8392

Особенности управления в Китае

Контрольная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Особенности управления в Китае. Зарождение управленческих идей. Управление в Древнем Китае представляет собой совокупность представлений, взглядов и учений китайских мыслителей той эпохи. Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из рел...

Русский

2013-02-11

21.83 KB

82 чел.

Особенности управления в Китае.

1.Зарождение управленческих идей.

Управление в Древнем Китае представляет собой совокупность представлений, взглядов и учений китайских мыслителей той эпохи. Древнекитайская управленческая мысль рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и сконцентрировалась на изучении государственного управления и проблем взаимоотношения личности и общества. Деятельность по управлению государством была научно обоснована и зародилась на идеях концепции «Мандата Неба», о которой было известно еще задолго до династии чжоуских царей. Главной идеей «Мандата Неба» можно считать соотношение двух противоположных социально-политических элементов (народ и правитель). Отношение правителя к народу обуславливало стабильность и эффективность управления в государстве. Причем всю полноту ответственности перед Небом за состояние дел в государстве и жизнеобеспечение народа нес правитель. А за свои неудачи он должен был быть наказан. Отцом древнекитайской управленческой мысли считают Чжоу Гуна (XI—X в. до н. э.), разработавшего формулу смены династий. На стыке VIII—VII вв. до н. э. Гуань Чжун разработал теорию о двух возможных путях государственного управления: «ба-дао» — правление, основанное на силе, и «ван-дао» — правление, основанное на честности. Причем государство рассматривалось по аналогии с огромной семьей, в которой люди должны строить отношения между собой по принципу «старший - младший».

2.Искусство управления в концепциях древнекитайских мыслителей.

Своего расцвета управленческая мысль Древнего Китая достигла во второй половине первого тысячелетия до н. э. В это время сформировались основные управленческие учения, не утратившие своего значения и поныне. Среди них: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм.

Конфуцианство.

Родоначальник школы - Конфуций (551 - 479 г. г. до н. э.). Конфуций                  традиционен и консервативен, стремился к сохранению существующего порядка.    Его идеал - это глубокая древность Китая, его "золотое прошлое", к которому и  необходимо стремиться.

Основные положения и проблемы:

1. Проблема государства. Развивал патриархально - патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, так как народ отстранялся от участия в управлении государством. “Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем - "сыном неба””.

2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье - основа порядка в государстве. 

3. Проблема идеального правителя. Правитель должен любить людей, исполнять свой долг - трудиться (политический труд), заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.

4. Функции государства: социальная, нравственная, защитная.

5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы:

а) забота о земледелии;

б) умеренность в налогах;

в) скромность государственных расходов (содержание двора);

г) воспитание народа;

д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.

6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств, друг против друга или против других народов.

7. Правовые взгляды Конфуция:

а) Главным средством воздействия на людей должна быть мораль.

б) Против правления законов. Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно - наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями.

в) Законодательство должно играть вспомогательную роль.

Во II в. до н. э конфуцианство было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Даосизм.

Основатель - Лао-цзы (VI в. до н. э).

Основные идеи:

1. Понятие "дао". Дао - это естественный ход вещей, естественная законность. Это сущность мира, первоматерия, из которой всё вышло и куда всё вернётся. Дао - бесконечная и непознаваемая суть мира. Дао определяет законы неба, природы и общества. Это высшая добродетель и справедливость. В отношении к дао – все равны.

2. Противопоставление культуры (цивилизации) и природы. Дао и цивилизация несовместимы. Чем больше развивается человеческая культура, тем больше отрывается от дао. Все недостатки культуры, неравенство и бедность людей - это результат отклонения от подлинного дао.

3. Принцип политического искусства. Правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действий) - лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.

4. Отношение к войне. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии.

5. Осуждение роскоши и богатства.

6. Представление об идеальном правителе:

а) Он должен быть умным.

б) Править с помощью метода "недеяния", то есть воздержания от активного вмешательства в дела членов общества.

в) Понимать дао.

7. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте.

8. Против правления законов.

Моизм. 

Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до н. э ). Произведение - "Мо-цзы".

Основоположник радикально - демократической традиции в политико-правовой мысли Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал договорную концепцию происхождения государства.

Основные положения концепции:

1. Договорная концепция происхождения государства. В древности не было управления и наказания, у каждого было свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем.

2. Идея единой для всех справедливости и власти.

3. Идеальная организация власти - мудрый правитель во главе и отлаженная система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо:

а) насаждение единомыслия;

б) искоренение вредных учений;

в) поощрение доносов;

г) поддержание социального равенства.

4. Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от происхождения.

5. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви.

6. Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так - все должны заниматься физическим трудом.

7. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.

В целом это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом.

Легизм.

Основатель легизма - Шан Ян (390 - 338 г. г. до н. э.). 

Шан Ян был министром земледелия в период территориальной раздробленности, является инициатором реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Ещё один теоретик легизма - Хан Фэй (III в. до н. э.)

Это учение существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике осуществления власти. 

В целом, вся концепция пронизана:

а) враждебностью по отношению к людям;

б) уверенностью, что посредством насильственных мер, людей можно подчинить желательному порядку.

Основные положения:

1. Невозможность возврата к старине.

2. Принцип этатизма: интересы государства превыше всего.

3. Основное назначение государства - противостоять злому началу (природе) человека. Человек - это источник социального зла.

4. Понятие идеального государства включает в себя:

  а) сильную верховную власть;

  б) вооруженную на высшем уровне армию;

  в) централизованность государства;

  г) ограничение произвола чиновников и местных правителей;

  д) единый порядок и законы.

5. Роль законов. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание. Главный метод государственного управления - метод наказаний и поощрений. Наград должно быть мало, а наказаний много. Уголовный закон в государстве должен быть очень жестоким: широкое применение объективного вменения и смертной казни ( в основном, необходимо использовать мучительные виды смертной казни).

6. Осуждение милосердия и гуманизма.

7. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон.

8. Поощрение земледелия, и вообще - трудолюбия и бережливости, осуждение праздности и второстепенных занятий, таких как искусство и торговля.

9. В образцовом государстве власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн.

10. Образ идеального правителя. Идеальный правитель должен:

а) внушать страх своему народу;

б) быть таинственным;

в) контролировать чиновников и никому не доверять;

г) принимать политические решения, исходя из того, что никому нельзя доверять.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61763. Изменение глаголов по временам 19.35 KB
  А что вы знаете о времени Что это такое Как вы понимаете Часы дни сутки года В толковом словаре Владимира Ивановича Даля это слово объясняется так: Время – это когда идут дни за днями последовательное течение суток за сутками 2 Фонетический разбор...
61764. Фонетика. Звуки и буквы 19.96 KB
  Цели: создать условия для формирования представления о том что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать; развивать навык грамотного письма; совершенствовать работу со словарными словами.
61765. Основные способы образования слов в русском языке 19.25 KB
  Научиться определять способы словообразования. Сначала давайте попробуем определить что такое словообразование Дети дают определение по образцу: словообразование это 1 раздел науки о языке который изучает способы образования новых слов...
61766. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ 20.25 KB
  Цель: развить умение проверять написание непроизносимых согласных. какие согласные называются непроизносимыми какие буквы в сочетаниях стн здн лнц являются орфограммами как проверить непроизносимый согласный...
61767. Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме 19.67 KB
  Цель урока: Познакомить с буквой Ь мягкий знак. Учить читать слова и предложения с буквой Ь мягкий знак. квадрат с одной полоской согласный твёрдый глухой звук; квадрат с одной полоской и точкой согласный твердый звонкий звук...
61768. Особенности обособления приложений 23.61 KB
  Составьте предложение с приложением выделите приложение на письме и интонационно. Что такое приложение Определение выраженное существительным согласованным с определяемым словом в падеже Прочитайте ваши предложения выделяя интонационно приложение.
61769. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь 20.11 KB
  Два пальчика с лева отступили с заглавной буквы прописываем букву е и ё целую строчку чередуя эти буквы. Ребята с новой строчки с заглавной буквы отступив два пальчика слева прописываем это слово в строчку.
61770. Работа с тканью. Разметка по шаблону. Игольница в обложке 29.44 KB
  Форма работы: индивидуальная фронтальная; Технология обучения: здоровосберегающая Доминирующая задача: мотивация учебной деятельности и способы постановки учебной задачи; Литература: Конышева Н. Подготовка к уроку 12мин...
61771. Прихватка для горячей посуды. Творческий проект 23.37 KB
  Оборудование: а для учителя: Материалы: учебник готовое изделие лоскутки ткани цветные нитки лист тетрадной бумаги в клетку булавки кусочек мела учебная таблица Раскрой ткани Виды швов панно для демонстрации выполнения шва; Инструменты: ножницы игла. б для учащихся: Материалы: лоскутки ткани цветные нитки; Инструменты: ножницы игла булавки. Сегодня на урок труда вы должны были принести лоскутки ткани цветные нитки булавки иголку и ножницы. Какой материал лучше взять для работы Название хлопчатобумажной ткани произошло...