает в следующих формах:

Участие в политической жизни страны

Это означает, что члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии Китая участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны.

Консультации Коммунистической партии Китая с различными демократическими партиями по конкретным вопросам в основном принимают следующие формы:

Демократические консультации. Главные руководители ЦК КПК приглашают главных лидеров различных демократических партий и беспартийных деятелей на консультацию, на которых заслушивают мнения деятелей демократических партий по важным политическим установкам и курсу до их принятия. Такие консультации обычно проводятся раз в год.

Встречи на высоком уровне. Главные руководители ЦК КПК, когда возникает необходимость, нерегулярно приглашают главных руководителей различных демократических партий и беспартийных деятелей на встречи в малом кругу, на которых обмениваются с ними мнениями и взглядами.

Регулярные собеседования. Проводятся под председательством ЦК КПК с участием главных руководителей демократических партий и беспартийных деятелей, на собеседованиях происходит обмен информацией и мнениями по важным вопросам, передаются важные циркуляры, заслушиваются предложения различных демократических партий и беспартийных деятелей по политическим установкам или обсуждаются определенные темы. Обычно такие собеседования проводятся раз в два месяца, однако в случае важных дел в любое время проводится обмен информацией.

Руководители различных демократических партий и беспартийные деятели могут в любое время подавать ЦК КПК предложения в письменном виде по вопросам государственной политики и курса или конкретным важным вопросам или приглашать на встречу ответственных лиц ЦК КПК.

Демократический контроль

Демократический контроль есть контроль демократических партий над ЦК КПК, а также над работой государственных органов, руководимых Коммунистической партией Китая. Этот контроль проводится в рамках многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Контроль принимает в основном следующие формы: Демократические партии во время сессий Политического консультативного совета могут выдвигать замечания, предложения и критику в отношении ЦК КПК; демократические партии, основываясь на результатах обследования, выносят предложения и критику по важным вопросам государственной политики, экономики и общественной жизни; депутаты Собраний народных представителей и члены Политического консультативного совета, имеющие статус членов демократических партий, осуществляют контроль посредством внесения предложений, проектов резолюций и ревизии; члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты специальных контролеров, инспекторов, ревизоров и инструкторов-воспитателей с целью надзора.

Члены демократических партий выдвигаются на некоторые посты в правительстве и органах юстиции различных ступеней.

Обычно отдельные члены почти всех демократических партий выдвигаются Коммунистической партией Китая на руководящие должности в правительствах и органах юстиции разных ступеней.

Статья 3. Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП)

Всекитайское Собрание народных представителей (ВСНП) — высший орган государственной власти.

Всекитайское собрание народных представителей образуется из депутатов от всех провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, специальных административных районов и армии. Все национальные меньшинства представлены в нем должными количествами депутатов. В ВСНП 11-го созыва входят 2987 депутатов.

Полномочия ВСНП охватывают 4 аспекта: законодательный, назначение и смещение кадров, принятие решений и контрольный.

В области законодательной власти:

ВСНП полномочно вносить поправки в Конституцию КНР, разрабатывать и изменять основные законы государства: Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, законы о государственных учреждениях и др.

ВСНП полномочно избирать, назначать и освобождать от должности работников или руководителей других высших органов государственной власти, а именно:

Избирать членов Постоянного Комитета ВСНП, Председателя и заместителей Председателя КНР; назначать Премьера Госсовета КНР, заместителей Премьера, членов Госсовета, министров, начальников государственных комитетов, Главного ревизора, Ответственного секретаря; избирать Председателя ЦВС, назначать других членов ЦВС, избирать председателя Верховного Народного Суда и Генерального прокурора Верховной Народной Прокуратуры; освобождать от должности работников и руководителей, назначение которых прерогатива ВСНП.

ВСНП полномочно принимать важные государственные решения:

ВСНП полномочно рассматривать и утверждать доклады об исполнении планов народнохозяйственного и социального развития, рассматривать и утверждать сметы государственного бюджета и доклады об его исполнении, утверждать создание административных единиц на уровне провинции (автономного района, города центрального подчинения), выносить решения по созданию особых административных районов и их политическому устройству, выносить решения по вопросам войны и мира. ВСНП обладает также другими полномочиями, соответствующими его статусу высшего государственного властного органа.

