83931

Государственный бюджет, проблема сбалансированности. Управление государственным долгом

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Целью моей работы является: анализ государственного бюджета его положение на данный момент выявить способы управления государственным долгом и методы достижения сбалансированности бюджета страны.

Русский

2015-03-17

526 KB

3 чел.

PAGE  4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ

Кафедра: Экономики и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Государственный бюджет, проблема сбалансированности. Управление государственным долгом.»

Выполнил:

Студентка 1 курса

Группа Г-113

Очной формы обучения,

направление подготовки 081100.62

Государственное и муниципальное управление

Назарова Д.А.

Проверил:

Мингалёв Н.В.

Тольятти 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Государственный бюджет. Проблема сбалансированности:

1.1Бюджетная система Российской Федерации. Доходы………………………4

  1.  Расходы. Сбалансированность государственного бюджета………………..9

Глава 2. Государственный долг: виды и управление:

2.1. Внешний долг Российской Федерации и его роль в национальной экономике………………………………………………………………………...14

2.2. Внутренний долг Российской Федерации…………………………………21

2.3. Управление государственным долгом……….…………………………….22

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...28

Приложение 1

Приложение 2

Введение

В этой работе я рассмотрю столь актуальную на данный момент тему государственного долга и проблемы сбалансированности бюджета, управления государственным бюджетом. Эта тема выбрана мной исходя из личных интересов и возможности использования полученных знаний при бедующей работе.

Основная трудность, которая встретилась мне при работе над данной темой – систематизировать и обобщить большую часть имеющихся сведений, дать наиболее точные и «свежие» данные о состоянии экономики в Российской Федерации.

Целью моей работы является: анализ государственного бюджета, его положение на данный момент, выявить способы управления государственным долгом и методы достижения сбалансированности бюджета страны.

Для того чтобы лучше понимать развитие страны, нужно понимать в каком состоянии находится её экономика в данный момент и в предыдущие несколько лет.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  1.  Рассмотреть что такое бюджет и бюджетная система Российской Федерации;
  2.  Исследовать доходную и расходную часть государственного бюджета;
  3.  Проанализировать роль внешнего долга Российской Федерации в национальной экономике;
  4.  Исследовать различные состояния государственного бюджета (сбалансированный, профицитный, дефицитный) и способы работы с каждым из них;
  5.  Раскрыть способы управления государственным долгом.

Глава 1. Государственный бюджет. Проблема сбалансированности.

1.1. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы.

Что бы лучше понять, что такое бюджетная система Российской Федерации, следует рассмотреть, что же понимается под бюджетом в общем смысле этого слова.

Бюджет - схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.1

Что же касается бюджетной системы РФ, то это совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система России построена на основании Конституции РФ и конституциях республик, входящих в состав Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и ст. 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- III уровень - местные бюджеты.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «консолидированный бюджет» РФ. Консолидированный бюджет  не подвергается утверждению и используется для анализа показателей бюджетной системы.
Схема консолидированных бюджетов представлена на рис. 1.1. (приложение)

Консолидированный бюджет обычно составляется при разработке проекта федерального бюджета в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете, уточняются пропорции бюджетов разных уровней бюджетной системы.

Структура консолидированного бюджета субъектов РФ представлена на рис. 1.2.(приложение)

Бюджетная система РФ основывается на следующих принципах2:

1. Принцип единства бюджетной системы. Этот принцип обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.;

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, которая выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов;

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета;

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств;

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению;

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке;

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати;

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования;

10. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов (ст. 37 БК РФ). В дополнение к предыдущему принципу устанавливает, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.

Государственный бюджет — централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооружённых сил, а так же выполнения необходимых социально-экономических функций. «Балансирует» денежные доходы и расходы государства.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Задачи, которые выполняет бюджет:

  1.  перераспределение ВВП;
  2.  государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3.  финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
  4.  контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.3

Бюджет выполняет очень важные для государства задачи, поэтому нам нужно понимать как он формируется, откуда в нём берутся деньги. Ведь без понимания дохода бюджета, очень сложно понять, что можно с его помощью делать и как работает бюджетная система.

Источниками формирования бюджета являются:
1. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

-налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
-налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
-налоги на совокупный доход;
-налоги на имущество;
-платежи за пользование природными ресурсами;
-налоги на
внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
-прочие налоги, пошлины, сборы.

2. Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

-доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
-доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
-административные платежи и сборы;
-штрафные санкции, возмещение ущерба;
-доходы от внешнеэкономической деятельности;
-прочие неналоговые доходы.

3. Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

-от нерезидентов;
-от бюджетов других уровней;
-от государственных внебюджетных фондов;
-от государственных организаций;
-от наднациональных организаций;
- средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

4. Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

— прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются: подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость;

— государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;

— эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Структура доходов федерального бюджета в 2013 г. отображена на рис. 1.5 (приложение).

В этом пункте было рассмотрено, что такое бюджет и бюджетная система РФ, какие функции выполняет бюджет, откуда берутся средства в бюджете. Следующим шагом в изучении государственного бюджета будет рассмотрение расходов и сбалансированности государственного бюджета. В следующем пункте мы рассмотрим, куда уходят «деньги» из бюджета, на что они расходуются, а так же какое бывает соотношение доходов и расходов в государственном бюджете и какими методами можно достигнуть наиболее приятной ситуации в бюджете-сбалансированности.  

  1.  Расходы. Сбалансированность государственного бюджета.

Для начала нам следует рассмотреть три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Разделы функциональной классификации:
-государственное управление и местное самоуправление;
-судебная власть;
-международная деятельность;
-национальная оборона;
-правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
-фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
-промышленность, энергетика и строительство;
-сельское хозяйство, рыболовство и др.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.4

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Формы расходов бюджетов:

  1.  административно - управленческая деятельность (в т.ч антикризисное финансирование);
  2.  обороноспособность страны;
  3.  обслуживание государственного долга(оплата основной суммы и % по государственному долгу);
  4.  финансирование производства;
  5.  субсидирование сельского хозяйства;
  6.  социальное пособие;
  7.  образование;
  8.  здравоохранение.

На рис. 1.4. (приложение) продемонстрирована структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг.  

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:

  •  Сбалансированный бюджет;
  •  Дефицитный бюджет;
  •  Профицитный бюджет.

Наиболее оптимальным состоянием для бюджета является сбалансированный бюджет, когда доходы государства равны расходам, что достигается редко, но к этому следует стремиться.

Так же в экономике бывает состояние, при котором доходы выше расходов и такое состояние получило название профицит бюджета.

В Российской Федерации Бюджетном Кодексом предусмотрено, что все виды бюджета (федеральный, региональный и местный) составляют и утверждают без учёта профицита бюджета. Если при составлении или рассмотрении проекта бюджета будет прогнозироваться превышение доходов над расходами, то до момента утверждения необходимо принять меры по устранению профицита бюджета.

Последовательность устранения профицита бюджета:

1. сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности;

2. сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

3. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

4. увеличить расходы бюджета, в том числе за счёт передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить вышеперечисленные меры является не целесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета путём внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.5

В большинстве случаев проявляется дефицит бюджета, при этом состоянии экономики расходы превышают доходы. Дефицит бюджета не относят к критическому явлению в экономике.

Причинами превышения расходов государства надо его доходами могут выступать:

-  рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличения инвестиций;

-  чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и т.п.), вызывающие рост непредвиденных расходов на их покрытие;

-  кризисные явления в экономике, развал и неэффективность финансовой системы.

Обычно в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретенные Банком России долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Выделяют внутренние и внешние источники финансирования дефицита бюджета.

Существует следующие виды внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета:

•      кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

•      государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

•      бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

•      поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

•      сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

•      изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

Внешними источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

•      государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

•      кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

БК РФ установил размер дефицита федерального бюджета, который не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение долга субъекта РФ.

При дефиците государственного бюджета встаёт вопрос о возможности возникновения внешнего и внутреннего долга, поэтому в следующей главе данной работы будет рассмотрено, что такое внешний государственный долг и его роль в национальной экономике, что такое внутренний долг государства и какие существуют способы управления государственным долгом.

Глава 2. Государственный долг: виды и управление.

2.1. Внешний долг Российской Федерации и его роль в национальной экономике.

Государственный долг — это составная часть экономической системы, которая оказывает прямое и косвенное влияние на многие ее элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции6

Внешний долг России — обязательства Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
–номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
–объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
–объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
7

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т. д.)

