8387

Промышленные кластеры и СЭЗ Китая: пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития

Контрольная

Мировая экономика и международное право

Промышленные кластеры и СЭЗ Китая: пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития. Чем вызван интерес к теме? В последние годы в России данные два инструмента развития - СЭЗ и кластеры - стали восприниматься в качестве ун...

Русский

2013-02-10

43 KB

16 чел.

Промышленные кластеры и СЭЗ Китая:

пути формирования, особенности функционирования, вызовы развития.

Чем вызван интерес к теме?

В последние годы в России данные два инструмента развития – СЭЗ и кластеры – стали восприниматься в качестве универсального и, что хуже, беспроигрышного механизма стимулирования хозяйственной активности и социально-экономического развития территории. Вместе с тем, иностранные исследователи все больше акцентируют внимание на недостатках и подводных камнях создания и управления такими особыми образованиями.

Пример Китая не является единственным, однако, безусловно, одним из наиболее масштабных в области ускоренной реформации хозяйственной системы страны.

Что такое СЭЗ и кластеры

В условия Китая термин СЭЗ выходит за рамки утвержденных в 1980-х годах 7 территорий с преференциальными условиями хозяйствования (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямынь, Хайнань, Пудун в г. Шанхай и Тяньцзинь) и охватывает также созданные позже зоны свободной торговли, зоны развития высоких технологий, зоны давальческой переработки и др.

Термин «кластер» тоже, как неоднократно отмечалось, не имеет четкого определения и включает в себя, если говорить общими словами, определенное количество географически сконцентрированных фирм одной или нескольких смежных отраслей промышленности. Благодаря их тесному взаимодействию образуется дополнительный эффект и, как результат, в перспективе, повышение конкурентоспособности хозяйства региона базирования.

Вместе с тем, как показал опыт развивающихся стран, в которых стараются на начальных этапах использовать так называемые преимущества отсталости, «кластер» не всегда образуется только в инновационных отраслях, не всегда связан с высокими технологиями. Как отмечает ряд исследователей, «кластер» - это лишь один из способов активизации процессов модернизации хозяйства.

Как формировались СЭЗ и кластеры в КНР?

Обозначенные различия двух концепций находят отражение в механизмах их формирования. На примере Китая, СЭЗ создавались по инициативе органов власти национального и регионального значения. В упрощенном виде, схема формирования выглядит следующим образом:

  1.  Государственный орган, руководствуясь генеральной концепцией развития экономики страны, формулирует базовую идею (или обоснование) создания СЭЗ. Как правило, эта идея формулировалась просто – увеличение валютной выручки; пробное распространение режима ВТО на территории зоны; внедрение разрабатываемых конкретными научно-исследовательскими организациями технологий и новых товаров; увеличение ВРП и занятости в промышленности.
  2.  Утверждение проекта, определение границ зоны и выделяемых ее преференций. При этом в части преференций важную роль сыграла решительность власти и максимальная прагматичность принимаемых решений (высказывание Дэн Сяо Пина про кошку);
  3.  Наделение полномочиями по законотворческой деятельности. В результате, администрации крупнейших СЭЗ получили возможность самим принимать важные законы (если они в рамках государственных законов). Такой властью до этого обладали лишь Госсовет КНР и Совет народных депутатов провинций.
  4.  Создание инфраструктуры и привлечение ПИИ.

Ситуация с кластерами же во многом противоположна, так как их формирование начиналось в КНР «снизу-вверх», то есть за счет самоорганизации хозяйствующих субъектов.

  1.  Процесс формирования кластеров также связан с переходом к политике открытости, однако это лишь подтолкнуло компании к образованию специализированных промышленных кластеров. Основой наиболее старых из них стали города, давно специализировавшиеся на определенном секторе промышленности (Вэньчжоу – обувь, Ханцзи – зубные щетки и т.д.), в которых накапливались квалифицированные кадры, вырабатывались технологии производства.
  2.  После получения разрешения на прием иностранных инвестиций, ведение внешнеэкономической деятельности и т.д. города и компании, имевшие выгодное ЭГП, начинали развиваться более активно. За счет значительного расширения рынка сбыта увеличивалось количество компаний, работающих в одной сфере.
  3.  После того, как кластер естественным образом сложился и обладает потенциалом для дальнейшего развития, государство в лице местных властей разрабатывает, так скажем, программу развития конкретного кластера, которая включает в себя:

- создание инфраструктуры (как физической –дороги, коммуникации, так и обслуживающей – торговые биржи, финансовые службы);

- установление стандартов качества для выпускаемой продукции;

- создание научно-исследовательского центра, также способного повысить технологический и качественный уровень предприятий;

- поддержка наиболее передовых предприятий отрасли, использующих новые методы производства.

Результат – более технологичные СЭЗ и более трудоемкие кластеры. Только в нескольких случаях кластеры стали высокотехнологичными СЭЗ.

Какие есть недостатки и проблемы развития?