ВСНП полномочно осуществлять контроль над работой других высших государственных органов:

ВСНП осуществляет контроль за соблюдением Конституции КНР. Согласно Конституции КНР Государственный Совет, Верховный Народный Суд и Верховная Народная Прокуратура формируются Всекитайским Собранием народных представителей, подотчетны и подконтрольны ему. Осуществляя контрольную функцию, ВСНП контролирует от имени народа работу правительства и других государственных органов. Это является важной предпосылкой нормального функционирования государственного аппарата в соответствии с законом. Начиная с 1954 года работали ВСНП одиннадцати созывов.

Согласно Конституции и другим законам КНР сессии ВСНП созываются Постоянным Комитетом ВСНП раз в год, обычно в первом квартале. ВСНП каждого созыва избирается на 5 лет.

Постоянный Комитет ВСНП — постоянно действующий орган, выполняет высшие властные и законодательные полномочия в перерывах между сессиями ВСНП. В составе ПК ВСНП 11-го созыва 175 членов. Члены ПК ВСНП не могут занимать должности в государственных административных, судебных и прокурорских учреждениях, с тем, чтобы ПК ВСНП мог эффективно осуществлять контроль за работой указанных учреждений.

ПК ВСНП полномочен давать разъяснения по статьям Конституции, осуществлять контроль за ее соблюдением; полномочен разрабатывать и вносить исправления в законы, за исключением законов, принятие которых является прерогативой ВСНП; в промежутках между сессиями ВСНП ПК ВСНП полномочен вносить дополнения и частичные исправления в законы, утверждение которых является прерогативой ВСНП, полномочен разъяснять статьи законов.

Специальные комиссии представляют собой постоянные рабочие органы ВСНП, в обязанность которых входит в период сессий ВСНП изучать, рассматривать и составлять проекты документов сессии, в перерывах между сессиями ВСНП комиссии подчиняются ПК ВСНП. Было решено учредить 9 комиссий при ВСНП 9-го созыва: комиссия по делам национальностей, законодательная комиссия, комиссия внутренних дел и юстиции, финансово-экономическая комиссия, комиссия по образованию, науке, культуре и здравоохранению, комиссия иностранных дел, комиссия по делам эмигрантов, комиссия по охране окружающей среды и ресурсов.

Избирательная система

Выборы в Китае являются «действием граждан по избранию лиц на общественно-государственные посты согласно особо утвержденному способу», а избирательная система – «целым рядом правил и норм, определяющих отношения между гражданами и государственной властью и придающих государственной власти законный характер путем избрания гражданами лиц на общественно-государственные посты».

Избирательная система Китайской Народной Республики – это система избрания и выдвижения народных депутатов различных ступеней. Эта система включает в себя обычные местные выборы, а также выборы народных депутатов от воинских частей, избрание и выдвижение в депутаты Всекитайского собрания народных представителей от Особых административных районов и от провинции Тайвань. Обычные местные выборы применяются во время местных выборов народных депутатов в обычных административных районах и районах национальной автономии.

Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образовательного ценза, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и быть избранными.

Право избирать и быть избранными имеют лица, приговоренные к тюремному заключению, подлежащие задержанию и надзору, но не лишенные политических прав; лица, которые содержатся под стражей, находятся под следствием, привлекаются к суду или ожидают судебного приговора, но не лишены избирательного права решением прокуратуры или суда; лица, выпущенные на поруки до решения суда или живущие под надзором; лица, приговоренные к трудовому перевоспитанию; лица, подвергшиеся наказанию в виде задержания.

Все без исключения выборы проводятся путем тайного голосования. «В случае, если избиратель по причине неграмотности или физического недостатка не может самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, он может попросить другого избирателя заполнить за него избирательный бюллетень».

Все без исключения выборы в Собрания народных представителей различных ступеней являются мажоритарными.

Прямые выборы возглавляют избирательные комиссии соответствующей ступени, посредственные (непрямые) выборы возглавляют Постоянные комитеты Собраний народных представителей той же ступени. Выборы депутатов в Собрания народных представителей от воинских частей возглавляют избирательные комиссии различных ступеней.

Выборы депутатов во Всекитайское собрание народных представителей от Особых административных районов возглавляет Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей образует выборное собрание Особого административного района, затем выборное собрание избирает Президиум, который и руководит работой собрания.