Впрочем, такое благоприятное положение наблюдалось далеко не всегда. Так, после распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса 1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.8

Рассмотрим отрицательные последствия государственного долга на национальную экономику страны:
1. При чрезмерном развитии рынка государственного долга правительство вынуждено ограничивать инвестиционные капиталовложения в национальное хозяйство. Это имеет место при привлечении государством заемных средств путем снятия с рынка части финансовых ресурсов, которые можно было бы направить в реальный сектор экономики. Негативное воздействие государственного долга на экономику будет возрастать также при чрезмерно высокой доходности государственных ценных бумаг;
2. Увлечение государства заемными операциями способствует отвлечению солидных бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития страны;
3. Увлечение государства внешними заимствованиями приводит к чрезмерной зависимости отечественных финансов от финансов международных и к потере своей политической независимости;
4. Мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами, а долги необходимо погашать вместе с процентами.

Рассмотрим положительные аспекты влияния государственного долга на национальную экономику страны.
1. Главная выгода для страны — это возможность привлекать в бюджет страны заемные денежные ресурсы и сохранять относительный размер долга;
2. Размер сальдо бюджета и объем реального ВВП являются важнейшими факторами, определяющими динамику государственного долга. Дефицит бюджета ведет к увеличению объема государственного долга, а профицит дает возможность погашать долг. При постоянном экономическом росте пополняется доходная часть бюджета, способствующая уплате процентов по государственному долгу;
3. При долговременном выпуске долговые обязательства, покупающиеся физическими и юридическими лицами, воздействует на процесс организации сбережений населения и инвестирования хозяйствующими субъектами временно свободных финансовых ресурсов.

В вопросе влияние государственного долга на экономику страны и на перспективы экономического роста взгляды отечественных экономистов расходятся.

Государственный внешний долг ложится на национальную экономику страны большим бременем, т.к. выплачивая сумму основного долга и процентов по нему, стране необходимо отдавать ценные товары и оказывать определенные услуги иностранным государствам. Говоря иначе, страна переводит известную часть реального национального продукта за рубеж, что приводит к сокращению текущего потребления населения и сужению совокупного спроса. В свою очередь, это замедляет экономический рост и может произойти спад национального производства. Мировая практика показывает, что допустимо краткосрочное в течение одного года или двух лет превышение темпов роста государственного долга над темпами экономического роста страны. Финансирование государственных расходов за счет увеличения государственного долга с точки зрения эквивалентности Барро-Риккардо — это альтернативный рост налогов, а увеличение государственного долга рассматривается в качестве той меры, которая позволяет стимулировать рост национальной экономики. Такое временное превышение роста долга над экономическим ростом должно компенсироваться в дальнейшем снижением темпов роста государственного долга относительно темпов экономического роста.
Постоянный рост внешнего долга ведет к снижению авторитета страны-должника на международной арене и вызывает психологический эффект, который способствует усилению неуверенность населения страны-должника в завтрашнем дне.

Следовательно, можно отметить, что страна переносит экономическое бремя своего долга на будущее поколение, оставляя ему уменьшенные основные производственные фонды.

В условиях обременительного размера государственной внешней задолженности существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции. Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка программы внешних заимствований.

Ограничителем размеров внешних заимствований служит установка на поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости, используемых в мировой практике, в т.ч. на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом.
В странах с развивающейся или переходной экономикой, куда относится и Россия, процентные ставки по государственному внешнему долгу значительно превышают темпы национального экономического роста. Следствием исчерпания возможностей для новых заимствований и рефинансирования внешней государственной задолженности страны прибегают к повышению налогообложения, а в этом случае долг негативно сказывается на объеме и структуре распределения национального дохода. В зависимости от структуры внешней задолженности перераспределение национального дохода сопровождается или полностью замещается его снижением.

На сегодняшний день управление государственными финансами осуществляется в условиях глобальных рынков капитала, предлагающих до недавнего времени ряд выгод и преимуществ. Но как показал негативный опыт, имеющийся у некоторых стран-должников, направление потоков иностранного капитала и общая экономическая ситуация в зависимости от конкретных условий могут резко измениться. Высокая доля внешней задолженности, т.е. задолженности, номинированной в иностранной валюте, делает страну чувствительной к изменениям настроений инвесторов, а резкие и неожиданные колебания потоков капитала в дальнейшем приводят к серьезным проблемам.

