8393

Надельная система в Китае

Контрольная

Лесное и сельское хозяйство

Надельная система в Китае Формирование и расцвет надельной система Упадок надельной системы. Яркая особенность землепользование-система равных полей. Это оригинальная концепция повлияла на все соседние государства. Эта система очен...

Русский

2013-02-11

22.01 KB

78 чел.

Надельная система в Китае

  1.  Формирование и  расцвет надельной система
  2.  Упадок надельной системы.

Яркая особенность землепользование-система равных полей. Это оригинальная концепция повлияла на все соседние государства. Эта система очень специфична. После развала империи Хань, после междоусобных войн, страна оказалась в руинах, по сути эта была гражданская война. Разрушались материальные ценности, уничтожалось население и значительные части Китая, самые плодородные оставляло население. Экономика была разрушена. Системный кризис общества. В таких условиях перед любой властью, которая будет долго править встает экономическая проблема.  Без восстановления сельского хозяйства -государство не может существовать. Во время развал династии Хань аграрный вопрос поднимался, это вопрос выживания. И решения были однобокими ибо единого руководства не было 221 году был указ, запрещающий любое обращение денежных знаков, а в Китае появились бумажные деньги. Все денежные операции производились бартером. Эквиваленты- зерно и ткань. Это должно было стимулировать зерноводство и шелководства. С 3по 7 века в Китае почти полностью господствовало натуральное хозяйство с натуральным обменом. Для радикальных мер по восстановлению хозяйства необходимо объединить страну и централизовать власть.  Сначала нужно решить политические проблемы, а уж потом экономические. Как только Китай удалось объединить, сразу же начинаются экономические реформы. Сы Ма Янь- объединил Китай. Как только объединен Китай была проведена реформа-система равных полей или надельная система. Эта система землепользования. Характерные признаки:

  1.  монопольное право государства на землю- император верховный собственник
  2.  население наделяется участками земли на определенное время
  3.  за полученные наделы население выполняет различные повинности

Первый этап появления надельной системы -эпоха династии Дзынь.

Классическая надельная система –северная Вэй и Суй

Расцвет и кризис-династия Тан.

Основатель династии Дзынь в 280 году после объединения издал указ об аграрной реформе. По этой системе каждому человеку предоставлялось 2 надела. С одного надела шли продукты в пользу казны, со второго надела часть надела –крестьянину, часть на налоги. Сы Ма Янь вводит понятие трудоспособное населении- это мужчины и женщины от 13 до 65 лет именно этим людям давали наделы, дети и старики наделов не получали, но и налогов не платили. Трудоспособное население делилось на части: полностью трудоспособные и не полностью трудоспособные.  Полностью трудоспособные с 16 до 60 лет-это продуманная практика.  Остальные получали половину официального надела и платили половину налога.  Сы Ма Янь хотел обеспечить крестьян землей, подорвать частное землевладение, но он правил недолго и его потомки занялись разделом власти, а не реформой, но в центральных районах эта реформа началась и потом другие правители взяли ее за образец.

Северная Вэй –кочевники полностью себя китаизировали. Официально там надельная система введена в 485 году.  изначально сямбийцам было проще проводить эту реформу, так как значительная часть земли обезлюдела и правитель объявил эту землю государственной. Земельные владения китайской знати тоже стали государственной землей по праву завоевания. Таким образом, основная часть земли стала государственной без особого сопротивления китайцев. Саамы сямбийцы на эти земли не претендовали, так как эти земли для земледелия, а не для скотоводства, а сямбицы скотоводы. В этот период классическая система сформировалсь. Основные черты: существовало 3 надела:1)-пахотный для зерновых культу, особенно просо, с этого надела сымался зерновой налог. 2)-второй надел промысловый, тут выращивали технические культуры, что выращивать предписывало государство (тутовые деревья)-налог взимали либо тканью, либо сырцом. Где нельзя тутовыми деревьями выращивать, то выращивали коноплю. 3)-усадебный надел, для дома, сада, огорода- надел выделялся всей семье, когда был жив хоть один член семьи, усадьба оставалась в их распоряжении.

Пахотный надел выделялся подушно, наделяли в 15 лет, забирали в 70 лет.  таким образом, постоянно происходили наделы земли, для этого нужна была армия чиновников.  Женщины были наполовину трудоспособны, им давалось половина надела.  К семейному наделу добавлялся надел на скот и на рабов, с них тоже взимался налог, но меньший.

Статус наделов

1)крестьяне прикреплялись в к земле. В указе 485 года : не разрешается уклоняться от работы и переходить к другой земле.

2) пахотный надел нельзя передавать в другие руки, арендовать, передавать по наследству им только пользовались.

3) промысловый надел нельзя передавать, но если в хозяйстве образовывались участки сверх нормы в промысловом и усадебном уделе, эти излишки можно сдавать в аренду и передавать по наследству,  но уже в этом разрешении, были элементы, которые разрушат систему равных полей.   

С этих наделов в Китае возникает триада повинностей: земляной налог, промысловая подать и трудовая повинность.

Трудовая повинность: воинская служба, участие в сооружениях и др.-20-30 дней в году

В период династии Сунь при правителе Янь Ди надельная система сохраняется. И главное нововведение:1) это распространение надельной системы на весь Китай. 2) упорядочено наделение землей высших слоев общества. У правящего класса (служилые слои населения(чиновники)) существовали наделы нескольких типов: 1- ранговые(должностные)-чиновникам зарплату не платили, но давали надел. Чиновник не мог распоряжаться наделом, он только оттуда получал доход, размер надела зависел от ранга. В зависимости от ранга они могли на свое попечения брать родственников от 3 до 9 колена. Такие родственники земли уже не получали, их содержал чиновник, землю они не получали, налоги не платили- они становились слугами.