Выборы депутатов во Всекитайское собрание народных представителей от провинции Тайвань проводятся и утверждаются Постоянным комитетом ВСНП, а Постоянные комитеты Собраний народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и воинские части организовывают выдвижение кандидатур путем консультаций.

Полномочия избирательных комиссий во время прямых выборов :

руководить выборами в Собрания народных представителей соответствующей ступени;

утверждать дату выборов;

проводить регистрацию избирателей, проверять мандаты избирателей, публиковать списки избирателей;

рассматривать жалобы лиц, несогласных со списком избирателей и принимать по ним решения;

ведать разделом избирательных районов, определять нормы представительства избирательных районов.

сводить воедино и публиковать списки кандидатов в депутаты, согласно мнению большинства избирателей утверждать и публиковать официальные списки кандидатов в депутаты.

назначать представителей для руководства голосованием на избирательных участках или выборных собраниях;

определять, действительны ли итоги выборов, публиковать списки избранных депутатов;

рассматривать жалобы и обвинения по поводу незаконных действий на выборах.

Статья 4. Глава государства - Председатель КНР

Главой государства Китайской Народной Республики является Председатель КНР.

Председатель Китайской Народной Республики представляет Китайскую Народную Республику. Каждый гражданин Китайской Народной Республики, достигший 45 лет, и имеющий право избирать и быть избранным, может быть избран Председателем Китайской Народной Республики.

Председатель Китайской Народной Республики избирается Всекитайским Собранием народных представителей по представлению Президиума ВСНП. Выборы Председателя Китайской Народной Республики обычно проводятся путем равномандатных выборов. Срок полномочий председателя Китайской Народной Республики – 5 лет, он может занимать свой пост не более чем два срока подряд. Всекитайское Собрание народных представителей имеет право сместить с поста Председателя Китайской Народной Республики.

При освобождении должности Председателя Китайской Народной Республики его место занимает заместитель Председателя. При освобождении должности заместителя Председателя Китайской Народной Республики Всекитайское Собрание народных представителей проводит дополнительные выборы.

При освобождении должностей Председателя и заместителя Председателя Китайской Народной Республики Всекитайское Собрание народных представителей проводит дополнительные выборы; до проведения дополнительных выборов обязанности Председателя Китайской Народной Республики временно исполняет Председатель Постоянного комитета Всекитайского Собрания народных представителей.

Председатель Китайской Народной Республики на основании решений Всекитайского Собрания народных представителей и его Постоянного комитета опубликовывает законы, после чего законы официально вступают в силу.

Председатель Китайской Народной Республики не имеет права вето в законодательстве. Все законы, принятые Всекитайским Собранием народных представителей и его Постоянным комитетом, должны быть обнародованы Председателем КНР. Без обнародования Председателем Китайской Народной Республики законы не имеют силы.

Председатель Китайской Народной Республики на основании решений Всекитайского Собрания народных представителей и Постоянного комитета Всекитайского Собрания народных представителей, назначает и смещает Премьера и заместителей Премьера Государственного Совета, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов и комиссий, Главного ревизора, начальника Секретариата Госсовета, награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания, опубликовывает указы о помиловании, опубликовывает указы о введении военного положения, объявляет о состоянии войны и опубликовывает указы о мобилизации.

Председатель Китайской Народной Республики от имени Китайской Народной Республики принимает дипломатических представителей иностранных государств. На основании решений Постоянного комитета Всекитайского Собрания народных представителей направляет и отзывает полномочных представителей в иностранных государствах, ратифицирует и денонсирует договоры и важные соглашения, заключенные с иностранными государствами.

Договоры и соглашения, заключенные Государственным Советом или соответствующими ведомствами Госсовета с иностранными государствами, публикуются Председателем Китайской Народной Республики после их ратификации или денонсации Всекитайским Собранием народных представителей или его Постоянным комитетом.

Председатели КНР в прошлом: Мао Цзэдун, Лю Шаоци, Сун Цинлин (почетный Председатель КНР), Ли Сяньнянь, Ян Шанкунь, Цзян Цзэминь.

В настоящее время Председатель КНР - Ху Цзиньтао, Цзэн Цинхун - заместитель председателя КНР.

