8387

Промышленные кластеры и СЭЗ Китая: пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития

Контрольная

Мировая экономика и международное право

Промышленные кластеры и СЭЗ Китая: пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития. Чем вызван интерес к теме? В последние годы в России данные два инструмента развития - СЭЗ и кластеры - стали восприниматься в качестве ун...

Русский

2013-02-10

43 KB

16 чел.

Промышленные кластеры и СЭЗ Китая:

пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития.

Чем вызван интерес к теме?

В последние годы в России данные два инструмента развития – СЭЗ и кластеры – стали восприниматься в качестве универсального и, что хуже, беспроигрышного механизма стимулирования хозяйственной активности и социально-экономического развития территории. Вместе с тем, иностранные исследователи все больше акцентируют внимание на недостатках и подводных камнях создания и управления такими особыми образованиями.

Пример Китая не является единственным, однако, безусловно, одним из наиболее масштабных в области ускоренной реформации хозяйственной системы страны.

Что такое СЭЗ и кластеры

В условия Китая термин СЭЗ выходит за рамки утвержденных в 1980-х годах 7 территорий с преференциальными условиями хозяйствования (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь, Хайнань, Пудун в г. Шанхай и Тяньцзинь) и охватывает также созданные позже зоны свободной торговли, зоны развития высоких технологий, зоны давальческой переработки и др.

Термин «кластер» тоже, как неоднократно отмечалось, не имеет четкого определения и включает в себя, если говорить общими словами, определенное количество географически сконцентрированных фирм одной или нескольких смежных отраслей промышленности. Благодаря их тесному взаимодействию образуется дополнительный эффект и, как результат, в перспективе, повышение конкурентоспособности хозяйства региона базирования.

Вместе с тем, как показал опыт развивающихся стран, в которых стараются на начальных этапах использовать так называемые преимущества отсталости, «кластер» не всегда образуется только в инновационных отраслях, не всегда связан с высокими технологиями. Как отмечает ряд исследователей, «кластер» - это лишь один из способов активизации процессов модернизации хозяйства.

Как формировались СЭЗ и кластеры в КНР?

Обозначенные различия двух концепций находят отражение в механизмах их формирования. На примере Китая, СЭЗ создавались по инициативе органов власти национального и регионального значения. В упрощенном виде, схема формирования выглядит следующим образом:

  1.  Государственный орган, руководствуясь генеральной концепцией развития экономики страны, формулирует базовую идею (или обоснование) создания СЭЗ. Как правило, эта идея формулировалась просто – увеличение валютной выручки; пробное распространение режима ВТО на территории зоны; внедрение разрабатываемых конкретными научно-исследовательскими организациями технологий и новых товаров; увеличение ВРП и занятости в промышленности.
  2.  Утверждение проекта, определение границ зоны и выделяемых ее преференций. При этом в части преференций важную роль сыграла решительность власти и максимальная прагматичность принимаемых решений (высказывание Дэн Сяо Пина про кошку);
  3.  Наделение полномочиями по законотворческой деятельности. В результате, администрации крупнейших СЭЗ получили возможность самим принимать важные законы (если они в рамках государственных законов). Такой властью до этого обладали лишь Госсовет КНР и Совет народных депутатов провинций.
  4.  Создание инфраструктуры и привлечение ПИИ.

Ситуация с кластерами же во многом противоположна, так как их формирование начиналось в КНР «снизу-вверх», то есть за счет самоорганизации хозяйствующих субъектов.

  1.  Процесс формирования кластеров также связан с переходом к политике открытости, однако это лишь подтолкнуло компании к образованию специализированных промышленных кластеров. Основой наиболее старых из них стали города, давно специализировавшиеся на определенном секторе промышленности (Вэньчжоу – обувь, Ханцзи – зубные щетки и т.д.), в которых накапливались квалифицированные кадры, вырабатывались технологии производства.
  2.  После получения разрешения на прием иностранных инвестиций, ведение внешнеэкономической деятельности и т.д. города и компании, имевшие выгодное ЭГП, начинали развиваться более активно. За счет значительного расширения рынка сбыта увеличивалось количество компаний, работающих в одной сфере.
  3.  После того, как кластер естественным образом сложился и обладает потенциалом для дальнейшего развития, государство в лице местных властей разрабатывает, так скажем, программу развития конкретного кластера, которая включает в себя:

- создание инфраструктуры (как физической –дороги, коммуникации, так и обслуживающей – торговые биржи, финансовые службы);

- установление стандартов качества для выпускаемой продукции;

- создание научно-исследовательского центра, также способного повысить технологический и качественный уровень предприятий;

- поддержка наиболее передовых предприятий отрасли, использующих новые методы производства.

Результат – более технологичные СЭЗ и более трудоемкие кластеры. Только в нескольких случаях кластеры стали высокотехнологичными СЭЗ.

Какие есть недостатки и проблемы развития?

Вместе с тем, пример КНР показывает наличие целого ряда возможных трудностей, с которыми могут столкнуться кластеры и СЭЗ в ходе собственного развития:

  1.  Необходимость увеличения добавленной стоимости;
  2.  Слишком сильная ориентированность на иностранный рынок сбыта;
  3.  Увеличение нагрузки на инфраструктуру, экологию и т.д.;
  4.  Дальнейшая модернизация институтов управления зонами и их интеграция в хозяйственную систему страны;

Кроме того, есть ряд специфических вызовов для каждого из образований. Для СЭЗ это:

- пересмотр плана поддержки СЭЗ, так как, как и планировалось, их опыт уже перенесен на другие территории;

- углубление специализации СЭЗ, чтобы было меньше конкуренции между собой.