2)-жалованные наделы- это наделы подарки от верховной власти, давались фаворитам или отличившимся. Такой подарок помогал получать доход, он там не живет, не управляет. Жалованные наделы могли переходить по наследству, если верховная власть это поддерживала.

3)-наделы за титул(лукавство -ибо это частные земли)-владение титулованной знати. У них изначально были большие участки, формально они объявлялись наделами.

На полученной чиновником или титулованной знатью земле, работали крестьяне, они даже не собирали с это земли налоги. Все делало государство, а потом передавало чиновникам. Эту систему назвали «государственным феодализмом». Черты феодализма были в Китае всегда, в зависимости от уровня жизни.

Итоги системы равных полей:

  1.  государство прикрепило крестьян к земле
  2.  организовало работы под своим контролем
  3.  государство охватило практически все народные массы в Ките
  4.  работы в сельском хозяйстве были эффективными благодаря четкой организации
  5.  переход от кризиса к процветанию
  6.  государство гибко контролировало производство тех или иных продуктов (прежде всего просо и шелк)
  7.  с другой стороны население занято нет ни причин, ни возможности выступать против режима
  8.  земельный минимум гарантирован
  9.  государственный налог контролировался из центра

Процветание пришелся на династию Тан, происходит взлет культуры.

Отрицательное:

  1.  Количество населения начинает расти
  2.  Система становится привычной
  3.  Начинается спад

Упадок и отмена надельной системы

Уже в самой системе заложены противоречия. Система предусматривала стабильность, то есть нет место новшеству, усматривается застойность системы. В системе были ограничения предусматривающие преграду расслоения общества. В некоторых семьях образовывались излишки, больше доходов получали те, у кого были рабы, так как на них давали дополнительные наделы. Система предполагала государственную монополию на землю. + титулованная знать имела частную землю, тоесть происходило перераспределение земель минуя государство. Уже во второй период правления династии Тан видны проявления кризиса системы.

Причины кризиса:

  1.  Уравнительное землепользование тормозило развитие сельского хозяйства, запрещалась инициатива. Исчезал стимул для развития.
  2.  Рост благополучия населения приводит к тому, что количество населения растет- это подрывает баланс между количеством земли и населения.
  3.  Растет число городского населения- начинает не хватать продуктов, так  как горожане не добывают пищу.
  4.  Растет численность правящего класса, за счет чиновников
  5.  Растут потребности правящей элиты, а сельское хозяйство на том же уровне, доходы не соответствуют запросам.
  6.  Начинается взятки, коррупция, махинация с землей.
  7.  Надельная система тормозит развитие общества

В 8 веке признаки разложения надельной системы:

  1.  Подрыв государственной монополии на землю законными и незаконными путями развивается частная собственность
  2.  Увеличиваются частные землевладения, особенно у чиновников.
  3.  Чиновники, не зависящие от государства, совершают махинации
  4.  Значительные слои населения недовольны своим положением
  5.  Земли на всех не хватало: государство пошло 2мя путями, 1-сокращают размеры наделов до минимума, 2-скоратить количество категорий людей, которым дают землю. Теперь лишь часть крестьянского населения по закону может иметь надел.
  6.  Увеличиваются государственные налоги
  7.  Местные чиновники произвольно вводят дополнительные налоги на свою территорию.
  8.  Эксплуатация крестьян растет, начинается бегство крестьян к коррумпированным чиновникам, на условиях бесправных работников. Чиновники посылают их осваивать пустоши.
  9.  В среде правящего класса 2 тенденции: традиционалисты и те, кто критикует надельную систему

Начинается издаваться ряд указов разрушающий систему:

  1.  В армии даже некоренные китайцы могу служить в армии  и требовать надел
  2.  733год «о децентрализации управления»-вводилась должность наместника. Они наделялись на совей территории всей полнотой власти-налоги, судебная и военная власть- государство считало, что местные власти получать возможность удерживать крестьян на землях силовыми способами, в дополнения к этому император разрешил пограничным наместникам иметь большие вооруженные силы.

Пограничный наместник Ань Лушань восстает против императора в 755, в 763 восстание подавили, но императорская власть пошатнулась и владельцы крупных поместий захватывают значительную власть власти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10348. Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе 92.5 KB
  Тесты их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе. Тест – стандартизированные задания результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики ...
10349. Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь 82 KB
  Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения П.Я. Гальперин. Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации...
10350. Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету 55.5 KB
  Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу
10351. Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения 75.5 KB
  Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча...
10352. Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов 57.5 KB
  Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...
10353. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Словесные, наглядные, практические методы, педагогические требования к ним 71 KB
  Методы организации и осуществления учебнопо-знавательной деятельности учащихся. Словесные наглядные практические методы педагогические требования к ним. Техника общения коммуникативные ошибки в деятельности учителя. Метод обучения способ совместной деятельност...
10354. Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий 69.5 KB
  Сущность функции методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторин
10355. Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения 36 KB
  Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ
10356. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания 37.5 KB
  Индивидуальная групповая фронтальная формы организации обучения предмету условия их оптимального сочетания. Психологические основы создания гомогенных и гетерогенных групп. Технология организации групповой работы на уроках. Индивидуальная ФОО предполагает чт