Государственный Совет КНР

Государственный Совет КНР - Центральное народное правительство, высший орган исполнительной власти государства. Госсовет претворяет в жизнь законы и решения, разработанные и принятые ВСНП и его ПК, и подотчетен им.

В состав Госсовета входят премьер, заместители премьера, члены Госсовета, главы министерств и государственных комитетов, главный ревизор, ответственный секретарь. Кандидатуру на пост премьера выдвигает председатель КНР, утверждает ВСНП; председатель КНР назначает и смещает премьера Госсовета. Остальные члены Госсовета выдвигаются премьером, утверждаются ВСНП либо его Постоянным Комитетом, назначаются и смещаются председателем КНР. Срок полномочий Госсовета каждого созыва соответствует сроку полномочий ВСНП - 5 лет. Пребывание членов Госсовета на посту не должно превышать двух созывов.

Согласно Конституции КНР Госсовет КНР обладает следующими функциями: административное законодательство, правозаконодательные предложения, административная власть, экономическое управление, внешнеполитическая власть, управление социальной жизнью и другие функции, порученные ВСНП и ПК ВСНП.

Премьеры Госсовета КНР в прошлом: Чжоу Эньлай, Хуа Гофэн, Чжао Цзыян, Ли Пэн, Чжу Жунцзи.

Нынешний Премьер Госсовета КНР - Вэнь Цзябао.

В Госсовете учреждена канцелярия, работу которой курирует ответственный секретарь, он также отвечает за повседневную работу Госсовета, ныне ответственным секретарем является Хуа Цзяньминь (по совместительству).

В состав Госсовета КНР также входят 28 органов :

Министерство иностранных дел

Министерство обороны

Госкомитет по делам развития и реформы

Министерство просвещения

Министерство науки и техники

Госкомитет по делам оборонной науки, техники и промышленности

Госкомитет по делам национальностей

Министерство общественной безопасности

Министерство государственной безопасности

Министерство ревизии

Министерство гражданской администрации

Министерство юстиции

Министерство финансов

Министерство кадров

Министерство труда и социального обеспечения

Министерство земельных и природных ресурсов

Министерство строительства

Министерство железных дорог

Министерство коммуникаций

Министерство информатики

Министерство водного хозяйства

Министерство сельского хозяйства

Министерство коммерции

Министерство культуры

Министерство здравоохранения

Госкомитет по делам народонаселения и планового деторождения

Народный банк Китая

Государственное ревизионное управление.

Особый орган непосредственного подчинения Госсовета- Комитет по контролю и управлению над государственным имуществом.

18 органов непосредственного подчинения Госсовета

Главное таможенное управление КНР

Главное налоговое управление КНР

Государственное промышленно-торговое административное управление

Главное управление по контролю качества и по делам карантина

Главное управление по делам охраны окружающей среды КНР

Управление гражданской авиации Китая

Главное управление по делам радиовещания, кинематографии и телевидения КНР

Главное управление по делам прессы и печати (Госуправление по делам авторского права Китая)

Главное управление по делам физкультуры и спорта

Государственное статистическое управление

Государственное управление по делам лесного хозяйства

Управление по контролю над пищевыми продуктами и медикаментами

Главное управление по контролю над безопасным производством Китая

Государственное управление по делам интеллектуальной собственности

Государственное управление по делам туризма

Государственное управление по делам религии

Бюро советников Госсовета

Управление по делам учреждений Госсовета.

4 рабочих аппарата Госсовета

Канцелярия по делам китайских эмигрантов, проживающих за границей,

Канцелярия по делам Сянгана и Аомэня,

Канцелярия по делам законодательства госсовета

Научно-исследовательское бюро.

14 ведомств непосредственного подчинения Госсовета

Агентство Синьхуа

Академия наук Китая

Академия общественных наук Китая

Академия инженерных наук Китая

Исследовательский центр Госсовета по развитию

Государственная административная академия

Государственное сейсмологическое управление

Государственное метеорологическое управление

Комитет по надзору и управлению банковским сектором Китая

Комитет по надзору и управлению фондовыми сделками Китая

Комитет по надзору и управлению страхованием

Госкомитет по надзору и управлению электроэнергией

Совет Всекитайского фонда соцобеспечения

Совет Всекитайского фонда естественных наук.