Вместе с тем, пример КНР показывает наличие целого ряда возможных трудностей, с которыми могут столкнуться кластеры и СЭЗ в ходе собственного развития:

  1.  Необходимость увеличения добавленной стоимости;
  2.  Слишком сильная ориентированность на иностранный рынок сбыта;
  3.  Увеличение нагрузки на инфраструктуру, экологию и т.д.;
  4.  Дальнейшая модернизация институтов управления зонами и их интеграция в хозяйственную систему страны;

Кроме того, есть ряд специфических вызовов для каждого из образований. Для СЭЗ это:

- пересмотр плана поддержки СЭЗ, так как, как и планировалось, их опыт уже перенесен на другие территории;

- углубление специализации СЭЗ, чтобы было меньше конкуренции между собой.

Для кластеров это:

- необходимо усиление горизонтальных связей, чтобы не усугублять бесполезную конкуренцию и стимулировать рост;

- отсутствие квалифицированных кадров.

Почему опыт ценен для России? Что надо понимать?

Полученные результаты могут представлять интерес в рамках отечественных инициатив по созданию СЭЗ и поддержке кластеров. Для этого был проанализирован ряд монографий на тему создания и функционирования СЭЗ в России, а также «Методические рекомендации по реализации кластерной политики», сформулированные Минэкономразвития РФ.

  1.  Понятия разные – не надо говорить о создании кластеров на базе СЭЗ. Это совершенно разные вещи;
  2.  Кластер – не всегда высокотехнологичное образование, это его цель, но не база; инновационность – не условие вхождения в кластер.
  3.  Избавиться от мифа, что компании не связаны, потому что им не помогает в этом государство. Если им это было бы реально выгодно – они бы уже давно сотрудничали.
  4.  Кластеры надо выявлять, а не создавать.
  5.  Федеральные налоговые льготы – только СЭЗ. Остальное на усмотрение местных органов, которые вряд ли заинтересованы в уменьшении своих поступлений.

Резюме по кластерам - хотим перенять зарубежный опыт, но не с самого начала, а сразу с этапа модернизации уже функционирующих кластеров.

Что касается СЭЗ:

  1.  Инициатива, как и в Китае, исходит от региональных властей, которые посылают заявки на конкурс. Но тут это конкурс экономических обоснований. Опасность – мифические обоснования, а не реальные бизнес-планы.
  2.  Порог вхождения в промышленно-производственные СЭЗ – 10 млн евро. Это много для малых и средних компаний.
  3.  Этим же компаниям предлагается создавать инфраструктуру внутри СЭЗ. Но как маленькая компания и почему должна строить дорогу и водопровод?
  4.  В технико-внедренческих зонах – только опытные партии. Реализация невозможна.
  5.  Нужна законотворческая самостоятельность или сильное лобби;
  6.  В портово-промышленных – только ограниченный круг активности (рыбная промышленность).
  7.  В связи с Евразийским союзом – надо смотреть, как будет выглядеть законодательство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72535. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1.52 MB
  Но замедление скорости движения материальных товарных и финансовых потоков в логистической системе предприятия неминуемо приводит к уменьшению объема выпуска и реализации продукции снижению ее рентабельности при наличии авансированных ресурсов в неизменных размерах.
72536. Ценообразование в условиях монополии и олигополии 154.5 KB
  Поэтому кривая спроса на его продукцию относительно стабильна а цены на товары ограничены лишь покупательской оценкой их полезности относительно дохода и общим состоянием рыночной конъюнктуры. Например если фирма монополизирующая рынок упаковочных материалов установит на них неприемлемо...
72537. ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ И СПОСОБЫ ИХ СНИЖЕНИЯ 363 KB
  На риски продавца связанные с оплатой по контракту и на риски покупателя связанные с доставкой товара существенно влияют установленные в контракте условия платежа. При этом регламентируются расходы по кредиту и платежам а также устанавливаются форма и путь оплаты.
72540. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПНОГО ФЕНОМЕНА «ВОРЫ» В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ РОССИИ 250.5 KB
  Потребность в изучении истории возникновения и развития преступного феномена «воры» обусловлена необходимостью познания сущностных корней этого социального явления, определения первопричин его бытия. Установление факторов, лежащих в основе этого явления, дает нам возможность его объективной оценки...
72541. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОЮЗА РОССИИ И БЕЛОРУССИИ 295.5 KB
  Отражением высокой степени российско-белорусской интеграции является Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года О создании союзного государства согласно которому государства-участники создают Союзное государство знаменующее собой новый этап в процессе...
72542. СССР КАК ФОРМА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ 237.5 KB
  Союз ССР был образован четырьмя советскими республиками РСФСР УССР БССР ЗСФСР возникшими в разное время и поразному и ставшими первыми его членами. Якубовская поддерживает идею существования договорной федерации до образования СССР которая в дальнейшем была преобразована в юридически...
72543. МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИИ 143.5 KB
  Институт компенсации морального вреда один из основных способов защиты неимущественных прав человека. Сама идея возмещения морального вреда прослеживается уже в римском праве. Категория морального вреда в российском законодательстве появилась сравнительно недавно.