Даже имея преимущества привлечения иностранных ресурсов в страну в условиях использования благоприятной конъюнктуры, с увеличением внешней задолженности, могут возрастать кредитные, валютные, процентные риски, а также могут возникнуть риски ухудшения структуры капитала отдельных компаний.

Проведение взвешенной политики в области государственных и частных заимствований, своевременное принятие мер, необходимых для укрепления позиции государства в управлении образовавшейся задолженностью государственного сектора экономики и регулирования внешней задолженности частного сектора — важный фактор, обеспечивающий макроэкономическую стабильность страны. Чрезмерный внешний долг негативно отражается на кредитоспособности страны в целом.

В международной практике были случаи, в т.ч. и в России, когда правительства стран-должников в кризисных ситуациях принимали на себя обязательства по задолженности банков, частных корпораций или направляли им финансовые ресурсы для погашения задолженности. (Так поступило Правительство РФ, осуществляя антикризисные меры в 2008 г.)
При разработке стратегий управления государственным долгом должны просчитываться все возможные пессимистические сценарии, то есть события, при реальном наступлении которых необоснованные и слабые стратегии привели бы к крушению фискальных позиций правительства. Экономические основы и финансовое состояние активов и пассивов экономики оказывают влияние на фискальное положение правительства и его способность обслуживать внешнюю государственную задолженность. Поэтому план управления внешним долгом должен составляться с учетом возможных общих экономических потрясений и долговых обязательств государственного сектора.

Высокий уровень внешнего государственного долга может быть вызван следующими рисками:
1) риск рефинансирования, если долг невозможно пролонгировать по приемлемой для страны-должника цене, что может привести к финансовому кризису или к серьезным экономическим убыткам;
2) риск ликвидности — это более широкое определение риска рефинансирования, который включает проблемы несовпадения структуры активов и пассивов;
3) рыночные риски, т.е. валютные, процентные и др., порождающие изменение процентных ставок и обменного курса валют;
4) кредитный риск — это потери, связанные с неисполнением своих обязательств перед заемщиком.

Для мониторинга, анализа и контроля состояния совокупного национального внешнего долга, минимизации связанных с ним рисков, целесообразно разработать соответствующую систему показателей и их пороговых значений, которая могла бы своевременно сигнализировать о нарастании кризисных явлений в указанной сфере и необходимости принятия соответствующих мер, направленных на устранение негативных тенденций.

В мировой практике существует методика определения унифицированных нормативных показателей экономически приемлемых уровней внешней задолженности. Эти нормативные показатели страна-должник может принимать за основу при управлении внешним государственным долгом. Для России данные нормативы необходимо адаптировать к условиям экономической ситуации и институциональных возможностей. При создании системы критериев оценки критических значений совокупного внешнего долга страны можно использовать показатели уровня динамики и темпов роста совокупного внешнего долга России по отношению к ВВП, объему золотовалютных резервов, объемам экспорта.

С.В. Степашин в своей монографии «Экономическая безопасность Российской Федерации» разработал систему индикаторов внешних угроз экономической безопасности России. В качестве одной из угроз он выделил — высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решений. Данные угрозы могут быть выражены системой следующих индикаторов9:
● состояние кредитно-финансовой сферы;
● состояние механизмов формирования экономической политики, нарушение финансовой сбалансированности;
● состояние инвестиционной сферы, иностранное инвестирование;
● встроенность в мировую экономику, свободные экономические зоны;
● искусственное влияние на конкурентоспособность отечественных производителей;
● развитие рыночных структур;
● социальная активность населения;
● состояние институтов государственной власти;
● внутренний долг государства;
● состояние промышленной инфраструктуры;
● уровень и качество жизни населения;
● динамика занятости.

Помимо внешнего государственного долга существует и внутренний долг. Внутренний долг так же очень важен, он влияет на экономику страны, на её развитие.

2.2. Внутренний долг Российской Федерации.

Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определяет государственный внутренний долг России как «обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

Внутренний долг Российской Федерации охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года). среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; облигации государственного сберегательного займа; облигации внутреннего государственного валютного займа; казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” обесцененные после 1991 г. вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

Таким образом мы видим, что внутренний долг – это очень немаловажный фактор в общей экономике государства. Мы видим, что реструктизировать его можно только тщательнейшим анализом будующих и намечающихся изменений в мировой экономике.