10 государственных управлений, находящихся под руководством соответствующих министров и комитетов Госсовета

Государственное бюро жалоб

Государственное управление продовольствия

Государственное управление по монопольной продаже табака

Управление по делам иностранных специалистов при Госсовете

Государственное океанографическое управление

Государственное управление геодезии и картографии

Государственное управление по делам почтовых операций

Государственное управление по охране древних памятников культуры

Государственное управление по делам китайской медицины и лекарств

Государственное управление валютного контроля.

Статья 5. Судебная система

Система судопроизводства в КНР включает Верховный народный суд, местные народные суды, военные народные суды, суды железнодорожного, водного транспорта, а также морские портовые суды. Народные суды низшей и средней ступени действуют в низовых административных единицах, народные суды высшей ступени – в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения.

Верховный суд, осуществляющий надзор за применением законов нижестоящими судебными инстанциями, возглавляется председателем, формируется ВСНП и его Постоянным комитетом и ответственен перед ними. Верховный народный суд – это высший государственный судебный орган. Он имеет самостоятельную юрисдикцию и является высшим органом контроля над местными судами и специальными народными судами разных уровней. Верховный народный суд рассматривает апелляции и встречные иски, проверяет приговоры по высшей мере наказания и решения народных судов разных уровней, определяет сущность преступлений, не предусмотренных уголовным кодексом, разъясняет и решает соответствующие юридические проблемы и т. д. Местные суды ответственны перед создавшими их местными органами власти.

Юридический надзор осуществляют органы Народной прокуратуры КНР. В нее входят: Верховная народная прокуратура (ответственна перед ВСНП и его Постоянным комитетом, генеральный прокурор избирается ВСНП сроком на 5 лет), местные народные прокуратуры (формируются СНП и их постоянными комитетами соответствующих уровней).

Верховная Народная Прокуратура — высший орган государственного надзора за соблюдением законов. Главной задачей ВНП являются осуществление руководства местными народными прокуратурами всех ступеней и специальными народными прокуратурами в деле надзора за соблюдением законов, обеспечение единообразия в толковании и применении законов. ВНП подотчетна и подконтрольна ВСНП и его Постоянному Комитету.

По Конституции и соответствующим законам в обязанности ВНП входит: осуществлять руководство местными народными прокуратурами всех ступеней и специальными народными прокуратурами в деле надзора за соблюдением законов; брать на рассмотрение или проводить следствие по делам, касающимся коррупции, хищений, посягательств на права граждан, пренебрежения служебными обязанностями и другим уголовным делам и выносить решение о возбуждении (невозбуждении) дела в судебной инстанции; осуществлять правовой контроль над судебным разбирательством и ходом следствия в судебной инстанции по уголовным делам; давать санкцию на арест наиболее злостных уголовных правонарушителей, проводить следствие и возбуждать дело в суде; осуществлять правовой надзор за ходом разбирательства уголовных дел в суде; в отношении дел, по которым вынесен народным судом любой инстанции ошибочный приговор или решение, прибегать к опротестованию в Верховном Народном Суде; осуществлять надзор за работой пенитенциарных учреждений; давать разъяснения по вопросам конкретного применения законов в прокурорской практике; разрабатывать рабочие уставы и правила прокурорской деятельности; осуществлять в соответствии с законом руководство и управление кадрами прокуратуры; организовывать и направлять работу по подготовке и учебе кадров в системе прокуратуры; вести работу по внешним связям с целью налаживания международной правовой взаимной помощи.

Генеральный прокурор ВНП: Хань Чжубинь.

Статья 6. Местное самоуправление

Органы местного управления - народные правительства - формируются собраниями народных представителей (СНП) во всех единицах административного деления КНР, которыми являются провинции, автономные районы (области), города центрального подчинения, автономные округа, уезды, автономные уезды, города, городские районы, волости, национальные волости и поселки. В районах национальной автономии - автономных областях, автономных округах, автономных уездах - они называются органами самоуправления. Кроме того, местные административные органы существуют в "промежуточных" территориальных единицах, не предусмотренных Конституцией, но зафиксированных в законе, регулирующем организацию местных органов власти и управления. Этими единицами являются административные округа в провинциях и автономных областях, районы в некоторых уездах и городские кварталы (микрорайоны). В них не созываются СНП, а управляющие ими административные органы назначаются вышестоящими народными 'правительствами и именуются делегированными (посланными) органами. Ими являются окружные административные управления, районные управы и квартальные канцелярии.

