83883

Хирургическая анатомия поджелудочной железы и спленэктомия

Доклад

Медицина и ветеринария

Она имеет: переднюю поверхность к которой выше брыжейки поперечной ободочной кишки прилегает антральная часть желудка а ниже петли тонкой кишки; заднюю поверхность к которой прилегают правая почечная артерия и вена общий жёлчный проток и нижняя полая вена; верхний и нижний края. Тело имеет: переднюю поверхность к которой прилегает задняя стенка желудка; заднюю поверхность к которой прилегают аорта селезёночная и верхняя брыжеечная вены; нижнюю поверхность к которой снизу прилегает дена дцатиперстнотощекишечный изгиб; верхний...

Русский

2015-03-16

51.49 KB

0 чел.

Хирургическая анатомия поджелудочной железы и спленэктомия.

 Поджелудочная железа - орган, обладающий экскреторной и инкреторной функциями. В железе различают головку, тело и хвост. От нижнего края головки иногда отходит крючковидный отросток.

Головка окружена сверху, справа и снизу, соответственно, верхней, нисходящей и нижней горизонтальной частями двенадцатиперстной кишки. Она имеет:

  1.  переднюю поверхность, к которой выше брыжейки поперечной ободочной кишки прилегает антральная часть желудка, а ниже - петли тонкой кишки;
  2.  заднюю поверхность, к которой прилегают правая почечная артерия и вена, общий жёлчный проток и нижняя полая вена;
  3.  верхний и нижний края.

Тело имеет:

  1.  переднюю поверхность, к которой прилегает задняя стенка желудка;
  2.  заднюю поверхность, к которой прилегают аорта, селезёночная и верхняя брыжеечная вены;
  3.  нижнюю поверхность, к которой снизу прилегает дена- дцатиперстнотощекишечный изгиб;
  4.  верхний, нижний и передний края.

Хвост имеет:

  1.  переднюю поверхность, к которой прилегает дно желудка;
  2.  заднюю поверхность, прилежащую к левой почке, её сосудам и надпочечнику.

Через всю железу от хвоста к головке проходит проток поджелудочной железы, который, соединяясь с жёлчным протоком или отдельно от него, открывается в нисходящую часть двенадцатиперстной кишки на большом дуоденальном сосочке.

Иногда на малом дуоденальном сосочке, расположенном приблизительно на 2 см выше большого, открывается добавочный панкреатический проток

 Связки:

  1.  желудочно-поджелудочная - переход брюшины с верхнего края железы на заднюю поверхность тела, кардии и дна желудка (по ее краю проходит левая желудочная артерия);
  2.  привратниково-желудочная - переход брюшины с верхнего края тела железы на антральную часть желудка.

 Голотопия: В собственно надчревной области и левом

подреберье. Проецируется по горизонтальной линии через середину расстояния между мечевидным отростком и пупком.

 Скелетотопия: головка - L1, тело - Thl2, хвост - Tlill. Орган находится в косом положении, и его продольная ось направлена справа налево и снизу вверх. Иногда железа занимает поперечное положение, при котором все ее отделы расположены на одном уровне, а также нисходящее, когда хвост загнут книзу.

 Отношение к брюшине: ретроперитонеальный орган.

 Кровоснабжение осуществляется из бассейнов общей печеночной, селезеночной и верхней брыжеечной артерий. Головка кровоснабжается верхними и нижними поджелудочно-двенадцатиперстными артериями (от желудочно- двенадцатиперстной и верхней брыжеечной артерий, соответственно). Тело и хвост поджелудочной железы получают кровь из селезеночной артерии, которая отдает от 2 до 9 панкреатических ветвей, среди которых самой крупной является a. pancreatic а magna. Венозный отток осуществляется в систему воротной вены через поджелудочно-двенадцатиперстные и селезеночную вену.

 Иннервацию поджелудочной железы осуществляют чревное, верхнее брыжеечное, селезеночное, печеночное и левое почечное нервные сплетения.

 Лимфоотток происходит в регионарные узлы первого порядка (верхние и нижние поджелудочно-двенадцатиперстные, верхние и нижние панкреатические, селезеночные, позадипилорические), а также в узлы второго порядка, которыми являются чревные узлы.

Спленэктомия

 Показания: разрыв селезёнки, злокачественные опухоли, туберкулёз, эхинококкоз, абсцессы, гемолитическая желтуха, болезнь Верльгофа, спленомегалия при портальной гипертензии.