2.3. Управление государственным долгом.

Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

На принятие решений по выбору методов управления госдолгом влияют, в основном, такие факторы: доля расходов на обслуживание госдолга в общей сумме расходных статей бюджета и процентное соотношение ВВП и суммы государственных заимствований.

При оценке внешнего госдолга применяются показатели соотношения суммы внешних заимствований и объема экспорта и доли расходов, идущих на погашение внешнего госдолга к сумме выручки от экспорта.

Управление государственным долгом – это непрерывный процесс, в котором последовательно выделяются три этапа:

1 – размещение ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов;

2 – погашение госдолга;

3  - обслуживание госдолга.

Погашается госдолг за счет средств бюджета, золотовалютных резервов, денег, вырученных от продажи собственности государства, а также при помощи новых заимствований.

Управление государственным долгом включает две большие группы методов: финансовые и административные.

Финансовые методы заключаются в выборе форм и способов, которыми государство будет погашать госдолг, с учетом финансовых показателей. Они нацелены на достижение предельной эффективности от привлечения займов и поиск путей сведения издержек, связанных с их погашением, к минимуму.

Административные методы базируются на быстром выполнении распоряжений государственных органов власти. В их функции не входит оценка эффективности и результативности действий, связанных с управлением госдолга.

Основные меры, к которым прибегает государства, при управлении госдолгом, сводятся к следующим мероприятиям.

В условиях роста задолженностей и бюджетного дефицита страна имеет право прибегнуть к такой мере как рефинансирование государственного долга – выпуска новых займов для погашения старой задолженности.

Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.

Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.10

Унификация займов – объединение в один нескольких существующих займов. При этом ранее выпущенные облигации обмениваются на новые. Часто унификация проводится вместе с консолидацией.

Аннулирование государственного долга – радикальная мера, при которой государство отказывается от всех обязательств, связанных с выпущенным займом.

Управление государственным долгом в России в последние годы характеризуется постепенным снижением относительных и абсолютных показателей госдолга. Уменьшается процентное соотношение величины долга к ВВП по номинальной стоимости.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ, в тех рамках наделяемых его полномочий, которые устанавливаются Федеральным Собранием РФ.

Оно заключается в формировании политики, проводимой в отношении госдолга, установлении границ задолженности, определении целей и направлений воздействия на показатели микро- и макроуровня, установлении целесообразности финансирования госдолга за счет общегосударственных программ. Все это реализуется через систему мероприятий, которые связаны с выпуском долговых обязательств и дальнейшим его обслуживанием. Это требует от органов государственной власти комплексного подхода и определяет многоплановость регулирования формирующейся задолженности.11

Заключение

Рассмотрев тему государственного бюджета, проблемы сбалансированности и методы управления можно сделать вывод, что бюджетная система Российской Федерации сложна, так как сложны и все её составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике.

В моей работе было рассмотрено, что такое Бюджетная система Российской Федерации (основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов), она основывается на 10 принципах, которые так же были отражены в работе. Рассмотрено,  что такое государственный бюджет РФ (централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооружённых сил, а так же выполнения необходимых социально-экономических функций. «Балансирует» денежные доходы и расходы государства). Так же было проведено исследование на выявление доходов и расходов нашей страны. В нашей стране существует 4 источника формирования бюджета страны. 80-90% дохода государства составляют налоги, наиболее крупные: подоходный налог, налог на прибыль корпораций и  налог на добавленную стоимость.

Проанализировав внешний государственный долг, я пришла к выводу, что его роль в национальной экономике очень высока. Он ложится большим бременем, происходит замедление экономического роста и может произойти спад национального производства.

Существует три состояния государственного бюджета: сбалансированный, профицитный и дефицитный. Сбалансированный бюджет – наилучшее состояние экономики, когда доходы государства равны расходам. Способы работы с каждым бюджетом разнообразны.

В моей работе так же раскрыты способы управления государственным долгом. Наиболее используемыми являются: традиционный путь, консолидация внешнего долга, конверсия, унификация займов, рефинансирование государственного долга.