Местные народные правительства (МНП) являются органами управления общей компетенции и имеют двойное подчинение. Они несут ответственность перед образующими их СНП и им подотчетны. В то же время они подчиняются вышестоящим государственным административным органам, т. е. народным правительствам или Госсовету. В период между сессиями СНП народные правительства несут ответственность за свою работу перед Постоянными комитетами СНП соответствующих ступеней. Вся система местных народных правительств различных ступеней находится под централизованным руководством Госсовета КНР.

Состав народных правительств различных ступеней определяется законом по единообразной схеме на провинциальном и уездном уровне. Кроме глав правительств (губернаторов, начальников уездов) в них входят их заместители, начальник секретариата (главный секретарь), руководители структурных подразделений (департаментов, управлений, комиссий - в провинциальном звене, бюро и отделов - в уездном звене). В состав народных правительств волостей, национальных волостей и поселков входят главы правительств (волостные и поселковые старосты) и их заместители.

Объем полномочий народных правительств провинциального и уездного звена, с одной стороны, и низового звена - с другой, различен. Уездный и вышестоящие местные народные правительства руководят работой не только своих функциональных подразделений, но и народных правительств нижестоящей ступени. Они правомочны изменять либо отменять ненадлежащие постановления и распоряжения нижестоящих народных правительств. Таких полномочий, естественно, лишены низовые органы государственного управления.

Закон предоставляет право народным правительствам провинций, автономных областей (районов), городов центрального подчинения, городов - административных центров провинций, а также (с разрешения Госсовета) сравнительно крупных городов разрабатывать самостоятельные административные установления, однако при условии их соответствия положениям законов и административно-правовых актов Госсовета.

Как уже отмечалось, Закон об организации местных СНП и МНП закрепил сложившуюся ранее систему делегированных органов. Окружные административные управления, образуемые с санкции Госсовета правительствами провинций и автономных областей, служат промежуточной ступенью государственного управления между провинциальным и уездным звеньями. Народными правительствами уездов и автономных уездов с согласия народных правительств провинциального уровня образуются районные управы в качестве промежуточного звена между уездными и низовыми уровнями. Подобным же образом народные правительства городских районов и городов без районного деления могут учреждать в качестве делегированных ими органов квартальные канцелярии. Последние также являются промежуточным звеном, но не между административными органами различных ступеней, а между районными и городскими правительствами и комитетами городского населения - массовыми самодеятельными организациями жителей городов. Деятельность комитетов населения как в городе, так и в деревне тесно увязывается с работой государственного административного аппарата, играющего фактически ведущую роль в системе всех органов государства.

Первые попытки реформирования местных административных органов были предприняты еще в начале 80-х годов. Эта реформа, однако, не затронула существа административной системы, хотя в ходе ее проведения сократился численный состав руководящих работников, снизился их средний возраст. Так, общее число губернаторов и вице-губернаторов, мэров и вице-мэров городов, председателей автономных областей уменьшилось на 34 %, их средний возраст снизился на 7 лет, а доля лиц с высшим образованием увеличилось с 20 до 43%. Таким образом, при реорганизации местной администрации на первый план была выдвинута задача не изменения функций и даже не перестройки структуры, а обновления кадрового состава. Одновременно был поставлен вопрос о разграничении функций партийных и административных органов. На практике это свелось к уходу с административных постов ряда руководителей местных парторганов (1982-1984 гг.).

Более широкая перестройка административного аппарата на местах началась в 90-е годы на уровне волостей и уездов; к 1994 г. ею была охвачена примерно четверть этих единиц. Одновременно в экспериментальном порядке выборочно реформируется аппарат на уровне провинций, городов и округов.

Статья 7. Государственная служба

Создание современной системы государственной службы относится к 1 октября 1993 г., когда было введено в действие Временное положение о государственных служащих, принятое Постоянным бюро Госсовета пятью месяцами раньше. Это положение разрабатывалось еще в 80-х годах, и первый его проект был подготовлен Министерством кадров в 1987 г. В 1988-1989 годах он прошел широкое обсуждение в центре и на местах, а затем результаты обсуждения были систематизированы Министерством кадров. В 1992 г. обобщающие документы по этому вопросу были одобрены постоянными органами Госсовета КНР и Политбюро ЦК Компартии Китая. В 1989 г. началось внедрение предусмотренной проектом положения системы государственной службы в опытном порядке в отдельных подразделениях Госсовета и на местах.