Для кластеров это:

- необходимо усиление горизонтальных связей, чтобы не усугублять бесполезную конкуренцию и стимулировать рост;

- отсутствие квалифицированных кадров.

Почему опыт ценен для России? Что надо понимать?

Полученные результаты могут представлять интерес в рамках отечественных инициатив по созданию СЭЗ и поддержке кластеров. Для этого был проанализирован ряд монографий на тему создания и функционирования СЭЗ в России, а также «Методические рекомендации по реализации кластерной политики», сформулированные Минэкономразвития РФ.

  1.  Понятия разные – не надо говорить о создании кластеров на базе СЭЗ. Это совершенно разные вещи;
  2.  Кластер – не всегда высокотехнологичное образование, это его цель, но не база; инновационность – не условие вхождения в кластер.
  3.  Избавиться от мифа, что компании не связаны, потому что им не помогает в этом государство. Если им это было бы реально выгодно – они бы уже давно сотрудничали.
  4.  Кластеры надо выявлять, а не создавать.
  5.  Федеральные налоговые льготы – только СЭЗ. Остальное на усмотрение местных органов, которые вряд ли заинтересованы в уменьшении своих поступлений.

Резюме по кластерам - хотим перенять зарубежный опыт, но не с самого начала, а сразу с этапа модернизации уже функционирующих кластеров.

Что касается СЭЗ:

  1.  Инициатива, как и в Китае, исходит от региональных властей, которые посылают заявки на конкурс. Но тут это конкурс экономических обоснований. Опасность – мифические обоснования, а не реальные бизнес-планы.
  2.  Порог вхождения в промышленно-производственные СЭЗ – 10 млн евро. Это много для малых и средних компаний.
  3.  Этим же компаниям предлагается создавать инфраструктуру внутри СЭЗ. Но как маленькая компания и почему должна строить дорогу и водопровод?
  4.  В технико-внедренческих зонах – только опытные партии. Реализация невозможна.
  5.  Нужна законотворческая самостоятельность или сильное лобби;
  6.  В портово-промышленных – только ограниченный круг активности (рыбная промышленность).
  7.  В связи с Евразийским союзом – надо смотреть, как будет выглядеть законодательство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37109. Политика либерализации советского общества. «Оттепель». Н.С. Хрущев – политик и человек 18.45 KB
  Хрущев политик и человек. Хрущев. После недолгой борьбы к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев. Резкий решительный неосторожный в словах и поступках Хрущев прошел все ступени партийной работы возглавлял крупные парторганизации.
37110. Нарастание застойных явлений в жизни СССР в 70-е – начале 80-х гг. и их сущность 27.5 KB
  Сохранилась жёстко централизованная система власти. Костяк этой власти составили аппаратчики. К власти пришло третье поколение советских правителей типичных аппаратчиков исполнителей. В моменты ослабления центрального руководства незаметные исполнители почувствовали мощь власти и те блага которые можно приобрести с её помощью.
37111. Перестройка политической системы СССР 24.95 KB
  В истории СССР начался этап получивший название перестройка . По решению XIX партконференции учреждается новый высший орган законодательной власти Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Был введен пост Президента СССР первым и последним Президентом СССР стал М.
37112. Россия в СНГ и мире: проблема взаимоотношений. Россия на рубеже XX-XXI вв 16.75 KB
  После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств для России сложилась новая внешнеполитическая ситуация. Обустройство этих войск в новых местах дислокации обернулось для России значительными финансовыми затратами. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был подписан Устав нового союза однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной так и с другой стороны. В отношении дальнего зарубежья внешняя политика России ставшей правопреемницей СССР характеризуется...
37113. Социально-экономическое развитие суверенной России: переход к рынку, приватизация 17.41 KB
  Приватизация. Осенью 1992 года началась приватизация. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.
37114. Политические преобразования в РФ в 90-е годы. Октябрьский кризис 1993 г. Принятие Конституции, переход к парламентаризму 16.59 KB
  Принятие Конституции переход к парламентаризму. После октябрьских событий началась ликвидация системы Советов завершившаяся с принятием на всенародном референдуме 12 декабря 1993 новой Конституции Российской Федерации 3в 19901993 гг. Ельциным которая впервые занялась разработкой новой Конституции. Проект подготовленный этой комиссией не был принят ни на первом ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов но одобрялась общая концепция Конституции что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в...
37115. политических противоречий в Российской Империи в начале XX века. 15.04 KB
  Национальный вопрос в России в начале XX века. Национальный вопрос одно из основных социальнополитических противоречий в Российской Империи в начале XX века. Рост недовольства на окраинах подпитывался как жесткой национальной политикой правительства в частности ограничениями в отношении поляков финнов армян и некоторых других народов так и экономическими неурядицами которые переживала Россия в первые годы XX века. К началу XX века российские этносы представляли собой чрезвычайно разнородную массу.
37116. Общенациональный кризис в стране осенью 1917 г 23.48 KB
  Приход к власти большевиков Осенью 1917 г. Бесспорно что если бы большевики промедлили с взятием власти и не упредили правые силы слабое правительство Керенского сменила бы военная диктатура. В нем объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти к Петроградскому ВРК. Тем самым шанс на спасение буржуазной власти был утрачен.
37117. Брестский мир 17.35 KB
  большевики связывали выход России из войны с мировой революцией. Согласно условиям Брестского мира: от России отторгалась Польша Прибалтика западная часть Белоруссии. Ни одна из стран Антанты союзников России в войне не ответила на эти мирные предложения однако страны германоавстрийского блока в конце ноября согласились вести переговоры о перемирии и мире с представителями Советской республики. Подписания мира в тот момент настоятельно требовали внутренняя и внешняя обстановка в Советской России.