По мнению большинства, если удастся решить хотя бы часть вопросов по доходной части, то многие проблемы, тормозящие сегодня социально-экономическое развитие страны просто перестанут существовать.

По данным рейтингового агентства Moody's внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора (Кипр, США и т. д.).

Список литературы

  1.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. // Российская газета. №237. 1993. 25 января.
  2.  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 “О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах” Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации
  3.  Бюджетный Кодекс РФ / БК РФ [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://www.bdkodeks.ru/

  1.  Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс].– Режим доступа:
    http://base.garant.ru/12153172/#ixzz34SRQFo9z
  2.  Административно-управленческий портал [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://www.aup.ru/

  1.  АртРеф-Современная экономика [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://artref.ru/?p=786

  1.  Бурханова И. В.  Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций /И. В. Бурханова. – М.: Эксмо, 2011. -  160 с
  2.  Бюджет [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/бюджет

  1.  Бюджетная система России: учеб. / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 212 с.
  2.  Государственный бюджет [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный_бюджет

  1.   Внешний долг России [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/внешний_долг_России

  1.  Гриценко А.Н. Государственный внешний долг и макроэкономическая динамика. // «Проблемы современной экономики». – 2012. - N1(41). - С.78–80.
  2.  Единый портал бюджетной системы [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://budget.gov.ru/budget/ext_debt

  1.  Иностранные инвестиции в России: учеб. пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. - С.113.
  2.  Иностранные инвестиции в России: учеб. пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009.-С.203
  3.  Кодексы и Законы Российской Федерации [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://www.zakonrf.info/

  1.  КонсультантПлюс [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://www.consultant.ru/

  1.  Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / И.Н. Мысляева.- М.: ИНФРА-М, 2009. – 264 с.
  2.  Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. [Электронный ресурс].-Режим доступа:

http://academic.ru/

  1.  Официальный Сайт Министерства Финансов  [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://www.minfin.ru/ru/

  1.  Разживина Д.О. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса /Д.О. Разживина, А.А. Бовин // Сибирская финансовая школа. – 2011. – № 2. – С. 8-12
  2.  Россия в цифрах. 2013: Стат. сб. / Росстат. – М., 2013. – С.573
  3.  Сайт Счётной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://audit.gov.ru/

  1.  Сайт Федеральной службы государственной статистики России [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://www.gks.ru/

  1.  Сервер Центрального Банка РФ [Электронный ресурс].– Режим доступа:

http://www.cbr.ru

Приложение 1.

Глоссарий.

  1.  Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
  2.  Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  3.  Валовой внутренний продукт (ВВП) - величины совокупной рыночной стоимости товаров и услуг, созданных (произведенных) за год во всех отраслях экономики.
  4.  Внешний долг России — обязательства Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
  5.  Внутренний долг России - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ)».
  6.  Государственный бюджет — централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооружённых сил, а так же выполнения необходимых социально-экономических функций. «Балансирует» денежные доходы и расходы государства.
  7.  Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
  8.  Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.
  9.  Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
  10.  Консолидированный бюджет Российской Федерации - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
  11.  Налог - обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
  12.  Нерезиденты – а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в т.ч. временно находящиеся в Российской Федерации; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации; г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства; д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах б) и в).  
  13.  Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.
    Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
  14.  Сбалансированность бюджета - паритетное соотношение между расходными и доходными статьями бюджета. Сбалансированность бюджета означает положение, когда все расходы бюджеты покрыты его доходами, т.е. расходы уравновешены доходами.
  15.  Управление государственным долгом – это система финансовых мероприятий, проводимая государством с целью погашения займов, а также выплат доходов по этим займам, изменениям сроков и условий выпущенных займов, выпуск очередных долговых обязательств. Это одно из приоритетных направлений финансовой политики государства.

Приложение 2.

Рис. 1.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации.

Рис. 1.2. Структура консолидированного бюджета субъектов РФ

 

Рис. 1.3. Структура доходов федерального бюджета в 2013 г.

Рис. 1.4. Структура расходов федерального бюджета на 2013-2015гг.  

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/бюджет

2 http://artref.ru/?p=786

3 http://works.tarefer.ru/99/101471/index.html

4 http://works.tarefer.ru/99/101471/index.html

5 http://referatwork.ru/refs/source/ref-77070.html

6 Иностранные инвестиции в России: учеб. пособие / Е.Р. Орлова, О.М. Зарянкина. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. - С.113.