Кроме того, по распоряжению Госсовета стали практиковаться предусмотренные положением методы комплектования государственного аппарата. По статистике ряда ведомств, только в 1988 г. более миллиона человек участвовали в экзаменах на штатные должности в правительствах различных ступеней. А среди лиц, зачисленных в штаты Госсовета в 1991 г., около 80 % прошли строгую экзаменационную проверку. Таким образом, принятые даже временного акта о государственных служащих предшествовала восьмилетняя подготовительная работа, в том числе четыре года эксперимента в центре и на местах.

Разработка и принятие Временного положения о государственных служащих явились важным шагом в создании регулярной системы государственной службы в КНР.

К государственным служащим в Китае отнесены работники административных органов всех ступеней за исключением рабочих и обслуживающего персонала. Государственные служащие выделены теперь из общей категории "кадры" (шаньбу"), и к ним отнесены только лица, занимающие должности в административном аппарате. Установлена ранжированная иерархия сотрудников государственных административных органов, причем ранги увязываются с занятием определенных постов, 1-й ранг у Премьера Госсовета, 2-3-й - у его заместителей и членов Госсовета, 3-4-й - у министров и глав администраций провинциального уровня и т.д. Табель о рангах замыкают делопроизводители (10-15-й ранги). Должности госслужащих разделены на руководящие и не руководящие. Последние перечислены во Временном положении. Это, например, делопроизводители, референты, сотрудники отделов (секторов), инспектора и т. д. Вместе с тем намечено составить отдельную табель о рангах для работников, не занимающих руководящие посты, с тем чтобы те из них, кто отлично проявил себя, могли быть повышены в ранге с увеличением 'зарплаты без назначения на руководящий пост.

Новая система государственной службы является и важным этапом перехода от всеобщего централизованного распределения кадров к зачислению в штаты административных органов путем экзаменационного отбора. В настоящее время экзамены сдают лишь кандидаты на не руководящие должности. Одновременно действует порядок замещения должностей, предусмотренный Конституцией и законами (например, занятие постов министерского уровня), и путем переводов и повышений (так обычно назначаются заведующие отделами и вышестоящими подразделениями административных органов). Впервые зачисляемые на должности государственные служащие проходят годичный испытательный срок, в течение которого они также проходят курс обучения практической работе. Для государственных служащих, зачисляемых в учреждения провинциального уровня и выше, требуется обязательный двухлетний стаж низовой работы. В районах национальной автономии и ведомствах по делам национальностей при зачислении на государственную службу предоставляется приоритет претендентам из национальных меньшинств.

Новая система государственной службы предусматривает регулярные аттестации государственных служащих. Предусмотрены текущие и итоговые аттестации по результатам года. Текущие аттестации служат основанием для годичной аттестации, а результаты годичной аттестации - для поощрений или взысканий, направления работника для прохождения переподготовки, для вынесения решения об увольнении, переводе на другую работу, присвоении ранга и назначения зарплаты. Система аттестаций, как считают в КНР, способствует преодолению существовавшей в прошлом практики, когда не делалось различий в отношении работников в зависимости от качества их работы. Еще в период экспериментального действия проекта Временного положения в трех ведомствах Госсовета из числа государственных служащих, зачисленных по результатам экзаменов, около 140 человек в ходе последующей аттестации были повышены в рангах, заняв должности на уровне начальников департаментов и заведующих отделами. Одновременно в отношении лиц, не справляющихся с работой, были приняты такие меры, как понижение в ранге, увольнение или перевод на другую работу.

Особое значение имеют установления Временного положения, направленные на устранение влияния в государственной службе родственных отношений. Государственным служащим запрещается заниматься торговлей, предпринимательством и участвовать в другой хозяйственной деятельности, приносящей прибыль.