 Доступ: лапаротомный косой разрез в левом подреберье параллельно левой реберной дуге или верхняя срединная лапа- ротомия.

Этапы операции:

  1.  Мобилизация селезёнки: пересечение и перевязка диафрагмальноселезеночной связки с находящимися в ней сосудами;
  2.  поэтапное лигирование и пересечение в желудочноселезеночной связке элементов сосудистой ножки селезёнки (зажимы накладывают ближе к воротам селезёнки во избежание повреждения хвоста поджелудочной железы и нарушения кровоснабжения желудка) - сначала перевязывают селезёночную артерию, а затем вену для уменьшения кровенаполнения органа;
  3.  удаление селезёнки;
  4.  перитонизация проксимальной культи селезёночной ножки;
  5.  контроль на гемостаз.

С целью профилактики снижения иммунитета необходимо производить гетеротопическую аутотрансплантацию селезеночной ткани, например, в карман большого сальника.

При небольших резаных ранах и ограниченных повреждениях селезенки возможны органосохраняющие операции: наложение гемостатических швов - спленорафия и резекция селезенки. Но из-за опасности вторичного кровотечения эти операции выполняются сравнительно редко.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78151. Образование как социокультурный феномен и движущая сила социально-экономического развития 88.88 KB
  Социокультурные тенденции оказывающее влияние на развитие образования науки культуры. Основные направления модернизации среднего специального и высшего образования. Две основные функции образования в обществе воспроизводство и развитие и соответствующие им модели образования.
78152. Развитие и воспитание личности 55.36 KB
  Структура учебной деятельности: учебнопознавательные мотивы цели задачи и учебные действия. Обучение направлено на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных ориентаций убеждений личностных качеств в процессе усвоения социальнокультурного опыта и формировании мотивов учебной деятельности которые во многом определяют ее успешность. Используется в практике профессиональной подготовки и рассчитан на то...
78153. Роль и психологические функции руководителя в системе управления 55.01 KB
  Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений не обязательно связанных с данной группой решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы Сфера действий руководителя шире поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе Сфера деятельности лидера в основном малая группа Однако несмотря на приведенные...
78154. Самосовершенствование личности 53.53 KB
  Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед но и движение вверх к высшим более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности завершение жизни достижение не старости упадка и смерти а достижение личностного совершенства. Причем предъявляемые требования должны быть несколько...
78155. Система образования в Республике Беларусь: состояние и пути развития 45.34 KB
  Кодекс Республики Беларусь об образовании как главный законодательный документ в области образования. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования на всех уровнях. Направление совершенствования высшего образования в Республике Беларусь.
78156. Социализация личности. Семейное воспитание 52.23 KB
  Признаки и функции коллектива методика его формирования. Признаки развитого коллектива: наличие общественно и личностно значимых целей; включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; связь коллектива с обществом; наличие положительных традиций и перспектив; атмосфера взаимопомощи доверия и требовательности; развитые критика и самокритика сознательная дисциплина и др. Это результат упорного целенаправленного и длительного труда всего коллектива результат...
78157. Социальная подструктура личности 33.17 KB
  Стадии социализации личности. Полученные в процессе социализации знания приобретенные личностные качества не станут лишь индивидуальным достоянием а станут достоянием общества так как человек не только обогащается опытом но и реализует себя как личность влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Механизмы социализации: Имитация механическое повторение воспроизведение наблюдаемых человеком социальных действий без понимания их подлинного смысла.
78158. Эмоции и психические состояния личности 115.54 KB
  Эмоции имеются и у животных но у человека они приобретают особую глубину имеют множество оттенков и сочетаний. Эмоции различают по интенсивности и длительности а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют: настроение собственно эмоции и аффекты.
78159. Биологическая и психологическая подструктуры личности 129.43 KB
  Механизмы развития и тренировки памяти. Этот образ соотносится с информацией хранящейся в памяти и мотивационными установками человека. информированность индивида об объекте представлений и продолжительность сохранения его образов: представления памяти т. Особенности памяти: память немыслима без других психических процессов так как она запечатляет сохраняет и воспроизводит психические продукты этих процессов когда мы воспринимаем чтото оно запоминается; память это сквозной психический процесс так как присутствует в течение...