7 http://budget.gov.ru/budget/ext_debt

8 http://ru.wikipedia.org/wiki/внешний_долг_России

9 Степашин С.В. Монография. Экономическая безопасность Российской Федерации. - Т.1. - М., 2001. - С.78-79.

10 http://www.aup.ru/books/m202/17_3.htm

11 http://fb.ru/article/3354/upravlenie-gosudarstvennyim-dolgom


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84701. Центральные органы внешних сношений ведущих иностранных государств 16.22 KB
  Органы внешних сношений США Конституция США принятая еще в 18 веке 17 сентября 1787 г. В конституции можно увидеть и такие уже ставшие архаичными полномочия Конгресса как ведение торговли с индейскими племенами но тут надо взять во внимание время принятия конституции США. II Конституции США говорится о полномочиях Президента. Если проанализировать существующую практику то можно прийти к заключению что главную роль в области внешних сношений в США играют два лица: Президент США и Государственный секретарь.
84702. Центральные органы внешних сношений России 16.09 KB
  В международном праве госорганы внешних сношений – это национальные государственные органы и должностные лица правомочные представлять интересы соответствующего государства и его граждан в международных отношениях. Деятельность органов внешних сношений регулируется национальным законодательством и нормами международного права содержащимися главным образом в многосторонних и двусторонних международных договорах. учреждение постоянное представительство постоянное представительство при международной межправительственной организации или...
84703. Порядок разработки, принятия и реализации решений по вопросам внешней политики в Российской Федерации 13.75 KB
  Однако разработкой практически всех документов и решений по внешней политики РФ занимается МИД России как орган координирующий всю внешнюю политику России. Основные задачи МИД: разработка основных положений стратегии внешней стратегии РФ и подготовка соответствующих предложений президенту и правительству реализация внешней политики РФ координация внешнеполитической деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в целях проведения единой внешнеполитической линии РФ на международной арене обеспечение дипломатическими...
84704. Место дипломатической службы в системах государственной власти мира 14.19 KB
  В одних из ведущих стран мира например США и Великобритании дипломатическая служба имеет следующее место: она выделена в особый вид государственной службы со своими правилами набора кадров рангирования продвижения по служебной лестнице и другими собственно кадровыми характеристиками; прием на службу производится практически исключительно через открытый конкурс с обязательной сдачей претендентами специальных квалификационных экзаменов; несмотря на провозглашенный принцип...
84705. Роль МИДа в выработке внешнеполитического курса 15 KB
  Обеспечивает дипломатические и консульские сношения РФ с иностранными государствами международными организациями представительство и защиту за рубежом интересов РФ прав и интересов российских физических и юридических лиц; Для успешной деятельности МИД РФ наделен следующими правамив соответствии с Положением о нем: Аполучение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов органов местного самоуправления предприятий учреждений и организаций независимо от их организационноправовых форм и ведомственной...
84706. Правовая основа деятельности МИД РФ 11.83 KB
  Положение о МИДе 14 марта 1995 г. утвержденное указом Президента РФ; Федеральные и федеральные конституционные законы; Постановления правительства РФ; указ президента о координирующей роли МИДа; положение о посольстве и после; положение о консульском учреждении РФ; положение о постоянном представительстве РФ при международной организации; указ о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг; положение о порядке присвоения...
84707. Положение о МИД РФ, его основные задачи и функции 15.25 KB
  По нему Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Руководство деятельностью МИДа России осуществляет президент Российской Федерации. В своей деятельности МИД руководствуется Конституцией Российской Федерации; Положением о МИД России утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. Основные...
84708. Структура МИД России 15.81 KB
  Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент Западная Европа Греция Турция Второй Европейский департамент Северная Европа Прибалтика Третий...
84709. Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции 14.65 KB
  Деятельность департаментов МИД РФ и вопросы их компетенции. Департаменты МИДа России делятся на: 1.Территориальные департаменты на которые возложена работа по вопросам отношений России с другими государствами и международными организациями. Территориальные департаменты Территориальные департаменты Министерства иностранных дел Первый департамент стран СНГ Второй департамент стран СНГ Белоруссия Молдавия Украина Третий департамент стран СНГ Средняя Азия Четвертый департамент стран СНГ Закавказье Первый Европейский департамент...