Важно также отметить, что повышение государственных служащих в ранге теперь происходит гласно, что снижает возможности влияния на этот процесс разного рода "особых" отношений. Сейчас процедура повышения в ранге включает четыре момента: на основании рекомендаций руководства и мнений рядовых сотрудников выдвигаются кандидатуры на повышение; затем проводится цензовая проверка кандидатов с целью выяснения вопроса о том, насколько они удовлетворяют требованиям должности, на которую выдвигаются; на основе годичной аттестации проводится специальный тест для кандидатов на повышение; наконец, окончательное решение коллегиально принимает руководящий орган, наделенный полномочиями утверждать назначения и смещения кадров. Как считают в КНР, такой порядок повышения в должности выглядит в глазах окружающих служащих гораздо более убедительным, нежели прежний, в основе которого доминирующим было мнение руководства, зачастую основанное на "особых" связях. Кроме того, новый порядок усиливает контролирующую роль рядовых служащих.

Временное положение о государственных служащих ввело и четкую регламентацию порядка понижения в ранге, отстранения от должности, ухода на пенсию, отчисления из штатов государственных служащих на основании собственного желания или увольнения. Ранее в госаппарате КНР в течение долгого времени сохранялась застойная атмосфера, когда зачисленный в штат работник практически уже не мог быть отчислен, причем он мог только повышаться по службе, но не понижаться. Согласно Временному положению государственные служащие, признанные по результатам годичной аттестации не соответствующими занимаемым должностям либо не справляющимися со служебными обязанностями, а также не подходящие для перевода на другие должности равного ранга, должны быть в соответствии с установленным порядком понижены в должности.

Временное положение возложило комплексное управление государственными служащими на Министерство кадров Госсовета КНР. На него же возложена ответственность за толкование положения.

После вступления в законную силу Временное положение о государственных служащих стало постепенно внедряться на территории страны сверху вниз. Это внедрение было начато с аппарата Госсовета и постепенно дойдет до органов волостной (поселковой) или несколько больший срок


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31927. Общая психология, ответы на билеты 211.5 KB
  Крупные научные школы придерживались различных методологических принципов. Для поведенческой психологии (бихевиоризма) существенным было положение об объективности, наблюдаемости психических явлений. В психоанализе выдвигалась идея динамики, метаморфоз психической энергии в разные периоды жизни ребенка и взрослого. Концепции отечественных психологов строятся на принципах единства сознания и деятельности, принципе детерминизма
31928. Бытовая радиотелевизионная аппаратура 150 KB
  Структурная электрическая схема телевизора чернобелого изображения. Телевизоры чернобелого изображения ранних лет выпуска схема питания. Переносные ч б телевизоры схема питания. Переносные телевизоры ч б изображения схема разверток.
31932. Проектний тепловий розрахунок рекуперативного теплообмінника 585 KB
  Мета розрахунку Основною метою розрахунку теплообмінників є визначення поверхні теплообміну F а також основних розмірів апарата. Отже для визначення теплової поверхні необхідно розрахувати коефіцієнт теплопередачі k а також середній температурний напір 3. Визначення теплового навантаження апарата та масової витрати гарячого теплоносія 4. Визначення кількості трубок в теплообмінному апараті 5.
31933. АНОМАЛИИ ЛИЧНОСТИ 1.54 MB
  БРАТУСЬ АНОМАЛИИ ЛИЧНОСТИ Хакасская областная библиотека москва мысль ББК 88 Б87 РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Рецензенты: др психол. О чем же данная книга которую не воображаемый а реальный читатель свой или чужой пока неведомо держит в руках Эта книга об общих проблемах психологии личности о том что такое психическое и личностное здоровье о том по каким внутренним механизмам возможно уклонение от нормы появление аномалий личности о том наконец какие перспективы пути предупреждения и коррекции этих аномалий может...
31934. Методические указания к дипломной работе по разделу «Безопасность жизнедеятельности» 84.5 KB
  Студенту необходимо показать умение анализировать потенциальные опасности эксперимента; оценивать физикохимические горючие и токсичные свойства применяемых и получаемых веществ; определять категории пожаро и взрывоопасности и класс взрывоопасности; владеть методами обеспечения безопасности процесса эксперимента а также методами создания соответствующих санитарногигиенических условий в лабораторных помещениях и методами устранения отравлений профзаболеваний пожаров и взрывов загрязнения окружающей среды. Содержание раздела Безопасность...